Уважаемый председатель комиссии, уважаемые члены комиссии!
Вашему вниманию представляется дипломная работа на тему «Формирование инвестиционной программы развития предприятия ООО «СибАРС».
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что, во-первых, инвестиции рассматриваются сегодня как главный стратегический источник экономического роста и важнейшее средство возникновения российских предприятий в условиях конкурентной борьбы; во-вторых, разработка инвестиционных программ позволяет любому предприятию в полной мере реализовать свой потенциал и достичь желаемого результата.
Объектом исследования в настоящей работе является предприятие ООО «СибАРС», занимающееся производством и реализацией лако-красочных изделий.
Предмет исследования – формирование инвестиционной программы ООО «СибАРС» и ее оценка на предмет соответствия стратегическим и текущим целям развития предприятия.
Цель настоящей дипломной работы – изучить процесс формирования инвестиционной стратегии развития предприятия ООО «СИБАРС». Поставленная цель конкретизируется рядом задач:
1) рассмотреть теоретические основы понятия инвестиционной деятельности и инвестиционной программы предприятия;
2) рассмотреть теоретические основы формирования инвестиционной программы как элемента стратегического планирования;
3) рассмотреть процесс формирования инвестиционной программы как части стратегического планирования на предприятии;
4) на примере предприятия «СИБАРС» провести анализ внешней и внутренней среды деятельности;
5) произвести выбор варианта стратегии развития предприятия ООО «СИБАРС»;
6) составить бизнес-план инвестиционного проекта диверсификации предприятия ООО «СИБАРС»;
7) разработать инвестиционную программу развития предприятия на 2005-2006 годы и оценить ее на предмет соответствия стратегическим и текущим целям предприятия.
В первой главе дипломной работы изучаются теоретические аспекты процесса формирования инвестиционной программы предприятия и вводится терминология исследования. Так, основными понятиями, используемыми в дипломной работе, являются понятия «инвестиционная программа» и «бизнес-план». Эти термины сходны по значению; фактически бизнес-план представляет из себя инвестиционную программу производства группы товаров или услуг, тогда как термин «инвестиционная программа» чаще употребляется, если речь идет о стратегическом развитии фирмы; например, бизнес-план рассматривает объем продаж конкретного товара, а предметом рассмотрения инвестиционной программы является общефирменный объем продаж.
Вторая глава дипломной работы посвящена анализу рынка и существующей стратегии развития предприятия ООО «СибАРС» и разработке бизнес-плана проекта, реализация которого предполагается в ближайшем финансовом году. Приведем результаты анализа.
В экономической литературе изучена динамика основных показателей годового объема производства лакокрасочных материалов в России в 1990 – 2002 годах лакокрасочных материалов, которая отражена на Листе 1 раздаточного материала.
Как видно из рисунка, к началу 90 – х годов рынок производства лакокрасочных материалов во времена существования плановой системы хозяйствования был развит достаточно хорошо. В связи с переходом на рыночные рельсы, экономика страны попала в серьезный кризис, большинство предприятий не смогли существовать в новых условиях. Поэтому к середине 90 – х годов наблюдается тенденция падения объемов продаж. Однако ситуация в отрасли после 1997 ода меняется в лучшую сторону в связи с рядом положительных тенденций в политической и экономической жизни страны.
В настоящее время российский рынок лакокрасочных материалов растет, хоть и медленными темпами. По оценкам экспертов, за прошлый год потребление лакокрасочных материалов выросло почти на 10%, по сравнению с 2002 годом, тогда как производство выросло всего на 5%.
Однако, все же положение многих средних и мелких фирм – производителей в отрасли достаточно сложное. Дорожает сырье, приходится выдерживать серьезную конкуренцию с более крупными производителями. Тем не менее, производство лакокрасочных материалов как отрасль промышленности является высокорентабельным.
В качестве объекта исследования в данной работе выступает организация Общество с ограниченной ответственностью «СИБАРС», которое было основано и зарегистрировано в Новосибирской городской регистрационной палате 8 июня 1998 года (свидетельство № 15763).
Местонахождение общества: г. Новосибирск, ул. Красноярская -5 .
На Листе 1 раздаточного материала приведены данные о доле компании ООО «СибАРС» на рынке в сравнении с одним из главных конкурентов.
Доля рынка г. Новосибирска различных групп продукции компании
Группа продукции |
Объем рынка в 2003г., тыс. т |
Объем рынка в 1999г., тыс. т |
Средне -экономические темпы роста, % |
Доля ООО “СИБАРС” на рынке, % |
Доля ООО “Лаки и краски” на рынке, % |
Лаки |
345,6 |
322,4 |
6% |
2,3 |
8,4 |
Краски |
386,7 |
378,5 |
6% |
0,9 |
14,5 |
Прочие изделия |
196,8 |
179,4 |
6% |
0,8 |
4 |
Из этой таблицы видно, что предприятие ООО “СИБАРС” занимает приблизительно 1,5% рынка лако-красочных изделий г. Новосибирска.
Уставной капитал организации составляет 90000 рублей.
Высшим органом управления в ООО «СИБАРС » является общее собрание учредителей. Для управления текущей деятельностью назначен генеральный директор. Общая численность работающих в организации 18 человек.
Структурная организационно-производственная схема ООО «СИБАРС» изображена на листе 1 раздаточного материала.
Коммерческий отдел занимается вопросами реализации товаров, налаживании связей с потребителями. В функции бухгалтерии входят задачи ведения бухгалтерского учета в организации. Производственный отдел занимается вопросами производственного характера, ведением складского хозяйства. Сметно-плановый отдел занимается калькулированием себестоимости продукции. Управленческий персонал организации весьма квалифицирован в области исследований рынка лакокрасочных материалов, что весьма положительно сказывается на хозяйственной деятельности организации.
Организационная структура предприятия ООО «СибАРС» относится к функциональным оргструктурам. К преимуществам такой структуры можно отнести:
- Сокращение звеньев согласования
- Уменьшение дублирования работ
- Укрепление вертикальных связей и усиление контроля за деятельностью нижестоящих уровней
- Высокая компетентность специалистов, отвечающих за выполнение конкретных функций
К недостаткам:
- Неоднозначное распределение ответственности
- Затруднённая коммуникация
- Длительная процедура принятия решений
- Возникновение конфликтов из-за несогласия с директивами, так как каждый функциональный руководитель ставит свои вопросы на первое место.
Функциональная организационная структура ООО «СибАРС» отвечает целям деятельности предприятия, тогда как недостатки этой организационной структуры именно для ООО «СибАРС» несущественны. Значит, оргструктура предприятия в обозримом будущем меняться не будет.
В текущем финансовом году компания ООО “СИБАРС” намерена реализовать бизнес-план производства двух новых видов красок со следующим прогнозом объема продаж на 2 полугодие 2002 года (лист 2 раздаточного материала):
№ п\п |
Виды продукции |
Планируемые продажи, тонн |
Планируемая цена реализации за кг, руб. |
Объем продаж, руб. |
1 |
Краска «Радуга» |
22 |
60 |
1320000 |
2 |
Краска «Идеал» |
11 |
70 |
770000 |
Выбор этих двух видов изделий не случаен: при разработки бизнес-плана было проведено исследование спроса на предмет параметров покупательских предпочтений. При анкетировании покупателям предлагалось оценить по 10-бальной шкале параметры изделий основных конкурентов фирмы ООО «СибАРС». Кроме того, при анкетировании выяснялась важность параметра в глазах покупателя. Результаты анкетирования покупателей в графическом представлении приведены на листе 2 раздаточного материала:
Оценка различных свойств красок «Радуга» и «Идеал» ООО «СИБАРС»
Анализируя результаты опросов покупателей и экспертную оценку конкурентоспособности продукции, можно сказать, что предполагаемые характеристики красок «Радуга» и «Идеал» фирмы ООО «СибАРС» уступает по некоторым параметрам лишь продукции компании “Лаки и краски”, т.е. можно сделать вывод о конкурентоспособности продукции, производство которой предполагается наладить в рамках разрабатываемого для ООО «СибАРС» бизнес-плана.
Для реализации предлагаемого проекта роизводства новых видов красок ООО «СИБАРС» ориентируется, прежде всего, на свои собственные ресурсы (прибыль, оборотные средства и т. д.), а также планирует привлечение определенной доли заемных средств в банках.
На листе 2 раздаточного материала приведен финансовый план проекта.
Согласно проведенным в дипломной работе расчетам, чистая приведенная стоимость проекта имеет положительное значение 8058733 руб. Исходя из этого, можно сделать вывод, что проект эффективен и положительно скажется на деятельности предприятия.
Для долгосрочной перспективы развития предприятию ООО «СибАРС» необходимо разработать инвестиционную программу – этому посвящена третья глава дипломной работы.
Разработка инвестиционной программы основывается на анализе внешней и внутренней среды организации. Результаты анализа следующие:
1) Оргструктура предприятия построена по линейно-функциональному принципу. Эта структура в современном менеджменте признается как одна из наименее эффективных; однако, при современном налаженном маркетинговом процессе в ООО «СибАРС» линейно-функциональная структура является оптимальной и будет оставаться таковой в обозримом будущем.
2) Касательно кадровой политики – продвижение персонала идет в соответствии с умением работать в коллективе; философия предприятия сводится к здоровой конкуренции среди работников, которая позволяет им делать работу предприятия более эффективной.
3) Сильные стороны (конкурентные преимущества) положения предприятия на рынке следующие: оргструктура предприятия, отвечающая целям деятельности; сильные менеджеры у руководства; налаженные каналы сбыта продукции; квалифицированный персонал.
4) Слабые стороны положения предприятия на рынке лако-красочной продукции: недостаток собственных средств для расширения деятельности; недостаточно сильная мотивация персонала; сверхнормативная загруженность некоторых служб предприятия.
На предстоящие 2005-2006 годы в дипломной работе для ООО «СибАРС» разработана следующая инвестиционная программа. (Лист 3 раздаточного материала)
Предусмотрено разбиение всего инвестиционного периода (1,5 года) на шесть этапов – по одному календарному кварталу в каждом. Инвестиционная программа имеет своей целью реализацию продукции фирмы на освоенном рынке, выход и закрепление на новых рынках осуществляется в соответствии с данными анализа рыночной конъюнктуры и выбранной тактики позиционирования продукции и ценообразования в условиях конкуренции.
Последовательность действий фирмы по продвижению продукции на рынок подчинен схеме поквартального наращивания мощности производства (2-й, 3-й, 4-й инвестиционные периоды) и тактике позиционирования своего товара на целевых сегментах рынков в зависимости от поведения конкурентов.
В соответствии с финансовым планом накопление денежных средств, достаточных для погашения кредита в 995 тыс. руб., наступает в четвертом инвестиционном периоде, однако для сохранения запаса финансовой устойчивости предприятия целесообразно график погашения кредита продлить на пятый инвестиционный период, т.е. на 15 месяцев с момента кредитования.
На шестом инвестиционном периоде (17-18 месяцев с момента кредитования) предприятие по уровню накопленных средств (1676,0 тыс. руб.) выходит на величину стоимости инвестиционного проекта (см. табл. 3.5, т.е. свыше 1605,35 тыс. руб.), что и предопределяет срок окупаемости проекта – менее 1,5 года.
Важной составляющей дипломного исследования является оценка описанного в дипломной работе бизнес-плана и инвестиционной программы предприятия ООО «СибАРС» на предмет соответствия положению предприятия на рынке, а также стратегическим и тактическим целям развития предприятия.
Сильные стороны (конкурентные преимущества) положения предприятия на рынке следующие: оргструктура предприятия, отвечающая целям деятельности; сильные менеджеры у руководства; налаженные каналы сбыта; квалифицированный персонал. Слабые стороны положения предприятия на рынке лако-красочных изделий: устоявшийся спрос; зрелая стадия жизненного цикла многих товаров; недостаточно сильная мотивация персонала; сверхнормативная загруженность некоторых служб предприятия.
При реализации бизнес-плана внедрения в производство двух новых видов красок (глава 2 настоящей работы), а также при реализации разработанной в предыдущем пункте инвестиционной программы ООО «СибАРС» выходит на новую рыночную нишу. Тем самым преодолевается главная «слабость» компании – производство постепенно диверсифицируется, и компания занимается реализацией новых видов товаров. При этом ООО «СибАРС» может использовать свои конкурентные преимущества, такие как налаженные каналы сбыта, квалификация персонала, устоявшиеся связи с поставщиками и т.д.
Итак, инвестиции для ООО «СибАРС» привлечены, на основе влияния внешней и внутренней среды организации разработана стратегия, позволяющая не только выжить предприятию, но и повысить рентабельность своей деятельности. Здесь можно сделать основной вывод по выбору стратегии развития ООО «СибАРС». Рассматриваемому предприятию ООО «СибАРС» необходимо придерживаться, по терминологии Игоря Ансоффа, стратегии умеренного роста. Целью стратегии умеренного роста является обеспечить предприятию выход на оптимальную эффективность своей деятельности в новой рыночной нише. Еще одной характеристикой этой стратегии для ООО «СибАРС» является то, что на первом этапе могут возникнуть сложности в производстве и сбыте товаров, административные трения, напряжённое финансовое состояние, связанное с затратами по погашению кредита и отсутствием достаточного уровня доходности. Однако одной из целей стратегии является быстрота прохождения данного этапа и переход к следующей стратегии как к следующему этапу развития фирмы ООО «СибАРС».
Раздаточный материал. Лист 1
Годовые объемы производства лакокрасочных материалов в России в 1990 – 2002 годах
Доля рынка различных групп продукции компании
Группа продукции |
Объем рынка в 2003г., тыс. т |
Объем рынка в 1999г., тыс. т |
Средне -экономические темпы роста, % |
Доля ООО “СИБАРС” на рынке, % |
Доля ООО “Лаки и краски” на рынке, % |
Лаки |
345,6 |
322,4 |
6% |
2,3 |
8,4 |
Краски |
386,7 |
378,5 |
6% |
0,9 |
14,5 |
Прочие изделия |
196,8 |
179,4 |
6% |
0,8 |
4 |
Организационная структура предприятия ООО «СИБАРС»
Раздаточный материал Лист 2
Оценка покупателями и экспертами различных свойств красок «Радуга» и «Идеал» ООО «СИБАРС»
Прогноз бюджета продаж на 2 полугодие 2004 года в ООО «СИБАРС»
№ п\п |
Виды продукции |
Планируемые продажи, тонн |
Планируемая цена реализации за кг, руб. |
Объем продаж, руб. |
1 |
Краска «Радуга» |
22 |
60 |
1320000 |
2 |
Краска «Идеал» |
11 |
70 |
770000 |
Финансовый план проекта производства красок ООО «СИБАРС»
Доходы и поступления средств, тыс. руб. |
Расходы и отчисления средств, тыс. руб. |
||||
№ п/п |
Финансовый показатель |
сумма |
№ п/п |
Финансовый показатель |
сумма |
1 |
Прибыль от реализации продукции |
38860 |
1 |
Налог на содержание жилищного фонда |
912 |
2 |
Внереализационные доходы |
3650 |
2 |
Налог на доходы |
1236 |
3 |
Доходы от прочей реализации |
1500 |
3 |
Целевой сбор |
20,48 |
4 |
Прочие доходы |
0 |
4 |
Налог га имущество |
404,8 |
5 |
Амортизационные отчисления |
5365 |
5 |
Налог на пользование автомобильными дорогами |
608 |
6 |
Отчисления в ремонтный фонд |
536,5 |
6 |
Сбор за уборку территорий |
134,4 |
7 |
Избыток оборотных средств |
4136,4 |
7 |
Сбор на образовательные учреждения |
2,1 |
8 |
Прирост кредиторской задолженности |
13,6 |
8 |
Налог на прибыль |
9766,1 |
|
|
|
9 |
Ремонтный фонд |
536,5 |
|
|
|
10 |
Резервный фонд |
4638,9 |
|
|
|
11 |
Фонд потребления |
10824,1 |
|
|
|
12 |
Фонд накопления |
18555,7 |
|
ИТОГО |
54061,5 |
|
ИТОГО |
54061,5 |
Раздаточный материал Лист 3
Финансовый план (план движения денежных потоков по инвестиционным периодам), тыс. руб.
Показатели |
Динамика денежных потоков по инвестиционным периодам |
|||||
Периоды |
2005 |
2006 |
||||
1 кв. |
2 кв. |
3 кв. |
4 кв. |
1 кв. |
2 кв. |
|
Процент освоения мощности |
|
55% |
75% |
100% |
100% |
100% |
I.ПОСТУПЛЕНИЯ |
1480 |
9923 |
11384 |
1846 |
81846 |
1846 |
1.Выручка от реализации |
|
923 |
1384 |
1846 |
1846 |
1846 |
2. Внереализационные доходы |
345 |
|
|
|
|
|
3.Доходы от иной деятельности |
140 |
|
|
|
|
|
4. Кредит |
995 |
|
|
|
|
|
II. ПЛАТЕЖИ |
1655 |
6661 |
9916 |
11870 |
11431 |
11121 |
1.Переменные издержки |
|
4407 |
6610 |
8814 |
8814 |
814 |
2.Постоянные издержки |
|
1103 |
1103 |
1103 |
1103 |
103 |
3.Закупка оборудования |
9995 |
|
|
|
|
|
4.Расчеты с подрядчиками |
2225 |
|
|
|
|
|
5.Расчеты с поставщиками материалов на первоначальный запас |
3385 |
|
|
|
|
|
6.Налоги и сборы всего |
|
886 |
1129 |
1172 |
1172 |
172 |
7.Плата по процентам |
550 |
449 |
550 |
449 |
115 |
|
8.Зарплата с прибыли |
|
116 |
224 |
332 |
332 |
32 |
9.Возврат кредита |
|
|
|
7700 |
2295 |
|
III. Баланс поступлений и платежей (I - II) |
-175 |
+262 |
+468 |
-24 |
+415 |
+725 |
IV. то же нарастающим итогом |
|
+8 |
+555 |
+531 |
+946 |
+1671 |
V. Касса |
1180 |
992 |
5560 |
5536 |
9951 |
1676 |