Содержание
Введение. 3
1. Понятие социального назначения государства. 5
2. Понятие функций государства. 9
3. Основные признаки функций государства. 12
4. Критерии классификации и виды функций государства. 16
Заключение. 27
Список литературы.. 29
Введение
Любое государство с разной степенью активности, но постоянно действует, ибо пассивность, бездеятельность противопоказаны самой его природе и назначению. В данной курсовой работе государство рассматривается с его функциональной, деятельностной стороны.
Функциональный подход, во-первых, помогает глубже усвоить само понятие государства, его социальное назначение, увидеть его историческое предназначение и роль в жизни общества; во-вторых, дает возможность научно очертить содержание деятельности государства, его механизм в конкретных исторических условиях; в-третьих, служит целям совершенствования организационной структуры государства для качественного осуществления государственного управления.
Функции государства – это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.
Функции государства по сути своей объективны.
Они обусловлены закономерностями взаимодействия общества и государства, а потому у последнего нет выбора, выполнять их или не выполнять.
Невыполнение государством своих функций, несомненно, вызовет цепную реакцию негативных последствий в общественной жизни.
Государство только тогда функционирует плодотворно, когда его функции в полной мере соответствуют объективным потребностям общества. Ошибки и недостатки в функционировании государства оборачиваются для общества разной остроты кризисными явлениями.
Функции государства различны, порядок их возникновения и изменения зависит от очередности задач, которые встают перед обществом в ходе его эволюции, и целей, которые оно преследует. Задача – это то, что требует разрешения, а функция – вид деятельности, направленной на такое разрешение.
Итак, цель работы – рассмотрение сущности функций государства и его социального назначения. Для этого и поставлены следующие задачи (основные вопросы, подлежащие разработке (исследованию)): изучение понятия и основных признаков функций государства, критериев классификации, видов функций, их эволюции, форм и методов их осуществления, а также исследование значения государства для общества и цели существования государства.
1. Понятие социального назначения государства
Социальное назначение государства трактуется двояко: как цель государства и как функции государства.
Социальное назначение государства – смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, сущность и функционирование [1].
Познание особенностей, форм реализации, отличительных признаков, назначения, функций современных государств исследователи в значительной степени связывают с явлениями, с которыми определенным образом взаимосвязано государство, на которые оно воздействует либо само испытывает с их стороны воздействие.
К таким явлениям относятся общество, политическая система, экономическая система, культура, природа и др.
Такой подход к исследованию социального назначения государства вполне оправдан, ибо он позволяет познать большее количество граней жизнедеятельности государства и, соответственно, с большей степенью вероятности прогнозировать его развитие, осуществлять более качественное воздействие на те или иные явления для достижения общественно полезных результатов.
Характер взаимоотношений государства и личности является важнейшим показателем состояния общества в целом, целей и перспектив его развития. Невозможно понять современное общество и современного человека без изучения многообразных отношений людей с государством.
В государственно-организованном обществе в системе факторов, определяющих положение человека, именно государству принадлежит исключительно важная роль.
Значение государства обусловлено его относительной независимостью и значительной самостоятельностью по отношению к человеку и обществу, теми рычагами воздействия на общественные отношения, которыми оно монопольно располагает.
Государство – это не только особым образом организованный разряд людей, систематически занимающийся управлением и принуждением [2].
Государство – то также и внутреннее устройство общества, особый вид организации человеческого общества как целого, обеспечивающий территориальное, юридическое и политическое единение населения.
Государственная организация выступает как официальный, уполномоченный представитель всего общества. В силу этого отношения между человеком и обществом носят преимущественно государственно-правовой характер, поскольку от имени общества выступает государство.
В обществе, где господствуют идеалы справедливости, гуманизма, демократии, люди стремятся гармонизировать отношения между отдельной личностью и обществом в целом, чьи интересы, и призвано представлять государство.
Государство рассматривается как необходимое средство согласования интересов различных социальных групп, личности и общества, как организация, подчиненная общественным интересам и контролируемая обществом.
Человек, его основные права и свободы рассматриваются как конечная цель вмешательства государства в общественную жизнь и одновременно являются пределом такого вмешательства.
Идеи гармонизации отношений личности и государства находят выражение, в частности, в теории и практике правовой государственности.
Для правового государства характерны не только безусловная связанность всех социальных субъектов, включая государство, законом, но и идейное, законодательное и организационное признание государством незыблемости основных прав и свобод человека, их преимущества перед иными общественными и государственными установлениями.
С помощью правовых установлений государство не стремится просто продублировать, воспроизвести в юридической форме существующую реальность. И в этом нет никакой общественной потребности.
Государство может лишь воздействовать и неизбежно воздействует на социальные процессы, в том числе посредством правовых установлений.
Это воздействие может привести и приводит к прогнозируемым социальным результатам.
При этом государство способно создавать те или иные общественные последствия лишь в определенных пределах и, главное, не само по себе, не произвольно, а только во взаимодействии с другими факторами общественной жизни, как объективными, так и субъективными. Роль государства в системе факторов, формирующих положение человека в обществе, практически всегда очень высока, а в зависимости от конкретно-исторических условий может быть и решающей.
Сам же эффект правового воздействия может выражаться в расширении, ограничении, предоставлении или ликвидации социальных возможностей и обязанностей для конкретных лиц.
В отличие от природы, где превращение потенциальной возможности в действительность происходит стихийно, в обществе превращение возможного в действительное происходит не стихийно и не автоматически.
Потенциальные, объективно обусловленные обществом возможности становятся наличными, фактическими возможностями лишь в процессе их опосредования многочисленными субъективными факторами общественного развития и в том числе государством.
Какова цель государства в развитии экономики?
Вопрос о соотношении государства и экономики практически существовал всегда, с тех пор как появилось первое государство, и будет существовать до тех пор, пока будет существовать государство.
В числе факторов, оказывающих решающее влияние на определение пределов государственного вмешательства в экономику, в первую очередь необходимо указать на экономические, социальные, политические и иные условия, при которых осуществляется процесс регулирования экономики; характер доминирующих в обществе экономических отношений; уровень развития общества, государства, права и экономики; объективно существующие технико-юридические возможности и пределы; существующие в обществе традиции, обычаи, обыкновения и др.
2. Понятие функций государства
Вопрос о функциях государства имеет не только теоретическое, но и практическое знание. Он позволяет взглянуть на государство не только со стороны его формы, внутреннего строения и содержания, но и рассмотреть его под углом зрения его разносторонней деятельности, функционирования.
С помощью функций представляется возможным с достаточно высокой точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, наконец, уровень его организованности и эффективности.
Термин «функция» имеет в отечественной и зарубежной научной литературе далеко не одинаковое значение.
В философском и общесоциологическом плане он рассматривается как «внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений»; как совокупность обычных или же специфических действий отдельных лиц или органов, обусловленных их природой или необходимостью выживания; наконец, как наличие у отдельного лица или группы лиц специфических обязанностей, выполнение которых им предписывается в процессе выполнения ими служебной деятельности (функция врача, полисмена и т. п.)
В данном случае функция воспринимается как служебная, профессиональная или любая иная потребность или обязанность действовать в соответствии с существующими правовыми и моральными установками и «в соответствующей манере».
Применительно к государству термин, а вместе с ним и понятие «функция» приобретают несколько иной смысл и значение.
Функции государства традиционно определяют как основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью и содержанием, а также стоящими перед ним на том или ином этапе его развития целями, задачами и его социальным назначением.
В отечественных и зарубежных академических источниках существуют различные варианты трактовки функций государства.
Например, еще в 60-е годы в рамках отечественной юридической науки получило довольно широкое распространение представление о функциях государства как о предметно-политической характеристике содержания его деятельности [3].
Не всеми авторами такое представление о функциях тогда разделялось, но, тем не менее, в модернизированном виде оно в значительной мере сохранилось и по сей день.
В подтверждение сказанного можно сослаться на определение понятия «функция государства», в соответствии с которым, им охватывается предмет и содержание деятельности государства, а также способы и средства ее обеспечения [4].
Еще раньше названного варианта трактовки функций государства в западной, а отчасти и в отечественной юридической литературе, широко допускалось их отождествление как основных направлений деятельности государства с самой его деятельностью.
Наиболее ярко это прослеживалось, например, в работах Г. Кельзена при рассмотрении деятельности государства как «чисто юридического феномена», сугубо юридического лица и как своеобразной корпорации.
Не вдаваясь в проблемы разграничения функций как основных направлений деятельности и различных аспектов самой деятельности, автор сосредоточил свое внимание на попытках проведения различий между государством-корпорацией и другими, сопредельными с ними корпорациями.
Помимо названных вариантов понимания и трактовки функций государства по этому вопросу существуют и иные расхождения.
В частности, понятие функций государства иногда ограничивается представлением об основных направлениях деятельности государства лишь «по управлению обществом» или, наоборот, расширяется за счет включения в их понятие и содержание «механизма государственного воздействия на развитие общественных процессов»[5].
При таком подходе в первом случае невольно упускается из поля зрения возможность и реальность воздействия государства на общественные отношения не только в связи и по поводу управления обществом, но в связи с управлением и регулированием экономики, его воздействием на международные экономические, политические и иные отношения.
Во втором случае, как справедливо подмечалось в учебной и научной литературе, предпринимается ничем не оправданная попытка смещения функций государства в целом с функциями его механизма, нередко понимаемого как система госорганов, как аппарат государства.
Наличие различных точек зрения и подходов к рассмотрению и определению функций государства является вполне естественным и понятным, имея в виду сложность и многогранность рассматриваемой материи.
В теоретическом и практическом плане, однако, было бы более оправданным и конструктивным в дальнейшем сосредоточиться не на анализе различных представлений и воззрений, а на выделении и рассмотрении общих черт и особенностей самых функций государства.
Что выделяет функции государства как явление среди других государственных и негосударственных явлений? Чем отличаются и характеризуются они?
3. Основные признаки функций государства
Отвечая на эти и подобные вопросы необходимо обратить внимание не следующие их общие черты.
1. Функции государства имеют комплексный, синтезирующий характер.
Как основные направления деятельности государства они никогда не отождествляются и не могут отождествляться с самой деятельностью или отдельными аспектами деятельности государства.
Содержание каждой функции складывается из множества однородных и однопорядковых аспектов деятельности государств.
Однако, это не механическое, и тем более не стихийное и не автоматическое сложение. За ним стоит осознанная, целенаправленная деятельность различных государственных органов, всего государственного аппарата.
В политических и государственных системах, построенных на однопартийной основе, как это было, например, в СССР, координирующую и направляющую деятельность обычно выполняют стоящие у власти политические партии.
2. По своему характеру, содержанию и назначению функции государства никогда не бывает социально выхолощенными, нейтральными.
Они всегда выражают и отражают социально-классовую сущность и содержание конкретного государства.
В них неизменно проявляется та реальная, социально обусловленная и ориентированная роль, которую выполняет государство в процессе решения задач развития экономики, общества и самого государства.
Речь идет при этом не только о государствах различных типов, государствах существующих в условиях различных общественно-экономических формаций. Речь идет также и об однотипных государствах, но отличающихся друг от друга различной экономической и социально-политической ролью, различной степенью вмешательства в решение вопросов экономики и общества.
В качестве примера можно сослаться на далеко не одинаковую роль буржуазного государства по отношению к экономике и обществу на ранних и на более поздних, включая современный, этапах развития капитализма.
Эта роль, вопреки иногда высказываемому мнению, по мере становления и совершенствования в странах Запада рыночных отношений не только не ослабевала, а, наоборот, непрерывно возрастала.
Это, в частности, нашло свое отражение на ранних этапах капитализма в теории «государства ночного сторожа», отражавшей идеи полного или, по крайне мере, минимального вмешательства государства в дела экономики и общества.
А на более поздних этапах – в теории «государства всеобщего благоденствия», символизировавшей активную, многократно возросшую роль государства в решении вопросов экономики и общества.
Применительно к современному российскому государству, существующему и функционирующему в переходной период, можно с полной уверенностью сказать, что, следуя общей тенденции расширения роли и значения государства в отношении экономики и общества, его деятельность и функциональная активность по мере развития рыночных отношений будет не сужаться, а, наоборот, еще больше возрастать.
Кардинальному изменению будут подвергаться лишь сферы «приложения» деятельности государства, формы и методы его воздействия на окружающую экономическую и социально-политическую среду.
3. В функциях государства прослеживается прямая связь не только с социально-классовой сущностью и содержанием государства, но и с его непосредственными, стоящими перед ним на том или ином этапе его развития основными целями и задачами.
Характер функций определяется не только типом государства, его социально-классовой природой, сущностью и назначением, но и особенностями стоящих перед ним целей и задач.
Приоритетность и масштаб реализации первых в значительной мере обусловливается важностью и масштабностью последних.
Функции как средства достижения целей и решения основных государственных задач во многом зависят и определяются характером этих самых целей и задач.
Так, в условиях войны или надвигающегося военного кризиса, когда перед государством и обществом стоят задачи защиты страны о нападения извне, на первый план выступает функции обороны. Ее приоритетность в этот период не подлежит сомнению.
В период же экономического спада, а тем более экономического кризиса, когда решаются задачи стабилизации экономики и ее подъема, на первом плане в силу самих объективных обстоятельств оказываются экономические функции.
Последнее особенно отчетливо проявляется в России в современный период. От успешности решения экономических задач и осуществления экономических функций целиком и полностью зависит достижение объективно стоящих перед обществом и государством целей, осуществление всех других государственных функций.
4. Функции государства не следует отождествлять с функциями его отдельных органов или же государственных организаций.
Функции последних, хотя и имеют в большинстве своем немалую значимость для жизни общества и государства, но, тем не менее, они обладают, по сравнению с функциями всего государства, относительно узким, локальным характером.
Если функции государства охватывают собой всю его деятельность в целом, активность всего государственного аппарата или механизма, то функции отдельных органов распространяются лишь на часть его, охватывают собой деятельность лишь отдельных его частей.
5. Функции государства отличаются своими методами и формами осуществления и не смешиваются со сферами их приложения.
В соответствии с теми целями и задачами, которые стоят перед государством на том или ином этапе его развития, при осуществлении своих функций государство может использовать и использует методы поощрения, убеждения или же, при необходимости, методы принуждения.
Основными правовыми формами деятельности государства при этом являются законодательная (правотворческая) исполнительно-распределительная и правоохранительная деятельность государства.
Что же касается сфер приложения функций государства, то они далеко не всегда совпадают друг с другом. В одной и той же сфере деятельности государства может осуществляться несколько функций и, наоборот, одна и та же функция может проявляться в нескольких сферах жизни общества.
4. Критерии классификации и виды функций государства
Классификация функций государства имеет своей непосредственной целью создание условий для их более глубокого и разностороннего изучения и более эффективного применения.
Она дает возможность вырабатывать практические рекомендации по совершенствованию основных направлений деятельности - функций государства не вообще, а дифференцированно, применительно к их отдельным видам, группам или даже – к отдельно взятым функциям.
В юридической теории, а, отчасти, и в практике существует множество оснований (критериев) классификации функций государства.
Их пытаются подразделять в зависимости от продолжительности их существования и деятельности (постоянные, присущие государству на всех этапах его развития, и временные); от их социальной значимости (выражающие преимущественно интересы правящих классов, слоев и групп, или представляющие, концентрирующие в себе интересы всего общества); от сфер их «приложения» и осуществления (политические, идеологические, социальные, экономические); от форм их реализации (правотворческие, правоохранительные, правоприменительные) и др.
Классификация функций государства проводится также на основании территориального масштаба, в пределах которого они реализуются.
В федеративном государстве – эта функция федерации в целом и субъектов федерации.
В унитарном государстве – это функции, осуществляемые на территории единого, лишь в административно- территориальном плане делимого государства.
В конфедерации – это координирующие функции всего сообщества (союза) государств и функций, которые реализуются на территории каждого из участников этого союза государств.
В последние годы предпринимаются попытки классификации функций государства, базирующиеся на принципе разделения властей.
В соответствии с данным критерием функции подразделяются на законодательные (правотворческие), управленческие и судебные. Авторы, проводящие такую классификацию, поясняют, что особенность данной классификации заключается, прежде всего, в том, что «она отражает механизм реализации государственной власти»[6] и что каждая из названных функций осуществляется.
Как правило, не одним, а совокупностью государственных органов, принадлежащих к определенной ветви власти – законодательной, исполнительной и судебной [7].
Относительно новой трактовкой процесса классификации функций государства является их подразделение в зависимости не только от принадлежности к тому или иному типу государств, но и в зависимости от обусловленности «природой всякого общества» [8].
В соответствии с данным критерием функции подразделяются на функции государств эксплуататорских типов, функции государства демократического типа и функции, вытекающие из природы всякого общества.
Классификация функций государства в зависимости от типов и принадлежности последнего является вполне традиционной. В отечественных научных исследованиях и учебниках двоенных и послевоенных лет такой подход к функциям государства занимал доминирующее положение. Вполне обычным и оправданным было рассмотрение функций с позицией того, принадлежит ли они рабовладельческому, феодальному, капиталистическому или же социалистическому государству.
Первые три типа государств и соответствующих им функций считались эксплуататорскими и недемократическими с точки зрения воли и интересов трудящихся масс.
Четвертый же тип – социалистический – рассматривался с этих же позиций как неэксплуататорский и демократический.
Правда, функции подавления считались присущей и этому типу государства. Но, во-первых, она трактовалась как временная функция, присущая этому государству лишь на начальной стадии его развития, в переходный от капитализма к социализму период.
Во-вторых, она рассматривалась как вынужденная функция, возникшая у государства на этой стадии его развития не в силу самой природы государства, а в силу необходимости его защиты свергнутых, но сохраняющих свои позиции в обществе и государстве внутренних «врагов».
И, в-третьих, эта функция трактовалась не просто как функция подавления сопротивления свергнутых классов социалистическому строительству, как «спровоцированная» антисоветской деятельностью белого офицерства, кулачества, представителей других «антиреволюционных» слоев общества, «врагов трудящихся масс».
По мере развития общества и ослабления классовой борьбы, согласно существовавшей тогда в нашей стране и других станах, называвших себя социалистическими, теории, необходимость в функции подавления сопротивления свергнутых классов отпадает.
Эта функция постепенно вытесняется и заменяется хозяйственно-организаторской, культурно-воспитательной функцией, функцией контроля за мерой труда и мерой потребления и другими им подобными функциями.
Таковой была теория, но нередко совсем иной была практика.
Имеется в виду не только и не столько практика прямого физического «подавления сопротивления свергнутых классов», сколько практика политического и идеологического ограничения, попыток втискивания всей сложной и многогранной жизни общества в рамки официальной политики и идеологии.
В настоящее время в России и других странах бывшего «социалистического лагеря», ставших теоретически и практически на капиталистический путь развития, идет переоценка ценностей и взглядов.
Переоценивается, в том числе и в сфере приложения функций государства, прошлое. Вырабатывается новый официальный взгляд на настоящее и будущее.
Функциональную активность советского, так же как и любого иного государства, именовавшего себя социалистическим, нередко пытаются представить как исключительно репрессивную, недемократическую.
В то же время как аналогичную деятельность западных стран – как высокогуманную, безупречную в социальном плане, демократическую.
Такие оценки социального характера функций различных по своему типу государств широко распространялись особенно в постсоветский период. Что же касается советского периода, то все обстояло как раз наоборот.
Не вдаваясь в подробности рассмотрения и объективность подобного рода оценок, следует заметить, что в данном случае имеют место две крайности: полная идеализация функций одних государств и представление исключительно в негативном плане функций других.
В советский период идеализация распространялась на функции социалистических государств, а исключительно негативное представление о функциях касалась капиталистических государств.
В настоящее время оценки поменялись на противоположные, плюсы на минусы и наоборот. Подобные операции носят политический и идеологический характер и ничего общего с объективными, научными оценками не имеют. Они возникают и широко распространяются практически в каждой стране, независимо от типовой принадлежности государства, при смене государственной власти, политического режима, при переходе государства и общества от одного типа к другому.
Объективный характер оценки социального содержания функций любого государства заключается в том, что они носят одновременно и сугубо классовый, и общесоциальный характер, обслуживают интересы и власть имущих, и всего общества.
С точки зрения демократического потенциала, содержащегося в функциях, следует отметить, что в той их части, которая касается выражения воли и интересов всего общества, функции, несомненно, имеют демократический характер.
Там же, где в функциях государства воплощаются воля, эгоистические интересы лишь власть имущих – незначительной части общества в ущерб интересам остальных классов и слоев общества – функции носят антидемократический характер.
Наряду с вышеназванными критериями существуют и иные основания классификации функций государства.
Однако наиболее распространенными и широко признанными среди них являются такие критерии, в соответствии с которыми функции любого государства подразделяются на внутренние и внешние – в зависимости от направленности решаемых государством целей и задач, а также – на основные и неосновные – в зависимости от важности и социальной значимости тех или иных направлений деятельности государства.
Внутренние функции государства представляют собой основные направления разнообразной внутренней деятельности государства, обусловленные необходимостью решения стоящих перед ним внутренних задач. Задачи эти сколь многочисленны, столь и разнообразны.
Они затрагивают практически все сферы жизни общества и самого государства: экономическую, социальную, политическую, духовную, финансовую и др.
Кроме этого государство зачастую решает задачи, далеко выходящие за пределы одной, отдельно взятой сферы, охватывающие две и более сфер.
В силу этого при определении перечня внутренних функций государства в научной и учебной юридической литературе нередко их не только напрямую связывают с различными сферами жизни общества, но и полностью отождествляют с ними.
Таковой была, например, позиция ряда авторов, классифицировавших функции государства еще в 70-е годы на функции политической охраны строя (политическая функция), а также на экономическую, социальную и идеологическую функции.
Правда, при этом оговаривалась возможность и более дробной, полностью не совпадающей с различными сферами жизни общества, классификации функций государства, а также проводилась мысль о том, что не следует подразделять, по сути, единые функции государства на внутренние и внешние.
«В сущности, - отмечалось в связи с этим в юридической литературе того периода, - внешние функции есть не что иное, как развитие и продолжение внутренних функций (подобно тому, как внешняя политика государства есть продолжение его внутренней политики)», и в этом плане политическая, экономическая и идеологическая функции выступают одновременно и как основные внутренние, и как основные внешние функции государства [9].
В настоящее время при рассмотрении функций государства также допускается иногда их отождествление со сферами жизни общества.
Но оно имеет, как правило, не полный, а частичный характер.
Дело заключается в том, что при классификации внутренних функций и выделении их из общей системы основных направлений деятельности государства наряду с такими функциями, как экономическая, социальная, политическая и другие, полностью совпадающими со сферами жизни общества, рассматриваются также и такие, которые не совпадают с ними.
Среди них, например, называются в различных источниках такие внутренние функции, как установление и охрана правопорядка в обществе; охрана прав собственности, прав и свобод граждан; функция оказания социальных услуг; функция обеспечения народовластия; культурно-воспитательная; природоохранительная (экологическая); функция финансового контроля; другие функции.
Перечень данных и иных, им подобных направлений деятельности государства в большей степени соответствует сложившемуся в научной литературе представлению о его внутренних функциях, нежели понимание их, полностью или частично отождествляющие функции государства с основными сферами жизни общества.
Внешние функции государства представляют собой основные направления деятельности государства, непосредственно связанные с решением стоящих перед ним на международной арене целей и задач.
Последние никогда не были и практически не могут быть одинаковыми для всех государственных образований и государств. Они зависят от характера существующего в стране политического режима и типов государств, от этапов развития одного и того же государства, от складывающейся в мире международной обстановки, от характера взаимоотношений сосуществующих друг с другом государств.
Цели и задачи, а вместе с ними и некоторые функции государства в решающей степени зависят от его социально-классовой сущности и содержания, его социально-классовой предопределенности и направленности, а также в значительной мере – от его идеологической обусловленности.
Нет и не может быть у государств таких целей и задач, а вместе с ними и соответствующих функций, которые бы не были обусловлены его сущностью, содержанием, идеологическими воззрениями правящих кругов, его социально-классовым назначением.
Идеологические и политические установки особенно ярко прослеживались в целях, задачах и внешних функциях Советского государства.
Среди них выделялись, например, такие функции, как функции взаимопомощи и тесного сотрудничества с государствами мировой системы социализма; борьбы за мир и мирное сосуществование со странами капитализма; функция поддержки национально-освободительных движений и сотрудничества с развивающимися странами и др.
Политические и идеологические постулаты, составляющие основу данных
Функций, содержались не только в официальных партийных документах, но и закреплялись законодательство.
Так, в Конституции СССР 1977 года констатировалось, что Советское государство «неуклонно» проводит политику мира, выступает за «упрочение безопасности народов и широкое международное сотрудничество» (ст. 28, п. 1).
На основе данных постулатов провозглашались принципы внешней политики государства и формировались его соответствующие функции.
Среди принципов, оказавших решающее воздействие на процесс формирования и реализации внешних функций государства, конституционно закреплялись и провозглашались следующие: принцип суверенного равенства государств, взаимного отказа от применения силы или угрозы силой; нерушимости границ; территориальной целостности государств; мирного урегулирования споров; невмешательства во внутренние дела; уважения прав человека и основных свобод; равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничества между государствами; добросовестного выполнения обязательств, вытекающих из общепризнанных принципов и норм международного права; и др.
В современной России, по мере перехода ее к рыночным отношениям и становления новой политической идеологии, происходит эволюция во взглядах и на внешние функции государства. В чем это проявляется?
Во-первых, в том, что с разрушением «мировой системы социализма», естественно отпадает необходимость и в развитии взглядов на функции (впрочем, как и самих функций), касающихся взаимоотношений России с составлявшими эту систему «социалистическими» странами.
Теперь они именуются иначе. Функции «братской» помощи им постепенно заменяются функциями равноправного партнерства.
Во-вторых, изменилась политическая и идеологическая ориентация России по отношению к бывшим колониям западных и других «цивилизованных» государств, а также по отношению к национально-освободительному движению.
В связи с этим, естественно, исчезла и функция поддержки этого движения.
И, в-третьих, начиная с «перестройки» середины 80-х годов и вплоть до последнего времени резко изменилось отношение правящих кругов официальной России к западным странам.
Многолетняя политика идеологического противостояния резко сменилась противоположной политикой – соглашательства по ряду принципиальных вопросов, движения в фарватере прозападных интересов унизительного самобичевания и политического заискивания.
Из одной крайности политики и идеология России, а вместе с ней и других, бывших соцстран, отразившиеся на их внешних функциях, перешли в другую крайность.
Основное кредо внешнеполитической и иной деятельности российского государства, а, следовательно, и его функций должно состоять в непременном приоритете для нас российских национальных интересов и ценностей, в уважении интересов и ценностей других стран, в установлении и поддержании со всеми без исключения странами отношений равноправного партнерства и сотрудничества.
Наряду с вышеназванными критериями классификации функций государства и, в частности, с их делением на внутренние и внешние, широко распространенной является их классификация по важности в общественной жизни - на основные и неосновные функции.
Следует отметить, что данная классификация функций является насколько традиционной, настолько и спорной.
Еще в 60-е годы в отечественной литературе дискутировался вопрос о том, что такое основные и неосновные функции государства и чем они отличаются друг от друга.
Одновременно некоторыми авторами по вполне понятным и естественным причинам проводилась мысль о том, нужно ли вообще подразделять функции государства на основные и неосновные.
По мере развития отечественной и зарубежной юридической науки последний вопрос был решен положительно.
Исследователи, занимающиеся проблемами государственно-правовой теории и практики, пришли к выводу о том, что классификация функций государства на основные и неосновные не только желательна, но и объективно необходима. Такой вывод обусловлен тем, что в реальной действительности функции государства как основные направления его деятельности далеко не равнозначны друг другу и далеко не одинаковы.
Относительно устоявшимися представлениями об основных и неосновных функциях можно рассматривать определения, согласно которым под основными функциями государства понимаются «наиболее важные направления его деятельности, охватывающие собой ряд отдельных однородных направлений государственной работы», а под неосновными функциями государства подразумеваются «относительно более узкие направления его деятельности, входящие в состав основных функций как элемент их внутренней структуры».
Основные функции выступают как группы однородных направлений деятельности государства – неосновных функций, в которых выражаются его социально-классовая сущность, содержание, стоящие перед ним цели и задачи, а также предназначение государства.
Данное представление об основных и неосновных функциях государства, сформулированное еще в 70-е годы теоретиком государства и права Н. В. Черноголовкиным [10], сохраняет свою общетеоретическую значимость и поныне.
Разумеется, существуют и иные точки зрения и представления о данных явлениях.
Выражаются различные мнения как по общим, касающимся понятия и содержания всех основных и неосновных функций государства, вопросам, так и по частным, касающимся лишь отдельных его функций, вопросам.
Высказывается, напрмер, мнение о том, что «главной функцией государства не может быть признана хозяйственно-организаторская деятельность, ибо это приводит к неизбежному огосударствлению общественной жизни», а в качестве таковой «в цивилизованном обществе может и должна стать охрана интересов человека, защита его прав…»[11].
Наряду с главной функцией называются также функции «второго порядка»[12].
Среди них: учет и координация интересов различных групп населения, защита меньшинств; вмешательство в экономику с целью социальной защиты человека; охрана окружающей среды; поддержание общественного
порядка [13].
Заключение
Социальное назначение государства трактуется двояко: как цель государства и как функции государства.
Познание особенностей, форм реализации, отличительных признаков, назначения, функций современных государств исследователи в значительной степени связывают с явлениями, с которыми определенным образом взаимосвязано государство, на которые оно воздействует либо само испытывает с их стороны воздействие.
К таким явлениям относятся общество, политическая система, экономическая система, культура, природа и др.
С помощью функций государства представляется возможным с достаточно высокой точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, наконец, уровень его организованности и эффективности.
Функции государства традиционно определяют как основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью и содержанием, а также стоящими перед ним на том или ином этапе его развития целями, задачами и его социальным назначением. В литературе встречаются различные трактовки понятия государственных функций.
Функции государства имеют комплексный, синтезирующий характер.
По своему характеру, содержанию и назначению функции государства никогда не бывает социально выхолощенными, нейтральными.
Они всегда выражают и отражают социально-классовую сущность и содержание конкретного государства.
В функциях государства прослеживается прямая связь не только с социально-классовой сущностью и содержанием государства, но и с его непосредственными, стоящими перед ним на том или ином этапе его развития основными целями и задачами.
Функции государства отличаются своими методами и формами осуществления и не смешиваются со сферами их приложения.
В соответствии с теми целями и задачами, которые стоят перед государством на том или ином этапе его развития, при осуществлении своих функций государство может использовать и использует методы поощрения, убеждения или же, при необходимости, методы принуждения.
Классификация функций дает возможность вырабатывать практические рекомендации по совершенствованию основных направлений деятельности - функций государства не вообще, а дифференцированно, применительно к их отдельным видам, группам или даже – к отдельно взятым функциям. Проводится классификация по самым различным основаниям.
Список литературы
1. Гулиев В. Е. Российская государственность: состояние и тенденции // Политические проблемы теории государства. М., 1993.
2. Денисов А. И. Сущность и формы государства. М., 1960.
3. Жеругов Р. Т. Теория государства и права. М.; Нальчик, 1995.
4. Какс Л. И. Функции и структура государства. Л., 1969.
5. Комаров С. А. Общая теория государства и права. М. ,1995.
6. Лившиц Р. З. Государство и право в современном обществе // Теория права: новые идеи. М. , 1991. Вып. 1.
7. Манов Г. И. Признаки государства: Новые прочтения. М., 1993.
8. Матузов Н. И. Правовая система и личность. Саратов, 1987.
9. Механизмы диктатуры монополий / Отв. ред. И. Д. Левин, В. А. Туманов. М., 1974.
10. Морозова Л. А. Функции Российского государства на современном этапе // Государство и право. 1993. № 6.
11. Спиридонов Л. И. Теория государства и права. М., 1995.
12. Теория государства и права. М., 1994. Вып. 2.
13. Теория государства и права / Отв. ред. Н. А. Катаев, В. В. Лазарев. Уфа, 1994.
14. Черноголовкин Н. В. Теория функций социалистического государства. М., 1970.
15. Четвернин В. А. Демократическое конституционное государство. М., 1993.
[1] Гулиев В. Е. Российская государственность: состояние и тенденции // Политические проблемы теории государства. М., 1993. С. 203.
[2] Там же. С. 205.
[3] Денисов А. И. Сущность и формы государства. М., 1960. С. 9 -10.
[4] Теория государства и права. М., 1994. Вып. 2. С. 40.
[5] Морозова Л. А. Функции Российского государства на современном этапе // Государство и право. 1993. № 6. Ст. 98 – 108.
[6] Какс Л. И. Функции и структура государства. Л., 1969. С. 8 -11.
[7] Теория государства и права / Отв. ред. Н. А. Катаев, В. В. Лазарев. Уфа, 1994. С. 166.
[8] Комаров С. А. Общая теория государства и права. М. ,1995. С. 75 – 76.
[9] Механизмы диктатуры монополий / Отв. ред. И. Д. Левин, В. А. Туманов. М., 1974. С. 33.
[10] Черноголовкин Н. В. Теория функций социалистического государства. М., 1970. С. 134 – 135.
[11] Лившиц Р. З. Государство и право в современном обществе // Теория права: новые идеи. М. , 1991. Вып. 1.
С. 13.
[12] Там же. С. 14.
[13] Там же. С. 14 – 15.