Экстра- и интровертность
Особенности правопулушарного (феминного) мышления – ориентированность на восприятия, распознавание образов, оперирование размытыми понятиями и смутными аналогиями, легкая переключаемость внимания - все это восходит к ранним этапам эволюции далеких предков человека. Особенности левополушарного (маскулинного) мышления –ориентированность на представления, последовательная переработка формализованной информации, сосредоточенность внимания - это то, что наработано к концу эволюции человека как такового (30...50 тысяч лет тому назад)[1].
Правое полушарие индивида с самого раннего детства связывает его с Внешним Миром, левое же помогает быстро укорениться в том малом обществе, в котором индивид рожден, создать и расширить Собственный Мир. Соответственно, чистый фемин = своего рода «космополит» (человек мира), чистый маскулин = «патриот» мира Собственного. Для фемина архиважен «внешний» диалог (общение с внешним миром), для маскулина естественен «внутренний» диалог - то, что один из специалистов по логике определил как «внутренняя речь, диалог различных голосов моего собственного Я» (по-народному просто это отражено в некогда популярной песне: «Тихо сам с собою я веду беседу»).
Теория экстравертированности/интровертированности человека принадлежит швейцарскому психологу Карлу Юнгу, который представил ее на суд психологической общественности в двадцатые годы нашего столетия.
Психологические проявления указанных особенностей Карл Густав Юнг охватил понятиями «экстраверсия» и «интроверсия», или, что же самое, «экстравертность», «интровертность». В основе этих терминов - латынь: extra = вне, наружу, от себя; intro = 1) внутрь, к себе, 2) витать, углубляться; verso и verto = обращаться, направлять, - поворачивать; versus = по направлению к... Некоторые психологи пишут не «интрОверсия», а «интрАверсия» (от intra = вглубь)[2].
Экстравертность/интровертность – это шкала выбора информации из внешней среды. В качестве технической аналогии можно представить себе широкополосный (экстравертность) либо узкополосный (интровертность) радиоприемник.
Экстравертность/интровертность – это также уровень энергичности и состояние здоровья, определяющие наше общее отношение к жизни, активное или пассивное.
Став весьма популярными, понятия «экстра - и интровертность» с течением времени обросли многочисленными истолкованиями, которые у разных психологов далеко не во всем согласуются друг с другом (вплоть до того, что в некоторых трудах по психологии экстра- и интровертность по существу приравниваются к волюнтарности и адаптивности соответственно или даже наоборот).
Юнг мог бы повторить вслед за Ф.И.Тютчевым: «нам не дано предугадать, как наш слово отзовется». Он, видимо, много думал об этом и пришел к выводу: вариации в понимании психологических терминов допустимы; следует лишь четко определять тот смысл, который в них вкладывается.
Экстраверсия – это:
- Готовность получать самую разнообразную информацию из внешнего мира.
- Широкий круг интересов.
- Желание воздействовать на окружающую среду и изменять ее.
- Желание померяться силами с другими людьми и обстоятельствами.
Все эти качества более свойственны детскому возрасту и здоровым молодым людям.
С возрастом человек все менее охотно воспринимает информацию извне к сведению, все более – к размышлению. Шкалу экстраверсия/интроверсия можно представить себе также как резервуар для воды (информации). Чем больше в резервуаре пустого, незаполненного пространства, тем более человек склонен его наполнять и дальше. Он сравнивает вновь поступающую информацию с уже имеющейся в памяти, со стереотипами, в зависимости от этого принимает или отвергает ее.
Взросление и старение коррелируют с уменьшением энергии, с ухудшением здоровья, понижением работоспособности. Человек начинает разделять информацию на “нужную” и “ненужную”. У него появляется внутренний мир (степень заполнения резервуара), который зачастую для него более интересен, чем внешний. Экстраверсию-интроверсию с этой точки зрения можно представить еще как забор между внутренним и внешним миром. Чем он выше и крепче, тем больше доля интровертности в психике. Кроме того, человек начинает не только потреблять информацию, но и производить ее, вариться в собственном информационном соку. “Жизнь для меня не столько то, что я делаю и говорю, сколько то, что я думаю и чувствую” -– Альберт Эйнштейн. Таким образом, в возрастном развитии человек движется от экстраверсии к интроверсии.
Экстравертность-интровертность регулируется, по-видимому, и уровнем (концентрацией в крови) половых гормонов. У человека и других видов животных существует поисковый инстинкт, более развитый у самцов. Мальчики и мужчины в среднем более любопытны и активны (т.е., более экстравертны), чем девочки и женщины.
ИНДИВИД-ЭКСТРАВЕРТ обращен к окружающему (внешнему) миру, к его объектам, доставляемым ими ощущениям и порождаемым ими мыслям. ОБЪЕКТНОСТЬ мышления ведет к своего рода отчуждению индивида от себя, так как его личная жизнь имеет основой ориентацию на самого себя только через Других и сводится к подражанию Другим (исходя из ассоциаций по сходству и смежности) или, в более сложном варианте, – к контр-подражанию («сделаю наоборот!» исходя из ассоциаций по контрасту). По Юнгу, судьба, экстраверта определяется объектами его интересов[3].
Характерные признаки экстравертности: жажда впечатлений (психологи шутят: «где интроверту достаточно одного впечатления, экстраверту требуется пять»), экстенсивная (широкая), но обычно неглубокая контактность, разбросанность интересов, возбудимость, несдержанность, слабый самоконтроль, легкая переключаемость при изменении внешних обстоятельств, легкая избирательная забывчивость фактов, травмирующих психику («девичья» память).
У экстраверта нет проблем в установлении контактов и в проведении бесед с окружающими; высказаться, принять чье-то предложение о помощи - все это для экстраверта не составляет трудностей.
Экстраверт склонен перебирать варианты возможных действий в режиме внешнего диалога, не сообщая окружению, что речь идет о мысленном проигрывании. У внешнего наблюдателя это нередко порождает мнение о необязательности и даже лживости экстраверта: «наобещал с три короба, а...», «у него семь пятниц на неделе».
Экстраверта лучше послать на разведку или в поход по магазинам для выяснения, что где есть. Интроверту лучше дать конкретное поручение.
Экстраверт направлен наружу, на других людей. И страдать одиночеством долго не будет. Он быстро найдет себе объект для общения. Хотя такое общение может быть поверхностным. Другое дело интроверт. Он вещь в себе. Направлен внутрь собственной личности. Ему недостаточно поверхностного общения, а нужны проверенные люди, рядом с которыми он может посидеть и помолчать, чувствуя, что они понимают друг друга.
Выражение «открытое лицо» относится к экстраверту. Он более непосредственно реагирует на происходящее, общителен, активен. Интроверт прислушивается как бы не столько к объекту, сколько к тем чувствам, которые у него объект вызывает. Труднее вовлекается в общее эмоциональное поле компании, что иногда заметно на групповых снимках.
ИНДИВИД-ИНТРОВЕРТ обращен к собственному (внутреннему) .миру, ориентирован на себя непосредственно. Основа его жизненных интересов - субъективные (выстраданные им самим) представления (мнения). Погруженность в узкий собственный мир, склонность «держать дистанцию» в отношениях с Другими, субъективность мышления ведут к отчуждению от широкого внешнего мира. По Юнгу, судьба интроверта определяется его собственный внутренней жизнью[4].
Характерные признаки интровертности: жажда определенности (к интроверту относится фраза «и на душе стало легче: наступила ясность»), избирательная, но интенсивная (глубокая) контактность, сконцентрированность, сдержанность, самоконтроль, склонность к самоанализу, трудности переключений (ровность в интересах и в поведении), избирательная памятливость («долгоиграющая» память на факты, не укладывающий систему представлений интроверта).
Для чистого интроверта труден разговор с незнакомым человеком даже тогда, когда тема ни к чему не обязывает, ему сложно просить кого-то о помощи и он чувствует неловкость, когда помощь ему предлагают.
Интроверт склонен перебирать варианты возможных действий в режиме внутреннего диалога («беседуя с самим собою»). Это порождает у внешнего наблюдателя мнение о твердости интроверта и четкости его действий: «veni, vidi, vici (пришел, увидел, победил)» /Юлий Цезарь/.
Пример интроверта, нередко приводится человек, уставившийся в компьютер и ничего не замечающий вокруг себя[5]
Примеры экстравертов: Дон-Кихот, Гексли, Гюго, Гамлет, Жуков, Штирлиц, Гексли, Джек Лондон, Наполеон, героиня повести А.П. Чехова «Попрыгунья», ковбой из американских анекдотов: сначала стреляет, затем всматривается в кого, собственно, он стрелял и др.
Примеры интровертов: поросенок «Винни-Пух», Робеспьер, Максим Горький, Есенин, Достоевский, Габен, Драйзер, Бальзак, Беликов из рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре», киллер из детективного романа Ф.Форсайта «День шакала» и др.
Итак, К.Г. Юнг ввел две установки человеческой психики: экстраверсия (мотивирующая сила принадлежит, прежде всего, объекту, внимание преимущественно направлено во вне, на объекты внешнего мира) и интроверсия (человек, прежде всего, черпает мотивации изнутри, внимание преимущественно направлено внутрь, на субъект). Другими словами, установки психики показывают, как мы взаимодействуем с окружающим нас миром и куда направляем энергию.
Основные черты экстраверта: общителен, легко, но не глубоко сходится с людьми; быстро приспосабливается к новым условиям, но не очень вдается в их суть; энергичен, живо ведет себя, интересуется всеми вокруг, но больше внешними слоями всех событий; главная часть его переживаний вызвана не своей душевной жизнью, а другими людьми, событиями.
Чрезмерная, легкомысленная увлеченность, по мнению Юнга, доходит в сознание экстраверта до самоумаления, ущемляет глубинные личностные потребности. И поэтому подсознанием экстраверта руководит противоположный принцип - сверхвнимание к себе! Это как бы парадокс равновесия - наше "я" защищает от однобокости.
Основные черты интроверта: малообщителен, а то и совсем не общителен; медленно и плохо приспосабливается к условиям, к окружению, но зато может менять их, приспосабливать к себе; основные переживания рождены внутренней жизнью, а не событиями внешнего мира.
По мнению Юнга, их подсознанием также управляет парадокс равновесия. Чем больше сознание замыкается на себе, уходит от внешнего мира, тем больше подсознание человека обращается наружу.
[1] Хайкин Б.Е. Психология экономической деятельности и управления. Курс лекций + тестулаты. Часть 1. Люди в их разнообразии. – Екатеринбург: УГТУ, 2004. – с.85
[2] Хайкин Б.Е. Психология экономической деятельности и управления. Курс лекций + тестулаты. Часть 1. Люди в их разнообразии. – Екатеринбург: УГТУ, 2004. – с.85
[3] Хайкин Б.Е. Психология экономической деятельности и управления. Курс лекций + тестулаты. Часть 1. Люди в их разнообразии. – Екатеринбург: УГТУ, 2004. – с.86
[4] Хайкин Б.Е. Психология экономической деятельности и управления. Курс лекций + тестулаты. Часть 1. Люди в их разнообразии. – Екатеринбург: УГТУ, 2004. – с.86
[5] Тайгер П., Баррон-Тайгер Б. Читать человека как книгу. М., АСТ, 2000.