Содержание


Введение.. 3

Налоговая система, ее сущность, направления.. 4

Налог на добавленную стоимость.. 7

Задача.. 10

Заключение.. 12

Список литературы... 13

 










































Введение

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко  использует  налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления  экономикой в условиях рынка.

Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и стимулирует в других. Исходя из общенациональных интересов. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность применяемых экономических решений. Применение  налогов  является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности,  форм  собственности  и организационно  -  правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий  всех форм  собственности  с  государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи  налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.








Налоговая система, ее сущность, направления

Налоговая  система в РФ 3-х уровневая: федеральный уровень, региональный и местный.

1-ый уровень – федеральные налоги – регламентируется общефедеральными законами.

Пять основных федеральных налога (осуществляют наибольшие поступления в бюджет):

ü Налог на прибыль организаций

ü НДС

ü Акцизы

ü Налог на доходы физических лиц

ü Таможенные пошлины

2-ой уровень – региональные налоги – регламентируются законодательными актами представительных (законодательных) органов субъектов федерации.

Наибольшие поступления в региональный бюджет обеспечивают:

ü Налог на имущество организаций

ü Налог на вменённый доход

3-ий уровень – местные налоги – регламентируются местными органами самоуправления

Наибольшие поступления в местный бюджет обеспечивают:

ü Налог на имущество физических лиц

ü Земельный налог

ü Налог на рекламу

Необходимо было реформировать налоговую систему с целью совершенствования налогового законодательства, стабилизации налогов и порядка их взимания, сокращения количества налогов, формирования адекватной налоговой системы.

Налоговая система, сформированная в начале 90-х голов носила фискальный характер, преобладала косвенная система налогообложения, наибольшие поступления осуществлялись от НДС (более 44%).

Налоговое бремя несут предприятия, что создаёт сложность в их финансово – хозяйственной деятельности, не стимулировало развитие производства.

Низка собираемость налогов.

На основе государственной политики, направленной на выявление нарушений налоговой системы был разработан налоговый кодекс РФ и федеральные законы о налогах и сборах.

В настоящем кодексе закреплены основные принципы налоговой системы, состав налоговой системы, участники налоговых отношений.

Установлены основания возникновения, изменения и прекращения обязанностей по уплате налогов, а также порядок исполнения этих обязанностей.

Налоговая система РФ регулируется следующими принципами:

1)  Принцип единства налоговой системы – чтобы не было ограничения для передвижения товаров по стране.

2)  Принцип подвижности (эластичности) – чтобы налоговая система могла быть изменена в соответствии с экономическим состоянием.

3)  Стабильности – любой закон или система, все налоги должны функционировать до новой реформы.

4)  Множественности – вводится не для одного, а множества налогов.

5)  Принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов – налоги из определённого перечня региональные власти имеют право вводить сами, а какие-то не имеют право вводить сами.

Налоговая система включает следующие элементы:

Субъект налогообложения (налогоплательщик) – лицо, на которое возложена юридическая обязанность платить налог за счёт собственных средств.

Объект налогообложения – юридически факты (действия, события, состояния) в связи с которыми у налогоплательщика возникает обязанность заплатить налог.

Предмет налогообложения – это реальные вещи (автомобиль, земля) и нематериальные блага (экономические показатели).

Налоговая база – количественное выражение предмета налогообложения

Ставка налога – размер налога на единицу налогообложения.

Различают общие, пониженную и повышенную ставку.

Налоговая льгота – используется для сокращения размера налогового обязательства налогоплательщика.

Органы налоговой системы:

1.     Министерство по налогам и сборам и их структуры на местах (Федеральная служба по налогам и сборам)

2.     Таможенный комитет

3.     Внебюджетные фонды.

В рыночной экономике налоги выполняют столь важнyю роль, что можно с yверенностью  сказать:  без  хорошо  налаженной,  четко действyющей налоговой системы, отвечающей yсловиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.

   В yсловиях рынка отмирают или,  по крайней мере,  сводятся  к минимyмy методы  административного подчинения предпринимателей.

   Таким образом,  развитие рыночной экономики регyлирyется финансово-экономическими методами  -  пyтем применения отлаженной системы налогообложения,  маневрирования  ссyдным  капиталом  и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций,  госyдарственных закyпок и осyществления  народнохозяйственных программ и т.п.  Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.









Налог на добавленную стоимость

Активизация перехода к  рыночным  отношениям  обусловливает  необходимость появления новых налогов, непосредственно связанных  с  формированием стоимости.

    Таким налогом является налог на добавленную стоимость. Для России этот налог является новым, так как он введен лишь с 1 января 1992 г., хотя более чем в 40 странах  он используется уже более 30 лет. Добавленная  стоимость  включает  в  себя в основном оплату труда и прибыль и практически исчисляется как разница между стоимостью готовой продукции, товаров и стоимостью сырья,  материалов,  полуфабрикатов, используемых на их изготовление. Кроме того, в добавленную стоимость включается амортизация  и  некоторые другие  элементы. Таким образом, налог на добавленную стоимость, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг производства и обращения и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки.

Налогооблагаемой  базой  для  данного налога служит валовая стоимость на каждой стадии движения товара  от  производства  до конечного  потребителя, т.е. только часть стоимости товаров, новая, возрастающая на очередной стадии прохождения товара. Отсюда объектами налогообложения являются обороты по реализации товаров на территории Российской Федерации, в том  числе  производственно-технического назначения, как собственного производства, так и приобретенных  на стороне, а также выполненных работ и оказанных услуг.

         Оборот определяется на основе стоимости реализованных товаров (работ и услуг) исходя из применяемых рыночных цен и тарифов (с учетом акциза по подакцизным товарам) без включения в них НДС. Стоимость возвратной тары не включается в облагаемый оборот.

         Дата совершения оборота определяется в зависимости от способа определения реализации. Для целей налогообложения, отраженного в учетной политике организации (способ избирается на период не менее года и применяется для определения реализации по всем налогам, уплачиваемым данным налогоплательщиком) этой датой считается:

·        день поступления средств за товары (работы, услуги) на счета в учреждения банков, а при расчетах наличными деньгами - день поступления выручки в кассу при определении реализации по оплате (поступлению денежных средств на счета организации)

·        день отгрузки товаров (выполнения работ, услуг) и предъявления покупателям расчетных документов при определении реализации по отгрузке указанных товаров (выполнению работ, услуг).

         При реализации работ объектом налогообложения являются стоимость выполненных строительно-монтажных, ремонтных, научно-ис­следовательских, опытно-конструкторских, технологических, проектно-изыскательских, реставрационных и других работ.

          Снабженческо-сбытовые, заготовительные, предприятия оптовой торговли определяют оборот на основе стоимости реализованных товаров, исходя из применяемых цен без НДС.

         Объектами налогообложения являются также  товары,  ввозимые на территорию России в соответствии  с установленными таможенными режимами, исключая гуманитарную помощь.

НДС - показательный пример того, что субъект налога и носитель налога могут не совпадать( Фактически НДС - это налог не на производителя, а на потребителя).

В 1992 году НДС в России взимался по ставке 28%, но специалисты эти ставки слишком высокими, что могло вызвать сокращение производства, и с 1993 г. ставки были снижены до 18%. До 10% была  снижена ставка на все продовольственные товары (кроме винно-водочных изделий и этилового спирта) и отдельные товары детского ассортимента. НДС охватывает практически все виды товаров и услуг, поэтому при относительно низких ставках пополняют казну лучше других видов налогов. НДС имеет преимущества как для государства, так и для налогоплатильщиков: от него труднее уклоняться, он повышает заинтересованность в росте доходов, к тому же для налогоплатильщиков предпочтительнее налогообложение расходов, а не доходов.

         Законом определен перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от налога. Этот перечень является единым на всей территории Российской Федерации.

         Освобождаются от налога на добавленную стоимость  услуги  в сфере народного образования, связанные с учебно-производственным процессом,  плата  за  обучение  детей  и подростков в различных кружках и секциях, услуги по содержанию детей в детских садиках, яслях, услуги по уходу за больными  и  престарелыми, ритуальные услуги похоронных бюро, кладбищ и крематориев, а также соответствующих предприятий; услуги учреждений культуры и искусства, религиозных объединений, театрально-зрелищные, спортивные и другие развлекательные мероприятия.

         Освобождаются  от платы налога на добавленную стоимость научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые за счет государственного бюджета, и  хоздоговорные  работы, выполняемые учреждениями народного образования.

Сегодня ставка НДС в размере 18% заведомо завышена. Целесообразнее было бы ввести ставку 15% с понижением на 0,1 пункт за каждый процент роста. Успешным примером проведения такой политики служит Волгоградская область. К тому же опыт развитых стран доказал преимущества более низкой ставки этого налога.








Задача


Счета бухгалтерского учета

Отчетные данные на

01.01

01.04

01.07

01.10

Основные средства по остаточной стоимости (01-02)

7006

48540

48043

48421

01. Основные средства

16726

58260

59543

60521

02. Амортизация ОС

9720

9720

11500

12100

Нематериальные активы по остаточной стоимости (04-05)

3127

3375

4379

3060

04. НМА

5227

5600

7850

6080

05. Амортизация НМА

2100

2225

3471

3020

10. Материалы

590


5800

4810

20. Основное производство



4480

3720

43. Готовая продукция

17810

9080

24431

2290

41. Товары (покупная цена)

240805

85350

405205

512200

44. Расходы на продажу

100620

75180

162250

185090

Стоимость имущества, исключенного из налоговой базы

1020

1500

1500

2250

Итого налоговая база

9113

50415

50922

49231

Среднегодовая стоимость имущества


29764

36817

39920


Расчет налога на имущество

Показатели

1 кв.

полугодие

9 мес.

1. Среднегодовая стоимость имущества за отчетный период, руб.

29764

36817

39920

2. Установленная ставка налога на имущество, проц.

2,2

2,2

2,2

3. Сумма налога на имущество по расчета за отчетный период

655

810

878


1 кв.

полугодие

9 мес.

4. Причитается к уплате в бюджет налог на имущество

655

30.04

155

30.07

68

30.10







Заключение


В рыночной экономике налоги выполняют столь важнyю роль, что можно с yверенностью  сказать:  без  хорошо  налаженной,  четко действyющей налоговой системы, отвечающей yсловиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.

В чем же конкретно состоит роль налогов в рыночной  экономике, какие фyнкции они выполняют в хозяйственном механизме?

 Отвечая на эти вопросы,  обычно начинают с того, что налогам принадлежит решающая  роль  в  формировании  доходной  части госyдарстенного бюджета.  Это,  конечно, так. Но не это главное для характеристики роли налогов: госyдарственный бюджет можно сформировать и без них.  Хотя бы с помощью экономических нормативов отчислений от  прибыли  в бюджет,  применявшихся в нашей стране ряд лет. На первое место следyет поставить фyнкцию, без которой в экономике, базирyющейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись.















Список литературы


1.     Газета "Экономика и жизнь", N 37,38 за 1997 год

2.     Жyрнал "Финансы" N 9 за 1997 год

3.     приложение к жyрналy "Финансы", N 8,9,10 за 1998 год

4.     Налоговый кодекс Российской федерации

5.     Федеральный закон "Об основах налоговой системы в РФ"