Содержание
Введение. 3
1. Образование двух немецких государств после Второй мировой войны.. 4
2. Экономические и политические предпосылки объединения восточной и западной Германии. 9
3. Пути международного решения вопроса об объединении ФРГ и ГДР. 14
3.1. Сложные международные переговоры по вопросу объединения ФРГ и ГДР 14
3.2. Подписание Договора об окончательном урегулировании в отношении Германии 16
3.3. Фактическое объединение ФРГ И ГДР. 19
4. Социально политические и экономические итоги объединения ФРГ и ГДР. 20
Заключение. 27
Список литературы.. 28
Введение
Послевоенная история Европы в значительной мере складывалась под воздействием событий, разворачивавшихся вокруг германского вопроса. Возникновение холодной войны, раскол Европы, многолетнее противостояние двух военно-политических блоков - НАТО и ОВД с сопровождавшей его гонкой вооружений - все это так или иначе было связано с попыткой достичь послевоенного урегулирования в Германии.
В итоге, спустя долгие годы Германский вопрос державший в напряжении весь мир, питавший противостояние двух систем и военно-политических организаций, наконец, ушел в историю.
В свете этих и других более событий в данной курсовой работе предстоит рассмотреть предпосылки, процесс и итоги объединения восточной и западной Германии.
Для достижения вышеуказанной цели необходимо решить следующие важные задачи:
1. Прежде чем перейти к вопросу объединения восточной и западной Германии необходимо рассмотреть, как и в каких целях произошло разделение единой страны на две части;
2. Обратить внимание на то, какими мотивами руководствовались стороны на пути к объединению;
3. Рассмотреть каким образом проходил процесс объединения ФРГ и ГДР, и какое участие в этом прочесе принимало мировое сообщество. Обратить внимание на роль СССР.
4. Рассмотреть социальные, экономические и политические итоги объединения ФРГ и ГДР.
1. Образование двух немецких государств после Второй мировой войны
Вопрос о судьбе Германии являлся одним из центральных при обсуждении главами государств антигитлеровской коалиции путей послевоенного урегулирования. Лейтмотивом этих переговоров являлись идеи справедливого возмездия виновникам войны и защиты мирового сообщества от новой угрозы со стороны Германии. Уже на советско-английских переговорах в Москве в декабре 1941 г. обеими сторонами было заявлено о необходимости отторжения части территории рейха: восстановлении суверенной Австрии, возвращении Восточной Пруссии Польше и Судетской области Чехословакии, возможно — создании независимых государств в Рейнской области и Баварии. В американской администрации идея расчленения Германии имела как сторонников, так и противников. В октябре 1943 г. на Московской конференции США представили документ «Основные принципы капитуляции Германии», в котором речь шла лишь о «децентрализации» Германии, направленной на «уменьшение прусского влияния на рейх».
В ноябре 1943 .г. американская и английская делегации выступили на Тегеранской конференции в поддержку наиболее жесткого решения германского вопроса. Предполагалось образование на территории Германии пяти автономных государств либо отторжение южногерманских земель для образования вместе с Австрией и Венгрией Дунайской федерации. Иную позицию занял Сталин, считавший, что радикальное расчленение Германии может стать лишь основой для новой вспышки немецкого национализма и реваншизма, тогда, как искоренению милитаризма и нацизма в Германии больше будет способствовать послевоенное сотрудничество стран коалиции. 15 января 1944 г. британским правительством был внесен на рассмотрение союзников план разделения Германии на зоны оккупации. В нем впервые была обозначена та линия, которая потом стала границей между ФРГ и ГДР. На Квебекской конференции в сентябре 1344 г. Черчилль согласился и с планом послевоенной политики в отношении Германии, разработанным министром финансов США Генри Моргентау. Этот проект предполагал территориальное расчленение Германии, сокращение промышленного потенциала и стимулирование аграрного производства под жестким международным контролем. Лишь по мере приближения окончания войны позиция США и Великобритании существенно смягчилась.
Вторая мировая война закончилась, как известно, без подписания классического мирного договора. Само по себе это не внесло особой дисгармонии в международные отношения. История знает немало случаев, когда мирные договоры, демонстрировавшие стремление победителей установить свое полное господство над поверженным противником, давали лишь обратный результат, вызывали враждебную реакцию и создавали почву для новой войны. Такую роль сыграл, в частности, Версальский договор.
После второй мировой войны Германии не были навязаны какие-либо унизительные условия, способные спровоцировать встречную волну агрессивного национализма. Наоборот, ей помогли встать на ноги и политически, и экономически, искоренить нацизм, создать демократические структуры. Возможно, это уберегло мир от новых катастроф.
Тем не менее германский вопрос, оставаясь "открытым", отягощал международные отношения. Правда, это было не противостояние Германии с остальным миром, а противоборство двух противоположных общественно-политических и социально-экономических мировых систем. Речь шла о сохранении и расширении сфер влияния, и ни одна из сторон не хотела уступать завоеванных позиций. В этом проявлялась жесткая реальность силовой политики, которую проводили обе стороны, хотя они и старались не доводить дело до критической черты и периодически обращались к политике разрядки и разоружения, стремясь смягчить конфронтацию.[1]
На Ялтинской конференции 1945 г. вопрос о территориальном расчленении Германии уже напрямую не ставился. Был лишь подтвержден проект формирования зон оккупации, причем из американской и английской зон выделялась территория для образования зоны оккупации Франции. В ялтинском коммюнике впервые была обнародована общая формула послевоенного урегулирования Германии — «демилитаризация и демократизация страны». Выполнение этих задач требовало денацификации политической системы Германии с предоставлением немцам права решить впоследствии вопрос о государственном устройстве и децентрализации (демонополизации) германской экономики как' основы разрушения ее военно-промышленного потенциала. Поставленный советской стороной вопрос о взимании с Германии репараций не был решен, хотя справедливость такой компенсации материального ущерба признавалась всеми делегациями.
Окончательно германский вопрос решился на Потсдамской конференции, проходившей с 17 июля по 2 августа 1945 г. Конференция утвердила Декларацию о поражении Германии и коммюнике, подтвердившее принципы политики в отношении Германии, сформулированные в Ялте. Территория Германии, в том числе территория Берлина, была разделена на четыре зоны оккупации. При этом советская зона включала 40 % территории. 30 % населения и 33 % производственного потенциала. Для координации создавался Совет министров иностранных дел пяти держав (СССР, США. Франции, Великобритании. Китая), а также Контрольный совет главнокомандующих, совместные комендатуры в Берлине. Был закреплен принцип сохранения экономического единства Германии и право немецкого народа на создание единого демократического государства. Но характерно, что уже в текст Потсдамского соглашения было введено понятие «западные зоны».[2]
Потсдамская конференция установила новые границы Германии: Восточная Пруссия была отдана Советскому Союзу, территория до Одера и Западной Нейсе — Польше, Судетская область возвращена Чехословакии, восстановлен суверенитет Австрии. Немцы, проживавшие на территории Польши, Чехословакии и Венгрии, подлежали депортации в Германию.
Уже с конца 1945 г. в советской зоне оккупации были предприняты активные шаги по проведению экономической реформы. Конфискация промышленных предприятий у лиц, признанных военными и нацистскими преступниками, приобрела исключительно широкий характер. В государственный сектор экономики перешло около 60 % восточногерманской промышленности. Функционирование этого сектора стало осуществляться на принципах плановости, с предоставлением широких прав по самоуправлению заводским советам и профсоюзам.
В течение 1945—1946 гг. была осуществлена и аграрная реформа. 3,3 млн. га земли, конфискованных у юнкеров и бауэров, вместе с хозяйственными постройками, скотом и 6 тыс. тракторов были переданы 560 тысячам безземельных и малоземельных крестьян. Эти земли составляли 33 % сельскохозяйственной площади восточной зоны. На них начали создаваться общинные объединения крестьянской взаимопомощи, а в 1949 г. все участки, переданные крестьянам в ходе реформы, были объявлены народной собственностью и стали основой для образования коллективных хозяйств («народных имений »).
Экономические преобразования в западных зонах изначально приобрели иную направленность. Несмотря на меньший масштаб разрушений, положение населения здесь было сложнее, нежели на востоке. Еще в последний период войны на юге Германии стали скапливаться массы беженцев. Сюда же устремились эмигранты из советской зоны, а также большая часть переселенцев из Чехословакии, Венгрии и Польши. Если в Восточной Германии в 1945 г. население составляло 17 млн. немцев, то в западных землях — 44 млн. Впоследствии эта разница еще более усилилась.[3]
Тяжелое положение немецкого населения заставило западную администрацию отказаться от широкомасштабного изъятия товаров и демонтажа оборудования в счет репараций, а также гарантировать получение немецкими рабочими заработной платы, независимо от остановки производства. Важным обстоятельством оказалось и то, что приток бесплатных немецких промышленных товаров фактически являлся демпинговым для «перегретой» американской экономики: поэтому из западных зон вывозилось преимущественно сырье, а так же специальное оборудование научных лабораторий и технических центров. В целом уменьшение экономического потенциала Западной Германии в результате военных действий составило 20 % довоенного уровня, а в результате демонтажей —12% (для Восточной Германии соответствующие оценки — 45 и 25 %).
2. Экономические и политические предпосылки объединения восточной и западной Германии
В отношениях двух немецких государств в 80-х гг. появились новые черты. В официальной пропаганде ГДР неожиданно активно начал звучать общегерманский мотив. Все чаще использовался тезис об «общем культурном наследии», последовала «реабилитация» таких исторических фигур, как Фридрих II и Бисмарк. Сенсационно прозвучало заявление Хонеккера о возможности объединены Германии после победы «демократических сил» в ФРГ. На встрече Хонеккера и Шмидта в 1981 г. впервые была зафиксирована формула об «общей ответственности ФРГ и ГДР при обеспечении безопасности на Европейском континенте. Подобные шаги были особенно показательны на фоне последнего всплеска «холодной войны» в начале 80-х гг. Лишь после прихода а к власти в СССР М. Горбачева «особая позиция» Хонеккера перестала диссонировать с действиями союзников по ОВД.
Новый курс восточногерманского руководства нашел понимание в Бонне. Не форсируя развитие событий и не афишируя свои действия, правительство Г. Коля предприняло шаги по экономической поддержке ГДР. В 1983—1984 гг. было заключено соглашение о предоставлении кредитов на общую сумму 1,9 млрд. марок. При молчаливом согласии обоих правительств устанавливались прямые связи между университетами двух стран, городскими общинами, группами творческой интеллигенции. В 1987 г. состоялся первый в истории визит лидера ГДР в Бонн. Несмотря на его «рабочий характер», власти ФРГ постарались соблюсти все нормы церемониала визитов глав зарубежных государств. Однако Хонеккер вовсе не являлся либералом-реформатором. Смягчение позиции во взаимоотношениях с ФРГ было вызвано прагматичным стремлением укрепить собственную власть. Во внутренней политике правительства ГДР, напротив, усилились консервативные тенденции. Власть Хонеккера и его ближайшего окружения приобретала явно авторитарный характер. Все чаще использовались репрессивные методы подавления инакомыслия.
После начала перестройки в СССР руководство ГДР отказалось следовать реформаторскому примеру Горбачева. В интервью «Штерну» в 1987 г. главный идеолог СЕПГ К. Хагер откровенно говорил по этому поводу: «Если сосед меняет обои, означает ли это, что и вам нужно начать ремонт?» Но ситуация в ГДР становилась все более ее сложной. Результаты экономической реформы 60-х гг. исчерпали себя. Восточногерманская экономика стремительно теряла рентабельность, конкурентоспособность на мировом рынке. Росла ее зависимость от импорта. Сказывались и последствия многолетней популистской политика режима Хонеккера, сдерживавшего оппозиционные настроения опережающим повышением уровня жизни. Значительная часть внешних займов использовалась д. я закупок на Западе товаров массового потребления, продовольствия, автотранспорта для личного использования. В конце 80-х гг. все жители ГДР получили право пользоваться услугами торговой системы «Интершоп» (аналога советской «Березки»). Ценой благополучия стал стремительный рост, государственного долга. Если в 1971 г. долг ГДР западным странам составлял 3,5 млрд. марок, то к 1989 г. он увеличился в 10 раз. Реальной стала угроза финансового краха. Среди населения ГДР были заметны настроения апатии, социального иждивенчества и в то же время повышение запросов, ориентация на западные потребительские стандарты. Идея решить все проблемы путем воссоединения Германии приобретала все большую популярность.[4]
Нарастающий внутриполитический кризис заставил правительство Хонеккера прибегать к откровенной демагогии и террору. С особой жестокостью карались попытки граждан ГДР бежать на Запад. Спецслужбы «Штази» создавали режим тотальной слежки. При численности населения ГДР в 8,4 млн человек, личный состав министерства государственной безопасности насчитывал в эти годы более 100 тысяч человек и еще столько же было вовлечено в агентурную сеть «Штази» (при этом следует учесть, что более двух миллионов человек были членами СЕПГ). И тем не менее социалистический режим приближался к своему краху. Его предвестником стал поток беженцев, устремившийся в Австрию и ФРГ осенью 1989 г. через открытую границу с Чехословакией.
Развязка наступила в дни празднования 40-летия ГДР. Визит М. Горбачева в Берлин 6 октября 1989 г., внешне прошедший в обычной «дружественной» обстановке, придал уверенность внутрипартийной оппозиции в СЕПГ, а массовые волнения, произошедшие 7—8 октября и завершившиеся столкновениями с полицией, создали повод к обвинению руководителей государства в политических ошибках. 18 октября 1989 г. на IX Пленуме СЕПГ Хонеккер был смещен с занимаемых постов. Его преемником стал Эгон Кренц.
В высших эшелонах власти началась чистка. Однако новое руководство СЕПГ стремительно теряло контроль над страной. Почти каждый день в различных городах ГДР проходили массовые митинги и демонстрации. 7 ноября в отставку ушел весь состав Совета министров во главе с Вилли Штофом, а 8 ноября произошла радикальная смена состава Политбюро ЦК СЕПГ. 13 ноября Народная палата избрала новым председателем Совета министров известного партийного оппозиционера Ханса Модрова. первого секретаря Дрезденского окружного комитета СЕПГ. Модров накануне обнародовал свой план заключения «договорного сообщества» с ФРГ. Он предполагал поэтапное формирование экономического, валютного и транспортного союза двух германских государств, образование конфедерации, а в перспективе — и федерации. Этот план был поддержан Г. Колем.
В декабре 1989 г. скоротечная «восточногерманская перестройка» привела к краху политической монополии СЕПГ. Уже 1 декабря из конституции ГДР была исключена статья о руководящей роли партии. Спустя два дня XII Пленум ЦК СЕПГ принял решение об исключении из состава партии группы бывших высших руководителей во главе с Хонеккером. 8 декабря на Чрезвычайном съезде СЕПГ был освобожден от своих обязанностей и Э. Кренц. Съезд избрал председателем партии Грегора Гизи руководителя особой группы по расследованию нарушений устава партии и законности со стороны бывших функционеров СЕПГ (пост Генерального секретаря и Политбюро упразднялись). Сама партия была преобразована в Партию демократического социализма (ПДС).
С ноября 1989 г. в ГДР происходил быстрый процесс трансформации существовавших и образования новых политических партий.- Среди новых гражданских движений наиболее влиятельными были «Новый форум», «Демократический прорыв», «Зеленая партия», «Демократию сейчас», «Инициатива за мир и права человека». При активном патронаже со стороны западногерманской СДПТ была создана Социал-демократическая партия (СДП). В январе 1990 г. был учрежден Немецкий социальный союз (НСС), по своим программным установкам чрезвычайно близкий к баварской ХСС. Вскоре между НСС и ХСС установились самые прочные связи, тем более что НСС развивал деятельность преимущественно в южных районах ГДР. Руководство западногерманской ХЛС. напротив, не стремилось форсировать сближение со своим восточногерманским партнером. Лишь в преддверии первых свободных выборов в ГДР Г. Коль решился открыто поддержать лидера восточногерманских христианских демократов Лотара де Мезьера. СвДП также долгое время отказывалась от контактов с «историческим союзником» — Либерально-демократической партией Германии. Несмотря на смену руководства. ЛДПГ рассматривалась многими немцами как одна из политических сил, ответственных за проведение прежнего государственного курса. Еще более сложным было положение других бывших партнеров СЕПГ по Демократическому блоку — Национально-демократической партии и Демократической крестьянской партии, так и не нашедших партнеров в ФРГ.
В преддверии выборов 18 марта 1990 г. в ГДР произошла консолидация политических сил. 5 февраля по предложению Г. Коля восточногерманская ХДС, НСС и «Демократический прорыв» объединились в «Альянс за Германию». Эта коалиция получила фактически официальную поддержку руководства ФРГ и выступила с наиболее радикальной программой объединения двух германских государств. В «Союз 90» объединились «Новый форум», «Демократию сейчас» и «Инициатива за мир и права человека». Избирательный блок «Союз свободных демократов» составили ЛДПГ, «Германская партия форума» и возникшие на территории ГДР отделения СвДП. О выступлении единым списком договорились восточногерманские экологические, феминистские и некоммунистические левые группировки.
Итог выборов 18 марта оказался вполне ожидаемым. ХДС получил 40.9 % голосов. НСС — 6,32 %, «Демократический прорыв» — 0,92 % (таким образом. «Альянс за Германию» поддержали 48,14 % избирателей). СДП получила 21,64 %. ПДС — 16,38 %, «Союз свободных демократов» -5,28 %, «Союз 90» - 2,9 %, Демократическая крестьянская партия — 2,19 %, Национально-демократическая партия — 0,39 %. За объединенный список «зеленых», «Демократического женского-союза» и «Объединенных левых» проголосовало 2,47 % избирателей. Таким образом, политическое преобладание партий, имевших прямую поддержку в ФРГ было неоспоримым. Но состав новой Народной палаты оказался весьма пестрым, а руководство НСС отказалось от образования парламентской коалиции со своими коллегами по «Альянсу». Для образования правительства потребовались сложные переговоры с личным вмешательством Г. Коля. 23 марта было достигнуто решение об образовании «большой коалиции» с участием всех трех партий «Альянса за Германию», СДП и «Союза свободных демократов» (к которому присоединилась и Национально-демократическая партия). Конструктивную -оппозицию составила совместная фракция гражданских движений, «непримиримую» — депутаты от ПДС. Правительство «большой коалиции» возглавил Л. де Мезьер. Дорога к объединению Германии была открыта, но вопрос требовал и международного урегулирования.
3. Пути международного решения вопроса об объединении ФРГ и ГДР
Определение международно-правовой формулы объединения Германии стало предметом переговоров по формуле «2+4» (ФРГ, ГДР и держав-победительниц Второй мировой войны — США, СССР, Великобритании, Франции), начавшихся в мае 1990 г. Несмотря на сдержанную позицию британского и французского руководства, их участники подтвердили право немецкого народа на самоопределение. Важную роль сыграло решение президента СССР Горбачева передать на усмотрение руководства объединенной Германии вопрос о принадлежности страны к военным и экономическим блокам, ускорить вывод советской группы войск из ГДР. Впрочем, о своем согласии на объединение Германии путем присоединения территории ГДР к ФРГ Горбачев сообщил Г. Колю еще на секретных переговорах 10 февраля 1990 г.[5]
3.1. Сложные международные переговоры по вопросу объединения ФРГ и ГДР
Май-июнь 1990 года были до предела насыщены международными контактами на высшем и высоком уровне, не говоря уже о рабочих встречах экспертов. Германская тематика занимала центральное место. В Москве побывали Президент Франции Ф.Миттеран и премьер-министр Великобритании М.Тэтчер. Президент М.С.Горбачев посетил США и Канаду. Шесть раз встретились друг с другом Э.А.Шеварднадзе и Г.-Д.Геншер, не менее частыми были контакты советского министра с Дж.Бейкером. Неоднократно в Москву приезжали руководители ГДР.
Начал работу механизм "2+4". После подготовительных встреч экспертов 5 мая в Бонне прошла первая встреча министров иностранных дел "шестерки". В большом конференц-зале МИД ФРГ за специально изготовленным круглым синим столом, который поместили затем в качестве экспоната в музей немецкой истории в Бонне, расположились шесть делегаций. По праву хозяина Г.-Д. Геншер занял место лицом к входу, поместив напротив себя Э.А.Шеварднадзе. Немецкий министр придавал значение именно такому размещению, призванному, видимо, подчеркнуть особую роль ФРГ. Немцы уже не сидели за приставным столом, как это было 35 лет назад в Женеве, а занимали председательское место. Времена изменились. Впрочем, никто и не собирался как-либо дискриминировать немецкие делегации. ФРГ и ГДР давно были равноправными партнерами в международном сообществе, членами ООН. Мнительность Бонна на этот счет была явно излишней.
Г.-Д.Геншер открыл встречу тщательно отработанной, взвешенной речью, постаравшись в самом благоприятном свете представить позицию ФРГ и не дать повода для полемики. Спорные места он обошел, не умолчав лишь о намерении немцев воспользоваться своим правом свободного выбора союза, к которому хотела бы присоединиться объединенная Германия, и прямо назвав этот союз - НАТО. Все с напряженным вниманием ждали выступления Э.А.Шеварднадзе.
Речь советского министра была сбалансированной, спокойной и содержала все основные элементы официальной позиции СССР на тот период. Он отметил происшедшие в Европе после войны изменения, ориентированность немцев на мир и сотрудничество, уверенность в том, что объединенная Германия займет достойное место в семье европейских народов. Было подчеркнуто значение Потсдамского соглашения, прав и ответственности четырех держав, важность честного определения военного статуса Германии, гарантий нерушимости европейских границ.
Э.А.Шеварднадзе твердо заявил, что членство объединенной Германии в НАТО неприемлемо, подчеркнув, что такое решение существенно затронуло бы интересы безопасности СССР, нарушило соотношение сил в Европе и создало бы для СССР опасную военно-стратегическую ситуацию. Довольно суровая оценка была дана политике блока НАТО, что, естественно, заставило поморщиться западных партнеров. Правда, они отмечали, что в последующих доверительных беседах позиция советского министра оказалась существенно более гибкой.
3.2. Подписание Договора об окончательном урегулировании в отношении Германии
11 сентября 1990 года в Москву прилетели министры иностранных дел США, Великобритании, Франции, а также двух германских государств. На следующий день предстояло завершить работу конференции "2+4" и подписать согласованный к этому времени Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии.
Дни, предшествующие этой встрече, были, наверное, самыми горячими в советско-германских дипломатических контактах. Крайне сложными оказались вопросы о финансировании вывода войск и их пребывания в Германии, о судьбе и стоимости недвижимости и иного имущества ЗГВ. Советская сторона, подсчитав свои потребности, назвала сумму в 35-36 млрд. немецких марок. Правительство ФРГ готово было выделить 8 млрд. марок. Переговоры приобретали порой драматический характер, в них включились лично М.С.Горбачев и Г.Коль. Чувствуя опасность срыва последнего раунда переговоров "2+4", правительство ФРГ вынуждено было пересматривать свои предложения в сторону увеличения выплат. Буквально накануне московской встречи были окончательно согласованы объемы финансирования из бюджета ФРГ. Г.Коль подтвердил готовность выделить 3 млрд. марок на пребывание советских войск, 1 млрд. марок на оплату транспортных расходов, 8,5 млрд. марок на строительство квартир для военнослужащих ЗГВ, 200 млн. марок на переобучение военнослужащих. Кроме того, выделялся 3-миллиардный беспроцентный кредит. Вопрос о стоимости имущества ЗГВ оставался нерешенным.
Проработка финансовых вопросов, как и все переговоры "2+4", проходила в обстановке жесткого цейтнота, созданного ФРГ, что, разумеется, не способствовало нахождению оптимальных решений. Осталось впечатление, что в позиции ФРГ сохранялись резервы, которые можно было вскрыть при надлежащих настойчивости и упорстве с советской стороны. Однако в Москве торопились, не хотели откладывать подписание договора, считая, что отсрочка лишь обострит внутреннюю дискуссию и укрепит оппозицию разработанным документам по объединению Германии и выводу с ее территории советских войск.
Уже после того как участники встречи собрались в Москве, вечером 11 сентября на переговорах возник последний "мини-кризис". Английская делегация потребовала внесения в текст статьи 5 договора изменения, позволяющего после вывода советских войск передислоцировать на территорию бывшей ГДР воинские контингенты других государств НАТО для проведения маневров и учений. Западные партнеры решили, видимо, "под занавес" вырвать последнюю уступку у Советского Союза, явно переступив при этом рамки политической благопристойности. Советская сторона выступила против, поскольку новые предложения, по существу, взрывали договоренности, достигнутые в Архызе.
Функции посредника в урегулировании возникшего дипломатического инцидента взял на себя Г.-Д.Геншер, крайне обеспокоенный возможными негативными последствиями британской инициативы. Для правительства ФРГ срыв намеченного графика завершения переговоров был совершенно неприемлем, и германский министр взялся за дело со свойственной ему энергией. В ходе ночных двусторонних встреч и утреннего совещания министров США, Великобритании, Франции и ФРГ был подготовлен проект протокольной записи, согласно которой вопросы, касающиеся временной передислокации, передавались на "разумное" и "ответственное" решение правительства Германии с учетом интересов безопасности участников договора.
12 сентября 1990 года в московском "Президент-отеле" министры иностранных дел СССР, США, Великобритании, Франции, ФРГ и ГДР в присутствии Президента СССР М.С.Горбачева подписали Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии. Двадцать дней спустя, 3 октября 1990 года объединение Германии стало свершившимся фактом. В Берлине был спущен флаг ГДР, Германская Демократическая Республика перестала существовать.
Германский вопрос, почти полвека державший в напряжении весь мир, питавший противоборство двух систем и военно-политических организаций, уходил в историю. Еще предстояла ратификация договора, вывод советских войск из Германии, действительное, а не бумажное слияние двух германских государств, однако с подписанием договора объединительное развитие в Германии приобретало легальный и необратимый характер.
Неординарность происшедшего 12 сентября определялось не только тем, что формально "закрывался" германский вопрос. Международная атмосфера была перенасыщена ожиданием гигантских преобразований, которым суждено было потрясти мир в последующие годы. Через пятнадцать месяцев перестанет существовать Советский Союз, разделившись на составлявшие его республики. Еще раньше исчезнут Организация Варшавского договора и Совет экономической взаимопомощи. Бывшие союзники по Варшавскому договору начнут свой дрейф в сторону НАТО. В Европе возникнет новое соотношение сил с пока неясными и трудно предсказуемыми последствиями.
Главные действующие лица торжественного акта в "Президент-отеле" о возможных последствиях старались в то время не думать или по крайней мере не говорить. Размышления на эту тему не воодушевляли и к откровенному разговору со своей общественностью не располагали. По традиции говорили о светлых перспективах мирного демократического развития, широкоформатного сотрудничества и грядущего всеобщего благоденствия.[6]
3.3. Фактическое объединение ФРГ И ГДР
Интеграция двух немецких государств началась еще до окончательного урегулирования международных аспектов объединения. Уже в мае 1990 г. правительствами ГДР и ФРГ был подписан договор об экономическом, валютном и социальном союзе двух стран, вступивший в силу 1 июля. 22 августа Народная палата ГДР приняла закон о проведении общегерманских выборов на основе избирательного права ФРГ (включая положение о пятипроцентном барьере). Было принято решение о присоединении ГДР к сфере действия Основного закона ФРГ в соответствии с его статьей 23. что означало ликвидацию государственного устройства ГДР и распространение на ее территории законодательства Западной Германии. В качестве даты было установлено 3 октября 1990 г. 24 августа Бундестаг ФРГ поддержал решение Народной палаты о присоединении ГДР к ФРГ и одобрил закон об общегерманских выборах. Они были назначены на 2 декабря 1990 г. Все эти положения были закреплены в «Договоре об объединении Германии», подписанном 31 августа и вступившем в силу 3 октября 1990 г. В этот день ГДР перестала существовать. В середине октября административная система в Восточной Германии была унифицирована с западногерманской: вместо окружного деления было восстановлено прежнее деление на пять земель. Выборы в земельные ландтаги состоялись здесь 14 октября. В Бранденбурге победу одержали социал-демократы, в остальных четырех землях — христианские демократы.
4. Социально политические и экономические итоги объединения ФРГ и ГДР
Объединение Германии значительно укрепило международное положение страны. Но новая роль в системе мировой политики создавала для Германии не только преимущества, но и политическое, финансовое, моральное бремя великой державы. Уже в январе 1990 г. Г. Коль заявил о том, что ФРГ не имеет больше возможности оставаться в стороне от решения международных проблем, урегулирования конфликтов. Это было весьма символичным выступлением, поскольку оно совпало по времени с развертыванием военной операции под эгидой ООН в зоне Персидского залива. Фактически речь шла о необходимости существенного изменения военной доктрины ФРГ. В результате длительной дискуссии федеральный конституционный суд принял решение о правомерности использования бундесвера за пределами территории ФРГ и стран НАТО для «предотвращения кризисов и конфликтов, которые могут нанести ущерб целостности и стабильности Германии». Реорганизации подверглись и вооруженные силы. В составе бундесвера появились «силы реагирования на кризисные ситуации» численностью в 54 тысячи человек. В последующие годы ФРГ активно поддержала стратегию НАТО по обеспечению международной безопасности, в том числе планы расширения этого блока на восток Европы. Первым испытанием бундесвера в новых условиях стало участие в миротворческой операции в Боснии и Герцеговине. Изменение политического статуса ФРГ в НАТО всемерно поддерживалось ее союзниками. Президент США Дж. Буш-старший даже выдвинул идею «равноправного лидерства», подразумевая участие ФРГ в руководящем ядре Североатлантического альянса. Но Г. Коль одновременно попытался сохранить и прочные отношения с Россией. Решающий шаг в этом направлении был сделан им во время визита в Москву в декабре 1992 г. Совместное заявление Ельцина и Коля от 16 декабря 1992 г. закрепило нулевое решение по взаимным претензиям: с российской стороны на недвижимое имущество западной группы российских (бывших советских) войск, а с. германской на возмещение ущерба природной среде в местах дислокации войск Досрочный вывод российских войск был стимулирован дополнительной выплатой 550 млн. марок на благоустройство возвращавшихся на родину военнослужащих. Вывод российских войск из Германии был завершен к 31 августа 1994. Впоследствии взаимоотношения Коля и Ельцина приобрели характер личной дружбы. В середине 90-х гг. российско-германский политический диалог имел столь же большое значение для развития системы международных отношений, как советско-американские связи во второй половине 80-х гг.[7]
Неизменным приоритетом внешней политики Германии на всем протяжении правления Г. Коля оставалась западноевропейская интеграция. Несмотря на большие экономические трудности, сопряженные с процессом объединения страны, ФРГ выступила активным сторонником углубления интеграции в русле Маастрихтских соглашений. В 1995—1996 гг., когда новый президент Франции Ж. Ширак занял более сдержанную позицию в этом вопросе, Г. Коль начал выступать в роли лидера европейского интеграционного процесса. Париж и Бонн выступили в 1996 г. с совместной инициативой по изменению ряда положений учредительных документов Европейских Сообществ и уточнению интеграционных программ, зафиксированных в Маастрихте. Речь шла прежде всего о механизмах перехода к валютному союзу и решении проблемы дальнейшего расширения ЕС. Г. Коль сыграл решающую роль при обсуждении всех этих вопросов и подготовке к подписанию Амстердамского договора 1997 г., определившего стратегию развития ЕС на начало XXI века.
Притязания объединенной Германии на лидерство в Европейском союзе отражало не только амбиции ее руководства, но и новые геополитические реалии. Германия оказалась окружена ориентирующимися на нее соседями и рынками. Вместе со странами Бенилюкса, Австрией и большинством Скандинавских стран, вошедшими в ЕС Германия образовала неформальное, но отчетливо обозначившееся центрально-европейское ядро — давнюю мечту германской дипломатии. Германия проявляла растушую активность и на востоке Европы, становясь желаемым стратегическим союзником для Венгрии, Чехии, Польши, стран Балтии. Огромный резонанс имел смелый дипломатический демарш Германии в 1991 г., когда германское правительство неожиданно признало суверенитет двух первых отделившихся от Югославии республик, что стало ударом по федерации, но обеспечило германское влияние в Словении и Хорватии.
Внутренние последствия объединения Германии оказались гораздо сложнее. Десятилетия жизни при разных общественных системах, активная деятельность официальной пропаганды тех лет, создававшей из соседнего государства образ врага, ориентация на разные модели социального поведения и системы жизненных ценностей, исторически сложившиеся психологические особенности — все это существенно затруднило складывание подлинной единой немецкой нации. Вслед за эйфорией объединения пришли взаимная настороженность, раздражение, практика скрытой дискриминации восточных немцев со стороны западногерманских предпринимательских и политических кругов. Из прежних элитарных групп «населения ГДР — военнослужащих, спортсменов, деятелей культуры, преподавателей — лишь единицы сохранили достойную работу. И наоборот, практически вся новая деловая и административная элита восточных земель оказалась составлена выходцами с бывшей территории ФРГ.
Надежды на чудодейственный экономический эффект объединения Германии оказались иллюзорны. Интеграция социально-экономических систем проводилась без стратегического планирования, путем проб и ошибок. Разрушение прежней производственной и торговой инфраструктуры, начало структурной перестройки привели к стремительному падению производства в «новых землях». Более 50 % рабочих мест здесь было ликвидировано. Уровень безработицы, с учетом ее скрытых форм, составил около 30 %. «Шоковой терапией» для Восточной Германии оказалось проведение денежной реформы в июле 1990 г. Марки ГДР были заменены тогда дойчмарками. На переходный период был сохранен прежний уровень заработной платы, стипендий, пенсий, квартирной и арендной платы за жилье и гарантированы денежные вклады населения, перечисляемые 1:1 до 2 тыс. марок для детей, 4 тыс. марок для взрослых и 6 тыс. марок для пенсионеров. Вклады сверх этих сумм перечислялись из расчета 1:2. Однако уже вскоре товарный рынок Восточной Германии оказался подорван, а уровень жизни населения в этих землях существенно снизился.
Договор между ГДР и ФРГ, подписанный в августе 1990 г., закрепил отказ от перераспределения собственности, конфискованной СВАТ в 1945—1949 гг., в пользу ее бывших владельцев. Это касалось и земельной собственности. Основными способами реформирования восточногерманской экономики стало осуществление приватизационных программ на обычной коммерческой основе и внедрение рыночного менеджмента. Для проведения приватизации на базе одного из крупнейших холдингов было создано берлинское Опекунское управление, в распоряжение которого (как доверенного лица) были переданы 14 тыс. государственных предприятий бывшей ГДР. Но план приватизации был фактически сорван. Низкая рентабельность выставленных на продажу предприятий стала препятствием для привлечения инвесторов. За год Опекунскому управлению удалось приватизировать 1 тыс. наиболее привлекательных предприятий, но бюджет получил при этом лишь 4 млрд. марок. Между тем финансовые трансферты в восточные земли уже насчитывали десятки миллиардов марок.
Столь же малоэффективной оказалась попытка организационной перестройки восточногерманской промышленности. Массовое обновление административного персонала за счет специалистов из Западной Германии, внедрение новейших принципов менеджмента давало .незначительный эффект в условиях абсолютно иной производственной культуры, технологической отсталости оборудования, дезорганизации традиционных рынков сбыта. Все это заставило правительство ФРГ сохранить на длительный срок действие федеральных программ по модернизации восточных земель. Финансовые трансферты в 1991 г. составили 140 млрд. марок, в 1992 г. — 152 млрд. марок, в 1993 г. — 182 млрд. марок. Даже для процветающей экономики это было серьезным бременем, а ФРГ в этот период вступила в полосу нового экономического кризиса.
В начале 90-х гг. была отмечена рецессия в экономическом развитии всех ведущих стран Запада. Но положение германской экономики оказалось наиболее сложным. Пик кризиса пришелся на 1993 г., когда ВВП снизился на 1.1 %. Падение производства в ведущих отраслях машиностроения составляло до 20—25 %. Начался устойчивый рост безработицы, уровень которой в 1991 г. составлял 5,5 %, а в 1993 г. — уже 8,9 %. Причины такого серьезного экономического спада были отчасти связаны с проблемами объединения. Реализация программ модернизации восточногерманской экономики вызвала крайнее напряжение финансовой системы, которая несколько десятилетий являлась основой стабильности западногерманской экономики. Бюджетное равновесие оказалось надолго нарушено. Уже в 1991 г. баланс правительственных расходов оказался отрицательным. Это положение сохранялось и в дальнейшем, на протяжении всех 90-х гг. Начал расти государственный долг, появились симптомы инфляции. Правительство было вынуждено пойти на повышение налогов и процентных ставок на вклады в банки. Но эти меры, в минимальной степени компенсирующие финансовые потери, лишь снизили деловую активность и углубили спад производства.
Особые причины имел продолжительный спад промышленного производства в западных землях Германии. Ключевым фактором стала исключительно высокая стоимость рабочей силы. В условиях социального рыночного хозяйства оплата труда, формирующаяся на основе сложной системы прямых и косвенных выплат, бонусов и поощрений, достигла уникального объема. В начале 90-х гг. рабочий час в ФРГ в среднем стоил 45 марок, тогда как в Японии — 30, в США — 24,8, Великобритании —22,8 марки. В сочетании с выплатами предпринимателей в социальные фонды это способствовало увеличению себестоимости продукции, снижению привлекательности немецких предприятий для иностранных инвестиций; В начале 90-х гг. начался и отток немецкого капитала за рубеж.[8]
В 1994 г. наметилось оживление экономической конъюнктуры. Прирост ВВП составил 2,9 %. Но уже в 1995—1996 гг. последовал новый спад. Хотя глубокого падения уровня производства не произошло, но все макроэкономические показатели свидетельствовали о сохранении серьезных системных диспропорций. Устойчиво росла безработица, причем пик этого процесса пришелся на 1997 г., когда без работы оказалось 11,3 % экономически активного населения. Так же устойчиво рос государственный долг, составлявший в начале десятилетия 40 % ВВП, а в 1996 г. превысивший 60 %. Преодоление спада в 1997 г., сопровождавшееся увеличением ВВП на 2,5 %, было связано преимущественно с ростом экспорта. Но стагнация инвестиционной активности, платежеспособного внутреннего спроса не позволяла делать оптимистические выводы об окончательном выходе экономики ФРГ из кризисной фазы. В таких условиях правительство было вынуждено внести коррективы в свою политику. Лозунгом стала всемерная экономия. Правительству Г. Коля пришлось пойти на беспрецедентное повышение налогов, достигших более половины общего заработка, на решительное снижение государственных расходов, в том числе на экономическую поддержку восточных земель. В соответствии с «Законом о содействии труду» 1996 г. были значительно уменьшены ассигнования на повышение квалификации, переобучение, на пособия по безработице. Были сокращены расходы на здравоохранение и пенсионное обеспечение. Неизбежной ценой этих непопулярных мер стало быстрое снижение рейтинга правительства.[9]
Политическая ситуация в Германии на протяжении первой половины 90-х гг. оставалось вполне стабильной. Стремительная эпопея объединения страны способствовала закреплению преимущества ее организаторов — христианских демократов. 1994 год принес очередной политический триумф партии Г. Коля. В мае на пост президента страны был избран представитель ХДС 60-летний юрист Р. Херцог, бывший с 1987 г. председателем конституционного суда ФРГ. Осенью состоялись очередные выборы в Бундестаг.
Несмотря на сложную ситуацию в стране, правительственной коалиции удалось сохранить парламентское большинство. ХДС поддержали 34,2 % избирателей (244 мандата), ХСС — 73% (50 мандатов). С учетом неблагоприятного экономического положения это расценивалось как большой личный успех Г. Коля.[10]
Достигнутые в 1990 году результаты урегулирования германского вопроса породили немало споров и вызвали не только одобрение, но и довольно острую критику, особенно в Советском Союзе. Отзвуки ее слышны и сегодня. По понятным причинам острие критики направлено прежде всего против Президента СССР М.С.Горбачева и министра иностранных дел Э.А.Шеварднадзе как лиц, не только несших главную ответственность за внешнюю политику страны, но и лично участвовавших в переговорах с западными партнерами. Если даже допустить, что в этой критике было много справедливого, то нельзя все же не видеть, что на конечный результат переговоров повлияли не только и не столько субъективные, сколько объективные обстоятельства. Даже крупные политики, наделенные большой властью и полномочиями, не в состоянии изменить ход исторического процесса.
Заключение
История послевоенного урегулирования в отношении Германии по-настоящему еще не исследована и не написана. Остаются закрытыми многие архивы. Воспоминания участников, как правило, высвечивают лишь некоторые выигрышные для них ситуации... Возвращаться к событиям этого периода предстоит многократно, их истинное содержание прояснится не скоро и лишь после того, как потеряют свое значение личные интересы и амбиции политиков и утратят актуальность государственные резоны, побуждающие их сегодня говорить о недавнем прошлом в полголоса. А сейчас, перелистывая мемуары российских и германских государственных деятелей и дипломатов, можно обнаружить в них лишь фрагменты большой и сложной картины, отражающей европейскую историю конца 80-х - начала 90-х годов. Эта история лишний раз напоминает, насколько важно проявлять предельную взвешенность, хладнокровие и стойкость при осуществлении политики государства, особенно на переломных этапах, когда на повестку дня выносятся вопросы, затрагивающие коренные национальные интересы государства, а повышенный ритм международной жизни способен неизмеримо поднять риск принимаемых решений.
Список литературы
1. Ахтамазян А.А. Федеративная республика Германия в конце XX века // Новая и новейшая история 1999 №4
2. Бжезинский 3. Преждевременное партнерство // Политические исследования. 1994.№ 1.
3. Гаджиев К.С. Геополитика. М., 1997.
4. Гаджиев К.С. Введение в геополитику изд. «Логос» М.; 1998
5. Зонтхаймер К. Федеративная Республика Германия сегодня М.; 1996г.
6. Кузьмин И.Н. Крушение ГДР: История. Последствия М.; 1996г.
7. Кузьмин И.Н. Объединенная германия в Европе и в мире М.; 1994г.
8. Ламперт Х. Социальная рыночная экономика, германский путь. М.; 1993
9. Новейшая история стран Европы и Америки / под ред. А.М. Родригеса, М.В.Пономарева ч.2 М.; 2001.-
10. Терехов В.П. Как "закрывался" Германский вопрос // Международная жизнь 1998 N 8
11. Филиппов А.М. Германский вопрос: от раскола к объединению М.; 1993
12. Григорьев В. Закончилась эпоха Коля // Независимая газета, 22 мая, 1999.
13. Зыков О. Т. Индустрия: старое и новое (ФРГ) // Полис, № 3, 2003.
14. Куяс-Скрижинский К. «Новые» и «старые» земли // Новое время, № 8, 2003.
15. Лавров С. Б. ФРГ после объединения // География в школе, № 2, 4, 5. 1996.
16. Лапский В. В. По ком звонил колокол Свободы // Российская Федерация сегодня, № 19, 2003.
17. Нечаев Д. Поиск социального мира в немецком обществе (90-е годы) // Мировая экономика и международные отношения. № 9, 2003.
18. Норма права. Приложение к газете "Экономика и жизнь - юрист". 1998. N 36 (38).
19. Прошутинский О. Л. Проблемы и пути их решения объединенной Германии. // Север, № 2, 2004.
20. СЗ РФ. 1995. N 17.
21. Райков Ю. Э. Создание новой ФРГ // Новое время, № 9, 2004.
22. www. cnn.com
23. www.interfax.com
24. www.megastories.com
[1] Терехов В.П. Как "закрывался" Германский вопрос // Международная жизнь 1998 N 8
[2] Новейшая история стран Европы и Америки / под ред. А.М. Родригеса, М.В.Пономарева ч.2 М.; 2001.- С.271
[3] Новейшая история стран Европы и Америки / под ред. А.М. Родригеса, М.В.Пономарева ч.2 М.; 2001.- С.273
[4] Ламперт Х. Социальная рыночная экономика, германский путь. М.; 1993 С.94
[5] Новейшая история стран Европы и Америки / под ред. А.М. Родригеса, М.В.Пономарева ч.2 М.; 2001.- С.321
[6] Терехов В.П. Как "закрывался" Германский вопрос // Международная жизнь 1998 N 8
[7] Кузьмин И.Н. Крушение ГДР: История. Последствия М.; 1996 С. 112
[8] Ламперт Х. Социальная рыночная экономика, германский путь. М.; 1993 С. 102
[9] Ахтамазян А.А. Федеративная республика Германия в конце XX века // Новая и новейшая история 1999 №4
[10] Новейшая история стран Европы и Америки / под ред. А.М. Родригеса, М.В.Пономарева ч.2 М.; 2001.- С.327