Содержание


Введение. 3

1. Из глубины веков. 4

1.1. Трудолюбие как добродетель. 4

1.2. Трудовая демократия. 5

1.3. Идеалы и интересы.. 8

1.4. Народный трудовой календарь. 8

1.5. Плоды трудов неустанных. 9

1.6. На переломе. 9

2. Оборванная нить. 11

2.1. Время больших ожиданий. 11

2.2. Великая народная трагедия. 12

2.3. Разрушение продолжается. 13

Заключение. 14

Литература. 15


 


Введение


Еще в древности в народной жизни сложился образ крестьянина – богатыря, пахаря, труженика, неразрывно связанного с землей, получающего от него свою силу.

«Человек рожден для труда» - говорят бесчисленные народные пословицы. «Без труда нет добра», «Труд человека кормит, а лень портит», «Праздность – мать пороков», «Кто не работает, тот не ест», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Кто хорошо трудится, тому есть чем похвалиться», «Труду время, потехе час», «Без труда меду не едят», «Труд кормит и одевает», «Терпенье и труд все перетрут», «Зажиточно жить – надо труд любить», «Работай до поту, так и поешь в охоту», «У работающего в руках дело огнем горит», «Добрые люди день начинают работой», «Сегодняшние работы на завтра не откладывай», «У кого работа, у того и хлеб», «Без дела жить, только небо коптить».

Сегодня мы многое позабыли из нашей истории, и от того, может быть, появляются на страницах печати оскорбительные байки о якобы извечной лени русского мужика, его рабском характере и отсутствии самостоятельности.

Отношение русского человека к труду вырабатывалось в упорной борьбе за освоение новых земель с бесконечным дремучим лесом, в противостоянии ордам многочисленных кочевников.

Историк С.Соловьев отмечает дух предприимчивости, активности, умение концентрировать жизненные силы в борьбе с нелегкими условиями существования, проявляемые нашими предками на ранних этапах истории.

Русский человек представлял замечательный образец характера деятельного, расчетливого, домовитого, способного к неуклонному преследованию своей цели, к жесткому или мягкому образу действия смотря по обстоятельствам.

1. Из глубины веков

1.1. Трудолюбие как добродетель


В силу природных особенностей нашей страны труд русских людей носил неравномерный характер.

Трудовой характер русского человека в устойчивой, традиционной семье культивировался созданием и поддержанием в сознании всех членов трудящейся семьи образа идеального трудолюбивого предка, своим примером прокладывающего дорогу ныне живущим членам семьи. Поэтому трудовая деятельность русского человека всегда осуществлялась с оглядкой на этого идеального предка. Отсюда неискоренимое чувство связи русских крестьян с предками, почитание их, преклонение перед традициями и стариной.

Многие трудовые качества русского человека, и прежде всего его отношение к труду, сложились еще в дохристианский период. Орудия труда были с ним не только в жизни, но и брались в смертный путь.

Труд обогащает человека знанием; знание же плодит свободу, сообщает деяниям смысл и истину. Главное же – удовлетворенность собственной жизнью. Любой труд для человека – радость, а труд умственный радость вдвойне: в нем человек обретает спокойствие духа и постигает величие божества.

Трудолюбие как добродетель крестьянина, добросовестное отношение к труду, ставшее устойчивым обычаем и привычкой, потребность в труде, прекратившаяся в один из главных мотивов жизнедеятельности, составили неотъемлемую часть мировоззрения крестьянина.

Таким образом, сельский труд имел ценнейшую духовно-нравственную основу; стремление выполнить работу как можно лучше обусловливалось духовно-нравственной культурой крестьянина.

Но одного трудолюбия мало. Нужна еще добросовестность в труде.

Труд в хозяйстве русского человека приобретал характер сложного, многообразного ритуала, особенности которого определялись вплоть до мелочей – как мыть, тереть, сушить, скоблить, солить грибы, ухаживать за скотом и т.д.

Во многих местах «Домострой» - настоящее пособие по научной организации труда русского крестьянина XVI века.

Общеобразовательная подготовка тружеников Древней Руси осуществлялась посредством церковного пастырства и учительства.

Профессионализм и мастерство русских ремесленников были очень высоки.

Мастерство и мастера ценились как среди ремесленников, так и среди крестьян.

Знание того или иного ремесла в народе ценилось высоко, но стояло ниже понятия мастерства. Далеко не всякий ремесленник мастер.

В северных губерниях особенно сильно были развернуты промыслы по обработке дерева.

Русский крестьянин был не только земледельцем. Исстари занимался он разными ремеслами, которые давали ему неплохой заработок.

Неумелость в труде подвергалась насмешкам, рассматривалась как своего рода нравственный порок. Трудовой крестьянин постоянно насмехался над лодырем.

С лодырями и пьяницами боролись очень строго не только среди крестьян, но и среди рабочих.


1.2. Трудовая демократия

Исторические факты свидетельствуют, что рабочее самоуправление на предприятиях впервые отмечено в России. Одно из известных, но не самых древних свидетельств относится к  1803 году, когда на Красносельской бумажной фабрике близ Петербурга рабочие заключили с владельцем договор, по которому фабрика в течение долгого срока находилась в управлении самих рабочих.

Для руководства работ они выбирали из своей среды мастера, сами определяли продолжительность рабочего дня, порядок работы, распределение заработка.

Самоуправление было широко распространено и в духовной жизни народа. Церковные общины и братства, совместные братчины много значили в развитии народной психологии в Древней Руси.

С глубокой древности зародилась в русском человеке склонность к самостоятельному и вольному труду.

Весьма характерно, что народ разделял понятие труда и понятие службы. Свободный труд на себя, на свою семью в близком ему общинном коллективе – это одно, а служба, связанная с потерей самостоятельности, это совсем другое. На труд русский человек смотрит с оптимизмом, взгляд на службу более пессимистичен.

Самостоятельность русского работника выражалась в том, что он не хотел быть последним в труде, постоянно соревнуясь за свое право быть не хуже других, не стать объектом обычных в таком случае насмешек.

Боязнь не оказаться последним появлялась в соревновательстве, которой был пронизан труд русских крестьян, особенно если они работали вместе.

Важнейшей чертой развития промышленности и торговли на Руси было то, что оно осуществлялось на началах трудовой демократии, самоуправления и самоорганизации, отражавших главные принципы существования трудовых коллективов того времени. Крестьянство развивалось в рамках общинного самоуправления, аналогично ему происходило объединение ремесленников по профессиональным признакам на артельных началах.

В ХIV-XV веках типичной формой организации ремесленников становится «дружина» - артель во главе со «старейшиной» или мастером.

На Руси существовало большое количество различных форм объединения ремесленников, но все они тяготели к общинному самоуправлению, самоорганизации, порой даже обладали судебными правами.

Самым огромным национальным достоянием для русского человека в течение многих веков была община – демократический союз местного самоуправления, трудовой демократии, взаимопомощи и совместного владения землей.

Основы существования общины лежали в самом духе народа, в складе русского ума, который не любит и не понимает жизни вне общины и даже в своей кровной семье хочет видеть общину, товарищество.

Самоуправление русских крестьян возникло в процессе освоения огромной территории нашей страны.

Помочи – совместный неоплачиваемый труд крестьян, имевший добровольный характер, зачастую принимавший форму настоящего ритуального праздника. В помочах отражалось традиционное чувство взаимопомощи русских крестьян «на основе взаимности, без эксплуатации одного крестьянина другим».

Помочи были очень многообразны как по форме их организации, так и по видам выполняемых работ. Были помочи, на которые обязательно по решению схода являлись все члены общины – как правило, на общественные работы и помощь нетрудоспособным.

Самыми распространенными помочами были помочи для завершения жатвы, которые имели множество разных названий – дожинки, выжинки, отжинки, борода, бородные, каша, саломата.

В XVII-XVIII веках в связи с ростом населения землю стали регулярно передавать между членами общины.

Земля и все другие крестьянские угодья (покосы, луга, леса) раздавались крестьянам поровну.

Между официальными переделами крестьяне могли обмениваться участками, снимать непосильный труд с немощных, передавать землю способным ее обработать.

Свобода носила коллективный характер и определялась принадлежностью человека к самоуправляющейся общине, существовавшей на основе демократических традиций и обычаев и в значительной степени отграждавшей его от феодальных поборов и бюрократического произвола центральной власти.

Вся жизнь крестьянина в общине обуславливалась чувством сборности, неразрывной связи с окружающими людьми, непротивопоставления своих интересов интересам окружающих. Члены общины знали все друг о друге.

В этих условиях частная личная жизнь крестьянина (в современном понимании) практически не существовала. Он жил в миру и был человеком мира.

Русская артель. Русская артель была добровольным товариществом совершенно равноправных работников, призванным на основе взаимопомощи и взаимовыручки решать практически любые хозяйственные и произвольные задачи. Объединение людей в артель не только не ограничивало дух самостоятельности и предприимчивости каждого артельщика, а, напротив, поощряло его. Мало того – артель позволяла сочетать склонность русского человека к самостоятельному и даже обособленному труду с коллективными усилиями.

Итак, артель – самоуправляемый трудовой коллектив. Но самоуправляющий характер артели вовсе не означает, что у него нет начальника.

Да, артель нередко предоставляет своему руководителю широкие права, но и при всех обстоятельствах осуществляет за ним контроль, которого практически не избегнешь.

Артельный характер жизни, выросший из общинных начал, принимал самые разнообразные формы и названия – складчины, братства, ватаги, дружины, товарищества и собственно артели.

Древняя русская артель складывалась на началах товарищества, как правило, из людей хорошо знавших друг друга, односельчан, уличан.

Все российские артели составляли четыре основные группы:

1)      Духовные;

2)      Правовые;

3)      Хозяйственные (экономические);

4)      Общежительские.

Артели духовного принципа принимали характер: а) религиозный; б) развлечений и увеселений; в) удовлетворения умственных потребностей.

Артели бытового характера для поддержания уровня заработной платы, условий труда. По сути дела эти артели содержали в себе задатки рабочих профессиональных союзов.

К артелям с хозяйственными экономическими задачами относились две самые большие группы российских артелей – промысловые и сельскохозяйственные.

Общежительские товарищества и артели объединяли лиц, как занятых производительной трудовой деятельностью, так и не занятых ею.


1.3. Идеалы и интересы

В душе наших предков, конечно, прежде всего крестьян, жило чувство справедливости, причем не просто материального воздаяния, компенсации, а чувство высшей справедливости – жить по душе достойно, вознаграждать по совести.

Идеальные отношения между людьми, считал русский человек, должны строиться только «по душе».

В атмосфере почитания идеалов добра, души, справедливости, правды было выношено и получило устойчивый характер нестяжательство. Суть его заключалась в преобладании духовно-нравственных мотивов жизненного поведения и труда над материальными интересами.

Суть народного понимания нестяжательства: «Лишнее не бери, карман не дери, души не губи».

Человек не должен стремиться ни к богатству, ни к накопительству, человек должен довольствоваться малым.

Особо вопрос ставится об отношении к чужому имуществу, результатам чужого труда. Посягнуться на них – страшный грех.

Человек, который думает только о своих личных материальных интересах, неприятен душе крестьянина.

Осуждая стяжательство, накопительство, жадность, скупость и неправедное богатство, народное сознание снисходительно относится к беднякам, и более того, симпатизирует им.

Нестяжательство, презрение к погоне за наживой, богатством, конечно, не означало склонности крестьян работать бесплатно. За хорошо выполненный труд полагалась награда.


1.4. Народный трудовой календарь

Веками были выработаны незыблемый ритм и нормы труда – согласование отдельных этапов трудового процесса, режим дня, соотношение, начало и завершение сезонных работ. Крестьянский трудовой календарь начинался весной.

Русские крестьяне работали с восхода до захода солнца. Совсем не часто устраивались в работе небольшие перерывы.

Перед самой революцией продолжительность рабочего года в России составляла в промышленности в среднем около 250, а в сельском хозяйстве – около 230 дней.


1.5. Плоды трудов неустанных


В XVI-XVII веках Россия обладает сильно развитой торговой сетью.

Несмотря на увеличение производительности труда, экономический рост России допетровского времени осуществлялся преимущественно экстенсивным путем вовлечения в хозяйственный оборот новых земель и ресурсов, что обусловливалось огромным земельным простором, богатством лесов и недр.

Опора на лучшие качества русского работника, использование его инициативы и предприимчивости дали поразительные результаты, которые можно с полным основанием назвать промышленной революцией.

Широкое развитие частной инициативы снизу породило мощное промышленное движение крестьян и жителей городских посадов, выразившееся в огромном росте домашней крестьянской и кустарно-ремесленной промышленности.

Огромное количество ярмарок и их исключительное значение в хозяйственном механизме было обусловлено историческими особенностями России, и прежде всего свободным, инициативным характером развития хозяйства, складывания промышленных ремесел и предприятий, чуждым централизму и административному нажиму.

Важнейшим мероприятием, значительно содействующим улучшению положения рабочих, являлись меры по регламентации условий фабрично-заводского труда.


1.6. На переломе

В ХIV-XV веках в Европе произошла духовная кристаллизация двух по сути дела противоположных жизненных идеологий. Одна из них воцарилась в Западной Европе под названием гуманизм, другая – в Восточной Европе, прежде всего на Руси, под названием исихазма (умного, духовного делания).

Праздношатающийся человек без ремесла и без дела был для Древней Руси явление довольно редкое. Такой человек мог жить либо на милостыню, либо воровством. Как закон, так и народное нравственное чувство давило его со всех сторон, не давая развиваться. Именно поэтому на Руси таких лиц было сравнительно мало.

В середине ХIХ века происходит в известном смысле сближение идеологии босячества и некоторой части русской интеллигенции, ибо те и другие стояли на основах отрицания народной трудовой культуры. Именно в этом сближении и сочетании и родились уголовно-троцкистские воззрения на русский народ.

Впрочем, в формировании этих воззрений приняли участие два  сравнительно узких слоя российской интеллигенции.

С одной стороны, слой людей, не знавших России, не понимавших ее богатейшей культуры, не чувствовавших родства с ней, видевших только примеры своих национальных обид и утеснений.

С другой стороны – слой российских интеллигентов, сблизившихся с босяцкой нетрудовой средой, выражавших мировоззрение деклассированных элементов страны, по-своему романтизируя эти паразитические элементы общества.

Создателем мифа о героической сущности презираемых народом чеклашей, певцом романтики «дна» и восхваления «социально-близких» элементов стал Максим Горький.

Первые известные попытки разрушить общину относятся к 60-м годам ХVIII столетия. Они осуществляются агрономами, ссылавшимися на пример европейских государств, особенно на Пруссию.

Особой страницей среди попыток разрушения русской общины было введение военных поселений при Алексее Первом.

Была нарушена многовековая традиция своего рода суверенитета крестьянской общины. Уезд разбивался на земские участки, и в каждый участок назначался земский начальник.

Умаление прав общины привело к значительному территориальному расширению полномочий местной администрации.

Следующим актом была столыпинская реформа, которую не следует интерпретировать только в отрицательном смысле.


2. Оборванная нить

 

2.1. Время больших ожиданий


Революция со всех сторон поставила вопрос о возвращении к народным основам, традициям и идеалам как столбовой дороге развития. Жизнь настоятельно требовала учета сложившейся исторически национальной модели ведения хозяйства и трудовой деятельности.

Принятый правительством в первый день Советской власти декрет о земле, безусловно, соответствовал народным традициям и идеалам. Суть его сводилась к четырем главным положениям: ликвидации помещичьего землевладения, национализации земель, передача земли в распоряжение крестьянских организаций и уравнительному землепользованию.

Сталин видел в прошлом России только темноту и отсталость.

Главная задача преобразований в деревне, по мнению Сталина, состоит в том, чтобы «переделать крестьянина, его психологию, его производство в духе сближения с психологией рабочего класса».

Сталин противопоставляет город и деревню, объявляет город центром прогресса, а деревню очагом отсталости, который можно разрушить путем «насаждения» передовых социалистических насаждений.

Для поддержки продовольственных отрядов и установления в деревне новых порядков издается декрет об организации деревенской бедноты, снабжении ее хлебом, предметами первой необходимости и сельскохозяйственными орудиями за счет других частей деревни.

С начала 1919 года начинает осуществляться система продразверстки, т.е. принудительного изъятия у крестьян значительного количества продовольствия.

В законе о социалистическом землеустройстве, изданном в  1919 году, вся земля объявлялась единым государственным фондом и декларировалась, что право на эту землю получает тот, кто землю обрабатывает.

Наряду со значительным снижением удельного веса зажиточных и богатых крестьян, существенно сократилось число средних крестьян, хотя одновременно понизилось число беспосевных. Но самой значительной закономерностью этого времени было огромное увеличение малопосевных хозяйств (т.е. главным образом бедняков), которые до войны пополняли свой бюджет посторонними заработками.

Борьба с крестьянством, преследование и уничтожение его наиболее активных слоев привели село к катастрофе, поставили сельских жителей на грань вымирания.

В результате гражданской войны, голода и эпидемиологических болезней погибло не менее 8 млн. крестьян.

В самом начале 1918 года в России вводится трудовая повинность. В этом же году взамен прежних удостоверений личности вводятся трудовые книжки. Для так называемой буржуазии под страхом тюремного заключения устанавливается обязательная явка на все работы, куда бы их не послали местные власти.

К концу 1918 года все граждане России теряют право на добровольный выбор труда и в случае необходимости могут быть переведены с одной работы на другую.

Следующим шагом реорганизаторов стало «Общее положение о тарифе», подписанное Лениным в июне 1920 года. Документ устанавливал общие для всей страны нормы выработки, которые исходили из данных о некоторой средней производительности труда. Декрет подробно расписывал тарифные ставки, нормы и порядок оплаты и премирования труда.

В стране возникает огромное количество концентрационных лагерей с принудительным трудом, куда стараются упрятать не только представителей буржуазных слоев, но и всех несогласных с «трудовой» политикой новой власти.

Принудительный труд практикуется повсеместно под страхом тюрем и расстрелов.

В октябре 1921 года ВЦИК выносит решение о прекращении трудовых мобилизаций и переходе к методам добровольного привлечения рабочей силы через биржи труда.

Прежде всего оживают и развиваются общинные и артельные формы труда. Система насильственных изъятий продуктов сельского хозяйства – продразверстка – была заменена продовольственным налогом, который был значительно ниже продразверстки.


2.2. Великая народная трагедия

В 1927 году решением ВЦИК и СНК РСФСР вновь вводится  «Положение о привлечении населения к трудовой и транспортной повинности», согласно которому по решению административных организаций население может принудительно направляться на любые работы, уклонение от которых преследовалось в судебном порядке и квалифицировалось по статье 61 Уголовного кодекса.

В конце 20-х – 30-е годы проводится шумная кампания по так называемому самозакреплению кадров. Суть ее состояла в том, что рабочих заставляли «добровольно» подписывать обязательства оставаться на предприятии до конца пятилетки.

Тяжелым налогом на население легла чрезмерная эмиссия денег, значительно превышающая рост товарной массы.

Неизбежным результатом такой финансовой политики стал стремительный рост розничных цен.

По сравнению с дореволюционным периодом удельный вес бедных и малоимущих крестьян увеличился в 2-2,5 раза.

В марте 1928 года принимается постановление «О землепользовании лиц, существующих на нетрудовые заработки». Согласно ему значительная часть богатых и зажиточных крестьян лишалась права распоряжаться землей на началах трудового землепользования. У зажиточных и богатых крестьян изымалась большая часть земли.

Развязав настоящую войну против деревни, троцкистско-сталинский режим запретил самостоятельное переселение и распродажу крестьянского имущества под угрозой полной конфискации.

Предшествовавшие выселению крестьянских семей конфискации превращались в настоящую вакхналию грубого произвола и беззакония.

Отбиралось практически все. Оставляли только самое необходимое.

История труда в трудовых лагерях была разбита на два этапа. Первый – «доплановый» - развивался с первого года революции до 1929 года. Концлагеря возникают летом-осенью 1918 года.

С 1929 года лагерная система входит в новый «плановый» этап развития.

Универсальной моделью трудового воспитания молодежи становятся исправительная колония и армия.


2.3. Разрушение продолжается

Экономическое положение сельского хозяйства  в начале 50-х годов было просто катастрофическим.

В середине 50-х годов в стране резко сокращается репрессивный аппарат и масштабы принудительного труда.

Продолжалась практика недоплаты работнику за его труд, нарушалось право на экономически обоснованную долю во вновь произведенном продукте.

В годы «застоя» сохранялись практически в полном объеме формы организации труда, основанные на административных запретах, мелочных инструкциях, различных ограничениях, сдерживающих самостоятельность, инициативность и предприимчивость работника.

 

Заключение


Книга О.А. Платонова доступна для понимания. В данной книге рассматривается культура труда.

Автор  утверждает, что наше будущее зависит от возрождения утраченных трудовых ценностей русского народа.

В завершении, хотелось бы сделать некоторые выводы:

Говоря о главном, что составила сущность русского труда в эпоху его расцвета, следует подчеркнуть, что он никогда не сводился к совокупности действий или навыков, а рассматривался как проявление духовной жизни, причем трудолюбие было характерным выражением духовности. Очень верно сказано русским педагогом В.А. Сухомлинским, что «отношение к труду является важнейшим элементом духовной жизни человека. Было бы недостаточным и наивным сказать, что трудолюбие воспитывается в процессе труда. Трудолюбие как важнейшая черта морального облика воспитывается и в процессе духовной жизни – интеллектуальной, эмоциональной и волевой. Не может быть трудолюбивым человек, мало думающий, мало переживающий».

Трудолюбие, добросовестность, старательность, которые мы отмечаем в наших предках, рождались не просто в процессе выполнения трудовых функций (хотя и это немаловажно), а являлись итогом их богатой духовно-нравственной жизни.

Самоорганизация и саморазвитие русской жизни многие века осуществлялись в рамках самоуправляющейся общины, и именно она была общественной формой, которая создавала условия для свободы и самостоятельного развития каждого отдельного крестьянина.

Изучение петровских преобразований позволяет понять, что Петр не копировал вслепую зарубежный опыт, а использовал его применительно к российской действительности, опираясь уже на сложившиеся общественные институты, общинное самоуправление и землепользование.

Но главное, на что сделал ставку Петр Первый – на использование творческой инициативы и самостоятельности русского хозяина и работника.

Из-за «экономии» на развитии человеческого фактора наша страна смогла вовлекать в общественное производство только часть трудового потенциала общества. Большая же часть его оставалась нереализованной.

 

Литература


Платонов О.А. Русский труд. М.: Современник, 1991.