Содержание


ОТК. Задачи, функции, направление деятельности. 3

Правовые обеспечение управление качеством продукции. Задача и иерархии нормативно-правовых актов. 7

Список литературы. 14

ОТК. Задачи, функции, направление деятельности.

Необходимость контроля качества с целью получения данных об объекте управления отражена в ГОСТе 15467-79: «Управление качеством продукции - установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции при ее разработке, производстве и эксплуатации или потреблении, осуществляемое путем систематического контроля качества и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество продукции».

Контроль продукции состоит из двух этапов: получение информации о фактическом состояние продукции (ее количественных и качественных признаках); сопоставление полученной информации с заранее установленными техническими требованиями, т.е. получение вторичной информации. При несоответствии фактически» данных техническим требованиям осуществляется управляющее воздействие на объект контроля с целью устранения выявленного отклонения от технических требований.

Основные термины и определения контроля установлены ГОСТом 16.504-81. Сложность проблемы качества требует комплексного подхода к организации службы качества предприятия, в которую целесообразно включить не только подразделение, осуществляющее контроль качества, но и подразделения по организации всей работы в области обеспечения и анализа качества, а также стимулирования качества. На рис.1 представлены функции службы качества для крупного предприятия.[1]

Рис. 1. Функции отдела качества.

Планирование качества сводится к планированию качественных характеристик надежности изделий на стадии их разработки. Кроме того, надо заниматься подготовкой контроля и применения контрольных средств. При этом должны разрабатываться методы управления качеством как в собственном производстве, так и у поставщиков-смежников. Необходимо вести аналитическую работу - обработку и анализ данных по качеству и затратам на его обеспечение.

В систему контроля качества на крупных фирмах входят подразделения испытаний на надежность, контроля материалов, стендовой отработки и проверки макетов, опытных образцов продукции. Неотъемлемой частью работы по контролю качества является контроль покупных изделий, входной контроль на всех участках и технологических переходах в производстве, оперативный и окончательный (финишный) контроль готовой продукции.[2]

К функции контроля непосредственно примыкает метрологическое обеспечение производства, которое позволяет осуществлять разработку, поверку и правильную эксплуатацию средств измерений, электронных, компьютерных устройств и контроль их состояния и т.д.

И, наконец, необходимо подготавливать программы и организовывать обучение и повышение квалификации кадров, обеспечивать мотивацию и стимулирование персонала для успешного решения задач качества.

Не каждое предприятие способно содержать полностью развитую службу качества. Малые и средние предприятия, как правило, прибегают к услугам специализированных консультационных, инжиниринговых фирм, ограничиваясь, в лучшем случае, наличием одного инженера по качеству.

Научной основой современного технического контроля стали математико-статистические методы. Управление качеством продукции может обеспечиваться двумя методами: посредством разбраковки изделий и путем повышения технологической точности. Издавна методы контроля сводились, как правило, к анализу брака путем сложной проверки изделий на выходе. При массовом производстве такой контроль очень дорог. Поэтому от сплошного контроля переходят к выборочному с применением статистических методов обработки результатов.

Однако такой контроль эффективен только тогда, когда технологические процессы, будучи в налаженном состоянии, обладают точностью и стабильностью, достаточной для «автоматической» гарантии изготовления бездефектной продукции. Отсюда следует необходимость стабилизировать производство. Самым надежным способом стабилизации производства является создание системы качества, а затем ее сертификация.

На примере рассмотрим отдел технического контроля на ОАО “Промекс”.

Предприятие занимается изготовлением деталей, узлов для станка по производству макаронных изделий. От качества этих узлов зависит время простоя производства предприятий, которые занимаются производством макаронных изделий. Эти составляющие станка изнашиваются через месяц, поэтому узлы меняют часто.

Пути понижения износа этих узлов является главной задачей ОАО “Промекс”.

Отдел технического контроля ОАО “Промекс” выполняет ряд важных функций:

Научно-конструкторские исследования;

Контроль за процессом производства;

Установочные работы на предприятиях заказчика;

Ремонтные работы;

Схематично можно представить так:

Рис 2 Отдел технического контроля ОАО “Промекс”.


Правовые обеспечение управление качеством продукции. Задача и иерархии нормативно-правовых актов.

Сертификация — это процедура, удостоверяющая качество продукции.

Современное понятие сертификация было предложено специальным комитетом Международной организации по стандартизации (ИСО) в 1982 г. в следующей формулировке: «сертификация соответствия представляет собой действие, удостоверяющее посредством сертификата соответствия или знака соответствия, что изделие (услуга) соответствует определенным стандартам или другому нормативно-техническому документу».

Обычно в практике производства участвуют две стороны: производитель товара и потребитель. Продавец — это посредник, он обслуживает процесс продажи, т.е. создает услугу, которая тоже мо­жет быть сертифицирована, но к качеству продукции это отношения не имеет.

Сертификация — это действие третьей стороны, которая путем аккредитации получила от государства право удостоверять качество продукции — товара или услуги.

Все государства мира участвуют в международной торговле. Каждая страна заинтересована в удостоверении качества своих товаров путем их сертификации в соответствующих органах на своей территории и заботится о том, чтобы ее сертификаты признавались другими странами. Весьма важны в настоящее время международные соглашения о взаимном признании сертификатов разными странами и международный арбитраж в этой области. Их основу образуют системы международных стандартов.

Сертификат — это документ, удостоверяющий качество. Он защищает интересы потребителя товаров, государственные интересы той или иной страны, например, путем отчуждения товаров, которые могут составить конкуренцию своим товаропроизводителям. Например, страны так называемого дальнего зарубежья используют систему сертификации для защиты своих рынков от конкуренции товаров из стран СНГ.

Недостаточное внимание к вопросам сертификации приводит к возникновению проблем в экспорте товаров и большим потерям. Можно привести следующие примеры:

в США шампанское, производимое во Франции и имеющее сертификат, стоит 25—30 долл. Украинское шампанское того же уровня качества стоит 5 долл., так как сертификата не имеет;

тульский завод «Штамп», опасаясь непризнания российского сертификата на баллоны для огнетушителей, несмотря на их высокое качество, тратит большие средства на получение сертификата в Германии, где организация предполагает сбыт;

итальянская фирма построила в Запорожье завод по производству труб для бурения скважин и по невнимательности заказчика не выдала сертификат качества; теперь из-за отсутствия сертификата сбыт труб в Италию и во всю Западную Европу запрещен.

Стандартизация требований к качеству. Международные органы стандартизации в период с 1920 по 1980 г. провели большую работу и создали современную систему обеспечения качества в виде международных стандартов серии ИСО — 9000, определяющих требования к совокупности служб, оборудования и документации, опреде­ляющих решение задач, обеспечивающих качество выпускаемой продукции.[3]

Система обеспечения качества, нашедшая отражение в серии стандартов ИСО — 9000, в своем развитии прошла этапы, которые можно охарактеризовать следующим образом:

1.  1920 г. — осмотр, контроль при поступлении материалов, про межуточный и окончательный контроль.

2.  1930 г. — осмотр, технико-статистические методы, контроль производственных процессов.

3.  1950 г. — улучшение качества изготовления и управление им (осмотр с контролем средств проверки, контроль производственных процессов, определение причин и последствий, технико-статисти­ческие методы, планирование проверок).

4.   1970 г. — интегрированный контроль качества (обеспечение качества при изготовлении, обеспечение качества в опытно-конструкторской сфере). Улучшение качества опытно-конструкторских работ и управление им (планирование качества опытно-конструкторских работ, оценка качества чертежей, анализ испытаний, анализ дефектов и рекламаций заказчиков).

5.  С 1980 г. — обеспечение качества как стратегия работы предприятия

Основные функции, определяемые законом. Закон устанавливает правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов в России, а также права, обязанности и ответственность участников процесса сертификации.

В разделе «Общие положения» рассматриваются задачи сертификации, отношения к международным договорам (они имеют приоритет). Устанавливается головной орган сертификации, которым является Госстандарт России.

Задача и иерархии нормативно-правовых актов:

1) формирует и реализует государственную политику в области сертификации; 2) проводит государственную регистрацию систем сертификации и знаков соответствия, действующих в РФ; 3) публикует официальную информацию; 4) готовит предложения по присоединению к международным системам сертификации; 5) .представляет РФ в международных органах.

В систему сертификации могут входить как государственные учреждения, так и частные фирмы и общественные организации. Но все системы подлежат государственной регистрации и аккредитации в установленном порядке.

Закон вводит понятия сертификат и знак соответствия.

1.Сертификатэто документ, выданный по правилам сертификации для подтверждения соответствия продукции установленным требованиям.

2. Знак соответствияэто зарегистрированный в установленном порядке знак, подтверждающий соответствие маркированной им продукции установленным требованиям.

Правила применения знаков соответствия установлены Госстандартом России. Форма, размеры и технические требования к знаку установлены государственным стандартом ГОСТ Р 50460-92.

Закон Российской Федерации о единстве измерений. Закон регулирует отношения государственных органов управления России с юридическими и физическими лицами по вопросам изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта, продажи и импорта средств измерений. Закон защищает потребителя от последствий недостоверных результатов измерений.[4]

В разделе «Общие положения» закон вводит следующие основные понятия:

1 Единство измерений состояние измерений, когда их результаты выражены в узаконенных единицах и погрешности не выходят за установленные границы погрешностей с заданной вероятностью.

2. Эталон единицы величины — средство для хранения, измерения и воспроизведения данной величины с целью передачи ее размера другим средствам измерений данной величины.

3. Нормативные документы по обеспечению единства измерений — государственные стандарты, правила, положения, рекомендации.

4. Метрологическая службасовокупность субъектов, работ, направленных на обеспечение единства измерений.

5. Проверка средств измерений — совокупность работ по поддержанию средств измерений на установленном техническом уровне.

6. Калибровка средств измеренийто же, что и поверка средств измерений, но в случае, когда измерительное средство не подлежит государственной поверке в обязательном порядке.

7. Сертификат об утверждении типа средств измеренийдокумент, выдаваемый государственным органом, подтверждающий, что техническое состояние измерительного средства находится в установленном техническом состоянии.

8. Аккредитация на право поверки средств измерений (выдачи сертификата) — признание уполномоченным государственным органом полномочий на выполнение поверочных работ.

9. Лицензия на изготовление, ремонт, продажу, прокат средств измеренийдокумент, удостоверяющий право юридических и физичес­ких лиц заниматься обозначенной выше деятельностью.

Структура метрологической службы. Территориальный центр стандартизации и метрологии (ЦСМ) выполняет государственный надзор за средствами измерений, каждое средство подвергается либо проверке либо калибровке.

Поверка заканчивается получением клейма или свидетельства о поверке. Калибровка заканчивается получением калибровочного знака (или сертификата) и записью в эксплуатационных документах. Предусматривается добровольная сертификация средств измерений.

При обнаружении нарушений, касающихся закона о единстве измерений принимаются меры уголовного, административного или гражданско-правового характера. В частности, может быть вообще остановлено производство.

Чем принципиально отличаются поверка и калибровка?

Все измерительные средства, используемые в производстве продукции, подвергающейся обязательной сертификации подлежат поверке, и за этим бдительно следит. Госстандарт через свою структуру.

Каждые пять лет лица, занятые поверкой, проходят переподготовку с получением соответствующих документов, периодически поверяются все средства измерения.

Калибровке подвергаются измерительные средства и вне процедуры обязательной калибровки. Чаще всего это средства, приобретенные за рубежом.

Закон Российской Федерации о стандартизации. Закон касается всех субъектов хозяйственной деятельности и защищает интересы потребителей и государства посредством разработки и применения нормативных актов по стандартизации. Закон предусматривает следующее общее определение стандартизации:

Стандартизацияэто деятельность по установлению норм, правил и характеристик (требований) в целях обеспечения: 1) безопасности продукции и услуг; 2) технической и информативной совместимости; 3) взаимозаменяемости; 4) качества продукции; 5) соответствия уровню техники и технологии; 6) единства измерений; 7) безопасности хозяйственной деятельности; 8) обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

Согласно закону, разработка государственных стандартов обычно поручается ведущей в отрасли фирме, проект получает отзывы, корректируется, принимается и становится обязательным для все субъектов хозяйственной деятельности. Другие государственные органы участвуют в стандартизации в пределах их компетенции.

Надзор за соблюдением стандартов производится с привлечением государственных инспекторов. Государственные инспекторы обладают широкими полномочиями, имеют беспрепятственный доступ к процессам производства и технологической документации.

При невыполнении субъектами производства требований госинспектора, он направляет материалы в арбитражный суд, органы прокуратуры для принятия мер в установленном законодательством порядке.

Продукция, соответствующая требованиям стандартов России заносится в государственный реестр и маркируется знаком соответствия государственным стандартам.[5]


Список литературы

1.     Гиссин В.И. Управление качеством. – М.: Март, 2003- 400 с.

2.     Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2002 – 212 с.

3.     Всеобщее управление качеством: Учебник для вузов / Под ред. О.П. Глудкина. – М.: Радио и связь, 1999

4.     Фридман П. Контроль затрат и финансовых результатов при анализе качества продукции. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1994. – 286 с.

5.     Федюкин В.К. и др. Методы оценки и управление качеством промышленной продукции. Учебник. – М.: Филин, 2000


[1] Всеобщее управление качеством: Учебник для вузов / Под ред. О.П. Глудкина. – М.: Радио и связь, 1999


[2] Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2002 – 212 с.


[3] Гиссин В.И. Управление качеством. – М.: Март, 2003- 400 с.


[4] Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2002 – 212 с.


[5] Всеобщее управление качеством: Учебник для вузов / Под ред. О.П. Глудкина. – М.: Радио и связь, 1999