Содержание
1. Описание предприятия и отрасли. 3
2. Описание продукции (услуг) 4
3. Анализ конкурентов. 5
4. Производственный план. 8
5. Организационный план. 16
6. Финансовый план. 17
7. Риски и гарантии. 21
8. Эффективность проекта. 29
Список литературы.. 30
1. Описание предприятия и отрасли.
Данный стоматологический кабинет осуществляет все виды стоматологических работ: профилактические мероприятия, лечение и протезирование. Не зря стоматологический кабинет назван «СЕМЬЯ», так как пациенты (клиенты) любого возраста, от мала до велика, могут получить необходимую квалифицированную врачебную помощь стоматолога при острой боли, а также при профилактике.
В пашем городе мало специалистов» которые получили не только высшее медицинское образование в России, а также за границей. Данная стоматология имеет возможность пригласить специалиста» который стажировался и учился (2-е высшее образование) во Франции 2,5 года, есть соответствующие сертификаты. Таким образом, можно сказать» что придя к этому врачу вы останетесь довольны работой врача и своей улыбкой,
В юроде очень много стоматологических кабинетов в разных частях города, но практически все они работают на основе предварительной записи, то есть даже при острой боли вас не примут, так как на это время записан другой клиент. У каждого пятого есть хотя бы один кариес, соответственно если вовремя не вылечить, то острую боль не избежать. Так куда же бежать? Как быть если вылечить зуб можно только завтра или еще хуже через два дня? Так вот и приходит на помощь наша стоматология. В ней ведется запись на середину рабочего дня, а в остальное время клиенты могут приходить и сразу вылечить зубы.
Таблица 1
Планируемый объем продаж
Наименование продукции (работ, услуг) |
Цена за единицу продукции руб. |
Количество за планируемый период |
Объем продаж, руб. |
Первичный - осмотр полости рта, |
50 |
1285 |
64250 |
оформление документации |
|
|
|
Консультация - врача |
50 |
1285 |
64250 |
Анестезия (инъекционная) |
150 |
1000 |
150000 |
Анестезия (аппликационная) |
20 |
285 |
5700 |
Диатермокоагуляция: |
50 |
48 |
2400 |
Оказание помощи при острой боли |
350 |
48 |
16800 |
Удаление пломбы |
70 |
771 |
53970 |
Профилактическая чистка 1 ед. |
15 |
96 |
1440 |
Удаление зубного камня 1 ед. |
25- |
96 |
2400 |
Местная флюоризация. Sultan. I ед. |
200 |
96 |
19200 |
Местная флюоризация (покрытие фторлаком всех зубов) |
25 |
96 |
2400 |
Герметизация фиссур 1 ед. |
350 |
96 |
33600 |
Аппликация фторсодержащего геля (1 челюсти) |
150 |
96 |
14400 |
Лечение (гипестезии 1 зуба) |
30 |
96 |
2880 |
Кариес (пломба материал хим. отверж. США) |
400 |
900 |
360000 |
Кариес (пломба материал свет, отверж.) |
650 |
385 |
250250 |
Пульпит (пломба материал хим, отверж.) |
1500 |
1285 |
1927500 |
Пульпит (пломба материал свет, отверж.) |
2000 |
96 |
192000 |
Пульпит (пломба материл хим. отверж.) в 2 посещения |
1600 |
128 |
204800 |
Пульпит (пломба материал свет, отверж.) в 2 посещения |
2100 |
12 |
25200 |
Периодонтит (пломба материал хим. отверж.) |
1600 |
96 |
153600 |
Периодонтит (пломба материал свет. отверж.) |
2100 |
48 |
100800 |
Периодонтит (пломба материал хим. отверж) в 2 посещения |
1700 |
48 |
81600 |
Периодонтит (пломба материал свет. отверж.) в 2 посещения |
2200 |
4 |
8800 |
Пломбирование каналов «гуттаперчей» (1 канал), США |
150 |
96 |
14400 |
Определение длины канала апекс локатором |
50 |
192 |
9600 |
Пломбирование каналов Эндометазон (Франция) |
60 |
1000 |
60000 |
Инструментальная обработка канала |
200 |
1000 |
200000 |
Распломбирование корневого канала запломбированного окисью цинка (1 канал) |
200 |
48 |
9600 |
Распломбирование корневого канала запломбированного резорцин формалиновой пастой (1 канал) |
300 |
48 |
14400 |
Восстановление разрушенной коронки с помощью штифта: |
|
|
|
Однокорневого зуба |
250 |
144 |
36000 |
Многокорневого зуба |
450 |
48 |
21600 |
Протезирование (IVOCLAR) |
2600 |
96 |
249600 |
Вкладка литая (облицованная металлокерамикой) |
1500 |
12 |
18000 |
Изготовление временных коронок (1 коронка) |
600 |
96 |
57600 |
Съемный протез |
2000 |
144 |
288000 |
Индивидуальная ложка на съемный протез 14 зубов |
350 |
144 |
50400 |
Гарнитур зубов «Дентсплай» |
350 |
36 |
12600 |
Стоимость 1 зуба из гарнитура |
25 |
96 |
2400 |
Изготовление дуги верхней или нижней (каркаса) Кламерры |
10500 |
144 |
1512000 |
Изготовление дуги верхней или нижней (опора-атачмены). |
12000 |
24 |
|
Изготовление комбинированной коронки |
1100 |
12 |
13200 |
Изготовление фасетки |
800 |
96 |
76800 |
Изготовление коронки литой или зуба литого в цельнолитом или металлокерамической протезе |
1000 |
12 |
12000 |
Изготовление коронки литой или зуба литого с пластмассовой облицовкой (мелаллоплаетмасса) |
1300 |
72 |
93600 |
Изготовление литого штифта: |
|
|
|
Однокорневой зуб |
1000 |
72 |
72000 |
Многоконевой зуб |
1200 |
12 - |
14400 |
Изготовление коронки штампованной зуба литого |
600 |
240 |
144000 |
Изготовление коронки пластмассовой |
600 |
96 |
57600 |
Изготовление литой металлической вкладки |
450 |
3 |
1350 |
Снятие слепка из ашьгитнатного материала |
150 |
96 |
14400 |
Снятие слепка из силиконового материала |
250 |
96 |
24000 |
Снятие коронки |
70 |
288 |
20160 |
Ретракция десны. 1 зуба |
50 |
96 |
4800 |
Напыление |
50 |
144 |
7200 |
Фиксация коронки на цемент «импорт» |
80 |
96 |
7680 |
Фиксация коронки на цемент «отечественный» |
50 |
192 |
9600 |
Косметический дефект 1/3 зуба |
600 |
96 |
57600 |
Косметический дефект 1/2 зуба |
700 |
48 |
33600 |
Косметический дефект 2/3 зуба |
800 |
24 |
19200 |
Косметический дефект 1 зуба |
950 |
24 |
22800 |
ИТОГО: |
57590 |
13579 |
7288433 |
2. Описание продукции (услуг)
Данная стоматология «СЕМЬЯ» может предложить населению большой сектор услуг по оказанию стоматологической помощи. Придя к нам, вас встретит вежливый и приятный квалифицированный врач-стоматолог, проконсультировав вас, он назначит лечение* либо осуществит профилактические мероприятия. Вы можете выбрать материал и вид услуг на основе своего бюджета. Вы можете выбрать вид анестезии: инъекционная, аппликационная. То есть если у вас аллергия на укол то мы можем предложить альтернативу.
Если у вас слабые зубы, подвержены к разрушению можно сделать флюоризацию (покрытие фторлаком) и следовательно зубы наших клиентов станут крепче и красивее.
У каждого третьего человека на земле есть кариес. Клиент, придя к нам, может выбрать каким материалами ему лечить, какую пломбу светоотверждающюю либо химикоотверждающуто, исходя из бюджета.
Мы так же предлагаем разные виды лечения периодонтита, а также предлагаем как ему удобно, лечение в два дня либо в один. Можно применить пломбирование каналов «гуттаперчей» по американскому методу, либо пломбирование эндоме газоном (Франция).
У более взрослых людей, которые лечили свои зубы не однократно, может возникнуть повторная боль, для этого врач обследует» делает снимки с разных сторон (не каждая стоматология может себе это позволить) и находит причину и устраняет её.
И наконец, мы предлагаем лицам пожилого возраста протезирование разных видов; облицованная металлокерамика, временные коронки» съемные протезы, изготовление дуг верхней и нижней кламерры, либо опорааттагменты, А так же предлагаем несъемные протезы из стали и хромокобальтового сплава.
Ну а для молодых мы предлагаем такие виды услуг как реставрация зубов, то есть косметический дефект, отбеливание чисточка.
Наши материалы экологически чистые и безопасные, не вызывающие аллергию.
3. Анализ конкурентов
Анализ конкурентов играет большую роль, так как в основном преимущество конкурентов нужно внедрить у себя и недостатки конкурентов исправить у себя. Ввести чего-то более новое и лучше чем у конкурентов. Тогда мы завоюем свою нишу на рынке и будем плодотворно работать.
Таблица 2
Матрица сравнительных характеристик
Факторы |
Проектируемое предприятие (стоматологический кабинет) |
Предприятия-конкуренты |
||||
1-ое |
2-ое |
3-е |
4-ое |
5-ое |
||
Качестве |
Изготовление и лечение качественно и на долго. Сертификат. |
Качество, сертификаты. |
Среднее 1 качество выполнения |
Качество ниже среднего |
Среднее качество |
Качественное выполнение. Сертификат. |
Местонахождение |
Ост. «Маяк» |
200 м от ост. «инстит. Культуры» |
Напротив 1-го |
Ост. Совхоз красная речка |
Ост. Степная |
Ул. Серышева |
Уровень цены |
50 % от высокой |
70% от высокой |
55 % от высокой |
30 % от высокой |
50 % от высокой |
100% от высокой |
Исключительность товара(у слуги) |
Препараты самые лучш. |
Лучшие препараты |
Основные (отечеств) |
основные |
Лучшие препараты |
Препараты самые лучш. |
Обслуживание |
На высоком уровне |
высокое |
нормальное |
среднее |
высокое |
сверх высокое |
Кол-во услуг |
Все необходимые |
Все необходимые |
все |
Только для детей |
все |
Все необходимые и ее необходимые |
Время работы |
9.00-18.00 |
9.00-20.00 |
8.00-18.00 |
9.00-17.00 |
10.00-19.00 |
10.00-19.00 |
Репутация фирмы |
Новая стоматология |
Постоянные клиенты |
Приходящие и уходящие клиенты |
Сомнительная репутация |
Постоянные клиенты |
Постоянные клиенты и новые |
Таблица 3
Результат изучения некоторых типовых стоматологии
Название стоматологии |
Семейная стоматология |
Полидент |
Стоматологический кабинет |
Детская стоматология |
VIP персона |
Расположение |
|
|
|
|
|
Тип местности Конкуренты |
жилой квартал Полмдент |
жилой квартал семейная |
пригород отсутствует |
окраина отсутствует |
Центр Нефертити |
Площадь |
250м |
140м |
45м |
90м |
170м |
Персонал |
|
|
|
|
|
Муж. Жен. |
3 3 |
1 1 |
1 |
1 |
1 1 |
Время работы |
9.00-20.00 |
8.00-18.00 |
9.00-17.00 |
10.00 – 19.00 |
10,00-19.00 |
Клиенты |
|
|
|
|
|
Число в день 1 Неимущественный состав |
24 все |
6 семьи, молодые |
5 молодые, пожилые |
4 дети, студенты |
3 богатые люди |
Обслуживание |
|
|
|
|
|
Сопровождение к креслу Время отдыха(ожидание) |
есть TV, диваны |
есть кресла |
нет стулья |
нет диван |
Есть, в лучшей форме Чай, кофеи т.д. |
Прайс-лист |
|
|
|
|
|
Консультация Кариес Пульпит Протезирование Анестензия |
60 700 2100 2700 150 |
55 670 2150 2640 145 |
50 650 2000 2600 150 |
40 400 1500 20 |
100 1000 2500 3210 320 |
4. Производственный план
В зависимости от вида бизнеса в плане производства (торговом плане, плане перевозок и т.д.) дается краткое описание особенное технологического процесса изготовления продукции или оказания услуг. Производственный план формируется на основе плана-сбыта выпускаемой продукции и проектируемых производственных мощностей предприятия. Технологический процесс (производственный процесс) в общем - это целенаправленное превращение исходного сырья и материалов в готовый продукт с заданными свойствами, пригодный к индивидуальному или производительному потреблению. На предприятиях выделяют два вида производственных процессов: *
• основные - непосредственно связанные с превращением предметов труда (сырья) в готовую продукцию (муки *- в хлеб и другие хлебобулочные изделия, шерсти - в ткань и т.д.);
• вспомогательные - прямо не участвуют в основных процессах, а только способствуют их выполнению (ремонт, перемещение предметов труда и др.).
Любой производственный процесс состоит из ряда технологических операций - частей, элементарных действий (работ) по преобразованию предмета труда и получению необходимого результата. Операции делятся на ручные, машинные, машинно-ручные и аппаратурные. При детальном оперативном планировании производства по рабочим местам предусматривают:
• последовательность выполнения операций;
• необходимое оборудование и приспособления;
• вид исходного сырья и материалов;
• режим обработки изделия;
• дозировка компонентов конечного продукта;
• время выполнения каждой операции;
• назначение выпускаемого товара;
• полные затраты на выполнение операции и всего изделия;
• сроки поставок и себестоимость продукции.
План производства должен соответствовать мощности предприятия - объему или количеству единиц продукции (услуг, работ) которые можно изготовить за определенный период. Номинальная мощность достигается в нормальных рабочих условиях с учетом установленного оборудования, перерывов в работе, простоев, праздничных дней, времени технического* обслуживания оборудования и количества смен.
Максимальная мощность - технически достижимая мощность, которая соответствует производительности установленного оборудования. Необходимая по плану мощность предприятия может быть достигнута как за счет использования внутренних резервов, так и путем введения дополнительных фондов за счет:
• ввода в действие производственных мощностей в результате реконструкции;
• прироста производственных мощностей в результате реконструкции;
• расширения действующих и строительства новых цехов предприятия.
Определение необходимой мощности предприятия осуществляется в ходе технико-экономического обоснования с учетом:
• прогноза спроса и степени проникновения на рынок выпускаемой продукции;
• наличия требующихся ресурсов, сырья и материалов;
• типа производства - единичного, серийного или массового;
• особенностей выпускаемой продукции или оказываемых услуг;
• применяемой технологии;
• минимально окупаемого размера данного вида производства;
• наличия соответствующего оборудования (машин, станков и др. средств производства).
Конкретно объем выпуска продукции (оказания услуг, выполнения работ) планируется в соответствии с потенциальными условиями и возможностями предприятия:
• целями долгосрочной стратегии;
• состоянием и мощностями производственного потенциала;
• наличием профессиональных кадров и плана их обучения;
• реальным обеспечением производства необходимым сырьем, энергией, топливом и другими компонентами;
• размером инвестиций в освоение, расширение или модернизацию производства;
• экологической обстановкой и влиянием выпускаемой продукции на окружающую среду;
• применением новых энергосберегающих технологий.
Таблица 4.
Расчет потребности в ресурсах на производственную программу
Наименование ресурсов |
Кол-во в натур. Единицах |
Цена единицы ресурсов, руб. |
Стоимость, руб. |
1 . Расходные материалы: |
|
|
|
1.1. Для статмологического кабинета |
|
|
|
- Пломбовые материалы. |
2736 |
300 |
820800 |
- Анестезия |
80 |
1000 |
80000 |
1.2. Для учета |
|
|
|
- бумага ф. А4 |
1000 |
3 |
3000 |
-бум. Ф. 10 х 15 |
100 |
18,0 |
1800 |
- ксероксные работы |
20000 |
0,6 |
12000 |
2. Энергия |
|
|
20320 |
3. Прочие |
|
|
3200854 |
3. ИТОГО |
X |
X |
4138774 |
Стоимость определяется путем умножения количества на цену.
Таблица 5.
Перечень основных фондов
Основные фонды, руб. |
Кол-во в натур, ед. |
Цена, |
Стоимость, $ |
1. Здание |
1 |
400000 |
400000 |
2. Оборудование: |
|
|
|
2.1. Стамотологическое |
1 |
100000 |
100000 |
2.2. Ренген |
1 |
200000 |
200000 |
2.3. Кресло |
1 |
10000 |
10000 |
2.4. Диваны |
2 |
10000 |
20000 |
2.5. Прочие |
|
|
90000 |
ИТОГО |
X |
X |
420000 |
Амортизация на основные фонды составляет 10% от стоимости.
Стоимость определяется путем умножения количества на цену
Таблица 6.
Расчет потребности в персонале и заработной платы на месяц.
Должность |
Кол-во мест |
Оклад, руб. |
ЕСН руб. |
1 . Директор |
1 |
20000 |
7120 |
2. Зам. директор |
1 |
10000 |
3560 |
3. Главный бухгалтер |
1 |
8000 |
2848 |
4. Бухгалтер |
1 |
6000 |
2136 |
5. Врачи-специалисты |
1 |
15000 |
5340 |
6. Подсобные рабочие |
5 |
15000 |
5340 |
ИТОГО |
10 |
74000 |
26344 |
ЕСН составляет 35,6 %
ЕСН определяется путем умножение оклада на 35,6/100
В смете расходов и калькуляции заработная плата и ЕСН представлена за 12месяцев
Таблица 7.
Смета расходов и калькуляция себестоимости
Наименование показателей |
Сумма, руб. |
1 . Объем продаж, всего |
7288433 |
2. Себестоимость, всего, в том числе: |
6 696 820 |
2.1. Покупные и комплектующие изделия |
4 138 774 |
2.2. Фонд заработной платы работающего персонала |
888000 |
2.4. ЕСН от заработной платы |
316128 |
2.5. Амортизация основных производственных фондов |
42000 |
3. Налог на добавленную стоимость |
1311917,94 |
4. Балансовая прибыль |
591 613 |
5. Внереализационные расходы |
12576 |
6. Налог на прибыль |
138968,89 |
7. Чистая прибыль |
440 068,17 |
Налог на прибыль составляет 24%
Амортизация определяется путем умножения основных фондов на ставку амортизационных отчислений которая составляет 10%
Себестоимость складывает из всех расходов связанных по оказанию услуг.
5. Организационный план
В процессе организационного планирования формируется организационная структура предприятия, направленная на установление четких взаимосвязей между его отдельными подразделениями: определяются количество и размер цехов, их взаимоподчиненность, размеры и организационная структура обслуживающих и управленческих подразделений (маркетинга, материального обеспечения, сбыта и т.д.), а также администрации.
В теории и на практике выработаны различные типы организационных структур, которые могут быть использованы с учетом особенностей конкретных предприятий.
Основными характеристиками организационной структуры являются: численность управленческого персонала по функциям управления, численность линейного управленческого персонала, количество уровней иерархии системы управления предприятием, количество структурных звеньев на каждом уровне, степень централизации управления.
В ООО «Семья» будут 6 должностей которые представлены ниже. Врачи-специалисты выполняют наибольшую и важную функцию так как они будут в основном приносить доходы и их квалификация и профессионализм будет играть большую роль в деятельности фирмы.
Таблица 8
Состав персонала
Должность |
Кол-во мест |
1 . Директор |
1 |
2. Зам. директор |
1 |
3. Главный бухгалтер |
1 |
4. Бухгалтер |
1 |
5. Врачи-специалисты |
1 |
6. Подсобные рабочие |
5 |
ИТОГО |
10 |
6. Финансовый план
Для принятия окончательного решения по предпринимательскому проекту необходимо четко определить инвестиции и производственные издержки, учитывая, что прибыльность проекта будет в конечном счете зависеть от их размеров, структуры и графика осуществления.
Инвестиции и основные элементы производственных издержек, определенные в предыдущих разделах плана, сводятся в финансовом плане с тем, чтобы рассчитать общие инвестиционные затраты и определить финансовую и экономическую рентабельность проекта.
При сведении воедино суммы инвестиций и производственных издержек особое внимание следует обратить на график их осуществления, поскольку эти сроки оказывают влияние на движение наличностей при реализации проекта и его норму прибыли. Планирование инвестиций и производственных издержек следует осуществлять на годичной основе с учетом результатов анализа движения наличности.
Общая сумма инвестиционных затрат на осуществление предпринимательского проекта включает прежде всего издержки на формирование основного капитала (инвестиций), оборотного капитала и производственных издержек. Причем основной капитал представляет собой средства, необходимые для строительства и оснащения оборудованием инвестируемого проекта, а оборотный капитал - средства, необходимые для функционирования проекта.
Основной капитал складывается из первоначальных инвестиций и капитальных затрат на подготовку производства.
Таблица 9.
Прогноз финансовых результатов
|
2005 квартал |
Итого за год |
|||
I |
II |
III |
IV |
||
Выручка от реализации |
1822108,25 |
1822108,3 |
1822108,3 |
1822108,3 |
7288433 |
1.1. Объем продаж услуги лечение зубов |
1 366 581 |
1 366 581 |
1 366 581 |
1 366 581 |
5 466 325 |
1 .3. Объем продаж услуги удаление зубов |
236 874 |
236 874 |
236 874 |
236 874 |
947 496 |
1.5. Объем продаж услуги протезирования зубов |
127547,578 |
127547,58 |
127547,58 |
127547,58 |
510 190 |
1.6. Объем продаж от прочих услуг |
91105,4125 |
91105,413 |
91105,413 |
91105,413 |
364 422 |
2. Затраты на производство реализованных услуг |
1677349 |
1 677 349 |
1 677 349 |
1 677 349 |
6 709 396 |
3. Балансовая прибыль |
144 759 |
144 759 |
144 759 |
144 759 |
579 037 |
4. Налог на прибыль |
34742,2236 |
34742,224 |
34742,224 |
34742,224 |
138968,89 |
5. Чистая прибыль |
110 017,04 |
110 017,04 |
110 017,04 |
110 017,04 |
440 068,17 |
Таблица 10.
Потребность в инвестициях
Категория инвестиций |
Требуемый объем, руб. |
1 . Приобретение оборудования |
420000 |
ИТОГО |
420000 |
1. Расходы по возврату кредита на 2 года при i = 20% |
84000 |
Таблица 11.
Схема возврата кредита и процентов по нему (руб.)
|
За 2005 г, руб. |
ИТОГО, руб. |
1 . Чистая прибыль |
440 068,17 |
440 068,17 |
1. Чистая прибыль, направленная на погашение суммы кредита |
420000 |
420000 |
2. Чистая прибыль, направленная на погашение процентов по кредиту |
84000 |
84000 |
2. Чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия |
-63 932 |
-63 932 |
Расходы |
Переменные |
Постоянные |
Суммы |
6204301 |
644064 |
Точка безубыточности определяется по формуле:
Т.б = Sуп(за год) / ( P(ед. прод.) - Sпер(ед. прод.))
Т.б. =644064/(914,12-456,71) = 1408,07 тыс.руб.
Отчет о денежных средств
|
2005 |
Итого за год |
|||
квартал |
|||||
I |
II |
III |
IV |
||
Денежные средства по кварталам |
1822108 |
1822108 |
1822108 |
1822108 |
7288433 |
Среднее поступление денежных средств в день |
20245,65 |
20245,65 |
20245,65 |
20245,65 |
|
Выбытие денежных средств по кварталам |
1677349 |
1 677 349 |
1 677 349 |
1 677 349 |
6 709 396 |
Выбытие ежедневно денежных средств |
18637,21 |
18637,21 |
18637,21 |
18637,21 |
|
Остаток денежных средств по кварталам |
144759 |
144759 |
144759 |
144759 |
579037 |
Остаток денежных средств ежедневно |
1608,44 |
1608,44 |
1608,44 |
1608,44 |
|
График определения безубыточной работы предприятия
7. Риски и гарантии
Риск- событие, которое может случиться или не случиться. Если такое событие произойдет, то у предприятия возможны три экономических результата:
• отрицательный - потеря части ресурсов предприятия, недополучение доходов или появление дополнительных расходов:
• положительный - увеличение прибыли, сокращение расходов или выгода;
• нулевой - не оказывает влияния на финансово-хозяйственные результаты.
В предпринимательской деятельности важное значение имеют как чистые, так и спекулятивные риски.
Чистые риски – природно естественные (землетрясение, наводнение и т.п.), экологические, политические, транспортные и некоторые коммерческие риски (имущественные, производственные, торговые) могут привести к отрицательным или нулевым хозяйственным результатам.
Спекулятивные риски - финансовые риски, связанные с покупательной способностью денег (инфляционные, валютные, дефляционные и др.), и инвестиционные (процентные, кредитные, упущенной выгоды, биржевой, селективный, банкротства) - означают вероятность получения как отрицательных, так и положительных экономических результатов.
В целях нейтрализации отрицательного воздействия рисков на эффективность производства при планировании на предприятии проводят их качественный и количественный анализ. Суть качественного анализа состоит в определении факторов риска и видов работ, при выполнении которых он возникает. Количественно размер риска можно установить с помощью статистических, аналитических и других методов. Закономерности случайных событий изучаются с использованием математического аппарата теории вероятности. Вероятность наступления рискового события может быть определена субъективным способом или объективными методами.
Объективным методом вероятность события устанавливается путем вычисления частоты, с которой оно происходит.
Субъективный метод определения вероятности основан на субъективных оценках экспертов, консультантов или личном опыте предпринимателя, плановика.
Величину риска измеряют двумя показателями:
• среднее ожидаемое значение - средневзвешенная величина всех возможных результатов, когда вероятность каждого результата считается частотой или весом соответствующего значения. Например, если при вложении средств в проект № 1 прибыль 40 тыс. руб. получена в 50 случаях из 100 (вероятность 0,5), прибыль 30 тыс. руб. - в 30 случаях и прибыль 20 тыс. руб. - в 40 случаях, то среднее ожидаемое значение составит 37 тыс. руб. (40 • 0,5 + 30 • 0,3 + 20 • 0,4):
• колеблемость ожидаемого значения - степень отклонения ожидаемой величины от среднего значения, которая определяется путем расчета дисперсии и среднего квадратического отклонения.
Для уменьшения риска и повышения надежности проекта проводят анализ его чувствительности, т.е. определяют степень влияния на эффективность (срок окупаемости вложений капитала, уровень рентабельности и др.) основных (критических) факторов. В процессе анализа чувствительности изменяют значение одного из критических факторов и, при прочих не меняющихся в данном случае параметрах, определяют степень зависимости показателя эффективности плана от испытуемых изменений.
В исследование обычно включают следующие факторы:
• цена единицы продукции (услуги, работы); ,
• объем продаж;
• себестоимость единицы продукции (услуги, работы);
• уровень инфляции в плановый период;
• время задержки платежей за поставленную продукцию и др.
По результатам анализа чувствительности в процессе планирования предусматривают также мероприятия, которые уменьшат степень риска при реализации проект.
Структура рисков и меры по их предотвращению
Главными факторами, порождающими основные риски реализации проекта и создающими реальную угрозу самому существованию компании являются:
переход от государственного финансирования к совместному финансированию объекта с коммерческими структурами (изменение статуса и организации проведения работ);
высокие темпы намеченного роста услуг (постановка принципиально нового вида бизнеса);
наличие на рынке других в настоящее время более сильных конкурирующих организаций требует неординарных усилий для завоевания рыночной ниши за полгода-год.
Политические риски связаны нестабильностью хозяйственного, налогового, банковского, земельного и других законодательств в РФ, отсутствием поддержки или противодействием правительства и т.п.
Меры по снижению рисков:
• выработка внутренней налоговой политики;
• формирование внешней деловой среды (партнеры, консорциумы, финансово-промышленные группы);
• активное участие учредителей во взаимодействии с властными структурами:
• придание учреждению статуса медицинского.
Юридические риски обусловлены несовершенством законодательства нечетко оформленными документами, неясностью судебных мер в случае разногласия учредителей (например, в иностранном суде и т.п.), затягивание сроков подрядчикам. Меры по снижению риска:
• четкая и однозначная формулировка соответствующих статей в документах;
• привлечение для оформления документов специалистов, имеющих практический опыт в этой области;
• выделение необходимых финансовых средств для оплаты высококлассных юристов и переводчиков.
Технические риски связаны со сложностью проведения работ и отсутствием на настоящий момент технического проекта.
Возможно неполное использование оборудования и задержка во вводе технических систем. Меры по снижению риска:
• ускоренная проработка (или получение гарантий от поставщиков) технической увязки оборудования и технических комплексов;
• заключение контрактов на условии*«под ключ» с санкциями за неувязки и срывы сроков;
• страхование технических рисков.
Производственные риски возникают в первую очередь в связи с возможностью задержек ввода в эксплуатацию новых технических средств и недостаточно высокого качества предоставляемых слуг.
Оценку качества и рейтинга оказываемых услуг невозможно сделать с достаточной степенью точности и поэтому есть риск, что она может быть недостаточно высокой.
Потенциал выпуска качественных услуг в перспективе высок.
Существенным риском может явиться отсутствии высоко квалифицированного персонала (по оказанию гостиничных услуг).
Меры по снижению риска:
• четкое календарное планирование и управление реализацией проекта;
• ускоренная разработка дизайн-концепции, включая критерии качества;
• разработка и использование продуманной системы контроля качества услуг на всех этапах ее создания;
• обоснование и выделение достаточных финансовых средств для приобретения высококачественного оборудования;
• подготовка квалифицированных кадров (в том числе за рубежом).
Внутренний социально-психологический риск. При становлении данного вида бизнеса могут возникнуть следующие социально-психологические риски: • социальная напряженность в коллективе;
• дефицит, текучесть профессиональных кадров;
• наличие деструктивной позиции;
• напряженность в цепочке «собственник - администрация - коллектив.
Меры по снижению риска:
• подбор профессиональных кадров (включая тестирование), при необходимости - обучение;
• выработка механизма стимулирования работников, включая участие в результатах работы Компании;
• система сквозной многоуровневой информированности коллектива и управленцев;
• разработка эффективного подхода к формированию и распределению фонда оплаты труда.
Маркетинговые риски связаны с возможными задержками выхода на рынок, неправильным (без учета потребностей рынка) выбором услуг, ошибочным выбором маркетинговой стратегии, ошибками в ценовой политике и т.п.
Задержки выхода на рынок могут быть вызваны как производственно-техническими причинами, рассмотренными выше, так и неготовностью компании эффективно реализовать и продвинуть на рынок свой технический, производственный, художественный и другой потенциал, что требует соответствующей мировым стандартам маркетинговой программы и реализующей ее службы.
Поскольку в настоящий момент не имеется полномасштабной программы маркетинговых мероприятий, то оценка степени решения маркетинговых задач низкая. В то время как для фирмы, ставящей целью отвоевать часть рынка у конкурирующих фирм, маркетинговые задачи должны быть первоприоритетными.
Анализ конкурентов показывает, что конкурентная борьба будет жесткой, конкуренты имеют ряд преимуществ. В связи с этим необходимо тщательно осознать свои главные преимущества и сфокусировать на них основные усилия и ресурсы.
Меры по снижению риска:
• создание сильной маркетинговой службы;
• разработка маркетинговой стратегии;
• разработка и реализация продуктовой (ассортиментной) политики и подчинение ей деятельности всех подразделений (например, путем разработки и использования технологии);
• управление по результатам;
• разработка и реализация программы маркетинговых мероприятий; создание реабилитационного центра;
• проведение полного комплекса маркетинговых исследований и т.п.
Финансовые риски связаны в первую очередь с обеспечением доходов, зависящих от рекламы, а также с привлечением инвестиций.
Рабочий вариант финансового плана предполагает, что основные финансовые поступления обеспечиваются за счет использования номеров. Снижение цены или загрузки номеров реабилитационного центра приводит к серьезным трудностям по реализации проекта.
Меры по снижению риска:
• неотложное проведение исследований требований потребителей услуг:
• разработка и использование продуманной системы контроля качества услуг на всех этапах их создания:
• обоснование и выделение достаточных финансовых средств для создания и приобретения высококачественного оборудования;
• использование подхода диверсификации источников дохода, в первую очередь, за счет связки «офис-номера,»;
• выход на фондовый рынок.
Другим важнейшим фактором финансового риска является необходимость современного получения крупных инвестиций.
Наличие инвестиций является необходимым условием начала проекта: насколько они задержаться, настолько задержится начало проекта.
Таким образом инвестиции - это самый жесткий и жизненно важный фактор.
Меры по снижению риска:
• разнообразие предлагаемых схем финансирования проекта;
• разработка инвестиционно-финансовой стратегии, целью которой является попадание в зону прибыльного функционирования;
• проведение комплекса мер по поиску инвестиционных и кредитных ресурсов.
Следовательно главные угрозы реализации проекта связаны с финансовыми и маркетинговыми рисками и требует неотложных мер.
Ближайшие шаги разработчиков и собственников проекта:
• проведение углубленной проблемной диагностики проекта;
• проведение комплекса мер по поиску инвестиционных и кредитных ресурсов;
• организация коллективной работы руководства верхнего и среднего уровня с консультантами по выработке стратегии и конкретной программы мероприятий, в первую очередь, связанных с маркетингом, рекламой, диверсификацией и обеспечивающих:
• формирование имиджа ООО;
• высокую экономическую эффективность проекта;
• минимизацию риска;
• формирование и организационное оформление команд для реализации выработанных мероприятий;
• поиск стратегических зарубежных партнеров, имеющих опыт в создании подобных учреждений и способных оказать техническую и инвестиционную поддержку.
8. Эффективность проекта
1. Издержки обращения:
• Общие расходы (6 720 396 руб. в год);
• амортизация здания (53000 руб. в год), начисляется исходя из начального срока эксплуатации (10 лет) – 10% годовых;
• заработная плата персонала в месяц 74000 руб. в год она составляет 888000 руб.
• ЕСН по заработной плате в месяц составляет 26344 руб. а в год 316128 руб.
2. Структура поступлений:
• плата за предоставляемые услуги (7288433 руб. в год);
3. Динамика финансовых потоков показывает, что в любой момент времени Компания может отвечать по своим обязательствам.
4. Результаты по проекту.
• результаты от реализации проекта;
• аккумулированные результаты от реализации проекта;
Срок начала возврата средств - 2005 г. (1-й год с начала реализации проекта) и срок окупаемости 1 года.
Прибыль составляет 440 068,17 руб. в год без учета выплат по кредиту а с учетом выплат по кредиту составляет 440 068,17 руб. в год.
Результаты расчетов финансового плана показывают достаточную эффективность проекта и привлекательность для вложения финансовых средств для российских и зарубежных инвесторов и кредиторов.
Список литературы
1. Справочник директора предприятия. Под редакцией М. Г. Лапусты. 1997 год
2. Экономика. Учебник о курсу "Экономическая теория". Издание 2-е, переработанное и дополненное. Под редакцией кандидата экономических наук, А.С. Булатова. 2002 год
3. Бизнес-план. Методические материалы. Издание второе, дополненное. Под редакцией профессора Р. Г. Маниловского. 2001
4. Сборник бизнес-планов. Отечественный и зарубежный опыт. Современная практика и документация. Учебно-практическое пособие. Под общей редакцией академика В. М. Попова 2001 год
5. Бизнес-план: Методические материалы/ под ред. Р.Г. Маниловского - М.: Финансы и статистика, 2001. - 80 с.
6. Пелих А.С. Бизнес-план М.:"Ось-89",1998. - 96 с.
7. Методические указания к выполнению бакалаврской итоговой работы по направлению "Производственный менеджмент"/Сост. А.П. Ковалев - М.: МГТУ "Станкин", 1999. - 14 с.
8. Котлер Ф. Основы маркетинга.-М.:Прогресс, 2000.-736с.
9. Разработка бизнес-плана инвестиционного проекта цеха (участка): Методические указания к курсовой работе /Сост. Л.А. Игнатова, М.А. Скородумова. - М.:МГТУ "Станкин",1999.-28 с.
10. Еленева Ю.А., Коршунова Е.Д. Разработка бизнес-плана предпринимательского проекта: Учебное пособие.-М.:МГТУ "Станкин", 2002. - 53 с., илл.
11. Эрик С. Пособие ЭРНСТ энд ЯНГ по составлению бизнес – плана 2-е изд. – М.: 1995 – 224 с.