СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ ТОРГОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ.. 4

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИОННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «КИНЕСКОП». 9

2.1. Организационно-правовая форма, материально-техническая база, метод обслуживания, динамика развития основных показателей. 9

2.2. Анализ финансового состояния предприятия. 13

2.3. Оценка платежеспособности  и ликвидности предприятия. 25

2.4. Оценка качества торгового обслуживания. 29

3. РАЗРАБОТКА ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО             РЕШЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ.. 33

4. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СНИЖЕНИЮ ИЗДЕРЖЕК        ОБРАЩЕНИЯ.. 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 39

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 42

ПРИЛОЖЕНИЕ. 44













ВВЕДЕНИЕ



Под социально- экономическим объектом управления  в менеджменте следует понимать хозяйствующий субъект, который образован в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации для осуществления производственно- хозяйственной деятельности – производства продукции или услуг и имеющий единую производственную, организационную структуру и систему управления.

В основе управления социально- экономическим субъектом, в том числе и торговым предприятием, лежит цель деятельности, которую необходимо достигнуть имеющимися средствами и ресурсами. 

Целью данной работы выступает  исследование процесса управления на торговом предприятии и путей его совершенствования.

В качестве объекта исследования в данной работе взята  частная организация – Общество с ограниченной ответственностью ООО «Кинескоп», занимающееся производством и выпуском безалкогольной продукции в городе Новосибирске..

Краткосрочная стратегия организации  на сегодняшний день заключается в завоевании доли рынка, краткосрочная стратегия состоит в укреплении своих позиций и захвате существенной доли рынка.

         Поставленная цель конкретизируется рядом задач:

1)     теоретически описать сущность торгового менеджмента на предприятии.

2)     Дать краткую характеристику организации  ООО «Кинескоп»

3)     Провести анализ финансового состояния  организации

4)     Провести анализ платежеспособности и ликвидности организации

5)      Провести оценку качества торгового обслуживания в организации

6)     Провести разработку  эффективного управленческого   решения  по совершенствованию процесса управления на предприятии

7)     Предложить мероприятия по  снижению издержек обращения на предприятии


1. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ ТОРГОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ



Торговый менеджмент – наука об эффективном управлении финансовыми ресурсами  торгового предприятия, об активном использовании финансовых отношений в целях достижения поставленных целей.

От принимаемых менеджерами решений зависит выживаемость торгового предприятия на рынке.  Торговое предприятие должно зарабатывать деньги и не важно на чем они зарабатываются, чтоб платить собственникам. Поэтому в РФ до перехода к рынку директорами предприятий быль бывшие главные инженеры, а теперь люди, которые не смыслят в технологии процесса производства. Нужно привлекать финансовые ресурсы из разных источников, но сначала их надо просчитать и решить в какие проекты вкладывать ресурсы. Важно эффективно управлять активами, которые дали собственники, чтоб обеспечить выживаемость предприятия и прибыль.

Торговый менеджмент – это система финансовых отношений направленных на эффективное управление финансовыми ресурсами  торгового предприятия в целях повышения его доходности и обеспечения устойчивости его на рынке.

Торговый  менеджмент – это отношения, возникающие по поводу эффективного управления финансами  торговых предприятий.

Материальной основой данных финансовых отношений являются финансовые ресурсы.

Финансовые ресурсы – денежные средства, находящиеся в распоряжении  торгового предприятия и используемые для образования денежных  фондов и резервов.

Выделяют следующие функции торгового менеджмента как экономической категории:

1.              Обеспечение финансовыми ресурсами деятельности торгового  предприятия (сколько надо и откуда привлечь).

2.              Распределительная. (Распределение по фондам и обеспечение целевого их использования через фонды денежных средств. Объективно обосновано определить состав фондов, чтобы обеспечить непрерывность процесса продажи и реализации).

3.              Контрольная функция. (Контроль за полнотой формирования фондов денежных средств, за целевым и эффективным использованием. Если какие-то вложения приводят к убыткам, то надо разобрать методы выхода из проекта с минимальными убытками).

Торговый менеджмент как объект управления направлен на управление движением финансовых ресурсов и финансовыми отношениями, возникающими в процессе движения финансовых ресурсов. Организация совокупности условий осуществления денежного оборота и кругооборота стоимости.

Организация этого управления возникает, когда определена цель.

Главная цель торгового менеджмента -  это обеспечение максимизации благосостояния собственников в текущем и перспективном периоде.

Другие частные цели:

(1). Обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов.

(2). Обеспечение наиболее эффективного их использования.

(3). Оптимизация денежного оборота.

(4). Обеспечение максимизации прибыли.

(5). Минимизация уровня финансового риска.

(6). Обеспечение приемлемых темпов роста.

Управление финансовыми потоками на  торговом предприятии основано на определенных концепциях (принципах) управления[4, с. 55]:

(1). Концепция цены капитала

Стоимость, которую нужно заплатить за привлечение того или иного источника. Отсюда определяют средне взвешенную цену капитала. Нужно определить откуда и по какой цене привлекать источники и решать в какие проекты вкладывать, чтоб получить доход. К примеру, если средневзвешенная стоимость капитала составляет 18%, то проект, дающий 10%, будет убыточным. Меняется структура капитала – меняется и средневзвешенная цена капитала.

(2). Концепция временной стоимости.

Одна и та же по номиналу сумма денег в разные периоды времени имеет разную цену. Так как проекты имеют продолжительный характер, то надо учитывать, что одна и та же сумма сегодня стоит дороже, чем завтра. Будущие денежные потоки надо привести к сегодняшнему дню. Это особенно актуально для инвестиционных проектов (долгосрочных).

(3). Концепция предварительного риска.

Деятельность предприятия осуществляется в условиях некой неопределенности из-за изменений конъюнктуры рынка и, значит, надо рассчитать величину риска проекта.

(4). Концепция альтернативных вложений.

В каждый момент объем финансовых ресурсов ограничен. И, следовательно, вкладывая средства в один проект, мы отказываемся от другого. Поэтому надо оценить оба проекта и решить, на что тратить деньги.

Торговый менеджмент как субъект управления

Мы говорим о торговом  менеджменте как об управляющей системе. А прежде как о том, чем управлять. Это специальная группа людей, которая по средствам различных приемов  осуществляет управление движением финансовых ресурсов.

В соответствие с выбранными целями разрабатывается стратегия и тактика управления финансовыми потоками.

Стратегия – общее направление движения финансовыми ресурсами и способы их использования, позволяющие достигнуть поставленной цели.

Тактика – конкретные  методы и приемы обеспечивающие достижение стратегических задач.

Структура финансовой службы определяется масштабами деятельности  торгового предприятия и организационной структурой.

Основные задачи финансовых менеджеров[13, с. 198]:

(1). Разработка финансовой программы развития  торгового предприятия (в том числе на какие финансовые показатели надо выйти).

(2). Привлечение финансовых ресурсов на наиболее выгодных условиях.

(3). Планирование движения финансовых ресурсов.

(4). Разработка финансовых нормативов (нормативы по оборотным активам).

(5). Разработка кредитной политики  торгового предприятия (продажа в рассрочу, в товарный кредит).

(6). Разработка инвестиционной политики торгового  предприятия (решают какие инвестиционные программы принимать, оценивают их стоимость и сравнивают с отдачей финансовых проектов).

(7). Разработка валютной политики (решают в какой валюте рассчитываться, какие риски из-за колебаний курсов, какова эффективность сделок в валюте).

(8). Налоговое планирование (заключается в определение того, какие налоги  надо платить, в каком объеме и в какие сроки; задача в том, чтоб к нужной дате на счете были денежные ресурсы, для оплаты налога.

- под этим и понимается налоговое планирование, т.е. какие суммы и откуда платить;

- оптимизация, т.е. уменьшение величины налога или его обход)

(9). Разработка учетной политики  торгового предприятия (многие положения финансовой политики имеют налоговые последствия; необходимо просчитать все эти налоговые последствия и разработать подходящую учетную политику; к примеру, ФИФО – увеличивает прибыль,  ЛИФО – уменьшает прибыль; ENRON завышала прибыль и увеличивала рыночную стоимость акций.

(10). Управление финансовыми рисками (определение потенциальных рисков, определение последствий отрицательного исхода, разработка методов выхода из проекта или уменьшения убытков).

(11). Анализ финансово-хозяйственной деятельности  торгового предприятия (позволяет определить влияние факторов)

(12). Контроль за кругооборотом стоимости и контроль за центрами ответственности (составляются сметы расходов на центры ответственности и контролируют фактические показатели, сравнивая их с плановыми).

(13). Составление финансовой отчетности.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИОННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «КИНЕСКОП»

 

2.1. Организационно-правовая форма, материально-техническая база, метод обслуживания, динамика развития основных показателей



Основным видом деятельности ООО «Кинескоп» является  производства и  торговля безалкогольными напитками, торговля продовольственными продуктами, кроме того, предприятие осуществляет розничную торговлю и продажу товаров мелким оптом со склада.

Целью деятельности ООО «Кинескоп» является осуществление коммерческой, посреднической, закупочной деятельности, торговли товарами народного потребления, в том числе лицензионными, создания сети магазинов оптовой, розничной и прочей торговли этими товарами.

Торговая фирма ООО «Кинескоп» является обществом  с ограниченной ответственностью (ООО). ООО - это организационно-правовая форма предприятия.

Под ООО понимается объединение граждан и (или) юридических лиц для совместной хозяйственной деятельности, имеющее уставный   фонд, разделенный на доли, размер которых определяется учредительными документами,  и несущее ответственность по обязательствам только в пределах своего имущества. Участники ООО  несут  ответственность  в  пределах  своих  вкладов.

В ООО «Кинескоп» создан уставный фонд, размер  которого составляет 713 тыс. руб. Имущество общества с ограниченной ответственностью формируется за счет вкладов участников, полученных доходов и других законных источников,   и принадлежит его участникам на праве долевой собственности.

Высшим органом управления ООО «Кинескоп» является собрание участников. В его компетенции находятся вопросы определения главных направлений предпринимательской деятельности, рассмотрение и утверждение смет, отчетов и балансов, избрание и отзыв исполнительного органа и   ревизионной комиссии, определение условий оплаты труда должностных лиц, распределения прибыли и определение    порядка  покрытия  убытков  и  др.

Исполнительным органом ООО «Кинескоп» является директор. В его компетенции находятся вопросы разработки и реализации целей, политики  и стратегии их достижения, а также организация и руководство текущей деятельностью фирмы, распоряжение  имуществом,  найм  и  увольнение  персонала.

В 2003 году среднесписочная численностью работников   ООО «Кинескоп»  составила  32  человека.

В  том  числе:

-         управленческий  персонал   -       3 чел.;

-         специалисты                                -       3 чел.;

-          рабочие                                 -   21 чел.;

-         обслуживающий  персонал -       5 чел.

В начале 2003 г., численность персонала фирмы составляла  10 человек.

В организации отмечается рост показателей отражающих эффективность использования торгового потенциала. Так фондоотдача за рассматриваемый период возросла от 0,8 руб. до 2,7 руб. в 2002г., увеличилась и материалоотдача за последние два года.

Рост производительности труда обеспечен при снижении численности рабочих.

Рост эффективности торговли  характеризует и показатели рентабельности.

Рентабельность реализации товаров увеличилась с 5,9% - 2000г. до 9,2 - 2002г. в то же время уровень рентабельности продукции не высок и в 2002г. составил 3,6%. Это свидетельствует о необходимости выявления резервов увеличения прибыли.







 


















Рис. 1.1. Организационная структура управления  ООО «Кинескоп»


На рассматриваемом предприятии ООО «Кинескоп»   регулярно  проводится внутренний анализ финансово-хозяйственной деятельности, однако как результаты, так и некоторые       исходные данные этого анализа не разглашаются, так как руководство ООО «Кинескоп»  относит эту информацию к коммерческий  тайне.

Таблица 2.1

Показатели работы предприятия

Показатели

2001г.

2002г.

темп

роста, %

2003г.

темп роста

2002-2003г.

Численность персонала, чел.

9

10

10,0

32

320,0

Торговый персонал, чел.

4

5

25,0

21

420,0

окончание таблицы 2.1

 
Среднегодовая стоимость

11186

8138

72,8

3957

48,6

 Осн. фонды, тыс. руб.






Материальные затраты, тыс. руб.

5100

9562

187,5

6250

65,4

Фондоотдача

0,8

1,5

187,5

2,7

180,0

Производительность труда, тыс. руб.

131

186

142,0

185

99,5

Рентабельность продукции, %

7,4

1,7

23,0

3,6

211,8

Рентабельность торговли, %

5,9

2,6

44,1

9,2

353,8

Затраты на 1 руб. продукции

0,92

0,95

103,3

0,92

96,8


Таблица 2.2

Отчет о прибылях и убытках ООО «Кинескоп»  за 2003 год

Наименование показателя

Код строки

За отчетный период

За аналогичный период предыдущего года

1

2

3

4

1. Доходы по обычным видам деятельности




Выручка (нетто)  от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичный платежей)

010

3099631

24759416

в том числе от продажи

011

2653273

24720435

от услуг

012

446298

38981

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

020

2992137

24451848

в том числе от продажи

021

2543316

20784070,8

От услуг

022

448820,6

3667777,2

Валовая прибыль

029

107494

307568

Коммерческие расходы

030

0

0

Управленческие расходы

040

0

0

Прибыль (убыток) от продажи

050

107494

307568

2. Операционные доходы  и расходы




Проценты к получению

060

6773

0

Проценты к уплате

070

0

0

Доходы от участия в других организациях

080

0

0

Прочие операционные доходы

090

0

0

Прочие операционные расходы

100

21006

40424

3. Внереализационные доходы и расходы




Внереализационные доходы

120

433

0

Внереализационные расходы

130

0

0

Прибыль до налогообложения

140

93694

267144

Налог на прибыль и иные аналогичные платежи

150

26150

67986

Прибыль от обычной деятельности

160

67544

199158

4. Чрезвычайные доходы и расходы




Чрезвычайные доходы

170

1254

561

Чрезвычайные расходы

180

0

0

Чистая прибыль

190

68798

199719


На рассматриваемом предприятии ООО «Кинескоп»   регулярно  проводится внутренний анализ финансово-хозяйственной деятельности, однако как результаты, так и некоторые       исходные данные этого анализа не разглашаются, так как руководство ООО «Кинескоп»  относит эту информацию к коммерческий  тайне.

2.2. Анализ финансового состояния предприятия

На первом этапе составляем сравнительный аналитический баланс. Для анализируемой организации такой баланс представлен в таблице  3 (приложение 1).

Как видно из таблицы  3, за отчетный период имущество организации ООО «Кинескоп» , состоящее из оборотных и внеобобротных активов за 2002 год возросло на 4127010 рублей, или в 2,8 раза, а за 2003 год- на 14080978 рублей, или в 2,6 раза, в том числе, по данным за 2002 год, за счет увеличения объема основного капитала- на 6600рублей, или на  25,3 %, и прироста оборотного капитала – на 4120410 рублей или в 2,9 раза, а по данным за 2003 год- за счет оборотного капитала – на 14029067 рублей, или в 2,9 раза. Иначе говоря, в оборотный капитал было вложено средств намного больше, чем в основной капитал.

В целом следует отметить, что структура совокупных активов характеризуется значительным превышением доли оборотных средств, которые составили в 2002 году 98,2 %, а в 2003 году- 99,6%.

Пассивная часть баланса характеризуется преобладанием удельного веса заемных средств : в 2002 году – 71,6 %, а в 2003 году – 84,5 %. Доля заемных средств возросла на 12,9 %.

Структура заемных средств в течение 2002- 2003 годов претерпела ряд изменений. Так, доля кредиторской задолженности поставщикам увеличилась с 70,1% до 81,3 %.

Увеличение валюты баланса в 2002- 2003 годах свидетельствует о сокращении организацией хозяйственного оборота, что могло повлечь ее неплатежеспособность.

Исследование и анализ структуры пассива баланса позволяет установить одну из возможных причин финансовой неустойчивости  организации. Так, сокращение доли собственных средств в ООО «Кинескоп» за счет любого из источников способствует снижению финансовой устойчивости.

Анализ структуры активов позволяет получить важную информацию. Так, увеличение доли оборотных средств в структуре имущества ООО «Кинескоп» может свидетельствовать о следующем:

1)    формирование более мобильной структуры активов;

2)    отвлечение части текущих активов на кредитование потребителей;

3)    искажение реальной оценки основных фондов.

В общих чертах признаками «хорошего» баланса являются:

1) увеличение валюты баланса в конце отчетного года;

2) темпы прироста оборотных активов выше, чем темпы прироста внеоборотных активов;

3) собственный капитал организации превышает заемный;

4) темпы прироста кредиторской и дебиторской задолженности примерно одинаковые;

5) доля собственных средств в оборотных активах должна быть более  10 %.

Баланс ООО «Кинескоп» оценкой «хорошо» можно оценить только по критериям 1,2 и 5, а по остальным – «неудовлетворительно»

Для анализа финансового состояния ООО «Кинескоп» рассмотрим финансовые результаты деятельности организации. Исходной информацией анализа являются данные из «Отчета о прибылях и убытках» за 2002- 2003 годы.

Структура выручки от реализации в ООО «Кинескоп» представлена  в таблице 2.3.

                   Таблица 2.3

Структура выручки от реализации ООО «Кинескоп» в 2002- 2003 годах

Наименование показателя

2002 год

2003 год

руб.

%

руб.

%

1.Выручка от реализации

3099631

100

24759416

100

в том числе:





- от продажи

2653273

85,6

24720435

99,84

- от услуг

446298

14,4

38981

0,16

2.Себестоимость

2992137

96,5

24451848

98,76

3.Прибыль от продажи

107494

3,5

307568

1,24


Один из основных показателей финансово- хозяйственной деятельности организации- выручка от реализации – складывается из двух составляющих: себестоимости и прибыли.

Балансовая прибыль организации формируется согласно формуле (2.1):

Пб = Пр +(-) ПР + Ддр +(-) Дпо +(-) Двр,                              к(2.1)

где    Пб – прибыль балансовая, руб.;

         Пр – прибыль от реализации работ, услуг, руб. ;

         ПР – проценты полученные или уплаченные, руб.;

         Ддр – доходы от участия в деятельности других предприятий, руб.;

         Дпо – доходы от прочих операций, руб.;

         Двр- доходы от внереализационной деятельности, руб..

Прибыль от реализации складывается из нормативной прибыли в договорной цене и экономии от снижения себестоимости строительно - монтажных работ. Нормативная прибыль определяется по формуле (2.2):

ПН = Ссм ∙ Ннп /100%,                                                                 (2.2)

где    ПН – прибыль нормативная, руб.;

         Ссм – сметная себестоимость, руб.;

         Ннп – норма нормативной прибыли, %.

         Сумма снижения себестоимости определяется по формуле (2.3):

СН = Пр – ПН,                                                                     (2.3)

где    СН- снижение себестоимости, руб..

         Результаты расчетов по ООО «Кинескоп» представлены в таблице 2.4.



Таблица 2.4

Структура прибыли от реализации ООО «Кинескоп» в 2002- 2003 годах

Составляющие элементы

2002 год

2003 год

руб.

%

руб.

%

Нормативная прибыль

2393,71

9,98

19561,49

6,82

Снижение себестоимости

105100,29

90,02

267426,51

93,18


Значительная доля снижения себестоимости в сумме прибыли от реализации свидетельствует о наличии у предприятия резерва роста прибыли.

Как видно из таблицы 2.4 , значение нормативной прибыли в 2003 году упало на 3,16%, соответственно выросла доля снижения себестоимости в организации, что свидетельствует о повышении на предприятии резервов роста прибыли.

Структура балансовой прибыли ООО «Кинескоп» в 2002- 2003 годах представлена в таблице 2.5.

Как видно из таблицы 2.5, в 2003 году в структуре балансовой прибыли наблюдался рост значения прибыли от реализации в 2,7 раза, одновременно выросли доходы от прочих операций в 1,5 раза. Значение балансовой прибыли выросло в 2,8 раза , что является положительным моментом и свидетельствует о расширении деятельности ООО «Кинескоп».

Таблица 2.5

Структура балансовой прибыли ООО «Кинескоп» в 2002-2003 годах

Составляющие прибыли

Значение, руб.

2002 год

2003 год

Прибыль от реализации

107494

286988

Проценты

6773

-

Доходы от участия в других организациях

-

-

Сальдо от прочих операций

-27779

-40424

Сальдо от внереализационной деятельности

433

-

ВСЕГО балансовая прибыль

86921

246564


На следующем этапе проводим анализ эффективности с использованием системы коэффициентов из таблицы 2.6.


Таблица 2.6

Показатели эффективности деятельности   ООО «Кинескоп» за 2002-2003 годы

Наименование показателей

Значение, руб.

2002 год

2003 год

Рентабельность продукции

1,16

3.46

Рентабельность продаж

1,16

3,46

Рентабельность производства

3,59

1,17

Рентабельность предприятия

2,46

1,95

Рентабельность собственного капитала

9,42

1,063

Рентабельность акционерного капитала

19,7

12,3


Анализируя данные таблицы 2.6, сделаем следующие выводы:

1)                рентабельность продукции и продаж очень низка по сравнении с рекомендуемым ( 8%), что свидетельствует о том, что прибыль организации очень низка;

2)                рентабельность производства также существенно низка по сравнению с нормой ( 25 %);

3)                рентабельность собственного капитала в 2002 году удовлетворяет требуемому условию : 9,42>2,46, а в 2003 году не удовлетворяет : 1,063< 1,95;

4)                рост значений рентабельности продаж и производства в 2003 году по сравнению с 2002 годом является положительным моментом и свидетельствует о повышении эффективности продукции и продаж;

5)                снижение значения рентабельности производства в 2003 году свидетельствует в снижении эффективности производства в организации;

6)                об ухудшении эффективности деятельности организации в целом свидетельствует падение значения рентабельности предприятия в 2003 году;

7)                об ухудшении использования акционерного капитала свидетельствует падение рентабельности акционерного капитала с 19,7 % до 12,3 %;

В целом, организацию нельзя назвать процветающей в связи с несоответствием рентабельностей рекомендуемым значениям. Положительным моментом является рост рентабельностей продукции и продаж к 2003 году, а отрицательным – снижение рентабельности предприятия в 2003 году.

В таблице 2.7 представлены результаты расчета коэффициентов деловой активности для ООО «Кинескоп».

Таблица 2.7

Показатели деловой активности ООО «Кинескоп» за 2002-2003 годы

Наименование показателя

Значение

Тенденция

2002 год

2003 год

Общая оборачиваемость капитала

0,2

1,96

Оборачиваемость собственного капитала

0,78

10,67

Оборачиваемость оборотных средств

0,28

1,97

Оборачиваемость запасов и затрат

0,47

3,67

Оборачиваемость готовой продукции

47,87

2523,38

Оборачиваемость дебиторской задолженности

0,38

4,45

Оборачиваемость кредиторской задолженности

0,28

2,48

Средний срок оборачиваемости дебиторской задолженности

480,26

41,01

Средний срок оборачиваемости кредиторской задолженности

651,79

73,59

Фондоотдача собственных оборотных средств и прочих внеоборотных активов

24,63

1045,96


Анализируя данные таблицы 8, сделаем несколько основных выводов:

1)                рост оборачиваемости капитала является положительным моментом, так как идет активизация и более рациональное использование средств в организации;

2)                рост оборачиваемости запасов и затрат свидетельствует об активизации       производства;

3)                рост оборачиваемости готовой продукции свидетельствует о повышении спроса на продукцию;

4)                рост оборачиваемости дебиторской задолженности свидетельствует об улучшении соблюдения платежной дисциплины дебиторами;

5)                рост оборачиваемости кредиторской задолженности свидетельствует об улучшении соблюдения платежной дисциплины организацией;

6)                сокращение среднего срока оборачиваемости кредиторской и дебиторской задолженности свидетельствует об уменьшении сроков погашения кредиторской и дебиторской задолженностей;

7)                рост фондоотдачи свидетельствует об улучшении использования недвижимого имущества организации.

В целом, можно говорить об усилении деловой активности организации.

На следующем этапе проводится оценка вероятности банкротства с использованием коэффициентов финансовой устойчивости из таблицы 2.8.

Таблица 2.8

Показатели финансовой устойчивости ООО «Кинескоп» за 2002- 2003 годы

Наименование коэффициента

Обозначение

2002 год

2003 год

начало

конец

Соотношение с нормативом

тенденция

начало

конец

Соотношение с нормативом

тенденция

Автономии

>0,5

0,17

0,28

<0,5

0,28

0,16

<0,5

Соотношения собственных и заемных средств

≤0,7

4,71

2,52

>0,7

2,52

5,45

>0,7

Маневренности

≈0,5

0,9

0,98

>0,5

0,98

0,97

>0,5

Инвестирования

<0,5

0,82

0,72

>0,5

0,72

0,84

>0,5

Задолженности

>1

9,86

48,6

>1

48,6

36,05

>1

Капитализации

<1,5

4,71

2,52

>1,5

2,52

5,45

>1,5

Обеспеченности собственными средствами

≥0,5

0,16

0,28

<0,5

0,28

0,15

<0,5

окончание таблицы 2.8

 


начало

конец

соотношение с нормативом

тенденция

начало

конец

соотношение с нормативом

тенденция

Финансовой независимости

≥0,4

0,21

0,4

<0,4

0,4

0,18

<0,4

Финансирования

≥0,7

opt=1,5

0,21

0,4

<0,7

0,4

0,18

<0,7

Финансовой устойчивости

≥0,6

0,18

0,29

<0,6

0,29

0,15

<0,6


По данным таблицы 2.8 сделаем несколько выводов:

1)                так как значение коэффициента автономии меньше 0,5, а коэффициент задолженности более 0,5, то вероятность банкротства организации оценивается как высокая. Рост коэффициента  автономии в 2002 году является положительным моментом, а снижение  к концу 2003 года - отрицательным, организация становится более подверженной банкротству. Сокращение  коэффициент задолженности является положительным моментом, так как в целом уменьшается задолженность организации;

2)                значение коэффициента соотношения собственным и заемных средств и в 2002, и в 2003 году очень высоко, что свидетельствует о высокой вероятности банкротства;

3)                так как коэффициент маневренности стремится к 1 , то в организации применяются преимущественно арендованные основные средства;

4)                так как коэффициент инвестирования больше 1 ( к тому же он растет) , то предприятие можно в целом считать жизнеспособным в случае изъятия всех заемных средств;

5)                коэффициент капитализации в организации не соответствует требуемому значению ни в 2002 году, ни в 2003 году, что свидетельствует о значительности размеров заемных средств на 1 рубль вложенных в активы собственных средств;

6)                коэффициент обеспеченности собственными средствами не соответствует оптимальному значению, но выше нижедопустимой границы. Снижение данного показателя в 2003 году свидетельствует о падении доли оборотных активов, финансируемых за счет собственных источников, что является отрицательным моментом;

7)                коэффициент финансовой независимости соответствует нормативу только в конце 2002- начале 2003 год, на конец 2003 года организация являлась финансово зависимой, так как значение данного коэффициента низко;

8)                коэффициент финансирования не соответствует нормативному значению, что является отрицательным моментом и свидетельствует о превышении доли заемных средств над собственными;

9)                коэффициент финансовой устойчивости не соответствует нормативу, что свидетельствует о том, что в оба периода организация была финансово неустойчива и подвержена банкротству.

В целом, по данным коэффициентов финансовой устойчивости вероятность банкротства у ООО «Кинескоп» достаточно высока.

Далее рассчитываем коэффициенты утраты и восстановления платежеспособности по формулам. Результаты заносим в таблицу 2.9.

Из таблицы 10 можно сделать следующие выводы:

1)               превышение коэффициента восстановления платежеспособности над  1 свидетельствует о том, что организация в состоянии реально восстановить свою платежеспособность в течение 6 месяцев;

2)               так как коэффициент утраты платежеспособности ниже 1, это свидетельствует о наличии реальной возможности у предприятия утратить свою платежеспособность.




Таблица 2.9

Коэффициенты утраты и восстановления платежеспособности

 ООО «Кинескоп» в 2002-2003 годах


№ п/п

Наименование коэффициента

Рекомен-

дуемое

значение

2002 год

2003 год

Тенденция

значение

Отклонение от нормы

значение

Отклонение о нормы

1.

Восстановления платежеспособности


>1


1,54


>1


1,42


>1

2.

Утраты платежеспособности


>1


0,15


<1


0,14


<1

                                                                                                            

На следующем этапе проводим оценку удовлетворительности структуры баланса ООО «Кинескоп» согласно таблице 2.10.

Таблица 2.10

Критерии оценки удовлетворительности структуры баланса

 ООО «Кинескоп» за 2002-2003 годы

№ п/п

Показатель

Норматив

2002 год

2003 год

начало

конец

отклонение

начало

конец

отклонение

1.

Коэффициент текущей ликвидности


>2


1,19


1,39


<2


1,39


1,18


<2

2.

Коэффициент обеспеченности собственными средствами



≥0,1



0,16



0,28



>0,1



0,28



0,15



>0,1

3.

Коэффициент восстановления платежеспособности


>1


1,52


1,54


>1


1,54


1,42


>1


Как видно из таблицы 2.10 последние два коэффициента соответствуют требованиям, что свидетельствует о том, что структура баланса ООО «Кинескоп» является удовлетворительной. Значение коэффициента текущей ликвидности оказалось меньше 2. Поэтому основа для признания структуры баланса неудовлетворительной отсутствует. Тем не менее руководству следует обратить внимание падение ликвидности и принять соответствующие меры. 

Далее проводим оценку прочности финансового положения согласно таблице 2.11.

Таблица 2.11

Общая оценка прочности финансового положения ООО «Кинескоп»

2002 год

2003 год

Начало

Конец

начало

Конец

Финансовые источники

соотношение

запасы

Финансовые источники

соотношение

запасы

Финансовые источники

соотношение

запасы

Финансовые источники

соотношение

запасы

1452070



> 

129992

5242825



> 

2297727

5242825



> 

2297727

18615143



> 

8797054

Запас прочности имеется

Запас прочности имеется

Запас прочности имеется

Запас прочности имеется


Как видно из таблицы 2.11 во всех исследуемых периодах финансовые источники оказываются выше запасов.

Общую характеристику финансового состояния проводим согласно таблице 2.12








Таблица 2.12

Общая характеристика финансового состояния ООО «Кинескоп» в 2002- 2003 годах

2002 год

2003 год

начало

Конец

начало

конец

Собственные средства и кредиты

Соотношение

запасы

Собственные средства и кредиты

соотношение

запасы

Собственные средства и кредиты

соотношение

запасы

Собственные средства и кредиты

соотношение

запасы

231385



> 

129992

1640899



< 

2297727

1640899



< 

2297727

3036319



< 

8797054

Абсолютная устойчивость

Предкризисное состояние

Предкризисное состояние

Предкризисное состояние


Как видно из таблицы 2.12 финансовое состояние ООО «Кинескоп»  в начале 2002 года можно было охарактеризовать как абсолютно устойчивое, при котором собственные средства и кредиты в организации превышали запасы. Однако в последующие периоды состояние организации характеризуется как предкризисное, при котором запасы превышают собственные средства и кредиты.

         Итак, в данном разделе был проведен анализ финансовой устойчивости   ООО «Кинескоп» за 2002- 2003 годы.

Подводя итоги, следует отметить, что различные методики дают немного разные результаты, но в целом картина становится достаточно ясной. Состояние  ООО «Кинескоп»  в 2002-2003 годах нельзя считать очень неустойчивым, а организацию банкротом.

Тем не менее,  в организации наблюдается существенное отклонение ряда коэффициентов от нормативных значений, что вызывает необходимость разработки мероприятий по финансовому оздоровлению и укреплению. В противном случае организация уже в ближайшее время может стать банкротом.

2.3. Оценка платежеспособности  и ликвидности предприятия

Далее оцениваем срочную платежеспособность  ООО «Кинескоп». Необходимые данные берем из бухгалтерских балансов за 2002-2003 годы. Результаты заносим в таблицу 2.13.

                                                                                     Таблица 2.13

Срочная платежеспособность  ООО «Кинескоп» за 2002-2003 годы

Наименование

показателя

Значение в 2002 году

Значение в 2003 году

Срочные обязательства, руб.

3630032

16003124

Соотношение

> 

> 

Денежные средства, руб.

2913267

8930851


При анализе срочной платежеспособности организации согласно таблице 2.13, можно сделать вывод, что условие срочной платежеспособности в ООО «Кинескоп» не соблюдается ни в 2002, ни в 2003 году. Это означает, что организация не в состоянии погасить свои обязательства перед партнерами немедленно.

Далее оцениваем платежеспособность на дату составления баланса с использованием системы коэффициентов из таблицы 2.14.

                                                                                    

Таблица 2.14

Платежеспособность ООО «Кинескоп»  на дату составления баланса

Наименование показателя

2002 год

2003 год

начало года

конец

года

отклонение

начало

года

конец

года

Отклонение

Общая платежеспособность, руб.

231385

1555899

1324514


1555899

2966319

1410420


Уточненная платежеспособность, руб.

210927

1546087

1335160


1105062

843683

-261379


Чистый оборотный капитал, руб.

231385

1555899

1324514


1555899

2966319

1410420


Коэффициент покрытия привлеченных источников


-

0,84


-


-

1,05


-



Однако, как свидетельствуют данные таблицы 2.14, платежеспособность организации на дату составления баланса и в 2002, и в 2003 году имеет тенденцию к росту, что является положительным моментом. Коэффициент покрытия привлеченных источников в 2003  году превышает значение 1, что свидетельствует о том, что ООО «Кинескоп» в состоянии рассчитаться со всеми своими кредиторами.

На следующем этапе проводим расчет ликвидности активов предприятия. Горизонтальный анализ ликвидности проводим согласно таблице 2.15





Таблица 2.15

Горизонтальный анализ ликвидности  активов  ООО «Кинескоп» в 2002-2003 годах

Класс

Условие

2002 год

2003 год

актив

пассив

соотношение

тенденция

актив

Пассив

соотношение

тенденция

1

а1≥п1

98670

3924199


< 


-

296473

16627846


< 


-

2

а2≥п2

2727676

0


> 


+

8553362

0


> 


+

3

а3≥п3

2738752

0


> 


+

10744330

0


> 


+

4

а4≤ п4

32716

1588615


< 


+

84627

3050946


< 


+


При проведении горизонтального анализа для оценки ликвидности используем данные таблицы 16, согласно которой условие о необходимости превышения наиболее мобильных активов над наиболее ненадежными пассивами не соблюдается, а остальные три условия соблюдаются. Поэтому в целом ликвидность можно считать нормальной, то есть оборотные средства ООО «Кинескоп» в состоянии превратиться в наличность, необходимую для нормальной деятельности и  своевременного выполнения организацией платежей по своим обязательствам.

         Далее проводим вертикальный анализ ликвидности по системе коэффициентов, представленных в таблице 2.16.





                   Таблица 2.16

Коэффициенты ликвидности ООО «Кинескоп»  за 2002-2003 годы

Наименование

коэффициента

2002 год

2003 год

начало

конец

соотношение с нормативом

тенденция

начало

конец

соотношение с нормативом

тенденция

Краткосрочной ликвидности

1,19

1,39

>1

1,39

1,18

>1

Срочной ликвидности

1,17

1,39

>1

1,39

0,9

>1

Абсолютной ликвидности

0,03

0,025

<0,6

0,025

0,018

<0,6

Ликвидности

0,93

0,7

<1,5

0,7

0,53

<1,5

Покрытия

1,19

1,39

<3

1,39

1,18

<3


Значения коэффициентов ликвидности при вертикальном анализе интересуют банки, поставщиков и инвесторов при заключении договоров. При сравнении полученных значений с нормативными можно сделать следующие выводы по таблице 2.16:

1)               так как Ккл>1 в 2002-2003 годах, то организация в состоянии покрыть внешние обязательства. Рост значения этого коэффициента является положительным моментом;

2)               так как Ксл>1, то организация в состоянии покрыть свои обязательства немедленною однако к концу 2003 года ситуация меняется ( Ксл < 1), что является отрицательным моментом;

3)               так как значения последних трех коэффициентов меньше рекомендуемых, то финансовую состоятельность и кредитоспособность организации в обоих периодах можно охарактеризовать отрицательно;

В целом, ликвидность предприятия при вертикальном анализе можно охарактеризовать положительно, так как значения коэффициентов соответствуют нормативным.

2.4. Оценка качества торгового обслуживания

Важнейшим элементом системы торгового обслуживания покупателей является используемый метод продажи товаров в магазине. Этот показатель не только формирует тип магазина, но и определяет содержание всех основных торгово-технологических процессов. Для покупателей он в значительной мере определяет удобства совершения покупок в магазине и объем затрат времени на обслуживание.

Под методом продажи понимается совокупность приемов осуществления всех основных операций, связанных с непосредственной реализацией товаров покупателям в магазине. К числу основных операций продажи товаров в магазине ООО «Кинескоп» относятся:

* Ознакомление покупателя с реализуемым ассортиментом товаров; * Формирование мотивации выбора товаров покупателем; * Отбор выбранных товаров (при необходимости их взвешивание); * Расчет за отобранные товары и получение покупки. Характер и структура операций по продаже товаров зависят в первую очередь от ассортимента реализуемых товаров и методов их продажи. В розничной торговле применяют следующие методы продажи товаров: самообслуживание; через прилавок обслуживание; по образцам; с открытой выкладкой; по предварительным заказам.

До недавнего времени в ООО «Кинескоп»  продажа товаров осуществлялась на основе самообслуживания, но в связи с ухудшением криминальной обстановки в городе и в стране в целом, магазин переходит на обслуживание покупателей и продажу товаров через прилавок.

В обязанность продавца, работающего в магазине ООО «Кинескоп», входит выполнение следующих операций по обслуживанию покупателей: встреча покупателя и выявление его намерения; предложение и показ товаров; помощь в выборе товара и консультация; предложение сопутствующих и новых товаров; проведение технологических операций, связанных с нарезкой, взвешиванием; расчетные операции; упаковка и выдача покупок.

Пришедшие в магазин  покупатели наблюдают приветливое отношение со стороны торгового персонала, опрятный внешний вид работников магазина, т.к. все это непосредственно влияет на культуру торгового обслуживания. Продавец выявляет намерения покупателей о необходимом товаре, при этом продавец предлагает сопутствующий товар, при необходимости дает характеристику товара, подчеркивает достоинства, объясняет способ приготовления и т.д. все это делается для того, чтобы выполнить желание покупателей "с прибылью для него и для магазина"

При выполнении технологических операций, связанных с нарезкой, взвешиванием, затрачивается много труда и времени. Оно сокращается в магазине  за счет квалифицированных торговых работников, а также за счет хорошо оснащенных рабочих мест, где есть необходимое торговое оборудование, инвентарь, надлежащий упаковочный материал. Время на обслуживание покупателей сокращается в магазине  за счет предварительной фасовки товара, так как все это влияет на уровень торгового обслуживания.

Завершается продажа товаров расчетом с покупателями и выдачей им покупок на рабочем месте продавца, так как это более удобней для покупателей. До 2002 года расчет с покупателями производился непосредственно в кассовых узлах, которые размещались отдельно от отделов. Поэтому в час пик покупателям приходилось отстаивать две очереди, что отрицательно влияло на торговое обслуживание, т.к. длительное время затрачивалось на приобретение товара.

Розничная реализация товаров организации осуществляется через созданную сеть магазинов на территории города Новосибирска. Все магазины предприятие берет в аренду у Комитета по управлению имуществом города Новосибирска.

         Внешнее оформление магазинов, витрин и наружной рекламы полностью соответствует профилю организации и направленности товаров, подлежащих продаже в магазине.

Наружная реклама, используемая в магазинах для привлечения покупателей, дает краткую информацию о предлагаемом в магазине ассортименте.       

Во внешних витринах выставлены наиболее часто приобретаемые покупателями образцы товаров.       

В торговом зале на стеллажах на занимаемой торговой площади выставлены предлагаемые к продаже товары с соответствующими ценниками и указанием названия товара, его цены, стандартной маркировки и прочей основной информацией, необходимой покупателю при приобретении товара.

В магазине есть необходимые каталоги предлагаемых товаров с более подробным описанием  основных характеристика каждого конкретного товара.        

Товары  в торговом зале размещены в соответствии с их назначением.

На выходе расположена касса, где покупатель может оплатить сделанные покупки.        В  торговых залах работает от 2 до 4 продавцов-  консультантов, способных оказать необходимую помощь покупателю и дать необходимую информацию по предлагаемым товарам. Продавцы- консультанты  отличаются большой вежливостью и внимательностью в обслуживании клиентов.

         В магазинах ООО «Кинескоп» осуществляется и послепродажное обслуживание: бесплатная доставка товаров до дома покупателя.

В ООО «Кинескоп»   существует комбинированная организация сбыта, которая отражена на рисунке 2.2. Эта структура построена комбинации региональных и функциональных основ с учетом категорий покупателей.

Таким образом, качество торговли в розничных магазинах ООО «Кинескоп»  и культура обслуживания очень высоки. Об этом же свидетельствуют специально проводимые опросы покупателей и отзывы в книге жалоб и предложений.






 
















Рис. 2.2. Комбинированная организация сбыта в ООО «Кинескоп»

        

3. РАЗРАБОТКА ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО             РЕШЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ


В рамках данной главы представим  процесс разработки  управленческих решений по  укреплению финансового состояния организации ООО «Кинескоп» в виде таблицы 3.1.

Эффективное управленческое решение при  совершенствовании  процесса управления активами и пассивами  организации отражается в разработки стратегии  финансового укрепления организации. Целью стратегии укрепления финансового состояния является  разработка и реализация мероприятий, направленных нейтрализацию наиболее опасных путей экономических явлений, приводящих к кризису. Разработка стратегии укрепления финансового состояния является составной частью тактического управления организацией в целом. Поэтому в данном разделе рассматриваются  мероприятия, которые предлагаются для ООО «Кинескоп» в качестве основных путей  реорганизации в рамках процесса управления и снижения вероятности банкротства.

Таблица 3.1

Комплекс организационно- технических мероприятий, включенных в стратегию предотвращения банкротства для  ООО «Кинескоп»

Разделы и статьи

Содержание конкретных мероприятий

Внеоборотные активы


Нематериальные активы

- сокращение административно- управленческих расходов за счет части фиксированных издержек;

-ликвидация расходов на НИОКР бесперспективной продукции;

Патенты, лицензии, товарные знаки

-продажа патентов и лицензий, прав пользования товарным знаком;

-франшиза;

Основные средства

-передача в аренду зданий и оборудования по бесперспективным производствам;

-продажа переамортизированных машин и оборудования;

-приобретение сокращение сроков ввода в эксплуатацию по освоению производства перспективных видов продукции;

Незавершенное строительство

-продажа объектов незавершенного строительства;

Долгосрочные финансовые вложения

- отказ от новых долгосрочных финансовых вложений;

Продолжение таблицы 3.1

 
Оборотные активы


Сырье, материалы и другие ценности

-пересмотр норм расхода материально- энергетических ресурсов в действующих производствах;

внедрение прогрессивных ресурсосберегающих технологий в перспективных производствах;

-уточнение нормативов запасов материально-энергетических ресурсов;

-воНадпись: сполнение запасов в пределах нормативов по перспективным производствам;

-продажа сверхнормативных запасов материалов;

-распродажа неликвидов;

Незавершенное производство

-внедрение прогрессивных систем оперативно- производственного планирования;

-пересмотр норм трудовых затрат и тарифов;

-сокращение численности рабочих на бесперспективных производствах;

-увеличение в пределах расчетных нормативов размеров незавершенного производства по перспективным производствам;

-продажа незавершенного производства;

Готовая продукция и товары для перепродажи

-сокращение объемов авансированных платежей;

Расходы будущих периодов

-сокращение и ликвидация просроченной дебиторской задолженности;

Дебиторская задолженность

-ликвидация безнадежных долгов;

 -сокращение сроков торгового кредита ;

-минимизация дебиторской задолженности за счет предоплаты заказчикам по заключаемым договорам;

-образование дебиторской задолженности в пределах норматива по перспективным видам продукции;

-заключение вновь оформляемых договоров на поставку перспективных видов продукции после экспертизы платежеспособных заказчиков;

-приостановление вложения средств в ценные бумаги других предприятий;

-сокращение времени оборота денежных средств за счет инвестирования собственного производства;

Краткосрочные финансовые вложения


Денежные средства


Убытки

-анализ по причинам и центрам ответственности с конкретными мероприятия по ликвидации убытков;

-установление минимально допустимых объемов производства – порога рентабельности;

Капитал и резервы


Уставной капитал

- увеличение размеров фонда на приобретение производственного оборудования;

-восполнение запасов собственных средств по перспективным видам продукции;

-стабилизация размеров фонда;

Добавочный капитал

окончание таблицы 3.1

 
Резервный капитал

Фонд накопления

Фонд социальной сферы



Целевые финансирование и поступления

--увеличение прибыли за счет ликвидации убыточных производств;

-перепрофилирование убыточных производств;

-расширение производства и реализация перспективной продукции;

-продажа излишнего имущества;

-снижение издержек производства;

Нераспределенная прибыль отчетного года


Долгосрочные пассивы

-привлечение долгосрочных кредитов;

-погашение долгосрочных кредитов в соответствии с условиями и сроками договора;

Заемные средства

Краткосрочные пассивы


Заемные средства

-привлечение долгосрочных кредитов по условию обеспечения расчетных сроков окупаемости на цели восполнения запасов оборотных активов по перспективным видам продукции, льготного торгового кредита, выплаты зарплаты;

-своевременное погашение задолженности в соответствии с очередностью, установленной законодательством;


Кредиты банков

Прочие займы

Кредиторская задолженность


Выручка от реализации

-установление максимальных объемов производства перспективных видов продукции и обеспечение их заказов;


Себестоимость

-снятие с производства убыточной, низко рентабельной неконкурентоспособной продукции;

-установление обоснованных цен с учетом эластичности спроса и нормы рентабельности;

-сокращение фиксированных издержек;

-внедрение конструкций изделий, обеспечивающих экономию материалов.

 

4. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СНИЖЕНИЮ ИЗДЕРЖЕК        ОБРАЩЕНИЯ

        

Следует учитывать, что основные пути достижения рациональных затрать и издержек обращения ООО «Кинескоп» рассматриваются как результат рационального использования всех материальных ресурсов  и трудовых затрат. Среди основных путей по снижению издержек производства для ООО «Кинескоп» можно назвать следующие:

1) Снижение затрат по использованию трудовых ресурсов:

– снижение трудоемкости реализации, повышение производительности труда работников.

– использование материальных стимулов, которые вызовут повышение производительности труда, снижение оплаты труда на единицу  оборота, снижение других затрат.

         Этого можно достичь  за счет совершенствования технологического процесса,  модернизации оборудования и улучшения условий труда.Для повышения заинтересованности у работников в экономии затрат можно поставить в зависимость от нее размер заработной платы.

         Сумма расходов на оплату труда (ФЗП) может быть определена таким образом:

                                              (3.1)

где    Оф -  оборот торговли фактический

         Уиопл – уровень издержек обращения плановый

         Мзф – издержки обращения без расходов на оплату труда фактические

         Если при сравнении  фонда заработной платы, определенного по формуле (3.1), и фактически начисленной  работникам зарплаты будет положительная разница, то она должна быть им оплачена в  качестве премии за экономию издержек обращения.

         Если работники будут поставлены в такие условия, то у них появится стремление  к повышению  производительности труда (для увеличения объемов продаж) и к снижению издержек обращения.

3)    Снижение материальных  ресурсов:

- рациональное использование ресурсов на основе соблюдения норм

- контроль за качеством  поступающей товарной массы

- осуществление политики управления ресурсами (определение оптимальной партии завоза товаров,  периодичности завоза, выбор поставщиков)

- проведение продуманной амортизационной политики (максимальное и эффективное использование основных средств, целенаправленное использование результатов амортизации)

- пополнение собственных оборотных средств, чтобы снизить  расходы по привлечению заемных средств.

         Говоря о затратах для ООО «Кинескоп», нужно помнить, что они вызваны решением не только экономических, но и социальных задач. Так решение  последних требует дополнительных затрат. Поэтому затраты будут рациональными, если обеспечат наращивание объема продаж, рентабельную работу и повышение ( или сохранение) качества обслуживания населения.

         ООО «Кинескоп» должно использовать в полной мере свои конкурентные преимущества  в формировании затрат:

- льготы, предоставляемые государством в части формирования затрат, что позволяет сэкономить средства, обеспечивая потребность в профессионально подготовленных трудовых ресурсах, наращивать объемы деятельности и реализации, направляя на это часть получаемого дохода, снижая тем самым издержкоемкость реализации;

-  наличие остаточно развитой материальной базы и собственного транспорта;

- использование более дешевых материальных  ресурсов в торговле

- возможность перераспределять материальные ресурсы

- преимущества в формировании  трансакционных издержек

        Снижение затрат в ООО «Кинескоп» предполагает повышение управляемости мим, наличие  полной и достоверной информации о расходах.

Оптимизация затрат  проводится посредством сокращения излишних затрат, запасов ценностей, совершенствование их структуры. Основными источниками резерва снижения  стоимость  продукции являются:

1.          повышение уровня производительности труда офис - менеджеров,

2.          повышение производительности труда, улучшение организации труда бригад по монтажу кондиционеров и систем вентиляции,

3.          сокращение коммерческих расходов. 

4.          поиск поставщиков с более низкими ценами на товары, оптимизации денежных потоков от предприятия к поставщикам с целью достижения определенного объема закупок для получения скидок по товару, получения товарных кредитов и т.п.

Резервы сокращения затрат  устанавливаются по каждой  статье расходов  за счет конкретных мероприятий (улучшения организации труда, усиление контроля за состоянием складского хозяйства, систематическое проведение  инвентаризаций,  контроль обоснованностью  списания расходных материалов при осуществлении монтажа кондиционеров, сравнение прайс-листов поставщиков,  проведение переговоров по поводу снижения расценок на товары,  заключение договоров поставки с более выгодными для предприятия условиями и т.п.).

Проведение подобных мероприятий позволит сократить расходы  предприятия, и, как следствие, увеличить показатели прибыли и рентабельности.











ЗАКЛЮЧЕНИЕ



          В ходе выполнения работы была достигнута ее основная цель и решены все задачи, поставленные во введении. В заключении сделаем несколько основных выводов.

Торговый менеджмент – наука об эффективном управлении финансовыми ресурсами  торгового предприятия, об активном использовании финансовых отношений в целях достижения поставленных целей.

Торговый менеджмент как объект управления направлен на управление движением финансовых ресурсов и финансовыми отношениями, возникающими в процессе движения финансовых ресурсов. Организация совокупности условий осуществления денежного оборота и кругооборота стоимости.

В качестве объекта исследования в работе выступает организации ООО «Кинескоп».

Основным видом деятельности ООО «Кинескоп» является  производства и  торговля безалкогольными напитками, торговля продовольственными продуктами, кроме того, предприятие осуществляет розничную торговлю и продажу товаров мелким оптом со склада.

Целью деятельности ООО «Кинескоп» является осуществление коммерческой, посреднической, закупочной деятельности, торговли товарами народного потребления, в том числе лицензионными, создания сети магазинов оптовой, розничной и прочей торговли этими товарами.

За отчетный период имущество организации ООО «Кинескоп» , состоящее из оборотных и внеобобротных активов за 2002 год возросло на 4127010 рублей, или в 2,8 раза, а за 2003 год- на 14080978 рублей, или в 2,6 раза, в том числе, по данным за 2002 год, за счет увеличения объема основного капитала- на 6600рублей, или на  25,3 %, и прироста оборотного капитала – на 4120410 рублей или в 2,9 раза, а по данным за 2003 год- за счет оборотного капитала – на 14029067 рублей, или в 2,9 раза.

Значение нормативной прибыли в 2003 году упало на 3,16%, соответственно выросла доля снижения себестоимости в организации, что свидетельствует о повышении на предприятии резервов роста прибыли.

В 2003 году в структуре балансовой прибыли наблюдался рост значения прибыли от реализации в 2,7 раза, одновременно выросли доходы от прочих операций в 1,5 раза. Значение балансовой прибыли выросло в 2,8 раза , что является положительным моментом и свидетельствует о расширении деятельности ООО «Кинескоп».

 По показателям рентабельности организацию нельзя назвать процветающей в связи с несоответствием рентабельностей рекомендуемым значениям. Положительным моментом является рост рентабельностей продукции и продаж к 2003 году, а отрицательным – снижение рентабельности предприятия в 2003 году.

Коэффициент финансовой устойчивости не соответствует нормативу, что свидетельствует о том, что в оба периода организация была финансово неустойчива и подвержена банкротству.

Структура баланса ООО «Кинескоп» является удовлетворительной.

Финансовое состояние ООО «Кинескоп»  в начале 2002 года можно было охарактеризовать как абсолютно устойчивое, при котором собственные средства и кредиты в организации превышали запасы. Однако в последующие периоды состояние организации характеризуется как предкризисное, при котором запасы превышают собственные средства и кредиты.

Условие срочной платежеспособности в ООО «Кинескоп» не соблюдается ни в 2002, ни в 2003 году. Это означает, что организация не в состоянии погасить свои обязательства перед партнерами немедленно.

Платежеспособность организации на дату составления баланса и в 2002, и в 2003 году имеет тенденцию к росту, что является положительным моментом. Коэффициент покрытия привлеченных источников в 2003  году превышает значение 1, что свидетельствует о том, что ООО «Кинескоп» в состоянии рассчитаться со всеми своими кредиторами.

В целом, ликвидность предприятия при вертикальном анализе можно охарактеризовать положительно, так как значения коэффициентов соответствуют нормативным.

Таким образом, качество торговли в розничных магазинах ООО «Кинескоп»  и культура обслуживания очень высоки. Об этом же свидетельствуют специально проводимые опросы покупателей и отзывы в книге жалоб и предложений.
























СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



1.                Абрютина М.С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятий: Учеб. пособ./ М.С. Абрютина, А.В. Грачев.-2-е изд., испр.- М.:Дело и сервис, 2000.- 256 с.

2.                Баканов М.И. Теория экономического анализа: Учеб./ М.И. баканов, А.Д. Шеремет.- 4-е изд.., доп., перераб.- М.: Финансы и статистика, 2001.-416 с.:ил.

3.                Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта/ И.Т. Балабанов.- М.: Финансы и статистика, 1998.- 112с.: ил.

4.                Вакуленко Т.Г. Анализ бухгалтерской ( финансовой)  отчетности для принятия управленческих решений / Т.Г. Вакуленко, Л.Г. Фомина.- СПб.: Герда,2001.-288с.

5.                 Вахрин П. И. Финансовый анализ в коммерческих и некоммерческих организациях : Учеб.пособ. /П.И. Вахрин.- М.: Маркетинг,2001.- 319с.

6.                Донцова Л. В. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности/ Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова.- 3- е изд., перераб.,доп.- М.: Дело и сервис,1999.- 304 с.

7.                Иващенцева Т.А. Технико- эконгомический анализ деятельности строительных организаций : Учеб. пособ. / Т.А. Иващенцева.- Новосибирск: НГАСУ, 199.- 84 с.

8.                Ковалев А. И. Анализ финансового состояния предприятия / А.И. Ковалев, В.П. Привалов.- 4-е изд.,испр.,доп.- М.:Центр экономики и маркетинга,2000.- 208 с.

9.                Крейнина М. Н. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности акционерных обществ в промышленности, строительстве и торговле / М.Н Крейнина.- М.:ДИС МВ – центр,1994.- 256 с.

10.           Лялин В.А. Финансовый менеджмент / В.А. Лялин, П.В. Воробьев.- М.: Д и С, 2000.- 405 с.

11.           Орлов Г.Г. Охрана труда в строительстве : Учеб./ Г.Г. Орлов.-М.: Высш.шк.,1984.-343с.: ил.

12.           Терещенко О. В., Гладков И.В. Банкротство в современной России: сущность и состояние законодательства// Аваль.- 2001.- № 2.- С.76-78.

13.           Тренев Н.Н. Предприятие и его структура. Диагностика. Управление. Оздорвление: Учеб. пособ. / Н.Н. Тренев.- М.: Приор,2000.- 240 с.

14.           Управление организацией : Учеб. / Под ред. А.А. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина.- 2-е изд.,перераб.,доп.- М.: Инфра –М ,2000.- 669 с.

15.           Финансовая стратегия предприятия в современных условиях / О.В. Терещенко,Е.В. Титаев,А.С. Белый и др.- Новосибирск: НГТУ,1997.- 149с.

16.           Шевченко В.А. Несостоятельность производства и его оздоровление / В.А. Шевченко.- М.: Дело и сервис,1999.- 257 с.

17.           Шеремет А.Д Методика финансового анализа / А.Д. Шеремет, Р.С. Сайфулин.- М.: Инфра- М,2001.-256 с.





ПРИЛОЖЕНИЕ

Сравнительный аналитический баланс ООО «Кинескоп»

Наименование статей

2002 год

2003 год

Абсолютные величины,руб.

Относительные величины,%

Изменение в % к началу года


В % к изменению итога баланса

начало

Абсолютные величины,руб.

Относительные величины,%

Изменение в % к началу года

В % к изменению итога баланса

начало

конец

изменения

начало

конец

изменения

начало

конец

изменения

начало

конец

изменения

1. Внеоборотные активы

















1.1.Основные средства

21555

20329

-1226

1,466

0,363

-1,102

-5,688

-0,03

20329

66403

46074

0,363

0,337

-0,026

-5,688

-0,03

1.2.Нематериальные активы

3061

10887

7826

0,208

0,194

-0,014

255,7

0,19

10887

16724

5837

0,194

0,085

-0,11

255,7

0,19

1.3. Прочие

1500

1500

6600

1,776

0,584

-1,191

25,27

0,16

32716

14627

-18089

0,584

0,074

-0,51

25,27

0,16

ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ 1

26116

32716

6600

1,176

0,584

-1,191

25,27

0,16

32716

14627

-18089

0,584

0,074

-0,51

25,27

0,16

2.Оборотные активы

















2.1.Запасы

319271

2738752

2419481

21,71

48,93

27,22

757,8

58,63

2738752

10744330

8005578

48,93

54,6

5,673

757,8

58,63

2.2. Дебиторская задолженность (после 12 месяцев)

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Медленнореализуемые активы

31927

2738752

2419481

21,71

48,93

27,22

757,8

58,63

2738752

10744330

8005578

48,93

54,6

5,673

757,8

58,63

2.3.Дебиторская задолженность (до 12 месяцев)

1090638

2727676

1637038

74,15

48,73

-25,42

150,1

39,67

2727676

8387814

5660138

48,728

42,624

-6,104

150,1

39,67

2.4.Краткосрочные вложения

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

2.5.Денежные средства

34779

98670

63891

2,365

1,763

-0,602

183,7

1,548

98670

296473

197803

1,7627

1,5066

-0,256

183,71

1,548

Наиболее ликвидные активы

34779

98670

63891

2,365

1,763

-0,602

183,7

1,548

98670

296473

197803

1,7627

1,5066

-0,256

183,71

1,548

ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ 2

1444688

55650998

4120410

98,22

99,42

1,191

285,2

99,84

5565098

19594165

14029067

99,416

99,57

0,1544

285,21

99,84

Стоимость имущества

1470804

5597814

4127010

100

100

0

280,6

100

5597814

19678792

14080978

100

100

0

280,6

100

4.Капитал и резервы

9000

9000

0

0,612

0,161

-0,451

0

0

9000

9000

0

0,1608

0,04

-0,115

0

0

4.1.Усавной капитал

248501

1518844

1270343

16,9

27,13

10,24

511,2

30,78

1579615

2867392

1287777

28,21

14,571

-13,65

511,2

30,78

4.2.Добавочный и резервный капитал

248501

276633

28132

16,9

4,942

-11,95

11,32

0,682

276633

355152

78519

4,94

1,804

-3,137

11,32

0,68

4.2.Специальные фонды и целевые финансирования

257501

1588615

1331114

17,51

28,38

10,87

516,9

32,25

1588615

3050946

1462331

28,3

15,5

-12,8

516,9

32,25

4.3.Специальные фонды и целевые финансирования

248501

1518844

1270343

16,9

27,13

10,24

511,2

30,78

1579615

2867392

1287777

28,2

14,5

-13,65

511,2

30,78

4.4.Нераспределенная прибыль

248501

276633

28132

16,9

4,942

-11,96

11,32

0,682

276633

355152

78519

4,94

1,87

-3,137

11,32

0,682

ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ 4

257501

1588615

1331114

17,51

28,38

10,87

516,9

32,25

1588615

3050946

1462331

28,4

15,5

-12,88

516,9

32,25

5.Долгосрочные пассивы

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

6.Краткосрочные пассивы

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

6.1.Заемные средства

-

85000

85000



-

1б518

1б518

-

2б06

85000

-

-

1б51

-

1б51

-

2б06

6.2.Кредиторская задолженность

1213303

3924199

2710896

82,4

70,1

-12,3

223,4

65,69

3924199

16003124

12078925

70,102

81,322

11,219

223,43

65,69

6.3.Прочие пассивы

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Краткосрочные пассивы

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ 6

1213303

4009199

2795896

82,5

71,6

-10,87

230,4

67,8

40091199

16627846

-23463353

716,19

84,5

-631,7

230,4

67,75

Всего заемных средств

1213303

4009199

2795896

82,5

71,6

-10,87

230,4

67,8

40091199

16627846

-23463353

716,19

84,5

-631,7

230,4

67,75

ИТОГ БАЛАНСА

1470804

5597814

4127010

100

100

0

280,6

100

5597814

19678792

14080978

100

100

0

280,6

100