Содержание


Состав правонарушения_________________________________________ 3

Юридические лица: понятие, признаки, виды_______________________ 8

Порядок заключения и расторжения брака________________________ 19

Задача________________________________________________________ 31

Список использованных источников и литературы_________________ 32


Состав правонарушения


Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Предложенное понятие административного правонарушения вызывает интерес прежде всего с позиций его сравнения с понятием, закрепленным в ст.10 КоАП РСФСР. В связи с этим следует обратить внимание на новеллы, содержащиеся в нем. Их суть в следующем:

в ст.2.1 отсутствует указание на объект правонарушения. Он определен в ст.1.2 в виде задач законодательства об административной ответственности. Наиболее полное представление об объекте можно получить, анализируя содержание Особенной части Кодекса. Например, гл.5 называется "Административные правонарушения, посягающие на права граждан", т.е. объектом посягательства в данном случае являются законные права граждан; объектом гл.7 "Административные правонарушения в области охраны собственности" выступает собственность, независимо от ее формы; ст.7.12 предусматривает административную ответственность за нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав, т.е. именно указанные права являются объектом правонарушения;

в ст.2.1 законодатель, закрепляя понятие административного правонарушения, в отличие от КоАП РСФСР не дает его второго названия - проступок. И это логично, ибо включение этого понятия в КоАП лишь порождало бесплодные дискуссии;

впервые в комментируемой статье в качестве субъекта правонарушения закрепляются не только физические, но и юридические лица.

Понятие административного правонарушения раскрывается через его основные юридические признаки.

Прежде всего, это - действие (активное поведение) или бездействие (пассивное поведение). Так, изготовление или распространение анонимных агитационных материалов (ст.5.12) - действие, а непредоставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов (ст.5.25) - бездействие.[1]

Одним из важнейших признаков административного правонарушения является его противоправность. Противоправность означает, что такими действиями (бездействием) нарушаются установленные нормами права специальные правила, нормы, стандарты, защищаемые нормами административного права. Причем речь идет о правилах, нормах, стандартах, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (п.3 ч.1 ст.1.3), например, нарушение норм и правил в области использования атомной энергии, нарушение правил борьбы с карантинными, особо опасными вредителями растений, возбудителями болезней растений, растениями-сорняками.

Виновность - следующий признак административного правонарушения. Только виновное (умышленное или неосторожное) нарушение субъектом установленных правил влечет административную ответственность. Данное положение отвергает возможность объективного вменения, т.е. привлечения к административной ответственности без учета наличия вины.

Наказуемость означает, что административным правонарушением может быть признано только конкретное противоправное, виновное действие (бездействие), за которое КоАП или законами субъектов РФ установлена административная ответственность, т.е. предусматривается применение к нарушителю закрепленных в КоАП мер административных наказаний.

К сожалению, как и в предыдущем, в новом КоАП законодатель не указал на такой юридический признак правонарушения, как общественная опасность. Административное правонарушение, являясь противоправным деянием, уже содержит в себе признаки общественной опасности. Кроме того, представляется, что этот признак присущ не только преступлениям (ст.14 УК закрепляет данный признак), как утверждают некоторые ученые-административисты, но и административным правонарушениям, так как объект посягательства у них часто совпадает, но степень общественной опасности во многих случаях является критерием разграничения правонарушений от преступлений. Так, мелким хищением чужого имущества - правонарушением в соответствии со ст.7.27 КоАП признается хищение, если стоимость похищенного не превышает пяти минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством РФ; если стоимость похищенного выше, то деяние квалифицируется как уголовное преступление, ответственность за которое предусмотрена ст.158, 159, 160 УК.

Для понимания сущности административного правонарушения недостаточно одних юридических признаков - необходимо определить и юридический состав административного правонарушения, т.е. установить совокупность обязательных элементов правонарушения.

Состав правонарушения включает в себя следующие элементы: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

В ст.2.1 КоАП нет указания на объект административного правонарушения. Однако определить общий объект, т.е. совокупность общественных отношений, охраняемых законодательством об административных правонарушениях, можно из анализа ст.1.2. Это: права и свободы человека и гражданина; здоровье граждан; санитарно-эпидемиологическое благополучие населения; общественная нравственность; окружающая среда; установленный порядок осуществления государственной власти; общественный порядок, общественная безопасность; собственность; законные экономические интересы физических и юридических лиц, общества и государства.[2]

Родовой объект - совокупность однородных общественных отношений, на которые посягает административное правонарушение, определяется в Особенной части КоАП, например, административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования, административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике, административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии, мелиорации земель и т.д.

Объективная сторона правонарушения - это действие (бездействие), причинившее вред общественным отношениям, а также способ, место, время, орудия и средства совершения правонарушения и др. обстоятельства. В составах конкретных правонарушений закреплены различные признаки, но обязательным является действие (бездействие). Большинство правонарушений выражается в виде действий. Другие признаки могут быть также указаны в конкретной норме. В ст.8.18 указывается на место совершения правонарушения: "нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований, предусмотренных разрешением, во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации". В ст.11.1 указывается на способ совершения правонарушения: "Повреждение железнодорожного пути, сооружений и устройств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, сбрасывание на железнодорожные пути или оставление на них предметов, которые могут вызвать нарушение движения поездов". В ст.15.16 закрепляется время совершения правонарушения: "неперечисление получателем бюджетных средств в установленный срок платы за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе".

Объективная сторона правонарушения может характеризоваться и такими признаками, как повторность, систематичность, злостность. Так, ст.3.8 предусматривает, что "лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом". Однако в статьях Особенной части КоАП, закрепляющих составы административных правонарушений, нет указаний на данные признаки объективной стороны. Только в одной статье - 15.11 - говорится о грубом нарушении правил ведения бухгалтерского учета. Из анализа статей, предусматривающих административное наказание в виде лишения управления транспортным средством, можно сделать вывод, что вопрос о признании правонарушения грубым решается по усмотрению уполномоченного должностного лица либо судьи. Например, ст.12.24 гласит: "Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, - влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до восьми минимальных размеров оплаты труда или лишение права управления транспортными средствами на срок от трех до шести месяцев".

Признаки объективной стороны имеют важное значение для квалификации административных правонарушений.

Субъектом правонарушения является тот, кто совершил административное правонарушение - физические и юридические лица. В рамках общего субъекта - физического лица - КоАП определяет и специальных субъектов. К ним относятся несовершеннолетние, лица в возрасте от 16 до 18 лет (ч.2 ст.2.3), должностные лица (ст.2.4), военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов (ст.2.5), иностранные граждане и лица без гражданства (ст.2.6). Выделение специальных субъектов обусловлено особым порядком привлечения их к административной ответственности, который определяется КоАП и специальными нормативными актами.

Впервые КоАП закрепил в качестве субъекта административного правонарушения юридическое лицо. Для характеристики юридического лица как субъекта административного правонарушения его понятие заимствовано из частного права. Из содержания ст.48 ГК вытекает, что юридическими лицами признаются коммерческие и некоммерческие организации, созданные в организационно-правовой форме, предусмотренной ГК, и имеющие статус юридического лица.

В последние годы было принято много законодательных актов об административной ответственности юридических лиц, но ни в одном из них юридическое лицо не определялось как субъект правонарушения, а его вина определялась через вину должностного лица.

В настоящее время в соответствии с ч.2 ст.2.1 вина юридического лица признается в том случае, если будет установлено, что у него имелась возможность обеспечить соблюдение установленных правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но оно не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению. Ответственность юридического лица возможна только в случаях, если она прямо предусмотрена в конкретных составах. Например, ст.5.3 устанавливает наложение штрафа на юридических лиц за неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума; ст.14.7 предусматривает ответственность юридических лиц в виде штрафа за обман потребителей.

В ч.3 ст.2.1 закрепляется важное положение о том, что субъектом одного правонарушения могут быть одновременно и физическое, и юридическое лицо. При этом назначение наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо. Одновременно привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. Следовательно, орган, рассматривающий конкретное дело об административном правонарушении, должен будет доказать вину как юридического лица, так и физического.

Субъективная сторона правонарушения выражается в вине. Только за виновное противоправное действие (бездействие) наступает юридическая ответственность. Что касается виновности физических лиц, то она отражает психическое отношение лица к совершаемым действиям и их последствиям. Сложнее обстоит дело с установлением вины юридического лица. В соответствии с ч.2 ст.2.1 для того, чтобы признать его виновным в совершении административного правонарушения, необходимо доказать, что юридическое лицо (его коллектив, администрация, должностные лица) могло, но не приняло всех мер, необходимых для обеспечения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность. В этих целях орган, которому подведомственны дела данной категории, может назначать экспертизы (ст.26.4), брать пробы, образцы почерка и образцы товаров и иных предметов, необходимых для проведения экспертизы, применяя при этом фото- и киносъемку, видеозапись и иные установленные способы фиксации вещественных доказательств (ст.26.5), приобщать документы, в которых содержатся сведения, имеющие значение для производства по делу (ст.26.7), использовать показания специальных технических средств (ст.26.8), истребовать сведения, необходимые для разрешения дела (ст.26.10), и т.д.

Единственным основанием наступления административной ответственности в соответствии со ст.2.1 является совершение административного правонарушения, характеризующегося всеми необходимыми юридическими признаками (противоправность, виновность, наказуемость) и включающего в состав все предусмотренные нормой права элементы (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона).




Юридические лица: понятие, признаки, виды


Наряду с физическими лицами Гражданский кодекс Российской Федерации признаёт субъектами гражданских прав и обязанностей юридические лица.

Юридическим лицом признаётся организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. (ст. 48 ГК РФ)[3]

История существования юридического лица насчитывает более двух тысячелетий. Хотя в римском праве и не существовало как такового термина "юридическое лицо", однако его конструкция, используемая как своего рода приём юридической техники для введения в оборот имущественной массы, та или иначе обособленной от имущества физических лиц, была чётко выражена.

Необходимо заметить, что понятие "юридического лицо" получило распространение только в гражданском законодательстве стран континентальной системы прав, в основном европейских государств. Законодательство стран с англосаксонской системой права не использует понятие "юридическое лицо", а простоопределяет виды обыединений, которые рассматриваются как самостоятельные субъекты права (партнёрства, корпорации и т. д.) или же считаются самостоятельными субъектами права в определённых случаях, предусмотренных законодательством.

Дать исчерпывающее и всеобъемлющее определение юридического лица не представляется возможным. Законодательство ряда стран идёт просто по пути перечисления основных, наиболее существенных, признаков юридических лиц или же содержит только их классификацию. Эта сложность вплне объяснима: конструкция юридического лица, опосредуя отношения имущественного оборота, применяется не только к формам создания и существования коммерческих юридических лиц, но и некоммерческих, в том числе и с участием государства.

Юридическое лицо можно определить как совокупность следующих признаков:

юридическое лицо имеет или может иметь имущество, обособленное от имущества его участников;

юридическое лицо обладает самостоятельной волей, которая может не совпадать с волей его отдельных участников;

юридическое лицо вправе совершать от своего имени сделки, т. е. участвовать в имущественном обороте;

юридическое лицо несёт самостоятельную ответственность по своим обязательствам;

юридическое лицо может быть истцом и ответчиком в суде;

существование юридического лица является, в принципе, бессрочным и не зависит от состава его участников.

Во многом действие этих признаков лишь предполагается, а на практике законодательство вносит свои особенности и исключения в их действия. Так, например, положение об абсолютной самостоятельности юридического лица коммерческого характера во многом ограничено предписаниями антимонопольного законодательства разных стран. Гражданский кодекс Российской Федерации содержит прямую норму о солидарной ответственности основного общества (товарищества) вместе с дочерним обществом по долгам последнего, возникшим по сделке, заключённой дочерним обществом во исполнение обязательных указаний основного.

Гражданский кодекс, признавая юридические лица субъектами гражданских прав и обязанностей, проводит общую дифференциацию юридических лиц на коммерческие и некоммерческие. Деление организаций на коммерческие и некоммерческие проводится в зависимости от наличия при создании и деятельности организации в качестве основной цели извлечение прибыли. При этом перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций, приведённый в Гражданском кодексе, является исчерпывающим, что означает невозможность использования для ведения предпринимательской деятельности какой-либо иной фирмы, кроме предусмотренных в Кодексе. Кодекс же предусматривает следующие формы деятельности коммерческих (имеющих в качестве основной цели извлечение прибыли) организаций.(ст. 50 ГК РФ)[4]

Как отмечалось, Гражданский кодекс, давая определение юридического лица, указывает на некоторые обязательные для его существования признаки.

Одним из таких признаков является наличие обособленного имущества и, соответственно иметь самостоятельный баланс или смету. Кодекс не даёт определение "обособленное имущество", но определяет характер имущественных отношений между учредителями юридического лица и самим юридическим лицом в зависимости от организационно-правовых форм и тем самым позволяет сделать некоторые выводы о том, что понимается под обособленным имуществом.

 В статье 48 ГК РФ говорится о том, что учредители юридического лица-коммерческой организации могут иметь либо обязательственные права в отношении этого юридического лица, либо вещные права на его имущество.

Это означает, что учредители хозяйственных товариществи обществ. а также производственных кооперативов, участвуя своим вкладом в имуществе таких юридических лиц, передают им право собственности на имущество, являющееся их вкладом, и приобретают взамен определённый набор прав как имущественного характера (например, права акционера на дивиденды), так и прав, связанных с управлением и контролем (например, право голоса на собрании акционеров). В отношении имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий их учредитель, передавая им имущество, тем не менее сохраняет за собой право собственности- мощный рычаг контроля за юридическим лицом.

 Вторым наиболее значимым признаком юридического лица является возможность иметь гражданские права (т. е. права собственности и другие вещные права, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, а также другие имущественные права и связанные с ними личные неимущественные права) и нести обязанности (правоспособность).

Правоспособность юридического лица- коммерческой организации возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации.

Если деятельность, которой предполагает заниматься юридическое лицо, является лицензируемой, то право осуществлять такую деятельность возникает у него только с момента получения соответствующей лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока её действия.

В случае неправомерных действий любых лиц, в том числе государственных и муниципальных органов, направленных на ограничение прав юридического лица, оно может обратиться за защитой своих прав в суд. Неправомерными должны признаваться любые действия, направленные на ограничение прав юридического лица. если они не предусмотрены законом или не соответствуют установленному этим законом порядку их применения.

Юридическое лицо осуществляет правоспособность, т. е. приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности, через свои органы. Порядок назначения или избрания органов юридического лица, а также иные правила, регламентирующие их деятельность, устанавливаются законами, иными правовыми актами и учредительными документами юридическогого лица. В зависимости от организационно-правовой формы юридического лица эти правила могут существенно различаться. Гражданский кодекс особо оговаривает, что в предусмотренных законом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников -это возможно, например, в деятельности хозяйственных товариществ.

Гражданский кодекс предусматривает обязанность для органа юридического лица (генерального директора, управляющего, или любого иного должностного лица, в полномочия которого входит осуществление тех или иных действий от имени юридического лица в силу полномочий, предоставленных ему законом или учредительными документами) действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Критерий добросовестности и разумности имеет субъективный характер и при возникновении спора должен будет каждый раз устанавливаться судом с учётом всех обстоятельств дела. И если иное не установлено законом или договором, то указанное лицо будет обязано возместить по требованию учредителей юридического лица причинённые им последнему убытки. Необходимо иметь в виду, что если не будет установлено иных правил в отношении отдельных форм юридических лиц, то предполагается, что в качестве органа юридического лица может выступать как физическое лицо - гражданин, так и другое юридическое лицо.

Гражданский кодекс РФ подразделяет юридические лица на виды по следующим трем критериям.

Во-первых, в зависимости от целей создания и деятельности различаются коммерческие и некоммерческие организации. Коммерческими называются такие юридические лица, целью которых является извлечение прибыли путем осуществления любой, не запрещенной законом деятельности. Некоммерческими называются организации, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяют полученную прибыль между участниками (ст.50 ГК). Следует отметить, что это деление иногда весьма условно, т.к. всем некоммерческим организациям разрешено заниматься предпринимательской деятельностью, при исполнении требования законодателя о том, что эта деятельность должна служить достижению целей, ради которых создана организация, и соответствовать этим целям (п.3 ст.50 ГК). Более того, в кодексе прямо записано, что доходы, полученные потребительским (некоммерческим) кооперативом от предпринимательской деятельности, распределяются между его членами (п.5 ст.116).

Цель подобного разделения юридических лиц на коммерческие и некоммерческие состоит том, что коммерческие организации могут создаваться только в формах, прямо предусмотренных Гражданским кодексом, а именно: полного товарищества, товарищества на вере (коммандитного), общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью, открытого или закрытого акционерного общества, производственного кооператива, государственного (в том числе федерального казенного) или муниципального унитарного предприятия. Кроме того, унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может создать другое унитарное (дочернее) предприятие путем передачи ему в установленном порядке части своего имущества в хозяйственное ведение. Этот перечень является исчерпывающим (ст.50, 114 ГК, п.1 ст.6 Закона о введении в действие части первой ГК РФ). [5]

Некоммерческие организации могут создаваться в любых формах, предусмотренных законом.

Во-вторых, Гражданский кодекс подразделяет юридические лица в зависимости от правового режима их имущества на три категории: субъекты права собственности (товарищества и общества, кооперативы и все некоммерческие организации, кроме учреждений); субъекты права хозяйственного ведения (государственные и муниципальные унитарные предприятия, дочерние предприятия) и субъекты права оперативного управления (федеральные казенные предприятия, учреждения). Некоторые виды культурных, образовательных и других учреждений (театры, музеи, учебные заведения и т.д.) обладают также правом самостоятельного распоряжения доходами, полученными от разрешенной предпринимательской деятельности (ст.298 ГК). [6]

Классификация юридических лиц по имущественному положению и целям деятельности имеет важнейшее практическое значение. Коммерческие организации наделены общей правоспособностью, т.е. могут заниматься любыми видами предпринимательской деятельности, не запрещенными законом. Однако учредители любой организации могут установить в ее учредительных документах ограничения на занятие отдельными видами деятельности либо указать исчерпывающий перечень этих видов. Кроме того, для осуществления некоторых видов деятельности, перечень которых может быть установлен только законом, требуется получение специального разрешения - лицензии (ст.49 ГК). Следовательно, коммерческая организация, в учредительных документах которой не содержится исчерпывающий перечень видов деятельности и нет никаких запретов, вправе требовать предоставления лицензии на занятие соответствующим видом деятельности, и ей не может быть отказано на том основании, что данный вид деятельности не упомянут в ее уставе.

Все некоммерческие организации, а также унитарные предприятия и юридические лица, осуществляющие специфические виды деятельности, (например, банки, страховые компании и т.д.), могут осуществлять только такие виды деятельности, которые соответствуют целям их создания (ст. 49 ГК). Кроме того, субъекты права хозяйственного ведения и оперативного управления могут осуществлять права владения, пользования и распоряжения этим имуществом только в пределах, установленным законом, целями деятельности, заданиями собственника и назначением имущества (ст.296 ГК). В частности, государственное предприятие или учреждение не вправе распоряжаться находящимся на его балансе недвижимым имуществом (сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в совместную деятельность и т.д.) без согласия собственника этого имущества (ст.295 ГК). [7]

В-третьих, юридические лица различаются в зависимости от того, сохраняют ли их учредители (участники) какие-либо права в отношении имущества созданной организации. Учредителем называется тот субъект (физическое или юридическое лицо), который создает данную организацию и передает ей в собственность, хозяйственное ведение или оперативное управление часть своего имущества. Фактически учредителем является лицо или лица, подписавшие учредительные документы создаваемого юридического лица. По этому критерию юридические лица подразделяются на четыре вида:

1) организации, на имущество которых учредители (участники) не сохраняют никаких прав (все виды некоммерческих организаций, за исключением некоммерческих партнерств),

2) организации, в отношении имущества которых учредители (участники) сохраняют обязательственные права (товарищества и общества, кооперативы, некоммерческие партнерства),

3) организации, в отношении имущества которых учредители сохраняют право хозяйственного ведения (дочерние предприятия),

4) организации, в отношении имущества которых учредители сохраняют право собственности (государственные и муниципальные унитарные предприятия, федеральные казенные предприятия, учреждения).

В зависимости от способов создания и целей деятельности правовая наука также подразделяет юридические лица на публичные и частные. К юридическим лицам публичного права принято относить те организации, которые создаются помимо воли частных лиц, путем издания правовых актов органами государственной власти и управления. Прежде всего это казна РФ (в лице Министерства финансов РФ), а также государственные (муниципальные) предприятия и учреждения, которые обычно создаются в соответствии с указами Президента, постановлениями Правительства, распоряжениями комитетов по управлению государственным имуществом и фондов государственного имущества. Так, в п.1 ст.115 ГК прямо говорится, что федеральное казенное предприятие образуется только по решению Правительства РФ.

Юридические лица частного права обычно образуются путем совершения учредителями гражданско-правовых сделок.

Дочерние предприятия, фонды и учреждения чаще всего создаются путем одностороннего волеизъявления (односторонней сделки) отдельного учредителя - юридического или физического лица. Учредитель принимает решение о создании организации, утвердждает ее устав и подает в соответствующий государственный орган заявление с просьбой зарегистрировать ее в установленном порядке. Аналогичная процедура совершается, если создается общество с ограниченной ответственностью или акционерное общество, состоящее только из одного лица, предусмотренное ст. 88 ГК РФ и законодательством многих европейских стран.

Учредители акционерных обществ, производственных и потребительских кооперативов, общественных организаций заключают между собой договор о совместной деятельности, цель которого состоит в осуществлении ими сообща единственной операции - создания и регистрации юридического лица. В договоре учредители определяют правовую форму будущей организации, определяют предмет и цели ее деятельности, устанавливают свои права и обязанности по созданию организации и формированию ее имущественной базы, распределяют между собой расходы, связанные с разработкой учредительных документов и регистрацией юридического лица.

Впрочем, такой порядок соблюдается далеко не всегда. На практике договор учредителей о совместной деятельности по созданию указанных видов организаций может заключаться и в устной форме. Чаще всего весь необходимый подготовительный процесс осуществляет инициативная группа из нескольких человек, а формально решение о создании юридического лица принимается общим собранием учредителей, которое также утверждает устав (заранее подготовленный проект) и выбирает руководящие органы будущего объединения.

И в том, и в другом случае после принятия устава и регистрации созданной организации договор о совместной деятельности утрачивает силу, а все взаимоотношения между учредителями (участниками) определяются в соответствии с уставом.

В основе создания полных и коммандитных товариществ, обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью, некоммерческих объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) и некоммерческих партнерств лежит учредительный договор, посредством которого также могут создаваться негосударственные учреждения, фонды и автономные некоммерческие организации, если их учредителями являются двое или несколько физических (юридических) лиц. В соответствии с учредительным договором стороны (учредители) обязуются друг перед другом создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи в его собственность (полное хозяйственное ведение или оперативное управление) своего имущества, порядок выхода из его состава и принятия в состав объединения новых участников и другие условия своего участия в деятельности данной организации. Если полученная юридическим лицом прибыль подлежит распределению между учредителями, они устанавливают порядок распределения этой прибыли. Одновременно с этим в договоре определяются условия и порядок распределения между учредителями убытков от деятельности организации (п. 2 ст. 52 ГК РФ). От договора о совместной деятельности учредительный договор отличается тем, что его действие не заканчивается после регистрации юридического лица, а продолжается на протяжении всего времени существования организации. Таким образом, учредительный договор, определяющий внутренние отношения между участниками объединения, действует параллельно с уставом, который в этом случае рассматривается как составная часть договора о создании юридического лица.[8]

Наконец, последний критерий классификации по способу создания состоит в делении юридических лиц на организации (объединения, союзы) и учреждения.

В тех случаях, когда двое или несколько лиц объединяются между собой для достижения имущественными и личными усилиями известной цели, мы имеем дело с организацией или объединением лиц. Таковы все виды хозяйственных товариществ и обществ (кроме обществ, состоящих из одного лица); кооперативы; основанные на членстве общественные и религиозные организации, некоммерческие партнерства, объединения юридических лиц. Отличительным признаком союза является наличие в нем некоего состава участников или членов.

Если объединение образуется посредством учредительного договора, то состав учредителей всегда совпадает с его участниками, поскольку в случае выхода или приема новых членов учредительный договор перезаключается (старый уничтожается и подписывается новый). Получается, что объединение создается как бы заново, в новом составе, хотя это не влечет за собой ни реорганизацию, ни ликвидацию юридического лица.

Если же организация создается посредством договора о совместной деятельности, то состав ее учредителей, как правило, не совпадает с числом будущих участников, которых обычно становится значительно больше (исключением из этого правила является акционерное общество закрытого типа, хотя и в нем с соблюдением требуемых процедур любой акционер может продать часть своих акций третьему лицу). Выход и прием новых членов никак не отражаются в учредительных документах организации, которая фактически только ведет учет наличного числа своих членов (например, реестр акционеров). Соответственно процедура выхода и приема довольно проста (продажа или покупка акций в открытом акционерном обществе, принятие решения большинством голосов присутствующих на общем собрании членов в кооперативе и т.п.).

В действующем гражданском законодательстве все юридические лица в зависимости от характера деятельности разделяются прежде всего на коммерческие и некоммерческие организации. К коммерческим относятся организации, имеющие в качестве основной цели свой деятельности получение прибыли (п. 1 ст. 50 ГК). Полученную прибыль они в дальнейшем тем или иным способом распределяют между своими участниками (учредителями). Это - хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Ни в каких иных организационно-правовых формах, кроме названных, коммерческие организации создаваться не могут (п. 2 ст. 50 ГК). Таким образом, законодатель намеренно ограничил перечень постоянных, профессиональных участников оборота. Статус коммерческой организации дает возможность весьма широкого участия в гражданском обороте (в частности, на базе общей, а не специальной правоспособности, которая предоставляется всем таким организациям, за исключением унитарных предприятий), но влечет и предъявление повышенных требований к деятельности соответствующего юридического лица (например, с точки зрения условий имущественной ответственности).[9]

К некоммерческим организациям относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), учреждения, фонды и другие прямо предусмотренные законом виды юридических лиц (например, торгово-промышленные палаты и некоммерческие партнерства). Гражданский кодекс не содержит исчерпывающего перечня некоммерческих организаций, но предусматривает возможность их появления только в формах, установленных законом (п. 3 ст. 50 ГК). Таким образом, остается, по сути, непоколебленным замкнутый перечень видов юридических лиц. Некоммерческие организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность (т.е. получать прибыль), которая должна, однако, соответствовать двум условиям: служить достижению поставленных перед организацией некоммерческих целей и соответствовать этим целям по своему характеру (например, общественная организация вправе осуществлять приносящую прибыль издательскую деятельность, но не вправе заниматься торгово-посреднической деятельностью). Кроме того, полученную прибыль некоммерческая организация не может распределять между своими участниками (учредителями), а должна направлять на достижение установленных для нее учредителями целей.

В зависимости от прав учредителей (участников) юридического лица на его имущество закон разделяет все юридические лица на три группы. Первую группу составляют юридические лица - собственники, на имущество которых их учредители (участники) имеют лишь обязательственные права требования (утрачивая, следовательно, право собственности на переданное ими юридическому лицу имущество, если, конечно, последнее прямо не передается создаваемой организации только во временное пользование). К ним относится большинство коммерческих организаций (за исключением унитарных предприятий - несобственников), т.е. товарищества, общества и производственные кооперативы, а из числа некоммерческих - потребительские кооперативы (п. 2 ст. 48 ГК) и некоммерческие партнерства.

Во вторую группу включаются юридические лица - несобственники, на имущество которых учредители сохраняют либо право собственности (унитарные предприятия и учреждения), либо иное (ограниченное) вещное право (дочерние унитарные предприятия) (п. 2 ст. 48 ГК). Существование таких юридических лиц не свойственно нормальному имущественному обороту и, как отмечалось, является следствием переходного характера отечественной экономики и основанного на нем правопорядка.

К третьей группе относятся юридические лица - собственники, на имущество которых их учредители (участники) не сохраняют ни обязательственных, ни вещных прав. Это большинство некоммерческих организаций (за исключением потребительских кооперативов, учреждений и некоммерческих партнерств) - общественные и религиозные объединения, фонды, ассоциации (союзы) и др.

Изменения в экономических отношениях настойчиво требуют изменений и в сфере их правового регулирования. Очевидно, что при динамично развивающихся экономических отношениях отсутствие соответствующего "правового сопровождения" будет являться сильным тормозом.

В развитии отечественного законодательства в сфере хозяйственных отношений выделим проблему правового положения иностранного юридического лица. А если сказать конкретнее, проблему определения личного закона юридического лица, его государственной принадлежности. В статье 1202 разд. VI "Международное частное право" Гражданского кодекса РФ впервые закреплено существовавшее ранее только в доктрине понятие личного закона юридического лица. Рассмотрим подробнее природу и значение данного понятия. Как справедливо отмечал Л.А. Лунц, личный закон - это категория коллизионного права - отвечает на вопросы о том, является ли данная организация юридическим лицом (или совокупностью физических лиц) и каков объем ее правоспособности. Личный статут в странах "общего права" определяется по месту инкорпорации организации, а в большинстве стран "цивильного" права - по месту "оседлости" организации, то есть по месту нахождения правления. Материально-правовой вопрос о государственной принадлежности юридических лиц, по мнению ученого, является более сложным в условиях вывоза капитала, когда акционерное общество может иметь устав, утвержденный в одной стране, правление - в другой, а акционерами могут быть граждане самых различных стран.[10]

И хотя до настоящего времени ряд авторов не придерживаются данной точки зрения, порой смешивая понятия личного закона и национальности юридического лица воедино, действующая ч. 3 ГК РФ вводит понятие личного закона юридического лица в виде коллизионной нормы. То есть так, как оно и есть в действительности. Это особенно важно, ибо прежняя формулировка не отличалась точностью. Более того, подчеркивает А.Л. Маковский в комментарии к части третьей ГК РФ, если в Основах 1991 г. из всех коллизионных вопросов, которые могли возникать в связи со статусом юридического лица, решался лишь один (хотя и самый важный) вопрос - о праве, определяющем его гражданскую правоспособность (п. 1 ст. 161 Основ), то коллизионная норма ГК РФ (п. 1 ст. 1202) определяет личный закон юридического лица и широкий круг решаемых по этому закону вопросов (п. 2 ст. 1202).[11]

Сказанное позволяет сделать вывод о различии таких категорий, как личный закон юридического лица и государственная принадлежность юридического лица. Личный закон - это право конкретного государства, которое компетентно ответить на весь круг вопросов, связанных с правосубъектностью юридического лица.[12] Государственная принадлежность (национальность) - это привязанность юридического лица к определенному государству и его правопорядку, которая преследует цель отграничения отечественных правосубъектных образований от иностранных.[13]

Подводя итог изложенному, отметим, что, хотя в основе правил ст. 1202 ГК РФ и лежат нормы, ранее уже содержавшиеся в ст. 161 ОГЗ 1991 г., все же действующий закон ввел более точную норму, в основном соответствующую требованиям современного экономического оборота.

Различие в статусе этих разновидностей юридических лиц проявляется, например, при их ликвидации или выходе из них участника (учредителя). В первом случае он вправе потребовать передачи ему части имущества, причитающейся на его долю (при ликвидации - части соответствующего остатка). Во втором случае собственник получает весь остаток имущества юридического лица при его ликвидации либо остается собственником при его реорганизации. В третьем случае участник (учредитель) юридического лица не получает никаких прав на имущество ни при выходе из организации, ни при ее ликвидации.


Порядок заключения и расторжения брака


В соответствии с п. 1 ст. 10 СК брак должен заключаться в органах загса. Данная форма заключения брака (гражданская форма брака) вытекает из содержания п. 2 ст. 1 СК, устанавливающего, что в Российской Федерации признается брак, заключенный только в органах загса. Отсюда следует, что брак, заключенный на территории Российской Федерации любым иным способом и в другом учреждении, помимо органа загса, не признается государством и не порождает никаких правовых последствий. Таким образом, брак, совершенный по религиозным обрядам (например, венчание в церкви) или по национальным обычаям, не является браком с юридической точки зрения, а значит, и не порождает прав и обязанностей супругов. Гражданская (светская) форма брака, заключаемого посредством его регистрации в государственных органах, была введена в России согласно Декрету ВЦИК и СНК РСФСР от 18 декабря 1917 г. "О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния"[14]. Этим же Декретом отменялась церковная форма брака и ее признавали впредь частным делом брачующихся. Исключение Декретом и другими нормативными актами делалось только для религиозных браков, совершенных до образования или восстановления государственных органов записи актов гражданского состояния. Эти браки приравнивались к зарегистрированным и не нуждались в последующей регистрации в органах загса.

СК делает единственное исключение из правила 6 признании правовой силы только за браком, заключенным в органах загса (п. 7 ст. 169), для браков граждан РФ, совершенных по религиозным обрядам на оккупированных территориях, входивших в состав СССР в период Великой Отечественной войны до восстановления на этих территориях государственных органов загса, — признает их действительными и имеющими правовую силу. Такие браки не нуждались в последующей государственной регистрации в органах загса.

Следует заметить, что в настоящее время, несмотря на распространенность в Российской Федерации фактов оформления в церкви брака лицами, вступающими в брак, такой брак будет иметь юридическую силу только при его государственной регистрации в органах загса.

Права и обязанности супругов не могут возникнуть из фактических брачных отношений мужчины и женщины без государственной регистрации заключения брака, сколь бы длительными ни были эти отношения. Фактические браки признавались наряду с зарегистрированными в период действия Кодекса законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 г. до принятия Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. "Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания "Мать-героиня" и учреждения ордена "Материнская слава" и медали "Медаль материнства". Этим Указом устанавливалось, что только зарегистрированный брак порождает права и обязанности супругов, в связи с чем фактическим супругам предлагалось оформить свои отношения путем регистрации брака с указанием срока фактической совместной жизни. Если фактический брак не был зарегистрирован, он сохранял свою правовую силу только до 8 июля 1944 г. Другим Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 ноября 1944 г. "О порядке признания фактических брачных отношений в случае смерти или пропажи без вести на фронте одного из супругов" было определено, что в тех случаях, когда фактические брачные отношения, возникшие до принятия Указа от 8 июля 1944 г., не могли были быть зарегистрированы в силу ряда причин (смерть одного из фактических супругов или пропажа без вести на фронте в военное время), другой супруг имел право обратиться в суд с заявлением о признании его супругом умершего или пропавшего без вести лица на основании ранее действовавшего законодательства в порядке особого производства. Установление судом фактических брачных отношений, возникших после 8 июля 1944 г., не допускается, поскольку закон не связывает с ними правовые последствия.

Согласно ст. 25 Закона об актах гражданского состояния государственная регистрация заключения брака производится в любом органе загса на территории Российской Федерации по выбору лиц, вступающих в брак, и состоит в том, что орган загса составляет запись акта о заключении брака между конкретными лицами и выдает им свидетельство о заключении брака. С момента государственной регистрации заключения брака в органах загса, как установлено п. 2 ст. 10 СК, возникают взаимные личные и имущественные права и обязанности супругов. Подтверждением данного юридического факта является составляемая органом загса запись акта о заключении брака и выдаваемое органом загса свидетельство о заключении брака. В записи акта о заключении брака и в свидетельстве о заключении брака содержатся следующие сведения о лицах, вступающих в брак: фамилия (до и после заключения брака), имя, отчество, дата и место рождения, возраст, гражданство, национальность (вносится по желанию лиц, заключивших брак), место жительства, сведения о документе, подтверждающем прекращение предыдущего брака (если лицо (лица), заключившие брак, состояли ранее в браке), реквизиты документов, удостоверяющих личности заключивших брак, дата заключения брака, дата составления и номер записи акта о заключении брака, место государственной регистрации заключения брака (наименование органа загса), серия и номер выданного свидетельства о браке, дата выдачи свидетельства о браке (ст. 29, 30 Закона об актах гражданского состояния). Со вступлением в брак мужчина и женщина становятся субъектами отношений, урегулированных нормами как семейного права, так и других отраслей права (гражданского права, права социального обеспечения и др.). Этим отношениям придается устойчивость и определенность и — что весьма важно — обеспечивается правовой статус будущих детей супругов.

Только зарегистрированный в установленном законом порядке брак порождает соответствующие правовые последствия. Как отмечается в теории семейного права, именно в этом заключается конститутивное значение государственной регистрации заключения брака. В некоторых случаях с заключением брака закон непосредственно связывает предоставление гражданам определенных льгот и преимуществ. Например, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в течение трех месяцев с момента заключения первого брака выплачивается беспроцентная ссуда на срок до трех лет в размере до 12 окладов их денежного содержания.

Государственная регистрация актов гражданского состояния устанавливается в целях охраны имущественных и личных неимущественных прав граждан, а также в интересах государства. Посредством государственной регистрации заключения брака представляющие государство органы загса выполняют следующие основные задачи:

контролируют соблюдение установленных законом порядка и условий вступления в брак;

официально оформляют возникновение брачных отношений между мужчиной и женщиной, удовлетворяя их личные интересы и потребности в создании семьи;

получают сведения о брачном статусе граждан и ведут учет каждого факта заключения брака, что используется при ведении статистической отчетности в Российской Федерации и выработке основных направлений государственной семейной и демографической политики;

приобретают возможность осуществлять в будущем контроль за законностью возможных случаев расторжения брака.

Что касается браков между гражданами РФ, проживающими за пределами территории России, то в соответствии со ст. 157 СК они заключаются в дипломатических представительствах или в консульских учреждениях РФ, которым законом (ст. 6 Закона об актах гражданского состояния) предоставлены соответствующие полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния. Кроме того, ст. 158 СК установлено, что за пределами Российской Федерации браки между гражданами РФ могут быть заключены не только в дипломатических представительствах или в консульских учреждениях РФ, но и в компетентных органах иностранных государств с соблюдением законодательства страны места их заключения, в том числе и по церковному обряду. Такие браки признаются действительными в Российской Федерации, если отсутствуют препятствия, непосредственно предусмотренные ст. 14 СК.

Непосредственно сам порядок заключения брака регламентируется ст. 11 СК, согласно которой заключение брака производится только в личном присутствии лиц, вступающих в брак. Это означает, что государственная регистрация заключения брака через представителя в Российской Федерации не разрешается. Причем присутствие лиц, вступающих в брак, является обязательным, независимо от места заключения брака. Наличие уважительных причин, препятствующих явке в орган загса обоих или одного из будущих супругов, является основанием для сокращения или увеличения установленного законом срока государственной регистрации заключения брака, но не может служить основанием для их (его) отсутствия в момент заключения брака.

Желающие вступить в брак лично подают об этом совместное письменное заявление установленной формы по своему выбору в любой орган загса на территории РФ. В нем они должны подтвердить взаимное добровольное согласие на заключение брака, указать, что к вступлению в брак не имеется препятствий, предусмотренных ст. 14 СК. Кроме того, в совместном заявлении о заключении брака лица, вступающие в брак, должны указать следующие сведения: фамилию, имя, отчество, дату и место рождения, возраст на день государственной регистрации заключения брака, гражданство, национальность '- (указывается по желанию лиц, вступающих в брак), место жительства каждого из вступающих в брак; фамилии, которые избирают лица, вступающие в брак; реквизиты документов, удостоверяющих личности вступающих в брак. Одновременно с подачей заявления необходимо предъявить документы, удостоверяющие личности вступающих в брак, а также документ, подтверждающий прекращение предыдущего брака (в случае, если лицо, вступающее в брак, ранее состояло в браке) и разрешение на вступление в брак до достижения брачного возраста, если лицо, вступающее в брак, является несовершеннолетним (ст. 26 Закона об актах гражданского состояния).

Если по какой-либо причине присутствие в органе загса при подаче заявления обоих лиц, вступающих в брак, невозможно или крайне затруднительно (отдаленность проживания друг от друга, болезнь, прохождение военной службы и т. п.), волеизъявление лиц, вступающих в брак, может быть оформлено отдельными заявлениями. В этом случае подпись заявления лица, не имеющего возможности явиться в орган загса, в соответствии с п. 2 ст. 26 Закона об актах гражданского состояния должна быть нотариально удостоверена в установленном законом порядке. Так, подлинность подписи может быть засвидетельствована нотариусом, работающим в государственной нотариальной конторе, или нотариусом, занимающимся частной практикой, а также специально уполномоченными должностными лицами органов исполнительной власти, в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса.

Следует иметь в виду, что факт подачи в орган загса заявления о вступлении в брак свидетельствует лишь о первоначальном намерении подписавших его лиц создать семью и сам по себе не порождает никаких правовых последствий для них, т. е. не связывает лиц, подавших такое заявление, взаимными обязательствами. Поэтому они в любой момент вправе отказаться от принятого решения вступить в брак и не явиться в орган загса в установленный срок для государственной регистрации заключения брака. Однако решение отказаться от вступления в брак, независимо от его мотивов и причин, должно быть принято подавшими заявление лицами только до момента государственной регистрации заключения брака. После государственной регистрации заключения брака в последующем брак может быть расторгнут или признан недействительным лишь с соблюдением установленного законом порядка.

По общему правилу, закрепленному в п. 1 ст. 11 СК, заключение брака производится по истечении месяца со дня по-1 дачи в орган загса заявления лицами, вступающими в брак. Течение данного срока (а он установлен для проверки серьезности намерений лиц, желающих вступить в брак) начинается на следующий день после подачи заявления в орган загса и истекает в соответствующее число последнего месяца срока (ст. 191, 192 ГК). В том случае, если это число приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (ст. 193 ГК). Следует заметить, что установленный законом месячный срок для государственной регистрации заключения брака дает также возможность заинтересованным лицам сообщить в орган загса о наличии препятствий к заключению брака между конкретными лицами. Орган загса обязан проверить, соответствуют ли эти сведения заявителя действительности или нет.

Необходимо иметь в виду, что в соответствии со ст. 11 СК орган загса при наличии уважительных причин может как сократить установленный Кодексом месячный срок для государственной регистрации заключения брака, так и увеличить его, но не более чем на месяц (ранее этот срок мог быть увеличен до трех месяцев — ст. 14 КоБС). Однако в самой ст. 11 СК не дается ни понятия, ни примерного перечня причин, которые в таких случаях могут быть признаны уважительными. Вопрос об этом решается руководителем органа загса исходя из оценки конкретных жизненных обстоятельств и сложившейся практики. Так, сокращение месячного срока для вступления в брак считается возможным при наличии следующих обстоятельств, требующих более быстрого заключения брака: призыв жениха на военную службу, отъезд кого-то из будущих супругов на длительный срок в командировку, в том числе за рубеж, беременность невесты, рождение ребенка в результате внебрачных отношений, наличие между сторонами фактических брачных отношений и т. п. Безусловно, что некоторые из этих обстоятельств должны быть подтверждены соответствующими документами (например, справками учреждения здравоохранения о беременности, болезни, рождении ребенка, командировочным удостоверением и т. п.).

С совместным заявлением о сокращении установленного законом срока для заключения брака обращаются сами лица, вступающие в брак (ст. 27 Закона об актах гражданского состояния). Что касается увеличения срока для заключения брака, то такое допускается на практике из-за нахождения одного из лиц, вступающих в брак, на стационарном лечении вследствие тяжелой болезни, отъезда, необходимости проверки сообщения о наличии препятствий к браку и в других подобных случаях. Как следует из содержания п. 3 ст. 27 Закона об актах гражданского состояния, с совместным заявлением о продлении месячного срока обращаются в орган загса также сами лица, вступающие в брак. При увеличении органом загса срока для государственной регистрации заключения брака со дня подачи заявления о заключении брака до дня государственной регистрации заключения брака должно пройти не более двух месяцев.

Лица, вступающие в брак, могут обратиться в орган загса с заявлением об изменении месячного срока государственной регистрации заключения брака и в том случае, когда дата регистрации брака уже назначена. При наличии необходимых уважительных причин руководитель органа загса принимает соответственно решение о сокращении или об увеличении срока и ., назначает новую дату государственной регистрации заключения брака.

Новым в порядке заключения брака в Российской Федерации является указание ст. 11 СК на возможность заключения брака в день подачи заявления при наличии особых обстоятельств (беременность, рождение ребенка, непосредственная угроза жизни одной из сторон, командировка в так называемые горячие точки и т. п.). Особые обстоятельства, на которые ссылаются лица, вступающие в брак, должны быть подтверждены соответствующими документами (например, справка медицинского учреждения о беременности или о рождении ребенка, справка о месте работы, о командировке в небезопасные регионы и т. п.). Вопрос о возможности заключения брака в день подачи заявления решается органом загса в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела. В любом случае у лиц, вступающих в брак, нет безусловного права как на сокращение срока государственной регистрации заключения брака, так и на заключение брака в день подачи заявления Даже при наличии уважительных причин.

Что же касается непосредственно самой государственной регистрации заключения брака, то согласно ст. 4, 27 Закона об актах гражданского состояния она производится органами загса в порядке, установленном для регистрации актов гражданского состояния. Общие правила здесь таковы. При приеме заявления орган загса должен ознакомить лиц, желающих заключить брак, с порядком и условиями государственной регистрации заключения брака, разъяснить им их права и обязанности как будущих супругов и родителей и убедиться, что они взаимно осведомлены о состоянии здоровья и семейном положении друг друга. Кроме того, вступающие в брак в обязательном порядке предупреждаются должностным лицом органа загса об ответственности за сокрытие препятствий к заключению брака. По согласованию с лицами, желающими заключить брак, орган загса назначает время (день и час) государственной регистрации заключения брака. Время регистрации брака назначается с таким расчетом, чтобы оно не совпадало со временем регистрации смерти или расторжения брака в том же органе загса. По желанию лиц, вступающих в брак, орган загса обеспечивает торжественную обстановку государственной регистрации заключения брака (выделяются благоустроенные помещения, приглашаются свидетели, знакомые и т. п.).

Государственная регистрация заключения брака производится в помещении органа загса в присутствии лиц, вступающих в брак. Однако в случае, когда лица, вступающие в брак (одно из лиц), не могут явиться в орган загса вследствие тяжелой болезни или по другой уважительной причине, государственная регистрация заключения брака, как установлено п. 6 ст. 27 Закона об актах гражданского состояния, может быть произведена в другом месте (на дому, в медицинской или иной организации), но при условии обязательного присутствия обоих лиц, вступающих в брак. Государственная регистрация заключения брака с лицом, находящимся под стражей или отбывающим наказание в местах лишения свободы, производится органом загса в присутствии лиц, вступающих в брак, в помещении, определяемом начальником соответствующего учреждения по согласованию с органом загса (п. 7 ст. 27 Закона об актах гражданского состояния).

Возможна ситуация, когда лица, вступающие в брак, не явились в назначенный срок для государственной регистрации заключения брака. Если причина неявки будет признана органом загса неуважительной, то лица, желающие вступить в брак, могут еще раз подать в орган загса заявление о заключении брака.

За государственную регистрацию заключения брака, включая выдачу свидетельства о браке, взимается государственная пошлина в однократном размере минимального размера оплаты труда.

В документах, удостоверяющих личность лиц, вступивших в брак (паспортах, удостоверениях личности офицеров, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы; военных билетах военнослужащих срочной службы, военных строителей и курсантов), производится отметка о государственной регистрации заключения брака с указанием фамилии, имени, отчества и года рождения другого супруга, места и времени регистрации брака.

В соответствии с положениями Закона РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права граждан", с изменениями, внесенными Федеральным законом от 14 декабря 1995 г. № 197-ФЗ, ст. 11 СК устанавливает, что отказ органа загса в государственной регистрации заключения брака может быть обжалован в суд лицами, желающими вступить в брак, или одним из них. Жалоба на решение органа загса может быть подана по усмотрению лиц, вступающих в брак, по месту их жительства или по месту нахождения органа загса (ст. 4 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права граждан"). В литературе высказано обоснованное, на наш взгляд, мнение о том, что п. 3 ст. 11 СК нуждается в расширительном толковании, т. е. обжаловать в суд можно и необоснованный отказ органа загса сократить или увеличить срок регистрации брака при наличии уважительных причин, а также необоснованный отказ в государственной регистрации заключения брака в день подачи заявления при наличии особых обстоятельств.[15]

Семейное законодательство большинства зарубежных стран также предусматривает обязательную государственную регистрацию заключения брака. Однако в некоторых государствах (Англия, Италия, Испания, Австралия, Скандинавские государства) допускается как гражданская, так и церковная форма брака. И лишь в нескольких странах (Андорра, Лихтенштейн, Кипр и др.) заключение брака для лиц определенного вероисповедания возможно только в религиозной форме.

По процедуре расторжения брака Кодекс традиционно разделяет разводы на осуществляемые в органах записи актов гражданского состояния и в суде, но несколько изменяет эту процедуру.

Брак перестает существовать вследствии смерти одного из супругов или объявления его умершим.

При жизни мужа и жены брак прекращается путем его расторжения по заявлению одного или обоих супругов.

Расторжение брака, с точки зрения семейного права, – это прежде всего процедура, которая достаточно подробно регламентируется Семейным кодексом. Но для того, чтобы понять истинный характер, назначение процедурных правил, посвященных расторжению брака., надо иметь ввиду, что развод – это социальное явление. Он свидетельствует о распаде, гибели семьи. И трудно сказать, идет ли речь о явлении со знаком «+», демонстрирующим одно из проявлений свободы человека, или о событии, явно негативном, поскольку не оправдывается надежда на прочность брака и, что не менее важно, перестает существовать еще одна семья, на которое государство возлагает свои надежды. Тем более, что число расторгаемых браков достаточно велико.

Порядок расторжения брака устанавливается ст. 18 СК. РФ. Расторжение брака поставлено под контроль государства и может осуществляться только соответствующими государственными органами: или органом ЗАГСа или судом в случаях прямо предусмотренных СК РФ. Тот или иной порядок расторжения брака предусмотрен в СК РФ в зависимости от определенных обстоятельств и не может быть предопределен желанием сторон. Так, брак с лицом, признанным судом недееспособным, расторгается только в органе ЗАГСа (п. 2 ст. 19 СК РФ). Другой супруг не может требовать расторжение брака с недееспособным супругом в суде. Фактически раздельное проживание супругов, сколько бы время оно не длилось, юридически брака не прекращает. Как известно, полномочия по расторжению брака были изъяты  из ведения церкви и переданы государственным органам (органам ЗАГСа и суду) декретом ВЦИК и СИК РСФСР от 19.12.1917 г. "О расторжении брака".[16] Данное положение действовало и в последующем, что вытекает из необходимости государственной регистрации заключения брака и государственного контроля за расторжением брака.

Из содержания ст. 18 СК РФ следует, что основной порядок (процедура) расторжения брака - это расторжение брака в органах ЗАГСа. Порядок государственной регистрации расторжения брака в органах ЗАГСа подробно регламентируется Законом об актах гражданского состояния (ст.ст. 31-38)[17]. Органы ЗАГСа не выясняют причины расторжения брака, не требуют доказательств невозможности сохранения семьи, не принимают мер по примирению супругов, то есть бракоразводная процедура упрощена и не требует больших затрат, сил и времени супругов.

Судебный порядок (процедура) расторжения брака применяется в случаях, предусмотренных ст.ст. 21-23 СК РФ: при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака; если один из супругов, несмотря на отсутствие у него возражений, уклоняется от расторжения брака в органе ЗАГСа. Однако следует иметь ввиду, что суд откажет в принятии искового заявления о расторжении брака, если имеются основания решить вопрос о расторжении брака в органах ЗАГСа. Судебный порядок расторжения брака подчиняется требованием гражданского процессуального законодательства об исковом производстве, где достаточно подробно определены права и обязанности сторон, участвующих в деле. Он призван обеспечить не только государственно-правовое регулирование отношений, связанных с прекращением брака, но и защитить, в случае необходимости, интересы каждого из супругов и их несовершеннолетних детей.

Дела о расторжении брака рассматриваются, по общему правилу, в открытом судебном заседании, но по просьбе супругов, когда затрагиваются интимные стороны их  жизни, могут рассматриваться в закрытом заседании. Одновременно с расторжением брака суд может разрешить возникшие между  супругами споры:

а) при ком из них будут проживать дети после развода;

б) о взыскании средств на содержание детей; 

в) о  взыскании средств на содержание нетрудоспособного супруга;

г) о разделе имущества,  являющегося общей совместной  собственностью.

Регистрация расторжения брака производится независимо от времени, истекшего после вынесения судом решения о расторжении брака.

Рассмотрение дел о расторжении брака производится судом в порядке искового производства, установленного ГПК РФ.

Рассмотрение в одном  деле  и вопроса о расторжении брака, и о взыскании алиментов возможно только в том случае, если по делу о взыскании алиментов не требуется привлечения к участию третьего лица.

Если третье лицо существует (если ответчик уже платит кому-то алименты), то эти два вопроса рассматриваются в двух отдельных делах, и составление единого искового заявления и о расторжении брака,  и о взыскании алиментов невозможно.

Регистрация расторжения брака производится независимо от срока, истекшего после вынесения судом решения о расторжении брака, если законодательством не предусмотрено иное.

Заявление  ответчика о его  согласии  на расторжение брака с заверенной подписью (подпись лучше заверить у нотариуса, либо в РЭУ по месту регистрации).

Квитанция об уплате госпошлины - она составляет однократный размер минимального размера оплаты труда (ст.4 Закона РФ "О государственной пошлине").[18] Для того, что бы ее  уплатить, необходимо узнавать в суде (можно по телефону) номер расчетного счета и реквизиты банка.

Расторжение брака в суде подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.

Суд обязан в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда о расторжении брака направить выписку из этого решения суда в орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака.

Государственная регистрация расторжения брака на основании решения суда  производится  в органах записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака на основании выписки из решения суда либо по месту жительства бывших супругов (любого из них) на основании выписки из решения суда и   заявления  бывших  супругов  или заявления опекуна недееспособного супруга. Заявление о государственной регистрации расторжения брака может быть сделано устно или в письменной форме (приложение 2).

Одновременно с заявлением о государственной регистрации расторжения брака должно быть представлено решение суда о расторжении брака и предъявлены документы, удостоверяющие личности бывших супругов (одного из супругов). Бывшие супруги (каждый из  супругов) или опекун недееспособного супруга могут в письменной  форме  уполномочить других лиц сделать заявление о государственной регистрации расторжения брака.

Супруг,  изменивший  свою  фамилию  при вступлении  в брак на другую, вправе и после расторжения брака сохранить данную фамилию, или по его желанию при государственной регистрации расторжения  брака ему присваивается добрачная фамилия.

В  запись  акта  о расторжении  брака  вносятся  следующие   сведения:

фамилия (до и после расторжения брака), имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, национальность (вносится по желанию заявителя), место жительства каждого из лиц, расторгнувших брак;

дата  составления,  номер  записи  акта  о заключении  брака и наименование органа записи актов гражданского состояния, в котором произведена государственная регистрация заключения брака;

сведения о документе, являющемся  основанием для государственной регистрации расторжения брака;

дата прекращения брака;

реквизиты  документов,  удостоверяющих  личности расторгнувших брак;

серия и номер свидетельства о расторжении брака.

Свидетельство о расторжении  брака  содержит  следующие сведения:

фамилия (до и после расторжения брака),  имя, отчество, дата и место  рождения,  гражданство,  национальность (если это указано в  записи  акта  о расторжении  брака) каждого из лиц,  расторгнувших   брак;

сведения о документе, являющемся основанием для государственной регистрации расторжения брака;

дата прекращения брака;

дата составления и номер записи акта о расторжении брака;

место государственной регистрации расторжения брака (наименование органа записи актов гражданского состояния, которым произведена государственная регистрация расторжения брака);

фамилия, имя, отчество лица, которому выдается свидетельство о   расторжении брака;

дата выдачи свидетельства о расторжении брака.[19]

Свидетельство  о расторжении брака выдается органом записи актов гражданского состояния каждому из лиц, расторгнувших брак.

Выплата госпошлины:

2) за государственную регистрацию расторжения брака (включая выдачу  свидетельства):

а) по взаимному согласию супругов, не имеющих несовершеннолетних детей – 2-кратная базовая ставка

б) по решению суда - базовая ставка с каждого из супругов;

в) с лицом, признанным в установленном порядке безвестно отсутствующим или недееспособным вследствие психического расстройства, либо с лицом, осужденным к лишению свободы на срок свыше трех лет – 20 процентов базовой ставки;[20]

Иногда делается попытка связать прекращение брачного правоотношения только с регистрацией расторжения брака. Однако сама по себе регистрация расторжения брака не может иметь юридического значения, если она не имеет в своей основе волевого соглашения супругов. Например, если регистрация расторжения брака произведена ошибочно, помимо воли супругов, то брак не может считаться прекратившимся. Такая регистрация должна быть аннулирована в установленном порядке. Нельзя также считать юридическим фактом только возникновение воли на расторжение брака, если нет регистрации этого обстоятельства. Совершение совокупности указанных действий — это общая предпосылка прекращения брачного правоотношения. Однако в каждом конкретном случае в силу указания закона состав элементов юридического факта прекращения брака неодинаков.

При расторжении брака в судебном порядке один из супругов выступает в роли истца, другой — в роли ответчика. Согласно общему правилу иск о расторжении брака предъявляется супругом или его опекуном в суд по месту жительства супругов, если они проживают вместе, а при раздельном прожи­вании — по месту жительства супруга — ответчика (ст. 117 ГПК). Иск о расторжении брака с лицом, место проживания которо­го неизвестно, может быть предъявлен по выбору истца, то . есть по последнему известному месту жительства ответчика или по месту нахождения его имущества, а в случае, когда с истцом находятся несовершеннолетние дети или выезд к месту жительства ответчика для него по состоянию здоровья затруд­нителен, — по месту его жительства (ч. 1 и 10 ст. 118 ГПК) По соглашению между супругами дело о расторжении брака между ними может рассматриваться по месту жительства любого из них (ст. 120 ГПК).

Непосредственно условия и порядок расторжения брака по различным основаниям судом раскрыты в ст. 21—24 СК РФ.


Задача


Три приятеля по окончанию средней школы устроились на работу в качестве чертежников в ближайшее проектно-конструкторское бюро.

Каждому из них был установлен испытательный срок различной продолжительности от 1 до 3 – х месяцев.

Правильно ли поступила администрация?


Ответ:


На основании ст. 70 ТК РФ испытание при приеме на работу не устанавливается для лиц, не достигших возраста восемнадцати лет.

Следовательно, т.к. молодые люди не достигли возраста 18 лет, то испытание при приеме на работу для них не могло устанавливаться.

Действия администрации в данном случае не правомерны.

Список использованных источников и литературы



1.     Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. – М., Юридическая литература, 1993 г.

2.     Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. //Сборник федеральных и конституционных законов, 1995 г. Выпуск № 2.

3.     Семейный кодекс РФ.: М, декабрь 1995г.

4.     Антокольская M.В.. Семейное право. М., 1999.

5.     Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Под ред. И.М. Кузнецовой. М., 2000.

6.     Гражданское право, часть 1: Учебник. / Под ред. Сергеева А.П. и Толстого Ю. К. – М.: Проспект, 1998 г.

7.     Гражданское право: Учебник./ Под ред. Цыбуленко З.И. – М.: Юрист, 1998 г.

8.     Комментарий к гражданскому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный). Под ред. Садикова О. Н. – М., 1997 г.

9.     Миронова М. Реорганизация и ликвидация юридических лиц: правовые и налоговые аспекты. –М.: Гарант-Сибирь, 1999 г.

10.            Коровайко А. Реорганизация юридических лиц: проблемы правового регулирования. – Ростов, Экономика и жизнь, 1999 г.

11.            Сабаков С.К. Ликвидация юридических лиц. – Н.Новгород, Экономика и жизнь, 1998г.





[1] Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Ю.М.Козлова. - М.: Юристъ, 2002.

[2] Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Ю.М.Козлова. - М.: Юристъ, 2002.

[3] Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. //Сборник федеральных и конституционных законов, 1995 г. Выпуск № 2.

[4] Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. //Сборник федеральных и конституционных законов, 1995 г. Выпуск № 2.

[5] См.: Комментарий к части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации / Под ред. А.Л. Маковского, Е.А. Суханова. М.: Юрист, 2002. С. 395.

[6] Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ" // БВС РФ. 1996. N 9; ВВАС РФ. 1996. N 9.

[7] См.: Комментарий к части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации / Под ред. А.Л. Маковского, Е.А. Суханова. М.: Юрист, 2002. С. 396.

[8] См.: Комментарий к части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации / Под ред. А.Л. Маковского, Е.А. Суханова. М.: Юрист, 2002. С. 391.

[9] См.: Комментарий к части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации / Под ред. А.Л. Маковского, Е.А. Суханова. М.: Юрист, 2002. С. 397.

[10] См.: Лунц Л.А. Многонациональные предприятия капиталистических стран в аспекте международного частного права // Советское государство и право. 1976. N 5. С.126-127.

[11] См.: Комментарий к части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации / Под ред. А.Л. Маковского, Е.А. Суханова. М.: Юрист, 2002. С.397.

[12] См.: Дмитриева Г.К. Международное частное право. М.: Юрист, 2002. С.150; Звеков В.П. Международное частное право: Курс лекций. М.: Издательская группа Норма-Инфра М, 1999. С.109.

[13] См.: Международное частное право / Под ред. Н.И. Марышевой. М.: Юридическая фирма "Контракт", Инфра М, 2000. С.136; Ануфриева Л.П. Международное частное право: В 3 т. Т.2. Особенная часть. М.: Бек, 2000. С.40.

[14] СУ РСФСР. 1917. № 11. Ст. 160.

[15] См.: Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Отв. Ред. И. М. Кузнецова. С. 42.

[16] Цатурова М.К. «Русское семейное право XVI-XVIIIвв.» М., Юридическая .литература, 1991г. С. 45-46.

[17] См.: Постановление Правительства РФ «О мерах по реализации Федерального Закона «Об актах Гражданского состояния»» от 06.07.1998г. №709.

[18] См.: Федеральный Закон. 15.11.97 № 143-ФЗ. Об актах гражданского состояния. (принят ГД ФС РФ 22.10.97) //Российская газета. № 224. 20.11.97.

[19] Семейное законодательство. Сборник нормативных актов и документов. М.: Спартак. 1995. С. 85.

[20] См.: Федеральный Закон. 15.11.97 № 143-ФЗ. Об актах гражданского состояния. (принят ГД ФС РФ 22.10.97) //Российская газета. № 224. 20.11.97.