Тема: Рынок российский государственных ценных бумаг Содержание

Введение. 2

1. Этапы становления и развития рынка ценных бумаг РФ.. 4

2. Понятие и виды государственных ценных бумаг. 12

3. Нормативная и законодательная база по рынку ценных бумаг. 15

4. Виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. 16

5. Участники и инфраструктура рынка государственных ценных бумаг. 17

6.Состояние российского рынка ценных бумаг. 20

Заключение. 24

Список литературы.. 26


















Введение

 

Фондовый рынок является чутким барометром состояния экономики. Ныне основными целями на российском рынке ценных бумаг являются цели становления и закрепления отношений собственности, а главные участники этого рынка - коммерческие банки.

Участники российского рынка ценных бумаг имеют общую задачу - получение прибыли. Именно под воздействием источников и условий, при которых она образуется, и складывается структура отечественного фондового рынка, одной из отличительных черт которой стало существенное преобладание государственных ценных бумаг. Кроме того, весьма характерно для отечественного фондового рынка и то, что основная часть ценных бумаг проходит только стадию первичного размещения, почти не обращаясь на вторичном рынке.

РЦБ – часть финансового рынка, обеспечивающая  возможность быстрого оперативного перелива финансовых средств  в различные секторы экономики и способствующая активизации инвестиций. Функции РЦБ: 1.Регулирует и направляют финансовые потоки; 2. Является механизмом привлечения инвестиции прежде всего через покупку корпоративных ценных бумаг; 3.  Служит механизмом привлечения денег в бюджет государства (в основном через государственные ценные бумаги); 4. Является механизмом естественного отбора в экономике (при разделение прав на контрольный пакет акций).

Существуют 2 формы первичного РЦБ:

1. частная – размещение ценных бумаг ограниченных количеству заранее известных инвесторов без публичного предложения и продажи (преобладает в России)

2. Публичное предложение – распределение ценных бумаг предприятия между инвесторами не больше (размещение ценных бумаг путем объявления продажи неограниченному  количеству инвесторов).

Вторичный рынок – рынок, на котором  обращаются  ранее эмитированные на первичном рынке ценных бумаг.

Вторичный РЦБ подразделяется на: биржевой и внебиржевой (уличный). Биржевой рынок представлен фондовыми биржами.

 Целью данной работы является изучение российского рынка ценных бумаг. В работе поставлены следующие задачи: характеристика этапов становления и развития ценных бумаг в РФ, рассмотрение понятия и видов государственных ценных бумаг, изучение нормативной и законодательной базы по рынку ценных бумаг, рассмотрение видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, рассмотрение участников и инфраструктуры рынка государственных ценных бумаг, а также изучение состояния российского рынка ценных бумаг.



















1. Этапы становления и развития рынка ценных бумаг РФ

 Становление и развитие рынка ценных бумаг РФ можно разделить на несколько этапов[1]:

Первый - 1991-1992 гг.

Второй - 1992-1994 гг.

Третий - 1994 г. - 4 квартал 1995 г.

Четвертый - 1996 г. — 17 августа 1998 гг.

Пятый — 17 августа 1998 г. — по настоящее время.

 До 17 августа 1998 г. рынок ценных бумаг, несмот­ря на недостатки, имел положительные тенденции своего развития. После непродуманных решений от 17 августа он перешел в новую фазу своего развития, которая будет довольно сложной и неопределенной.

 Первый этап (1991 — 1992 гг.). 1991 год был первым годом интенсивного создания акционерных обществ, выпуска ценных бумаг, активизации участников рынка. Этот процесс стал возмо­жен благодаря разработке корпоративного законодательства. Однако имевшиеся в начале 1991 года прогнозы, предсказывающие лавинообразный рост предложения ценных бумаг корпораций и интенсивную их перепродажу с участием институ­тов, специализирующихся на операциях с ценными бумагами, не оправдались. Это объясняется неподготовленностью участников рынка, неотработанностью порядка операций с ценными бумагами, отсутствием механизма контроля за отчетностью акционерных обществ. Операции с ценными бумагами на биржевом и внебиржевом рынках сводились, по существу, к первичному их размещению (что для бирж совершенно не свойствен­но), причем на биржах доминировали акции самих бирж.

Внебиржевой рынок — более широкий по предложению и по условиям испол­нения сделок. Вторичного рынка не было вообще, заключались отдельные сделки по купле—продаже акций. В качестве позитивного следует отметить возникновение ком­пьютерных сетей.

К первой группе акций, имеющих хождение на данном рынке, относятся акции акционерных банков. На волне значительной инфляции их курс постоянно повышался. Вторая группа акций — акции производственных компаний. Общее число заре­гистрированных акционерных обществ исчисляется десятками тысяч и продолжает неуклонно расти. По российскому законодательству эта форма собственности наибо­лее предпочтительна и соответствует мировой практике. Третья группа — самая активная по предложению акций — акции бирж. Число бирж к этому времени достигло 800. Колебания курса на данные акции были доволь­но значительными, а сами акции — наиболее спекулятивными. Четвертая группа акций — акции инвестиционных компаний. Они появились в самом конце 1991 г.

Отдельно необходимо сказать о выпуске государственных ценных бумаг — об­лигаций. Пример 5%-ного займа России 1990 г. показал, что популярность долгосроч­ных облигаций крайне низка в связи с высокой инфляцией. Этот период также характеризуется началом законодательного регулирования рынка ценных бумаг: ставится вопрос о надежности ценных бумаг, определении их рейтинга и т.д.

Первые фондовые биржи — Московская ЦФБ, Сибирская и Санкт-Петербур­гская — начали свою деятельность в третьем квартале 1991 г. Кроме того, стабильные операции проводили фондовые отделы РТСБ, товарно-фондовой биржи «Санкт-Петербург» и др.

На начальном этапе развития отечественного фондового рынка акции товарных бирж представляли основной сектор рынка. Это было вызвано, прежде всего, товар­ным дефицитом в стране в то время, и большая часть информации относительно спроса и предложения по различным группам товаров стекалась на эти биржи, где и заключались по ним высокорентабельные сделки.

Второй этап (1992 — 1994 гг.). Характеризуется выходом в обращение «именного приватизационного чека»» - ваучера. Выход в обращение ваучера внес значительный вклад в развитие рынка ценных бумаг. Была предпринята попытка, с одной стороны, вовлечь значитель­ную часть населения в класс собственников (акционеров), а, с другой сторо­ны, — провести ускоренную массовую приватизацию с целью частичного снятия нагрузки с бюджета государства благодаря появлению большого количества акци­онерных обществ, которые в конкурентной борьбе между собой должны были бы улучшать качество выпускаемой продукции и насытить рынок необходимыми товарами.

Фондовый рынок получил высоколиквидный финансовый инструмент. Одна из важных положительных особенностей ваучера — его инвестиционная привлекатель­ность, т.е. в случае покупки ваучера с целью дальнейшей перепродажи по более высокой цене и в случае последующего значительного снижения цены ваучер можно было использовать по прямому назначению — инвестировать в какое-либо предпри­ятие. Эти высокодоходные операции имели незначительный риск зафиксированного прямого убытка. Активно заработали инвестиционно-финансовые компании, финансовые бро­керы, фондовые отделы банков. Начали появляться чековые инвестиционные фон­ды, которые привлекали ваучеры населения, аккумулировали их и участвовали в чековых аукционах по приватизации предприятий. Правда, большинство из таких организаций кануло в лету. Многие руководители довели их до банкротства, не использовав уникальный шанс, (аккумуляция большого количества вкладчиков с выте­кающими из этого возможностями).  Правительство ставило перед собой следующие цели:  создание класса акционеров; обретение более эффективного собственника, что впоследствии позволило бы снять нагрузку с бюджета государства; ускоренное развитие структуры рынка ценных бумаг; увеличение поступлений в бюджет и др.

 В результате неграмотные действия подорвали доверие к фондовому рынку. Отставание законодательной базы от реального развития рынка ценных бумаг привело к краху многих существовавших в то время финансовых пирамид. Миллионы вклад­чиков лишились своих сбережений. В большой степени в этом повинно государ­ство. Поставленные задачи не были достигнуты. В стране появилось значительное количество акционеров, но они в общей своей массе являлись пассивными уча­стниками рынка ценных бумаг.               

Большое количество предприятий было акционировано, но эффективного соб­ственника получили лишь не более 10% предприятий. Как уже отмечалось, второй этап развития рынка ценных бумаг закончился крахом финансовых пирамид. Все акции понизились в цене, а акционеры полностью разочаровались в российском фондовом рынке.

Вывод: главная причина кризиса заключалось в несовершенстве российского законодательства и переоценке темпов развития данного рынка. Было также доказа­но, что рынок ценных бумаг, как и любой рынок в рыночной экономике, нужда­ется в регулировании и контроле со стороны государственных структур, и прежде чем собирать «урожай» от продажи государственных пакетов акций, размещения долговых государственных ценных бумаг, налоговых сборов и др., сначала нужно за ним «ухаживать».

 Третий этап (1994 г. — 4 квартал 1995 г.). Этот этап можно назвать депрессивным. Недавний крах финансовых пирамид и приближение парламентских выборов привели к еще более сильному падению акций приватизированных предприятий.

 Четвертый этап (1996 г. — 17 августа 1998г.). Его характеризуют два важных события — выпуск облигаций государственного сберегательного займа (ОГСЗ) и введение валютного коридора. Несмотря на то, что государство уже имело долговые государственные бумаги, которые были представлены безналичными инструментами (ГКО, ОФЗ), выпуск ОГСЗ позволил переориентировать население с покупки наличного доллара США на покупку данного инструмента, доби­ваясь тем самым возобновления доверия к рынку ценных бумаг в целом.

Введение валютного коридора также благоприятно сказалось на развитии рынка ценных бумаг в РФ. Инвесторы начали получать значительную прибыль в долларах США, инвестируя финансовые ресурсы в покупку безрисковых государственных ценных бумаг. Доход по данным финансовым инструментам значительно превышал темпы девальвации рубля.

Это была первая ошибка, так как доход по государственным ценным бумагам должен быть минимальным и находиться на уровне не более 15 — 20% годовых в СКВ. Фактически же доходность превышала порой 50% годовых, что вносило дисбаланс в фундаментальные качества государственных ценных бумаг и что, в свою очередь, ставило под сомнение полное выполнение обязательств по внутреннему долгу РФ.

Вводя валютный коридор, правительство ставило перед собой следующие зада­чи: снизить валютный риск при инвестировании, в большей степени прямых  инвестиций в различные сектора экономики; покрыть бюджетный дефицит за счет дополнительного размещения государ­ственных высокодоходных долговых обязательств;  снизить доходность по безрисковым финансовым инструментам с дальнейшей переориентацией инвестиций в реальный сектор экономики.

Государство частично достигло желаемого результата. Доходность государственных ценных бумаг снизилась до 30% годовых в рублях. Произошла незначительная переориентация направления движения капитала, и часть инвестиций была направлена на рынок корпоративных акций, но, к сожале­нию, в качестве портфельных инвестиций. Количество акций выросло более чем в 5—15 раз. Отставание законодательной базы в области прямых инвестиций и отсутствие закона защиты прав инвесторов, в особенности иностранных, не позволили переориентировать инвестиции с портфельных на прямые.

Была допущена стратегическая ошибка в сфере управления внутренним долгом. Необходимо было переходить на более длинные долговые инструменты со сроком погашения более чем 5 лет. Рынок был готов к данному переходу. Также при значи­тельном росте цены на корпоративные акции необходимо было продавать стратеги­ческим инвесторам неконтрольные пакеты акций предприятий, находившихся в го­сударственной собственности. Отрицательное воздействие на рынок ценных бумаг оказал азиатский кризис и значительное падение цен на энергоресурсы — основной источник валютных по­ступлений. (Нужно сделать правильный вывод о роли стоимости сырьевых ресурсов на мировых рынках, и осознать, что сегодня экономическое будущее России, к сожалению, зависит от цены на нефть). За счет этого резко ухудшился платежный баланс страны, что в свою очередь вызвало у инвесторов сомнение в надежности валютного коридора и исполнении форвардных контрактов российскими банками на поставку долларов США. Появилась неопределенность в конечной доходности в СКВ многих финансовых инструментов. Началась массовая продажа ГКО, перевод рублей в доллары и вывоз их за пределы России. Была сделана очередная ошибка: вместо прекращения размещения новых выпусков ГКО по высо­кой доходности продолжали эмитировать новые выпуски данных ценных бумаг (пра­вительство пыталось высокой доходностью удержать инвесторов). Доходность при размещении доходила до 70% годовых в долларах США в случае сохранения валют­ного коридора, что еще сильнее напугало инвесторов.

Нужно же было в срочном порядке переходить с внут­реннего долга на внешний, который был более длинным (занимать доллары на внешнем рынке и гасить внутренние обязательства, что привело бы к падению до­ходности и укреплению доверия инвесторов).

Через некоторое время была сделана очередная техническая ошибка: иностран­ным инвесторам было предложено перейти с рублевых коротких ГКО на более длин­ные валютные. Стратегически это было правильное решение, но тактически выпол­нено неверно. Многие инвесторы начали сомневаться в выполнении внутренних обязательств государства по погашению долговых ценных бумаг.

Получение кредитов от МВФ помогло разрядить ситуацию, правда, не надолго. И здесь опять сделана очередная стратегическая ошибка. Вместо того, чтобы исполь­зовать данные средства для погашения ГКО или выкупа их на рынке с доходностью более 150% годовых, Банк России начал удерживать рубль от падения, истратив за короткий срок несколько миллиардов долларов США. Результат: отказ от выполнения обязательств по внутреннему долгу и значитель­ная девальвация рубля.

Что нужно было делать? При получении кредита от МВФ необходимо было девальвировать рубль (курс рубля к доллару установился бы на уровне 9—15 рублей за доллар, и он бы вполне устраивал основных экспортеров) и в обязательном порядке выполнить обязательства по внутреннему долгу за счет продажи нескольких миллиардов долларов валютных резервов и даже с частичной эмиссией денег.

В том случае, если бы государство пошло по данному пути, то, несмотря на многие отрицательные последствия, в дальнейшем инвесторы (российские) начали бы хеджировать в обязательном порядке валютные риски. Это дало бы большой толчок развитию необходимых финансовых учреждений (фьючерсных бирж), появ­лению новых финансовых инструментов — опционов и т.д.

 Сохранилась бы важная экономическая аксиома: внутренние обязательства в национальной валюте считаются выполнимыми при любых обстоятельствах, так как государство имеет право напечатать необходимое количество денег для его погаше­ния.

Этап закончился 17 августа 1998 г. объявлением Россией дефолта по внутренним долгам.

Последствия: российский рынок ценных бумаг впал в глубокую депрессию, и недоверие к российским ценным бумагам возросло многократно. При объявлении дефолта по внутренним обязательствам России деньги потеря­ла самая консервативная часть инвесторов, которые не хотели рисковать вообще. И именно для такой категории граждан и существуют государственные долговые цен­ные бумаги и депозиты в крупных и надежных банках под минимальный процент дохода.

 Пятый этап (с 17 августа 1998 г. по настоящее время). После 17 августа 1998 г. наступил новый этап развития российского рынка ценных бумаг. В настоящее время фундамен­тальных предпосылок для преодоления негативных последствий объявленного де­фолта по внутренним обязательствам нет. Как уже было сказано, был нарушен основной фундаментальный баланс исходных и необходимых условий для нормального разви­тия рынка ценных бумаг и экономики в целом. В настоящее время в России нет безрисковых финансовых инструментов, гарантирующих получение прибыли.

Государственные ценные бумаги являлись базовыми финансовыми инструмен­тами с определенной доходностью, относительно которой инвесторы принимали решения об инвестировании денежных средств в те или иные активы, исходя из соотношения будущих доходов и возможных убытков. Сегодня инвестиции в РФ не могут быть объективно разделены на группы по степени риска. Все финансовые инструменты перешли в разряд повышенного риска, и вопрос сегодня заключается в том, где возможна полная потеря капитала, а где она составляет не более 80% от суммы инвестиций? А если затронуть вопрос о соотношении риск/прибыль, то вло­жение средств в рисковые операции будет намного целесообразнее, нежели вложе­ния в государственные ценные бумаги. Люди, принимавшие данное решение, пере­вели развивающийся российский рынок ценных бумаг в «рынок без каких-либо нормальных логичных цивилизованных правил».

2. Понятие и виды государственных ценных бумаг

Российское законодательство определяет ценную бумагу, как документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов, имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.

Различными видами ценных бумаг являются: государственная облигация; облигация; вексель; чек; депозитный и сберегательный сертификаты; банковская сберегательная книжка на предъявителя; коносамент; акция; приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг.

Государственная ценная бумага - это форма существования государственного внутреннего долга, это долговые ценные бумаги, эмитентом которых выступает государство.

Самым крупным заемщиком обычно является правительство. В США, например, правительство и правительственные учреждения выпускают целый ряд различных долговых инструментов на срок от 3 месяцев до 35 лет и более. Эти ценные бумаги считаются самыми надежными на фондовом рынке, поскольку за всю историю существования этого вида ценных бумаг в США не было ни одного случая неплатежа (одно из подтверждений тезиса о том, что государство не может стать банкротом). В зависимости от эмитента они делятся на правительственные (казначейские) и выпускаемые правительственными учреждениями. В зависимости от их способности обращаться на рынке они делятся на обратимые и необратимые.

Выпуск в обращение государственных ценных бумаг может использоваться для решения следующих основных задач: финансирование государственного бюджета на не инфляционной основе, т.е. без дополнительного выпуска денег в обращение; финансирование целевых государственных программ в области жилищного строительства, инфраструктуры, социального обеспечения и т.д.

Государственные ценные бумаги имеют, как правило, 2 преимущества перед другими ценными бумагами: самый высокий уровень надёжности для вложенных средств и соответственно минимальный риск потери основного капитала и доходов по нему; льготное налогообложение по сравнению с другими ценными бумагами или направлениями вложения капитала. Часто на государственные ценные бумаги отсутствуют налоги на операции с ними и на получаемые доходы.

Правительство выпускает долговые обязательства широкого спектра сроков от казначейских векселей сроком в 3 месяца до облигаций сроком 30, а иногда и 50 лет.

На данный момент Российский фондовый рынок не отличается большим разнообразием финансовых инструментов. Наиболее популярным видом ценных бумаг на фондовом рынке являются эмиссионные ценные бумаги.

Эмиссионная ценная бумага - любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая характеризуется одновременно следующими признаками: закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных настоящим Федеральным законом формы и порядка; размещается выпусками; имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.

Эмиссионные ценные бумаги могут выпускаться в одной из следующих форм: именные ценные бумаги документарной формы выпуска (именные документарные ценные бумаги); именные ценные бумаги бездокументарной формы выпуска (именные бездокументарные ценные бумаги); ценные бумаги на предъявителя документарной формы выпуска (документарные ценные бумаги на предъявителя).

В именных ценных бумагах указывается имя владельца и независимо от формы их выпуска, ведется реестр. В ценных же бумагах на предъявителя имени владельца не фигурирует и права по такой ценной бумаге может осуществлять любой ее предъявитель. В России разрешен только выпуск облигаций на предъявителя. Документарные бумаги существуют в бумажной форме. Бездокументарные бумаги существуют только в виде записей по счетам в реестре. Надо заметить, что бездокументарные бумаги упрощают процесс их обращения и передачи прав собственности, снижают издержки эмитента на их выпуск.

К эмиссионным ценным бумагам относятся акции и облигации.

Акция - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации.

Облигация - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный ею срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может предусматривать иные имущественные права ее держателя, если это не противоречит законодательству Российской Федерации.

Протест векселя представляет собой акт, составленный в публичном порядке, имеющий целью удостоверить юридически значимый для вексельного обязательства факт. Чаще всего протест необходим как доказательство юридических фактов, с которыми связываются возникновения обязательств по оплате векселя у некоторых участников вексельного оборота. Например, ответственность индоссантов простого или переводного векселя, векселедателя переводного векселя возникает только в случае неакцепта векселя лицом, названным в переводном векселе в качестве плательщика, либо неплатежа акцептанта переводного или векселедателя простого векселя. Эти факты (неакцепт, неплатеж) должны быть подтверждены в публичном порядке, т.е. протестом. Законодательство о протесте векселей можно разделить на две части: международное законодательство, состоящее из Женевских вексельных конвенций, и национальное законодательство страны - их участницы.

В Российской Федерации законодателем установлена нотариальная форма протеста. В соответствии со ст. ст. 35 и 95 Основ законодательства РФ о нотариате "протест векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта производится нотариусом в соответствии с законодательными актами Российской Федерации о переводном и простом векселе". Поскольку данная норма имеет отсылочный характер, процедура протеста должна быть определена иными нормативными документами. Однако после отмены Инструкции "О порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами РСФСР"  такие нормативные документы отсутствуют[2].

3. Нормативная и законодательная база по рынку ценных бумаг.

Фундаментальным документом, регламентирующим основы законодательства о ценных бумагах, является Гражданский кодекс РФ. А основным Федеральным законом, регулирующим отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг является закон "О рынке Ценных Бумаг"[3]. В соответствии с вышеуказанными законами были изданы многочисленные подзаконные акты, в большинстве своем изданные Федеральной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку. Среди них постановления, закрепляющие правила деятельности различных видов профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также постановления, посвященные защите прав инвесторов.

Федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг является Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (далее ФКЦБ). На нее возложены функции по контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг через определение порядка их деятельности и по определению стандартов эмиссии ценных бумаг.

Федеральная комиссия принимает решения по вопросам регулирования рынка ценных бумаг, деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и нормативных актов о ценных бумагах. Решения Федеральной комиссии принимаются в форме постановлений.

4. Виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг

В соответствии с законодательством определены следующие виды профессиональной деятельности:

Брокерская деятельность - совершение гражданско-правовых сделок с ценными бумагами в качестве поверенного или комиссионера, действующего на основании договора поручения или комиссии, а также доверенности на совершение таких сделок при отсутствии указаний на полномочия поверенного или комиссионера в договоре.

Дилерская деятельность - совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и/или продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и/или продажи этих ценных бумаг по объявленным лицом, осуществляющим такую деятельность, ценам.

Деятельность по управлению ценными бумагами - осуществление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем от своего имени за вознаграждение в течение определенного срока доверительного управления переданными ему во владение и принадлежащими другому лицу в интересах этого лица или указанных этим лицом третьих лиц: ценными бумагами; денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги; денежными средствами и ценными бумагами, получаемыми в процессе управления ценными бумагами.

Клиринговая деятельность - деятельность по определению взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним) и их зачету по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним.

Депозитарная деятельность - оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и/или учету и переходу прав на ценные бумаги.

Деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг - сбор, фиксация, обработка, хранение и предоставление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг.

Некоторые виды профессиональной деятельности могут совмещаться профессиональными участниками с учетом ограничений, налагаемых законодательством.

Деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг - предоставление услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг.

5. Участники и инфраструктура рынка государственных ценных бумаг

Если классифицировать Российский фондовый рынок по видам бумаг, обращающихся на нем сегодня, то можно выделить следующие сегменты: рынок государственных бумаг; рынок акций, в котором в свою очередь выделяются три основных сегмента (иногда их называют эшелонами): "голубые фишки" (наиболее ликвидные акции крупнейших российских компаний), акции "второго эшелона", приближающиеся к ним, но еще не достигшие соответствующей ликвидности, и акции предприятий, практически не появляющиеся на рынке; рынок ценных бумаг местного значения (в большинстве — муниципальных облигаций или облигаций субъекта Федерации); рынки векселей разных эмитентов; рынки производных ценных бумаг (в основном фьючерсов).

Участниками рынка Облигаций являются: Эмитент, Генеральный агент Эмитента, Первичный Дилер, Дилер, Владелец (Инвестор).   Инфраструктура рынка Облигаций состоит из Депозитарной системы, Расчетной системы, Торговой системы.

 Эмитент - Министерство финансов Российской Федерации, действующее в соответствии с действующим законодательством.  Генеральный агент Эмитента - Центральный банк Российской Федерации (далее - Банк России).

Юридическое лицо, являющееся профессиональным участником рынка ценных бумаг, совершающее в соответствии с действующим законодательством гражданско-правовые сделки (купли-продажи) с Облигациями от своего имени, как за свой счет, так и в качестве поверенного или комиссионера, действующего на основании договора поручения или комиссии.

Дилер для выполнения указанных функций заключает в соответствии с отдельным нормативным актом Банка России договор с Банком России на выполнение функций Дилера на рынке Облигаций.

Первичный Дилер - Дилер, отвечающий требованиям, установленным Банком России для статуса Первичных Дилеров, и заключивший соответствующий договор с Банком России. Требования, предъявляемые к Первичным Дилерам, определяются отдельным нормативным актом Банка России.  Юридическое или физическое лицо, не являющееся Дилером, приобретающее Облигации на праве собственности, получающее права на Облигации на основании договора доверительного управления в соответствии с действующим законодательством, условиями обращения и параметрами выпуска Облигаций. Инвестор заключает с Дилером договор, который определяет порядок приобретения/отчуждения Облигаций, осуществления операций по счету "депо" Инвестора и порядок учета прав на Облигации на этом счете, а также права, обязанности и ответственность сторон при выполнении этих операций. Требования к договору определяются нормативными актами Банка России.

Депозитарная система - совокупность организаций, уполномоченных обеспечивать учет прав владельцев на Облигации, а также перевод Облигаций по счетам "депо" по сделкам купли – продажи. Депозитарная система состоит из Депозитария и Субдепозитариев.

Депозитарий - юридическое лицо, имеющее лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление депозитарной деятельности и заключившее соответствующий договор с Эмитентом, а также уполномоченное на основании договора с Банком России обеспечивать учет прав на Облигации по счетам "депо" Дилеров и перевод Облигаций по счетам "депо". Депозитарий не может быть Дилером, Инвестором или выполнять функции Торговой или Расчетной системы на рынке Облигаций.

Субдепозитарий - юридическое лицо, имеющее лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление депозитарной деятельности и уполномоченное на основании договоров с Банком России и Депозитарием обеспечивать учет прав Инвесторов на Субдепозитарием может быть только Дилер.

Расчетная система - совокупность расчетных центров Организованного рынка ценных бумаг, обеспечивающих расчеты по денежным средствам по сделкам с Облигациями.

Расчетный центр ОРЦБ - небанковская кредитная организация, уполномоченная на основании договора с Банком России обеспечивать расчеты по денежным средствам Дилеров по сделкам с Облигациями путем открытия банковских счетов Дилеров и осуществления операций по этим счетам в соответствии с нормативными актами Банка России, регулирующими порядок расчетов по операциям с Облигациями на ОРЦБ[4].

Расчетный центр ОРЦБ не может быть Дилером, Инвестором, Депозитарием или выполнять функции Торговой системы на рынке Облигаций.

Торговая система - юридическое лицо, имеющее лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности по организации торговли и уполномоченное на основании договора с Банком России обеспечивать процедуру заключения сделок с Облигациями в соответствии с нормативными актами Банка России. Торговая система организует заключение сделок на рынке Облигаций, осуществляет расчет позиций Дилеров, осуществляет клиринг, составляет отчетные документы по совершенным сделкам и представляет их в Расчетные системы и Депозитарий. Торговая система не может быть Дилером, Инвестором, Депозитарием или Расчетной системой на рынке Облигаций.

6.Состояние российского рынка ценных бумаг

Во 2 квартале 2004 существенных изменений на рынке ценных бумаг страны замечено не было. По-прежнему доминирующее положение занимают операции с государственными ценными бумагами, а доля сделок с акциями ОАО остается незначительной. В то же время нельзя не отметить заметно возросший объем внебиржевых операций с акциями, который по итогам первого полугодия уже превысил суммарный показатель минувшего года.

Биржевой рынок ценных бумаг

Первичный  рынок  государственных ценных бумаг. Суммарный объем сделок на аукционах по размещению через биржу ГЦБ во 2 квартале составил 324,1 млрд. BYR, или 3 520 505 облигаций. Количество заключенных сделок - 430. На 1 июля к участию в аукционах по ГЦБ были допущены 22 банка и 25 небанковских профучастников рынка ценных бумаг.

Совокупный объем сделок на аукционах по размещению ГЦБ в июне составил 114 млрд. BYR, или 1 269 602 облигации (в мае - 70,7 млрд. BYR, или 744 438 облигаций). Количество заключенных сделок в июне - 111 (в мае - 123). При этом в июне на аукционах Минфина, проводимых через биржу, было размещено и доразмещено 9 выпусков ГЦБ, включая 2 выпуска ГДО с процентным доходом, 7 выпусков ГКО с дисконтным доходом.

Вторичный рынок государственных ценных бумаг. Суммарный объем торгов ГЦБ во 2 квартале составил 1,9 трлн. BYR, или 18 693 265 облигаций (в 1 квартале соответственно - 1,9 трлн. BYR, или 19 449 516 облигаций). Количество сделок, заключенных в биржевой торговой системе, составило 8991 (в 1 квартале - 9592).

Отметим, что на 1 июля к обращению на бирже допущено: 50 выпусков ГКО с дисконтным доходом; 50 выпусков ГДО с купонным доходом; 15 выпусков ГДО с дисконтным доходом.

Объем торгов ГЦБ в июне достиг 697,1 млрд. BYR, или 6557 539 облигаций (в мае - 672,3 млрд. BYR, или 6420918 облигаций). Количество сделок, заключенных в биржевой торговой системе, составило 3060 (в мае - 3146). Средневзвешенный уровень доходности по сделкам "до погашения" с  ДГКО в июне  составил  23,68%   годовых (в мае - 25,01% годовых), средневзвешенная ставка РЕПО с ДГКО - 14,38% годовых вне зависимости от срока (в мае - 14,27% годовых). Средневзвешенный уровень доходности по сделкам "до погашения" с ДГДО в июне снизился до 23,16% годовых (в мае - 22,19% годовых), средневзвешенный уровень доходности по сделкам "до погашения" с ПГДО - 22,64% годовых (в мае - 22,49% годовых), средневзвешенная ставка РЕПО с ДГДО - 14,64% годовых вне зависимости от срока (в мае - 14,51% годовых), средневзвешенная ставка РЕПО с ПГДО - 15,24% годовых вне зависимости от срока (в мае - 15,41% годовых).

Акции открытых акционерных обществ. На 1июля к обращению на бирже был допущен 121 выпуск акций 111 эмитентов. Из них акции 1-го эмитента - АСБ "Беларусбанк" - включены в котировальный лист "А" первого уровня, акции 30 эмитентов включены в котировальный лист "А" второго уровня и акции 80 эмитентов включены в котировальный лист "Б". Суммарный объем торгов акциями в июне составил 0,7 млн. BYR, или 53 акции (в мае - 9,9 млн. BYR, или 666 акций). Количество сделок с акциями, заключенных в биржевой торговой системе, - 3 (в мае - 2). Всего во 2квартале объем торгов акциями достиг 11,3 млн. BYR, или 787 акций (в 1 квартале - 18,3 млн. BYR, или 28 954 акции). Количество сделок с акциями, заключенных в биржевой торговой системе, составило 11 (в 1 квартале - 16). Также отметим, что в анализируемом периоде был проведен аукцион по размещению акций ОАО, принадлежащих государству, на сумму 30,8 млн. BYR, или 5320 акций.

Внебиржевые сделки с акциями ОАО. Во 2 квартале биржей было зарегистрировано 423 сделки (422 сделки в рублях, 1 сделка в евро) с акциями 69 эмитентов на общую сумму 7,3 млрд. BYR. Оборот внебиржевого рынка в штуках составил 9 597 023 акции. За аналогичный период 2003г. было зарегистрировано 603 сделки на общую сумму 1,5 млрд. BYR.

Максимальное количество сделок во 2 квартале было зарегистрировано с акциями ОАО "ПМК-42" - 138 сделок, ОАО "Белпромстройбанк" - 46 сделок, ОАО "Трикотажторг" - 26 сделок[5].

Только 31,7% от общего числа зарегистрированных в стране профучастников проводили операции на внебиржевом рынке (38 юрлиц). Во 2 квартале лидером по обороту стал Технобанк, совершивший сделки на общую сумму свыше 2,09 млрд. BYR, по количеству зарегистрированных сделок - ООО "Каскад-93-Инвест", который заключил 140 сделок.

Ведущими операторами рынка ГКО-ОФЗ за сентябрь 2004 года являлись: Акционерный Коммерческий Сберегательный банк РФ ОАО, КБ «Ситибанк» (ЗАО), Коммерческий банк «Петрокоммерц» (ОАО), ОАО «Промышленно-строительный банк», «НОМОС-БАНК» (ЗАО), «Эйч-эс-би-си Банк (РР)» ООО, ЗАО «Международный Московский банк», «ИНГ БАНК (ЕВРАЗИЯ) ЗАО», Банк внешней торговли (ОАО), Закрытое акционерное общество ИФК «Солид», АКБ «РОСБАНК» (открытое акционерное общество), ОАО «АИКБ «Татфондбанк», АК «Московский муниципальный банк — Банк Москвы» (ОАО), АКБ «ЕВРОФИНАНС МОСНАРБАНК» (ОАО), АКБ «РОСЕВРОБАНК» (ОАО), Новосибирский Коммерческий Региональный Акционерный Банк Внешторгбанка ЗАО, АКБ «МЕНАТЕП Санкт-Петербург» (ОАО), Банк Инвестиций и Сбережений «Инвестсбербанк» ОАО.
















Заключение

Государственные ценные бумаги являлись базовыми финансовыми инструмен­тами с определенной доходностью, относительно которой инвесторы принимали решения об инвестировании денежных средств в те или иные активы, исходя из соотношения будущих доходов и возможных убытков. Сегодня инвестиции в РФ не могут быть объективно разделены на группы по степени риска. Все финансовые инструменты перешли в разряд повышенного риска, и вопрос сегодня заключается в том, где возможна полная потеря капитала, а где она составляет не более 80% от суммы инвестиций? А если затронуть вопрос о соотношении риск/прибыль, то вло­жение средств в рисковые операции будет намного целесообразнее, нежели вложе­ния в государственные ценные бумаги. Люди, принимавшие данное решение, пере­вели развивающийся российский рынок ценных бумаг в «рынок без каких-либо нормальных логичных цивилизованных правил».

На рынке ценных бумаг по-прежнему доминирующее положение занимают операции с государственными ценными бумагами, а доля сделок с акциями ОАО остается незначительной. В то же время нельзя не отметить заметно возросший объем внебиржевых операций с акциями, который по итогам первого полугодия уже превысил суммарный показатель минувшего года.

Рынок федеральных государственных ценных бумаг в настоящее время утратил спекулятивную составляющую и представляет интерес в основном для консервативных инвесторов, ориентированных на наиболее безопасную форму размещения. При этом на рынок ГКО/ОФЗ вышел Пенсионный фонд России, который наряду с Центральным банком РФ и Сбербанком РФ является ключевым игроком на этом рынке. С середины 2003 года и до настоящего момента доходность по ГКО/ОФЗ колеблется в диапазоне 5-8 процентов годовых, то есть ниже ожидаемой инфляции. В ближайший год доходность по ОФЗ будет, скорее всего, по-прежнему находиться в этом же диапазоне. В ситуации снижения интереса к федеральным облигациям, в активную фазу развития вступил рынок субфедеральных и муниципальных долговых обязательств. Крупнейшими заемщиками являются города Москва и Санкт-Петербург, республики Якутия и Коми. Субфедеральные и муниципальные эмитенты, как правило, определяют шкалу купонов на весь период обращения своих облигаций, что представляет особенный интерес на фоне снижающихся инфляции и процентных ставок.

























Список литературы

1. Положение об обслуживании выпусков федеральных государственных ценных бумаг № 219-П от 25 марта 2003 г. // Собрание законодательства РФ, 2003.

2. Салак С. Рынок ценных бумаг: итоги 2 квартала 2004 г. // Национальная экономическая газета № 52(769) от 13.07.2004.

3. Федеральный Закон «О рынке ценных бумаг»  ФЗ № 185-ФЗ от 28.12.2002 / Собрание законодательства Российской Федерации, 2002.

4. Кандрацков Н.В. Лекции по курсу ценных бумаг. – М.: МЭСИ, 2000.

5. Рынок ценных бумаг: Учебник / Под ред. В. А. Галанова, А. И. Басова. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 352 с.: ил.




[1] Рынок ценных бумаг: Учебник / Под ред. В. А. Галанова, А. И. Басова. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 352 с.: ил.



[2] Кандрацков Н.В. Лекции по курсу ценных бумаг. – М.: МЭСИ, 2000.

[3] Федеральный Закон «О рынке ценных бумаг»  ФЗ № 185-ФЗ от 28.12.2002 / Собрание законодательства Российской Федерации, 2002.


[4] Положение об обслуживании выпусков федеральных государственных ценных бумаг № 219-П от 25 марта 2003 г. // Собрание законодательства РФ, 2003.


[5] Салак С. Рынок ценных бумаг: итоги 2 квартала 2004 г. // Национальная экономическая газета № 52(769) от 13.07.2004.