Содержание

Задание 1. 3

Задание 2. 22

Задание 3. 23

Список литературы.. 27

Задание 1

Тема 1. Предмет и метод экономической теории


Не вдаваясь в детализацию различных экономических школ и направлений в рамках экономической теории, остановимся на двух ее концептуальных полюсах. Это — политическая экономия и эко­номике. Первая представляет собой мировоззренческую фунда­ментальную экономическую науку, пытающуюся выявить причин­но-следственные связи и взаимодействия реальной экономичес­кой действительности в единстве ее качественных и количествен­ных характеристик как материальной основы жизнедеятельности человеческого социума с его социально-этическими составляю­щими.

В Экономиксе все внимание концентрируется не на выявлении сущностных, содержательных моментов экономических явлений и процессов, а на их описании и приятии как данности, которая не требует никаких углубленных исследований. Все, напротив, упро­щается, чтобы можно было применять более изощренные матема­тические методы исследований. Упрощается и человеческое пове­дение, и его мотивация. Все сводится к единственному мотиву — потребительскому поведению, в котором якобы находят свое выра­жение все жизненные цели человека. Однако это далеко не так. Здесь утрачиваются связи экономического и социального, эконо­мического и этического, экономического и экологического. А ра­финированная экономическая эффективность полностью игнори­рует экологическую, социально-психологическую, духовно-интел­лектуальную составляющие.

В настоящее время экономике с его не причинно-следственны­ми, а функциональными связями между переменными занимает господствующее положение в западной системе экономического образования, что привело к возрастанию роли формально-матема­тической аксиоматики, в которой не находит отражения воспроиз­водящееся в природной среде человеческое общество. Однако надо признать, что выдвижение на первый план Экономикса было обу­словлено тем, что классическая политическая экономия в свое время не смогла решить важные теоретические задачи, тогда как экономике предложил свое, в значительной степени прагматичес­кое видение предмета исследования и добился определенных ре­зультатов.

В итоге политическая экономия оказалась оттесненной на зад­ний план и стала как бы историей экономической мысли. Это при­вело к тому, что перестали заниматься разрешением проблем стои­мости, взаимосвязей стоимости, ценности и цены, а увлечение феномено-событийной интерпретацией предмета экономической теории — к выхолащиванию ее мировоззренческого философско­го, социологического и исторического содержания. [2.c.30]

В рамках Экономикса центральными фигурами являются потре­бители и изготовители с их суждениями и оценками в отношении рышочных благ, с их рациональным поведением. Однако поведение этих агентов рынка, как мы увидим, объективно предопределено как доходами, так и ценами. Это ставит под сомнение исходные принципы Экономикса. Мало того, рыночные цены как равной действующие спроса и предложения несут в себе исключительно эко­номическую составляющую и игнорируют информацию о нанесен­ном ущербе природе, об истощении ресурсов, о социально-эконо­мической значимости образования, здравоохранения, культуры как непременны атрибутах жизнедеятельности любого человека и общества в целом, обеспечения нормальных условий для процесса общественного воспроизводства. В связи с этим возникает необхо­димость учета неэкономического аспекта и экологического факто­ра в жизнедеятельности общества. Это означает возврат к тради­ции, духовно-нравственным принципам хозяйствования, эконо­мической этике.

Центральной проблемой экономической теории становится переосмысление значимости материально-технических и товарно-денежных факторов в хозяйственной жизни общества и переориен­тация экономического мышления на человека, который занимает в ней центральное место. Следовательно, речь должна идти о социологизации экономической теории во всех аспектах жизнедеятель­ности и жизнеобеспечения человека в будущем, о «низвержении с пьедестала» «экономического человека» и восстановлении естест­венного человека, который, как считал Ф. Хайек, не вписывается в «расширенный порядок». Очевидно, неестественному порядку необходим и неестественный человек, каким и является экономичес­кий человек. Поэтому наступлению рынка как неестественного по­рядка с неестественным человеком не может не противостоять ес­тественный человек и порядок. Против экономического человека, космополитического, бездуховного экономизированного монстра, восстает естественный человек с его традиционной компонентой высшей ценности — идентификацией со своим народом, Родиной, Отечеством. Это противоборство общественного и эгоцентричес­кого начал.

Не следует представлять экономике как чисто экономическую всеобщую, вселенскую науку, ибо она политически и идеологичес­ки сориентирована на ценности западной цивилизации с ее «золо­тым миллиардом», стремящейся к устранению конкурентов и уста­новлению своего монопольного положения в мире. Поэтому, толь­ко сохраняя традиции, этико-культурные ценности народа, прежде всего русского, его силу духа, Россия при осуществлении экономи­ческих преобразований сможет абсорбировать то, что идет от Запа­да ценного, и развиваться на собственной основе. Это указывает на необходимость принятия Экономикса не как базовой основы соци­ально-экономического мышления, а всего лишь как одной из его нестержневых составляющих.

Ссылки на то, что теоретическая экономика — наука всеобщая, единая, мировая, малоубедительны. Действительно, ей присущи важные общие черты, но единство не исключает многообразия. Социальная наука имеет дело с многочисленными этносами, соци­умами, в рамках которых только и находит свое конкретное бытие любая общественная наука, в том числе и экономическая. После К. Маркса, М. Вебера, Т. Веблена, А. Тойнби нельзя говорить об экономике вне социологии, этики, духовно-культурных, нацио­нально-религиозных ценностей, Более того, это стержень нашей отечественной русской философской и экономической мысли.

В призывах осторожнее подходить к вопросу о реанимировании русских национально-культурных и религиозных ценностей содер­жится скрытая попытка оставить без внимания русский этнос с его этикой, не зацикленной только на русский народ, а ориентирован­ной на всеобщее, всечеловеческое бытие и признающей право на самобытность других этносов.

Национально-государственная идея — это специфика и органи­ческая составляющая социально-экономического развития Рос­сии. Мало того, государство всегда было и является частью экономической системы. Тем более оно не может быть внешней по отно­шению к экономике силой в условиях кризиса потребительского общества, угрозы экологического коллапса и необходимости пере­ориентации развития социально-экономических систем с приори­тетности принципов материальности и экономизма на приоритет­ность принципов духовности и социологизации экономики.

Навязываемое положение — рынок всегда прав — в лучшем слу­чае ошибочно, в худшем — преступно. Трактовка роли государства как «сонного пастуха», не дающего разбежаться стаду, или «ночно­го сторожа» — это всего лишь либерально-теоретическая робинзо­нада, которой никогда не было на практике, тем более ее нет в современном мире. По оценкам экспертов, в настоящее время от 50 до 75% всех цен или определяется, или принципиально регули­руется государством, примерно половина общественных продуктов стран распределяется и перераспределяется через государственные каналы. К тому же государство выступает как крупнейший хозяй­ственный субъект в рамках отношений собственности, на основе которых оно осуществляет непосредственно и присвоение, и вла­дение, и распоряжение.

Признание несостоятельности ориентации на «потребитель­ское общество» как модель, игнорирующую экологию, необходи­мость формирования и развития социального и человеческого ка­питала, все больший учет и ориентация на духовные ценности, мо­ральные стимулы в активизации трудовой и хозяйственной дея­тельности обусловливают настоятельную потребность поиска новой парадигмы развития экономической теории. Однако этот поиск, очевидно, не может сводиться к охаиванию Экономикса и его низвержению. Он должен занять свою нишу в системе эконо­мической науки, которая не может не вернуться в поисках подходов при разработке новой парадигмы к мировоззренческо-философским истокам классической политической экономии. Учитывая переходность состояния экономической теории, задача учебной литературы состоит в освещении различных теоретических подхо­дов к раскрытию содержания и сущности экономических процес­сов и явлений. В данном учебнике предпринята попытка дать сим­биозное, «гибридное» представление об экономической действи­тельности, в котором нашли отражение в большей степени не раз­личия, а сходство, единство различных концепций. [2.c.35]

Некоторые экономисты бравируют своей приверженностью за­океанскому увлечению безмерной формализацией и использованием математического аппарата в экономической науке, что пре­вращает их в ее самодовлеющую составляющую, тогда как матема­тика всегда будет играть в экономической науке подчиненную роль хотя бы потому, что ей неподвластны качественные аспекты соци­ально-экономических отношений, равно как и многообразное их количественное проявление.

Если рассматривать собственно производство, то в условиях ог­раниченных ресурсов возникает проблема выбора рационального соединения труда со средствами производства. Общество всегда располагает определенным ограниченным количеством труда, сырья, материалов, машин и оборудования, а также финансовых средств, т.е. денег. Это вынуждает делать выбор между различными вариантами их использования с целью производства тех или иных товаров.

Необходимость выбора

В частности, представим себе двухпродуктовую модель эконо­мики: производятся только плуги и хлеб. Если все финансовые ма­териальные и трудовые ресурсы «бросить» в сферу производства плугов, то тогда люди останутся без средств существования — хлеба. Выбор другого крайнего варианта поставит общество перед фактом отсутствия орудий труда. Решая проблему удовлетворения потребностей, общество руководствуется законом замещения, или альтернативного выбора, согласно которому расширение произ­водства одних благ объективно ограничивает возможности и ведет к сокращению выпуска других благ.

Получение каждой дополнительной единицы одного блага тре­бует отказа от производства какого-то количества другого. Причем выпуск каждой последующей единицы замещения одного товара другим связан с возрастанием дополнительных затрат. Наглядно этот процесс можно проиллюстрировать на графике: на оси абс­цисс отложим количество выпускаемого хлеба, на оси ординат — количество производимых плугов (рис. 1).

В частности, выпуск дополнительной единицы плугов (Пг — Пд) требует, чтобы в жертву было принесено некоторое количество хлеба (Хд — Хг). По мере продвижения от точки Д к точкам Г, В, Б, А производство каждых последующих дополнительных единиц плугов обусловлено отказом от производства все большего и боль­шего количества хлеба (Хг Хв, Хв, ХА). Это указывает на постоянно возрастающие затраты на производство каждого последующего плуга по сравнению с предыдущим. Количество плугов и хлеба, соответствующее любой точке (например, точке А), находящейся вне графика, невозможно произвести при данном объеме ресурсов и используемой технологии. Выпуск плугов и хлеба, соответствую­щий их объемам в любой точке (например, точке М), находящейся в пределах области, ограниченной линией производственных воз­можностей, указывает на неполное или нерациональное использо­вание ресурсов

 

Рис. 1. Кривая производственных возможностей

Любое общество всегда решает проблему достижения оптималь­ной структуры общественного производства. В условиях товарного производства это стремление к оптимизации выпуска всех видов благ реализуется через разнообразные рыночные механизмы, кото­рые вынуждают товаропроизводителей свертывать объемы произ­водства одних видов товаров и услуг и увеличивать выпуск других. Экономическая рационализация — это способ выбора решений, ос­нованный на стремлении получить наилучшие экономические ре­зультаты при минимально возможных затратах всех необходимых для этого ресурсов.

Принцип рациональности

Экономикой действительно управляет принцип рациональнос­ти, а все остальное — право, мораль, культура — создает лишь ус­ловия, ограничения, в которых ведется поиск наиболее рациональ­ных решений. Однако, к сожалению, рациональность ограничива­ется исключительно «голой» экономической выгодой. Последняя исходит исключительно из текущего момента, краткосрочной вы­годы, тогда как необходимо ориентироваться на долгосрочную и не просто экономическую, а социально-экономическую эффектив­ность, которая включает в себя социальный элемент.

В данном случае речь идет о том, чтобы не допустить нанесения ущерба обществу или природе при стремлении к максимизации экономического результата от хозяйственной деятельности. В про­тивном случае отдельные хозяйственные субъекты могут получать впечатляющие экономические результаты, тогда как в перспективе обществу придется расплачиваться за отрицательные социальные и экологические последствия. Поэтому общество, государство долж­ны смотреть в будущее и ставить определенные ограничения для действия стихийных рыночных сил. Одновременно необходимо создание целой системы экономических стимулов, ориентирую­щих экономическую деятельность хозяйственных субъектов в нуж­ном для общества направлении.

В то же время роль выгоды в жизни людей очень велика. Стрем­ление к ней — один из главных движущих мотивов в сфере эконо­мики. Выгода — это сбережение собственных сил и времени при достижении определенного уровня личного благосостояния. Обес­печение выгоды в экономической жизни позволяет* получить и больше свободного времени для реализации потребностей. Однако стремление к выгоде может привести к столкновению с интересами общества и негативным для него последствиям. [2.c.40]

Рациональность и экономические интересы

Решение задач рационального использования имеющихся в распоряжении общества ограниченных ресурсов с целью получе­ния максимального количества необходимых благ в конечном счете связано с экономическими интересами каждого индивида, коллектива, социальных групп и общества в целом. Именно эконо­мические интересы людей выступают движущей силой социально-экономического прогресса. В связи с этим огромное значение при- обретает проблема приоритетов, ранжирования, упорядочения ин­дивидуальных, коллективных и общественных интересов.

В условиях рыночных отношений превалируют личные (част­ные) интересы. Именно личная заинтересованность в получении тех или иных благ, в улучшении собственного благосостояния, бла­гополучия родных и близких побуждает человека к активным дей­ствиям, максимальному приложению усилий, использованию всех своих потенций.

Обеспечивая собственное благополучие, люди тем самым созда­ют условия для улучшения благосостояния коллектива, социаль­ных групп и общества в целом. Дело в том, что коллективы, группы и общество состоят из индивидов. Поэтому улучшение социально­го положения каждого объективно обусловливает продвижение к благополучию всех.

Важное значение имеют и групповые интересы, например, ин­тересы работающих на отдельно взятом предприятии. Наращива­ние выпуска продукции, постоянное повышение ее качества, по­требительских свойств в соответствии с запросами покупателей и снижение затрат (себестоимости) ведут к процветанию предпри­ятия. Если даже взять чисто капиталистическое предприятие, где имеются работодатель и наемные работники, то совершенно оче­видно, что получение прибыли зависит не только от предпринима­тельских способностей хозяина предприятия, его менеджера и уп­равленческого аппарата, но и от того, в какой степени сами наем­ные работники будут заинтересованы в достижении поставленных предприятием целей. Насколько адекватно будут вознаграждены трудовые усилия работников, их творческий подход к выполнению порученного дела, насколько предприниматель заботится об усло­виях их труда и быта, повышении квалификации, продвижении по служебной лестнице, настолько, очевидно, будут наемные работ­ники отвечать своей трудовой активностью.

В настоящее время во всех западных странах особое внимание обращается на формирование благоприятного микроклимата в трудовых коллективах и, что самое примечательное, на формиро­вание коллективистских начал в психологии работника. Все боль­шее распространение получает система человеческих отношений. Осуществляя переход к рыночной экономике, нам надо не расте­рять те коллективистские начала, которые заложила прежняя соци­ально-экономическая система в психологию наших людей. Поэто­му, очевидно, развивая индивидуальный, даже эгоистический экокомический интерес в каждом работнике, необходимо сочетать его с коллективными интересами, интересами предприятия.

Решение крупных социальных, экономических, экологических проблем порой становится под силу только обществу в целом, го­сударству как выразителю общественных интересов. Речь идет о защите окружающей среды, развитии образования, высшей школы, науки, культуры, здравоохранения, обороны и т.п. Можно поставить вполне резонный вопрос о совместимости процесса сти­мулирования и даже провоцирования частного, индивидуального и коллективного эгоизма с интересами всего общества. Несомненно, здесь кроется серьезная проблема.

Однако нельзя забывать о том, что говорилось выше об индиви­дуальных и коллективных интересах. Суть дела заключается в том, что чем большие доходы будут получать отдельные работники, от­дельные коллективы (предприятия), тем легче будет обществу ре­шать общегосударственные экономические, социальные и эколо­гические проблемы. Через различные формы отчислений, и прежде всего через налоговую систему, от более зажиточных людей и пре­успевающих предприятий общество получит соответственно боль­шие возможности для формирования государственного бюджета, из которого в основном и происходит финансирование важнейших крупномасштабных народнохозяйственных программ.

Конечно, в реальной действительности не все так однозначно, как в теоретических концепциях. Если придерживаться принципа, что «все течет, все изменяется», то, очевидно, с развитием челове­ческого общества не может не модифицироваться, не видоизме­няться система взаимосвязей разноуровневых экономических ин­тересов. Это диалектически противоречивый, но единый и нераз­рывный социально-экономический процесс.

Национальная специфика

Оценивая практические функции экономической теории, сле­дует подчеркнуть, что ее выводы должны быть конкретизированы применительно к реальной национальной экономике, каждая из которых может обладать порой колоссальной спецификой и уни­кальностью. Наглядным примером такой уникальности может слу­жить наша отечественная экономика, на которую пытаются «на­деть платье», скроенное по западным современным моделям, но уже успевшим устареть и на Западе. Результаты печальные. Учет всего комплекса особенностей российской действительности, не только наличия и состояния тех или иных экономических факто­ров, но и сложившейся социальной психологии, традиций, поли­тического и общественного образа мышления требует выработать научно обоснованный подход к формированию экономической политики государства.

В качестве очевидиц особенностей предреформенной России можно назвать такие экономические факторы, как господство мо­нополистических и олигополистических структур в национальной экономике, отсутствие фондового рынка, гипертрофированность структурного сдвига общественного производства в сторону отрас­лей, производящих средства производства и вооружения, господ­ство крупных предприятий в промышленности и сельском хозяй­стве и т.д. Среди других факторов необходимо назвать относитель­но устойчивую систему социальной. защищенности населения, от­сутствие устойчивых( навыков и культуры рыночного поведения у всех экономических субъектов, развитое чувство коллективизма и взаимной поддержки, приоритет коллективных и общественных интересов и т.п. [2.c.50]

В действительности все эти и другие объективно сложившиеся предпосылки и условия жизнедеятельности советского общества решили проигнорировать новые революционеры от реформы. В который раз в России происходит революция вместо эволюцион­ного трансформирования общества и его экономической системы. Отрицательный результат по своим последствиям превзошел раз­рушения в Великой Отечественной войне. Но из войн Россия вы­ходила, как правило, морально окрепшей, духовно сильной, сейчас же очевидна деградация по всем направлениям жизнедеятельности общества и государственности, утрата великодержавности, нацио­нальной гордости, патриотизма. Теперь предательство выдается за патриотизм, подлость за благородство.

Метод познания и изложения

Экономическая теория в большей своей части пользуется об­щенаучными методами исследования. Метод экономической тео-рии представляет собой совокупность способов, приемов познания экономических отношений людей и воспроизведение их в системе экономических категорий, принципов, законов, моделей. При этом экономические процессы и явления рассматриваются как в статике, так и в динамике. Взятые в непрерывном движении и развитии, в переходе из одного качественного состояния в другое, они анализируются с целью выявления и разрешения (снятия) противоречий. Конкретизируя научные выводы в виде тех или иных рекомендаций, экономическая теория выполняет практи­ческие функции по разработке основ экономической политики государства.

Приступая к изложению методов экономической теории, необ­ходимо в первую очередь остановиться на методе познания и изло­жения. Задача метода познания состоит в проникновении и раскры­тии сущности экономических процессов и явлений. Это достигает­ся путем движения мышления от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному. Схематично процесс познания можно представить в следующем виде:

На стадии живого созерцания происходит сбор фактов, фиксиру­ющих внешние проявления различных сторон экономических про­цессов. На этой стадии познания вырабатывается чувственно-на­глядное представление об экономических явлениях, их отдельных свойствах. В данном случае мышление носит конкретный характер, оно выступает в таких формах чувственного созерцания, как вос­приятие, представление об окружающей нас экономической дейст­вительности.

Научные абстракции

Существенные связи между двумя явлениями или отдельными i сторонами одного и того же явления, закономерности их развития находят свое выражение в системе понятий, суждений, умозаклю­чений, т.е. в формах абстрактного мышления. В процессе теорети­ческого познания путем мышления вырабатываются научные аб­стракции, или обобщенные понятия, отвлеченные от конкретных яв­лений, но отражающие их основополагающие, сущностные черты и свойства. В результате на стадии абстрактного мышления вырабатывается идеальная действительность, т.е. образная ее модель, ? сформулированная в научных абстракциях: экономических категориях, принципах, моделях, законах. Таким образом, на стадии абстрактного мышления мы получаем мысленно представляемую, а  не реальную действительность, ибо последняя настолько богата и многообразна, что ее просто невозможно описать с помощью какой-либо идеальной модели. При этом главное заключается в том, что в этом нет никакой необходимости, ибо наша «обеднен­ная» идеальная модель призвана отразить в себе лишь то сущест­венное, что свойственно изучаемой нами экономической действи­тельности.

Идеальная и реальная действительность

Итак, получив идеальное, мысленное представление об изучае­мом экономическом процессе или явлении, мы вынуждены сопо­ставить его с конкретной хозяйственной действительностью. Таким образом, происходит возвращение к покинутой нами созер­цаемой действительности, о которой уже знаем гораздо больше, нежели когда впервые с ней столкнулись в начале процесса позна­ния. Из хаотичного нагромождения конкретных деталей и нюансов изучаемой экономической- действительности она превращается в упорядоченную, систематизированную действительность. Эту иде­альную модель мы как бы «примеряем» к хозяйственной практике с целью определить, насколько она отвечает требованиям послед­ней. Раскрытая сущность (категории, принципы, законы) получает форму знания, подтвержденного практикой и, следовательно, яв­ляющегося истинным. И тем не менее не стоит во всем уповать на реальность. Это обусловлено, во-первых, степенью идентифика­ции восприятия самой реальности, во-вторых, той крайностью, в которую мы иногда впадаем, отторгая идеальность как способ су­ществования реальности.

Иллюстрация метода абстрагирования

Для наглядности рассмотрим процесс познания при выработке такой экономической категории, как труд. Предположим, что мы первые исследователи трудовой деятельности, когда в научном обороте просто не существовало понятия «труд». Как бы давно или недавно это ни было, мы всегда столкнемся с весьма разно­образной деятельностью людей. Конкретные виды деятельности мало имеют общего между собой. Во-первых, люди обладают оп­ределенными знаниями и опытом в отличных друг от друга сферах деятельности. Во-вторых, они используют в своей деятельности совершенно различные инструменты. В-третьих, у них разные объ­екты, на которые направлена их деятельность. В-четвертых, ре­зультатом их деятельности являются tyiuecTBeHHo отличающиеся друг от друга продукты.

Очевидно, для раскрытия сущности трудовой деятельности людей необходимо отвлечься от многообразия, красочности или неприглядности трудовой деятельности и сосредоточиться на том, что объединяет все ее виды. Итак, первое, на что следует обратить 'Внимание, — это то, что все люди вполне осознанно, а не ин­стинктивно занимаются своей деятельностью. Отсюда первая черта — это сознательность. В то же время осмысленная деятель­ность направлена непременно на достижение вполне определен­ной цели — производство тех или иных благ. [2.c.58]

Поэтому еще раз отметим, что труд — это сознательная, целе­сообразная деятельность человека, направленная на производство тех или иных благ с целью удовлетворения своих потребностей. Эта научная абстракция в форме экономической категории подтверж­дается хозяйственной практикой. Следовательно, практика уста­новила истинность нашего умозаключения.

Метод изложения

Итак, мы рассмотрели метод исследования, который направлен на раскрытие сущности экономических явлений и процессов. Он включает весь путь познания: движение от конкретного к абстракт­ному и от абстрактного к конкретному. Метод изложения имеет дело с уже выработанными понятиями и теоретическими положе­ниями, поэтому для него теряет всякий смысл повторение пути процесса познания. Метод изложения призван полученные резуль­таты исследования воспроизвести в логически стройной и непротиворечивой системе экономических" категорий, принципов, за­конов.

Однако в ходе изложения возможно появление определенных сомнений, противоречий, нестыковок между отдельными научны­ми результатами исследования, которые могут породить новые ги­потезы либо желание удостовериться в истинности имеющихся ут­верждений, либо стремление уточнить данное научное положение. В этом своем проявлении метод изложения выступает в качестве составляющей метода исследования. Причем такого рода исследо­вание часто ограничивается уровнем абстрактного мышления и по­лучает как бы самостоятельное значение.

Анализ и синтез

Метод исследования, или познания экономической действи­тельности включает в себя целый набор способов и приемов, с помощью которых достигается раскрытие ее сущности и содер­жания.

Анализ

Прежде всего рассмотрим анализ и синтез. При анализе проис­ходит мысленное разложение явления на составные части и выде­ление отдельных его сторон с целью выявить то специфическое, что отличает их друг от друга. Это важно для решения последующей задачи теоретического объяснения тех особенностей, от которых отвлекаются первоначально. При помощи анализа раскрывается существенное в явлении. Если говорить о процессе познания, то анализ используется при движении от созерцания действительнос-• ти к абстрактному мышлению, т.е. от конкретного к абстрактному, и завершается выработкой экономических научных абстракций.

Синтез

При синтезе происходит мысленное объединение расчленен­ных анализом частей, сторон с целью выявить то общее, что связы­вает эти части, стороны в единое целое, бинтез происходит при движении от абстрактного к конкретному. В процессе синтеза изу­чаемое явление исследуется во взаимосвязи составляющих его сто­рон, в целостности и единстве, в движении противоречий, благода­ря чему открываются пути и формы их разрешения. демонстрации использования анализа и синтеза обратимся к миру окружающих нас товаров. Например, хлеб, вино, костюм, туфли и прочие товары нас интересуют как объекты для выяснения того, что лежит в основе их обмена. Путем анализа, т.е. посредством расчленения каждого конкретного блага на составные части, можно выяснить следующее. Первая сторона — все блага приобре­таются потому, что они способны удовлетворить ту или иную кон­кретную потребность человека. В результате получаем экономичес­кую категорию — потребительную стоимость, которая представля­ет свойство товара удовлетворить определенную потребность. Таким образом, можно сделать первое заключение, что все товары обладают полезностью, или потребительной стоимостью.

Теперь сконцентрируем внимание на меновых пропорциях в процессе обмена. Предположим, что шесть буханок хлеба обмени­ваются на одну бутылку вина, один костюм — на две пары туфель. Следовательно, можно сказать, что все товары обладают меновой стоимостью, или способностью обмениваться в определенных пропорциях между собой. Итак, на уровне анализа выявлены две экономические категории: полезность (потребительная стоимость) и меновая стоимость.

Теперь необходимо воспринять данные товары не как расчле­ненные на отдельные свойства, а как единое целое. Эту функцию и выполняет синтез, устанавливая взаимосвязь между полезностью и меновой стоимостью. Эта взаимосвязь выражается в других катего­риях, а именно, в ценности и стоимости, которые отражают и по­лезность блага, и его меновую стоимость. Категория «ценность» свидетельствует о необходимости и полезности блага для общества, а «стоимость» — об его оценке обществом относительно других благ или денег. Иными словами, происходит определение, «чего оно стоит» на самом деле в едином товарном мире.

Индуктивный и дедуктивный методы Индукция

Индукция представляет собой исследование, при котором по­знание действительности совершается в процессе выработки, еди­ничных утверждений, обеспечивающих возможность сделать обоб­щающие выводы и сформулировать общие положения. Индукция характеризуется познанием действительности путем движения от конкретного к абстрактному. А как известно, на уровне абстракт­ного мышления вырабатываются экономические категории.

Для наглядности рассмотрим индуктивный метод на примере. Предположим, человек начинает анализировать окружающий его мир благ. Он видит, что хлеб обменивается на другой продукт или деньги, следовательно, это позволяет ему сделать единичное за­ключение: хлеб обладает меновой стоимостью, т.е. способностью обмениваться на другие блага в определенных пропорциях. Затем он рассматривает другое благо — вино, применительно к которому можно сделать такое же единичное заключение, как и в отношении хлеба: вино способно обмениваться на другие блага, и, следователь­но, оно тоже обладает меновой стоимостью. Расширив круг благ с целью выявления у них данного свойства (меновой стоимости), человек приходит к обобщающему выводу: все блага, вступающие в обмен на другие, обладают меновой стоимостью. Отсюда дается определение меновой стоимости как способности одного блага об­мениваться в определенных пропорциях на другие блага. Таким образом, от единичных, частных случаев мы пришли к обобщаю­щему заключению.

Дедукция

Дедукция представляет собой способ исследования, при кото­ром знания о процессах и явлениях формируются в ходе перехода от общих положений к частным и единичным суждениям. Дедук­ция характеризуется восхождением от абстрактного к конкретно­му. Для лучшего восприятия обратимся к только что рассмотренному выше примеру. Но логика рассуждений направлена в обрат­ном направлении: не от конкретных единичных случаев к общему положению, а от абстрактного, общего, уже сформулированного умозаключения к единичным конкретном случаям. Таковым обоб­щающим положением является «меновая стоимость».

Для демонстрации дедуктивного метода достаточно взять общее положение и применить его к тем же- или совершенно новым бла­гам. Взяв поочередно вышеупомянутые блага, мы видим, что все они обладают свойством обмениваться на другие блага, откуда можно сделать заключение, что они обладают меновой стоимос­тью. Теперь предположим, что мы только что сделали «научное открытие»: любой товар обладает меновой стоимостью. Данная идея не может быть обменена на другие блага, и, следовательно, она не обладает меновой стоимостью, хотя, несомненно, имеет важное значение для экономических исследований, для которых она стала уже аксиомой.

Экономико математическая

Математическая логика представляет собой совокупность ис­кусственных формализованных языков, для которых устанавлива­ются такие их логические свойства, как доказуемость, выводи­мость, следствие и т.д. В отличие от классической математической логики, базировавшейся на принципе двузначности (признания суждения либо истинным, либо ложным), современная математическая логика руководствуется принципом многозначности, до­пускающим три и более значений истинности (многозначная логи­ка), и рассматривает отношения, например, между необходимос­тью, случайностью, возможностью, действительностью и другими понятиями (модельная логика). Развитие современной математики (теории множеств, теория вероятностей, абстрактная алгебра) обу­словило появление, например, теории алгоритмов. Использование математического аппарата в экономических исследованиях, несо­мненно, повышает значение математической логики и вызывает необходимость формализации экономических процессов.

В то же время хотелось бы обратить внимание на то, что в эко­номической теории, вне зависимости от используемой логики, да­леко не все и не всегда поддается количественному анализу, тогда как качественные составляющие экономических процессов и явле­ний нередко предопределяют движение экономических систем. [2.c.65]

Задание 2


Тест 1

К основным факторам производства относятся:

а) Денежные средства и акции

б) машины, оборудование и сырье

в) время, затрачиваемое на производство товаров и услуг

г) труд, земля, капитал, предпринимательство.

Ответ

г) труд, земля, капитал, предпринимательство.


Тест 2

Если 1 – процентное уменьшение цены на товар проводит к 2 процентному увеличиню объема спроса на него, то этот спрос является

а) неэластичным

б) эластичным

в) абсолютно неэластичным

г) абсолютно эластичным

Ответ

б) эластичный


Тест 3

Равновесная процентная ставка на рынке капитала выравнивает.

а) номинальную и реальную процентные ставки

б) объем спроса и предложения заемных средств (ссуд)

в) потребление и сбережения денежных средств

г) все предыдущие ответы неверны

Ответ

б) объем спроса и предложения заемных средств (ссуд)


Задание 3

Задача 1

На основе данных, приведенных в таблице, выполните следущие задания.

Таблица

потребитель Х

потребитель Y

потребитель Z

Рыночный спрос

Цена Р

Объем спроса Q

Цена Р

Объем спроса Q

Цена Р

Объем спроса Q

Цена Р

Объем спроса Q

10

0

10

0

10

0

10

0,00

9

0

9

3

9

1

9

1,33

8

0

8

5

8

5

8

3,33

7

1

7

7

7

8

7

5,33

6

2

6

9

6

11

6

7,33

5

4

5

12

5

12

5

9,33

4

6

4

15

4

15

4

12,00

3

10

3

18

3

18

3

15,33

2

15

2

21

2

20

2

18,67

1

21

1

24

1

23

1

22,67

0

25

0

25

0

25

0

25,00


а) определите рыночный спрос, заполнив графы 7 и 8

б) нарисуйте кривы спроса потребителей Х Y Z и кривую рыночного спроса, обозначив цену на вертикальной оси а объем спроса на горизонтальной оси (четыре рисунка)

Решение

потребитель Х

потребитель Y

потребитель Z

Рыночный спрос

Цена Р

Объем спроса Q

Цена Р

Объем спроса Q

Цена Р

Объем спроса Q

Цена Р

Объем спроса Q

10

0

10

0

10

0

10

0,00

9

0

9

3

9

1

9

1,33

8

0

8

5

8

5

8

3,33

7

1

7

7

7

8

7

5,33

6

2

6

9

6

11

6

7,33

5

4

5

12

5

12

5

9,33

4

6

4

15

4

15

4

12,00

3

10

3

18

3

18

3

15,33

2

15

2

21

2

20

2

18,67

1

21

1

24

1

23

1

22,67

0

25

0

25

0

25

0

25,00

Кривая спроса потребителя Х рис. 1

рис. 1

Кривая спроса потребителя Y рис. 2

рис 2.

Кривая спроса потребителя Z рис. 3

рис .3

Кривая рыночного спроса рис 4.

рис. 4

Задача 2

Студент читает журналы и слушает музыку, записанную на кассеты. Таблица показывает полезность, которую он получает от потребления различного количества журналов и кассет


Решение

Количество

журналы

Кассеты

полезность (ютил)

предельная полезность

mu/р

полезность (ютил)

предельная полезность

mu/р

1

60

60

40

360

360

48

2

111

51

34

630

270

36

3

156

45

30

810

180

24

4

196

40

26,67

945

135

18

5

232

36

24

1050

105

14

6

265

33

22

1140

90

12

7

295

30

20

1215

75

10

8

322

27

18

1275

60

8

9

347

25

16,67

1320

45

6

10

371

24

16

1380

60

8


Цена журнала 1,5 у.е., а цена кассеты 7,5 у.е. Предположим что студент покупает 2 кассеты и 10 журналов. Определить

а) Сколько денег тратит студент на покупку этого количества кассет и журналов?

Количество денег = 2*7,5 + 1,5 10 = 15+15 = 30 у.е.

б) какую полезность он получает от потребления такой комбинации товаров.

Смотря в таблицу мы можем сказать что он получает полезность в количестве 630+371 = 1001 ютил.

При комбинации 2 кассеты и 2 журнала он получает максимальную полезность.

Список литературы


1.     Баликов В.З. Общая экономическая теория. Учебное пособие. – М.: «Издательство ПРИОР», Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 1999 – с. 528

2.     Иохин В.Я. Экономическая теория М.: Юристь, 2003. – 861 с.

3.     Камаева В.Д. Основы экономической теории. - М.: Изд. МГТУ, 1996.

4.     Кролевская Л.П. Банковское дело – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2003. – с.592 ил.

5.     Куликов П.М. Основы экономической теории: Учебное пособие – М.: Финансы и статистика, 2001 – 400 с.

6.     Николаев И.П. Экономическая теория – М.: «КноРус», 1998. – с.224

7.     Носова С.С. Экономическая теория. – М.: Изд-во. «Дашков и Ко», 2003. – 864с.