Оглавление


1. Анализ динамики экспорта и импорта товаров и услуг. 1

2. Особенности анализа финансовых результатов от внешнеэкономической деятельности. 5

3. Задача. 9

4. Задача. 9

5..................................................................................................................................... Задача. 11

Список использованных источников. 13

1. Анализ динамики экспорта и импорта товаров и услуг.

Термин "внешнеторговая деятельность" подразумевает сложный механизм взаимоотношений, возникающих в процессе купли-продажи товаров на мировом рынке. Фирмы стремятся к внешнеторговой деятельности по разным причинам. Так, в частности, может потребоваться закупка сырья или каких-либо товаров за рубежом по той причине, что нет возможности приобрести данную продукцию у отечественных производителей. Такая ситуация приводит к необходимости импорта. Возможна и обратная ситуация - когда фирма имеет товары, продажа которых за рубежом может оказаться более выгодной, чем в своей стране. Так проявляется потребность в экспорте. Нередко случается, что фирмы выступают на внешнем рынке и в качестве торговых посредников между продавцами и покупателями в разных странах.

В  связи  с  большим  вниманием, которое уделяется сегодня внешнеторговым операциям со стороны субъектов экономической деятельности, возникает потребность в анализе  особенностей  процесса  международной торговли и факторов, влияющих на ее конечный результат для каждой из сторон. Поэтому, представляется  необходимым проводить анализ динамики экспорта и импорта товаров и услуг. 

§    Аналитические исследования и статистические обзоры, которые предоставляют некоторые аналитические и консалтинговые компании используются для получения оперативных данных по экспорту конкретных товаров или товарных групп, сведений по внешнеторговой деятельности российских и зарубежных компаний, включая данные о сделках компаний за определённый период времени. Полученная информация позволяет фирмам: 

§    реализовывать свой экспортный потенциал,

§    определять емкость товарного рынка экспорта, структуру экспорта, долю участия   партнеров и конкурентов,

§    получать адресные данные отечественных поставщиков  и иностранных покупателей аналогичного товара,

§    определять фирменную структуру стран и регионов своих деловых интересов в экспорте продукции,

§    определить стратегию экспорта компании,

§    устанавливать новые деловые контакты с российскими и зарубежными партнерами

Аналитические исследования и статистические обзоры для получения оперативных данных по импорту конкретных товаров или товарных групп, сведений по внешнеторговой деятельности российских и зарубежных компаний, включая данные о сделках компаний за определённый период времени позволяет фирмам, ориентирующимся на ВЭД:

§   определять объем товарного рынка, структуру импорта;

§   определять долю участия своих  партнеров и конкурентов;

§   определять ведущих зарубежных поставщиков  товара,

§   знать фирменную структуру конкретных страновых и товарных рынков, ассортиментную структуру, географическую направленность поставок, средние контрактные цены,

§   выявлять наилучшие условия для закупок импортных товаров,

§   устанавливать новые деловые контакты с  и зарубежными партнерами.

Для  характеристики экспортной работы предприятия, экспорт товаров и услуг за отчетных год сопоставляется с экспортом за предыдущий год. Такое сопоставление целесообразно проводить за несколько лет (например, за 5-10). Цель такого исследования – установить, какие перемены произошли в товарной структуре экспорта и его географическом направлении, как изменился объем экспорта в текущих и в постоянных (базовых) ценах, как изменились в среднем экспортные цены. При изучении динамики экспорта за ряд лет вычисляются также темпы прироста экспорта за каждый год и среднегодовой темп прироста экспорта за весь изучаемый период.

Данные об экспорте за изучаемые годы группируются по странам и по товарам в аналитических таблицах. По каждой строке таблицы (страна, товар или итог) вычисляются индексы стоимости, физического объема и цен. Эти индексы и покажут, в какой мере и где изменились стоимость и физический объем экспорта и средние экспортные цены.

Для получения ответа на вопрос об изменении стоимостной структуры экспорта по странами по товарам составляются таблицы, где по каждой строке (страна или товар) показывается для каждого сравниваемого года сумма экспорта в тысячах рублей и ее удельный вес в процентах к общему итогу. По товарным группам, включающим и количественно и качественно соизмеримые товары (например, нефтепродукты: бензин, дизельное топливо, мазут), можно вычислить индекс количественной структуры, определяемый по формуле:

,[1]

где q1 – количество товаров текущего периода;

р0 – базовые цены этих товаров

 - средняя цена товаров базового периода.

Если индекс количественной структуры окажется больше единицы, то это будет означать, что в пределах товарной группы повысилась доля количества более дорогих товаров за счет снижения доли более дешевых товаров. При обратном изменении структуры индекс окажется меньше единицы.

По данным статистических источников также определяется тенденция развития экспорта (импорта) данной группы товаров под влиянием стоимости, физических объемов и цен. Для этого рассчитываются следующие индексы:

1) Индекс стоимости (характеризует изменение стоимости экспортных (импортных) товаров в текущем периоде, по сравнению с предшествующим периодом.

,

где в числитель представлен суммой стоимостей экспортируемых (импортируемых) товаров за отчетный период, а знаменатель – суммой стоимостей экспортных (импортных) товаров за период, предшествующий отчетному.

2) Индекс цен (характеризует изменение уровня цен на экспортную (импортную) продукцию в текущем периоде по сравнению с предшествующим)

,  где

p1 – цена единицы экспортной (импортной) продукции в отчетном периоде

p0 – цена единицы экспортной (импортной) продукции в периоде, предшествующем отчетному

q1 – физический объем экспортной (импортной) продукции в отчетном периоде.[2]

3) Индекс физического объема (характеризует изменение физических объемов (количества) продукции в текущем периоде по сравнению с предшествующим)

Эти показатели позволяют проанализировать динамику экспорта и импорта продукции, выявить причины тех или иных изменений.

Учет динамики экспорта и импорта на уровне государства позволяет определять и прогнозировать состояние платежного баланса страны.

Платежный баланс – это соотношение фактических платежей, произведенных данной страной за границей, и поступлений, полученных ею из-за границы, за определенный период времени.

По методологии МВФ платежный баланс – это систематический перечень всех экономических операций, осуществленных за определенный отрезок времени между резидентами данной страны и нерезидентами, иначе говоря, резидентами всех остальных стран мира. В платежном балансе фактические денежные платежи по текущему коммерческому обороту объединяются с безвалютными операциями, включающими товарообменные сделки и безвозмездную денежную помощь, с перемещением краткосрочных и долгосрочных капиталов, с такими операциями, которые в данный период не сопровождаются платежами, а лишь порождают взаимные требования и обязательства денежного характера.

Согласно принятым в международной практике принципам деловой бухгалтерии всякое увеличение активов или уменьшение обязательств (пассивов) отражается в дебете, а уменьшение активов или увеличение пассивов – в кредите баланса. Дебетовая сторона платежного баланса соответствует понятию «платежи», «расходы», и относимые на нее цифры сопровождаются знаком «минус» (-). Кредитовая сторона соответствует понятию «поступления», «доходы», и относимые на нее цифры либо сопровождаются знаком «плюс» (+), либо проводятся вовсе без знака.

Очевидно, что анализ экспорта и импорта необходим для определения состояния платежного баланса, а, следовательно, и экономики страны в целом.

2. Особенности анализа финансовых результатов от внешнеэкономической деятельности

Анализ финансовых результатов от внешнеэкономической деятельности необходим как на уровне предприятия (заключается в учете и анализе прибылей и убытков от ВЭД)., так и на уровне государства. Анализ внешнеэкономической деятельности государства заключается в анализе структуры и динамики экспортно-импортных операций, в качестве финансового результата рассматривается положительное или отрицательное сальдо торгового баланса.

Особенности формирования экономического результата от ВЭД заложены еще в ценообразовании. Основные отличия экспортной цены от внутренних цен заключается в дополнительных расходах, которые включают:

§   комиссионные вознаграждения продавцов и покупателей (посредников);

§   импортные таможенные расходы в стране покупателя;

§   транспортные издержки;

§   расходы по страхованию;

§   расходы по упаковке;

§   резервы для покрытия непредвиденных рисков;

§   расходы по составлению контракта, оформлению сертификата и прочих бумаг.[3]

Финансовый результат торговой организации осуществляющей внешнеэкономическую деятельность (далее ВЭД) представляет собой конечный экономический итог хозяйственной деятельности организации и выражается в форме прибыли (дохода) или убытка, который определяется как разница между доходами и расходами организации.

Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, состояние производительности труда, уровень затрат. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности.

За счет прибыли осуществляются финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию организаций, увеличение фонда оплаты труда их работников. Она является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей организации, но приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.

Поддержание необходимого уровня прибыльности — объективная закономерность нормального функционирования организации в рыночной экономике. Систематический недостаток прибыли и ее неудовлетворительная динамика свидетельствуют о неэффективности и рискованности бизнеса — одна из главных внутренних причин банкротства.

Таким образом, прибыль организаций потребительской кооперации - основной фактор их экономического и социального развития, закрепления в рыночной системе хозяйствования и сохранения своего общественного признания.

С одной стороны, все хозяйствующие субъекты заинтересованы в росте прибыли. В то же время неравные условия хозяйствования приводят к повышенному налогообложению организаций потребительской кооперации. В связи с этим в каждой прибыльной организации необходимо определить оптимальные размеры прибыли и проводить систематический анализ ее формирования, распределения и использования. В убыточных организациях на первый план выступает следующая цель: определение путей и факторов достижения безубыточной деятельности.

В практике хозяйствования ведут речь не только о прибыли (убытке) от всей финансово-хозяйственной деятельности, но и о прибыли (убытке) по отдельным видам деятельности, операциям, по тем или иным источникам. Общим для всех понятий прибыли является превышение доходов над расходами. Если же доходы оказались меньше расходов, то разница представляет собой убыток, полученный организацией за соответствующий период. Эффективность работы организации зависит от того, способна ли она приносить необходимую прибыль от каждого вида деятельности (производственной, торговой, финансовой и т. д.). Поэтому прибыль можно считать важной оценкой и сложившегося уровня управления.

При анализе финансовых результатов от ВЭД Прежде всего, показывается доход от основной деятельности без косвенных налогов, экспортных тарифов и торговых скидок. Как правило, его величина составляет 95-98% всего дохода предприятия.

Из дохода (выручки) от реализации (т.е. от основной деятельности) вычитается себестоимость реализованной продукции,  в результате чего получается валовый  доход (прибыль), т.е. сумма торговой надбавки.

Далее из валовой прибыли вычитаются расходы на продажу, которые могут быть разделены на постоянные и переменные.

После определения всех составных элементов расходов периода можно определить доход (или убыток) от основной деятельности – это разница между валовым доходом и расходами периода. К доходу от основной деятельности прибавляется сумма доходов, полученных от неосновной деятельности (за вычетом расходов по неосновной деятельности).

 

3. Задача

Проанализируйте выполнение обязательств по импортным операциям.

Страна-импортер

Принято обязательств на начало года

Выполнено обязательств за год

Количество (шт.)

Цена за единицу (у.е.)

Стоимость (у.е.) *

Количество (шт.)

Цена за единицу (у.е.)

стоимость (у.е.)*

Китай

42

12,5

525

30

13,6

408

Корея

36

13,8

496,8

38

13,7

520,6

Таиланд

60

17,5

1050

62

18,9

1171,8


* Расчеты производились путем умножения объема партии на цену за единицу для каждой страны соответственно.

Стоимость = Цед ×Кол-во

Страна-импортер

Импортные обязательства на начало года

Выполнено обязательств за год

Обязательства выполнены, % *

Китай

525

408

77,7

Корея

496,8

520,6

104,8

Таиланд

1050

1171,8

111,6


* Сумма выполненных обязательств/ принятые обязательства × 100%

Вывод: На отклонение суммы выполненных обязательств стран по импортным операциям от суммы принятых обязательств оказало влияние изменение цен за единицу ввозимой продукции, а также изменение объемов партий (количества). Китай выполнил свои обязательства по импортным операциям лишь на 78% Корея выполнила обязательства на 105% (перевыполнила на 5%). Таиланд несмотря на рост цен на продукцию на 8%, все-таки перевыполнил свои обязательства по импорту на 12.


4. Задача

Условие: Организация планирует закупить за рубежом технологическую линию по производству однородной продукции. Стоимость линии – 30000 долл. Курс на момент приобретения – 30,6 руб. за долл. Производительность линии 8 шт. в минуту. Установка и наладка составят 40500 руб. Цена в стране на аналогичную продукцию составляет 400 руб. Постоянные расходы на данное производство в месяц составят 20000 руб. Переменные затраты – 250 руб. на единицу продукции. Планируется организовать работу с двумя выходными в неделю, 4 часовой рабочий день.

Определить точку безубыточности в случае окупаемости затрат в течение года, возможный реальный срок окупаемости линии.

Период возврата капитальных вложений (срок окупаемости) – это период времени, необходимый для того, чтобы будущая прибыль предприятия достигла величины осуществленных капитальных вложений. Показатель Т характеризует интенсивность возврата затраченных средств на определенном интервале времени после их вложения.

, где

Т- срок окупаемости капитальных вложений (лет),

П - годовая прибыль,

К – стоимость вложений.[4]

П =доход от продажи – издержки = 480×4×256×(400-250)-20000×12=73488000 руб.

480 – количество продукции, выпускаемой в час (8×60)

4 – продолжительность рабочего дня (часов)

256 – количество рабочих дней в году

20000×12 – сумма постоянных издержек производства за год.

К =30000×30,6+40500=958500

Т=К/П= 958500/73488000 =0,013 года, следовательно, затраты окупятся в течение года. Точнее, в течение нескольких дней (!)

Точка (норма) безубыточности – минимальный размер партии выпускаемой продукции, при котором достигается «нулевая прибыль», т.е. равенство доходов от продаж и издержек производства.[5] Это отношение постоянных издержек к разности цены за единицу продукции и переменных издержек.

Тбезуб= Ипост+Кап.влож.мес/Цвд-Ипер= 20000+30000*30,6+40500/ = 99875/150 = 665,8 шт. в месяц.

Вывод: Покупка технологической линии окажется сверхвыгодной, так как окупится в крайне короткий срок и в дальнейшем будет приносить огромные прибыли. Но, необходимо принять во внимание, что условие задачи не учитывает такие факторы, как налоги, таможенные расходы, банковские расходы на конвертацию и расчеты с зарубежным продавцом.

5.    Задача

Условие: Определите коэффициент отдачи средств и установите влияние изменения числи оборотов оборотных средств, изменения эффективности реализованных товаров.

Заполним таблицу:

Показатели

Прошлый год

Отчетный год

 Прирост *

Стоимость реализованных товаров, тыс. руб.

325000

412000

87000

Себестоимость реализованных товаров, тыс. руб.

265200

320920

55720

Средние остатки средств по экспорту, тыс. руб.

165000

180600

15600

Коэффициент отдачи*

1,97

2,28

0,31

Эффективность*

1,23

1,28

0,05

Число оборотов*

1,61

1,78

0,17

   *- показатели рассчитанные.

Прирост рассчитывается путем вычитания показателей за прошлый год из соответствующих показателей за текущий год.

Коэффициент отдачи оборотного капитала

(1)

Формула преобразуется:

(2), где (3) - эффективность экспорта и (4) - число оборотов капитала (оборачиваемость). Т. о. интегральных коэффициент отдачи синтезирует все 3 показателя: оборот, накладные расходы и эффективность.[6]

В – выручка

З –затраты (себестоимость)

СО – средние остатки средств по экспорту

1) Расчет эффективности (2)

Э = 325000/265200 = 1,23 тыс. руб. (прошлый год)

Э = 412000/320920 = 1,28 тыс. руб. (текущий год)

2) Расчет числа оборотов (3)

ч/о = 265200/165000 = 1,61

ч/о = 320920/180600 = 1,78

1-я подстановка (определение влияния эффективности)

Используем формулу (2)

К'о = 1,28×1,61 =2,06

Отсюда увеличение отдачи за счет улучшения эффективности:

2,06 – 1,97 = 0,09

2-я подстановка (определение влияния числа оборотов)

К"0 = 1,28×1,78 = 2,28

Увеличение отдачи за счет ускорения оборачиваемости:

2,28 – 2,06 = 0,22

Вывод: отдача оборотного капитала возросла на 0,31 (31%), причем на 0,22 (22%) за счет ускорения оборачиваемости средств (увеличение числа оборотов на 0,17) и на 0,09 (9%) – за счет увеличения эффективности реализованных товаров на 0,05 (5%).

Список использованных источников.


1)    Экономика предприятия/ Под ред. Н.А. Сафронова/ М.: «Юристъ», 2000.

2)    Внешнеэкономическая деятельность предприятия/ Под ред. Стровского/ М.: «ЮНИТИ», 2000.

3)    Мягкова Г.Г./ Учет и анализ ВЭД/ М.: МГУ, 2002.

4)    Ганеев К./ Бухгалтерский учет внешнеэкономической деятельности/ М.:, 2003.

5)    Уткин Э.А./ Управление фирмой./ М.: «Дело»,1996.

6)    Федеральный закон N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" от 18 июля 1999.

7)    Основы предпринимательской деятельности/ Под ред. В.М. Власовой/ М. 1997.

8)    Экономика предприятия/ Под ред. О.И.Волкова/ М.: «Высшее образование», 1997.

9)          Внешнеэкономические связи/ Сборник. нормативных документов/ М.: «Международные отношения», 1996.



[1] Григорьев Ю.А./ Учет, анализ и контроль внеэнеэкономической деятельности и валютных операций/ М.: «ПАИМС», 1993, стр 135.

[2] Григорьев Ю.А./ Учет, анализ и контроль внеэнеэкономической деятельности и валютных операций/ М.: «ПАИМС», 1993, стр 136.

[3] Экономика предприятия/ Под ред. Н.А. Сафронова/ М.: Юристъ, 2000, стр 388.

[4] Экономика предприятия/ Под ред. Н.А. Сафронова/ М.: Юристъ, 2000, стр 531

[5] Экономика предприятия/ Под ред. Н.А. Сафронова/ М.: Юристъ, 2000, стр 530

[6] Григорьев Ю.А./ Учет, анализ и контроль внешнеэкономической деятельности и валютных операций/ М.: «ПАИМС», 1993, стр. 146.