Содержание

Введение. 3

Теоретическая часть. 5

Учетно- аналитическое обеспечение процесса оценки предприятия (бизнеса) 5

1.1. Система экономической информации  процесса оценки бизнеса. 5

1.2. Основные методологические особенности учетно- аналитического обеспечения при оценке предприятия. 7

1.3.  Данные учета и отчетности как информационное поле оценочной деятельности предприятия. 17

Заключение. 26

Практическая часть. 28

Задача. 28

Список использованной литературы.. 29
















Введение

Рыночная экономика насыщена ситуациями, когда происходит при­нятие решений финансово-экономического характера (инвестиционно­го, кредитного; при организации различных форм собственности и про­ведении различных мероприятий по реструктуризации действующего предприятия; при проведении процедуры банкротства, санации, оздо­ровлении предприятия и при многих других финансовых, экономичес­ких и юридических ситуациях) и при этом необходимо оценить партнера и его вклад, в целом предприятие, бизнес, определить его рыночную стоимость на дату принятия решения или на определенный момент в будущем после реализации программы, определить возможность ком­пенсации потерь, способность рассчитаться с государством, контр­агентами, гражданами; стоимость предприятия после реализации определенного проекта, рентабельность экономического субъекта, а в конечном итоге создать и использовать механизм контроля за наличием и движением собственности.

Зарубежный и отечественный опыт показывает, что без умения пра­вильно и быстро оценивать стоимость любого бизнеса невозможно со­здание среднего класса собственников, устойчивого и динамического развития рыночных отношений, недоверия партнеров и инвесторов, а в конечном итоге создание законного и честного экономического макро- и микроклимата. На этом основано функционирование экономики Гер­мании, Франции, США, Японии, других развитых и развивающихся стран.

Одним из способов  адаптации предприятия к внешней среде является оценка бизнеса  или проекта   в сложившихся условиях.  Оценка бизнеса  преследует цель не просто  математически оценит вероятность того, насколько эффективным будет тот или иной проект, или то или иное принятое решение, но и отыскать пути и возможности снижения  риска и неопределенности, а, возможно, и устранения его в определенной степени.

         Оценка бизнеса является весьма трудоемким и сложным процессом . Поэтому одним из вариантов  упрощения оценочной деятельности является  учетно- аналитическое обеспечение процесса. В связи с актуальностью темы данный вопрос был использован для исследования в рамках данной работы.

Целью работы выступает исследование учетно- аналитического обеспечения процесса  оценки бизнеса на предприятиях.

Поставленная цель конкретизируется рядом задач:

1)    рассмотреть систему экономической информации, используемой  при оценке предприятия, бизнеса.

2)    Рассмотреть основные методологические особенности учетно- аналитического обеспечения процесса оценки предприятия

3)    Исследовать данные бухгалтерской и финансовой отчетности как информационной поле оценочной деятельности.



















Теоретическая часть

Учетно- аналитическое обеспечение процесса оценки предприятия (бизнеса)

1.1. Система экономической информации  процесса оценки бизнеса

Информатизация во всех областях человеческой деятельности пре­вратилась сейчас в глобальную проблему, кардинально решить которую можно только «всем миром». Это примерно такая же проблема, как эко­логическая, с которой каждой отдельно взятой стране не справиться. Поэтому не случайно, что 48-я сессия Организации Объединенных На­ций, посвященная подготовке к 50-летию ООН, уделила большое вни­мание созданию единого мирового информационно-сотового сообще­ства (информационной цивилизации XXI века).

Экономический анализ в рамках оценочной деятельности базируется на системе экономической информации, которая лежит в основе опти­мальных управленческих решений. Действующая, развивающаяся мате­матическая теория информации исследует способы определения и оцен­ки количества информации, процессов хранения и передачи ее по кана­лам связи. Она исходит из данных, предназначенных для сохранения в запоминающем устройстве или для передачи по каналам связи.

Создание рационального потока информации должно опираться на определенные принципы. Таковыми являются[1, с. 148]:

1) выявление информационных потребностей и способов наиболее  эффективного их удовлетворения;

2) объективность отражения процессов производства, обращения, рас­пределения и потребления, использования природных, трудовых, мате­риальных и финансовых ресурсов;

3) единство информации, поступающей из различных источников (бухгалтерского, статистического и оперативного учета), а также плановых данных, устранение дублирования в первичной информации;

4) оперативность информации, обеспечивающаяся применением но­вейших средств связи и внедрением методов дистанционной передачи первичных данных непосредственно на воспринимающие устройства ЭВМ;

5) всесторонняя разработка первичной информации на ЭВМ с выве­дением на ее основе необходимых производственных показателей;

6) возможное ограничение объема первичной информации и повы­шение коэффициента ее использования;

7) кодирование первичных данных с целью эффективного использо­вания каналов связи и преобразующих устройств;

8) разработка программ использования и анализа первичной инфор­мации для целей планирования и управления.

Объективность отражения процессов производства, обращения, рас­пределения и потребления, использования природных ресурсов — ос­новное требование, которому должны удовлетворять действующие в на­стоящее время системы информации, учета и отчетности. Первичные документы, которые составляются заинтересованными сторонами (пре­имущественно материально ответственными лицами), и сейчас в массе своей объективно отражают суть той или иной хозяйственной операции. Но, к сожалению, имеют место и подлоги, искажения, приписки, ошиб­ки. Переложение первичной регистрации операций на машины (телефо­ны, телетайпы, телевидение и другие контрольно-измерительные и пе­редающие устройства) не только существенно сокращает трудоемкость работ, но и повышает объективность данных.

Единство информации учетного и планового характера вытекает из требований единства экономики. Однако этот основополагающий прин­цип не всегда соблюдался. Первичная документация в различных органи­зациях одной и той же отрасли не унифицирована, тем более нет такой унификации на предприятиях разных отраслей, различных форм соб­ственности. Научная система первичной экономической информации может основываться на единых принципах, свободных от ведомствен­ной ограниченности различных видов учета - бухгалтерского, статисти­ческого и оперативного.

В настоящее время устанавливаются единые формы бухгалтерской отчетности, приближенные к международным стандартам. Все предпри­ятия и организации, являющиеся юридическими лицами (кооперативы, арендные, коллективные и частные предприятия, государственные пред­приятия и организации), составляют бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах по единым нормам. Единство отчетных форм основывается, естественно, и на общих принципах счетоводства, хотя этот принцип, как указывалось выше, не всегда соблюдается.

  Рациональная система информации предполагает сокращение объема передаваемых данных. На основе необходимого (возможно, строго огра­ниченного) числа базисных показателей, которые постоянно накапли­ваются в запоминающих устройствах, на ЭВМ можно будет исчислять все производные показатели, выписывать динамические ряды, делать нужные сопоставления.

1.2. Основные методологические особенности учетно- аналитического обеспечения при оценке предприятия

Совокупность требований, предъявляемых к информации при оценке, зависит от различных особенностей объекта оценки, к которым, например, можно отнести: отраслевую принадлежность, масштабность, форму собственности, географию функционирования, специфику назначения объекта оценки (например, предприятие, инвестиционный проект, интеллектуальная собственность и др.). Главную роль в формирова­нии совокупных требований к информации при оценочной деятельнос­ти играет назначение оценки, которую определяет заказчик.

Известны различные пути организации информации, например, хро­нологический, журналистский, логический, дискретный, стохастиче­ский, эвристический и др.

Хронологический путь организации информации предусматривает последовательный переход от прошлого к будущему (или от будущего к прошлому). Например, в отчете об оценке описание процесса производ­ства начинается с изложения истории создания компании. Журналист­ский путь организации предполагает размещать материал от более важ­ного к менее важному. Например, при анализе финансовой информа­ции, как правило, не имеет смысла описывать всю ретроспективную ин­формацию, а внимание акцентируется на более важных пропорциях или коэффициентах. Логический порядок распределяет информацию от об­щего к частному или от частного к общему. Например, прежде чем перейти к анализу оцениваемой компании, проводится обзор макроэкономической ситуации, позволяющий определить инвестиционный климат в стране. Дискретный порядок распределяет выбранную информацию за различные, невзаимосвязанные этапы деятельности функционирования объекта. Например, информация оценщика при аудиторской проверке на различные даты оценки[8, с. 155].

Известно, что оценка бизнеса основана на анализе стоимости пред­приятия как товара инвестиционного, т. е. с учетом прошлых затрат, те­кущего состояния и будущего потенциала. При таком комплексном под­ходе необходимо провести сбор и анализ большого количества инфор­мации, которую можно классифицировать следующим образом[9, с. 101]:

— внешняя информация, характеризующая условия функционирова­ния предприятия в регионе, отрасли и экономике в целом;

— внутренняя информация, дающая представление о деятельности оцениваемого предприятия.

Функционирование бизнеса основано на оптимальном сочетании объема продаж, получаемой прибыли и финансовых ресурсов для обеспечения запланированного роста, что в значительной степени определяется внешними условиями функционирования предприятия. К ним относятся макроэкономические и отраслевые факторы: уровень инфляции, темпы экономического развития страны, условия конкуренции в отрасли и т. д. Внешняя информация. Информационный блок внешней информации характеризует условия функционирования предприятия в отрасли и эко­номике в целом. Объем и характер внешней информации различаются в зависимости от целей оценки. При составлении отчета необходимо по­казать, что собранная и изученная оценщиком информационная база является необходимой и достаточной для итогового заключения о сто­имости предприятия. Информацию следует давать в оптимальном объеме и ориентированной на оцениваемый объект.

Макроэкономические показатели содержат информацию о том, как сказывается или скажется на деятельности предприятия изменение мак­роэкономической ситуации, и характеризуют инвестиционный климат в стране. В зависимости от целей оценки макроэкономический обзор мо­жет выделяться как отдельный раздел отчета об оценке или рассматри­ваться в общем контексте отчета.

Факторы макроэкономического риска образуют систематический риск, возникающий из внешних событий, влияющих на рыночную экономи­ку, и не могут быть устранены диверсификацией в рамках национальной экономики.

Диверсификация — сокращения риска с помощью портфельных инве­стиций (приобретение широкого круга ценных бумаг).

Риск — степень определенности или неопределенности, которой ха­рактеризуется достижимость в будущем ожидаемых результатов.

Как правило, риск воспринимается как возможность потери, хотя, по определению, любое возможное отклонение (+/—) от прогнозируе­мой величины есть отражение риска. Анализ фактора риска имеет субъек­тивный характер: оценщики, уверенные в будущем росте компании, оп­ределят ее текущую стоимость выше по сравнению аналитиком, состав­ляющим пессимистичный прогноз. Другими словами, чем шире разброс ожидаемых будущих доходов вокруг наилучшей оценки, тем рискован­нее инвестиции. Различия в оценках рисков ведут к множеству заключе­ний о стоимости предприятия.

Текущая стоимость компании, деятельность которой связана с высо­ким риском, ниже, чем текущая стоимость аналогичной компании, но функционирующей в условиях меньшего риска.

Чем выше оценка инвестором уровня риска, тем большую ставку до­хода он ожидает. Большинство заказов на оценку связаны с анализом закрытых компаний, владельцы которых не диверсифицируют свои ак­ции в той же мере, что и владельцы открытых компаний. Поэтому при оценке компаний закрытого типа оценщик наряду с анализом система­тического риска должен учитывать факторы несистематического риска. К ним относятся отраслевые риски и риски инвестирования в конкурент­ную компанию.

Основные факторы макроэкономического риска[5, с. 205]:

а) уровень инфляции;

б) темпы экономического роста страны;

в) уровень платежеспособности предприятий, населения;

г) изменение ставок процента Центрального банка РФ;

д) изменение обменного курса валют;

е) уровень политической стабильности и др.

Инфляционный риск — это риск непрогнозируемого изменения темпов роста цен. Инвестор стремится получить доход, покрывающий инфляци­онное изменение цен. Высокая или непрогнозируемая инфляция может свести к нулю ожидаемые результаты производственной деятельности, обеспечивает перераспределение доходов в экономике и повышает пред­принимательский риск. Результатом является занижение реальной сто­имости имущества предприятия.

В процессе оценки сопоставляются ретроспективные, текущие и бу­дущие (прогнозируемые) данные. Стоимость имущества предприятия, по­лученная в различные годы, может сравниваться только в том случае, если стоимость денежной единицы не меняется. Однако практически из­менение стоимости денежной единицы происходит каждый год (как пра­вило, в сторону повышения). Уровень цен измеряется в виде индекса (индекс цен, рассчитанный по основной группе потребляемых товаров, может рассматриваться как показатель уровня цен в текущем году), яв­ляющегося измерителем соотношения цен за разные периоды:

 



Инфляционный рост цен обуславливает необходимость учета но­минальных и реальных (после корректировки) величин. Самый про­стой способ корректировки — разделить номинальную величину на индекс цен.

В процессе оценки, кроме абсолютных величин, рассчитываются и относительные, например, ставка дисконта (в %). Она также может оп­ределяться как номинальная или реальная, если темп инфляционного роста цен в стране превышает15%, рекомендуется пересчет проводить с применением формулы Фишера:


где Rrреальная ставка дохода (дисконта);

Rnноминальная ставка дохода (дисконта);

i — индекс инфляции.

Основные источники информации об инфляционном риске: програм­мы правительства и прогнозы, периодическая экономическая печать.

Риск, связанный с изменением темпов экономического развития. Непредс­казуемость, цикличность рыночной экономики определяют необходимость учитывать при расчетах общее состояние экономического развития и ожи­даемые темпы экономического роста на ближайшую перспективу (напри­мер, налоговые реформы, вялость потребительских расходов).

Основные источники информации о риске, связанном с изменением темпов экономического развития: программы правительства, аналити­ческие обзоры информационных агентств, периодическая экономиче­ская печать и др.

Риск, связанный с изменением уровня платежеспособности предприятий, населения. Платежеспособность предприятий — способность предприя­тий отвечать по своим обязательствам в сроки, оговоренные в контрактах, договорах (изменяется в связи с невыполнением договорной дис­циплины, взаимоотношением с государством, местными органами власти и т. д.). Платежеспособность населения зависит от своевременной выплаты государством пенсий, пособий, своевременности выплаты за­работной платы на предприятиях и в организациях.

Риск, связанный с изменением величины ставки процента Центрального банка РФ. Изменение процентной ставки является реакцией на проводи­мые меры макроэкономического регулирования и может приводить как к стимулированию инвестиционной активности, так и сдерживать уве­личение совокупных расходов в экономике. В процессе оценки факторы систематического и несистематического риска взвешиваются при расче­те ставок дисконта, коэффициента капитализации, рыночных мульти­пликаторов и т. д. В качестве безрисковой ставки в этих расчетах, как правило, принимаются ставки дохода по государственным долгосроч­ным ценным бумагам.

Риск, связанный с изменением обменного курса валюты. Курсы валют меняются под влиянием экономических и политических факторов. Из­менение валютного курса не всегда точно отражает колебания рознич­ных цен в стране, в то же время инфляционная корректировка финансо­вой информации в процессе оценки, как правило, проводится по коле­баниям курса наиболее стабильной валюты.

При составлении прогноза объемов продаж на следующий год оцен­щик может проводить расчеты в рублях, учитывая прогнозируемые инф­ляционные ожидания, или пересчитать прогнозируемые величины по курсу доллара, инфляционные ожидания по которому ниже. Следует обя­зательно учитывать инфляционные ожидания по любому виду валюты.

Основные источники информации: программы правительства, инфор­мационные агентства, периодическая экономическая печать.

Риск, связанный с уровнем политической стабильности — это угроза активам предприятия, вызванная политическими событиями. Факторы политического риска определяются, как правило, на основе эксперт­ных оценок, проводимых крупными фирмами или аналитическими агентствами.

Основные источники информации о политических рисках: данные аналитических обзоров, Проводимых «Deloitte & louche»; «Valuation Center For Central & Eastern Europe»; «Dun & Bradstreet», российские агентства (ВЕДИ), законодательство РФ.

Внешняя информация, кроме макроэкономической информации, включает отраслевую: состояние и перспективы развития отрасли, в ко­торой функционирует оцениваемое предприятие. Содержание данного раздела определяется степенью доступности отраслевых данных. В нем должны быть отражены условия конкуренции в отрасли, рынки сбыта и возможные варианты использования производимой продукции и дина­мика изменения спроса на нее. Условия функционирования предприя­тия в отрасли могут оказать серьезное влияние на итоговую величину стоимости. Основные отраслевые факторы риска: нормативно-правовая база, рынки сбыта, условия конкуренции[9, с. 222].

Нормативно-правовая база определяется с учетом наличия у предприя­тий ограничений для вступления в отрасль. Если существуют среднеотраслевые данные по основным финансовым коэффициентам, их необходимо использовать в ходе оценки. Сопоставление данных оцениваемой компа­нии с аналогичными показателями других предприятий отрасли является важным этапом в отраслевом исследовании, поскольку позволяет опреде­лить рейтинг оцениваемого предприятия, сделать более достоверные про­гнозы относительно прибыльности и требуемой величины затрат.

Основные источники информации: данные Государственного коми­тета по статистике, законодательство РФ, информационные отраслевые бюллетени, бизнес-план предприятия, проекта.

Рынки сбыта. Сбалансированность между спросом и предложением определяет как общее макроэкономическое равновесие, так и особен­ности сбыта продукции. Для выбора предприятием стратегии сбыта това­ров можно использовать, например, матрицу Ансоффа, предполагаю­щую четыре альтернативные стратегии:

1. Проникновение на уже сложившийся рынок с тем же продуктом, что и конкуренты.

2. Развитие рынка за счет создания новых сегментов рынка.

3. Разработка принципиально новых товаров или модернизацию су­ществующих.

4. Диверсификация производимой продукции для освоения новых рынков.

В зависимости от стратегии сбыта товаров составляется прогноз объе­мов реализуемой продукции. Особого внимания оценщиков заслужива­ют ограничения в проведении выбранной стратегии: объем спроса и вза­имоотношения с поставщиками. Известно, что в процессе сбора инфор­мации особенно важны отношения с поставщиками — с точки зрения юридической определенности договоров и их надежности. Целью сбора данной информации является определение потенциала отечественного (если необходимо, и зарубежного) рынка сбыта товара: объем продаж в текущих ценах, ретроспектива за последние годы по оцениваемому пред­приятию, объем продаж в текущих ценах по конкурентам, прогнозы по расширению рынков сбыта в Российской Федерации и за ее пределами.

Основные источники информации: данные отдела маркетинга оце­ниваемого предприятия, данные Государственного комитета по стати­стике, отраслевые информационные издания, периодическая экономи­ческая печать, бизнес-план, личные контакты.

Условия конкуренции. В российской рыночной экономике наиболее типичны рынки несовершенной конкуренции, на которых механизм свободного конкурентного ценообразования имеет серьезные ограни­чения. Оценка конкурентоспособности предприятия проводится с уче­том типа рынка, а следовательно, наличия ограничений для вступле­ния в отрасль конкурентов, производящих товары-заменители. Анализ должен дополняться сведениями об объеме производства конкурирую­щего товара в натуральном и стоимостном выражениях, о доле реали­зуемой продукции в общем объеме отечественного производства, ха­рактеристикой продукции конкурентов (объем, качество обслуживания, цены, каналы сбыта, реклама), а также перечнем основных россий­ских импортеров этого товара.

149

Основные источники информации: данные Государственного коми­тета по статистике, данные отдела маркетинга оцениваемого предприятия, фирмы-дилеры, таможенное управление, отраслевые информаци­онные издания, бизнес-план. Информационные источники при анализе отраслевой информации зачастую имеют различную степень достовер­ности (на один и тот же вопрос можно получить разные ответы).

Внутренняя информация. Информационный блок включает: ретрос­пективные данные об истории компании, описание маркетинговой стра­тегии предприятия, характеристику поставщиков, производственные мощности, рабочий и управленческий персонал, внутреннюю финансо­вую информацию (данные бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и движении денежных средств за 3—5 лет), данные бухгалтер­ского управленческого учета и отчетности, прочую информацию и др[4, с. 89].

Если на предприятии разработан бизнес-план, то в разделе, посвя­щенном описанию предприятия, приводятся основные сведения о пред­приятии: виды деятельности, характеристика отрасли, основные пока­затели текущего финансового состояния предприятия и т. д. Кроме того, в бизнес-плане должны быть следующие данные: организационно-пра­вовая форма, размер уставного капитала, сведения о владельцах наи­больших долей уставного капитала, контрольных пакетов акций, при­надлежность предприятия к концернам, ассоциациям, холдингам.

История компании. В отчете описывается процесс производства про­дукции по каждому виду продукции, начинается описание с истории компании.

Маркетинговая стратегия предприятия. Маркетинговая стратегия пред­приятия определяется внешними факторами, периодом жизненного цикла производимых товаров, наличием производственных мощностей и др. обстоятельствами. Известные периоды жизненного цикла товаров:

1 и 2 — разработка и внедрение товара на рынок;

3 -  период роста объемов продажи товара;

4 - период насыщения рынка производимой продукцией, предельная отдача снижается;

5 - сокращение объемов реализации (модернизация выпускаемой продукции или освоение новой).

В процессе анализа оценщик должен сопоставить следующую инфор­мацию: объемы продаж за прошлый (ретроспективный), текущий и про­гнозируемый периоды, себестоимость реализованной продукции, цены товаров и услуг, их динамика, прогнозируемое изменение объемов спроса, производственные мощности.

Производственные мощности. Это максимально возможный объем про­изводства при условии максимального использования всех имеющихся производственных ресурсов, при данной структуре продукции или услуг. Объем выпускаемой продукции определяется, с одной стороны, спро­сом на нее, а с другой — наличием производственных мощностей для ее производства.

Рабочий и управленческий персонал. Данный фактор производства ока­зывает значительное влияние на величину стоимости предприятия. В ком­паниях закрытого типа труд работников может частично компенсиро­ваться акциями компании (программа участия служащих в прибыли), и работники предприятия могут рассматриваться как совладельцы пред­приятия, владеющие определенным пакетом акций.

Управляющий предприятием может быть ключевой фигурой, обеспе­чивать эффективное управление и развитие бизнеса. Данный факт дол­жен быть учтен в процессе оценки, например, при расчете ставок дис­конта, так как в случае продажи предприятия его планы в отношении будущей деятельности могут измениться.

Еще один аспект данного анализа — уровень заработной платы на предприятии в сравнении со среднеотраслевыми данными. Отклонение в большую или меньшую сторону рассматривается оценщиком с целью выявления особенностей оцениваемого бизнеса и также может коррек­тироваться при нормализации отчетности.

Основные источники информации при анализе: бизнес-план, интер­вью с руководителем предприятия, данные отдела маркетинга, ретро­спективная финансовая отчетность.

Внутренняя финансовая отчетность. Анализируется, определяется фи­нансовое состояние предприятия на дату оценки, действительная вели­чина чистой прибыли, финансового риска и рыночной стоимости мате­риальных и нематериальных активов. В зависимости от целей оценки на­правления анализа финансового состояния фирмы меняются.

Основные документы финансовой отчетности, анализируемые в про­цессе оценки: бухгалтерский, баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств.

Целью работы оценщика по сбору внутренней информации являются:

q  анализ истории компании с целью выявления будущих тенден­ций;

q  сбор информации для прогнозирования объемов продаж, денеж­ных потоков, прибыли;

q  учет факторов несистематического риска, характерных для оцени­ваемого бизнеса;

q  анализ финансовой документации;

q  интервью с руководителями и сбор дополнительной информации, позволяющей сделать оценку более реалистичной.

1.3.  Данные учета и отчетности как информационное поле оценочной деятельности предприятия

В современных условиях, по данным бухгалтерского баланса, при вы­полнении процедуры оценки часто используются следующие показатели стоимости юридического лица:

1) стоимость чистых активов;

2) стоимость собственного капитала и резервов акционерного общества (уставный, добавочный, резервный капиталы, фонды накопления, соци­альной сферы, нераспределенная прибыль прошлых/лет и отчетного года);

3) рыночная стоимость предприятия, исчисленная по данным ликвида­ционного (нулевого) баланса, в процессе оценочной деятельности.

Ликвидационный баланс предприятия, когда предприятие прекра­щает деятельность (банкротство, добровольная ликвидация, принуди­тельная ликвидация, другие случаи ликвидации юридического лица) без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Нулевой баланс составляется, когда предприятие путем прекраще­ния юридического лица продолжает свою производственно-экономичес­кую деятельность (например: слияние, разделение, выделение, преобра­зование, присоединение и др.).

По определению известных специалистов в области бухгалтерского учета Ткача В. И., Бреславцевой Н. А. и др., ликвидационный (нулевой) баланс — это бухгалтерский механизм определения балансовой рыночной или оценочной стоимости предприятия, составляемый на основе си­стемных бухгалтерских проводок по условной реализации отдельных эле­ментов активов фирмы в целях определения их реальной стоимости и пос­ледовательного удовлетворения обязательств предприятия. Ликвидацион­ный баланс составляется при ликвидации юридического лица, во всех остальных случаях составляется нулевой баланс. Нулевые балансы получи­ли более широкое распространение и составляются в следующих случаях[7, с. 77]:

1)    Расчет реально и, рыночной стоимости активов фирмы при реоргани­зации юридического лица по решению его учредителей (участников) либо органами юридического лица, уполномоченного на то учредитель­ными документами использование нулевых балансов позволяет опреде­лить реальную, рыночную стоимость имущества каждого собственника, учредителя, участника.

2)    Ведение общего контроля сохранности собственности за определен­ный период времени (позволяет установить случаи несанкционированного выбытия собственности).

3)    Расчет реальной, рыночной стоимости имущества при смене форм собственности (акционирование, аукционная или конкурсная продажа, реализация предприятия иностранному собственнику и др.).

4)    Выявление вновь приобретенной собственности за определенный период и ее учетно-правовое оформление (например, аренда с правом и без права выкупа предприятия).

5)    При формировании кредитной политики, размера кредитных, ста­вок, определении вероятности возврата полученного кредита.

6)    При формировании залоговой политики, получении и выдаче гаран­тий и обязательств, как со стороны государства, так и со стороны любого вида коммерческих структур.

7)    Прогнозирование возможного курса акций конкретного предпри­ятия, обоснование эмиссии акций и их предполагаемого курса.

8)    Определение финансовой устойчивости предприятия и зон финансо­вого риска.

9)    При выборе политики экономического и финансового оздоровле­ния экономического субъекта, проведении операционного аудита.

10)               При выборе вариантов реструктуризации капитала, экономическо­го субъекта, бизнеса.

11)               При обосновании платежеспособности предприятия, участвующе­го в учреждении финансовых институтов, банков, финансовых компа­ний и т. п.;

12)               При организации контроля за государственной и муниципальной собственностью и в других случаях.

Экономический, бухгалтерский механизм составления ликвидацион­ного (нулевого) баланса сводится к последовательному удовлетворению обязательств предприятия, получению дебиторской задолженности, ре­ализации материальных ценностей, основных средств, нематериальных активов на основе условного или реального превращения всех активов предприятия, дебиторской и кредиторской задолженности и удовлетво­рения обязательств предприятия в соответствии с установленной оче­редностью, в установленные сроки.

По результатам ликвидационных бухгалтерских проводок составляет­ся нулевой баланс, в активе которого остаются счета денежных средств, а в пассиве — некоторые источники собственных средств в зависимости от имущественного положения предприятия: уставный капитал, резерв­ный капитал, целевое финансирование и поступления, нераспределен­ная прибыль прошлых лет и отчетного года. В тех случаях, когда собствен­ный капитал полностью исчерпан, баланс будет составлен с нулевым или даже с отрицательным итогом. Полученная стоимость по активу и пассиву характеризует активы и пассивы-нетто или чистую рыночную стоимость имущества.

В процессе оценочной деятельности информационное поле, которое помимо бухгалтерской, статистической отчетности, включает в себя и другие источники аналитической информации и финансовой докумен­тации, подвергается различного рода корректировкам с целью подготовки для использования в оценочной деятельности. Работа оценщика, по мнению известных специалистов в области оценки Грязновой А. Г., Федотовой М. А. и др., с внутренней финансовой документацией прово­дится по следующим направлениям: инфляционная корректировка, нор­мализация бухгалтерской отчетности, трансформация бухгалтерской от­четности, вычисление относительных показателей и др.

Инфляционная корректировка отчетности в процессе оценки. Целью инфляционной корректировки документации являются приведение рет­роспективной информации за прошедшие периоды к сопоставимому виду, учет инфляционного изменения цен при составлении прогнозов денеж­ных потоков и ставок дисконта. Простейшим способом корректировки является переоценка всех статей баланса по изменению курса рубля от­носительно курса более стабильной валюты (например, американского доллара). Достоинство этого способа: простота и возможность работы без большого объема дополнительной информации. Но корректировка по курсу валюты дает неточные результаты в силу того, что курсовые соот­ношения рубля и доллара не совпадают с их реальной покупательной способностью.

К более точным методам можно отнести переоценку статей актива и пассива баланса по колебаниям уровней товарных цен. Это может быть ориентировано как на товарную массу в целом, так и на каждый конк­ретный товар или товарную группу.

Корректировка разовых, нетипичных и неоперационных доходов и рас­ходов. К числу наиболее важных факторов, определяющих величину денежных потоков, генерируемых бизнесом, относится себестоимость продукции.

Полная себестоимость реализуемой продукции включает в себя пол­ную себестоимость товарной продукции и изменения затрат в остатках продукции на складах и в отгрузке. Полная себестоимость товарной про­дукции состоит из затрат на: сырье и материалы, топливо и энергию, основную и дополнительную зарплату производственных рабочих, от­числения на социальное и медицинское страхование, расходы на подго­товку и освоение производства, расходы на эксплуатацию оборудова­ния, общепроизводственные и общехозяйственные расходы, потери от брака, прочие производственные и внепроизводственные расходы. Акти­вы, несвязанные с основной производственной деятельностью, должны быть исключены в ходе нормализации. В процессе подготовки исходной информации оценщик должен рассчитывать нормализованный доход с учетом нетипичных расходов (не относящихся к основным видам дея­тельности).

Выделяются также коммерческие и управленческие расходы, прочие операционные доходы и т. д., также влияющие на величину прибыли. Величина прибыли может быть занижена и поэтому потенциального инвестора интересует, в первую очередь, динамика выручки от реализа­ции и структура себестоимости, а затем — нормализованная прибыль.

Корректировка метода учета операций. Существующая в Российской Федерации методика учета запасов: по средней себестоимости, по себе­стоимости первых по времени закупок (ФИФО) - первым получен, пер­вым отгружен, по себестоимости последних по времени закупок (ЛИФО) - последним получен, первым отгружен.

ФИФО основан на допущении того, что ресурсы, первые поступив­шие в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости первых по времени закупок, с учетом стоимости ценностей, числящих­ся на начало месяца.

ЛИФО основан на допущении того, что ресурсы, первые поступив­шие в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости последних в последовательности по времени закупок (при росте цен ме­тод ЛИФО уменьшает налогооблагаемую прибыль, в условиях инфляции более предпочтителен).

Корректировка метода начисления амортизации. Известно, что доля амортизации в стоимости продукции характеризует эффективность ис­пользования средств труда; «амортизация» понимается, как списание стоимости фондов в течение времени их полезного функционирования (не метод оценки, а процесс распределения стоимости).

Возможен расчет сводной таблицы финансовых коэффициентов. С помощью анализа финансовых коэффициентов на основании данных отчетов можно выявить: сильные и слабые стороны данного бизнеса; диспропорции в структуре капитала; уровень риска при инвестировании средств в данный бизнес; базу для сравнения с компаниями-аналогами и др. информацию[9, с. 111].

Обычно оценщик выбирает наиболее важные с его точки зрения коэф­фициенты с учетом целей оценки (в сравнительном подходе должна быть единая методика расчетов по сравнению с компаниями-аналогами).

В соответствии с известными методическими указаниями Минфина РФ оценщик может рассчитать различные финансовые показатели и ко­эффициенты.

Показатели ликвидности (коэффициенты ликвидности):

 

Показатели оборачиваемости активов (деловой активности):

Коэффициент обрачиваемости дебиторской задолженности = Нетто – Выручка от реализации за год: дебиторская задолженность

 

Норма дней – 8 (45) дней

 


Оборачиваемость запасов в днях = 360 :Коэффициент оборачиваемости запасов = 3,5

Коэффициент использования собственного оборотного капитала + Нетто – Выручка от реализации : Собственный оборотный капитал

Коэффициенты структуры баланса:

Коэффициент концентрации привлеченного капитала = Общая сумма задолженности : Всего активов

 

Коэффициент операционного рычага = Процентное изменение прибыли до выплаты процента и налогообложения (прибыль от реализации) : Процентное изменение нетто – Выручка от реализации

 

Коэффициент финансового рычага= Процентное изменение прибыли после налогообложения (чистая прибыль) : Процентное изменение прибыли до выплаты налогов и процентов (прибыли от реализации)

 

Рентабельность собственных средств = Прибыль после выплаты процентов и налогов (чистая прибыль) : Собственные средства

 

Показатели рентабельности:

Рентабельность продукции = Прибыль до выплаты процентов и налогов (прибыль от реализации) : Нетто – Выручка от реализации

 

Коммерческая маржа = Прибыль после выплаты налогов (чистая прибыль) : Нетто – Выручка от реализации

 

Инвестиционные показатели:

Прибыль на акцию = Чистая прибыль – Дивиденды по привилегированным акциям : Общее число обыкновенных акций

Цена единицы доходов – Рыночная цена обыкновенной акции : Прибыль на одну обыкновенную акцию

 

Балансовая стоимость акций = Собственные средства : Количество выпущенных обыкновенных акций

 

Рассмотрены группы финансовых коэффициентов, наиболее часто встречающиеся в отчетах об оценке; оценщик имеет право выбирать про­порции (коэффициенты), более точно характеризующие бизнес с уче­том целей оценки: критерий выбора, наличие данных по сопоставимым компаниям и единая методика расчета. Рассчитанные коэффициенты сравниваются с показателями компаний-аналогов, со среднеотраслевыми показателями, с данными за ряд лет с целью выявления тенденций в развитии компании. Анализ полученных коэффициентов может заканчи­ваться составлением сводной таблицы (табл. 14).

В результате выполненных расчетов оценщик решает следующие за­дачи[5, с. 145]:

— приведение ретроспективной финансовой документации к сопоста­вимому виду, учет инфляционного изменения цен при составлении про­гнозов денежных потоков, ставок дисконта и т. д.;

— нормализация отчетности с целью определения доходов и расхо­дов, типичных для оцениваемого бизнеса;

— определение текущего финансового состояния оцениваемого пред­приятия;

— выявление тенденций в развитии бизнеса на основе ретроспектив­ной информации, текущего состояния и планов на будущее;

— подготовка информации для подбора компаний-аналогов, расчета величины рыночных мультипликаторов.



























Заключение

В заключении сделаем несколько основных выводов по работе.

Экономический анализ в рамках оценочной деятельности базируется на системе экономической информации, которая лежит в основе опти­мальных управленческих решений. Действующая, развивающаяся мате­матическая теория информации исследует способы определения и оцен­ки количества информации, процессов хранения и передачи ее по кана­лам связи. Она исходит из данных, предназначенных для сохранения в запоминающем устройстве или для передачи по каналам связи.

Совокупность требований, предъявляемых к информации при оценке, зависит от различных особенностей объекта оценки, к которым, например, можно отнести: отраслевую принадлежность, масштабность, форму собственности, географию функционирования, специфику назначения объекта оценки (например, предприятие, инвестиционный проект, интеллектуальная собственность и др.). Главную роль в формирова­нии совокупных требований к информации при оценочной деятельнос­ти играет назначение оценки, которую определяет заказчик.

В современных условиях, по данным бухгалтерского баланса, при вы­полнении процедуры оценки часто используются следующие показатели стоимости юридического лица:

1) стоимость чистых активов;

2) стоимость собственного капитала и резервов акционерного общества (уставный, добавочный, резервный капиталы, фонды накопления, соци­альной сферы, нераспределенная прибыль прошлых/лет и отчетного года);

3) рыночная стоимость предприятия, исчисленная по данным ликвида­ционного (нулевого) баланса, в процессе оценочной деятельности.

В процессе оценочной деятельности информационное поле, которое помимо бухгалтерской, статистической отчетности, включает в себя и другие источники аналитической информации и финансовой докумен­тации, подвергается различного рода корректировкам с целью подготовки для использования в оценочной деятельности.

Работа оценщика с внутренней финансовой документацией прово­дится по следующим направлениям: инфляционная корректировка, нор­мализация бухгалтерской отчетности, трансформация бухгалтерской от­четности, вычисление относительных показателей и др.
























Практическая часть

Задача

УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ

         Предприятие выпускает два вида продукции: А и Б. Рыночная стоимость имущества (нефункционирующих активов), которое не нужно для выпуска продукции составляет 320 тыс. руб. Ожидаемые чистые доходы от продаж  продукции прогнозируются на уровне (тыс. руб.):

- продукция А: через  год- 100, через  два года- 70

- продукция Б -  через год – 20, через два года – 30, через три года – 700

         Средние ожидаемые доходности государственных облигаций с погашением через два года –  25 %, через три года – 20 %.

         Определить без учета рисков бизнеса рыночную стоимость предприятия как действующего в расчете на  три года продолжения его работы.

РЕШЕНИЕ

         Рыночная стоимость предприятия как действующего складывается  из  суммы стоимостей  нефункционирующих активов, ожидаемых чистых доходов и доходов государственных облигаций.

         Ожидаемые чистые доходы  за три года   по всему предприятию равны:

100+70+20+30+700= 920 (тыс. руб.)

         Доход от государственных облигаций:

Через два года: (70+30)*0,25 = 25 (тыс. руб.)

Через три года: 700*0,2 = 140 (тыс. руб.)

Суммарные доходы:

25+140 = 165 (тыс. руб.)

         Тогда общая рыночная стоимость предприятия:

320+920+165 = 1405 (тыс. руб.)

ОТВЕТ

         Рыночная стоимость предприятия равна 1405 тыс. руб.



Список использованной литературы

1)    Валдайцев С. В. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия: Учеб. пособ.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 333 с.

2)    Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами: пер. с англ. – М.: Финансы и статистика, 2001

3)    Есипов В.Е., Маховикова Г.А., Терехова В.В.  Оценка бизнеса: Учеб. – СПб.: Питер, 2001. – 325 с.

4)    Есипов В.Е., Маховикова Г.А., Терехова В.В.  Тесты и задачи по оценочной деятельности. – СПб.: Питер, 2002

5)    Организация и методы оценки предприятия (бизнеса): Учебник/ Под ред. В.И. Кошкина. – М.: ЭКСОС, 2002

6)    Оценка бизнеса: Учеб./ Под ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой. – М.: Финансы и статистика, 2000 . – 245 с.

7)    Оценка недвижимости: Учебник/ По ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 454 с.

8)    Пратт Ш. Оценка бизнеса: анализ и оценка компаний закрытого типа. – м.: Финансы и статистика, 1995. – 245 с.

9)    Федотова М.А., Уткин В.А. Оценка недвижимости и бизнеса: Учебник. – М.: Ассоциация «Тандем» Изд- во ЭКМОС, 2000. – 299 с.

10)                      Фридман Дж., Ордуэй Н. Анализ и оценка приносящей доход недвижимости: Пер с англ. – М.: Инфра- М, 1998. – 356 с.