Содержание




Введение. 3

1. Проблема определения философии. 4

2. Предмет и метод философии. 10

3. Структура философского знания. 15

Заключение. 18

Список литературы.. 19


Введение

В системе чрезвычайно разнообразных знаний об окружающем нас мире важное место занимает философия. Зародившись в глубокой древности, она прошла многовековой путь развития, на протяжении которого возникали и существовали самые различные философские школы и течения.

Слово «философия» – греческого происхождения и буквально означает «любовь к мудрости». Философия представляет собой систему взглядов на окружающую нас действительность, систему наиболее общих понятий о мире и месте в нем человека. С момента своего возникновения она стремилась выяснить, что представляет собой мир как единое целое, понять природу самого человека, определить, какое место занимает он в обществе, может ли его разум проникнуть в тайны мироздания, познать и обратить на благо людей могущественные силы природы. Философия, таким образом, ставит самые общие и вместе с тем очень важные, коренные вопросы, определяющие подход человека к самым разнообразным областям жизни и знания. На все эти вопросы философы давали самые различные, и даже взаимоисключающие ответы.

Путь философского осмысления мира очень сложен. Познание всегда включает в себя частицы фантазии.

Философия существует около трех тысячелетий, и все это время в ней идет борьба противоположных взглядов, которая не прекращается и сейчас. Почему же идет эта борьба, каковы ее причины?

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение сущность философии как научного знания.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

-             Раскрыть проблему определения философии;

-             Определить предмет и метод философии;

-             Рассмотреть структуру философского знания.

1. Проблема определения философии

Философия (с греч.  - любовь к истине, мудрости) - форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении  человека к миру,  наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.  Философия вырабатывает  обобщенную систему взглядов на мир, место человека в нем; она исследует познавательные ценности, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру.[1]

Чтобы правильно понимать окружающий мир, человек должен владеть философской культурой. Философия как особая форма культуры открывает каждому человеку возможность организовать свою уникальную жизнь в гармоничном сочетании с окружающим миром. Философия помогает человеку постигнуть свои внутренние возможности и меру их реализации в жизни. Следовательно, между человеком и философией существует как прямая, так и обратная связь, означающая, что философия, как таковая, немыслима без человека, а человек как личность немыслим без философии. Именно в этом смысле ясно, что философия, в которой не ставятся проблемы человека, - это бесчеловечная философия. Точно также и человек, которого не волнуют философские проблем - это "недочеловек", т. е. не личность.

В связи с этим, содержание философии можно свести к таким фундаментальным вопросам, в которых человек определяет свою истинную суть в мире. Немецкий философ И.Кант сформулировал эти вопросы следующим образом:

1.     Что я могу знать? ( Источники и пределы знания)

2.     Что я должен делать? ( Практическое назначение знаний)

3.     На что я смею надеяться? ( Реальность стремлений и целей жизни)

4.     Что такое человек? ( Всеобщая тайна бытия, скрытый смысл) [2]

Первый вопрос направлен на определение источников, возможностей и пределов знания. Второй вопрос ставится для определения практической реализации знаний. Третий вопрос проясняет цели и разумные стремления. В четвертом вопросе подводится общий итог, определяется предназначение и высший смысл человеческой жизни.

Итак, философия открывает человеку все богатство его естественной духовности и связанного с ней образа жизни. В результате, овладевая своей духовностью, человек обретает внутреннюю свободу. Философия участвует и в формировании материальной культуры, определяя характер и содержание подлинно человеческого бытия, его родовую сущность.

Сам термин "философия" (с древнегреч. - любовь к мудрости) впервые употребил Пифагор. Смысл этого слова в том, что не каждый человек может открыть или постигнуть мудрость в ее полном смысле и содержании, - не каждый может быть мудрецом. Но каждый человек может приобщиться к мудрости, любить, ценить и почитать ее в готовом виде, открытом мудрецами и мыслителями. Поэтому человек становится личностью по мере того, как он следует велению мудрости, реализует свое стремление жить в согласии с мудростью, а не вопреки ей. Что же такое мудрость?

Как и любое другое сложное понятие, понятие "мудрость" имеет широкую шкалу тех смыслов и значений, которые в понятии выражаются, имеют особое семантическое существование. В этой шкале можно обозначить две крайние позиции - это предельно широкий и предельно узкий смысл понятия "мудрость". В самом широком смысле мудрость представляет собой высшую человеческую способность всемерного использования в повседневной жизни тех возможностей, которые существуют в мире для сохранения и развития всего человечества. Мудрость объединяет людей на основе ее всеобщего, фундаментального и универсального значения. Мудрость предполагает целенаправленное применение не только возможностей, существующих в окружающем мире, но и всемерное использование тех возможностей, которые заложены внутри самой человеческой жизни, в различных ее проявлениях. Интеллектуальный разум, помноженный на задушевные чувства, составляет богатый жизненный опыт, на который опирается и на котором держится мудрость.

Философское понимание опирается на самые предельные понятия. Материя и сознание, сущность и существование, возможность и действительность, истина и ложь, добро и зло, прекрасное и безобразное, верное и сомнительное, откровенное и сокровенное, агрессивное и жертвенное, вечное и мгновенное, - вот далеко не полный перечень внутренних конструкций, которые человеческая духовность постоянно воспроизводит в себе и практически реализует себя в них.


В понимании содержания, смысла и значения философии сложились разные подходы.

1.     От Пифагора идет традиция, определяющая философию как любовь к мудрости.

2.     Согласно Платону философия понимается как способ мышления о вечных истинах.

3.     Аристотель видел в философии способ познания первоначала, первопричины мира.

4.     Гегель определял философию в качестве духовного мира человека и человечества.

5.     Для И.Фихте философия - это предпосылка и основа для всех знаний.

6.     А.Камю видел в философии универсальный способ решения жизненных проблем.

Таким образом, каждый философ может своеобразно понимать суть, предназначение и роль философии. Но всех философов объединяет общая ориентация, определяемая той или иной исторической эпохой. На разных этапах истории центр внимания философии перемещается:

-              от природы к мифу, (этап зарождения философии - 8 век до н.э.)

-              от мифа к логосу, ( древняя философия - с 6 века до н.э. по 4 век)

-              от логоса к тео (богу), ( средневековье - с 5 по 15 век)

-              от бога к науке, ( эпоха Возрождения и Нового врем. 16-18 в.в.)

-              от науки к искусству, (постклассический иррационализм 19 века)

-              от искусства к технике, (техницизм и технократизм 20 века)

-              от техники к новым формам жизни (модерн и постмодернизм 21 века).[3]

Поэтому философия включает в себя все красочное богатство мира и многообразие возможностей человека. Если подвести здесь общий итог, то можно отметить, что наиболее распространенным в философии является ее определение как особого мировоззрения, представляющего собой систему наиболее общих идей и взглядов на мир в целом, на место и роль человека в мире, реализуемое в убеждениях и практических действиях.

Философия как мировоззрение отражает весь мир сквозь призму той эпохи, в которой она существует. На разных этапах истории возникали разные модели миропонимания. Каждая из них играла свою историческую роль в познании основ мироздания. Это такие модели как космогоническая (гео-, гелио-, космоцентризм), теоцентрическая, антропоцентрическая и др.

Философское мировоззрение возникает не на пустом месте. Ему исторически предшествуют мифология и религия. Последние, в свою очередь, не исчезают с появлением философии и, более того, видят в ней своеобразное логическое продолжение. Но, тем не менее, наряду с общими точками соприкосновения, философия качественно отличается и от мифологии, и от религии.

Как правило, к философии относятся как, пожалуй, к самой непонятной и отвлеченной из всех наук, наиболее удаленной из повседневной жизни. Но хотя многие люди и думают о ней как о не связанной с обычными интересами и находящейся за пределами понимания, почти все из нас – отдаем ли мы себе в этом отчет или нет – имеют какие-то философские воззрения. Любопытно и то, что хотя большинство людей весьма смутно представляет, что же такое философия, само это слово достаточно часто встречается в их разговорах.

По своему назначению все функции философии можно свести в две большие группы - мировоззренческие функции и методологические функции, которые направлены как на созерцательную, так и на созидательную деятельность. Первая группа - мировоззренческие функции, предназначенные для формирования всеобщего, системного взгляда на весь мир в целом, на его единство и многообразие, на определение места человека и всего человечества в этом бесконечном мире. Среди мировоззренческих функций следует отметить такие, как гуманистическая, информационно-отражательная, идеологическая, социально-нравственная, воспитательная, художественно-эстетическая и др.

Гуманистическая функция - одна из вечно живых в философии, но и она то возрастала, то убывала по своему значению, реализуя в разных направлениях жизнедеятельности исторически актуализирующуюся проблематику человечности и социальной гармонии.

Информационно-отражательная функция предназначена для организации всеобщего субстанциального основания, в котором можно было бы выразить простым и ясным способом всю бесконечную сложность и многообразие мира. Одним из способов для этого служит особый мир символов, использование сигналов, знаков, моделей и пр.

Идеологическая функция выражается в том, что она помогает всему обществу, а также социальным группам вырабатывать и использовать руководящие идеи и принципы, направленные на развитие политических, правовых, социально-экономических процессов в таком направлении, которое ведет к достижению поставленных целей, к решению проблем.

Социально-нравственная функция состоит в том, что утверждает в общественной жизни сознательно-нормативное отношение человека к себе и к другим людям.

Художественно-эстетическая функция утверждает в сознании образы и понятия, связанные с формированием идеалов гармоничного единства и красоты.

Вторая группа - методологические функции, которые предназначены для организации наиболее общих способов и методов человеческой деятельности. Сам по себе метод – это особая форма знания о способах организации средств деятельности по целенаправленному преобразованию вещей о объектов окружающего мира. Метод всегда проявляется в том, как надо организовать деятельность, чтобы достигнуть поставленные цели. Поэтому человеческая деятельность всегда опирается на какой-то метод.

Какие же методологические основания философия открывает для деятельности человека. В широком плане методологическая функция философии продолжает и дополняет ее мировоззренческую функцию, ибо взгляды человека на средства своей деятельности тоже имеют мировоззренческое значение. В свою очередь, и мировоззрение составляет неотъемлемую часть любой методологии.

Прежде всего, здесь следует отметить, что в философии широко используются все наиболее общие методы познания, но особую роль играют так называемые всеобщие методы, применяемые только в философии. Сюда относятся диалектический метод (о законах движения и развития), метафизический метод (о вечных свойствах бытия), релятивистский метод (об изменчивых свойствах мира) и др. Каждому такому методу присуща своя методологическая специфика функционирования. Среди методологических функций следует отметить такие как логическую, гносеологическую, эвристическую, селективную, интеграционную и др.

Логическая функция состоит в использовании философских категорий, идей и принципов, в качестве методов, организующих процесс мышления в предустановленном целью направлении.

Эвристическая функция организует поиск новых реальностей и содействует открытиям новых знаний о них в разных сферах бытия.

Селективная функция связана с решением философских проблем выбора и сознательного отбора необходимых признаков, свойств, вещей и отношений в процессе деятельности.

Интеграционная функции направлена на совмещение разных методов деятельности, на подчинение их одной проблемно обусловленной цели, на формирование единого и согласованного результата в многогранной деятельности. По данному поводу следует отметить, что классическая философия исходила из непосредственного соответствия между предметом и методом. Классическое требование гласит, что данный предмет должен познаваться только соответствующим ему методом, который для других предметов применяться не может. Постклассическая же философия разработала методологический механизм, в котором один предмет может разносторонне познаваться несколькими методами, а несколько разных предметов могут познаваться одним универсальным методом.

Философское мировоззрение по своей структуре состоит из трех уровней. Первый уровень - мироощущение ("живое созерцание"), в котором возникают ситуативно и непосредственно связанные с окружающей действительностью чувства, эмоции и настроения. Второй - это уровень мировосприятия, на котором формируются познавательные образы и опосредованные наглядные представления. Третий уровень - миропонимание, в котором возникают и используются понятия, суждения, идеи, принципы и концепции.

Основными сферами, образующими системное единство философского мировоззрения, являются три взаимосвязанные подсистемы - познавательная, ценностная и поведенческая. Исключение из философии одной из них, нарушает единство и целостность, ибо философия призвана не только отражать мир, определять его различные значения в жизни, но и творить этот мир таким, какой он нужен человечеству, в той мере, в которой это возможно.


2. Предмет и метод философии

В общих чертах предметом всякого познания считается такая часть объективного мира, которая доступна человеческой практике, духовному созерцанию и созиданию. В отличие от других видов и способов познания, философия изучает всеобщие отношения, складывающиеся между человеком и миром, в котором он живет. Поэтому предметом философии является система всеобщих отношений, существующих в мире. Философия рассматривает всеобщие отношения независимо от того, где они реализуются - в природе, в обществе, или в мышлении.

Между предметом и структурой философии складываются прямые и обратные связи. Предметная специфика привносит в структуру философии идею концептуального единства мира, а структура философии раскрывает в предметности мира его конкретное богатство и бесконечное многообразие.

Предмет философии условно подразделяется на те разделы, из которых складывается сама философия. В связи с этим, выделяется два основных структурных аспекта в предмете философии:

1.     Онтологические отношения между человечеством и миром, в которых раскрывается общечеловеческое и всемирное бытие.

2.     Гносеологические отношения, указывающие на познаваемость самого мира.[4]

Предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения) действительности - природы, человека, отношения объективной действительности и субъективизма мира, материального и идеального, бытия и мышления. Где всеобщее - это свойства, связи, отношения, присущие как объективной действительности, так и субъективному миру человека. Количественная и качественная определенность, структурные и причинно-следственные связи и др. свойства, связи относятся ко всем сферам действительности: природе, сознанию. Предмет философии необходимо отличать от проблем философии, т.к. проблемы философии существуют объективно, независимо от философии. Всеобщие свойства и связи (производство и время, количество и качество) существовали, когда науки философии еще и не существовало как таковой.

Каждый человек сталкивается с проблемами, обсуждаемыми в философии. Как устроен мир? Развивается ли мир? Кто или что определяет эти законы развития?  Какое место занимает закономерность, а какое - случай?  Положение человека в мире:  смертен или бессмертен? Как может человек понять свое предназначение.  Каковы познавательные возможности человека? Что есть истина и как ее отличить от лжи? Морально-нравственные проблемы:  совесть,   ответственность, справедливость, добро и зло. Эти вопросы поставлены самой жизнью. Тот или иной вопрос определяет направление жизнедеятельности человека. В чем смысл жизни? Есть ли он вообще? Есть ли у мира цель?  Ведет ли куда-нибудь развитие истории? Действительно ли природой управляют какие-то законы? Разделен ли мир на дух и материю? Каков способ их сосуществования? Что такое человек: частичка пыли? Набор химических элементов? Духовный гигант? Или все вместе? Имеет ли значение, как мы живем: праведно или нет? Есть ли высшая мудрость?  Философия призвана правильно решить эти вопросы, помочь преобразовать стихийно сложившиеся взгляды в миропонимании,  что является необходимым в становлении личности. Эти проблемы  нашли решение задолго до философии - в мифологии, религии и других науках.

По своему содержанию (В.Ф. Шаповалов, например, считает, что следует говорить скорее о содержании философии, а не о предмете) философия есть стремление к всеохватности и единству. Если другие науки делают предметом изучения какой-то  отдельный срез реальности, то философия стремится охватить всю реальность в ее единстве. Для философии характерно представление о том, что мир обладает внутренним единством, несмотря на внешнюю разрозненность частей. Реальность мира как целого - таково содержание философии.

Мы часто представляем философа как кого-то, кто сидит, размышляя над вопросами высшего назначения человеческой жизни, в то время как у всех остальных едва хватает времени или сил, чтобы просто существовать. Иногда, в основном благодаря средствам массовой информации, у нас складывается впечатление, что эти люди посвятили себя созерцанию мировых проблем и созданию теоретических систем настолько отвлеченных и общих, которые, быть может, и великолепны, но большого практического значения не имеют.

Наряду с этим представлением о том, кто такие философы и чем они пытаются заниматься, есть еще одно. Согласно последнему, философ – это тот, кто целиком и полностью отвечает за общие идеи и идеалы определенных обществ и культур. Нам говорят, что такие мыслители как г-н Маркс & г-н Энгельс, создали мировоззрение партии коммунистов, другие же – например, Томас Джеферсон, Джон Локк и Джон Стюарт Милль разработали теории, доминирующие в демократическом мире.

Независимо от этих различных представлений о роли философа и независимо от того, насколько связанной мы представляем его деятельность с нашими непосредственными интересами, философ вовлечен в рассмотрение проблем, прямо или косвенно имеющих значение для всех нас. Путем тщательной критической проверки этот человек пытается оценить состоятельность тех данных и убеждений, которыми мы располагаем о Вселенной целиком и о мире людей. В результате этого исследования философ пытается выработать некое общее, систематизированное, согласованное и стройное представление обо всем, что мы знаем и о чем думаем. По мере того, как мы при помощи наук узнаем о мире больше и больше, требуется рассматривать и все новые интерпретации вырабатываемых представлений. «Каков мир в самых общих чертах» – вопрос, которым никакая наука, кроме философии, не занималась, не занимается и не будет заниматься» (Б. Рассел).[5]

С самого зарождения философии более двух тысяч лет назад В Древней Греции среди серьезных мыслителей, вовлекавшихся в этот процесс, существовало убеждение в необходимости тщательной проверки рациональной обоснованности тех воззрений на окружающий мир и нас самих, которые мы принимаем. Все мы воспринимаем массу информации и множество мнений о материальной вселенной и человеческом мире. Однако только очень немногие из нас когда-либо задумываются, насколько достоверны или существенны эти данные. Обычно мы склонны без сомнений принимать сообщения об открытиях науки, освященные традицией убеждения и разнообразия воззрения, основанные на личном опыте. Так же и философ настаивает на скрупулезной критической проверке всего этого, чтобы установить, основываются ли эти верования и воззрения на достаточных основаниях и следует ли мыслящему человеку их принимать.

По своему методу философия есть рациональный способ объяснения действительности. Она не довольствуется эмоциональными символами, а стремится к логической аргументированности и обоснованности. Философия стремится к построению системы, основанной на разуме, а не на вере или художественном образе, которые в философии играют вспомогательную роль.

Цель философии – знание, свободное от обычных практических интересов. Полезность – не ее цель. Еще Аристотель говорил: «Все другие науки более необходимы, а лучше нет ни одной».

В философии используются методы теоретического мышления. Эти методы характеризуют законы человеческого мышления вообще и применимы во всех областях познавательной деятельности. Их основа - общефилософское понимание и мировоззрение, это принципы мышления типа диалектической противоречивости, принципа историзма и т.д. Приемы философского мышления.

Анализ и синтез. Анализ есть разложение на части, рассмотрение всех сторон и способов функционирования, синтез - рассмотрение способа связей и отношений частей.

Абстрагирование и идеализация. Общенаучный прием. Это временное мысленное вычленение из множества свойств и аспектов явления интересующих нас, отвлечение от других свойств и построение идеального объекта типа точки или прямой.

Индукция, дедукция, аналогия. Индукция дает возможность построения гипотез, не дает достоверного знания, наводит на мысль. При этом существуют и отдельные строгие формы индукции как математическая. Дедукция выводит их общих теорем специальные выводы. Дает достоверное знание, если верна посылка. Аналогия - выдвижение гипотез о свойстве объекта на основании его сходства с уже изученным. Требует дальнейшего обоснования.

Моделирование. Один объект заменяется другим со схожими свойствами, но не полностью схожими.[6]


3. Структура философского знания

Структура философии может конструироваться на различных основаниях. Если такой основой является сам человек и его деятельность, то философия получает антропологический характер и структурируется в зависимости от целей, средств и результатов деятельности.

В общей структуре философии можно выделить следующие отрасли и дисциплины:

-              Онтология как учение об общих законах бытия, включая учение о природе (натурфилософия), об обществе (социальная философия), о человеке (философская антропология), о вселенной и космосе (космизм) и др.;

-              Гносеология как учение об общих законах и формах познания;

-              Логика как учение о нормах и законах мышления;

-              Эстетика как учение о красоте и гармонии мира;

-              Этика как учение о нравственном отношении человека к миру.[7]

На стыке философии с другими формами общественного сознания возникают такие синтетические области, как философия права, философия религии, философия искусства, философия морали, философия политики, философия науки и др. В каждой из этих областей складываются еще более мелкие подразделения. Например, в философии науки сложился целый спектр дисциплин - философские проблемы физики, философские проблемы химии, философские проблемы биологии, философские проблемы математики и др.

В общей структуре философии выделяются следующие элементы:

1) философские категории (наиболее общие понятия). Например, причина и следствие, сущность и явление; единичное и общее; свобода и необходимость; возможность и действительность и др.;

2) философские идеи (выражения концептуальных замыслов). Например, идея развития, идея абсолютного духа, идея материи. На базе идей формируются философские принципы, теории, идеалы;

3) философские принципы. Например, принцип развития, принцип материального единства мира; принцип детерминизма (причинности);

4) философские идеалы. Например, идеал гуманизма, идеал справедливости, идеалы добра, идеал красоты и др. Философские идеалы содержат как познавательный, так и ценностный компоненты. Философские идеалы, преломляясь через сознание человека, обогащаясь его опытом, превращаются в убеждения, установки, цели его жизни.

5) философские теории и учения. Например, теория отражения, теория развития, теория отчуждения и др. Философские теории представляют собой высшую форму умозрительной деятельности человека. Одна и та же теория в разных философских учениях может получать разное, порою противоположное истолкование. Свое концентрированное выражение зрелая теория получает в методе. Поэтому философские теории могут выступать методологическими средствами для обоснования различных философских учений.

В качестве учения о бытии философия выступает как онтология (учение о сущем). Выделение различных видов бытия – природы, человека, общества, техники – приведет к философии природы, человека (антропологии), общества (философии истории). Философию познания называют гносеологией или эпистемологией. Как учение о способах познания философия есть методология. Как учение о путях творчества  философия есть эвристика.  Разветвленными областями философии являются философия науки, философия религии, философия языка, философия искусства (эстетика), философия культуры, философия практики (этика), история философии. В философии науки относительно самостоятельным значением обладают философские вопросы отдельных наук (логики, математики, физики, биологии, кибернетики, политологии и т.д.). И эти отдельные специализированные сферы философского знания косвенно способны приносить значительные практические результаты. Например, философия и методология науки помогают отдельным наукам в решении стоящих перед ними задач. Тем самым философия способствует научному и техническому прогрессу.

Заключение

В результате проделанной работы была рассмотрена сущность философии как научного знания.

При рассмотрении данного вопроса были решены следующие задачи:

-             Раскрыта проблема определения философии;

-             Определены предмет и методы философии;

-             Рассмотрена структура философского знания.

Изучение философии способствует повышению общей культуры и формированию философской культуры личности. Она расширяет сознание: людям для общения нужна широта сознания, умение понять другого человека или себя  как бы со стороны. В этом помогает философия и навыки философского мышления. Философу приходится рассматривать точки зрения разных людей, критически их осмысливать. Так накапливается духовный опыт, который способствует расширению сознания.

Изучение философии призвано формировать искусство жить в заведомо несовершенном мире. Жить, не утрачивая личностной определенности, индивидуальной души и общечеловеческой духовности. Противостоять обстоятельствам можно лишь при умении сохранять духовную трезвость, самоценность, собственное достоинство личности.Для личности становится понятным значение личного достоинства других людей. Для личности невозможна ни стадная, ни эгоистическая позиция.

«Изучение философии способствует умению концентрироваться. Личность невозможна без внутренней собранности. Собирание собственной личности родственно самоочищению» (В.Ф. Шаповалов).

Назначение философии – поиск удела человека, обеспечение бытия человека в причудливом мире. Назначение философии состоит в конечном счете в возвышении человека, в обеспечении универсальных условий для его совершенствования. Философия нужна для обеспечения возможно лучшего состояния человечества. Философия зовет каждого человека к благородству, истине, прекрасному, добру.

Список литературы

1.     Бучило Н.Ф., Кириллов В.И. и др. Философия в двух частях. Часть 1: История философии. – М.: Юристъ, 2002.

2.     Лешкевич Т.Г. Философия как наука: традиции и новации. - М.:ПРИОР, 2002.

3.     Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарика, 1998.

4.     Философия: хрестоматия для дистанционного обучения. – Новосибирск: СибАГС, 2001.

5.     Философский энциклопедический словарь. / Под ред. Губского Е.Ф. – М.: Инфра-М, 2001.


[1] Философский энциклопедический словарь. / Под ред. Губского Е.Ф. – М.: Инфра-М, 2001. – с. 417.

[2] Бучило Н.Ф., Кириллов В.И. и др. Философия в двух частях. Часть 1: История философии. – М.: Юристъ, 2002. – с. 13.

[3] Лешкевич Т.Г. Философия как наука: традиции и новации. - М.:ПРИОР, 2002. – с. 30.

[4] Философия: хрестоматия для дистанционного обучения. – Новосибирск: СибАГС, 2001. – с. 18.

[5] Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарика, 1998. – с. 27.

[6] Бучило Н.Ф., Кириллов В.И. и др. Философия в двух частях. Часть 1: История философии. – М.: Юристъ, 2002. – с.20.

[7] Лешкевич Т.Г. Философия как наука: традиции и новации. - М.:ПРИОР, 2002. – с. 17.