Содержание


Введение.................................................................................................................................................. 3

1. Международные финансовые институты........................................................................................ 4

1.1. Общая характеристика международных финансовых институтов........................................ 4

1.2 Роль международных организаций............................................................................................ 6

1.3  Место международных организаций в современном мире.................................................... 9

1.4 Международные финансовые организации............................................................................ 12

2. МВФ  и группы всемирного банка................................................................................................. 15

2.1 Международный валютный фонд............................................................................................. 15

2.2 Группа Всемирного банка......................................................................................................... 17

2.3 Европейский банк реконструкции и развития........................................................................ 18

2.4 Всемирная торговая организация............................................................................................. 19

3. Международное экономическое сотрудничество......................................................................... 22

3.1. Россия и ЕС................................................................................................................................ 22

3.2. Россия и ВТО............................................................................................................................. 24

Заключение............................................................................................................................................ 26

Список литературы.............................................................................................................................. 28


Введение


Сегодня сфера взаимодействия государств на международной арене постоянно расширяется; все новые отношения становятся предметом международно-правового регулирования. Одной из организационно-правовых форм межгосударственного сотрудничества являются международные организации.

Международные организации как правовой феномен возникли сравнительно недавно, в конце XIX — начале XX вв., когда потребности международного общения обусловили необходимость создания постоянно действующих межгосударственных структур.

Международные валютно-кредитные и финансовые отношения, и регулирующие их деятельность международные финансовые институты, - составная часть и одна из наиболее сложных сфер рыночного хозяйства. В них фокусируются проблемы национальной и мировой экономики, развитие которых ситорически идет параллельно и тесно переплетаясь. По мере интернационализации хозяйственных связей увеличиваются международные потоки товаров, услуг и особенно капиталов и кредитов.

Большое влияние на международные валютно-кредитные и финансовые отношения оказывают  ведущие  промышленно развитые страны.

Под влиянием   новых  факторов функционирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений усложнилось и характеризуется частыми изменениями. Поэтому  изучение мирового опыта, установление стабильных отношений с ведущими странами и международными финансовыми институтами является одной из наиболее важных задач для России.

Постепенная интеграция  России в мировое сообщество, вступление в Международный валютный фонд (МВФ) и группу Международного банка реконструкции и развития (МБРР) требуют знания общепринятого цивилизованного кодекса поведения на мировых рынках валют, кредитов, ценных бумаг, золота.

Цель работы рассмотреть международное экономическое сотрудничество в современных условиях.

Для раскрытия поставленной цели раскроем ряд следующих задач:

­         Првести общаую характеристику международных финансовых институтов

­         Рассмотреть роль международных организаций и их место в современном мире

­         Охарактеризовать международные финансовые организации.

­         Рассмотреть значение и цели международного валютного фонда, группы Всемирного банка, европейский банк и ВТО

­         Раскрыть международное экономическое сотрудничество Россия и ЕС, Россия и ВТО.


1. Международные финансовые институты


1.1. Общая характеристика международных финансовых институтов


Институциональная структура международных валютно-кредитных и финансовых отношений включает многочисленные международные организации. Одни из них, располагая большими полномочиями и ресурсами, осуществляют регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений.  Другие представляют собой форум для межправительственного обсуждения, выработки консенсуса и рекомендаций по валютной и кредитно-финансовой политике. Третьи обеспечивают сбор информации, статистические и научно-исследовательские издания по актуальным  валютно-кредитным и финансовым проблемам и экономике в целом. Некоторые из них выполняют все перечисленные функции.

Международные валютно-кредитные и финансовые организации условно можно назвать международными финансовыми институтами. Эти организации объединяет общая цель – развитие сотрудничества и обеспечение целостности и целостности и стабилизации сложного и противоречивого всемирного хозяйства. К организациям, имеющим всемирное значение, относятся, прежде всего, специализированные институты ООН – МВФ и группа МБРР, а также ГАТТ, которое в 1995 г. преобразуется в ВТО. Непосредственная роль ООН в международных валютно-кредитных и финансовых отношениях ограничена. Однако при решении проблем развивающихся стран на Конференции ООН по торговле и развитию – ЮНКТАД (с 1964 г. раз в 3-4 года) обсуждаются  валютно-кредитные вопросы наряду с проблемами мировой торговли и развитием этих стран. В период между сессиями функции ЮНКТАД выполняет Совет по торговле и развитию (две сессии в год). Проблемы мировой валютной системы обсуждаются в Комитете по «невидимым» статьям и финансированию, связанному с мировой торговлей, с «официальной помощью развитию». Он занимается также проблемами доступа развивающихся стран на мировой рынок капиталов, гарантий по экспортным кредитам, а с середины 70-х годов и внешней задолженности развивающихся стран (на основе мандата ЮНКТАД).

Специализированное учреждение ООН – Экономический совет – создал 4 региональные комиссии – для Европы, Африки, Азии, Латинской Америки. Две последние способствовали организации Азиатского Банка Развития и Межамериканского Банка Развития. Специальные фонды дополняют эти организации.

Организация Европейского экономического сотрудничества, созданная в 1948 г.  в связи с осуществлением «плана Маршалла», затем переориентировалась на создание Европейского платежного союза (1950-1958 гг.), а в 1961 г. была заменена Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, Париж). Ныне ОЭСР включает 24 страны, на долю которых приходится 16% населения и 2/3 мирового производства Запада. В рамках ОЭСР действуют 30 комитетов. В том числе по проблемам платежных балансов, согласования условий экспортных кредитов (консенсус). Цель ОЭСР – содействие экономическому развитию и финансовой стабилизации стран-членов, свободной торговле, развитию молодых государств. ОЭСР – своеобразный клуб промышленно развитых стран для обмена мнениями и координации экономической политики, включая валютно-кредитную и финансовую, ведет научно-исследовательскую работу, является центром прогнозирования и международных сопоставлений на базе эконометрических моделей мировой экономики (дважды в год).

Парижский клуб стран-кредиторов – неформальная организация ПРС, где обсуждаются проблемы урегулирования, отсрочки платежей по государственному долгу стран. Для избежания одностороннего моратория (отсрочки платежа) кредиторы ведут переговоры с должниками «лицом к лицу» об условиях пересмотра внешних займов. Начало его деятельности относится к 1956 г., когда кредиторы Аргентины были приглашены в Париж на переговоры с должниками. Периодические заседания Парижского клуба в 70-х годах сменились активной работой в 80-90-х годах в связи с обострением проблемы погашения государственного долга развивающихся стран, а затем стран  Восточной Европы и России. На заседаниях Парижского клуба присутствуют наблюдатели из МВФ, МБРР, ЮНКТАД и обычно рассматривается вопрос о той части внешнего долга, которая должна быть погашена в текущем году.

Лондонский клуб обсуждает проблемы урегулирования частной внешней задолженности стран-должников.

С середины 70-х годов разработка проблем межгосударственного регулирования перенесена на уровень совещаний глав государств и правительств «семерки» и «группы десяти», которая кроме «семерки» включает Бельгию, Нидерланды, Швейцарию, Швецию. На этих совещаниях большое внимание уделяется валютно-кредитным проблемам. И каждый раз подтверждается принцип либерализма и международного сотрудничества в противовес центробежным тенденциям («каждый за себя»).

Международные финансовые институты возникли в основном после второй мировой войны. Эти межгосударственные институты предоставляют кредиты странам, разрабатывают принципы функционирования мировой валютной системы, осуществляют межгосударственное регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Возникновение международных финансовых институтов обусловлено следующими причинами:

-         усиление интернационализации хозяйственной жизни, образование ТНК и ТНБ, выходящих за национальные границы;

-         развитие межгосударственного регулирования мирохозяйственных связей, в том числе международных валютно-кредитных и финансовых отношений;

-         необходимость совместного решения проблем нестабильности мировой экономики, включая мировую валютную систему, мировые рынки валют, кредитов, ценных бумаг, золота.

Международные финансовые институты преследуют следующие цели:

-         объединить усилия мирового сообщества в целях стабилизации международных финансов и мировой экономики;

-         осуществлять межгосударственное валютное и кредитно-финансовое регулирование;

-         совместно разрабатывать и координировать стратегию и тактику мировой валютной и кредитно-финансовой политики.

Степень участия и влияния отдельных стран в международных и финансовых институтах определяется величиной их взноса в капитал, так как обычно применяется система «взвешенных голосов». Изменение соотношения сил во всемирном хозяйстве, в частности возникновение в 60-х годах трех центров (США, Западная Европа, Япония) в противовес послевоенному американоцентризму, отражается в деятельности международных финансовых институтов. Так, страны ЕС добились права вето по принципиальным вопросам, усилив свое влияние в МВФ. В деятельности этих институтов проявляются две тенденции взаимоотношений трех центров – разногласия и партнерство по глобальным проблемам международных финансов промышленно развитых государств, развивающихся стран, России, республик бывшего СССР, стран Восточной Европы.

Кредитные организации играют все более заметную роль в мировой экономике. Во-первых, их деятельность позволяет внести необходимое регулирующее начало и определенную стабильность в функционирование валютно-расчетных отношений.

Во-вторых, они призваны служить форумом для налаживания валютно-расчетных отношений между странами, причем эта их функция неизменно усиливается.

В-третьих, возрастает значение международных валютно-финансовых и кредитных организаций в сфере изучения, анализа и обобщения информации о тенденциях развития и выработки рекомендаций по важнейшим проблемам мирового хозяйства.


1.2 Роль международных организаций.

Международные организации как феномен возникли недавно, хотя их фундамент был заложен в древние века. Однако сами организации не появлялись до ХIХ века, когда они начали формироваться среди политических структур власти. В этот период происходило становление и образование государств. Возрастала потребность международного общения, что привело к созданию постоянно действующих межгосударственных структур. Одними из первых примеров таких организаций являются Всемирный телеграфный союз (1865 г.), Всемирный почтовый союз, созданный в 1874 г., и еще раньше, в 1815 г., была образована Центральная комиссия навигации по Рейну.

Перед появлением самих международных организаций государства были связаны между собой дипломатическими, экономическими, юридическими и военными отношениями. Первой международной организаций с выраженной политической направленностью была Лига наций, образованная в 1919 г. После Второй мировой войны были учреждены сотни международных организаций, которые обеспечивали организационную основу взаимодействия в различных сферах международных отношений.

Международная система состоит из государств и их действий, международных организаций и их действий и действий частных лиц. Как одна из частей целого, международные организации взаимодействуют с другими частями мирового сообщества. Но так как они являются относительно молодыми образованьями, их воздействие на события в мире играют меньшую роль, чем действия старых участников – государств. Несмотря на это, идея международных организаций становится все более популярной и влиятельной.

Влиятельные силы в крупнейшей международной организации - Организации Объединенных Наций – находят ее полезной для мирового сообщества и не собираются покидать ее. Все страны-члены ООН находят ее полезной для выражения своих идей и контактов с другими нациями.

Международные организации являются авангардом правительств и проявляют себя в развитии сотрудничества между странами. В настоящее время повышается их законодательная роль. Хотя государство, обладая большим авторитетом, остается основной политической силой и важнейшей экономической частью мирового сообщества.

Изменения в современном мире не являются единственным феноменом, но они ускоряются. Многие изменения должны быть рассмотрены с точки зрения отношений между нациями и государствами. Мир последних лет значительно отличается от мира 30-х годов: появились новые сверхдержавы с ядерным оружием, разрушилась старая колониальная система, основное внимание стран сосредоточено на проблемах экономического развития, мир волнуют проблемы переселения, охраны окружающей среды и так далее. Конец холодной войны перевел фокус международных отношений на такие страны как Сомали, Кувейт, Югославия, переходу ряда стран (Намибия, Никарагуа, Камбоджа) к новым политическим режимам.

Другие изменения в мире касаются увеличения количества международных организаций как частных, так и общественных, универсальных и региональных, многофункциональных и специализированных.

Для классификации международных организаций могут быть применены различные критерии. Современные международные организации можно классифицировать как межгосударственные (IGO – intergovernment organizations) и негосударственные или неправительственные (NGO – non government organizations). Главным признаком неправительственных международных организаций является то, что они созданы не на основе межгосударственного договора и объединяют физических и/или юридических лиц (например, Ассоциация международного права, Международная федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, Всемирная федерация научных работников и др.).

По кругу участников межгосударственные организации подразделяются на универсальные, открытые для участия всех государств мира (ООН, ее специализированные учреждения), и региональные, членами которых могут быть государства одного региона (Организация африканского единства, Организация американских государств и другие). Межгосударственные организации подразделяются также на организации общей и специальной компетенции. Деятельность организаций общей компетенции затрагивает все сферы отношений между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культурную и др. (например, ООН, ОАЕ, ОАГ). Организации специальной компетенции ограничиваются сотрудничеством в одной специальной области (например, Всемирный почтовый союз, Международная организация труда и др.) и могут подразделяться на политические, экономические, социальные, культурные, научные, религиозные и т.д.

Классификация по характеру полномочий позволяет выделить межгосударственные и наднациональные или, точнее, надгосударственные организации. К первой группе относится подавляющее большинство международных организаций, целью которых является организация межгосударственного сотрудничества и решения которых адресуются государствам-членам. Целью надгосударственных организаций является интеграция. Их решения распространяются непосредственно на граждан и юридические лица государств-членов.

С точки зрения порядка вступления в них организации подразделяются на открытые (любое государство может стать членом по своему усмотрению) и закрытые (прием в члены производится по приглашению первоначальных учредителей). Примером закрытой организации является НАТО.

Наиболее влиятельными являются межгосударственные международные организации.

Общие их характерные черты выражаются в следующем:

- выполняют постоянные функции;

- членство в организациях является добровольным;

- являются инструментом установления цели и методов действия;

- являются широко представленным консультативным органом;

- в организациях функционирует постоянно действующий секретариат, отвечающий за работу администрации, информационное обеспечение и исследования.

Международные организации создаются на основе договоров в целях защиты государственного суверенитета, действуют на основе разрешений и рекомендаций со стороны своих государств. Государства остаются преобладающей политической силой, но международные организации могут выполнять и выполняют полезные для государства функции. В настоящее время они более привязаны к государству, чем новые политические структуры государства.

Международные организации играют существенную роль в мировой экономике. Их основной функцией является обеспечение средствами сотрудничества своих стран в областях, в которых это сотрудничество обеспечивает преимущества для всех или большинства стран-членов организации. То есть, во многих случаях они обеспечивают место достижения решения и проводят его в действие. Другой важной функцией организаций является обеспечение связи между правительствами стран-членов при появлении каких-либо проблем. Когда страны находятся в конфликте, для воздействия на ту или другую страну мировое сообщество может выразить свое мнение, но ООН имеет специальные органы (агентства), в функцию которых входит разрешение конфликтов. Правительства заинтересованных стран могут воздействовать на конфликтующие стороны путем переговоров или в частных встречах руководителей стран.

1.3  Место международных организаций в современном мире

В современном мире существует масса парадоксов. Одним из них является то, что государства настаивают на суверенитете и независимости во все более суживающемся и все более взаимозависимом мире. Каждое государство стремится провозгласить свой собственный курс независимо от действий других стран, но оно остается зависимым от них в области торговли, связи и так далее.

Другим парадоксом можно назвать то, когда суверенная сила государства во взаимосвязанном мире становится источником конфликтов между странами. Каждое государство может пытаться усилить свое положение, престиж, процветание за счет других государств или совместные соглашения. Слабые государства могут чувствовать угрозу со стороны более сильных стран, но через соглашения и договоры более сильные государства могут помочь слабым. Взаимозависимость и сближение стран ведут к совместным действиям как в рамках международных организаций, так и вне их. Но международные организации способствуют лучшему взаимопониманию и кооперации стран с различным уровнем экономического развития и политическим строем. С другой стороны, расхождения национальных интересов ведут к конфликтам и вооруженному противостоянию, которые охватывают многие страны. В этом случае агентства ООН ограничены в своей способности разрешить конфликт, так как не обладают силой сверхдержавы или силой правительства. Они могут обеспечить нейтральное место для проведения переговоров между конфликтующими сторонами. Международные организации создаются как полезные орудия для стран-членов и не могут угрожать суверенитету государств в силу своей специфической слабости.

Следующий парадокс лежит в разделении международных и национальных интересов. С интернационализацией хозяйственных связей национальные и международные проблемы переплетаются все теснее. Внутренние события страны отражаются на внешнем рынке. С одной стороны, в Статье 2 Устава ООН говорится, что ООН не может вмешиваться во внутреннюю юрисдикцию любой страны, но в Главе 1V Устава сказано, что ООН борется не только за мир, но и против угрозы миру. Таким образом, ООН, являясь громадной машиной, имеет не очень многие возможности воздействия на страны-члены, что ведет к дисбалансу между проблемами и средствами их разрешения.

Значительную помощь ООН в решении многих международных проблем оказывают неправительственные организации (НПО) или еще их называют международные неправительственные организации (МНПО). Это объединение национальных общественных организаций, союзов, групп и отдельных лиц из различных государств. Объединение создается в целях содействия международному сотрудничеству в политической, экономической, культурной, научно-технической и других сферах деятельности человека. Эти организации учреждаются не на основании межправительственного соглашения и не ставят своей целью извлечение коммерческой прибыли.

Они выполняют чрезвычайно широкий круг функций: действуют в таких различных областях, как право, оказание помощи беженцам, права человека и разоружение. Деятельность таких организаций может охватывать многие сферы – от влияния на политику и организации групп вокруг конкретных вопросов для оказания технической или медицинской помощи и до проведения различных исследований.

Первые такие организации стали появляться еще в ХIХ веке, но их численность существенно возросла во второй половине ХХ века и число их продолжает расти За последние годы количество неправительственных организаций увеличилось более чем вдвое. Этот рост отражает стремление граждан оказывать влияние на свою собственную жизнь и на окружающую среду. Возросла роль и влияние их на международные отношения. Благодаря своей гибкости, НПО представляют собой уникальную возможность для рядовых граждан принимать участие в решениях, влияющих, по их мнению, на их жизнь, а это может охватывать все – от жилищных проблем и до контроля над вооружением.

В 1945 г. на встрече в Сан-Франциско, где был разработан и подписан Устав Организации Объединенных Наций, правительство США пригласило 42 НПО участвовать в работе. Эти организации представили проекты текстов для Устава, часть которых была затем включена в него, в том числе следующее положение из Статьи 71: "Экономический и Социальный Совет уполномочивается проводить надлежащие мероприятия для консультации с неправительственными организациями...". Это заложило основу для сотрудничества между ООН и НПО.

Международные неправительственные организации поддерживают связи с международными межправительственными организациями, получая при них консультативный статус. В системе ООН такой статус предоставляют как сама ООН, так и все ее специализированные организации, за исключением Всемирного почтового союза. Установлены две категории консультативного статуса: 1 – общий консультативный статус и 2 – специальный консультативный статус. Ведется также Список (или Реестр) международных неправительственных организаций, которые поддерживают связи с ЭКОСОС. Та или иная категория консультативного статуса предоставляется НПО в зависимости от ее международного авторитета и заинтересованности ЭКОСОС в трудничестве с ней. Категория 1 предоставляется организациям, деятельность которых в наибольшей степени соприкасается с компетенцией ЭКОСОС. Категория 2 предоставляется связанным лишь с отдельными областями деятельности. В список включаются и НПО, не вошедшие в эти категории, но готовые оказать Совету помощь в его работе.

Организации входящие в Список, могут направлять своих наблюдателей на те заседания, где обсуждаются вопросы, имеющие к ним отношение. Письменные заявления они могут делать по просьбе Генерального секретаря ООН.

Из специализированных учреждений наиболее тесно сотрудничает с НПО ЮНЕСКО, которая устанавливает три категории консультативного статуса: А – консультативная и сотрудничающая; В – информационная и консультативная и С – взаимной информации. Консультативные связи НПО устанавливают также с региональными межправительственными организациями. Например, при Совете Европы более 350 НПО имеют консультативный статус.

Специализированные учреждения и такие организации, как Программа развития ООН и Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев, с первых шагов осознали, что НПО предоставляют в их распоряжение чрезвычайно важные ресурсы и специалистов. Например, без сотрудничества гуманитарных организаций – от Объединения американских благотворительных обществ до организации "Врачи, не признающие границ" – было бы, по сути, невозможно удовлетворить потребности беженцев, бегущих от войны. Многие из этих специализированных учреждений имеют свои собственные связи с НПО; они могут координировать усилия НПО, предоставлять средства для выполнения своих собственных программ. Сотрудничество с НПО способствовало также достижению целей ООН и в других областях, таких, как разоружение, права человека, образование, окружающая среда и наука

Начиная с конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году, более широкое участие НПО в решении глобальных вопросов стало непреложным фактом. Около 1500 таких организаций было аккредитовано для участия в Конференции. На этой и на других международных конференциях, таких, как Всемирная конференция по правам человека (Вена), Международная конференция по народонаселению и развитию (Каир), Всемирная встреча на высшем уровне в интересах социального развития (Копенгаген) и четвертая Всемирная конференция по положению женщин (Пекин), НПО способствовали решению многих вопросов, стоящих на повестке дня, причем некоторые из этих решений уже стали незыблемым правилом.

В общем, участие НПО в системе ООН осуществляется в четырех направлениях. Они поднимают вопросы, такие, как права женщин и окружающая среда, которые затем выносятся на повестку дня всемирных форумов. Они готовят основу для решений, принимаемых ООН, хотя можно отметить, что их влияние гораздо слабее в политической области, чем в социальной и гуманитарной областях. Они вступают в партнерские отношения с ООН для оказания содействия в достижении поставленных задач и выполнении программ в конкретной области. И наконец, они выступают в важной роли "недремлющего ока" в отношении ООН, наблюдая, критикуя и информируя о ее деятельности.

Влияние НПО на деятельность межправительственных организаций, их роль в международных отношениях проявляется в различных формах.

Информационная. НПО регулярно направляют общую и частную информацию государствам и межправительственным организациям и их органам в сфере своей деятельности. Они также распространяют информацию, полученную от межправительственных организаций. Особо важную роль играют НПО в распространении знаний о правах человека.

Консультативная. НПО дают советы и консультации организациям, лицам, группам лиц по их просьбе.

Контрольная. Все больше возрастает роль НПО по обеспечению и соблюдению норм международного права и соответствующего контроля. В качестве примера можно отметить деятельность Международного комитета Красного Креста, одна из основных задач которого состоит в наблюдении за выполнением норм международного гуманитарного права. Ряд НПО, действующих в области прав человека и демократии (Международная амнистия, Международная федерация человека), контролируют соблюдение международных стандартов по правам человека. Подобные же контрольные функции выполняют НПО в области охраны окружающей среды, например Международный Зеленый Крест.

В целом, международная система организаций имеет меньше интеграционных факторов, чем национальная. В большинстве случаев страны-члены ООН не желают давать международным организациям право на принятие решений в законодательной, исполнительной и силовой сферах. Страны Европейского Союза и члены Совета Безопасности ООН являются исключением, которое лишь подтверждает это правило.

1.4 Международные финансовые организации.

Структура международных валютно-кредитных и финансовых отношений включает многочисленные международные организации. Одни располагают большими полномочиями и ресурсами, осуществляют регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Другие являются своеобразным форумом для межправительственного обсуждения и выработке рекомендаций по валютно-кредитной и финансовой политике. Третьи – обеспечивают сбор и обработку информации, издают информацию по актуальным проблемам международных валютно-кредитных и финансовых отношений.

Международные валютно-кредитные и финансовые организации условно можно назвать международными финансовыми институтами. Эти организации объединяет общая цель — развитие сотрудничества и обеспечение целостности и стабилизации сложного и противоречивого всемирного хозяйства. Международные финансовые институты возникли в основном после Второй мировой войны. Их возникновение обусловлено рядом причин:

1. Усиление интернационализации хозяйственной жизни, образование ТНК и ТНБ, выходящих за национальные границы.

2. Развитие межгосударственного регулирования мирохозяйственных связей, в том числе валютно-кредитных и финансовых отношений.

Необходимость совместного решения проблем нестабильности мировой экономики, включая мировую валютную систему, мировые рынки валют, кредитов, ценных бумаг и золота.

Международные финансовые институты преследуют следующие цели:

·        объединить усилия международного сообщества в целях стабилизации международных финансов и мировой экономики;

·        осуществлять межгосударственное валютное и кредитно-финансовое регулирование;

·        совместно разрабатывать и координировать стратегию и тактику мировой валютной и кредитно-финансовой политики.

К организациям, имеющим всемирное значение, относятся прежде всего специализированные институты ООН - МВФ и группа МБРР. Непосредственная роль ООН в международных валютно-кредитных и финансовых отношениях ограничена. Однако при решении проблем развивающихся стран на Конференции ООН по торговле и развитию – ЮНКТАД – обсуждаются валютно-кредитные вопросы наряду с проблемами мировой торговли и развитием этих стран. Специализированные комиссии ООН для Азии и Латинской Америке способствовали организации Азиатского банка развития и Межамериканского банка развития.

Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития и его группа (Всемирный банк) были созданы в соответствии с решениями Бреттон-Вудской конференции 1944 г. и были призваны играть одну из центральных ролей в новой валютной системе и в финансовом устройстве послевоенного мира. Несмотря на развал Бреттон-Вудской системы и замену ее Ямайской обе этих организации продолжают играть важную роль в международных экономических отношениях. При этом МВФ в целом более успешно, чем МБРР приспосабливается к изменениям на мировой экономической арене.

Международный валютный фонд (МВФ). Число членов МВФ в 1997 г. составляло 181 государство. Россия вступила в МВФ в 1992 г.

Целями создания МВФ были следующие: содействовать сбалансированному росту международной торговли; поддерживать устойчивость валютных курсов; способствовать созданию многосторонней системы расчетов по текущим операциям между членами Фонда и устранению валютных ограничений, тормозящих рост международной торговли; предоставлять странам-членам кредитные ресурсы, позволяющие регулировать несбалансированность внешних платежей без использования ограничительных мер в области внешней торговли и расчетов; служить форумом для консультаций и сотрудничества в области международных валютных вопросов.

Каждый член МВФ имеет свою долю в совокупном капитале фонда - квоту, выражаемую в международных счетных единицах СДР (специальных правах заимствования). От величины квоты зависит число голосов, которое имеет государство - член Фонда (к 250 "базисным " голосам добавляется по 1 голосу на каждые 100 тыс. СДР квоты). Наибольшую квоту в капитале МВФ и, соответственно, наибольшее число голосов имеют США -17,7 процента от общего количества голосов, Германия и Япония - по 5,5 процентов голосов, страны Европейского союза более 26 процентов, Россия - 2,9 процента.

Число голосов имеет особый вес при принятии решений: по самым важным вопросам требуется квалифицированное большинство - 70 и 85 процентов. Поэтому США и страны ЕС могут блокировать важнейшие решения МВФ. Страны-члены МВФ вносят свою квоту в капитал Фонда резервными активами (СДР и свободно используемой валютой по согласованию с Фондом) 25 процентов и национальной валютой 75 процентов. Помимо капитала, формируемого за счет квот, МВФ может привлекать и заемные ресурсы. МВФ предоставляет ресурсы странам-членам, испытывающим серьезные трудности с платежным балансом и для осуществления программ стабилизации экономики, выдвигая при этом достаточно жесткие условия, что нередко рассматривается как диктат со стороны Фонда. Одним из крупных заемщиков Фонда в середине 90-х годов стала Россия.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) является международным кредитно-финансовым институтом, который в начальный период своей деятельности был призван уделять основное внимание восстановлению экономики западноевропейских стран, а с 60-х годов в центре внимания банка оказались развивающиеся страны. Радикальные изменения в мировом хозяйстве в конце 80-х - первой половине 90-х годов сделали объектом деятельности банка бывшие социалистические страны. Членами МБРР могут быть только государства, принятые в МВФ. Россия стала членом МБРР в 1992 г.

Капитал МБРР образован путем подписки в соответствии с квотой, определенной для каждого государства в соответствии с его относительным экономическим потенциалом. Наибольшей квотой (около 17,5 процентов) и числом голосов (примерно 17 процентов) обладают США. Доля России в капитале фонда (и, соответственно, в общем количестве голосов) - около 3 процентов. МБРР предоставляет кредиты только платежеспособным заемщикам. Особенностью банка является то, что он не переносит сроки платежей по предоставленным кредитам. Поэтому МБРР никогда не имел убытков.

В 1956 г. была образована Международная финансовая корпорация (МФК) в целях стимулирования частного сектора в развивающихся странах. Особенностью МФК является то, что она не признает гарантий государств.

В 1960 г. как филиал МБРР была создана Международная ассоциация развития (МАР) для оказания содействия беднейшим развивающимся странам.

Средства МАР образуются в основном за счет добровольных взносов более богатых стран-членов. В последнее время МАР испытывает большие затруднения с очередным пополнением ресурсов.

В 1988 г. в группе Всемирного банка появилось новое учреждение - Многостороннее инвестиционно - гарантийное агентство (МИГА), созданное с целью стимулирования инвестиций в странах-членах. Спецификой его деятельности является то, что МИГА предоставляет гарантии иностранным инвесторам против потерь, вызываемых некоммерческими рисками.

2. МВФ  и группы всемирного банка

2.1 Международный валютный фонд

Существует нечеткое представление о Международном валютном фонде с одной стороны и о Всемирном банке с другой, что зачастую становится причиной недоразумений из-за ряда внешних сходств этих организаций. МВФ и Всемирный банк – юридически самостоятельные организации с различными целями, хотя они возникли в одно и тоже время.

Прежде чем какая-либо страна может обратиться с просьбой о приеме во Всемирный банк, она должна состоять в МВФ.

Главная задача Всемирного банка – содействие устойчивому экономическому росту, который ведет к сокращению нищеты в развивающихся странах, путем оказания помощи по увеличению производства через долгосрочное финансирование проектов и программ развития.

Международный валютный фонд следит, главным образом, за функционированием международной валютной системы, валютной политикой и политикой валютных курсов его стран-членов, а также за соблюдением ими кодекса поведения в международных валютных отношениях, включая оказание помощи странам-членам путем предоставления краткосрочных кредитов в случае затруднений, связанных с платежным балансом.

В то же время как Всемирный банк предоставляет займы только бедным странам, МВФ может делать это по отношению к любой из своих стран-членов, которая испытывает нехватку иностранной валюты для покрытия краткосрочных финансовых обязательств кредиторам в других странах.

В июле 1944 г. представители 44 стран, встретившиеся в Бреттон-Вудсе (Нью Гемпшир, США) на валютно-финансовой конференции, подготовили и подписали Устав Международного валютного фонда (МФВ). Хотя еще шла война, государственные деятели в странах-союзниках уже думали об экономических нуждах послевоенного мира. Помня об экономических бедствиях меж военного периода, они надеялись создать международную валютную систему, которая благоприятствовала бы полной занятости и стабильности цен и в то же время позволяла бы отдельным странам поддерживать внешнее равновесие без введения ограничений международной торговли.1 Это ознаменовало создание в 1945 году Международного валютного фонда одновременно с учреждением  Международного банка реконструкции и развития. Местопребывание – Вашингтон.

В Бреттон-Вудсе СССР принимал участие в выработке Устава МВФ, но «холодная война» помешала ему подписать соглашение о создании Фонда. Фонд, являющийся специализированным учреждением ООН, начал осуществлять операции в 1946 году.

Базой кредитных сумм является квота уставного фонда МВФ, которая приходится на страну, члена организации. Так, квота России составляет 2,99 % (4,3 млрд. СДР). Для сравнения, квота США=18,2 % (26,5 млрд. СДР).

Эта организация оказывает воздействие на экономические процессы в России через реализацию программ финансовой стабилизации и корректировок платежного баланса. В своей деятельности МВФ руководствуется принципом обусловленности, согласно которому страны-члены могут получить от него кредиты лишь при условии, что они обязуются проводить определенную экономическую политику. В качестве таких условий МВФ обычно выдвигает сокращение бюджетного дефицита, снижение темпов роста денежной массы и поднятие процентных ставок по кредитам выше уровня инфляции.

Кредиты МВФ являются своеобразной лакмусовой бумажкой для частного капитала. Это объясняется тем, что, получая кредит, государство обязуется проводить экономическую политику, в результате которой оно находит валютные резервы и, следовательно, сможет погашать долги частным кредиторам.

Цели:

-           содействие международному валютному сотрудничеству путем консультаций и взаимодействия по валютным проблемам;

-           создание благоприятных условий для расширения и сбалансированного роста международной торговли;

-           содействие стабильности валютных курсов, поддержание упорядоченных валютных взаимоотношений, избежание девальвации валют, вызываемой конкуренцией;

-           оказание помощи в создании многосторонней системы платежей и в устранении ограничений на обмен валюты, которые препятствуют развитию мировой торговли;

-           предоставление на временной основе финансовых средств странам-членам для корректировки их платежных балансов без применения мер, деструктивных для процветания на национальных и международных уровнях;

-           сокращение продолжительности и масштабов дефицита международных  платежных балансов государств-членов.

Сейчас в МВФ входят более 180 государств, в том числе Россия (с 1.07.1992 г.). В состав МВФ могут войти и другие страны в сроки и на условиях, определяемых Фондом. Каждое государство, вступая в МВФ, вносит определенную сумму денег – подписную квоту, которая оценивается и пересматривается каждые пять лет (более богатая страна – более высокая квота – большее количество имеющихся у нее голосов). [1]

Правительство России приняло решение увеличить число своих голосов до 3 %, что потребовало внесения в бюджет МВФ дополнительно валютных средств. При этом сумма, на которую может претендовать наша страна, увеличивается до 8 млрд. долл. Общий бюджет Фонда в 1998 г. составлял 210 млрд. долл. Кроме 13,8 для России, было решено выделить займы Южной Корее (15,2 млрд. долл.), Мексике (9,1), Аргентине (4,1) и Индонезии (2,2).


2.2 Группа Всемирного банка


Всемирный банк, многостороннее кредитное учреждение, состоит из пяти тесно связанных между собой институтов, общая цель которых – повышение уровня жизни в развивающихся странах за счет финансовой помощи развитых стран:


1)          Международный банк реконструкции и развития (МБРР) основан в 1945 г. – предоставление кредитов относительно богатым развивающимся странам. МБРР – главная составляющая группы Всемирного банка. Часто этот банк называют Всемирным.

В 1992-98 гг. МБРР предоставил России кредиты на 14,4 млрд. долл. под реализацию 41 проекта (по состоянию на конец 1998 г. освоено 5,4). В 1998 г. Россия стала крупнейшим заемщиком МБРР в Европе и Центральной Азии. За 1997-98 финансовый год она получила кредиты на 1,63 млрд. долл. (в мировом списке получателей Россия занимает 5-е место).

2)          Международная ассоциация развития (МАР) основана в 1960 г. – предоставление особо льготных кредитов беднейшим развивающимся странам, которые не в состоянии брать кредиты у Всемирного банка.

Только страны с годовым доходом на душу населения, составляющим менее 1305 долл., могут пользоваться займами МАР. Большинство кредитов МАР предоставляется странам с годовым доходом на душу населения в размере 800 долл. или меньше. Погашение займов начинается по истечении 10 лет льготного периода; они предоставляются на 35 или 40 лет и без  процентов.

3)          Международная финансовая корпорация (МФК) основана в 1956 г. – содействие экономическому росту в развивающихся странах путем оказания поддержки частному сектору.

В состав МФК входят более 170 государств. Россия вступила 12 апреля 1993 г. С 1993 г. МФК утвердила финансирование 38 российских проектов на 563 млн. долл. из собственных средств и 223 млн. долл. – из средств участников программы по привлечению синдицированных средств. Совокупная стоимость этих проектов составила 1,9 млрд. долл.

4)          Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ) основано в 1988 г. – поощрение иностранных инвестиций в развивающихся странах путем предоставления гарантий иностранным инвесторам от потерь, вызываемых некоммерческими рисками.

В состав МАИГ входят более 130 государств, включая РФ. Членство открыто для всех членов МБРР.

5)          Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) основан в 1966 г.1 – содействие увеличению потоков международных инвестиций путем предоставления услуг по арбитражному разбирательству и урегулированию споров между правительствами и иностранными инвесторами; консультирование, научные исследования, информация об инвестиционном законодательстве различных стран.


2.3 Европейский банк реконструкции и развития


Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) – третья влиятельная кредитная организация. Он был создан в 1990 в результате подписания Соглашения о создании Европейского банка реконструкции и развития (приступил к операциям в апреле 1991 г.).

Цели:

-           поддержание перехода стран Центральной и Восточной Европы и  к ориентированной на открытый рынок экономике;

-           содействие развитию частного предпринимательства в странах, приверженных принципам многопартийной демократии, плюрализма и рыночной экономики.

В ЕБРР входят около 60 стран и институты (Европейский Союз, Европейский инвестиционный банк).

Акционерный капитал составляет 10 млрд. евро (евро является официальной валютой банка, все его активы, обязательства и финансовые отчеты выражаются в евро) и разделен на 1 млн. акций номинальной стоимостью 10000 евро. Общая номинальная сумма оплачиваемых акций равна 4,3 млрд. долл., т.е. 30 % от первоначально разрешенного к выпуску акционерного капитала. Квота России в капитале ЕБРР – 40 тыс. акций, что обеспечивает ей собственного директора в Совете директоров.

В соответствии с учредительным соглашением был создан ряд фондов:

1) с участием Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии и Швеции Балтийский специальный инвестиционный фонд содейст­вия частному сектору путем поддержки малых и средних пред­приятий в балтийских странах и Балтийский специальный фонд технической помощи для содействия развитию рыночной экономи­ки в балтийских странах;

2) Российский специальный фонд малого бизнеса для развития частного сектора;

3) Российский специаль­ный фонд технического содействия малому бизнесу.


2.4 Всемирная торговая организация


Всемирная торговая организация (ВТО) была основана в 1995 году. Она является продолжателем Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году.

ВТО – это одновременно и организация, и комплекс правовых документов, определяющих права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами.

Правую основу ВТО составляют:

-           Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 года;

-           Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС);

-           Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).

Главные задачи ВТО – либерализация международной торговли, обеспечение ее справедливости и предсказуемости, создание благоприятной среды для экономического роста и повышения экономического благосостояния людей.

Высшим руководящим органом ВТО является Конференция министров. Она созывается не реже одного раза в два года, как правило, на уровне министров торговли или иностранных дел стран-участниц ВТО. Конференция обладает полномочиями принимать решения по наиболее принципиальным вопросам, касающимся новых раундов многосторонних переговоров.

В настоящее время, 145 стран являются членами ВТО, около 30 – наблюдателями. Наблюдатели – это в основном страны, которые ведут переговоры о вступлении в ВТО и намерены вступить в эту организацию в ближайшие пять лет.


Поиск своей ниши в системе международного разделения труда (МРТ) независимой Россией происходит достаточно сложно, противоречиво и во многом стихийно. Либерализация внешнеэкономической деятельности способствует процессу открытия российской экономики мировому рынку. Россия всё больше включается в систему международного разделения труда. При этом ход этого включения имеет как позитивные, так и негативные аспекты.

Позитивным моментом является то, что Россия может приобретать необходимые ей товары на мировом рынке по ценам ниже затрат их собственного производства. В свою очередь, при экспорте собственной продукции страна получает выгоду, если внешние цены выше внутренних.

  Вместе с тем в структуре российского экспорта и импорта закрепилось крайне неблагополучное сочетание факторов производства, преобладают такие факторы, как сырьё и неквалифицированный труд. Ухудшается экологический фон внешней торговли. В российском экспорте стабильно растет доля неблагополучных в экологическом отношении отраслей, а в импорте увеличивается объём поступления товаров, не безвредных для здоровья человека.     

  Подобное участие в международном разделении труда, такая международная экономическая специализация, хотя и может быть оправдана складывающейся ситуацией переходного периода, никак не соответствует долгосрочным, перспективным интересам России, ее роли и возможностям в мировом экономическом сообществе.

  Такая специализация в действительности отражает объективные закономерности экспорта существующих избыточных факторов производства в России нефти и газа. Однако, делая упор на экспорте ресурсов, имеющихся в избытке, государство на протяжении многих десятилетий оставалось без особого внимания необходимость интенсивного использования избыточных факторов производства.

Для современной международной специализации России помимо нефти и газа становится характерной и продукция некоторых других отраслей промышленности, отличающихся, как правило, низкой технологичностью и экологичностью. В их числе – черная и цветная металлургия, базовая химия,  целлюлозно-бумажная промышленность. Совокупная доля этих отраслей в российском экспорте за 1992-1996гг. выросла в 2 раза. При этом стоимость экспорта неэкологических отраслей промышленности выше, чем совокупная стоимость вывоза нефти и газа (рис.1). 



Рис. 1.

                  

Что касается участия России в международном разделении труда со своей готовой продукцией, то пока перспективы малообнадеживающие. Объем технического содействия, оказываемый Россией другим государствам, составил в 2001 г. 589 млн. долл., увеличившись по сравнению с 2000г. на 16%. В 2002 г. объем этого сотрудничества достиг порядка 750 млн. долл.

Указывая на объективную необходимость всемерного участия России в системе МРТ, следует помнить, что включение в этот процесс отнюдь не самоцель, а должно быть направлено на повышение эффективности всего народного хозяйства. Основным (но не единственным) условием вовлечения России в современное международное разделение труда является то, насколько это участие отвечает национальным интересам России, ее экономической безопасности.

3. Международное экономическое сотрудничество

3.1. Россия и ЕС


С 1 января 1999г. 11 стран Европейского союза вводят единую европейскую валюту – евро. Образование европейского экономического и валютного союза имеет огромное значение не только для стран-участниц, но и для всего экономического сообщества – как в целом, так и в разрезе отдельных стран, в том числе и для России. Выход на мировой рынок новой валюты внесет серьезные изменения в существующую финансовую систему, причем эти изменения будут зависеть от целого ряда факторов, и в первую очередь – от соотношения двух основных валют – доллара и евро – на международном финансовом рынке. Последнее будет определяться как эффективностью проведения экономической и бюджетной политики стран-участниц, так и денежной политикой Европейского центрального банка.

Очевидно, что единая валюта союза европейских государств будет играть значительно более важную роль в системе мировых валют, чем отдельные ее составляющие на сегодняшний день. В пользу сильного евро говорят также устойчивые макропоказатели.

Россия, поддерживающая тесные экономические, торговые и финансовые отношения с ЕС, будет использовать евро в расчетах. На сегодняшний день на страны ЕС приходится 1/3 общего объема внешнеторгового оборота России. Фирмы, ведущие торговлю главным образом со странами ЕС, будут, естественно, заинтересованы в том, чтобы выставлять счета и оплачивать их в евро. При широком использовании евро в торговых операциях со странами ЕС российские экспортеры не будут более нести курсовые риски или сами страховаться от них. Партнерство со странами, имеющими крепкую денежную единицу и перспективы экономического роста, может оказать стабилизирующее влия-ние на экономику России и способствовать увеличению объемов российского экспорта.

С образованием экономического и валютного союза создается второй по величине в мире финансовый рынок. При этом любая эмиссия государственных облигаций стран-участниц будет осуществляться в евро. Поскольку активность Российской Федерации на международных финансовых рынках постепенно возвращается, придется осуществлять балансирование между евро, долларом и другими валютами в новых эмиссиях долговых обязательств.

Дальнейший рост привлекательности евро в качестве инвестиционного актива будет зависеть от емкости и ликвидности нового рынка евро в сочетании с проведением Европейским центральным банком денежно-кредитной и фискальной политики, ориентированной на поддержание стабильности. Задачей для системы коммерческих банков России станет принятие решений, связанных с относительной привлекательностью евро как инвестиционной валюты, а для населения – решений, связанных с выбором предпочтительной валюты, в которой оно будет держать свои сбережения. В России процессы, связанные с введением евро, будут происходить медленнее, чем в рамках ЕС. При этом сыграет свою роль и традиционная для России, ее коммерческих структур и населения приверженность к доллару.

Евро получит развитие и в качестве резервной валюты. Диверсификация резервов в иностранных валютах и пе-реход на евро будут связаны с растущим использованием его как инструмента интервенции на рынках иностранных валют и расчетной валюты в мировой торговле. В основном это будет зависеть от присущих евро характеристик и его использования в международных финансовых операциях.

Вместе с тем в связи с переходом к евро могут возникнуть вопросы, затрагивающие интересы Российской Федерации и стран – участниц ЕС. Отсутствие во внешнеэкономических операциях России и ЕС правил перехода на новую валюту может осложнить не только положение российских банков и предприятий, но и деятельность европейских компаний и инвесторов на российском рынке. Возможные резкие перепады спроса на евро в России в условиях наличия значительных объемов валютных средств, включая население, могут создать дополнительные сложности для Европейского центрального банка, который обязан поддерживать курс евро и в случае необходимости проводить соответствующие интервенции.

Следует отметить важность сотрудничества России и ЕС в решении таких проблем участия России в международных финансовых институтах, как пересчет внешнего долга и урегулирование на недискриминационной основе юридических и технических вопросов ведения российскими хозяйствующими субъектами операций с евро. Так проведены официальные консультации с Комиссией европейских сообществ и Европейским центральным банком о порядке пересчета государственного внешнего долга, проблематике юридического статуса евро и практических аспектах расчетов в евро на территории России.

Появление евро стало одним из важнейших событий в мировой экономике в конце века. Вполне естественно, что и для экономических партнеров ЕС, в том числе России, переход к евро означает ряд важных изменений как в области торговли – в первую очередь, так и финансовых потоков. С точки зрения торговли валютное объединение большинства стран ЕС должно привести к усилению их экономической интеграции и, как следствие, к большим возможностям для партнеров ЕС пользоваться преимуществами, предоставляемыми единым экономическим пространством.

С практической точки зрения ожидается, что для российских компаний и для компаний из других стран – партнеров ЕС доступ на рынок должен улучшиться за счет снижения издержек и исчезновения риска по обменным курсам. Помимо того, сам факт дальнейшего экономического объединения Европы должен привести к улучшению экономической конъюнктуры и к дополнительным возможностям для российских предприятий развивать деловые контакты в странах ЕС. Естественно, необходимо, чтобы российские компании готовились к введению евро.

Основными потребителями российского природного газа являются европейские страны. В страны ЕС из России поставляется около трети от общего экспорта природного газа, четверть общих объемов поставок российского газа приходится на страны Центральной и Восточной Европы. В последнее время большинство европейских стран, стремясь снизить свою энергетическую зависимость от России, предпринимают меры по импорту природного газа и нефти из других регионов, в частности, увеличивают импорт нефти из Великобритании, природного газа - из Норвегии, Ни-дерландов и Великобритании.

Учитывая роль стран Центральной и Восточной Европы для России в качестве транзитно-распределительных территорий для российских энергоносителей и как сферы приложения капитала, целесообразно строить отношения России с ними таким образом, чтобы не появилась своеобразная экономическая буферная зона между Россией и Евро-пейским союзом, что было бы невыгодно всем затронутым сторонам и наносило бы урон экономической ситуации в Европе в целом.


3.2. Россия и ВТО


Всемирная торговая организация не просто продолжение ГАТТ. Напротив, она полностью заменила собой своего предшественника и коренным образом отличается от него по своему характеру.

В настоящее время более тридцати государств имеют статус наблюдателя в ВТО. Подавляющее большинство из них (включая Россию, Китай, Тайвань, Саудовскую Аравию, страны Балтии и практически все государства СНГ) находятся на различных стадиях процесса присоединения к ВТО. Кроме того, около пятидесяти международных организаций имеют статус наблюдателя в ВТО, в т.ч. МВФ, Мировой Банк, ОЭСР, различные подразделения ООН, региональные группировки, товарные организации и т.д.

Процедура присоединения к Всемирной торговой организации, выработанная за полвека существования ГАТТ/ВТО, достаточно сложна и состоит из нескольких этапов. Как показывает опыт присоединяющихся стран, этот процесс занимает несколько лет. Все указанные ниже процедуры присоединения полностью распространяются и на Россию.

Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствии с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда.

Последним этапом является ратификация законодательным органом присоединяющейся страны всего пакета документов.

В соответствии с установленной процедурой присоединения к ВТО, Россия начала сложный, многоэтапный и достаточно долговременный процесс по оформлению членства в этой влиятельной международной организации, что предусматривает подготовку и проведение многосторонних и двусторонних переговоров со странами-членами ВТО. Главная задача России на переговорах – получение условий членства в ВТО, которые исключали бы ущемление ее прав в сфере международной торговли, обеспечили бы реальное улучшение доступа на мировые рынки товаров и услуг.

Присоединение к ВТО вытекает из задач современной торговой политики России, которые направлены на эффективную интеграцию страны в мировую экономику и международную торговлю и включают в себя:

- получение лучших и недискриминационных условий доступа для российских товаров и услуг на зарубежные рынки;

- развитие экспортных возможностей страны и "облагораживание" структуры российского экспорта;

- обеспечение достаточной степени защищенности отечественных производителей в условиях разумно открытой экономики на основе применения норм и правил ВТО.

Основные преимущества участия России в ВТО заключается в следующем:

- создание более благоприятных – недискриминационных, стабильных и предсказуемых условий для развития торговли и прочих форм внешнеэкономической деятельности;

- доступ к механизму ВТО по разрешению торговых споров, как весьма эффективному (и практически единственному) инструменту защиты торговых интересов стран-членов организации от их несправедливого ущемления;

- внедрение через применение норм и правил ВТО в российскую практику внешнеэкономической деятельности и соответствующее законодательство международного опыта в области регулирования торговли.

Присоединение России к ВТО – длительный и сложный переговорный процесс. Его результатом должно стать полноправное участие России в системе мировой торговли, эффективная реализация преимуществ международного разделения труда и кооперирования, совершенствование экономического сотрудничества России с зарубежными странами и международными финансовыми институтами, что соответствует национальным экономическим приоритетам нашей страны.



Заключение

         Стихийно формирующаяся открытая экономика России в первой половине 90-х годов была близка к распахнутости и анархичности. В настоящее время ее в большей степени можно охарактеризовать как квазиоткрытость. Такая «открытость», будучи проявлением «детской болезни» всеобщей демократизации и «шоковой» либерализации внешней торговли, не только не способствует повышению эффективности экономики, ее конкурентоспособности, но, наоборот, наносит ей заметный ущерб, подрывает экономическую безопасность страны. Внешняя открытость экономики, как, впрочем, и рыночная экономика, не являются целью преобразований в России, а служат важной предпосылкой повышения эффективности российской экономики, ее оптимальной интеграции в мировые хозяйственные связи для повышения, в конечном счете, благосостояния народа. Наличие оптимальной степени открытости российской экономики как основы для интеграции в мировые экономические процессы является необходимым условием  получения эффекта от процессов глобализации мировой экономики.

         При реализации системы мероприятий по интеграции российской экономики в мировое хозяйство необходимо сочетание прагматичной открытости с разумным протекционизмом.

         Непродуманная система мер по осуществлению открытости российской экономики внешнему миру объективно играет на руку более развитым странам Запада, имеющим прочные позиции на мировых рынках, создавая им односторонние преимущества. Можно предположить, что с ростом торгово-экономической мощи России и увеличением притока ее товаров на западные рынки промышленно развитые страны не постесняются ввести жесткие протекционистские ограничения.

         Несмотря на многие противоречия нынешней эпохи, ее основной чертой все больше становится не противоборство, а тенденция к сотрудничеству и взаимопониманию. Общее движение к единому, взаимосвязанному, взаимозависимому и в каждой своей части более развитому и социально-справедливому миру – вот основная тенденция мирового хозяйства. На основании этого можно говорить о процессах конвергенции моделей национальных экономик, экономических и социальных ценностей и отношений. Происходит нивелирование, сближение экономических уровней развития различных стран.

         Осваивая мировой рынок, Россия должна осуществлять избирательную и поэтапную политику. Избирательность заключается в четком определении собственных приоритетов. В частности, в преобладании усилий по построению свободной социальной рыночной экономики внутри страны над усилиями по внешней открытости. Необходима планомерная последовательность в раскрытии своего народно-хозяйственного комплекса внешнему миру. При этом внешняя открытость не должна быть самоцелью, а призвана служить созданию эффективного рыночного механизма внутри страны.

         Вхождение в мировое рыночное хозяйство не будет легким. Промышленно развитым странам не нужен новый сильный конкурент. За свое место на международном рынке России придется активно побороться, одновременно отбивая тайные и явные попытки «прибрать Россию к рукам» со стороны ведущих мировых держав. В связи с этим весьма актуальной для страны  на пути эффективной интеграции в мировое хозяйство становится проблема экономической безопасности.

         Обеспечение экономической безопасности заключается в сведении к минимуму всего того ущерба, который может быть нанесен российской экономике в результате действия факторов мировой хозяйственной конъюнктуры, международной конкуренции, неэффективными действиями российских экономических субъектов на мировых финансовых рынках.

Список литературы


1. Шреплер Х.А.. Международные экономические организации. 1998.

2. Мировая экономика под ред. Булатова. 1999.

3. Кругман, Обстфельд. Международная экономика, теория и политика. 1997.

4. Ломакин В.К. Мировая экономика. Учебник для ВУЗов. 1998.

5. Положения международного валютного фонда.

6. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. Учебное пособие. М.: Маркетинг, 1998.

7. Россия: внешнеэкономические связи в условиях перехода к рынку. Под. ред. И.П.Фаминского. –М.: “МО”,1997.

8. Статистический сборник за 2002 г.

9. Г.М.Вельяминов. Международное экономическое право и процесс (Академический курс): Учебник. - М.: Волтерс Клувер, 2004

10. Проблемы гармонизации в Евразийском экономическом сообществе (А.В. Барков, "Журнал российского права", N 8, август 2003 г.)

11.Глобализация и геоэкономика: новые правовые парадигмы мироустройства (И.З. Фархутдинов, "Законодательство и экономика", N 4, апрель 2004 г.)






1 На той же конференции была основана и другая организация – Мировой банк, в задачи которого входила помощь в восстановлении разрушенной экономики участвовавших в войне стран и помощь бывшим колониям в развитии и модернизации их экономики. Только в 1947 году в действие вступило Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), ставшее форумом для взаимного снижения торговых барьеров. ГАТТ рассматривалось как прелюдия к созданию Международной организации торговли (МОТ), задачи которой в области торговли были бы аналогичны задачам МВФ. К сожалению, МОТ так и не состоялась: Конгресс и Парламент не ратифицировали ее устав.

[1] Система квот служит выполнению следующих задач:

1) формирование пула денежных средств, используемых Фондом в целях предоставления займов государствам-членам, испытывающим финансовые затруднения;

2) усиление роли расчетного базиса для определения Фондом размеров займа, который может быть предоставлен делающему взносы члену, или сумму, которую он может получить во время периодически проводимых распределений специальных средств, известных как специальные права заимствования;

3) определение количества голосов, предоставляемых каждому государству-члену.

1 МЦУИС (1995г. – 119 членов), основан в качестве независимой международной организации, издает дважды в год журнал по правовым вопросам («ICSID Review»), сборники («Investment Law of the World» & «Investment Trades») и годовой отчет.