Содержание
Введение. 3
Теоретическая часть. 5
Учетно- аналитическое обеспечение процесса оценки предприятия (бизнеса) 5
1.1. Система экономической информации процесса оценки бизнеса. 5
1.2. Основные методологические особенности учетно- аналитического обеспечения при оценке предприятия. 7
1.3. Данные учета и отчетности как информационное поле оценочной деятельности предприятия. 17
Заключение. 26
Практическая часть. 28
Задача. 28
Список использованной литературы.. 29
Введение
Рыночная экономика насыщена ситуациями, когда происходит принятие решений финансово-экономического характера (инвестиционного, кредитного; при организации различных форм собственности и проведении различных мероприятий по реструктуризации действующего предприятия; при проведении процедуры банкротства, санации, оздоровлении предприятия и при многих других финансовых, экономических и юридических ситуациях) и при этом необходимо оценить партнера и его вклад, в целом предприятие, бизнес, определить его рыночную стоимость на дату принятия решения или на определенный момент в будущем после реализации программы, определить возможность компенсации потерь, способность рассчитаться с государством, контрагентами, гражданами; стоимость предприятия после реализации определенного проекта, рентабельность экономического субъекта, а в конечном итоге создать и использовать механизм контроля за наличием и движением собственности.
Зарубежный и отечественный опыт показывает, что без умения правильно и быстро оценивать стоимость любого бизнеса невозможно создание среднего класса собственников, устойчивого и динамического развития рыночных отношений, недоверия партнеров и инвесторов, а в конечном итоге создание законного и честного экономического макро- и микроклимата. На этом основано функционирование экономики Германии, Франции, США, Японии, других развитых и развивающихся стран.
Одним из способов адаптации предприятия к внешней среде является оценка бизнеса или проекта в сложившихся условиях. Оценка бизнеса преследует цель не просто математически оценит вероятность того, насколько эффективным будет тот или иной проект, или то или иное принятое решение, но и отыскать пути и возможности снижения риска и неопределенности, а, возможно, и устранения его в определенной степени.
Оценка бизнеса является весьма трудоемким и сложным процессом . Поэтому одним из вариантов упрощения оценочной деятельности является учетно- аналитическое обеспечение процесса. В связи с актуальностью темы данный вопрос был использован для исследования в рамках данной работы.
Целью работы выступает исследование учетно- аналитического обеспечения процесса оценки бизнеса на предприятиях.
Поставленная цель конкретизируется рядом задач:
1) рассмотреть систему экономической информации, используемой при оценке предприятия, бизнеса.
2) Рассмотреть основные методологические особенности учетно- аналитического обеспечения процесса оценки предприятия
3) Исследовать данные бухгалтерской и финансовой отчетности как информационной поле оценочной деятельности.
Теоретическая часть
Учетно- аналитическое обеспечение процесса оценки предприятия (бизнеса)
1.1. Система экономической информации процесса оценки бизнеса
Информатизация во всех областях человеческой деятельности превратилась сейчас в глобальную проблему, кардинально решить которую можно только «всем миром». Это примерно такая же проблема, как экологическая, с которой каждой отдельно взятой стране не справиться. Поэтому не случайно, что 48-я сессия Организации Объединенных Наций, посвященная подготовке к 50-летию ООН, уделила большое внимание созданию единого мирового информационно-сотового сообщества (информационной цивилизации XXI века).
Экономический анализ в рамках оценочной деятельности базируется на системе экономической информации, которая лежит в основе оптимальных управленческих решений. Действующая, развивающаяся математическая теория информации исследует способы определения и оценки количества информации, процессов хранения и передачи ее по каналам связи. Она исходит из данных, предназначенных для сохранения в запоминающем устройстве или для передачи по каналам связи.
Создание рационального потока информации должно опираться на определенные принципы. Таковыми являются[1, с. 148]:
1) выявление информационных потребностей и способов наиболее эффективного их удовлетворения;
2) объективность отражения процессов производства, обращения, распределения и потребления, использования природных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов;
3) единство информации, поступающей из различных источников (бухгалтерского, статистического и оперативного учета), а также плановых данных, устранение дублирования в первичной информации;
4) оперативность информации, обеспечивающаяся применением новейших средств связи и внедрением методов дистанционной передачи первичных данных непосредственно на воспринимающие устройства ЭВМ;
5) всесторонняя разработка первичной информации на ЭВМ с выведением на ее основе необходимых производственных показателей;
6) возможное ограничение объема первичной информации и повышение коэффициента ее использования;
7) кодирование первичных данных с целью эффективного использования каналов связи и преобразующих устройств;
8) разработка программ использования и анализа первичной информации для целей планирования и управления.
Объективность отражения процессов производства, обращения, распределения и потребления, использования природных ресурсов — основное требование, которому должны удовлетворять действующие в настоящее время системы информации, учета и отчетности. Первичные документы, которые составляются заинтересованными сторонами (преимущественно материально ответственными лицами), и сейчас в массе своей объективно отражают суть той или иной хозяйственной операции. Но, к сожалению, имеют место и подлоги, искажения, приписки, ошибки. Переложение первичной регистрации операций на машины (телефоны, телетайпы, телевидение и другие контрольно-измерительные и передающие устройства) не только существенно сокращает трудоемкость работ, но и повышает объективность данных.
Единство информации учетного и планового характера вытекает из требований единства экономики. Однако этот основополагающий принцип не всегда соблюдался. Первичная документация в различных организациях одной и той же отрасли не унифицирована, тем более нет такой унификации на предприятиях разных отраслей, различных форм собственности. Научная система первичной экономической информации может основываться на единых принципах, свободных от ведомственной ограниченности различных видов учета - бухгалтерского, статистического и оперативного.
В настоящее время устанавливаются единые формы бухгалтерской отчетности, приближенные к международным стандартам. Все предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами (кооперативы, арендные, коллективные и частные предприятия, государственные предприятия и организации), составляют бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах по единым нормам. Единство отчетных форм основывается, естественно, и на общих принципах счетоводства, хотя этот принцип, как указывалось выше, не всегда соблюдается.
Рациональная система информации предполагает сокращение объема передаваемых данных. На основе необходимого (возможно, строго ограниченного) числа базисных показателей, которые постоянно накапливаются в запоминающих устройствах, на ЭВМ можно будет исчислять все производные показатели, выписывать динамические ряды, делать нужные сопоставления.
1.2. Основные методологические особенности учетно- аналитического обеспечения при оценке предприятия
Совокупность требований, предъявляемых к информации при оценке, зависит от различных особенностей объекта оценки, к которым, например, можно отнести: отраслевую принадлежность, масштабность, форму собственности, географию функционирования, специфику назначения объекта оценки (например, предприятие, инвестиционный проект, интеллектуальная собственность и др.). Главную роль в формировании совокупных требований к информации при оценочной деятельности играет назначение оценки, которую определяет заказчик.
Известны различные пути организации информации, например, хронологический, журналистский, логический, дискретный, стохастический, эвристический и др.
Хронологический путь организации информации предусматривает последовательный переход от прошлого к будущему (или от будущего к прошлому). Например, в отчете об оценке описание процесса производства начинается с изложения истории создания компании. Журналистский путь организации предполагает размещать материал от более важного к менее важному. Например, при анализе финансовой информации, как правило, не имеет смысла описывать всю ретроспективную информацию, а внимание акцентируется на более важных пропорциях или коэффициентах. Логический порядок распределяет информацию от общего к частному или от частного к общему. Например, прежде чем перейти к анализу оцениваемой компании, проводится обзор макроэкономической ситуации, позволяющий определить инвестиционный климат в стране. Дискретный порядок распределяет выбранную информацию за различные, невзаимосвязанные этапы деятельности функционирования объекта. Например, информация оценщика при аудиторской проверке на различные даты оценки[8, с. 155].
Известно, что оценка бизнеса основана на анализе стоимости предприятия как товара инвестиционного, т. е. с учетом прошлых затрат, текущего состояния и будущего потенциала. При таком комплексном подходе необходимо провести сбор и анализ большого количества информации, которую можно классифицировать следующим образом[9, с. 101]:
— внешняя информация, характеризующая условия функционирования предприятия в регионе, отрасли и экономике в целом;
— внутренняя информация, дающая представление о деятельности оцениваемого предприятия.
Функционирование бизнеса основано на оптимальном сочетании объема продаж, получаемой прибыли и финансовых ресурсов для обеспечения запланированного роста, что в значительной степени определяется внешними условиями функционирования предприятия. К ним относятся макроэкономические и отраслевые факторы: уровень инфляции, темпы экономического развития страны, условия конкуренции в отрасли и т. д. Внешняя информация. Информационный блок внешней информации характеризует условия функционирования предприятия в отрасли и экономике в целом. Объем и характер внешней информации различаются в зависимости от целей оценки. При составлении отчета необходимо показать, что собранная и изученная оценщиком информационная база является необходимой и достаточной для итогового заключения о стоимости предприятия. Информацию следует давать в оптимальном объеме и ориентированной на оцениваемый объект.
Макроэкономические показатели содержат информацию о том, как сказывается или скажется на деятельности предприятия изменение макроэкономической ситуации, и характеризуют инвестиционный климат в стране. В зависимости от целей оценки макроэкономический обзор может выделяться как отдельный раздел отчета об оценке или рассматриваться в общем контексте отчета.
Факторы макроэкономического риска образуют систематический риск, возникающий из внешних событий, влияющих на рыночную экономику, и не могут быть устранены диверсификацией в рамках национальной экономики.
Диверсификация — сокращения риска с помощью портфельных инвестиций (приобретение широкого круга ценных бумаг).
Риск — степень определенности или неопределенности, которой характеризуется достижимость в будущем ожидаемых результатов.
Как правило, риск воспринимается как возможность потери, хотя, по определению, любое возможное отклонение (+/—) от прогнозируемой величины есть отражение риска. Анализ фактора риска имеет субъективный характер: оценщики, уверенные в будущем росте компании, определят ее текущую стоимость выше по сравнению аналитиком, составляющим пессимистичный прогноз. Другими словами, чем шире разброс ожидаемых будущих доходов вокруг наилучшей оценки, тем рискованнее инвестиции. Различия в оценках рисков ведут к множеству заключений о стоимости предприятия.
Текущая стоимость компании, деятельность которой связана с высоким риском, ниже, чем текущая стоимость аналогичной компании, но функционирующей в условиях меньшего риска.
Чем выше оценка инвестором уровня риска, тем большую ставку дохода он ожидает. Большинство заказов на оценку связаны с анализом закрытых компаний, владельцы которых не диверсифицируют свои акции в той же мере, что и владельцы открытых компаний. Поэтому при оценке компаний закрытого типа оценщик наряду с анализом систематического риска должен учитывать факторы несистематического риска. К ним относятся отраслевые риски и риски инвестирования в конкурентную компанию.
Основные факторы макроэкономического риска[5, с. 205]:
а) уровень инфляции;
б) темпы экономического роста страны;
в) уровень платежеспособности предприятий, населения;
г) изменение ставок процента Центрального банка РФ;
д) изменение обменного курса валют;
е) уровень политической стабильности и др.
Инфляционный риск — это риск непрогнозируемого изменения темпов роста цен. Инвестор стремится получить доход, покрывающий инфляционное изменение цен. Высокая или непрогнозируемая инфляция может свести к нулю ожидаемые результаты производственной деятельности, обеспечивает перераспределение доходов в экономике и повышает предпринимательский риск. Результатом является занижение реальной стоимости имущества предприятия.
В процессе оценки сопоставляются ретроспективные, текущие и будущие (прогнозируемые) данные. Стоимость имущества предприятия, полученная в различные годы, может сравниваться только в том случае, если стоимость денежной единицы не меняется. Однако практически изменение стоимости денежной единицы происходит каждый год (как правило, в сторону повышения). Уровень цен измеряется в виде индекса (индекс цен, рассчитанный по основной группе потребляемых товаров, может рассматриваться как показатель уровня цен в текущем году), являющегося измерителем соотношения цен за разные периоды:
Инфляционный рост цен обуславливает необходимость учета номинальных и реальных (после корректировки) величин. Самый простой способ корректировки — разделить номинальную величину на индекс цен.
В процессе оценки, кроме абсолютных величин, рассчитываются и относительные, например, ставка дисконта (в %). Она также может определяться как номинальная или реальная, если темп инфляционного роста цен в стране превышает15%, рекомендуется пересчет проводить с применением формулы Фишера:
где Rr — реальная ставка дохода (дисконта);
Rn — номинальная ставка дохода (дисконта);
i — индекс инфляции.
Основные источники информации об инфляционном риске: программы правительства и прогнозы, периодическая экономическая печать.
Риск, связанный с изменением темпов экономического развития. Непредсказуемость, цикличность рыночной экономики определяют необходимость учитывать при расчетах общее состояние экономического развития и ожидаемые темпы экономического роста на ближайшую перспективу (например, налоговые реформы, вялость потребительских расходов).
Основные источники информации о риске, связанном с изменением темпов экономического развития: программы правительства, аналитические обзоры информационных агентств, периодическая экономическая печать и др.
Риск, связанный с изменением уровня платежеспособности предприятий, населения. Платежеспособность предприятий — способность предприятий отвечать по своим обязательствам в сроки, оговоренные в контрактах, договорах (изменяется в связи с невыполнением договорной дисциплины, взаимоотношением с государством, местными органами власти и т. д.). Платежеспособность населения зависит от своевременной выплаты государством пенсий, пособий, своевременности выплаты заработной платы на предприятиях и в организациях.
Риск, связанный с изменением величины ставки процента Центрального банка РФ. Изменение процентной ставки является реакцией на проводимые меры макроэкономического регулирования и может приводить как к стимулированию инвестиционной активности, так и сдерживать увеличение совокупных расходов в экономике. В процессе оценки факторы систематического и несистематического риска взвешиваются при расчете ставок дисконта, коэффициента капитализации, рыночных мультипликаторов и т. д. В качестве безрисковой ставки в этих расчетах, как правило, принимаются ставки дохода по государственным долгосрочным ценным бумагам.
Риск, связанный с изменением обменного курса валюты. Курсы валют меняются под влиянием экономических и политических факторов. Изменение валютного курса не всегда точно отражает колебания розничных цен в стране, в то же время инфляционная корректировка финансовой информации в процессе оценки, как правило, проводится по колебаниям курса наиболее стабильной валюты.
При составлении прогноза объемов продаж на следующий год оценщик может проводить расчеты в рублях, учитывая прогнозируемые инфляционные ожидания, или пересчитать прогнозируемые величины по курсу доллара, инфляционные ожидания по которому ниже. Следует обязательно учитывать инфляционные ожидания по любому виду валюты.
Основные источники информации: программы правительства, информационные агентства, периодическая экономическая печать.
Риск, связанный с уровнем политической стабильности — это угроза активам предприятия, вызванная политическими событиями. Факторы политического риска определяются, как правило, на основе экспертных оценок, проводимых крупными фирмами или аналитическими агентствами.
Основные источники информации о политических рисках: данные аналитических обзоров, Проводимых «Deloitte & louche»; «Valuation Center For Central & Eastern Europe»; «Dun & Bradstreet», российские агентства (ВЕДИ), законодательство РФ.
Внешняя информация, кроме макроэкономической информации, включает отраслевую: состояние и перспективы развития отрасли, в которой функционирует оцениваемое предприятие. Содержание данного раздела определяется степенью доступности отраслевых данных. В нем должны быть отражены условия конкуренции в отрасли, рынки сбыта и возможные варианты использования производимой продукции и динамика изменения спроса на нее. Условия функционирования предприятия в отрасли могут оказать серьезное влияние на итоговую величину стоимости. Основные отраслевые факторы риска: нормативно-правовая база, рынки сбыта, условия конкуренции[9, с. 222].
Нормативно-правовая база определяется с учетом наличия у предприятий ограничений для вступления в отрасль. Если существуют среднеотраслевые данные по основным финансовым коэффициентам, их необходимо использовать в ходе оценки. Сопоставление данных оцениваемой компании с аналогичными показателями других предприятий отрасли является важным этапом в отраслевом исследовании, поскольку позволяет определить рейтинг оцениваемого предприятия, сделать более достоверные прогнозы относительно прибыльности и требуемой величины затрат.
Основные источники информации: данные Государственного комитета по статистике, законодательство РФ, информационные отраслевые бюллетени, бизнес-план предприятия, проекта.
Рынки сбыта. Сбалансированность между спросом и предложением определяет как общее макроэкономическое равновесие, так и особенности сбыта продукции. Для выбора предприятием стратегии сбыта товаров можно использовать, например, матрицу Ансоффа, предполагающую четыре альтернативные стратегии:
1. Проникновение на уже сложившийся рынок с тем же продуктом, что и конкуренты.
2. Развитие рынка за счет создания новых сегментов рынка.
3. Разработка принципиально новых товаров или модернизацию существующих.
4. Диверсификация производимой продукции для освоения новых рынков.
В зависимости от стратегии сбыта товаров составляется прогноз объемов реализуемой продукции. Особого внимания оценщиков заслуживают ограничения в проведении выбранной стратегии: объем спроса и взаимоотношения с поставщиками. Известно, что в процессе сбора информации особенно важны отношения с поставщиками — с точки зрения юридической определенности договоров и их надежности. Целью сбора данной информации является определение потенциала отечественного (если необходимо, и зарубежного) рынка сбыта товара: объем продаж в текущих ценах, ретроспектива за последние годы по оцениваемому предприятию, объем продаж в текущих ценах по конкурентам, прогнозы по расширению рынков сбыта в Российской Федерации и за ее пределами.
Основные источники информации: данные отдела маркетинга оцениваемого предприятия, данные Государственного комитета по статистике, отраслевые информационные издания, периодическая экономическая печать, бизнес-план, личные контакты.
Условия конкуренции. В российской рыночной экономике наиболее типичны рынки несовершенной конкуренции, на которых механизм свободного конкурентного ценообразования имеет серьезные ограничения. Оценка конкурентоспособности предприятия проводится с учетом типа рынка, а следовательно, наличия ограничений для вступления в отрасль конкурентов, производящих товары-заменители. Анализ должен дополняться сведениями об объеме производства конкурирующего товара в натуральном и стоимостном выражениях, о доле реализуемой продукции в общем объеме отечественного производства, характеристикой продукции конкурентов (объем, качество обслуживания, цены, каналы сбыта, реклама), а также перечнем основных российских импортеров этого товара.
149
Основные источники информации: данные Государственного комитета по статистике, данные отдела маркетинга оцениваемого предприятия, фирмы-дилеры, таможенное управление, отраслевые информационные издания, бизнес-план. Информационные источники при анализе отраслевой информации зачастую имеют различную степень достоверности (на один и тот же вопрос можно получить разные ответы).
Внутренняя информация. Информационный блок включает: ретроспективные данные об истории компании, описание маркетинговой стратегии предприятия, характеристику поставщиков, производственные мощности, рабочий и управленческий персонал, внутреннюю финансовую информацию (данные бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и движении денежных средств за 3—5 лет), данные бухгалтерского управленческого учета и отчетности, прочую информацию и др[4, с. 89].
Если на предприятии разработан бизнес-план, то в разделе, посвященном описанию предприятия, приводятся основные сведения о предприятии: виды деятельности, характеристика отрасли, основные показатели текущего финансового состояния предприятия и т. д. Кроме того, в бизнес-плане должны быть следующие данные: организационно-правовая форма, размер уставного капитала, сведения о владельцах наибольших долей уставного капитала, контрольных пакетов акций, принадлежность предприятия к концернам, ассоциациям, холдингам.
История компании. В отчете описывается процесс производства продукции по каждому виду продукции, начинается описание с истории компании.
Маркетинговая стратегия предприятия. Маркетинговая стратегия предприятия определяется внешними факторами, периодом жизненного цикла производимых товаров, наличием производственных мощностей и др. обстоятельствами. Известные периоды жизненного цикла товаров:
1 и 2 — разработка и внедрение товара на рынок;
3 - период роста объемов продажи товара;
4 - период насыщения рынка производимой продукцией, предельная отдача снижается;
5 - сокращение объемов реализации (модернизация выпускаемой продукции или освоение новой).
В процессе анализа оценщик должен сопоставить следующую информацию: объемы продаж за прошлый (ретроспективный), текущий и прогнозируемый периоды, себестоимость реализованной продукции, цены товаров и услуг, их динамика, прогнозируемое изменение объемов спроса, производственные мощности.
Производственные мощности. Это максимально возможный объем производства при условии максимального использования всех имеющихся производственных ресурсов, при данной структуре продукции или услуг. Объем выпускаемой продукции определяется, с одной стороны, спросом на нее, а с другой — наличием производственных мощностей для ее производства.
Рабочий и управленческий персонал. Данный фактор производства оказывает значительное влияние на величину стоимости предприятия. В компаниях закрытого типа труд работников может частично компенсироваться акциями компании (программа участия служащих в прибыли), и работники предприятия могут рассматриваться как совладельцы предприятия, владеющие определенным пакетом акций.
Управляющий предприятием может быть ключевой фигурой, обеспечивать эффективное управление и развитие бизнеса. Данный факт должен быть учтен в процессе оценки, например, при расчете ставок дисконта, так как в случае продажи предприятия его планы в отношении будущей деятельности могут измениться.
Еще один аспект данного анализа — уровень заработной платы на предприятии в сравнении со среднеотраслевыми данными. Отклонение в большую или меньшую сторону рассматривается оценщиком с целью выявления особенностей оцениваемого бизнеса и также может корректироваться при нормализации отчетности.
Основные источники информации при анализе: бизнес-план, интервью с руководителем предприятия, данные отдела маркетинга, ретроспективная финансовая отчетность.
Внутренняя финансовая отчетность. Анализируется, определяется финансовое состояние предприятия на дату оценки, действительная величина чистой прибыли, финансового риска и рыночной стоимости материальных и нематериальных активов. В зависимости от целей оценки направления анализа финансового состояния фирмы меняются.
Основные документы финансовой отчетности, анализируемые в процессе оценки: бухгалтерский, баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств.
Целью работы оценщика по сбору внутренней информации являются:
q анализ истории компании с целью выявления будущих тенденций;
q сбор информации для прогнозирования объемов продаж, денежных потоков, прибыли;
q учет факторов несистематического риска, характерных для оцениваемого бизнеса;
q анализ финансовой документации;
q интервью с руководителями и сбор дополнительной информации, позволяющей сделать оценку более реалистичной.
1.3. Данные учета и отчетности как информационное поле оценочной деятельности предприятия
В современных условиях, по данным бухгалтерского баланса, при выполнении процедуры оценки часто используются следующие показатели стоимости юридического лица:
1) стоимость чистых активов;
2) стоимость собственного капитала и резервов акционерного общества (уставный, добавочный, резервный капиталы, фонды накопления, социальной сферы, нераспределенная прибыль прошлых/лет и отчетного года);
3) рыночная стоимость предприятия, исчисленная по данным ликвидационного (нулевого) баланса, в процессе оценочной деятельности.
Ликвидационный баланс предприятия, когда предприятие прекращает деятельность (банкротство, добровольная ликвидация, принудительная ликвидация, другие случаи ликвидации юридического лица) без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Нулевой баланс составляется, когда предприятие путем прекращения юридического лица продолжает свою производственно-экономическую деятельность (например: слияние, разделение, выделение, преобразование, присоединение и др.).
По определению известных специалистов в области бухгалтерского учета Ткача В. И., Бреславцевой Н. А. и др., ликвидационный (нулевой) баланс — это бухгалтерский механизм определения балансовой рыночной или оценочной стоимости предприятия, составляемый на основе системных бухгалтерских проводок по условной реализации отдельных элементов активов фирмы в целях определения их реальной стоимости и последовательного удовлетворения обязательств предприятия. Ликвидационный баланс составляется при ликвидации юридического лица, во всех остальных случаях составляется нулевой баланс. Нулевые балансы получили более широкое распространение и составляются в следующих случаях[7, с. 77]:
1) Расчет реально и, рыночной стоимости активов фирмы при реорганизации юридического лица по решению его учредителей (участников) либо органами юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами использование нулевых балансов позволяет определить реальную, рыночную стоимость имущества каждого собственника, учредителя, участника.
2) Ведение общего контроля сохранности собственности за определенный период времени (позволяет установить случаи несанкционированного выбытия собственности).
3) Расчет реальной, рыночной стоимости имущества при смене форм собственности (акционирование, аукционная или конкурсная продажа, реализация предприятия иностранному собственнику и др.).
4) Выявление вновь приобретенной собственности за определенный период и ее учетно-правовое оформление (например, аренда с правом и без права выкупа предприятия).
5) При формировании кредитной политики, размера кредитных, ставок, определении вероятности возврата полученного кредита.
6) При формировании залоговой политики, получении и выдаче гарантий и обязательств, как со стороны государства, так и со стороны любого вида коммерческих структур.
7) Прогнозирование возможного курса акций конкретного предприятия, обоснование эмиссии акций и их предполагаемого курса.
8) Определение финансовой устойчивости предприятия и зон финансового риска.
9) При выборе политики экономического и финансового оздоровления экономического субъекта, проведении операционного аудита.
10) При выборе вариантов реструктуризации капитала, экономического субъекта, бизнеса.
11) При обосновании платежеспособности предприятия, участвующего в учреждении финансовых институтов, банков, финансовых компаний и т. п.;
12) При организации контроля за государственной и муниципальной собственностью и в других случаях.
Экономический, бухгалтерский механизм составления ликвидационного (нулевого) баланса сводится к последовательному удовлетворению обязательств предприятия, получению дебиторской задолженности, реализации материальных ценностей, основных средств, нематериальных активов на основе условного или реального превращения всех активов предприятия, дебиторской и кредиторской задолженности и удовлетворения обязательств предприятия в соответствии с установленной очередностью, в установленные сроки.
По результатам ликвидационных бухгалтерских проводок составляется нулевой баланс, в активе которого остаются счета денежных средств, а в пассиве — некоторые источники собственных средств в зависимости от имущественного положения предприятия: уставный капитал, резервный капитал, целевое финансирование и поступления, нераспределенная прибыль прошлых лет и отчетного года. В тех случаях, когда собственный капитал полностью исчерпан, баланс будет составлен с нулевым или даже с отрицательным итогом. Полученная стоимость по активу и пассиву характеризует активы и пассивы-нетто или чистую рыночную стоимость имущества.
В процессе оценочной деятельности информационное поле, которое помимо бухгалтерской, статистической отчетности, включает в себя и другие источники аналитической информации и финансовой документации, подвергается различного рода корректировкам с целью подготовки для использования в оценочной деятельности. Работа оценщика, по мнению известных специалистов в области оценки Грязновой А. Г., Федотовой М. А. и др., с внутренней финансовой документацией проводится по следующим направлениям: инфляционная корректировка, нормализация бухгалтерской отчетности, трансформация бухгалтерской отчетности, вычисление относительных показателей и др.
Инфляционная корректировка отчетности в процессе оценки. Целью инфляционной корректировки документации являются приведение ретроспективной информации за прошедшие периоды к сопоставимому виду, учет инфляционного изменения цен при составлении прогнозов денежных потоков и ставок дисконта. Простейшим способом корректировки является переоценка всех статей баланса по изменению курса рубля относительно курса более стабильной валюты (например, американского доллара). Достоинство этого способа: простота и возможность работы без большого объема дополнительной информации. Но корректировка по курсу валюты дает неточные результаты в силу того, что курсовые соотношения рубля и доллара не совпадают с их реальной покупательной способностью.
К более точным методам можно отнести переоценку статей актива и пассива баланса по колебаниям уровней товарных цен. Это может быть ориентировано как на товарную массу в целом, так и на каждый конкретный товар или товарную группу.
Корректировка разовых, нетипичных и неоперационных доходов и расходов. К числу наиболее важных факторов, определяющих величину денежных потоков, генерируемых бизнесом, относится себестоимость продукции.
Полная себестоимость реализуемой продукции включает в себя полную себестоимость товарной продукции и изменения затрат в остатках продукции на складах и в отгрузке. Полная себестоимость товарной продукции состоит из затрат на: сырье и материалы, топливо и энергию, основную и дополнительную зарплату производственных рабочих, отчисления на социальное и медицинское страхование, расходы на подготовку и освоение производства, расходы на эксплуатацию оборудования, общепроизводственные и общехозяйственные расходы, потери от брака, прочие производственные и внепроизводственные расходы. Активы, несвязанные с основной производственной деятельностью, должны быть исключены в ходе нормализации. В процессе подготовки исходной информации оценщик должен рассчитывать нормализованный доход с учетом нетипичных расходов (не относящихся к основным видам деятельности).
Выделяются также коммерческие и управленческие расходы, прочие операционные доходы и т. д., также влияющие на величину прибыли. Величина прибыли может быть занижена и поэтому потенциального инвестора интересует, в первую очередь, динамика выручки от реализации и структура себестоимости, а затем — нормализованная прибыль.
Корректировка метода учета операций. Существующая в Российской Федерации методика учета запасов: по средней себестоимости, по себестоимости первых по времени закупок (ФИФО) - первым получен, первым отгружен, по себестоимости последних по времени закупок (ЛИФО) - последним получен, первым отгружен.
ФИФО основан на допущении того, что ресурсы, первые поступившие в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости первых по времени закупок, с учетом стоимости ценностей, числящихся на начало месяца.
ЛИФО основан на допущении того, что ресурсы, первые поступившие в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости последних в последовательности по времени закупок (при росте цен метод ЛИФО уменьшает налогооблагаемую прибыль, в условиях инфляции более предпочтителен).
Корректировка метода начисления амортизации. Известно, что доля амортизации в стоимости продукции характеризует эффективность использования средств труда; «амортизация» понимается, как списание стоимости фондов в течение времени их полезного функционирования (не метод оценки, а процесс распределения стоимости).
Возможен расчет сводной таблицы финансовых коэффициентов. С помощью анализа финансовых коэффициентов на основании данных отчетов можно выявить: сильные и слабые стороны данного бизнеса; диспропорции в структуре капитала; уровень риска при инвестировании средств в данный бизнес; базу для сравнения с компаниями-аналогами и др. информацию[9, с. 111].
Обычно оценщик выбирает наиболее важные с его точки зрения коэффициенты с учетом целей оценки (в сравнительном подходе должна быть единая методика расчетов по сравнению с компаниями-аналогами).
В соответствии с известными методическими указаниями Минфина РФ оценщик может рассчитать различные финансовые показатели и коэффициенты.
Показатели ликвидности (коэффициенты ликвидности):
Показатели оборачиваемости активов (деловой активности):
Коэффициент обрачиваемости дебиторской задолженности = Нетто – Выручка от реализации за год: дебиторская задолженность
Норма дней – 8 (45) дней
Оборачиваемость запасов в днях = 360 :Коэффициент оборачиваемости запасов = 3,5
Коэффициент использования собственного оборотного капитала + Нетто – Выручка от реализации : Собственный оборотный капитал
Коэффициенты структуры баланса:
Коэффициент концентрации привлеченного капитала = Общая сумма задолженности : Всего активов
Коэффициент операционного рычага = Процентное изменение прибыли до выплаты процента и налогообложения (прибыль от реализации) : Процентное изменение нетто – Выручка от реализации
Коэффициент финансового рычага= Процентное изменение прибыли после налогообложения (чистая прибыль) : Процентное изменение прибыли до выплаты налогов и процентов (прибыли от реализации)
Рентабельность собственных средств = Прибыль после выплаты процентов и налогов (чистая прибыль) : Собственные средства
Показатели рентабельности:
Рентабельность продукции = Прибыль до выплаты процентов и налогов (прибыль от реализации) : Нетто – Выручка от реализации
Коммерческая маржа = Прибыль после выплаты налогов (чистая прибыль) : Нетто – Выручка от реализации
Инвестиционные показатели:
Прибыль на акцию = Чистая прибыль – Дивиденды по привилегированным акциям : Общее число обыкновенных акций
Цена единицы доходов – Рыночная цена обыкновенной акции : Прибыль на одну обыкновенную акцию
Балансовая стоимость акций = Собственные средства : Количество выпущенных обыкновенных акций
Рассмотрены группы финансовых коэффициентов, наиболее часто встречающиеся в отчетах об оценке; оценщик имеет право выбирать пропорции (коэффициенты), более точно характеризующие бизнес с учетом целей оценки: критерий выбора, наличие данных по сопоставимым компаниям и единая методика расчета. Рассчитанные коэффициенты сравниваются с показателями компаний-аналогов, со среднеотраслевыми показателями, с данными за ряд лет с целью выявления тенденций в развитии компании. Анализ полученных коэффициентов может заканчиваться составлением сводной таблицы (табл. 14).
В результате выполненных расчетов оценщик решает следующие задачи[5, с. 145]:
— приведение ретроспективной финансовой документации к сопоставимому виду, учет инфляционного изменения цен при составлении прогнозов денежных потоков, ставок дисконта и т. д.;
— нормализация отчетности с целью определения доходов и расходов, типичных для оцениваемого бизнеса;
— определение текущего финансового состояния оцениваемого предприятия;
— выявление тенденций в развитии бизнеса на основе ретроспективной информации, текущего состояния и планов на будущее;
— подготовка информации для подбора компаний-аналогов, расчета величины рыночных мультипликаторов.
Заключение
В заключении сделаем несколько основных выводов по работе.
Экономический анализ в рамках оценочной деятельности базируется на системе экономической информации, которая лежит в основе оптимальных управленческих решений. Действующая, развивающаяся математическая теория информации исследует способы определения и оценки количества информации, процессов хранения и передачи ее по каналам связи. Она исходит из данных, предназначенных для сохранения в запоминающем устройстве или для передачи по каналам связи.
Совокупность требований, предъявляемых к информации при оценке, зависит от различных особенностей объекта оценки, к которым, например, можно отнести: отраслевую принадлежность, масштабность, форму собственности, географию функционирования, специфику назначения объекта оценки (например, предприятие, инвестиционный проект, интеллектуальная собственность и др.). Главную роль в формировании совокупных требований к информации при оценочной деятельности играет назначение оценки, которую определяет заказчик.
В современных условиях, по данным бухгалтерского баланса, при выполнении процедуры оценки часто используются следующие показатели стоимости юридического лица:
1) стоимость чистых активов;
2) стоимость собственного капитала и резервов акционерного общества (уставный, добавочный, резервный капиталы, фонды накопления, социальной сферы, нераспределенная прибыль прошлых/лет и отчетного года);
3) рыночная стоимость предприятия, исчисленная по данным ликвидационного (нулевого) баланса, в процессе оценочной деятельности.
В процессе оценочной деятельности информационное поле, которое помимо бухгалтерской, статистической отчетности, включает в себя и другие источники аналитической информации и финансовой документации, подвергается различного рода корректировкам с целью подготовки для использования в оценочной деятельности.
Работа оценщика с внутренней финансовой документацией проводится по следующим направлениям: инфляционная корректировка, нормализация бухгалтерской отчетности, трансформация бухгалтерской отчетности, вычисление относительных показателей и др.
Практическая часть
Задача
УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ
Предприятие выпускает два вида продукции: А и Б. Рыночная стоимость имущества (нефункционирующих активов), которое не нужно для выпуска продукции составляет 320 тыс. руб. Ожидаемые чистые доходы от продаж продукции прогнозируются на уровне (тыс. руб.):
- продукция А: через год- 100, через два года- 70
- продукция Б - через год – 20, через два года – 30, через три года – 700
Средние ожидаемые доходности государственных облигаций с погашением через два года – 25 %, через три года – 20 %.
Определить без учета рисков бизнеса рыночную стоимость предприятия как действующего в расчете на три года продолжения его работы.
РЕШЕНИЕ
Рыночная стоимость предприятия как действующего складывается из суммы стоимостей нефункционирующих активов, ожидаемых чистых доходов и доходов государственных облигаций.
Ожидаемые чистые доходы за три года по всему предприятию равны:
100+70+20+30+700= 920 (тыс. руб.)
Доход от государственных облигаций:
Через два года: (70+30)*0,25 = 25 (тыс. руб.)
Через три года: 700*0,2 = 140 (тыс. руб.)
Суммарные доходы:
25+140 = 165 (тыс. руб.)
Тогда общая рыночная стоимость предприятия:
320+920+165 = 1405 (тыс. руб.)
ОТВЕТ
Рыночная стоимость предприятия равна 1405 тыс. руб.
Список использованной литературы
1) Валдайцев С. В. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия: Учеб. пособ.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 333 с.
2) Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами: пер. с англ. – М.: Финансы и статистика, 2001
3) Есипов В.Е., Маховикова Г.А., Терехова В.В. Оценка бизнеса: Учеб. – СПб.: Питер, 2001. – 325 с.
4) Есипов В.Е., Маховикова Г.А., Терехова В.В. Тесты и задачи по оценочной деятельности. – СПб.: Питер, 2002
5) Организация и методы оценки предприятия (бизнеса): Учебник/ Под ред. В.И. Кошкина. – М.: ЭКСОС, 2002
6) Оценка бизнеса: Учеб./ Под ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой. – М.: Финансы и статистика, 2000 . – 245 с.
7) Оценка недвижимости: Учебник/ По ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 454 с.
8) Пратт Ш. Оценка бизнеса: анализ и оценка компаний закрытого типа. – м.: Финансы и статистика, 1995. – 245 с.
9) Федотова М.А., Уткин В.А. Оценка недвижимости и бизнеса: Учебник. – М.: Ассоциация «Тандем» Изд- во ЭКМОС, 2000. – 299 с.
10) Фридман Дж., Ордуэй Н. Анализ и оценка приносящей доход недвижимости: Пер с англ. – М.: Инфра- М, 1998. – 356 с.