Содержание


Введение. 3

1. Нормативные правовые акты по труду и статистическая отчетность  4

1.1. Понятие нормативно правовых актов по труду. 4

1.2. Статистическая отчетность о труде. 8

Заключение. 10

Задачи. 11

Список литературы.. 13

Введение

Со временем нормативно правовые акты по труду приходят к нормальному правовому виду, но все же пробелы существуют и сегодня. За последнее время ситуация в экономике страны значительно изменилась. Сделан окончательный шаг в сторону функционального управления, что будет способствовать ликвидации таких институтов, как ведомственный надзор, отраслевое нормативное обеспечение, системы повышения квалификации специалистов, роль которых крайне важна для обеспечения безопасности производств. Ужесточились условия финансирования, средства, выделяемые из бюджета, настолько недостаточны, что отдельные округа и инспекции по этим причинам не могут выполнять многие надзорные функции. Но одним из главных остается вопрос нормативно правового регулирования.

Анализируя выполнение решений, принятых коллегией от 18.02.97 № 2, следует отметить, что округами и инспекциями, центральным аппаратом Госгортехнадзора России проводилась целенаправленная работа по совершенствованию нормативной деятельности. Рассматривая положение с аварийностью и травматизмом на подконтрольных объектах, состоянием безопасности промышленных производств, можно сделать вывод, что органы гос-гортехнадзора еще недостаточно влияют на соблюдение правил безопасности, не проявляют должной требовательности к руководителям предприятий, на которых неудовлетворительное состояние условий труда, высокие аварийность и травматизм присутствуют практически везде.

Эффективность работы любого предприятия зависит прежде всего от правильной кадровой политики и профессионального состава организации. Именно нормативно правовая база содержащая конституционные принципы регулирует отношения работников и работодателей. Задачами данной работы являются:  определение законодательной базы по труду, подразделение нормативно правовых актов по различным признакам и рассмотрение проблем проекта закона о труде.

1. Нормативные правовые акты по труду и статистическая отчетность

1.1. Понятие нормативно правовых актов по труду

Под нормативными правовыми актами о труде понимаются юридические формы выражения нормативных предписаний в области труда. Нормативные правовые акты о труде одновременно расцениваются и как источники трудового права, то есть как результат нормотворческой деятельности уполномоченных государственных органов, и как основа правоприменительной деятельности сторон трудовых и иных общественных отношений в сфере труда.

Нормативными правовыми актами в сфере труда называются издаваемые государственными и другими уполномоченными органами нормативные предписания в сфере общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования трудового права. Совокупность этих нормативных правовых актов составляет законодательство о труде, или трудовое законодательство.

Нормативные правовые акты о труде весьма многочисленны и многообразны, в связи чем их можно классифицировать по различным основаниям.

По юридической силе нормативные акты о труде подразделяются на:

1.                законы (федеральные конституционные законы, федеральные законы конституции и законы субъектов РФ);

2.                подзаконные акты (указы Президента РФ, имеющие нормативный характер, постановления Правительства РФ, межведомственные нормативные акты Министерства труда и социального развития, других министерств и ведомств, нормативные акты исполнительных органов власти субъектов России).

Различают действие нормативных актов о труде в пространстве, по кругу лиц, во времени. Поскольку в соответствии со ст. 72 Конституции РФ трудовое законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, оно состоит из:

1.                федерального законодательства (например, Федеральные законы от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" и др.);

2.                регионального законодательства, или законодательства субъектов РФ (например, Закон г. Москвы от 22 октября 1997 г. № 41 "Об ответственности за нарушение порядка привлечения и использования в Москве иностранной рабочей силы" и др.);

3.                локальных, или местных, нормативных актов, разрабатываемых, утверждаемых и действующих на конкретном предприятии, в учреждении, организации.

По кругу лиц нормативные правовые акты о труде могут быть общими - распространяющимися на всех без исключения работников, и специальными - действующими в отношении определенных категорий работников с учетом следующей специфики:

1.                условий их работы (например, Закон РФ от 19 февраля 1993 г. "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях");

2.                половозрастных особенностей (например, Постановление Верховного Совета РСФСР от 1 ноября 1990 г. "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе" либо Нормы предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную, утвержденные Постановлением Минтруда России от 7 апреля 1999 г. № 7 и др.);

3.                выполняемой трудовой функции (например, Закон РФ от 11 марта 1992 г. "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", Закон РФ от 26 июня 1992 г. "О статусе судей в Российской Федерации", Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 28 октября 1995 г. № 1050 и др.);

4.                гражданства (например, ст. 3 Федерального закона от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации", ст. 56 и 61 Воздушного кодекса РФ от 19 марта 1997 г. и ст. 12 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 10-ФЗ "О государственном регулировании развития авиации", содержащие запрет на замещение иностранными гражданами и лицами без гражданства должностей соответственно государственных служащих, членов летных экипажей воздушного судна РФ, руководителей находящейся на территории РФ авиационной организации с участием иностранного капитала, осуществляющей разработку, производство, испытания, ремонт или утилизацию авиационной техники);

5.                с учетом характера работы (например, Указы Президиума Верховного Совета СССР от 24 сентября 1974 г. № 310-9 "Об условиях труда рабочих и служащих, занятых на сезонных работах", от 24 сентября 1974 г. № 311-9 "Об условиях труда временных работников");

6.                иных особенностей, связанных с условиями работы, ее осуществлением в определенной отрасли экономики, специфики производства и др.

Особо следует остановиться на вопросе о действии в настоящее время трудового законодательства бывшего Союза ССР. Согласно закону на территории Российской Федерации до принятия соответствующих законодательных актов применяются нормы бывшего Союза ССР в части, не противоречащей Конституции и законодательству РФ, а также международным соглашениям (договорам) с участием Российской Федерации.[1]

Что касается верховенства, то основой законодательной и иной правотворческой деятельности является Конституция Российской Федерации, которая устанавливает принципиальные положения для всего трудового законодательства. В соответствии с Конституцией РФ права и свободы человека и гражданина, в том числе и в сфере труда, определяют смысл, содержание и применение законов.[2]

Конституция РФ трудовое законодательство относит к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.[3] По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. При этом в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Важнейшим кодифицированным законом в сфере труда является Трудовой Кодекс Российской Федерации.

Существенное значение для правового регулирования отношений в области труда имеют следующие федеральные законы: от 23 ноября 1995 г. № 175-ФЗ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров", от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" и иные, а также ранее принятые законы Российской Федерации: от 19 апреля 1991 г. "О занятости населения в Российской Федерации"[4], от 11 марта 1992 г. "О коллективных договорах и соглашениях" (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 176-ФЗ) и другие. Как правило, каждый из них посвящен отдельным отношениям, возникающим в сфере труда, и конкретизирует некоторые общие положения Кодекса законов о труде РФ.

В соответствии с Конституцией РФ общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры с участием России являются составной частью ее правовой системы, в том числе системы трудового права.[5] Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

1.2. Статистическая отчетность о труде

Статистическая отчетность довольно большая тема для разговора, которая не вписывается в рамки контрольной работы. Полагаем, что наиболее эффективным будет исследование статистических данных на примере предположения изменения пенсионного возраста.

Итак, количественные оценки затрат государства в результате изменения пенсионного возраста, представленные в Таблице 1, сделаны при следующих предположениях. Доля пенсионеров по инвалидности в предпенсионных возрастах составляет 8%, а в первом пенсионном пятилетии – 4%. Ставка замещения для пенсий по возрасту была установлена на среднем уровне — 36%, а пенсия по инвалидности – на уровне, составляющем 90% от пенсии по возрасту, то есть 32,4% средней заработной платы. Это примерно соответствует соотношению между пенсией по возрасту и инвалидности.

Расчеты показывают, что даже с учетом увеличения инвалидности государственные финансы остаются в нетто-выигрыше от выравнивания пенсионных возрастов женщин и мужчин. И, таким образом, существуют очевидные финансовые мотивы для проведения такой реформы.

Общая доля лиц, теряющих в доходах, по меньшей мере, равна сумме изменений в численности безработных, уровень пособий которых не зависит от заработка, и не зарегистрированных безработных. Предположим, что последние не получают пенсию по инвалидности. Расчет по двум вариантам уровня зарегистрированной безработицы для сценария с неизменным числом рабочих мест показывает, что доля тех, кто понесет явные потери в доходах составит порядка 2,0—2,5% от численности лиц, пенсионный возраст которых будет повышен. Учитывая то, что для работников с низким уровнем образования характерна не только более высокая вероятность входа в безработицу, но также и более продолжительное пребывание в ней (низкий отток), именно эта группа представляется должна стать объектом самого пристального внимания в случае возможного повышения пенсионного возраста.

Таблица 1. Оценка потенциальных затрат, связанных с изменением ситуации в пенсионной сфере в случае прямого повышения нормативного пенсионного возраста для женщин

Год

2005

2007

2009

2011

2013

Пенсионный возраст женщин

56

57

58

59

60

Уменьшение численности пенсионеров по возрасту (по старости и за выслугу лет) (тыс.чел.)

1033

2004

3048

3843

4902

Средняя пенсия (36% зарплаты) за месяц, руб.

1547

1968

2538

3178

3915

1. Экономия на выплате пенсий по возрасту в год, млн руб.

19176

47326

92830

146557

230296

Расходы на пособия по безработице: 2. в т.ч. не зависящих от заработка (млн руб.)

178

464

1050

2046

3548

3. в проценте от заработка (млн руб.)

2283

5943

13459

26198

45429

4. Расходы на выплату досрочных пенсий (млн руб.)

947

2465

5583

10868

18845

Увеличение численности пенсионеров по инвалидности (тыс.чел.)

128

169

216

267

316

5. Дополнительные затраты на пенсии по инвалидности (млн руб.)

2139

3571

5921

6280

13361

6. Общее изменение расходов
(1 – 2 – 3 – 5)

14576

37348

72400

112033

167958

7. Изменение в % к экономии на пенсиях по возрасту (6/1*100)

76

79

78

76

73

Заключение

28 апреля 1999 года в Российской газете был опубликован проект Трудового кодекса Российской Федерации. Многие правоведы полагали, что на том этапе экономического, политического и правового развития России целесообразно было бы ограничиться только внесением необходимых изменений в действующий КЗоТ РФ на основе отмеченных в проекте удачных решений некоторых наболевших вопросов. Кроме того, необходимо было срочно урегулировать и иные актуальные проблемы, трудовых отношений, например: выплату заработной платы при простое по вине организации, установить эффективную ответственность за задержку заработной платы и т.п. Государственная Дума приняла новый Трудовой кодекс РФ уже в декабре 2001 года. Хорош он или плох покажет время, но все же можно поэтапно по мере экономического и правового обеспечения можно принимать федеральные законы, регулирующие отдельные наиболее злободневные спорные вопросы трудовых отношений. В результате отработанные на практике федеральные законы могут стать правовой базой (основой) для будущего Трудового Кодекса Российской Федерации.

В настоящем Трудовом Кодексе РФ, как представляется, во-первых, по аналогии с ГК РФ должна быть хорошо разработанная общая часть. При таком подходе Трудовой Кодекс РФ в части опосредования трудовых отношений работников государственных организаций, на взгляд некоторых правоведов, должен быть не "рамочным", отсылочным и т.п., а кодексом - "энциклопедией", детально и непосредственно регулирующим трудовые отношения и сдерживающим интересы работодателей. В то же время ТК РФ в части регулирования трудовых отношений в негосударственных организациях должен гарантировать соблюдение работодателями установленного государством обязательного минимума основополагающих трудовых прав работников, оставив достаточно места для локальных нормативных актов и трудового договора.

Задачи

Задача 1. Рассчитать среднюю дневную заработную плату для расчета отпускных и сумму отпускных, если известны следующие данные. Работник отправляется в отпуск с 6 октября 2003 года. Работник находится на повременной системе оплаты труда. Оклад работника составляет 8000 руб. Установлен районный коэффициент – 1,3. С 1.09.2003 по 10.09.2003 года работник получал пособие по временной нетрудоспособности. Отпуск составляет 28 календарных дней.

Решение: для расчета общего количества рабочих дней воспользуемся Трудовым кодексом РФ.[6] В основу расчета суммы за отпуск берется заработок работника за июль, август и сентябрь. Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние три календарных месяца путем деления суммы начисленной заработной платы на 3 и на 29,6 (среднемесячное число календарных дней). Число рабочих дней в расчете на шестидневную рабочую неделю за три месяца. В июле – 29,6 день; в августе – 29,6; в сентябре – 18,8 (2 отработанных дня з вторую неделю (с 11 по 12.09.2003) переводим в календарные дни 2*1,4 = 2,8

Затем высчитываем оставшиеся календарные дни  - 16. Суммируем всего календарных дней: 2,8 + 16 = 18,8 – это и есть то время которое работник отработал за сентябрь, выраженное в календарных днях за вычетом дней, в которые сотрудник вынужден был не работать. Итого дней приходящихся на отработанное время в расчетном периоде 29,6 + 29,6 + 18,8 +  = 78.

Теперь посчитаем среднюю дневную заработанную плату учитывая районный коэффициент: 8000 руб. * 1,3 * 3 мес. / 78 дня = 400 руб./день. Отсюда получим сумму отпускных перемножив среднюю дневную заработную плату для расчета отпускных и количество отпускных дней:

400 руб. * 28 дней = 11200 руб.

Ответ: средняя дневную заработную плату для расчета отпускных составляет 400 руб., сумма отпускных – 11200 руб.

Задача 2. Определите заработную плату работников магазина при подвижной системе оплаты труда в октябре 2003 года, если известны следующие данные. Установлено, что на 1% прироста производительности труда будет приходиться 0,8% прироста заработной платы. Валовой доход магазина в сентябре 2003 составил 80 тыс. рублей, заработная плата продавца 1-ой категории – 8500 рублей, 2 категории – 8100 рублей. Работники отработали месяц полностью. Валовой доход магазина в октябре составил 87 тыс. рублей.

Решение.

Выразим в процентах сумму прироста:

80000 – 100%

87000 – Х%; тогда Х= 87000*100/80000 = 108,75. Таким образом, общий процент прироста в октябре составил 8,75%. По условиям задачи известно, что на каждый 1% прироста сотрудники получают 0,8% прибавки к заработной плате. Отсюда: 8,75% * 0,8% = 7%   - процент прироста заработной платы при увеличении объемов продаж на 8,75%. Теперь можно посчитать сумму заработной платы для каждой категории продавцов:

1)    Продавцы первой категории (базовая зарплата = 8500 руб.):

8500 руб. + (8500 руб. * 7%)/100% = 9095 руб.

2) Продавцы второй категории (базовая зарплата = 8100 руб.):

8100 руб. + (8100 руб. * 7%)/100% = 8667 руб.

Ответ: Продавец первой категории получит в октябре 9095 руб., второй категории – 8667 руб.

Список литературы

1.                 Конституция Российской Федерации.- М.: Юрид. лит., 1993.- 64 с.

2.                 Трудовой кодекс Российской Федерации: 21 декабря 2001 г. М., СПАРК, 2001.

3.                 Реформа системы пенсионного обеспечения //. “Обзор экономической политики в России за 1997 год”. Бюро экономического анализа – М., 1998, с. 145—170.

4.                 Федеральный Закон "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" от 23 ноября 1995 г. № 175-ФЗ.

5.                 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ.

6.                 ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ.

7.                 ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ.

8.                  ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации" от 19 апреля 1991 г. (в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 г. № 36-ФЗ).

9.                 ФЗ "О коллективных договорах и соглашениях" от 11 марта 1992 г. (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 176-ФЗ).


[1]  ч. 2 ст. 4 ТК РФ.

[2]  Ст. 18. Конституции  РФ от 12.12.1993 г.

[3]  Ст. 72 Конституции РФ. От 12.12.1993 г.

[4] В редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 г. № 36-ФЗ.

[5]  Ч. 4 ст. 15 Конституции РФ от 12.12.1993 г.

[6]  Ст. 139. Трудовой кодекс РФ, 21 декабря 2001 года.