План
Введение. 3
1. Нормативно-правовое регулирование незаконного оборота оружия. 4
1.1 Состояние преступности в сфере оборота оружия. 4
1.2. Общая характеристика законодательства об оружии. 21
2. Вопросы квалификации преступлений, связанных с нарушением правил обращения с оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами и взрывными устройствами 29
2.1 Незаконные изготовление приобретения, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств (ст. 222 – 223 УК РФ). Небрежное хранение огнестрельного оружия (ст. 224 УК РФ)
2.2. Ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 225 УК РФ). Хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 226 УК РФ)
3. Пробелы в законодательстве об оружии и способы его совершенствования
3.1 Несовершенственность (или Практика применения) действующего законодательства об оружии.
3.2 Основания освобождения от уголовной ответственности за незаконный оборот оружия.
Заключение.
Список использованной литературы..
Приложение.
Введение
1. Нормативно-правовое регулирование незаконного оборота оружия
1.1 Состояние преступности в сфере оборота оружия
Преступления против общественной безопасности и общественного порядка представляют собой предусмотренные Уголовным кодексом РФ умышленные или неосторожные общественно опасные деяния (действия или бездействие), причиняющие существенный вред безопасным условиям жизни общества, здоровью населения и общественной создающие реальную угрозу причинения такого вреда.
Раздел о преступлениях против общественной безопасности и общественного порядка как самостоятельное структурное подразделение в Уголовном кодексе России выделен впервые. Принимая решение об объединении рассматриваемых преступлений в одну группу, законодатель руководствовался необходимостью обеспечения всесторонней охраны таких важных социальных благ, как безопасность общества и порядок в нем. На протяжении всей истории цивилизации безопасность и порядок являлись одними из главных целей и неотъемлемыми слагаемыми деятельности людей, социальных групп, обществ, государств и мирового сообщества. Забота о безопасности и порядке имманентно присуща каждой частице социальной структуры общества - от конкретного индивида до предельно широкого объединения людей.[1]
Первым составляющим элементом родового объекта разд. IX УК РФ является общественная безопасность. Термин "безопасность" достаточно давно утвердился в учебной литературе и доктрине уголовного права (государственная безопасность, общественная безопасность, безопасность личности, экологическая безопасность, безопасность движения и т.д.). В последние годы в законодательстве закреплен и термин "национальная безопасность". Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации. Согласно Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. N 1300 (в ред. от 10 января 2000 г. N 24), она представляет собой систему взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.[2] Таким образом, безопасность личности, общественная безопасность и государственная безопасность являются видовыми составляющими национальной безопасности.
Понятие "общественная безопасность" впервые было использовано в Уголовном кодексе 1922 г. в названии гл. 8 Особенной части "Нарушение правил, охраняющих народное здравие, общественную безопасность и публичный порядок". Однако само понятие "безопасность" было раскрыто лишь в Законе РФ от 15 марта 1992 г. "О безопасности". Согласно ст. 1 данного Закона "безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз". Это определение основывается на лингвистическом представлении о безопасности как "отсутствие опасности, сохранность, надежность" или "положение, при котором не угрожает опасность кому-чему-нибудь".[3] Тем самым законодатель подчеркивает, что безопасность выступает в качестве определенного социального явления со всеми присущими ему свойствами, важного социального блага, к сохранению и поддержанию которого государство и общество предпринимают всесторонние меры.
Как правовое явление и объект уголовно-правовой охраны общественная безопасность стала объектом серьезных научных исследований сравнительно недавно. До недавних пор большинство авторов связывали понятие "общественная безопасность" с нарушением либо правил взаимодействия людей с техническими системами, либо правил обращения с общеопасными предметами. Так, Г.А.Туманов и В.И.Фризко пишут: "В юридическом смысле общественная безопасность представляет собой совокупность опосредованных источниками повышенной опасности отношений, регулируемых юридическими, техническими и организационными нормами с целью предотвращения и устранения угрозы жизни и здоровью людей, материальным ценностям и окружающей среде".[4]
Рассмотрим подробнее наиболее крупную группу преступлений против общественной безопасности это преступления в сфере оборота оружия. Каково состояние преступности в сфере оборота оружия на современном этапе в России? Считаю целесообразным рассмотреть данный вопрос на примере отдельных регионов.
Для Дальневосточного региона проблема борьбы с преступлениями, совершаемые с применением огнестрельного оружия и взрывных устройств, является весьма актуальной. Это обусловлено, во-первых, необычайной тяжестью и большим общественным резонансом данного вида преступления; во-вторых, широко распространенным незаконным оборотом огнестрельного оружия, часть которого фактически вышла из-под государственного контроля; в-третьих, наличием организованного преступного бизнеса в области торговли оружием; в-четвертых, сосредоточением (большей частью в Хабаровском и Приморском краях) на складах, в воинских частях и подразделениях МО, МВД и других ведомствах огромного количества оружия, слабо охраняемого и повсеместно расхищаемого; в-пятых, увеличением количества оружия в правомерном владении граждан и организаций; в-шестых, использованием оружия и взрывных устройств преступниками и организованными преступными формированиями в качестве безоговорочных аргументов. Кроме того, насыщение рынка огнестрельного оружия происходит за счет контрабандного и самодельного оружия.
Распространению преступлений связанных незаконным оборотом оружия способствуют и негативные социально-экономические факторы, которые имеют ряд особенностей для Дальневосточного региона. К ним можно отнести: высокий удельный вес лиц с доходом ниже прожиточного минимума (от 30 до 70%); высокую задолженность по зарплате среди военнослужащих, работников правоохранительных органов, а также работников частного и смешанного секторов промышленности, сельского хозяйства; сверхвысокий уровень безработицы в местностях с градообразующими предприятиями ВПК и ТЭК, хроническую незанятость молодежи и несовершеннолетних. К этому следует добавить общее падение нравственности населения, обесценение жизни людей, потерю социальной ориентации и безысходность значительной части населения и т.д.[5]
Такие преступления, как хищение, незаконный оборот оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ не только сами по себе представляют большую опасность для общества, но и способны стимулировать рост различных видов тяжких и особо тяжких преступлений с использованием огнестрельного оружия, взрывных устройств и взрывчатых веществ.
Особую тревогу вызывает насильственная преступность, совершаемая организованными преступными формированиями (ОПФ). По данным правоохранительных органов региона, каждое восьмое преступление из числа совершенных ОПФ, связано с использованием и незаконным оборотом оружия и боеприпасов.
Криминальный рынок оружия прежде всего связан с организованным преступным бизнесом. Он формируется как за счет внутреннего, так и внешнего незаконного оборота оружия. Внутренний аспект незаконного оборота связан с оружием, находящимся в распоряжении Вооруженных Сил, дислоцированных на Дальнем Востоке. Помимо штатного боекомплекта мирного периода и резерва военного времени, его численность дополнительно пополнилась срочными поставками оружия, вывезенного из стран ближнего и дальнего зарубежья, а также других регионов страны, на военные базы и склады, которые чрезвычайно перенасыщены им и не обеспечены надлежащими условиями сохранности. Все это приводит к растаскиванию оружия населением и личным составом воинских подразделений.
Так, в начале 1996 года сотрудниками правоохранительных органов УВД Сахалинской области в Смирныховском районе в тайге близ воинских складов был обнаружен тайник, в котором находилось 11 противотанковых гранатометов и 7 ящиков со 140 гранатами Ф-1. Тайник принадлежал одной преступной группе, при задержании членов которой было изъято еще 17 гранатометов РПГ-22, 179 гранат Ф-1, 2600 патронов калибра 7,63 мм.
В сентябре 1998 года сотрудниками управления по борьбе с организованной преступностью при УВД Приморья во время сбыта похищенных боеприпасов был задержан и. о. начальника штаба одной из воинских частей Тихоокеанского флота капитан третьего ранга Валерий К., который за 2000 долларов США пытался продать около 25000 патронов для пистолета Макарова и автомата Калашникова, 2 кг тротила, десяток электродетонаторов и моток огнепроводного шнура.
Не менее четверти единиц оружия и боеприпасов похищается непосредственно материально-ответственными за его хранение должностными лицами воинских частей и подразделений. Другой, не менее распространенный способ хищения оружия, - это нападения на воинские склады, часовых, караульные помещения, личный состав, когда преступники чаще всего не задерживаются. По уголовным делам этой категории прослеживается преступный сговор военнослужащих и гражданских лиц. При этом хищение оружия из воинских складов остается глубоко латентным видом преступлений. На это указывают имевшие место случаи возгорания складов с оружием и боеприпасами, после чего проведение документальной ревизии становится невозможным.
В последнее время наблюдается еще один источник поступления нелегального оружия, характерный для Дальнего Востока. Это заброшенные территории бывших воинских частей, где обнаруживается немалое количество брошенного и неохраняемого оружия и боеприпасов.
В настоящее время оружие превратилось в товар, приносящий баснословные прибыли. Это сразу же привлекло пристальное внимание организованной преступности (ОП). Многие преступные группировки переквалифицировались с “челночного” в незаконный оружейный бизнес. Подобная преступная группа в количестве 30 человек была изобличена в г. Находка, которая контрабандой по железной дороге вывозила оружие из Литвы.
Черный рынок формируется также за счет контрабандного оружия из дальнего зарубежья. Чаще всего он поставляется российскими моряками из Японии, Вьетнама, Австралии, Таиланда, Сингапура, а также гражданами Китая, Северной Кореи из своих стран, где оно производится по лицензиям, полученным порой еще во время второй мировой войны. В Таиланде и Сингапуре оружие производится в подпольных цехах, причем из металла не самого высокого качества. Наиболее часто оружие беспрепятственно перегружается с корабля на корабль в нейтральных водах. Чаще всего контрабандой оружия занимаются моряки торгового флота, рыбной промышленности, а также военные моряки.
Криминологическая картина лиц, занимающихся преступлениями в сфере незаконного оборота оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, характеризуется следующими показателями. По социальному положению среди них выделяются рабочие (свыше 50%) и лица без постоянного источника доходов (до 30%), причем, как правило, ранее уже привлекавшиеся по аналогичным составам преступлений. По возрастному составу преобладают 30-49–летние (45-55%). Свыше 90% из числа выявленных лиц преступления совершают местные жители, граждане России и мужчины, а больше половины из них совершают преступления в группе.
Наличие незаконного рынка огнестрельного оружия и взрывчатых веществ в немалой степени провоцирует совершение преступлений с их применением на территории Дальнего Востока. Поэтому важными составными частями их деятельности является эффективный контроль за порядком приобретения, хранения, использования огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, а также своевременное выявление и изъятие незаконно хранящегося оружия. К тому же важнейшей задачей по предупреждению совершения преступлений с применением огнестрельного оружия является надежное перекрытие каналов поступления оружия на рынок, а значит и доступ к нему преступников.
Анализ преступлений, совершенных с применением оружия, позволяет сделать вывод о том, что для совершения умышленных убийств с корыстной целью, разбойных нападений с той же целью чаще всего используется боевое нарезное огнестрельное оружие (до 50%), чем гражданское, охотничье оружие. Последние чаще используются при причинении вреда здоровью, хулиганстве, умышленном уничтожении или повреждении имущества.[6]
В связи с введением Федеральным законом "Об оружии" принципиально новых понятий, касающихся ранее неизвестных нашему законодательству видов оружия - газового, пневматического, сигнального, метательного, электрошоковых устройств, в теории и правоприменительной практике появился ряд вопросов, связанных с оценкой новых средств поражения и квалификацией связанных с ними деяний.
С целью исследования этих вопросов считаю необходимым привести данные, опубликованные в журнале "Российская юстиция", N 4, апрель 2002 г. для получения которых было проведено сплошное изучение уголовных дел данной категории, рассмотренных 61 районным (городским) судом Ростовской области в 1997-2001 гг. В 39 судах подобные дела не рассматривались, из остальных 22 поступило 86 уголовных дел в отношении лиц осужденных по ч.2 ст.111, ч.3 ст.118, ст.119, п."г" ч.2 ст.162, п."а" ч.3 ст.162, ст.163, ч.3 ст.213, чч.1, 2 и 4 ст.222, ч.1 ст.223 УК РФ за преступления, совершенные с применением пневматического, газового (в том числе переделанного в огнестрельное) и сигнального, переделанного в огнестрельное, оружия, а также осужденных по п."д" ч.2 ст.161 и ст.158 УК за хищения газового оружия. Кроме того, данные лица осуждены за сопутствующие преступления по ч.1 ст.105, ч.2 ст.139, чч.2, 3 ст.158, чч.1, 2, 3 ст.186, ч.1 ст.228, чч.1, 3 ст.327 УК. Уголовных дел по фактам использования в преступных целях электрошоковых устройств, а также связанных с нарушением правового режима или использованием в преступных целях метательного оружия в представленной выборке не оказалось.
По изученным уголовным делам осуждено 94 человека, преимущественно зрелого возраста: 20-30 лет (53,2%), 30-40 лет (21,3%), 40-50 лет (11,7%). 17% осужденных ранее судимы в основном за кражи и незаконный оборот наркотиков (по 31%), грабежи и изнасилования (по 19%), хулиганство (12,5%) и др. (в связи с тем, что некоторые осужденные имели несколько судимостей, сумма превышает 100%).
Подавляющее большинство осужденных лица мужского пола - 92 человека (97,9%), женщин - 2 человека (2,1%). Одна женщина осуждена за незаконное ношение газового пистолета, вторая - за незаконное ношение сигнального револьвера, переделанного для стрельбы 5,6 мм патронами.
Из общего числа осужденных не работали 53 человека (56,38%), трудились 32 человека (34,04%), являлись студентами и учащимися - 5 человек (5,31%), имели инвалидность - 4 человека (4,25%).
Виновные в основном привлеклись к ответственности и осуждались за незаконное приобретение, хранение, передачу, сбыт, перевозку, ношение газового оружия и его переделку в огнестрельное, за переделку в огнестрельное сигнального и пневматического оружия, за разбойные нападения, хулиганство с применением вышеперечисленных средств, а также использование в качестве орудий преступлений пневматического оружия, незаконное хранение и ношение боеприпасов к огнестрельному оружию.
Орудия и средства совершения преступлений и количество использовавших их осужденных:
- боеприпасы - 11 человек (11,7%), из них: 1 человек хранил один 5,45 мм патрон к автомату АК-74; 1 человек хранил один 5,45 мм патрон к пистолету ПСМ; 8 человек хранили от двух до тридцати 5,6 мм патронов; 1 человек хранил два 9 мм патрона к пистолету ПМ; кроме того, 5 человек незаконно хранили 8 мм газовые патроны и 7 человек - 9 мм газовые патроны, которые не являются боеприпасами; они были осуждены по ч.4 ст.222 УК за незаконное приобретение, сбыт и ношение газовых пистолетов, для которых были предназначены данные газовые патроны;
- газовые пистолеты и револьверы - 65 человек, или 69,1% от общего числа осужденных, в том числе: пистолеты - 46 человек (70,8%), револьверы - 19 человек (29,2%);
- переделанные в огнестрельные газовые пистолеты и револьверы - 6 человек, или 6,3% от общего числа осужденных, в том числе: переделанные газовые пистолеты - 4 человека (66,6%), переделанные газовые револьверы - 2 человека (33,4%);
- переделанные в огнестрельные сигнальные пистолеты, револьверы, устройства - 6 человек (6,4%), в том числе: переделанные сигнальные пистолеты - 1 человек (16,7%), переделанные сигнальные револьверы - 4 человека (66,6%), сигнальное устройство, приспособленное для стрельбы патроном калибра 5,6 мм, - 1 человек (16,7%);
- пневматические пистолеты калибра 4,5 мм - 5 человек (5,3%);
- пневматическая винтовка калибра 4,5 мм - 1 человек (1%);
- пневматические винтовки, переделанные в огнестрельные под патрон калибра 5,6 мм, - 2 человека (2,12%);
- газовый аэрозольный баллончик - 1 человек (1%) (в связи с тем, что некоторые осужденные использовали несколько единиц оружия, сумма превышает 100%).
По 8 делам (9,3%) осужденные незаконно хранили несколько газовых пистолетов либо наряду с газовым оружием незаконно хранили огнестрельное, холодное, боеприпасы и взрывчатые вещества, причем в шести делах (75%) эти действия были сопряжены с совершением преступлений.
Так, О. входил в организованную преступную группу по изготовлению поддельных денег, одновременно незаконно приобрел и хранил два газовых пистолета.
Гр-н Х. незаконно носил газовый пистолет и охотничий нож, демонстрируя оружие, он дважды угрожал убийством разным потерпевшим.
Осужденный П., наряду с незаконным хранением газового пистолета, хранил боевой пистолет Макарова, из которого совершил умышленное убийство.
Неработающие Б. и О. незаконно приобрели газовые револьвер и пистолет, переделанные в огнестрельные, и, используя их, отобрали у водителя такси 200 руб.
Преступная группа в составе П., Б. и трех неустановленных соучастников, имея на вооружении нож, относящийся к категории холодного оружия, кастет, газовый пистолет и газовый пистолет, переделанный в огнестрельный и оснащенный глушителем, совершила разбойное нападение на жилище и магазин.
Б. незаконно хранил газовый пистолет и 580 г тротила, устроив скандал по месту жительства, угрожал сожительнице этим пистолетом, а также тем, что выстрелит в тротил и произведет взрыв.
Изъятое газовое оружие и боеприпасы к нему произведены в основном в России - 35 единиц (44,87%) и Германии - 37 единиц (47,43%), небольшая часть в Италии - 6 единиц (7,69%).
Оружие приобреталось осужденными следующим образом: купили законно - 8 человек (9,30%); нашли (со слов осужденных) - 24 человека (27,90%); купили незаконно (со слов осужденных) - 40 человек (46,51%); взяли у знакомых, имеющих разрешение, - 4 человека (4,65%); взяли в качестве залога - 1 человек (1,16%); украли - 2 человека (2,32%); осталось в наследство - 1 человек (1,16%); отобрали у потерпевшего - 3 человека (3,48%); источник приобретения не установлен - 3 человека (3,48%).
Незаконные покупки совершались у не установленных следствием лиц на рынках - 13 случаев (32,5%), на улицах города - 10 случаев (25%), в 9 случаях (22,5%) место покупки не установлено. Со слов осужденных, они находили оружие и боеприпасы на улицах и дорогах, в общественном транспорте, на рынках и вокзалах. В трех случаях осужденные завладели оружием потерпевших: дважды в ходе грабежей и разбойных нападений отбирались газовые пистолеты, которые граждане носили на законных основаниях для самозащиты, в третьем случае осужденный отобрал пневматический пистолет у незнакомого лица на дискотеке, при неустановленных обстоятельствах.
Органы предварительного следствия и суды не принимают мер к установлению источника приобретения оружия, не критически воспринимают неправдоподобные заявления обвиняемых (подсудимых) о массовых находках оружия в общественных местах или покупке у неизвестных лиц, не принимают мер к их проверке и опровержению. В результате в 77,9% случаев источник незаконного приобретения оружия остался невыясненным.
Несмотря на то что газовые пистолеты и револьверы, проходящие по 70,2% уголовных дел, имеют идентификационные номера и их оборот осуществляется в разрешительном режиме, а следовательно, они зарегистрированы в органах внутренних дел, проверка по учетам ОВД осуществлялась только в двух случаях, причем обе проверки дали положительный результат и позволили установить предыдущего владельца.
В двух случаях судом не установлено точное время незаконного приобретения подсудимым газового оружия, что привело к вынесению неправосудных приговоров.
Так, О. осужден по ч.4 ст.222 УК за хранение двух газовых пистолетов, которые были обнаружены у него дома при обыске в связи с подделкой денег. Хранение газового оружия в соответствии с ч.4 ст.222 УК не образует состава преступления, а время, место и источник приобретения судом не установлены. Таким образом, основания для осуждения по этой статье отсутствовали.
По ч.4 ст.222 УК осужден К., у которого 18 мая 2001 г. при обыске по месту жительства обнаружен газовый пистолет, найденный осужденным, с его слов, в августе 1998 г. Поскольку в соответствии со ст.ст.15 и 78 УК срок давности за незаконное приобретение газового оружия составляет два года, основания для осуждения К. также отсутствовали.
Из 65 лиц, осужденных по ч.4 ст.222 УК, у 61 (94%) лицензии на приобретение, хранение, ношение оружия не имелись, у 4 человек (6%) лицензии имелись, но у одного была просрочена.
5 человек (5,31% от общего числа осужденных) осуждены за разбойные нападения и угрозу убийством с использованием пневматического пистолета, на который лицензии не требуется, потерпевшие в этих случаях воспринимали оружие как боевое - опасное для их жизни и здоровья. В одном случае использована пневматическая винтовка.
Оружие и боеприпасы изымались, как правило, при личном досмотре граждан на железнодорожных и автовокзалах, на рынках, при доставлении их в отдел внутренних дел - 56 человек (59,57%), у 21 человека (22,34%) оружие изымалось из квартир и домовладений в ходе обысков и осмотров, проводимых в связи с совершением других преступлений, 14 человек (14,9%) хранили оружие в личном автомобиле, 2 человека (2,12%) - в гараже и 1 (1,06%) - на работе.
Время, в течение которого осужденные незаконно владели оружием, составляло от нескольких минут до 10 лет, основная часть осужденных (68,6%) хранила оружие до 6 месяцев.
Изъятие оружия оформлялось следующими документами: протокол личного досмотра - 35 случаев (42,16%); протокол осмотра места происшествия - 34 случая (40,96%); протокол обыска - 8 случаев (9,63%); протокол выемки - 1 случай (1,20%); протокол административного задержания - 5 случаев (6,02%).
Таким образом, уголовно-процессуальные документы (протоколы обыска и выемки) использовались лишь в 10,8% случаев, документы административного производства (протоколы личного досмотра и административного задержания) - в 48,2%.
В 41% случаев изъятие оружия оформлялось протоколом осмотра места происшествия, хотя нередко этими протоколами маскировались обыски и другие следственные действия, проводимые вне рамок уголовного дела. Такое положение вызвано пробелом уголовно-процессуального законодательства, не предусматривающего порядка документирования изъятия предметов до возбуждения уголовного дела, даже если факт такого изъятия является основанием к его возбуждению.
Как уже отмечалось, по основной массе уголовных дел виновные осуждались за незаконное приобретение и ношение газового оружия, приобретение, хранение и ношение газового, сигнального и пневматического оружия, переделанного в огнестрельное, а также за хранение и ношение огнестрельного и холодного оружия.
За незаконное изготовление оружия наряду с чч.1, 4 ст.222 УК были осуждены 2 человека: один за переделку пневматической винтовки для стрельбы патронами калибра 5,6 мм, другой - за приспособление сигнального стреляющего устройства для стрельбы патронами калибра 5,6 мм.
В качестве орудий посягательства газовое, пневматическое и газовое, переделанное в огнестрельное, оружие использовалось при совершении следующих преступлений: 7 разбоев (8,1% от общего числа дел), 2 из которых совершены с применением пневматического оружия, 3 - с применением газового оружия, 2 - с применением газового оружия, переделанного в огнестрельное; 1 вымогательство - с применением пневматического пистолета; 1 причинение тяжкого вреда здоровью - с применением газового пистолета, заряженного дробовым патроном; 1 причинение средней тяжести вреда здоровью - с применением газового пистолета при выстреле с близкой дистанции; 1 угроза убийством - с применением пневматического пистолета; 3 хулиганства - с применением законно носимых газовых пистолетов.
В 5 случаях (5,8% от общего числа дел) газовое оружие само становилось предметом посягательств: в 2 грабежах у потерпевших похищены 2 газовых пистолета, носимых на законном основании для самообороны, в 3 кражах похищены 4 газовых пистолета.
При совершении нападений с использованием газовых и пневматических пистолетов потерпевшие воспринимали их как боевое оружие, представляющее угрозу для их жизни и здоровья. Суды квалифицировали такие факты по п. "г" ч.2 ст.162 УК как разбой, совершенный с применением предметов, используемых в качестве оружия. При применении осужденными газовых пистолетов, переделанных в огнестрельные, суды квалифицирующим признаком признавали использование оружия. Между тем, поскольку в соответствии со ст.1 Федерального закона "Об оружии" газовые и пневматические пистолеты относятся к категории оружия, их использование при восприятии их потерпевшими как представляющих опасность для жизни и здоровья следует считать применением оружия, независимо от того, подвергались ли они переделке в огнестрельное оружие или нет.
По изученным делам судами назначались следующие меры наказания: лишение свободы - 27 человек (28,7%); лишение свободы условно - 45 человек (47,9%); исправительные работы - 11 человек (11,7%); исправительные работы условно - 5 человек (5,3%); штраф - 1 человек (1,06%); прекращены уголовные дела по амнистии - 4 человека (4,25%); применены принудительные меры медицинского характера в отношении 1 осужденного - 1,06%. Из них освобождены от наказания в связи с актом амнистии - 13 человек (14,4%).
Лишение свободы назначалось за тяжкие и особо тяжкие преступления: убийство, разбойные нападения либо лицам, ранее осуждавшимся к условной мере наказания и совершившим новое преступление в период испытательного срока, либо лицам, ранее судимым и не имеющим постоянного места жительства и занятий, а также лицам, наряду с незаконным ношением (хранением) оружия, незаконно хранившим наркотические средства, совершавшим кражи и иные преступления.
Наиболее распространенными наказаниями явились условное осуждение и исправительные работы (59,6% приговоров). При этом данные виды наказания зачастую назначались без учета характера и степени общественной опасности деяния и личности виновного. Так, к условной мере наказания по ч.4 ст.222 и ч.2 ст.111 УК приговорен М., который выстрелом из незаконно хранимого газового револьвера, заряженного дробовым патроном, причинил Ч. травму обоих глаз, приведшую к полной слепоте.
К условной мере приговорен ранее дважды судимый за грабеж и незаконное хранение наркотиков П., незаконно хранивший и носивший газовый пистолет, переделанный для стрельбы боевыми патронами калибра 5,45 мм с нарезкой для глушителя, т.е. оружие, традиционно применяющееся для совершения "заказных" убийств.
В перечисленных случаях мягкость наказания явно не соответствует тяжести совершенного преступления и личности виновного. Имеют место случаи назначения исправительных работ лицам, нигде не работающим, что является явным нарушением ст.50 УК. Так, нигде не работающий Г. осужден по ч.4 ст.222 УК условно к 1 году исправительных работ с удержанием 10% заработка.
Условные приговоры и приговоры к исправительным работам обжаловались лишь одним осужденным, основная масса осужденных воспринимает их как фактическую безнаказанность.
Суды распорядились оружием, являвшимся вещественными доказательствами по уголовным делам, следующим образом: уничтожить - 51 случай (71,83%); передать в коллекцию ЭКО - 11 случаев (15,49%); передать в доход государства - 4 случая (5,63%); возвратить законному владельцу - 5 случаев (7,04%). В 7 случаях (8,97%) оружие следствием не было обнаружено.
Хотя 51 приговором предусмотрено уничтожение оружия, лишь в 6 делах имелись акты уничтожения вещественных доказательств и всего в одном деле имелся запрос суда в органы внутренних дел об акте уничтожения вещественных доказательств. В остальных 44 делах никаких документов, подтверждающих уничтожение вещественных доказательств, не обнаружено, не было и запросов об исполнении приговоров в этой части.
В 4 случаях вопрос о судьбе оружия не нашел отражения в приговорах. Тремя приговорами предусмотрено возвращение оружия бывшим владельцам, хотя в одном случае владелец оружия приобрел его незаконно, за что и был осужден, а в ходе следствия получил лицензию на право приобретения газового оружия. В двух других случаях оружие было утеряно владельцами вследствие безответственности и нарушения правил ношения, а потому подлежало изъятию.
В одном случае судья, вместо того чтобы в соответствии с Федеральным законом "Об оружии" решить судьбу вещественного доказательства, написал в приговоре: "Вещественное доказательство - газовый револьвер иностранного производства, хранящийся в Северо-Кавказской транспортной прокуратуре, оставить там до вступления приговора в законную силу, после чего поручить прокуратуре поступить с газовым револьвером в соответствии с приказами МВД РФ". Здесь имеет место не только незнание конкретных правовых норм, но и иерархии законов и подзаконных нормативных актов, а также компетенции органов, их исполняющих.
Проведенное исследование показывает, что правовая оценка нетрадиционных видов оружия, квалификация совершаемых с его использованием преступлений, практика назначения наказания и целый ряд иных вопросов правоприменения нуждаются в совершенствовании.[7]
1.2. Общая характеристика законодательства об оружии
Уголовное законодательство Российской империи содержало нормы предусматривающие ответственность за преступления, аналогичные тем, которые установлены в гл. 24 УК РФ но проводить аналогию можно только с учетом технических преобразований произошедших за 160 лет. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. в ред. 1885 г. в ст. 986-987 (ч. 1) отделения седьмого "О противозаконном выделывании и хранении оружия или пороха и нарушении других, для ограждения личной безопасности постановленных, правил осторожности" главы третьей "О нарушениях общественного спокойствия, порядка и ограждающих оные постановлений" раздела восьмого устанавливалась ответственность за нарушение правил обращения с оружием, порохом, взрывчатыми веществами, снарядами.
Уголовный кодекс РСФСР 1922 г., как первый кодифицированный уголовно-правовой акт Советского государства, предусмотрел специальную гл. 8 "Нарушение правил, охраняющих народное здравие, общественную безопасность и публичный порядок". В статьях данной главы Уголовного кодекса предусматривалась ответственность за следующее деяние: хранение огнестрельного оружия без надлежащего разрешения (ст. 220);
Уголовный кодекс РСФСР 1926 г. сохранил в целом такие же подходы к классификации Особенной части, как и УК 1922 г. В уточненном наименовании предусматривалась и гл. 8 "Нарушение правил, охраняющих народное здравие, общественную безопасность и порядок", в которой первоначально содержалось 14 составов преступлений, в том числе нарушение правил обращения с взрывчатыми веществами, снарядами, огнестрельным и холодным оружием, легковоспламеняющимися веществами и предметами и едкими веществами (ст. 182).
В Уголовном кодексе РСФСР 1960 г., как и в кодексах 1922 и 1926 гг., была выделена специальная гл. 10, в которой наряду с другими деяниями предусматривалась ответственность за отдельные виды преступлений против общественной безопасности. ст. 217 "Нарушение правил хранения, использования, учета, перевозки взрывчатых веществ или пиротехнических изделий";; ст. 218 "Незаконное ношение, хранение, приобретение, изготовление или сбыт оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ"; ст. 218.1 "Хищение огнестрельного оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ" (введена 1 июня 1967 г.); ст. 219 "Небрежное хранение огнестрельного оружия"; ст. 219.1,
Основной правовой акт, регулирующий правоотношения в области оборота оружия на современном этапе, – Федеральный закон «Об оружии» от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ. В нем даны понятия предметов оборота оружия: оружие - устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов; боеприпасы - предметы вооружения и метаемое снаряжение, предназначенные для поражения цели и содержащие разрывной, метательный, пиротехнический или вышибной заряды либо их сочетание; огнестрельное оружие - оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда; газовое оружие - оружие, предназначенное для временного поражения живой цели путем применения слезоточивых или раздражающих веществ; холодное оружие - оружие, предназначенное для поражения цели при помощи мускульной силы человека при непосредственном контакте с объектом поражения и пр.)[8]; перечислены субъекты, имеющие право приобретать оружие:
1) государственные военизированные организации;
2) юридические лица с особыми уставными задачами;
3) юридические лица, занимающиеся производством оружия или торговлей им (далее - юридические лица - поставщики);
4) юридические и физические лица, занимающиеся коллекционированием или экспонированием оружия;
5) спортивные организации и организации, ведущие охотничье хозяйство;
6) организации, занимающиеся оленеводством и коневодством, подразделения Российской академии наук, проводящие полевые работы, связанные с геологоразведкой, охраной природы и природных ресурсов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, специализированные предприятия, ведущие охотничий или морской зверобойный промысел, а также специализированное предприятие, осуществляющее гидрографическое обеспечение судоходства на трассах Северного морского пути;
7) образовательные учреждения;
8) граждане Российской Федерации;
9) иностранные граждане.[9]
регламентирован порядок контроля за оборотом оружия и т.д.
При этом следует иметь в виду, что данный Закон регулирует только правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия, в то время как уголовный закон предусматривает ответственность за противоправные действия как с указанными видами оружия, так и с иными видами боевого огнестрельного оружия, находящегося на вооружении в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба и на которые действие Федерального закона "Об оружии" не распространяется.[10]
В Законе также содержится положение о том, что огнестрельное оружие и боеприпасы к нему должны содержаться в условиях, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц. Нарушение данного требования является одним из условий, способствующих совершению преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия (контрабанда; незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств; незаконное изготовление оружия).
Незаконный оборот оружия занимает особое место в структуре преступности и является одним из факторов, значительно осложняющих современную криминогенную ситуацию. Составляя лишь 2,5% всей преступности в стране, преступления, связанные с незаконным оборотом оружия, способствуют росту организованной преступности, терроризма и создают реальную угрозу общественной безопасности.
В то же время, как свидетельствует статистика, незаконный оборот оружия в стране неуклонно растет. Так, ежегодно регистрируется от 60 до 90 тыс. соответствующих преступлений. Из незаконного обращения органами внутренних дел в год изымается свыше 300 тыс. единиц огнестрельного оружия. Перечень вооружения, к которому проявляется преступный интерес, ныне расширился вплоть до пулеметов, гранатометов и автоматических пушек. Неуклонно увеличивается и уже достигло 30 тыс. количество лиц, ежегодно привлекаемых к уголовной ответственности за различные преступления, связанные с незаконным оборотом оружия. Самое большое число таких преступлений в последнее время совершается в Республике Адыгея, Карачаево-Черкесской Республике, Алтайском крае, Мурманской и Калужской областях, а также в Москве.
По разным экспертным оценкам в стране в незаконном обороте находится от 1,5 до 5 млн. единиц огнестрельного оружия. По данным МВД действует более 3000 организованных преступных группировок, занимающихся этим преступным бизнесом. Многие из них имеют тесные связи с организованными преступными группировками в других странах. Пограничные и таможенные органы ежегодно пресекают многочисленные попытки ввоза и вывоза оружия. Сегодня оружие стало товаром, приносящим значительные доходы преступникам.[11]
Незаконный оборот оружия представляет собой сложный вид преступной деятельности, включающий различные нелегальные способы его приобретения и последующего обращения с ним. Наиболее распространенными источниками поступления оружия в незаконный оборот являются объекты его хранения и производства.
В числе таких объектов – воинские части Министерства обороны России, организации военно-промышленного комплекса, предприятия, производящие оружие, органы внутренних дел и подразделения внутренних войск. В настоящее время каждая третья единица из находящегося в незаконном обороте оружия похищена со складов и хранилищ воинских частей Министерства обороны России, а каждая вторая – непосредственно из воинских частей. Нередки случаи появления оружия в незаконном обороте в результате его утраты законными владельцами. Ныне в федеральном розыске находится около 58 тыс. единиц утраченного огнестрельного нарезного оружия и боевой техники.
Кроме того, криминальный рынок пополняется оружием, похищенным с предприятий, производящих оружие. В городах, в которых расположены предприятия – изготовители оружия, участились факты хищения с предприятий деталей стрелкового оружия с последующей его сборкой. Значительная часть оружия, находящегося в незаконном обороте, изготавливается кустарно. Причем в последнее время кустарное изготовление оружия характеризуется значительным повышением профессионального мастерства, применением высококачественных технологий и совершенствованием образцов производимых предметов. Как правило, подобные преступления совершаются организованными группами лиц. К источникам поступления оружия в незаконный оборот относится также его контрабанда из-за рубежа, стран ближнего зарубежья, а также из «горячих точек».
Учитывая географическое положение России, происходящие в ней социальные, экономические процессы, большой потенциал вооружения и боевой техники, происходящую передислокацию войск, военно-морских баз, наличие большого числа торговых, рыболовных, грузопассажирских портов, слабую укрепленность государственной границы, в последнее время расширяются предпосылки и возможности контрабандного вывоза и ввоза оружия. Все чаще оружие захватывается преступными группами и переправляется в районы межнациональных конфликтов. В результате действия всех этих факторов наблюдается выход оружия из-под контроля государства посредством перечисленных выше каналов, что с неизбежностью влечет увеличение количества совершаемых вооруженных преступлений. На этом далеко не оптимистическом фоне 8 декабря 2003 г. в Уголовный кодекс РФ высшим законодательным органом России были внесены существенные изменения. Коснулись они и содержания статей Особенной части УК, связанных с незаконным оборотом оружия. К примеру, существенным изменениям подверглись нормы ст. 222 УК РФ «Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств». Теперь уголовная ответственность по ч. 1 данной статьи наступает лишь за незаконные приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение огнестрельного оружия (за исключением гладкоствольного), его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств. Эти деяния наказываются ограничением свободы на срок до 3 лет, либо арестом на срок до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 4 лет со штрафом в размере до 80 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 месяцев либо без такового. Как видим, из ч. 1 ст. 222 УК РФ исключена норма, предусматривающая уголовную ответственность за незаконные приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение огнестрельного гладкоствольного оружия. Часть 2 данной статьи в настоящее время предусматривает уголовную ответственность лишь за перечисленные в ч. 1 деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору (признак неоднократности изъят). Основательные изменения внесены в ч. 4 ст. 222 УК РФ, которая теперь предусматривает уголовную ответственность только за «незаконный сбыт газового оружия, холодного оружия, в том числе метательного оружия». Наказание за указанное выше деяние усилено: обязательные работы на срок от 180 до 240 часов, либо исправительные работы на срок от 1 года до 2 лет, либо арест на срок от 3 до 6 месяцев, либо лишение свободы на срок до 2 лет со штрафом в размере до 80 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев либо без такового (уголовная ответственность за незаконные приобретение или ношение газового оружия, холодного оружия, в том числе метательного оружия исключена).
Изменился и текст примечания к ст. 222 УК РФ. До внесения изменений в УК он был таким: «Лицо, добровольно сдавшее предметы, указанные в настоящей статье, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления». Увы, как показала следственная и судебная практика, подобная либеральная формулировка нередко позволяла преступнику уйти от ответственности. К примеру, лицо, незаконно носившее огнестрельное оружие, в соседнем кармане своей одежды предусмотрительно имело записочку, содержание которой свидетельствовало о его желании добровольно сдать незаконно имеющееся оружие. Теперь же приведенное выше примечание дополнено законодателем следующим текстом: «Не может признаваться добровольной сдачей предметов, указанных в настоящей статье, а также в ст. 223 настоящего Кодекса, их изъятие при задержании лица, а также при производстве следственных действий по их обнаружению и изъятию». Кстати, в ст. 223 УК РФ «Незаконное изготовление оружия» внесено лишь следующее изменение: ч. 2 данной статьи в настоящее время предусматривает уголовную ответственность лишь за незаконные изготовление или ремонт огнестрельного оружия, комплектующих деталей к нему, а равно незаконное изготовление боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, совершенные группой лиц по предварительному сговору (слово «неоднократно» исключено).[12]
[1] Курс уголовного права. Том 4. Особенная часть / под ред. д.ю.н., профессора Г.Н. Борзенкова и д.ю.н., профессора В.С. Комиссарова - М.: ИКД "Зерцало-М", 2002. Глава III
[2] Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 2. Ст. 170.
[3] Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1986. С. 38.
[4] Туманов Г.А., Фризко В.И. Общественная безопасность и ее обеспечение в экстремальных условиях//Советское государство и право. 1989. N 8. С. 20
[5] Организованная преступность: тенденции, перспективы борьбы. Владивосток, 1999.- . с. 346
[6] Организованная преступность: тенденции, перспективы борьбы. Владивосток, 1999.- 348
[7] Корецкий Д., Золотых В. Преступления с использованием нетрадиционных видов оружия. Криминологическая и уголовно-правовая характеристика // "Российская юстиция", N 4, апрель 2002 г.
[8] Федеральный закон «Об оружии» от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ ст. 1 // «Российская газета» от 18.12.96 г.
[9] Федеральный закон «Об оружии» от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ ст. 10 // «Российская газета» от 18.12.96 г.
[10] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2002 г. N 5 "О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств" п.1 // "Бюллетень Верховного Суда РФ", N 5, 2002
[11] Шелковникова Е. Оружие в обороте // «Домашний адвокат» №5 2004г.
[12] Шелковникова Е. Оружие в обороте // «Домашний адвокат» №5 2004г.