Содержание

1. Проанализируйте, приведенные ниже высказывания  предмете философии. Определите, какие этапы развития философии, и какие направления нашли в них отражение. 3

2. Почему египетская и вавилонская математика, возникшие на основе решения практических задач, так и не стали наукой, а греческая математика (геометрия) превратилась в строго доказательную науку?. 3

3. В чем суть теологического доказательства бытия Божьего?. 4

4. «И один и тот же мед мне кажется сладким, а страдающему желтухой - горьким» (Секст Эмпирик) Какой вывод делает отсюда скептик (агностик)?. 5

5. Кому принадлежит высказывание, какая философская традиция нашла в нем отражение: «противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия – критерий заблуждения»?  5

6. Определите философскую позицию (материализм, идеализм, иррационализм, агностицизм) представленную в суждении Вл.Соловьева: «Идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности». 5

7. Проанализируйте и дайте оценку основательности суждения З.Фрейда: «Когда человек  задает вопрос о смысле и ценности жизни, он нездоров, поскольку ни того, ни другого объективно не существует, ручаться можно лишь за то, что у человека есть запас неудовлетворенного либидо». 6

8. Существуют ли четкие критерии, отличающие научное знание от других форм знания, например, обыденного знания? Если да, то каковы признаки, отличающие эти виды знания?  7

Список литературы.. 8

1. Проанализируйте, приведенные ниже высказывания  предмете философии. Определите, какие этапы развития философии, и какие направления нашли в них отражение.

Высказывание

Этапы развития

философии

Направления развития философии

«Философия есть нечто иное, как стремление к мудрости и истине»

Античная философия - VI в. до н.э.-III н.э.;

Гуманистический период - Сократ

«Философия – это сжатое изложение науки своего времени» (О.Конт)

Нововременная философия - XV-XIX вв.

Позитивизм

«Предмет философии – логический анализ языка науки» (Л.Витгенштейн)

Новейшая (современная) философия - XX в.

Неопозитивизм

«Главный вопрос философии – это вопрос о том, стоит ли человеку жить»

Нововременная философия - XV-XIX вв.

Философия жизни

«Единственный предмет философии есть Бог. философия по существу, по целостной и универсальной своей задаче есть не логика, не теория познания, не постижение мира, а Богопознание» (С.Л. Франк)

Новейшая (современная) философия - XX в.

Религиозная философия всеединства

2. Почему египетская и вавилонская математика, возникшие на основе решения практических задач, так и не стали наукой, а греческая математика (геометрия) превратилась в строго доказательную науку?

В истории человечества существовало множество типов цивилизаций. Подавляющее большинство их были традиционными обществами: Древняя Индия и Китай, государства мусульманского Востока, Вавилон и Древний Египет и т.д.

Их культуры были самобытными и вместе с тем характеризовались некоторыми общими чертами; они были ориентированы, прежде всего, на воспроизводство сложившихся социальных структур, стабилизацию исторически сложившегося образа жизни, господствующего часто на протяжении многих столетий. Инновационная деятельность в этих культурах не воспринималась как высшая ценность. Приоритет имели традиционные образцы и нормы, аккумулирующие опыт предков. Виды деятельности их средства и цели менялись очень медленно, столетиями воспроизводясь в качестве одних и тех же устойчивых стереотипов. В духовной сфере господствовали религиозно-мифологические представления и канонизированный стиль мышления, ориентированный, прежде всего, на сохранение сложившегося уклада социальной жизни. Первые формы научных знаний, возникших в культуре традиционных обществ, вырабатывались и излагались преимущественно как рецептура для существующих форм деятельности. В этих обществах еще не сложилось и в силу особенно социальной практики не могла сложиться развитая наука, включающая теоретический уровень  исследований и способная систематически открывать новые объекты и их связи, выходящих за рамки предметных структур производства и обыденного опыта соответствующей истерической эпохи.[1]

Поэтому в Египте и Вавилоне математика не превратилась в  доказательную науку. А в древней Греции произошел перелом в сфере человеческого мышления и уклада общества следствием чего стало появление конкретных наук.

3. В чем суть теологического доказательства бытия Божьего?

В пользу существования Бога можно привести ряд заслуживающих внимания аргументов (Фома Аквинский), суждений. Это не доказательства, а всего лишь аргументы "в пользу". Наиболее часто приводятся следующие из них.

В своём первом пути Аквинский идёт от существования вещей, которые "движутся", к существованию верховного "неподвижного двигателя". Во втором – от существования порядка или иерархии действующих причин к существованию предельно неограниченной причины. В третьем – от существования вещей, способных обретать бытие и утрачивать его (так называемых "возможных" сущих – entes), к существованию абсолютно необходимого сущего. В четвертом – от существования степеней совершенства в конечных вещах к существованию сущего, которое есть причина всех конечных совершенств. А в пятом пути – от целевой причинности в телесном мире к существованию ума, определяющего целесообразность и порядок в мире.[2]

4. «И один и тот же мед мне кажется сладким, а страдающему желтухой - горьким» (Секст Эмпирик) Какой вывод делает отсюда скептик (агностик)?

Если чувственное восприятие является критерием истины, то объективное познание невозможно, потому что все по-разному чувствуют этот мир.

Страдающий желтухой будет утверждать, что мед горький по своей природе, потому что он так его чувствует, другой в равной степени будет доказывать, что он сладкий. И каждый прав. И истины нет.

5. Кому принадлежит высказывание, какая философская традиция нашла в нем отражение: «противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия – критерий заблуждения»?

Данное высказывание принадлежит Гегелю. Философское направление – объективный идеализм. Его система есть  синтез греческой философии и христианского субъективизма (Кронер). По Гегелю, философия имеет тот же предмет, что и религия, - абсолют. Система Гегеля состоит из трех частей: онтология, натурфилософия и  философия Духа.[3]

6. Определите философскую позицию (материализм, идеализм, иррационализм, агностицизм) представленную в суждении Вл.Соловьева: «Идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности».

Иррационализм – учение, определяющее инстинкт, интуицию, чувство, любовь как решающие источники познания, данные которых разум лишь разрабатывает дальше.[4]

7. Проанализируйте и дайте оценку основательности суждения З.Фрейда: «Когда человек  задает вопрос о смысле и ценности жизни, он нездоров, поскольку ни того, ни другого объективно не существует, ручаться можно лишь за то, что у человека есть запас неудовлетворенного либидо».

В данном высказывании есть три утверждения:

-       Человек нездоров, если задает вопрос о смысле и ценности жизни;

-       Смысл и ценность жизни объективно не существуют;

-       Все действия человека направляются запасом неудовлетворенного либидо.

Рассмотрим эти утверждения.

С точки зрения современной теории систем, кибернетики и системного анализа смысл и ценность любой системы носит объективный характер, как естественный закон природы. Вопрос лишь в том насколько сама система или человек это осознает. Все в окружающем мире создано природой с определенной целью. И человеческая жизнь имеет смысл и ценность в реализации в реализации этой цели. Нормальным является вопрос о смысле и ценности жизни, т.к. задавая его, человек ищет себя в окружающем мире. Без этого он не сможет существовать. Он просто будет пустой оболочкой.

Все действия человека направляются естественной потребностью творчества, совершенствования и эволюции, что и есть предельно общий смысл жизни человека. Природа на уровне фундаментальных законов заложила принцип эволюции и прогрессивного развития. Человек как определенное высокоразвитое звено этой эволюции, наделенное свободой воли, на уровне инстинктов пытается найти себе применение в жизни, чтобы реализовать эту потребность и естественное предназначение. Таким образом, действия человека направляются, прежде всего,  естественным законом природы, но не «неудовлетворенным запасом либидо»

Суждение Фрейда, на мой взгляд, безосновательно, т.к. во-первых, изолирует внутреннюю сущность человека от окружающего мира, от которого он напрямую зависит, и которым он направляется, и, во-вторых, нивелирует все многообразие, сложность, красоту и потребность внутренней сути человека до уровня сексуальной неудовлетворенности.

8. Существуют ли четкие критерии, отличающие научное знание от других форм знания, например, обыденного знания? Если да, то каковы признаки, отличающие эти виды знания?

Да, существуют. Выделяют следующие критерии научного знания:

1. Основная задача научного знания — обнаружение объективных зако­нов действительности — природных, социальных (обще­ственных), законов самого познания, мышления и др.

2. Непосредственная цель и высшая ценность научного  познания — объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но, разумеет­ся, не без участия живого созерцания.

3. Наука в большей мере, чем другие формы познания ориентирована на то, чтобы быть воплощенной в практике, быть «руководством к действию» по изменению окружаю­щей действительности и управлению реальными процесса­ми.

4. Научное познание в гносеологическом плане есть сложный противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закреп­ленных в языке — естественном или — что более характер­но — искусственном (математическая символика, химиче­ские формулы и  т.п.).

5. В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства как приборы, инст­рументы, другое так называемое «научное оборудование», зачастую очень сложное и дорогостоящее.

6. Научному познанию присущи строгая доказатель­ность, обоснованность полученных результатов, достовер­ность выводов.[5]

Список литературы

1.     Бучило Н.Ф., Кириллов В.И. и др. Философия в двух частях. Часть 1: История философии. – М.: Юристъ, 2002.

2.     Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. - М.:ПРИОР, 2002.

3.     Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарика, 1998.

4.     Философия: хрестоматия для дистанционного обучения. – Новосибирск: СибАГС, 2001.

5.     Философский энциклопедический словарь. / Под ред. Губского Е.Ф. – М.: Инфра-М, 2001.


[1] Философия: хрестоматия для дистанционного обучения. – Новосибирск: СибАГС, 2001. – с. 162.

[2] Бучило Н.Ф., Кириллов В.И. и др. Философия в двух частях. Часть 1: История философии. – М.: Юристъ, 2002. – с. 157.

[3] Философский энциклопедический словарь. / Под ред. Губского Е.Ф. – М.: Инфра-М, 2001. – с. 90.

[4] Там же. – с. 188.

[5] Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. - М.:ПРИОР, 2002. – с. 37.