Содержание
Задание 1. 3
Задание 2. 22
Задание 3. 23
Список литературы.. 27
Задание 1
Тема 1. Предмет и метод экономической теории
Не вдаваясь в детализацию различных экономических школ и направлений в рамках экономической теории, остановимся на двух ее концептуальных полюсах. Это — политическая экономия и экономике. Первая представляет собой мировоззренческую фундаментальную экономическую науку, пытающуюся выявить причинно-следственные связи и взаимодействия реальной экономической действительности в единстве ее качественных и количественных характеристик как материальной основы жизнедеятельности человеческого социума с его социально-этическими составляющими.
В Экономиксе все внимание концентрируется не на выявлении сущностных, содержательных моментов экономических явлений и процессов, а на их описании и приятии как данности, которая не требует никаких углубленных исследований. Все, напротив, упрощается, чтобы можно было применять более изощренные математические методы исследований. Упрощается и человеческое поведение, и его мотивация. Все сводится к единственному мотиву — потребительскому поведению, в котором якобы находят свое выражение все жизненные цели человека. Однако это далеко не так. Здесь утрачиваются связи экономического и социального, экономического и этического, экономического и экологического. А рафинированная экономическая эффективность полностью игнорирует экологическую, социально-психологическую, духовно-интеллектуальную составляющие.
В настоящее время экономике с его не причинно-следственными, а функциональными связями между переменными занимает господствующее положение в западной системе экономического образования, что привело к возрастанию роли формально-математической аксиоматики, в которой не находит отражения воспроизводящееся в природной среде человеческое общество. Однако надо признать, что выдвижение на первый план Экономикса было обусловлено тем, что классическая политическая экономия в свое время не смогла решить важные теоретические задачи, тогда как экономике предложил свое, в значительной степени прагматическое видение предмета исследования и добился определенных результатов.
В итоге политическая экономия оказалась оттесненной на задний план и стала как бы историей экономической мысли. Это привело к тому, что перестали заниматься разрешением проблем стоимости, взаимосвязей стоимости, ценности и цены, а увлечение феномено-событийной интерпретацией предмета экономической теории — к выхолащиванию ее мировоззренческого философского, социологического и исторического содержания. [2.c.30]
В рамках Экономикса центральными фигурами являются потребители и изготовители с их суждениями и оценками в отношении рышочных благ, с их рациональным поведением. Однако поведение этих агентов рынка, как мы увидим, объективно предопределено как доходами, так и ценами. Это ставит под сомнение исходные принципы Экономикса. Мало того, рыночные цены как равной действующие спроса и предложения несут в себе исключительно экономическую составляющую и игнорируют информацию о нанесенном ущербе природе, об истощении ресурсов, о социально-экономической значимости образования, здравоохранения, культуры как непременны атрибутах жизнедеятельности любого человека и общества в целом, обеспечения нормальных условий для процесса общественного воспроизводства. В связи с этим возникает необходимость учета неэкономического аспекта и экологического фактора в жизнедеятельности общества. Это означает возврат к традиции, духовно-нравственным принципам хозяйствования, экономической этике.
Центральной проблемой экономической теории становится переосмысление значимости материально-технических и товарно-денежных факторов в хозяйственной жизни общества и переориентация экономического мышления на человека, который занимает в ней центральное место. Следовательно, речь должна идти о социологизации экономической теории во всех аспектах жизнедеятельности и жизнеобеспечения человека в будущем, о «низвержении с пьедестала» «экономического человека» и восстановлении естественного человека, который, как считал Ф. Хайек, не вписывается в «расширенный порядок». Очевидно, неестественному порядку необходим и неестественный человек, каким и является экономический человек. Поэтому наступлению рынка как неестественного порядка с неестественным человеком не может не противостоять естественный человек и порядок. Против экономического человека, космополитического, бездуховного экономизированного монстра, восстает естественный человек с его традиционной компонентой высшей ценности — идентификацией со своим народом, Родиной, Отечеством. Это противоборство общественного и эгоцентрического начал.
Не следует представлять экономике как чисто экономическую всеобщую, вселенскую науку, ибо она политически и идеологически сориентирована на ценности западной цивилизации с ее «золотым миллиардом», стремящейся к устранению конкурентов и установлению своего монопольного положения в мире. Поэтому, только сохраняя традиции, этико-культурные ценности народа, прежде всего русского, его силу духа, Россия при осуществлении экономических преобразований сможет абсорбировать то, что идет от Запада ценного, и развиваться на собственной основе. Это указывает на необходимость принятия Экономикса не как базовой основы социально-экономического мышления, а всего лишь как одной из его нестержневых составляющих.
Ссылки на то, что теоретическая экономика — наука всеобщая, единая, мировая, малоубедительны. Действительно, ей присущи важные общие черты, но единство не исключает многообразия. Социальная наука имеет дело с многочисленными этносами, социумами, в рамках которых только и находит свое конкретное бытие любая общественная наука, в том числе и экономическая. После К. Маркса, М. Вебера, Т. Веблена, А. Тойнби нельзя говорить об экономике вне социологии, этики, духовно-культурных, национально-религиозных ценностей, Более того, это стержень нашей отечественной русской философской и экономической мысли.
В призывах осторожнее подходить к вопросу о реанимировании русских национально-культурных и религиозных ценностей содержится скрытая попытка оставить без внимания русский этнос с его этикой, не зацикленной только на русский народ, а ориентированной на всеобщее, всечеловеческое бытие и признающей право на самобытность других этносов.
Национально-государственная идея — это специфика и органическая составляющая социально-экономического развития России. Мало того, государство всегда было и является частью экономической системы. Тем более оно не может быть внешней по отношению к экономике силой в условиях кризиса потребительского общества, угрозы экологического коллапса и необходимости переориентации развития социально-экономических систем с приоритетности принципов материальности и экономизма на приоритетность принципов духовности и социологизации экономики.
Навязываемое положение — рынок всегда прав — в лучшем случае ошибочно, в худшем — преступно. Трактовка роли государства как «сонного пастуха», не дающего разбежаться стаду, или «ночного сторожа» — это всего лишь либерально-теоретическая робинзонада, которой никогда не было на практике, тем более ее нет в современном мире. По оценкам экспертов, в настоящее время от 50 до 75% всех цен или определяется, или принципиально регулируется государством, примерно половина общественных продуктов стран распределяется и перераспределяется через государственные каналы. К тому же государство выступает как крупнейший хозяйственный субъект в рамках отношений собственности, на основе которых оно осуществляет непосредственно и присвоение, и владение, и распоряжение.
Признание несостоятельности ориентации на «потребительское общество» как модель, игнорирующую экологию, необходимость формирования и развития социального и человеческого капитала, все больший учет и ориентация на духовные ценности, моральные стимулы в активизации трудовой и хозяйственной деятельности обусловливают настоятельную потребность поиска новой парадигмы развития экономической теории. Однако этот поиск, очевидно, не может сводиться к охаиванию Экономикса и его низвержению. Он должен занять свою нишу в системе экономической науки, которая не может не вернуться в поисках подходов при разработке новой парадигмы к мировоззренческо-философским истокам классической политической экономии. Учитывая переходность состояния экономической теории, задача учебной литературы состоит в освещении различных теоретических подходов к раскрытию содержания и сущности экономических процессов и явлений. В данном учебнике предпринята попытка дать симбиозное, «гибридное» представление об экономической действительности, в котором нашли отражение в большей степени не различия, а сходство, единство различных концепций. [2.c.35]
Некоторые экономисты бравируют своей приверженностью заокеанскому увлечению безмерной формализацией и использованием математического аппарата в экономической науке, что превращает их в ее самодовлеющую составляющую, тогда как математика всегда будет играть в экономической науке подчиненную роль хотя бы потому, что ей неподвластны качественные аспекты социально-экономических отношений, равно как и многообразное их количественное проявление.
Если рассматривать собственно производство, то в условиях ограниченных ресурсов возникает проблема выбора рационального соединения труда со средствами производства. Общество всегда располагает определенным ограниченным количеством труда, сырья, материалов, машин и оборудования, а также финансовых средств, т.е. денег. Это вынуждает делать выбор между различными вариантами их использования с целью производства тех или иных товаров.
Необходимость выбора
В частности, представим себе двухпродуктовую модель экономики: производятся только плуги и хлеб. Если все финансовые материальные и трудовые ресурсы «бросить» в сферу производства плугов, то тогда люди останутся без средств существования — хлеба. Выбор другого крайнего варианта поставит общество перед фактом отсутствия орудий труда. Решая проблему удовлетворения потребностей, общество руководствуется законом замещения, или альтернативного выбора, согласно которому расширение производства одних благ объективно ограничивает возможности и ведет к сокращению выпуска других благ.
Получение каждой дополнительной единицы одного блага требует отказа от производства какого-то количества другого. Причем выпуск каждой последующей единицы замещения одного товара другим связан с возрастанием дополнительных затрат. Наглядно этот процесс можно проиллюстрировать на графике: на оси абсцисс отложим количество выпускаемого хлеба, на оси ординат — количество производимых плугов (рис. 1).
В частности, выпуск дополнительной единицы плугов (Пг — Пд) требует, чтобы в жертву было принесено некоторое количество хлеба (Хд — Хг). По мере продвижения от точки Д к точкам Г, В, Б, А производство каждых последующих дополнительных единиц плугов обусловлено отказом от производства все большего и большего количества хлеба (Хг Хв, Хв, ХА). Это указывает на постоянно возрастающие затраты на производство каждого последующего плуга по сравнению с предыдущим. Количество плугов и хлеба, соответствующее любой точке (например, точке А), находящейся вне графика, невозможно произвести при данном объеме ресурсов и используемой технологии. Выпуск плугов и хлеба, соответствующий их объемам в любой точке (например, точке М), находящейся в пределах области, ограниченной линией производственных возможностей, указывает на неполное или нерациональное использование ресурсов
Рис. 1. Кривая производственных возможностей
Любое общество всегда решает проблему достижения оптимальной структуры общественного производства. В условиях товарного производства это стремление к оптимизации выпуска всех видов благ реализуется через разнообразные рыночные механизмы, которые вынуждают товаропроизводителей свертывать объемы производства одних видов товаров и услуг и увеличивать выпуск других. Экономическая рационализация — это способ выбора решений, основанный на стремлении получить наилучшие экономические результаты при минимально возможных затратах всех необходимых для этого ресурсов.
Принцип рациональности
Экономикой действительно управляет принцип рациональности, а все остальное — право, мораль, культура — создает лишь условия, ограничения, в которых ведется поиск наиболее рациональных решений. Однако, к сожалению, рациональность ограничивается исключительно «голой» экономической выгодой. Последняя исходит исключительно из текущего момента, краткосрочной выгоды, тогда как необходимо ориентироваться на долгосрочную и не просто экономическую, а социально-экономическую эффективность, которая включает в себя социальный элемент.
В данном случае речь идет о том, чтобы не допустить нанесения ущерба обществу или природе при стремлении к максимизации экономического результата от хозяйственной деятельности. В противном случае отдельные хозяйственные субъекты могут получать впечатляющие экономические результаты, тогда как в перспективе обществу придется расплачиваться за отрицательные социальные и экологические последствия. Поэтому общество, государство должны смотреть в будущее и ставить определенные ограничения для действия стихийных рыночных сил. Одновременно необходимо создание целой системы экономических стимулов, ориентирующих экономическую деятельность хозяйственных субъектов в нужном для общества направлении.
В то же время роль выгоды в жизни людей очень велика. Стремление к ней — один из главных движущих мотивов в сфере экономики. Выгода — это сбережение собственных сил и времени при достижении определенного уровня личного благосостояния. Обеспечение выгоды в экономической жизни позволяет* получить и больше свободного времени для реализации потребностей. Однако стремление к выгоде может привести к столкновению с интересами общества и негативным для него последствиям. [2.c.40]
Рациональность и экономические интересы
Решение задач рационального использования имеющихся в распоряжении общества ограниченных ресурсов с целью получения максимального количества необходимых благ в конечном счете связано с экономическими интересами каждого индивида, коллектива, социальных групп и общества в целом. Именно экономические интересы людей выступают движущей силой социально-экономического прогресса. В связи с этим огромное значение при- обретает проблема приоритетов, ранжирования, упорядочения индивидуальных, коллективных и общественных интересов.
В условиях рыночных отношений превалируют личные (частные) интересы. Именно личная заинтересованность в получении тех или иных благ, в улучшении собственного благосостояния, благополучия родных и близких побуждает человека к активным действиям, максимальному приложению усилий, использованию всех своих потенций.
Обеспечивая собственное благополучие, люди тем самым создают условия для улучшения благосостояния коллектива, социальных групп и общества в целом. Дело в том, что коллективы, группы и общество состоят из индивидов. Поэтому улучшение социального положения каждого объективно обусловливает продвижение к благополучию всех.
Важное значение имеют и групповые интересы, например, интересы работающих на отдельно взятом предприятии. Наращивание выпуска продукции, постоянное повышение ее качества, потребительских свойств в соответствии с запросами покупателей и снижение затрат (себестоимости) ведут к процветанию предприятия. Если даже взять чисто капиталистическое предприятие, где имеются работодатель и наемные работники, то совершенно очевидно, что получение прибыли зависит не только от предпринимательских способностей хозяина предприятия, его менеджера и управленческого аппарата, но и от того, в какой степени сами наемные работники будут заинтересованы в достижении поставленных предприятием целей. Насколько адекватно будут вознаграждены трудовые усилия работников, их творческий подход к выполнению порученного дела, насколько предприниматель заботится об условиях их труда и быта, повышении квалификации, продвижении по служебной лестнице, настолько, очевидно, будут наемные работники отвечать своей трудовой активностью.
В настоящее время во всех западных странах особое внимание обращается на формирование благоприятного микроклимата в трудовых коллективах и, что самое примечательное, на формирование коллективистских начал в психологии работника. Все большее распространение получает система человеческих отношений. Осуществляя переход к рыночной экономике, нам надо не растерять те коллективистские начала, которые заложила прежняя социально-экономическая система в психологию наших людей. Поэтому, очевидно, развивая индивидуальный, даже эгоистический экокомический интерес в каждом работнике, необходимо сочетать его с коллективными интересами, интересами предприятия.
Решение крупных социальных, экономических, экологических проблем порой становится под силу только обществу в целом, государству как выразителю общественных интересов. Речь идет о защите окружающей среды, развитии образования, высшей школы, науки, культуры, здравоохранения, обороны и т.п. Можно поставить вполне резонный вопрос о совместимости процесса стимулирования и даже провоцирования частного, индивидуального и коллективного эгоизма с интересами всего общества. Несомненно, здесь кроется серьезная проблема.
Однако нельзя забывать о том, что говорилось выше об индивидуальных и коллективных интересах. Суть дела заключается в том, что чем большие доходы будут получать отдельные работники, отдельные коллективы (предприятия), тем легче будет обществу решать общегосударственные экономические, социальные и экологические проблемы. Через различные формы отчислений, и прежде всего через налоговую систему, от более зажиточных людей и преуспевающих предприятий общество получит соответственно большие возможности для формирования государственного бюджета, из которого в основном и происходит финансирование важнейших крупномасштабных народнохозяйственных программ.
Конечно, в реальной действительности не все так однозначно, как в теоретических концепциях. Если придерживаться принципа, что «все течет, все изменяется», то, очевидно, с развитием человеческого общества не может не модифицироваться, не видоизменяться система взаимосвязей разноуровневых экономических интересов. Это диалектически противоречивый, но единый и неразрывный социально-экономический процесс.
Национальная специфика
Оценивая практические функции экономической теории, следует подчеркнуть, что ее выводы должны быть конкретизированы применительно к реальной национальной экономике, каждая из которых может обладать порой колоссальной спецификой и уникальностью. Наглядным примером такой уникальности может служить наша отечественная экономика, на которую пытаются «надеть платье», скроенное по западным современным моделям, но уже успевшим устареть и на Западе. Результаты печальные. Учет всего комплекса особенностей российской действительности, не только наличия и состояния тех или иных экономических факторов, но и сложившейся социальной психологии, традиций, политического и общественного образа мышления требует выработать научно обоснованный подход к формированию экономической политики государства.
В качестве очевидиц особенностей предреформенной России можно назвать такие экономические факторы, как господство монополистических и олигополистических структур в национальной экономике, отсутствие фондового рынка, гипертрофированность структурного сдвига общественного производства в сторону отраслей, производящих средства производства и вооружения, господство крупных предприятий в промышленности и сельском хозяйстве и т.д. Среди других факторов необходимо назвать относительно устойчивую систему социальной. защищенности населения, отсутствие устойчивых( навыков и культуры рыночного поведения у всех экономических субъектов, развитое чувство коллективизма и взаимной поддержки, приоритет коллективных и общественных интересов и т.п. [2.c.50]
В действительности все эти и другие объективно сложившиеся предпосылки и условия жизнедеятельности советского общества решили проигнорировать новые революционеры от реформы. В который раз в России происходит революция вместо эволюционного трансформирования общества и его экономической системы. Отрицательный результат по своим последствиям превзошел разрушения в Великой Отечественной войне. Но из войн Россия выходила, как правило, морально окрепшей, духовно сильной, сейчас же очевидна деградация по всем направлениям жизнедеятельности общества и государственности, утрата великодержавности, национальной гордости, патриотизма. Теперь предательство выдается за патриотизм, подлость за благородство.
Метод познания и изложения
Экономическая теория в большей своей части пользуется общенаучными методами исследования. Метод экономической тео-рии представляет собой совокупность способов, приемов познания экономических отношений людей и воспроизведение их в системе экономических категорий, принципов, законов, моделей. При этом экономические процессы и явления рассматриваются как в статике, так и в динамике. Взятые в непрерывном движении и развитии, в переходе из одного качественного состояния в другое, они анализируются с целью выявления и разрешения (снятия) противоречий. Конкретизируя научные выводы в виде тех или иных рекомендаций, экономическая теория выполняет практические функции по разработке основ экономической политики государства.
Приступая к изложению методов экономической теории, необходимо в первую очередь остановиться на методе познания и изложения. Задача метода познания состоит в проникновении и раскрытии сущности экономических процессов и явлений. Это достигается путем движения мышления от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному. Схематично процесс познания можно представить в следующем виде:
На стадии живого созерцания происходит сбор фактов, фиксирующих внешние проявления различных сторон экономических процессов. На этой стадии познания вырабатывается чувственно-наглядное представление об экономических явлениях, их отдельных свойствах. В данном случае мышление носит конкретный характер, оно выступает в таких формах чувственного созерцания, как восприятие, представление об окружающей нас экономической действительности.
Научные абстракции
Существенные связи между двумя явлениями или отдельными i сторонами одного и того же явления, закономерности их развития находят свое выражение в системе понятий, суждений, умозаключений, т.е. в формах абстрактного мышления. В процессе теоретического познания путем мышления вырабатываются научные абстракции, или обобщенные понятия, отвлеченные от конкретных явлений, но отражающие их основополагающие, сущностные черты и свойства. В результате на стадии абстрактного мышления вырабатывается идеальная действительность, т.е. образная ее модель, ? сформулированная в научных абстракциях: экономических категориях, принципах, моделях, законах. Таким образом, на стадии абстрактного мышления мы получаем мысленно представляемую, а не реальную действительность, ибо последняя настолько богата и многообразна, что ее просто невозможно описать с помощью какой-либо идеальной модели. При этом главное заключается в том, что в этом нет никакой необходимости, ибо наша «обедненная» идеальная модель призвана отразить в себе лишь то существенное, что свойственно изучаемой нами экономической действительности.
Идеальная и реальная действительность
Итак, получив идеальное, мысленное представление об изучаемом экономическом процессе или явлении, мы вынуждены сопоставить его с конкретной хозяйственной действительностью. Таким образом, происходит возвращение к покинутой нами созерцаемой действительности, о которой уже знаем гораздо больше, нежели когда впервые с ней столкнулись в начале процесса познания. Из хаотичного нагромождения конкретных деталей и нюансов изучаемой экономической- действительности она превращается в упорядоченную, систематизированную действительность. Эту идеальную модель мы как бы «примеряем» к хозяйственной практике с целью определить, насколько она отвечает требованиям последней. Раскрытая сущность (категории, принципы, законы) получает форму знания, подтвержденного практикой и, следовательно, являющегося истинным. И тем не менее не стоит во всем уповать на реальность. Это обусловлено, во-первых, степенью идентификации восприятия самой реальности, во-вторых, той крайностью, в которую мы иногда впадаем, отторгая идеальность как способ существования реальности.
Иллюстрация метода абстрагирования
Для наглядности рассмотрим процесс познания при выработке такой экономической категории, как труд. Предположим, что мы первые исследователи трудовой деятельности, когда в научном обороте просто не существовало понятия «труд». Как бы давно или недавно это ни было, мы всегда столкнемся с весьма разнообразной деятельностью людей. Конкретные виды деятельности мало имеют общего между собой. Во-первых, люди обладают определенными знаниями и опытом в отличных друг от друга сферах деятельности. Во-вторых, они используют в своей деятельности совершенно различные инструменты. В-третьих, у них разные объекты, на которые направлена их деятельность. В-четвертых, результатом их деятельности являются tyiuecTBeHHo отличающиеся друг от друга продукты.
Очевидно, для раскрытия сущности трудовой деятельности людей необходимо отвлечься от многообразия, красочности или неприглядности трудовой деятельности и сосредоточиться на том, что объединяет все ее виды. Итак, первое, на что следует обратить 'Внимание, — это то, что все люди вполне осознанно, а не инстинктивно занимаются своей деятельностью. Отсюда первая черта — это сознательность. В то же время осмысленная деятельность направлена непременно на достижение вполне определенной цели — производство тех или иных благ. [2.c.58]
Поэтому еще раз отметим, что труд — это сознательная, целесообразная деятельность человека, направленная на производство тех или иных благ с целью удовлетворения своих потребностей. Эта научная абстракция в форме экономической категории подтверждается хозяйственной практикой. Следовательно, практика установила истинность нашего умозаключения.
Метод изложения
Итак, мы рассмотрели метод исследования, который направлен на раскрытие сущности экономических явлений и процессов. Он включает весь путь познания: движение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному. Метод изложения имеет дело с уже выработанными понятиями и теоретическими положениями, поэтому для него теряет всякий смысл повторение пути процесса познания. Метод изложения призван полученные результаты исследования воспроизвести в логически стройной и непротиворечивой системе экономических" категорий, принципов, законов.
Однако в ходе изложения возможно появление определенных сомнений, противоречий, нестыковок между отдельными научными результатами исследования, которые могут породить новые гипотезы либо желание удостовериться в истинности имеющихся утверждений, либо стремление уточнить данное научное положение. В этом своем проявлении метод изложения выступает в качестве составляющей метода исследования. Причем такого рода исследование часто ограничивается уровнем абстрактного мышления и получает как бы самостоятельное значение.
Анализ и синтез
Метод исследования, или познания экономической действительности включает в себя целый набор способов и приемов, с помощью которых достигается раскрытие ее сущности и содержания.
Анализ
Прежде всего рассмотрим анализ и синтез. При анализе происходит мысленное разложение явления на составные части и выделение отдельных его сторон с целью выявить то специфическое, что отличает их друг от друга. Это важно для решения последующей задачи теоретического объяснения тех особенностей, от которых отвлекаются первоначально. При помощи анализа раскрывается существенное в явлении. Если говорить о процессе познания, то анализ используется при движении от созерцания действительнос-• ти к абстрактному мышлению, т.е. от конкретного к абстрактному, и завершается выработкой экономических научных абстракций.
Синтез
При синтезе происходит мысленное объединение расчлененных анализом частей, сторон с целью выявить то общее, что связывает эти части, стороны в единое целое, бинтез происходит при движении от абстрактного к конкретному. В процессе синтеза изучаемое явление исследуется во взаимосвязи составляющих его сторон, в целостности и единстве, в движении противоречий, благодаря чему открываются пути и формы их разрешения. демонстрации использования анализа и синтеза обратимся к миру окружающих нас товаров. Например, хлеб, вино, костюм, туфли и прочие товары нас интересуют как объекты для выяснения того, что лежит в основе их обмена. Путем анализа, т.е. посредством расчленения каждого конкретного блага на составные части, можно выяснить следующее. Первая сторона — все блага приобретаются потому, что они способны удовлетворить ту или иную конкретную потребность человека. В результате получаем экономическую категорию — потребительную стоимость, которая представляет свойство товара удовлетворить определенную потребность. Таким образом, можно сделать первое заключение, что все товары обладают полезностью, или потребительной стоимостью.
Теперь сконцентрируем внимание на меновых пропорциях в процессе обмена. Предположим, что шесть буханок хлеба обмениваются на одну бутылку вина, один костюм — на две пары туфель. Следовательно, можно сказать, что все товары обладают меновой стоимостью, или способностью обмениваться в определенных пропорциях между собой. Итак, на уровне анализа выявлены две экономические категории: полезность (потребительная стоимость) и меновая стоимость.
Теперь необходимо воспринять данные товары не как расчлененные на отдельные свойства, а как единое целое. Эту функцию и выполняет синтез, устанавливая взаимосвязь между полезностью и меновой стоимостью. Эта взаимосвязь выражается в других категориях, а именно, в ценности и стоимости, которые отражают и полезность блага, и его меновую стоимость. Категория «ценность» свидетельствует о необходимости и полезности блага для общества, а «стоимость» — об его оценке обществом относительно других благ или денег. Иными словами, происходит определение, «чего оно стоит» на самом деле в едином товарном мире.
Индуктивный и дедуктивный методы Индукция
Индукция представляет собой исследование, при котором познание действительности совершается в процессе выработки, единичных утверждений, обеспечивающих возможность сделать обобщающие выводы и сформулировать общие положения. Индукция характеризуется познанием действительности путем движения от конкретного к абстрактному. А как известно, на уровне абстрактного мышления вырабатываются экономические категории.
Для наглядности рассмотрим индуктивный метод на примере. Предположим, человек начинает анализировать окружающий его мир благ. Он видит, что хлеб обменивается на другой продукт или деньги, следовательно, это позволяет ему сделать единичное заключение: хлеб обладает меновой стоимостью, т.е. способностью обмениваться на другие блага в определенных пропорциях. Затем он рассматривает другое благо — вино, применительно к которому можно сделать такое же единичное заключение, как и в отношении хлеба: вино способно обмениваться на другие блага, и, следовательно, оно тоже обладает меновой стоимостью. Расширив круг благ с целью выявления у них данного свойства (меновой стоимости), человек приходит к обобщающему выводу: все блага, вступающие в обмен на другие, обладают меновой стоимостью. Отсюда дается определение меновой стоимости как способности одного блага обмениваться в определенных пропорциях на другие блага. Таким образом, от единичных, частных случаев мы пришли к обобщающему заключению.
Дедукция
Дедукция представляет собой способ исследования, при котором знания о процессах и явлениях формируются в ходе перехода от общих положений к частным и единичным суждениям. Дедукция характеризуется восхождением от абстрактного к конкретному. Для лучшего восприятия обратимся к только что рассмотренному выше примеру. Но логика рассуждений направлена в обратном направлении: не от конкретных единичных случаев к общему положению, а от абстрактного, общего, уже сформулированного умозаключения к единичным конкретном случаям. Таковым обобщающим положением является «меновая стоимость».
Для демонстрации дедуктивного метода достаточно взять общее положение и применить его к тем же- или совершенно новым благам. Взяв поочередно вышеупомянутые блага, мы видим, что все они обладают свойством обмениваться на другие блага, откуда можно сделать заключение, что они обладают меновой стоимостью. Теперь предположим, что мы только что сделали «научное открытие»: любой товар обладает меновой стоимостью. Данная идея не может быть обменена на другие блага, и, следовательно, она не обладает меновой стоимостью, хотя, несомненно, имеет важное значение для экономических исследований, для которых она стала уже аксиомой.
Экономико математическая
Математическая логика представляет собой совокупность искусственных формализованных языков, для которых устанавливаются такие их логические свойства, как доказуемость, выводимость, следствие и т.д. В отличие от классической математической логики, базировавшейся на принципе двузначности (признания суждения либо истинным, либо ложным), современная математическая логика руководствуется принципом многозначности, допускающим три и более значений истинности (многозначная логика), и рассматривает отношения, например, между необходимостью, случайностью, возможностью, действительностью и другими понятиями (модельная логика). Развитие современной математики (теории множеств, теория вероятностей, абстрактная алгебра) обусловило появление, например, теории алгоритмов. Использование математического аппарата в экономических исследованиях, несомненно, повышает значение математической логики и вызывает необходимость формализации экономических процессов.
В то же время хотелось бы обратить внимание на то, что в экономической теории, вне зависимости от используемой логики, далеко не все и не всегда поддается количественному анализу, тогда как качественные составляющие экономических процессов и явлений нередко предопределяют движение экономических систем. [2.c.65]
Задание 2
Тест 1
К основным факторам производства относятся:
а) Денежные средства и акции
б) машины, оборудование и сырье
в) время, затрачиваемое на производство товаров и услуг
г) труд, земля, капитал, предпринимательство.
Ответ
г) труд, земля, капитал, предпринимательство.
Тест 2
Если 1 – процентное уменьшение цены на товар проводит к 2 процентному увеличиню объема спроса на него, то этот спрос является
а) неэластичным
б) эластичным
в) абсолютно неэластичным
г) абсолютно эластичным
Ответ
б) эластичный
Тест 3
Равновесная процентная ставка на рынке капитала выравнивает.
а) номинальную и реальную процентные ставки
б) объем спроса и предложения заемных средств (ссуд)
в) потребление и сбережения денежных средств
г) все предыдущие ответы неверны
Ответ
б) объем спроса и предложения заемных средств (ссуд)
Задание 3
Задача 1
На основе данных, приведенных в таблице, выполните следущие задания.
Таблица
потребитель Х |
потребитель Y |
потребитель Z |
Рыночный спрос |
||||
Цена Р |
Объем спроса Q |
Цена Р |
Объем спроса Q |
Цена Р |
Объем спроса Q |
Цена Р |
Объем спроса Q |
10 |
0 |
10 |
0 |
10 |
0 |
10 |
0,00 |
9 |
0 |
9 |
3 |
9 |
1 |
9 |
1,33 |
8 |
0 |
8 |
5 |
8 |
5 |
8 |
3,33 |
7 |
1 |
7 |
7 |
7 |
8 |
7 |
5,33 |
6 |
2 |
6 |
9 |
6 |
11 |
6 |
7,33 |
5 |
4 |
5 |
12 |
5 |
12 |
5 |
9,33 |
4 |
6 |
4 |
15 |
4 |
15 |
4 |
12,00 |
3 |
10 |
3 |
18 |
3 |
18 |
3 |
15,33 |
2 |
15 |
2 |
21 |
2 |
20 |
2 |
18,67 |
1 |
21 |
1 |
24 |
1 |
23 |
1 |
22,67 |
0 |
25 |
0 |
25 |
0 |
25 |
0 |
25,00 |
а) определите рыночный спрос, заполнив графы 7 и 8
б) нарисуйте кривы спроса потребителей Х Y Z и кривую рыночного спроса, обозначив цену на вертикальной оси а объем спроса на горизонтальной оси (четыре рисунка)
Решение
потребитель Х |
потребитель Y |
потребитель Z |
Рыночный спрос |
||||
Цена Р |
Объем спроса Q |
Цена Р |
Объем спроса Q |
Цена Р |
Объем спроса Q |
Цена Р |
Объем спроса Q |
10 |
0 |
10 |
0 |
10 |
0 |
10 |
0,00 |
9 |
0 |
9 |
3 |
9 |
1 |
9 |
1,33 |
8 |
0 |
8 |
5 |
8 |
5 |
8 |
3,33 |
7 |
1 |
7 |
7 |
7 |
8 |
7 |
5,33 |
6 |
2 |
6 |
9 |
6 |
11 |
6 |
7,33 |
5 |
4 |
5 |
12 |
5 |
12 |
5 |
9,33 |
4 |
6 |
4 |
15 |
4 |
15 |
4 |
12,00 |
3 |
10 |
3 |
18 |
3 |
18 |
3 |
15,33 |
2 |
15 |
2 |
21 |
2 |
20 |
2 |
18,67 |
1 |
21 |
1 |
24 |
1 |
23 |
1 |
22,67 |
0 |
25 |
0 |
25 |
0 |
25 |
0 |
25,00 |
Кривая спроса потребителя Х рис. 1
рис. 1
Кривая спроса потребителя Y рис. 2
рис 2.
Кривая спроса потребителя Z рис. 3
рис .3
Кривая рыночного спроса рис 4.
рис. 4
Задача 2
Студент читает журналы и слушает музыку, записанную на кассеты. Таблица показывает полезность, которую он получает от потребления различного количества журналов и кассет
Решение
Количество |
журналы |
Кассеты |
||||
полезность (ютил) |
предельная полезность |
mu/р |
полезность (ютил) |
предельная полезность |
mu/р |
|
1 |
60 |
60 |
40 |
360 |
360 |
48 |
2 |
111 |
51 |
34 |
630 |
270 |
36 |
3 |
156 |
45 |
30 |
810 |
180 |
24 |
4 |
196 |
40 |
26,67 |
945 |
135 |
18 |
5 |
232 |
36 |
24 |
1050 |
105 |
14 |
6 |
265 |
33 |
22 |
1140 |
90 |
12 |
7 |
295 |
30 |
20 |
1215 |
75 |
10 |
8 |
322 |
27 |
18 |
1275 |
60 |
8 |
9 |
347 |
25 |
16,67 |
1320 |
45 |
6 |
10 |
371 |
24 |
16 |
1380 |
60 |
8 |
Цена журнала 1,5 у.е., а цена кассеты 7,5 у.е. Предположим что студент покупает 2 кассеты и 10 журналов. Определить
а) Сколько денег тратит студент на покупку этого количества кассет и журналов?
Количество денег = 2*7,5 + 1,5 10 = 15+15 = 30 у.е.
б) какую полезность он получает от потребления такой комбинации товаров.
Смотря в таблицу мы можем сказать что он получает полезность в количестве 630+371 = 1001 ютил.
При комбинации 2 кассеты и 2 журнала он получает максимальную полезность.
Список литературы
1. Баликов В.З. Общая экономическая теория. Учебное пособие. – М.: «Издательство ПРИОР», Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 1999 – с. 528
2. Иохин В.Я. Экономическая теория М.: Юристь, 2003. – 861 с.
3. Камаева В.Д. Основы экономической теории. - М.: Изд. МГТУ, 1996.
4. Кролевская Л.П. Банковское дело – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2003. – с.592 ил.
5. Куликов П.М. Основы экономической теории: Учебное пособие – М.: Финансы и статистика, 2001 – 400 с.
6. Николаев И.П. Экономическая теория – М.: «КноРус», 1998. – с.224
7. Носова С.С. Экономическая теория. – М.: Изд-во. «Дашков и Ко», 2003. – 864с.