3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА


3.1. Организация экспериментальной работы


В ходе теоретического анализа исследуемой проблемы, которому были посвящены первая и вторая глава, мы выдвинули ряд предположений, требующих экспериментальной проверки.

Проверка этих предположений осуществлялась в ходе экспериментальной работы с основной целью - проверка гипотезы исследования, согласно которой выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: подростка с его индивидуальными способностями и профессии с теми требованиями, которые она предъявляет к человеку.

На констатирующем этапе эксперимента в ходе анализа планов работы школ г.Челябинска выявлено:

·        35,7% школ не имеют в планах разделов по профориентации;

·        53,5% проводят мероприятия по профпросвещению, но отсутствует преемственность этой работы по возрастным группам;

·        21,4% школ проводят целенаправленную работу по развитию профессиональных интересов школьников;

·        50% школ ведут работу по профдиагностике учащихся, но результаты диагностики используют в индивидуальной работе со школьниками только 20,4%школ;

·        17,8% школ проводят работу с учителями и родителями.

Эти данные показывают, что в школах отсутствует система профориентационной работы. Для устранения этих недостатков нами был предложен годовой план профориентационной работы в школе [Приложение 1], разработанный на основе изысканий И.А.Кильмасовой и Н.К.Окуневой (ЧГПУ). [26]

Недостаточность профориентационной работы в школах подтвердило и анкетирование учащихся, которое позволило выявить диапазон представлений о профессиях в целом. Более половины опрошенных (65,5%) имеют сформированные профессиональные планы. Однако широта профессиональных установок у школьников невелика. Так выпускники 11 классов назвали только 14 профессий (как правило, это юрист, менеджер по туризму, психолог, экономист, косметолог-визажист, модельер-дизайнер – профессии сферы услуг).

Основным мотивом выбора профессии у школьников выступает материальный мотив (высокооплачиваемая работа и стабильное будущее). На последнем месте стоит такой мотив, как возможность после обучения получить работу.

Свыше 50% школьников, определившихся с выбором профессии, имеют представление о своих будущих профессиональных обязанностях. Около 40% выпускников могут назвать необходимые или желательные качества личности для профессии.

Основную роль в информированности о профессиях и содержании труда выполняют средства массовой информации (45%), родители (33,1%), друзья (16%), учебные заведения (4,4%). Влияние школы на выбор профессии указали 3,8% от общего числа опрошенных.

Таким образом, низкий уровень профориентационной работы в образовательных учреждениях города влечет и недостаточное профессиональное самоопределение старшеклассников. Потому нами была создан курс «Основы профессионального самоопределения» и апробирован в образовательном процессе школы.

В педагогическом эксперименте приняли участие школьники 10-х классов. В течение второго полугодия экспериментальная группа (10 «а» класс – 23 человека) принимала участие в изучении курса «Основы профессионального самоопределения» в рамках образовательной области «технология». В качестве контрольной группы был выбран класс из этой же параллели (10 «б» – 25 человек), но не посещавший предлагаемый курс.

Принципиально важным в ходе нашего исследования явился выбор критериев оценивания эффективности нашей работы. Понятие «критерий» образовано от греческого «kriterion» - средство, признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо. [5]

На основе анализа состояния проблемы исследования в педагогической теории и практике и сущности понятия «профессиональное самоопределение» мы выделили следующие критерии профессионального самоопределения школьника: 1) автономность (А), информированность (И), принятие решения (Р), планирование (П) и эмоциональное отношение (Э).

Термин «автономность» относится к философским понятиям. Под автономностью понимается «способность личности как морального субъекта к самоопределению на основе собственного законодательства». [29] любой человек будет удовлетворен своим профессиональным решением (выбор или смена профессии, места обучения, места работы, специализации, переобучения и т.д.) только в том случае, если он будет воспринимать это решение как свое собственное, а не навязанное извне.

Характеристики автономного человека: 1) вычленение себя из мира окружающих людей, 2) стремление реализовать свои возможности в практических действиях, 3) накопление опыта, 4) умение прогнозировать профессиональный рост, 5) инициатива и изобретательность в реализации возможностей, 6) уровень реализма в принятии карьерных решений.

Информированность о мире профессий мы рассматриваем на двух уровнях: 1) информация о мире профессий в целом, 2) информация об отдельных профессиях или их группах.

В круг информации о мире профессий входят: а) осознание подразделение мира профессий по предмету и целям труда, орудиям производства; б) знание культуры труда, трудовой дисциплины, принципов планирования производства, структуры предприятия, принципов оплаты; в) знание отдельных профессий; г) знание или практическое умение по приобретению профессии, по поиску и поступлению на работу, о требуемом уровне образования для различных профессий, о том, как удержаться на работе, как продвигаться по профессиональной лестнице.

В круг информации об отдельных профессиях или их группах входит: а) уровень знакомства с различными профессиями по «Схеме описания профессии» (условия работы, требования профессии к человеку, требования к уровню образования и конкретные места получения образования, перспективы профессионального роста); б) знания о способах овладения профессией; в) знание потребностей общества, конкретного региона и предприятия.

Уровень умений по принятию решений неразрывно связан с уровнем зрелости личности. [50] Дж.Крумбольтц в 1965 г. выделил основные этапы алгоритма принятия решения:

1.     сбор возможных вариантов решения,

2.     сбор информации по каждому варианту решения,

3.     исследование шансов успешности в каждой альтернативе,

4.     связь каждой альтернативы с целями и ценностями человека,

5.     разработка конкретного плана действий и определение факторов, способствующих или препятствующих данному варианту решения проблемы,

6.     формулировка плана действий для новых возможностей и развития.

Планирование – это непрерывный процесс, даже не меняя своего рабочего места человек всегда развивается. Любое планирование, по нашему мнению, должно обладать тремя характеристиками: реалистичностью, оптимистичностью и дифференцированностью. Ли и Лейбовиц [Lea] предалагают следующие этапы планирования профессионального пути: а) сбор информации (Что необходимо сделать?), б) моделирование (Что возможно?), в) дизайн (Что реально?), г) претворение в жизнь (Какие шаги необходимо предпринять?), д) оценка (Что необходимо дополнить или изменить?).

Период принятия решения и профессиональный путь всегда проявляются в эмоциональном отношении к разным профессиям и их группам. Эмоциональный компонент профессионального самоопределения проявляется в общем настрое человека. Эмоциональная включенность в выбор у старших школьников является одним из важнейших показателей профессиональной зрелости. [49]

Для оценки выделенных критериев нами была использована диагностическая методика «Профессиональная готовность». [Приложение 4]

Методика представляет собой опросник, состоящий из 99 вопросов. Форма ответов на вопросы – дихотомическая. Форма проведения – индивидуальная или групповая. Опросник состоит из 5 шкал: автономность (20 вопросов), информированность (17 вопросов), ориентация во времени (20 вопросов), принятие решения (20 вопросов), эмоциональное отношение (22 вопроса). Вопросы отдельных шкал распределены в методике случайным образом.

Надежность отдельных шкал методики колеблется от 0,670 до 0,839 и находится на уровне, допустимом для данного вида методик. Ре-тестовая надежность находится в пределах от 0,617 до 0,885.

Результаты тестирования в целом – это информация об учениках в данный момент, некоторый статический срез данных. Этот срез является фиксацией начального состояния системы, отправной точкой для выстраивания дальнейших практических шагов. Но самым главным является возможность слежения за изменениями системы, за изменениями показателей ученика, класса, учителя, школы от года к году, отслеживание результативности педагогических действий.

В ходе изучения психолого-педагогической литературы, наблюдения за школьниками, анкетирования, анализа устных ответов и выполненных практических заданий мы выбрали порядковую шкалу экономической подготовки и выделили условно пять уровней каждого критерия: высокий, выше среднего, средний, ниже срежнего и низкий.

Уровень – это возможные значения чего-либо, как объекта научного познания. [4] Уровни выделенных критериев представлены в таблице. [Таблица 3.1]

Таблица 3.1

Уровень критерия

Процент совпадений по ключу

Низкий

0 – 20,0

Ниже среднего

20,1 – 40,0

Средний

40,1 – 60,0

Выше среднего

60,1 – 80,0

Высокий

80,1 – 100


3.2. Результаты экспериментальной работы

В предыдущих главах нами рассматривалось общее состояние исследуемой проблемы. Педагогический эксперимент был направлен на разработку и апробацию курса «Основы профессионального самоопределения», способствующего правильному выбору профессиональному самоопределению подростка.

Критерии оценивания эффективности нашей работы: 1) автономность (А), информированность (И), принятие решения (Р), планирование (П) и эмоциональное отношение (Э).

Результаты нулевого среза представлены в таблице. [Таблица 3.2]

Таблица 3.2

Распределение школьников контрольной и экспериментальной групп по уровням критериев профессионального самоопределения (нулевой срез)

группа

критерии

Уровни критериев профессионального самоопределения школьников

Высокий

Выше среднего

Средний

Ниже среднего

Низкий

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

ЭГ

А

1

4,4

7

30,4

11

47,8

3

13,0

1

4,4

И

0

0,0

0

0,0

4

17,4

10

43,5

9

39,1

Р

0

0,0

6

26,1

10

43,5

6

26,1

1

4,4

П

0

0,0

3

13,0

10

43,5

9

39,1

1

4,4

Э

0

0,0

0

0,0

12

52,2

9

39,1

2

8,8

КГ

А

0

0,0

8

32,0

13

52,0

2

8,0

2

8,0

И

0

0,0

0

0,0

5

20,0

10

40,0

10

40,0

Р

0

0,0

7

28,0

11

44,0

5

20,0

2

8,0

П

0

0,0

3

12,0

11

44,0

10

40,0

1

4,0

Э

0

0,0

0

0,0

14

56,0

9

36,0

2

8,0


Как показали результаты констатирующего эксперимента и нулевого среза у учащихся выявлен недостаточный уровень профессионального самоопределения, особенно такого критерия как информированность. Возможно, это объясняется малым вниманием к проблеме и недостаточной работой педагогических кадров школы по ее улучшению.

Проведение заключительного среза явилось итоговым этапом нашей исследовательской работы по совершенствованию экономических знаний и умений старшеклассников. Заключительный срез был сделан в феврале 2003 г. Его результаты представлены в таблице. [Таблица 3.3]

Таблица 3.3

Распределение школьников контрольной и экспериментальной групп по уровням критериев профессионального самоопределения (заключительный срез)

группа

критерии

Уровни критериев профессионального самоопределения школьников

Высокий

Выше среднего

Средний

Ниже среднего

Низкий

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

ЭГ

А

3

13,0

9

39,1

10

43,5

1

4,4

0

0,0

И

2

8,7

10

43,5

8

34,8

3

13,0

0

0,0

Р

0

0,0

11

47,8

8

34,8

4

17,4

0

0,0

П

1

4,4

4

17,4

9

39,1

8

34,8

1

4,4

Э

0

0,0

1

4,4

11

47,8

10

43,5

1

4,4

КГ

А

1

4,0

8

32,0

12

48,0

2

8,0

2

8,0

И

0

0,0

1

4,0

5

20,0

9

36,0

10

40,0

Р

0

0,0

7

28,0

12

48,0

4

16,0

2

8,0

П

0

0,0

3

12,0

12

48,0

9

36,0

1

4,0

Э

0

0,0

0

0,0

14

48,0

9

36,0

2

8,0

Для большей наглядности выборочная динамика результатов по некоторым критериям профессионального самоопределения в контрольной и экспериментальной группе представлена в виде диаграмм. [Диаграммы 1 - 6]

Диаграмма 1. Динамика результатов оценки автономности в экспериментальной группе


Диаграмма 2. Динамика результатов оценки автономности в контрольной группе


Диаграмма 3. Динамика результатов оценки информативности в экспериментальной группе

Диаграмма 4. Динамика результатов оценки информативности в контрольной группе


Диаграмма 5. Динамика результатов оценки планирования в экспериментальной группе


Диаграмма 6. Динамика результатов оценки планирования в контрольной группе

Из приведенных статистических данных можно сделать вывод, что разработанный нами курс «Основы профессионального самоопределения» способствует в первую очередь повышению уровня информативности о мире профессий у школьников. Число учащихся, повысивших свой уровень автономности и умения планировать значительно в экспериментальной группе, тогда как в контрольной группе мы наблюдаем менее значительные изменения. Сравнительный анализ проведенных срезов позволяет сделать вывод о положительных результатах проводимой нами работы.

Таким образом, экспериментальная работа по апробации разработанного нами курса для старших школьников способствует повышению уровня их профессионального самоопределения.