Содержание




Тема 2. 3

1. В чем состоят основные отличия между  реляционистскими и поведенческими концепциями власти?. 3

2. Тест. 4

3. В чем состоит специфика государственной власти как особой разновидности власти?. 4

Тема 3. 5

1. В свете классических представлений Д.Истона в чем состоит заключается специфика политической системы в ряду других систем общества?. 5

2. Тест. 6

3. Какая партийная система существует в современной России? Попытайтесь обосновать свой ответ. 7

Тема 5. 9

1. Тест. 9

2. Почему тоталитарные режимы появляются лишь в  XX веке?. 9

3. В чем состоит основное отличие  между непосредственной  и представительной демократией?. 10

Список литературы... 12


Тема 2

1. В чем состоят основные отличия между  реляционистскими и поведенческими концепциями власти?

Реляционные концепции характеризуют власть как отношение между двумя партнерами, агентами, при котором один из них оказывает определяют влияние на второго. Можно выдели три основных варианта теорий религиозной интерпретации власти: теории «сопротивления», «обмена ресурсами» и «раздела зон влияния». В теориях «противления» (Д.Картрайт, Дж.Френ Б.Рейвен и др.) исследуются такие властные отношения, в которых субъект власти подавляет сопротивление объекта. Соответственно разрабатываются классификации различных степеней и форм сопротивления. В теории «обмена ресурсами» (П.Блау, Д.Хисон, К.Хайнингс и др.) на первый план выдвигаются ситуации, когда имев место неравное распределение ресурсов между участниками социального отношения, и вследствие этого возникает острая потребность в ресурсах у тем кто их лишен. В этом случае индивиды, располагающие «дефицитными рецептами», могут трансформировать их излишки во власть, уступая часть ресурсов тем, кто их лишен, в обмен на желаемое поведение.[1] Теории «раздела влияния» (Д. Ронг и др.) предлагают при оценке природы существующих отношений власти принимать во внимании не каждое действие в отдельности, а рассматривать их в совокупности. Подчеркивается момент изменяемости рол лей участников взаимодействий. Если одной ситуации властью обладает один индивид по отношению к другому, то (я трансформацией сферы влияния позиции участников меняются.

Другой взгляд представлен в поведенческой концепции власти. Разработана в 1920-30-ых годах Чарльзом Мериам. В ней заложена идея бихевиоризма. Это установка на эмпирическое исследование поведения людей в сфере политики. Рассмотрен поведенческий аспект человека, группы, массового движения.

Одну из типичных бихевиористских трактовок власти предлагает Г.Лассуэлл. Он считает, что первоначальные импульсы для возникновения власти дает присущее индивидам стремление (воля) к власти и обладание «политической энергией». Человек видит во власти средство улучшения жизни, приобретения богатства, престижа, свободы, безопасности и т.п. В то же время власть — это и самоцель, позволяющая наслаждаться ее обладанием. Политическая власть складывается из столкновения многообразных воль к власти как баланс, равновесие политических сил.

Для бихевиористов характерно также рассмотрение политических отношений как рынка власти. Правила рыночной торговли: учет спроса и предложения, стремление к выгоде, выравнивание цен и конкуренция продавцов и покупателей — они и только они выступают регуляторами, автоматически (без внешнего принуждения) обеспечивающими функционирование политической системы общества. Политические субъекты активно действуют на рынке власти, пытаясь выгодно использовать имеющиеся у них ресурсы (от природной воли к власти до накопленных запасов, имеющих уже реальный объем), где эти ресурсы и получают общественное признание как таковые.

2. Тест

Легитимная власть это:

а)     Власть, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством или обычаями;

б)    Власть, признаваемая в качестве правомочной и оправданной теми, в отношении кого она направлена;

в)     Эффективная власть.

3. В чем состоит специфика государственной власти как особой разновидности власти?

К особым свойствам государственной власти можно отнести следующие:

1. Для государственной власти силой, на которой она базируется, является государство: никакая другая власть подобными средствами воздействия не располагает.

2. Государственная власть публична. В широком смысле публичной, то есть общественной, является всякая власть. Однако в теории государства в эту характеристику традиционно вкладывается иной, специфический смысл, а именно то, что государственная власть осуществляется профессиональным аппаратом, отделенным (отчужденным) от общества как объекта власти.

3. Государственная власть суверенна, что означает ее независимость вовне и верховенство внутри страны. Верховенство государственной власти прежде всего состоит в том, что она выше власти всех других организаций и общностей страны, все они должны подчиняться власти государства.

4. Государственная власть универсальна: она распространяет свою силу на всю территорию и на все население страны.

5. Государственная власть обладает прерогативой, то есть исключительным правом на издание общеобязательных правил поведения - юридических норм.

6. Во времени государственная власть действует постоянно и непрерывно.[2]


Тема 3

1. В свете классических представлений Д.Истона в чем состоит заключается специфика политической системы в ряду других систем общества?

Специфика политической системы в представлениях Д.Истона заключается в свойстве легитимности. Под легитимностью понимается чаще всего способность политической системы обеспечивать себе поддержку народа. Д.Истон рассматривает в качестве легитимной такую систему, которая соответствует “собственным моральным принципам индивида, его собственному пониманию того, что является справедливым и правильным в политической сфере”.

К числу важнейших источников легитимности зарубежные и отечественные политологи относят идеологию, политический режим и политическое лидерство. Так, в зависимости от характера и степени выраженности указанных источников Д. Истон подразделяет легитимность на следующие три типа: 1) идеологическую легитимность, в основе которой лежит моральная убежденность индивидов в ценности того или иного общественно-политического строя и провозглашаемых им принципов; 2) структурную легитимность, основывающуюся на приверженности индивидов механизму и нормам политического режима как такового и 3) персональную легитимность, связанную с верой индивидов в личные качества политических лидеров, в их способность должным образом применять политическую власть.[3]

Говоря об идеологии как источнике легитимности, Д. Истон отмечает, что она представляет собой, с одной стороны, определенную форму выражения нужд и потребностей индивидов (выразительный аспект идеологии), а с другой — несомненное средство контроля в руках политических лидеров за поведением этих индивидов (инструментальный или манипулятивный аспект идеологии). При этом манипулятивный аспект идеологии является преобладающим, ибо независимо от того, какой характер имеет та или иная идеология (мистифицированный, иллюзорный или реалистический), она захватывает воображение людей, объединяет их усилия и побуждает действовать в желаемом для политических лидеров направлении.

2. Тест

Сколько туров голосования предполагает относительная  мажоритарная система?

Один;

Два;

Может быть и один и два тура.

3. Какая партийная система существует в современной России? Попытайтесь обосновать свой ответ.

Партийная система в России пока окончательно не сложилась. Ельцинская партийная система претерпела заметные изменения после политических реформ В.Путина.

Первым следствием слома ельцинской системы стало уничтожение "системной" оппозиции. Конечно, остались партии, которые пытаются критиковать режим и собрать на этом политические дивиденды. Это и КПРФ, и СПС, и "Яблоко". Однако их уже нельзя назвать оппозицией в строгом смысле слова. Они не влияют на принятие политических решений, у них нет рычагов давления на власть через публичную политику, поскольку само пространство публичной политики переформатировано под новый политический режим.     Таким образом, имитационная функция партий не только утрачена при новом режиме, но является лишней. Партии нужны лишь для демонстрации демократичности режима на внешней арене, но во внутренней политике они в этом качестве не востребованы.

Другим полем деятельности партий была Госдума. Этот орган создавался для того, чтобы политику "с улиц" перевести под его крышу, взяв ее под контроль. Дума была наделена лишь представительскими функциями и, по замыслу отцов российской Конституции, не должна была мешать президенту проводить свой курс. Однако все вышло иначе. Выяснилось, что без полного контроля над Думой исполнительная власть не может проводить нужные законы. Вместе с тем ограниченность полномочий парламентариев привела к парадоксальным последствиям. Чтобы противостоять планам президенсткой администрации, думской оппозиции приходилось провоцировать один кризис за другим - только в пограничных ситуациях у парламентариев появлялись рычаги воздействия на власть. Поэтому торг власти и Думы проходил в чрезвычайном режиме.

После образования в Думе пропрезидентского большинства ситуация кардинально изменилась. Оппозиция потеряла возможность давления на власть, поскольку не в состоянии была инициировать кризисы (вотум недоверия правительству, отклонение бюджета и т.д.). В связи с этим Дума утратила значение как площадка для торга между оппозицией и властью. Парламентская оппозиция перестала существовать как политический субъект.

Партии сегодня отключены и от телевидения: проблема "медиа-оппозиции", создающей возможности для быстрой политической мобилизации населения оппозиционными партиями, уже не стоит на "повестке дня". С одной стороны, это способствует достижению кратковременной стабилизации политического процесса. С другой стороны, разрыв между партиями и СМИ увеличивается, что в долгосрочной перспективе ведет к негативным последствиям для общества - затрудняется возможность общественного диалога, СМИ превращаются в придаток госаппарата и т.д.

Существенным элементом российской партийной системы является роль в ней "партии власти". В это понятие вкладывается иной смысл, нежели в западных демократиях. На Западе "партия власти" - это правящая партия, которая победила на выборах и рекрутировала свои кадры в органы государственной власти. В России "партия власти" - это понятие-перевертыш. Правящая элита создает "под себя" партию, которая рассматривается лишь как инструмент для решения сиюминутных задач, а не как самостоятельный политический субъект. Поэтому на каждые думские выборы выставлялась "партия власти" в различной "упаковке": в 1993 - ДВР, в 1995 - НДР, в 1999 - "Единство", в 2003 - "Единая Россия".

Таким образом, из посредника между обществом и государством партии в России превратились в электоральные и лоббистские машины. Они не отражают интересов общества, не осуществляют коммуникацию между ним и властью. Партийная система в публичной сфере фактически не работает. Реальная политика делается в кулуарах власти. "Партии" являются лишь инструментом, позволяющим имитировать публичную политику и демократические процедуры.

В то же время в политической системе существуют партии, наделенные реальной властью. Это партии теневые, непубличные, так называемые "элитные группировки". Эти "партии" интегрированы во власть на самых разных уровнях. У них есть свои лидеры, суррогатная идеология, финансовые ресурсы, группы поддержки, СМИ. Но у них нет социальной базы, корней в обществе.     Следовательно, мы имеем два вида полупартий. Публичные, имеющие идеологию, программу, лидеров, электоральный ресурс, но не интегрированные во власть. И теневые, имеющие реальный властный ресурс, но не имеющие представительства в обществе. "Туловище" и "голова" партийной системы разделены. Этот разрыв между властью и обществом является источником многих проблем российской политики.


Тема 5

1. Тест

Что является общим как для тоталитарных режимов, так и для авторитарных?

а)     Отсутствие политических свобод;

б)    Жесткий контроль государства по отношению ко всем сферам общества;

в)     Наличие харизматического лидера, вождя.

2. Почему тоталитарные режимы появляются лишь в  XX веке?

Тоталитарное управление - всеобъемлющее; человек всесторонне порабощен; свобода становится преступной и наказуемой. Отсюда явствует, что сущность тоталитаризма состоит не столько в особой форме государственного устройства (демократической, республиканской или авторитарной), сколько в объеме управления: этот объем становится всеохватывающим. Однако, такое всеобъемлющее управление осуществимо только при проведении самой последовательной диктатуры, основанной на единстве власти, на единой исключительной партии, на монополии работодательства, на всепроникающем сыске, на взаимодоносительстве и на беспощадном терроре. Такая организация управления позволяет придать собственно государственной форме любой вид; советский, федеративный, избирательный, республиканский или иной. Важна не государственная форма, а организация управления, обеспечивающая всеохват; - до последнего закоулка городского подвала, деревенского чулана, личной души, научной лаборатории, композиторской фантазии, больницы, библиотеки, газеты, рыбачей лодки и церковной исповедальни.

Распространение тоталитарных режимов в XX веке связано с высоким темпом интеграции мирового хозяйства и общественных отношений в некую единую систему. Как попытка оградить свою территорию от вхождения «чуждого» появляется система жесткого контроля за деятельностью человека, которая выражается в тоталитарном режиме.[4]


3. В чем состоит основное отличие  между непосредственной  и представительной демократией?

Непосредственная демократия – форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения.

Демократия является непосредственной, если народ правит сам на своих собраниях, если нет различия между управляющим и управляемыми. Напротив, она является представительной, если граждане осуществляют свой суверенитет лишь  посредством выборов представителей, которые  затем осуществляют управление от их имени.

Важнейшей формой непосредственной демократии является референдум. Референдум – всенародный опрос, в котором принимают участие все граждане государства, имеющие избирательные права. Он проводится по особо важным вопросам государственной или общественной жизни.

Представительная демократия представляет собой совокупность следующих принципов:

-        Национальное представительство учреждается основным законом страны;

-        Нация (народ), являясь носителем суверенитета, уполномочивает парламент осуществлять от его имени законодательную власть (а не суверенитет);

-        Для наиболее эффективного функционирования законодательной власти нация, (народ) избирает в парламент своих представителей;

-        Член парламента является представителем всей нации, а не только тех кто его избрал, поэтому он не зависит от своих избирателей  и не может быть ими отозван;

-        Работа парламента характеризуется особыми организационными формами деятельности, а его решения имеют основополагающий характер.[5]

Список литературы

1.     Куликов В.И. Конституционное право РФ. М.: Высшая школа, 2002.

2.     Конституционное право. Учебник. Отв. ред. А.Е. Козлов. – М.: Издательство БЕК, 2002.

3.     Основы государства и права в схемах и таблицах. / Под ред. О.Е. Кутафина. – М.: ИНФРА-М, 2002.

4.     Румянцев О.Г. Политология. – М.: ИНФРА-М, 2003.

5.     Политология: курс лекций. / Под редакцией А.А.Радугина. – М.: Центр, 2001. 






[1] Куликов В.И. Конституционное право РФ. М.: Высшая школа, 2002.- с. 125.

[2] Румянцев О.Г. Политология. – М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 92.

[3] Политология: курс лекций. / Под редакцией А.А.Радугина. – М.: Центр, 2001. – с. 141.

[4] Конституционное право. Учебник. Отв. ред. А.Е. Козлов. – М.: Издательство БЕК, 2002. – с. 216.

[5] Основы государства и права в схемах и таблицах. / Под ред. О.Е. Кутафина. – М.: ИНФРА-М, 2002. – с. 37.