Содержание

1.       Типы организационных структур. 3

2.       Организационная схема управления. 5

3.       Функции управления и уровни управления. 5

4.       Нормы численности и управляемости. 8

Задача. 9

Операция №1. 10

Операция № 2. 12

Операция № 3. 12

Операция № 3. 13

Операция № 4. 13

Список используемой литературы.. 14


1.   Типы организационных структур


Организационная структура управления – это главная характеристика социальной системы. Существуют разные общие определения структуры. Согласно одним она включает “элементы системы, их связи и ее целостные свойства, если они так или иначе обеспечивают устойчивое существование системы”'. Согласно другим определениям структура – это “принцип, способ, закон связи элементов целого, системы отношений элементов в рамках данного целого”. Материально-вещественные элементы структуры организации и процессы, происходящие в ней, неразрывно связаны; они образуют единство ее статических и динамических характеристик.

Решение о выборе организационной структуры принимается высшим руководством организации. Среднее и низшее звенья управления предоставляют исходную информацию, а иногда и предлагают свои варианты структуры подчиненных им подразделений. Наилучшей структурой организации считается такая структура, которая позволяет оптимально взаимодействовать с внешней и внутренней средой, удовлетворять потребности организации и наиболее эффективно достигать поставленных целей. Стратегия организации всегда должна определять организационную структуру, а не наоборот.

Типы организационных структур:

Функциональная (классическая). Такая структура предполагает деление организации на отдельные функциональные элементы, каждый из которых имеет четкую конкретную задачу и обязанности. Такая структура типична для средних фирм или организаций, которые выпускают относительно ограниченную номенклатуру товаров, действуют в стабильных внешних условиях, и где чаще всего достаточно стандартных управленческих решений.

Дивизиональная. Это деление организации на элементы и блоки по видам товаров или услуг, или по группам потребителей, или по регионам, где реализуются товары.

Продуктовая. При этой структуре полномочия по производству и сбыту какого-либо товара передается одному руководителю. Эта структура наиболее эффективна при разработке, освоении производства и организации реализации новой продукции.

Региональная. Эта структура обеспечивает наилучшее решение проблем, связанных с учетом особенностей местного законодательства, а так же традиций, обычаев и нужд потребителей. Структура рассчитана, в основном, на продвижение товаров в отдаленные регионы страны.

Структура, ориентированная на потребителя. При такой структуре все подразделения объединяются вокруг определенных групп потребителей, которые имеют сходные или специфические потребности. Целью такой структуры является наиболее полное удовлетворение этих потребностей.

Проектная. Это временно создаваемая структура для решения какой-то конкретной проблемы, или для осуществления сложного проекта.

Матричная. Это структура, которая получается в результате наложения проектной структуры на функциональную, и предполагает принцип <двойного> подчинения (как функциональному руководителю, так и руководителю проекта).

Конгломератная. Она предполагает соединение различных подразделений и отделов, работающих функционально, но ориентированных на достижение целей других организационных структур конгломерата. Чаще всего такая структура находит применение в крупных национальных и международных корпорациях.

Важную роль играет степень централизации организационной структуры. В централизованной организации все функции управления сосредоточены у высшего руководства. Преимуществом этой структуры является высокая степень контроля и координации деятельности организации. В децентрализованной организации некоторая часть управленческих функций передается своим филиалам, управлениям и т.д. Эту структуру применяют тогда, когда внешняя среда характеризуется сильной конкуренцией, динамичными рынками и быстро меняющейся технологией. [1].

2.   Организационная схема управления



Организационная схема – совокупность различных линий, стрелок и блоков, соединенных последовательно или параллельно, для более наглядного видения структуры управления предприятием. В схему также включаются и функции управленческого аппарата.

Организационная схема управления основана на следующих принципах:

·                    Активное использование программно-целевого подхода.

·                    Наличие подсистем общего управления программой и подсистемы управления реализацией программы.

·                    Использование в процессе управления существующих управленческих структур.

·                    Привлечение к процессу управления представителей местных органов власти.

·                    Сочетание линейной и функциональной системы управления[2].


3.   Функции управления и уровни управления



Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации (Мескон М. Х.). Суть управления состоит в оптимальном использовании ресурсов (земли, труда, капитала) для достижения поставленных целей. Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации сотрудников и контроля.

Планирование.

С помощью этой функции определяются цели деятельности организации, средства и наиболее эффективные методы для достижения этих целей. Важным элементом этой функции являются прогнозы возможных направлений развития и стратегические планы. На этом этапе фирма должна определить, каких реальных результатов она может добиться, оценить свои сильные и слабые стороны, а также состояние внешней среды (экономические условия в данной стране, правительственные акты, позиции профсоюзов, действия конкурирующих организаций, предпочтения потребителей, общественные взгляды, развитие технологий).

Организация.

Эта функция управления формирует структуру организации и обеспечивает ее всем необходимым (персонал, средства производства, денежные средства, материалы и т.д.). То есть на этом этапе создаются условия для достижения целей организации. Хорошая организация работы персонала позволяет добиться более эффективных результатов.

Мотивация

Мотивация - это процесс побуждения других людей к деятельности для достижения целей организации. Выполняя эту функцию, руководитель осуществляет материальное и моральное стимулирование работников, и создает наиболее благоприятные условия для проявления их способностей и профессионального "роста". При хорошей мотивации персонал организации выполняет свои обязанности в соответствии с целями этой организации и ее планами. Процесс мотивации предполагает создание для работников возможности удовлетворения их потребностей, при условии надлежащего выполнении ими своих обязанностей. Прежде, чем мотивировать персонал на более эффективную работу, руководитель должен выяснить реальные потребности своих работников.

Контроль.

Эта функция управления предполагает оценку и анализ эффективности результатов работы организации. При помощи контроля производится оценка степени достижения организацией своих целей, и необходимая корректировка намеченных действий. Процесс контроля включает: установление стандартов, измерение достигнутых результатов, сравнение этих результатов с планируемыми и, если нужно, пересмотр первоначальных целей. Контроль связывает воедино все функции управления, он позволяет выдерживать нужное направление деятельности организации и своевременно корректировать неверные решения. [3].

Крупные организации нуждаются в выполнении очень больших объемов управленческой работы. Это требует деления управленческого труда на горизонтальный и вертикальный. Горизонтальный принцип разделения труда - это расстановка руководителей во главе отдельных подразделений, отделов. Вертикальный принцип разделения труда - это создание иерархии уровней управления, чтобы скоординировать горизонтально разделенную управленческую работу для достижения целей организации.

Руководителей делят на три категории:

–       Руководители низшего звена (операционные руководители). Самая многочисленная категория. Они осуществляют контроль за выполнением производственных заданий, за использованием ресурсов (сырья, оборудования, кадров). К младшим начальникам относятся мастер, заведующий лабораторией и т.п. Работа руководителя низшего звена является самой разнообразной, характеризуется частыми переходами от одного вида деятельности к другому. Степень ответственности руководителей низшего звена не очень высока, иногда в работе присутствует значительная доля физического труда.

–       Руководители среднего звена. Они контролируют работу руководителей низшего звена и передают обработанную информацию для руководителей высшего звена. К данному звену относятся: заведующие отделом, декан и т.д. На руководителей среднего звена ложится существенно большая доля ответственности.

–       Руководители высшего звена. Самая малочисленная категория. Они отвечают за разработку и реализацию стратегии организации, за принятие особо важных для нее решений. К руководителям высшего звена относятся: президент компании, министр, ректор и т.д. Работа руководителя высшего звена является весьма ответственной, так как фронт работы большой, а темп деятельности напряженный. Их работа, в основном, заключается в умственной деятельности. Они постоянно должны принимать управленческие решения.[4].


4.   Нормы численности и управляемости


Норма численности и управляемости – объем организационного пространства, которое руководитель в состоянии контролировать.

В настоящее время оптимальным считается число 7 в случаях, когда подчиненные выполняют сложные разноименные функции; при упрощении функций норма может быть увеличена.

На норму управляемости влияют уровень квалификации персонала, расположение сотрудников (в одной или разных комнатах, разных регионах), наличие помощников, заместителей и секретаря, сходство функций, выполняемых подчиненными, система связи, сложность выполняемых задач, сработанность коллектива и т.д. При уменьшении подчиненных возрастает число руководителей и организационных уровней, при увеличении - снижается управляемость, возможность менеджера контролировать подчиненных[5].



Задача

Разработать организационную схему центрального аппарата управления предприятием, используя исходные данные.

Исходные данные

Таблица 1.

Лесопильно-деревообрабатывающая промышленность

Наименование факторов

Обозначение факторов

Значение факторов

1. численность промышленно-производственного персонала, чел.

Р п.п

1370

2. численность производственных рабочих, чел.

Р

1300

3. стоимость основных производственных фондов, тыс. руб.

Ф

6000

4. стоимость оборудования, транспортных средств и инструментов, тыс. руб.

Фа

1900

5. количество производственных структурных подразделений, ед.

С

7

6. количество технологических операций, ед.

А

1300

7. число рабочих мест, ед.

М

700

8. установленная мощность электродвигателей, кВт

Э

1300



Решение

Операция №1


Решение будет представлено в таблице № 2.

Таблица №2.

Нормативная численность аппарата управлений предприятием по лесопильно-деревообрабатывающей промышленности

Функции управления

Формулы расчета

Норм. численность, чел. (Н)

Коэф-т централизации (Кп)

Норм. численность

Принятая численность

ЦАУ (Нц.а)

АЦУ (Нц.у)

1. Общее линейное руководство

Н1 = 0,1774 · 13000,7349

34,5

0,2

6,9

27,6

7

2. Технологическая и конструкторская подготовка производства и оперативное управление

Н2 = 0,0048 · 13001,0829

11,3

0,2

2,3

9,0

3

3. Ремонтное и энергетическое обслуживание

Н3 = 0,0087 · 19000,8677 · 13000,1332

15,8

0,2

3,2

12,7

4

4. Контроль качества продукции

Н4 = (0,1311 · 13700,3766) · 2

4,0

0,2

0,8

3,2

1

5. Технико-экономическое планирование

Н5 = 0,1147 · 60000,3276 · 70,4075

4,4

0,8

3,5

0,9

4

6. Снабжение и сбыт продукции

Н6 = 0,0686 · 13000,6323

6,4

0,7

4,5

1,9

5

7. Бухгалтерский учет и финансовая деятельность

Н7 = 0,1113 · 13700,6994

17,4

1,0

17,4

0,0

18

8. Комплектование и подготовка кадров

Н8 = 0,0022 · 13701,0598

4,6

1,0

4,6

0,0

5

9. Общее делопроизводство и хозяйственное обслуживание

Н9 = 0,0357 · 13000,6876 · 70,0331

5,3

1,0

5,3

0,0

6

10. Организация заработной платы, совершенствование организации труда в управлении

Н10 = 0,0048 · 7000,9503 · 13000,1508

7,2

0,8

5,7

1,4

6

Итого


110,9

59


Операция № 2.

Найдем число ступеней управления:

а = (lgP – lgHу.н. – lgKсм + lg Hу.в.)/lgHу.в.

Таблица 3.

Отрасли

Средние нормы управляемости линейных руководителей (примерные)

Директора (Hу.в.)

Мастера (Hу.м.)

Лесообрабатывающая промышленность

6

30

Коэффициент сменности работы предприятия принимается для предприятий лесопильно-деревообрабатывающей промышленности – 1,3 (численность населения меньше 1100 человек);

Число ступеней управления:

Лесопильно-деревообрабатывающая промышленность:

а = (lg1300 – lg30 – lg1,3 + lg 6)/lg6 = 2,5 ≈ 3

Исходя из вышеописанного ршения получается используется цеховая структура управления. Схема этой структуры показана на рис. 1.

Надпись: Начальники цеховНадпись: Аппарат цехового управленияНадпись: Отделы, бюро, группы или отдельные функциональные исполнителиНадпись: Начальники участков, мастераНадпись: Рабочие Надпись: Рис. 1. Цеховая структура управленияНадпись: Функциональные отделыНадпись: Центральный аппарат управления пред-приятиемНадпись: Директор Операция № 3


Численность центрального аппарата управления по каждой функции определяется по формуле:

Н ц.а = Нх · Кц, где


Нх – нормативная численность аппарата управления по данной функции управления;

Кц – коэффициент централизации данной функции управления.

Результаты расчетов приведены в таблице 1 в графах 5 – 7.


Операция № 4


Расчетная величина центрального аппарата управления по каждой из функций округляется до ближайшего целого и проставляется в таблицу 1 в графу 8.

Ниже дана примерная оргсхема структуры управления данного предприятия.

Надпись: Директор 

 

Надпись: 18 человекНадпись: 10 человекНадпись: Организация  и ведение бухгал-терского учета
Организация тру-да и заработной платы
Комплектование и подготовка кадров
Надпись: Материально-техническое снабжение и сбыт продук-ции

Надпись: Управление техническим развитием и подготовкой производства
Технико-экономическое  планирование и прогнозиро-вание
Надпись: 13 человекНадпись: ПЭО Надпись: 5 цеховНадпись: Цех основного производства Надпись: Бухгалтерия Надпись: Финансовый директор Список используемой литературы


1.     Менеджмент: Учебник для вузов/ М.М.Максимцов,  А.В.Игнатьева, М.А.Комаров и др.; Под ред. М.М.Максимцова, А.В.Игнатьевой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2001.

2.     Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: «Дело ЛТД», 1995.

3.     Менеджмент организации: Учебное пособие/ Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акберин Р.З. и др. – М.: Инфра-М. 2001.

4.     Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2003.

5.     Тейлор Фредерик Уинслоу. Менеджмент. - М., 1992 г.



[1] Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: «Дело ЛТД», 1995. – 704 с.

[2] Телор Фредерик Уинслоу. Менеджмент. - М., 1992 г.

[3] Менеджмент организации: Учебное пособие/ Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акберин Р.З. и др. – М.: Инфра-М. 2001.

[4] Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: «Дело ЛТД», 1995.

[5] Менеджмент: Учебник для вузов/ М.М.Максимцов,  А.В.Игнатьева, М.А.Комаров и др.; Под ред. М.М.Максимцова, А.В.Игнатьевой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2001.