Содержание

1.   Анализ эффективности экспортных операций. 3

2. Виды анализа ВЭД и особенности их применения. 11

Задача №1. 15

Задача №2. 16

Задача №3. 17

Список используемой литературы.. 18

 

1.  Анализ эффективности экспортных операций

Экспорт представляет собой самый простой способ выхода на внешний рынок. В международном маркетинге различают нерегулярный и активный экспорт.  Применяя стратегию экспорта, фирма производит все свои товары в собственной стране, предлагая их на экспорт в модифицированном или в не модифицированном виде.

Экспорт имеет две разновидности: косвенный и прямой экспорт. При косвенном экспорте фирма пользуется услугами независимых международных маркетинговых посредников, при прямом – проводит экспортные операции самостоятельно.[1]

 Фирмы, которые только начинают свою экспортную деятельность, чаще используют косвенный экспорт. Они отдают предпочтение данному варианту из-за двух причин. Во-первых, такой экспорт требует меньше капиталовложений, поскольку фирме не приходится создавать за рубежом собственный торговый аппарат или налаживать сеть контактов. Во-вторых, при косвенном экспорте фирма меньше рискует.

Этот вариант считается более эффективным.

    Эффективность экспортных операций зависит от степени привязки экономики страны к мировому хозяйству. Поэтому страна определяет две крайние модели стратегии развития: внешне -  и внутренне ориентированные. Внешне ориентированная модель, которую еще называют ассоциативной, то есть направленной на присоединение к мировому сообществу, основывается на использовании таких положительных эффектов, как:

·        расширение возможностей для комбинирования ресурсов,

·        повышения конкурентоспособности и диверсификации продукции,

·        уровня подготовки и квалификации трудовых ресурсов,

·        использование внешнего спроса в условиях ограниченного внутреннего спроса на отечественную продукцию.

     Необходимо, однако,  иметь в виду, что увеличение экспорта сможет стимулировать экономический рост лишь при условии, что заработанные средства будут инвестироваться в развитие производства. В противном случае расширение экспорта означает лишь отток ресурсов, что и происходит в России.   

Эффективность экспорта зависит от того, насколько государство будет способствовать развитию экспортных отношений.   

 Принципиально новый подход к решению общегосударственной задачи развития экспорта отражен в Указе Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. N 1204 "О первоочередных мерах по поддержке экспортеров". В соответствии с Указом первостепенное значение придается поддержке экспорта продукции высокой степени обработки путем разработки комплекса мер государственного содействия отечественным производителям этой продукции, в том числе с привлечением средств федерального бюджета, предусматривающего использование механизмов кредитования экспорта, страхования экспортных кредитов, предоставления государственных гарантий.  Финансовое содействие является наиболее эффективным средством мобилизации экспортного потенциала страны. Предлагаемые меры стимулирования экспорта за счет средств федерального бюджета предполагают их соответствие нормам и требованиям Всемирной торговой организации, определяющим принятый в мировой практике порядок оказания государственной поддержки экспорту, а также учитывают условия присоединения России к этой организации.

 С учетом современного состояния российской экономики и актуальных проблем развития ее внешнеэкономического комплекса первоочередными задачами в области финансового содействия экспорту являются следующие:  - предоставление Правительством Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации гарантийных обязательств по привлекаемым уполномоченными банками кредитным ресурсам для обеспечения оборотными средствами производств и организаций, ориентированных на экспорт;  - предоставление государственных гарантийных обязательств и страхование экспортных кредитов от коммерческих (банковских) и политических рисков для обеспечения защиты экспортеров.   В рамках дальнейшего развития и совершенствования механизмов финансовой помощи экспортерам будет продолжена работа по изучению возможностей кредитования с участием государства ориентированных на экспорт НИОКР, освоения наукоемкой и высокотехнологичной продукции, закупки оборудования для развития экспортного производства (кредиты на длительный период в зависимости от сроков окупаемости проектов); кредитования производства экспортной продукции с длительным циклом изготовления, включая закупку не производимых в России сырья, материалов и комплектующих частей.

Среди других направлений финансового содействия, способных оказать заметное стимулирующее влияние на российский экспорт, целесообразно рассмотреть возможность таких мер, как:

-                    предоставление государственных гарантий банкам, финансирующим экспортные поставки на основе коммерческого кредита на срок свыше 180 дней;  - обеспечение государственных гарантий по кредитам на участие в международных торгах;  - страхование операций по освоению внешних рынков.   Механизмы использования бюджетных средств для финансирования конкретных проектов в области развития российского экспорта разрабатываются Министерством внешних экономических связей Российской Федерации, Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации с участием других федеральных органов исполнительной власти в рамках направлений деятельности.

В качестве основного мероприятия предусматривается разработка порядка предоставления государственной финансовой поддержки экспортерам промышленной продукции.  С учетом ограниченных объемов средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на 2004 год, в указанный период предлагается осуществить принципиальные и первоочередные меры по стимулированию отечественного машинотехнического экспорта.  Вопросы поддержки ориентированных на экспорт производств предлагается решить за счет кредитования оборотных средств производств, способных выпускать конкурентоспособную продукцию.

Финансирование капитальных вложений, учитывая острый дефицит средств в бюджете на 2004 год, в настоящее время реально может осуществляться в рамках государственной инвестиционной программы. В этой связи Министерство экономики Российской Федерации при проведении конкурсов по размещению централизованных инвестиционных ресурсов и последующем отборе инвестиционных предложений, обеспечивающих в промышленности и сфере услуг производство экспортных товаров на уровне лучших мировых образцов, будет предусматривать долевую государственную поддержку в размере до 40 процентов стоимости проекта.  С целью создания системы страхования экспортных кредитов и предоставления государственных гарантий готовятся предложения по образованию Российского экспортно-импортного страхового общества. Указанное страховое общество, используя механизм перераспределения рисков среди страховых компаний, включая зарубежные, могло бы повысить возвратность государственных экспортных кредитов, а также обеспечить пополнение собственных средств, которые могут и должны быть использованы в будущем для экспортного страхования в условиях ограниченной государственной поддержки, а затем и без нее.

 Одно из важных направлений поддержки экспорта, особенно товаров высокой степени обработки, связано с использованием мер налогового регулирования. В связи с этим в рамках совершенствования налоговой системы Российской Федерации и усиления ее стимулирующего воздействия в отношении отечественных товаропроизводителей целесообразно изучить возможные формы налогового поощрения экспортеров для внесения обоснованных предложений в ежегодную Федеральную программу развития внешнеторговой деятельности, в том числе:  -  восстановление системы возмещения налога на добавленную стоимость, уплаченного на внутреннем рынке при закупке товара, в случае последующего экспорта этого товара. Возможные исключения из этого правила могли бы распространяться только на экспорт подакцизных товаров и продукции, реализуемой по бартерным контрактам;  - определение порядка исчисления и уплаты налога на прибыль для предприятий - экспортеров готовой, в первую очередь машинотехнической, продукции с точным указанием кодов по ТН ВЭД, идентичного порядку, установленному для малых предприятий;  - стимулирование производственной кооперации путем расширения масштабов эффективного использования российскими участниками внешнеэкономических связей таможенных режимов переработки в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации; - разработка комплекса мер по снижению косвенного налогообложения экспорта услуг. В связи с этим привести в соответствие с положениями Всемирной торговой организации вопросы регулирования экспорта услуг;

-освобождение экспортеров от уплаты налога на рекламу, осуществляемую в отношении экспортных товаров;

-снижение размера государственной пошлины при рассмотрении в арбитражных судах исков, связанных с производством и последующим экспортом товаров и услуг.  В дальнейшем, по мере улучшения экономической ситуации в стране, станет возможным принятие мер, направленных на укрепление зарубежной инфраструктуры по сбыту и обслуживанию поставляемого на экспорт оборудования (создание сбытовых фирм, дилерской сети, сервисных центров и т.п.).

Перспективными формами продвижения российской продукции на экспорт являются проведение специфических выставочных мероприятий, в том числе ярмарок субконтрактов, дней международных контактов субъектов малого предпринимательства, выставок идей и технологий, а также организация под эгидой государства специализированных торговых делегаций для ознакомления с ситуацией на внешних рынках и установления деловых связей.

Значительная часть экспортной деятельности осуществляется за границей. Поэтому важно укреплять связи экспортеров с официальными загранучреждениями и представительствами других российских организаций за границей в интересах обеспечения организационной, информационно-консультационной, дипломатической и иной поддержки российского экспорта.

Следует предусмотреть разработку ведомствами документов о правах отечественных предпринимателей на получение организационной, информационной и других видов помощи в российских загранучреждениях, а также об условиях оказания подобных услуг.  Основными направлениями работы загранучреждений России с российскими предприятиями являются:  - содействие в организации деловых визитов российских предпринимателей, включая планирование деловых встреч и предоставление, по возможности, помещений для переговоров, переводческих услуг, торгово-политической и конъюнктурной информации по стране;  - проведение предварительных маркетинговых исследований по просьбе российских экспортеров, в том числе в форме ознакомления заинтересованной зарубежной аудитории с планируемой на экспорт продукцией и информирование клиента о результатах презентации; - обеспечение дипломатической поддержки наиболее значимым экспортным проектам путем их представления в ходе официальных визитов, церемоний и иных протокольных мероприятий;  - консультирование отечественных экспортеров по вопросам зарубежного законодательства, норм и правил поведения на рынке, существующих стандартов и иных требований к качеству товаров;   -  выдача заключений о фирмах страны пребывания с учетом практики торгово-экономических отношений этих фирм с российскими организациями.

2. Виды анализа ВЭД и особенности их применения

 

1. Анализ выполнения обязательств по внешнеэкономическим контрактам.

При анализе экспортных операций определяют выпол­нение обязательств по стоимости, физическому объ­ему, количеству экспортируемых товаров, по срокам их поставок и качеству; устанавливают факторы, по­влиявшие на эти показатели, и измеряют их воздейст­вие; выясняют причины недовыполнения обязательств по тем или иным позициям. Анализ проводится в та­кой последовательности: сначала определяют выпол­нение обязательств по товарам и товарным группам, затем по странам экспорта и отдельно по итогам эк­спорта в развитые и развивающиеся страны; в за­ключение результаты анализа обобщаются по фирме и объединению. Изложение обработанной, аналитической информации производится в обратном поряд­ке: оценка работы в целом по объединений» или фирме, затем по странам, товарным группам, то­варам.

2. Анализ динамики oборотa внешнеэкономических связей

Динамика оборота внешнеэкономических связей России изучается в неразрывной связи с развитием эк­спорта и импорта товаров и услуг объединения. Прежде всего, характеризуется развитие объема внеш­неэкономических операций за соответствующие годы. Оборот (объем в целом), экспорт и. импорт показы­ваются в таблице по годам, как в ценах соответствую­щих лет, так и в сопоставимых ценах. В другой таблице развитие операций отражается по географичес­кому направлению. В отдельных графах таблицы це­лесообразно привести данные о среднегодовых темпах прироста оборота, экспорта, импорта товаров и услуг. В таблице показывается также удельный вес групп стран и отдельных стран в процентах ко всему товарообороту объединения, принимаемому за 100%. -

3. Анализ использования оборотного капитала

Анализ оборота средств, вложенных в экспортные и импортные операции, увязывается с состоянием дебиторской и кредиторской задолженности, использованием ссуд банка.

Деловая активность предприятия проявляется в скорости оборота его капитала. Ускорение оборачиваемости капитала! свидетельствует о более интенсивном его использовании и о росте деловой активно­сти предприятия. Напротив, замедление оборачиваемости средств является признаком спада деловой активности. От скорости оборота капитала зависит и его доходность, и как результат — ликвидность, платежеспособность и финансовая устойчивость предприятия.

4. Анализ накладных расходов при экспортных, импортных операциях.

Накладные расходы по экспорту представляют собой затраты объединения по перевозке, перевалке, хране­нию и реализации экспортных товаров. Указанные за­траты увеличивают себестоимость товаров и в связи с этим соответственно уменьшают чистый доход от их реализации. Снижение накладных расходов ведет к повышению уровня эффективности экспорта. Цель анализа накладных расходов — проверка соблюдения объединением или фирмой в отчетном периоде режи­ма экономии и изыскание возможностей к снижению затрат в будущем. Анализ расходов за отчетный пе­риод следует проводить в сравнении с предшествую­щим периодом. При этом необходимо выяснить при­чины изменения величины накладных расходов в аб­солютном размере и по отношению к объему реали­зации товаров (относительный уровень накладных расходов) в целом, а также по отдельным видам на­кладных расходов.

5. Анализ рациональности использования средств при осуществлении -экспортных операций.

Выполнение обязательств по экспорту и импорту то­варов и услуг связано с расходом средств для оплаты счетов поставщиков экспортных и импортных товаров и оплаты накладных расходов по экспорту и импорту товаров. Эти средства объединения и фирмы получа­ют в основном в форме Кредитов банка. Полученные средства должны использоваться наиболее рацио­нально и эффективно.

6. Изучение оборачиваемости оборотных средств у экспортных операциях

Изучение оборачиваемости оборотных средства отно­сится к числу основных задач экономического анали­за. Достаточно сказать, что за счет ускорения оборота средств, занятых во внешней торговле России, всего за один день из внешнеторгового оборота страны можно высвободить сотни миллионов рублей. Началом кругооборота средств, выделенных госу­дарством для проведения экспортных операций, явля­ется момент передачи экспортного товара российским поставщиком внешнеэкономическому объединению-экс­портеру или фирме. В бухгалтерском учете объедине­ния эта передача фиксируется соответствующей бух­галтерской проводкой на момент получения и акцепта счета поставщика с комплектом товарораспорядитель­ных документов. Если приемный акт на прибывший в порт товар будет получен объединением до поступле­ния счета от поставщика, то начало кругооборота в этом случае совпадает с моментом оприходования данного товара бухгалтерией на основа­нии приемного акта порта. Счет поставщика оплачивается объединением за счет ссуды банка. Товар от­гружается в адрес покупателя. При этом по различ­ным причинам возможны задержки товара в местах перевалки и на складах. Получив документы об от­грузке товара в адрес покупателя, объединение выпи­сывает ему счет. Оплатой покупателем .счета, поступ­лением денег в банк и погашением объединением или фирмой' банковской ссуды цикл кругооборота закан­чивается.

Задача №1

Определите  коэффициент отдачи средств и установите влияние изменения числа оборотов оборотных средств, изменения эффективности реализованных товаров.

Показатели

Прошлый год

Отчетный год

Стоимость реализованных товаров, тыс. руб.

225000

312000

Себестоимость реализованных товаров, тыс.руб.

165200

220800

Средние остатки средств по экспорту, тыс.руб.

65000

80100

Решение:

1.   kот. баз = == 1,36

kот. тек. ==

2.   kреал. баз.= =

kреал. тек.= =

Вывод:

Эффективность  реализованных товаров в отчетном году по сравнению с прошлым изменилась с 0,29до 0,26, а коэффициент отдачи  - 1,36-1,41.

Задача №2

Проанализируйте динамику экспорта товаров и рассчитайте влияние на стоимость экспорта количества, цены и структуры.

товар

Предыдущий год

Отчетный год

Количество, шт.

Цена, руб.

Количество, шт.

Цена, руб.

А

135

4560

125

4890

Б

20

7980

40

7520

С

88

9030

88

9000

 Решение:

Товар

Реализовано товаров, шт.

Цена, руб.

Выручка от реализации товаров, руб.

Предыдущий,

q0

отчетный

q1

предыдущий

p0

отчетный

p1

Предыдущий

q0 p0

Отчетный

q1 p1

p0q1

А

135

125

4560

4890

615600

611250

570000

Б

20

40

7980

7520

159600

300800

319200

С

88

88

9030

9000

794640

792000

794640

итого

243

253

1569840

1704050

1683840

Jп.с.  = =

Таким образом, в среднем цена на товары в отчетном году по  сравнению с предыдущем увеличилась на 8,55%

Определим влияние структурных изменений на цену.

Jс.с. =

В результате структурных изменений в реализации товаров цена увеличилась на 3,02%.

Задача №3

Проанализируйте динамику состава и структуры объема инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов в экономику страны.

Страны-инвесторы

Объем инвестиций, млн.руб.

2002г од

%

2003 год

%

США

832

63,08

1594

63,73

Германия

308

23,35

468

18,71

Кипр

41

3,11

14

0,6

Швеция

63

4,78

308

12,32

Япония

75

5,69

117

4,68

Итого

1319

100

2501

100

Решение:

Jq = = 1.8961 (189.61%)

= = 2501-1319=1182 млн.руб.

Ответ: объем инвестиций увеличился на 89,61%., но объем инвестиций из США увеличился на 0,65%, из Германии уменьшился на 4,64%,, из Кипра уменьшился на 2,51%,из Швеции  увеличился на 7,54% и из Японии уменьшился на 1,01% .

Список используемой литературы

1.     Международные экономические отношения.  Под ред. Б.П.Супруновича. –М.: “ГФА”, 1995.

2.     Основы внешнеэкономических знаний.  Отв. ред. И.П.Фаминский. –М.: “Международные отношения”, 1994.

3.     Россия: внешнеэкономические связи в условиях перехода к рынку. Под. ред. И.П.Фаминского. –М.: “МО”,1993.

4.     Об итогах внешнеэкономической деятельности России в 1993-1996 гг. // Внешняя торговля. –1996. –№9.

5.     Об итогах внешнеэкономической деятельности России в 1993-1996 гг. // Внешняя торговля. –1996. –№10-11.

6.     “Закон о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.”// Российская газета. –1995. – 24 октября.

7.     Пашкова И., Шорохов Г. Создание системы содействия экспорту в  России. // Внешняя торговля.–2000. –№1-3

8.     Экспорт и импорт России // Внешняя торговля. –1996. –№7-8

9.     “”Экономика и жизнь”: журнал- № 4, январь, 2002

10.           Прокушев Е.Ф. “Внешнеэкономическая деятельность”: Учебник – практическое пособие.-М.: Информ., 2001.


[1] Пашкова И., Шорохов Г. Создание системы содействия экспорту в  России. // Внешняя торговля.–1999.