Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Кафедра автоматизированной обработки экономической информации






КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Информационные системы в экономике»


Направление контрольной работы №1


Название задачи: «Расчёт начисления заработной платы»







Преподаватель: Самуйлов Сергей Владимирович





Работа выполнена: студент Семёнова Тамара Викторовна

                                          ФК, 3 курс, личное дело № 06ффб02825, группа №4                                                                                                           













Пенза – 2008


Содержание


1.     Постановка задачи……………………………………………………….....3

1.1 Организационно-экономическая сущность задачи……………………3

1.2 Описание входной информации………………………………………...4

1.3Описание условно-постоянной информации…………………………...6

1.4Описание результирующей информации……………………………….7

1.5Описание алгоритма решения задачи…………………………………...8

     2. Решение задачи средствами MS Excel……………………………………..9

Список используемой литературы………………………………………...13

Приложение №1. Форма первичного документа «Ведомость з/п сотрудников»…………………………………………………………………….14




















1.  Постановка задачи

             Организационно-экономическая сущность

1.1.1 Наименование задачи: «Расчёт начисления з/п»

         1.1.2 Место решения задачи: бухгалтерия ООО «Старт»

               1.1.3 Цель решения задачи: автоматизация расчёта начисления з/п, а также сокращение затрат на составление ведомости «Сумма з/п по профессии»

            1.1.4 Периодичность решения задачи: ежемесячно до 5-го числа следующего месяца

            1.1.5 Для кого предназначено решение задачи: для бухгалтерии и руководства организации

            1.1.6 Источники получения исходных документов: бухгалтерия

            1.1.7 Информационная модель задачи представлена на рис. 1


Рис. 1. Информационная модель задачи


             1.1.8 Экономическая сущность задачи: выполнить расчёт начисления з/п по профессиям и в целом по заводу. Расчёт выполняется путём накопления начисленных сумм заработной платы для каждого работника. Входная информация: код цеха, код участника, табельный номер, код профессии, разряд, сумма заработной платы по табельному номеру. Результирующая информация: профессия, сумма заработной платы по профессии.

1.2 Описание входной информации.

      1.1.2 В качестве входной информации используется документ «Ведомость з/п по сотрудникам» (таблица 1).


Таблица 1


Ведомость з/п по сотрудникам


Код цеха

Наименование цеха

Код участка

Наименование участка

Табельный номер

ФИО сотрудника

01

сборочно-испытательный

03

участок точного литья по выплавляемым моделям

001

Иванов Иван Иванович

07

чугуно-литейный

05

участок бронзового литья

035

Федоров Валентин Петрович

02

механо-сборочный цех

06

участок алюминиевого литья

042

Курышкина Татьяна Петровна

08

сборочно-сварочный

05

участок бронзового литья

065

Зуева Людмила Григорьевна

01

сборочно-испытательный

03

участок точного литья по выплавляемым моделям

077

Ганина Ангелина Ивановна

12

литейно-термический

08

участок термической обработки

087

Петров Александр Дмитриевич

01

сборочно-испытательный

03

участок точного литья по выплавляемым моделям

099

Зубков Анатолий Иванович







Таблица 1 (продолжение)

 

Код профессии

Наименование профессии

Разряд

Сумма заработной платы по табельному номеру

02

сварщик

5

12 700,00р.

03

токарь

4

14 000,00р.

04

фрезировщик

6

12 500,00р.

05

слесарь-ремонтник

3

11 000,00р.

06

слесарь механосборочных работ

6

10 200,00р.

07

эл. сварщик

4

11 400,00р.

02

сварщик

5

12 700,00р.

    1.2.2 Структура первичного документа приведена в таблице 2.

Таблица 2

Структура первичного документа

имя реквизита

индентификатор

тип данных

длина

ключ сортировки

способ ввода реквизита

целые

дробные

код цеха

KC

Текстовый

2

 

1

вручную

наименование цеха

NC

Текстовый

25

 


автоматически из справочника

код участка

KU

Текстовый

2

 

2

вручную

наименование участка

NU

Текстовый

40

 


автоматически из справочника

табельный номер

TN

Текстовый

3

 

3

вручную

ФИО сотрудника

FIO

Текстовый

30

 


автоматически из справочника

код профессии

KP

Текстовый

2

 

4

вручную

наименование профессии

NP

Текстовый

30

 


автоматически из справочника

разряд

R

Числовой

2

 

5

вручную

сумма з/п

SZP

Денежный

5

2


автоматически из справочника


      1.2.3 Количество документов за период: ежемесячно 8 штук.

      1.2.4 Описание контроля ввода документа:

          - код цеха: контроль на диапазон значений (от 01 до 20);

          - код участка: контроль на диапазон значений (от 01 до 20);

          - код профессии: контроль на диапазон значений (от 01 до 20);

          - табельный номер: контроль на диапазон значений (от 001 до 100).

1.3 Описание условно-постоянной информации

      1.3.1 Для решения задачи используются следующие справочники:

-   справочник цехов, который служит для расшифровки кодов цехов;

- справочник профессий, который служит для расшифровки кодов профессий;

- справочник участков, который служит для расшифровки кодов участков;

- справочник сотрудников, который служит для расшифровки кодов фамилий сотрудников.

      1.3.2 Структура справочника цехов (таблица 3)

Таблица 3

имя реквизита

индентификатор

тип данных

длина

ключ сортировки

целые

дробные

код цеха

KC

текстовый

3

 

1

наименование цеха

NC

текстовый

30

 

 

Производственная площадь

PP

числовой

5

 

 

количество участков в составе цеха

KUC

числовой

2

 

 


      1.3.3 Структура справочника профессий (таблица 4)



Таблица 4

имя реквизита

индентификатор

тип данных

длина

ключ сортировки

целые

дробные

код цеха

KC

текстовый

3

 

1

наименование цеха

NC

текстовый

30

 

 

Производственная площадь

PP

числовой

5

 

 

количество участков в составе цеха

KUC

числовой

2

 

 


      1.3.4 Структура справочника участков (таблица 5)

Таблица 5

имя реквизита

идентификатор

тип данных

длина

ключ сортировки

целые

дробные

код участка

KU

текстовый

3

 

2

наименование участка

NU

текстовый

50

 

 

производственная площадь

PP

числовой

5

 

 

проектная мощность

PM

числовой

4

 

 


      1.3.5 Структура справочника сотрудников (таблица 6)

Таблица 6

имя реквизита

идентификатор

тип данных

длина

ключ сортировки

целые

дробные

 табельный номер сотрудника

TN

текстовый

3

 

3

ФИО сотрудника

FIO

текстовый

40

 

 

адрес места жительства

ADR

текстовый

40

 

 

дата рождения

DR

дата

10

 

 

образование

OBR

текстовый

18

 

 


1.4 Описание результирующей информации

    1.4.1 В качестве результирующего документа использовался документ ведомость «З/п по профессии и в целом по предприятию». На основании этого документа создан следующий машинный документ (таблица 7).

Таблица 7

наименование профессии

сумма з/п

 

 

сумма з/п по профессии

Сi

общая сумма з/п по предприятию

C


      1.4.2 Описание структуры результирующего документа приводится в таблице 8.

Таблица 8

Описание структуры результирующего документа

имя реквизита

идентификатор

тип данных

длина

ключ сортировки

целые

дробные

сумма з/п по профессии

SZP

денежный

5

2


наименование профессии

NP

текстовый

20

 



     1.4.3 Количество документов за период: ежемесячно 1 шт.

     1.4.4 Количество строк в документе (в среднем): 10

     1.4.5 Контроль правильности документа: логический контроль полученных сумм.

1.5 Описание алгоритма решения задачи

Для получения ведомости «З/п по профессии и в целом по предприятию» необходимо рассчитать два показателя: сумма з/п по профессии, сумма з/п в целом по предприятию.

Расчёты выполняются по следующим формулам:

                                                                ; ;

Sik – сумма отчислений з/п i-ого сотрудника по k-ой профессии

S – общая сумма з/п

Sk – сумма з/п по k-ой профессии

2.  Решение задачи средствами MS Exel

2.1. Запустить табличный редактор MS Exel.

2.2. Создать книгу с именем «Расчет начисления заработной платы».

2.3. Переименовать «Лист 1» в «Справочник сотрудников». На данном рабочем листе создать таблицу с  одноименным заголовком. Заполнить таблицу «Справочник сотрудников». Справочник сотрудников представлен на рисунке 2.

Рисунок 2 - Справочник сотрудников


2.4. Добавить новые листы и аналогично п. 2.3.  создать «Справочник цехов», «Справочник профессий», «Справочник участков», представленные на рисунке 3-5.

Рис. 3. Справочник цехов


Рис. 4. Справочник профессий

Рис. 5. Справочник участков


2.5. Переименовать «Лист 5» в «Ведомость заработной платы сотрудников». Создать на данном листе одноименную таблицу и заполнить в ней поля, кроме тех, которые будут заполняться автоматически из справочника (рисунок 6).

Рис. 6. Ведомость заработной платы сотрудников


2.6. Заполнить в таблице «Ведомость заработной платы сотрудников» графу «ФИО Сотрудника». Для этого сделать активной одну из ячеек данной графы, выбрать пункт меню Вставка/Функция/ВПР (функция ищет значение в крайнем левом столбце таблицы и возвращает значение в той же строке из указанного столбца таблицы): =ВПР(F3;Табельный_номер_сотрудника;2;0).

В результате осуществляется автоматическое заполнение данными графы «ФИО сотрудника» (рисунок 7).

Рис. 7. Заполнение графы "ФИО сотрудника"


2.7. Аналогично пункту 2.6. заполнить графы «Наименование профессии», «Наименование участка», «Наименование цеха», используя данные из соответствующих справочников. «Ведомость заработной платы сотрудников» отображена на рисунке 8.

Рис. 8.  Заполненная ведомость заработной платы сотрудников


2.8. Создать «Ведомость заработной платы по профессии». Для этого установить курсор в поле таблицы «Ведомость заработной платы сотрудников», выбрать пункт меню Данные/Сводная таблица/Далее/Макет. В  диалоговом окне перенести надпись «Код профессии » в поле «Страница», надпись «Наименование профессии» в поле «Строка», надпись «Сумма заработной платы по табельному номеру» в поле «Данные». Нажать кнопу ОК, поместить таблицу в новый лист, переименовав его в «Ведомость заработной платы по профессии». В результате в полученной таблице отображается сумма заработная платы по профессии (рисунок 9) и сумма заработной платы по предприятию (рисунок 10).


Рис. 9. Сумма заработной платы по профессии

Рис. 10. Сумма заработной платы по предприятию

 








































Список используемой литературы


1.     Балдин К.В., Уткин В.Б. Информационные системы в экономике. Учебник – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005.

2.     Исаев Г. Н. Информационные системы в экономике: [учебное пособие] / Г. Н. Исаев. – М.: Омега-Л, 2006.

3.     Информационные системы в экономике: Учеб. пособие / Под ред. проф. А. Н. Романова, проф. Б. Е. Одинцова – М.: Вузовский учебник, 2008.

4.     Информационные системы и технологии в экономике и управлении: Учебник / Под ред. проф. В. В. Трофимова. – М.: Высшее образование, 2006.

5.     «Информационные системы в экономике», «Информационные системы в управлении социально-трудовой сферой», «Информационные технологии управления», «Информационные системы маркетинга»: Методические указания по выполнению контрольных работ для самостоятельной работы студентов III курса (первое и второе высшее образование) специальностей 080105 (060404) «Финансы и кредит» и 080109 (060500) «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит», для студентов IV курса специальностей 080104 (060200) «Экономика труда», 080507 (06100) «Менеджмент организации» (первое и второе высшее образование). – М.: Вузовский учебник, 2007.












Приложение № 1


Форма первичного документа

 «Ведомость заработной платы сотрудников»


 

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕСТВЕННОСТЬЮ «СТАРТ»

 

ВЕДОМОСТЬ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ СОТРУДНИКОВ

_____________________________

(наименование цеха)

 

Код

цеха

Наименование цеха

Код

участка

Наименование участка

 Табельный номер

сотрудника

ФИО

сот-

руд-

ника

Код профессии

Наименование профессии

Разряд

Сумма заработной  платы по табельному номеру