ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Содержание

Введение. 3

1. Искусство Древнего и Среднего царства. 4

2. Искусство Нового царства. 8

3. Всемирно-историческая роль египетского искусства. 11

Заключение. 13

Список литературы.. 14

Введение

Древний Египет располагался в нижнем течении реки Нил, занимая достаточно выгодное географическое положение: к западу от Нила простиралась Ливийская пустыня, к востоку - Аравийская, на севере египетские земли омывались Средиземным морем, на юге были непроходимые для крупных судов пороги. Благодаря этим естественным барьерам Египет был до некоторой степени защищен от нашествий иноземных народов. Вследствие этого египетская цивилизация тысячелетиями существовала и развивалась по своим законам, в незначительной степени подвергаясь влиянию извне.         Корни египетской цивилизации, развивавшейся на протяжении трех тысячелетий, уходят вглубь веков, к середине IV тысячелетия до н.э. К этому времени враждующие египетские номы (области) объединились в два самостоятельных царства - Верхний и Нижний Египет. Около 3000 г. до н.э. фараон I династии Менес объединил Верхний и Нижний Египет в единое государство; с этого момента начинается так называемая династическая эпоха. Египетский жрец Манефон, живший в IV—III вв. до н.э. и написавший «Историю Египта», выделил в ней три периода: Древнее царство (XXVIII-XXIII вв. до н.э.), Среднее царство (XXI-XVIII вв. до н.э.) и Новое царство (XVI-XI вв. до н.э.). Всего до 341 г. до н.э. (второго завоевания Египта персами) страной правили 30 династий фараонов.

Цель работы – рассмотреть искусство Древнего Египта.

Задачи работы – изучить искусство Древнего, Среднего, а также Нового царства, определить всемирно-историческую роль египетского искусства.

1. Искусство Древнего и Среднего царства

Древнего царства сформировалось в первой половине 3-го тыс. до н.э. Тогда уже сложился стиль монументального египетского искусства, выработались изобразительные каноны, которые потом свято оберегались на протяжении веков. Их постоянство объясняется застойностью общественного порядка, а также тем, что искусство Египта было составной частью культа, заупокойного ритуала. Оно столь тесно связано с религией, обоготворявшей силы природы и земную власть, что трудно понять его образную структуру, не имея хотя бы общего представления о религиозно-обрядовых обычаях египтян.

Пантеон египетских богов очень велик. Но высшим культом был культ солнечного божества, грозного и благого, дающего жизнь и испепеляющего. Египет называли страною Солнца, фараонов – сынами Солнца. Солнечная символика многообразна: солнце изображали в виде крылатого шара, в виде шара со множеством простертых рук-лучей; изображали его соколом, тельцом. Круг – подобие солнечного диска – постоянно встречается в египетских орнаментах. Обелиск – архитектурная форма, впервые созданная в Египте, - символизировал солнечный луч.

Воплощением солнечного божества, побеждающего силы мрака, был Гор, светлый сокол, сын Осириса. Миф об Осирисе и Горе особенно важен для понимания египетского искусства. Согласно ему, бог плодородия Осирис некогда был царем Египте аи научил египтян возделывать землю, сажать сады. Он был убит своим братом Сетом, олицетворявшем начало мрака и зла. Сын Осириса, Гор, вызвал Сета на поединок и победил его; после этого Гор воскресил Осириса, дав ему проглотить свой глаз. Воскресший Осирис уже не вернулся на землю, он стал господином подземного царства, царем мертвых. Наследником его на земле, царем живых стал Гор.

История Осириса есть не что иное, как трансформация древнейшего сказания земледельцев о вечном самообновлении природы, об умирающем и оживающем зерне, брошенном в землю А Гор – это животворный солнечный свет.

Когда царь умирал и на его место короновался другой, устраивалась традиционная мистерия: нового царя объявляли богом, воплощением Гора. А похороны умершего сопровождались заупокойным обрядом, где символически воспроизводилась история гибели Осириса, оплакивания его богиней Исидой и его воскресения. В Древнем царстве осирийские ритуалы относились только к особе фараона, но позже так стали хоронить любого знатного и богатого человека.

В эпоху Древнего царства Египет переживал свой первый военно-политический и культурный подъем. Искусство Древнего царства – это египетская классика: оно монументально, спокойно и торжественно, в нем особенно ощутима та размеренность, ритмичность, величавость, которая так характерна для египетского искусства вообще. А вместе с тем в нем едва ли не больше дыхания жизни, чем в искусстве Среднего царства. Это и неудивительно: ведь изобразительные каноны в Древнем царстве хотя и соблюдались особенно строго, но еще не покрылись лоском тысячелетних традиций и были ближе к жизненным первоистокам.

Среди шедевров круглой скульптуры Древнего царства очень известно раскрашенное изваяние супружеской четы Рахотепа и Нофрет. Парные статуи мужа и жены, помещаемые в гробницах, постоянно встречаются в истории египетского искусства. Группа Рахотепа и Нофрет принадлежит к древнейшим скульптурам этого иконографического типа. Помимо жизненности лиц, статуи отличаются особенным благородством пластики: в фигурах мужчины и женщины ясно ощущается целостный каменный блок, из которого они изваяны. Гармонична раскраска – сочетание белого и смугло-золотистого, оживляемое цветными полукружиями ожерелья Нофрет и столбцами иероглифов на спинках кресел. Приложив руки к сердцу, устремив взоры прямо перед собой, чистые душой и помыслами, супруги предстают перед лицом вечности.

В рельефах Древнего царства утвердился мотив шествия, процессии, где фигуры движутся одна за другой по фризу через одинаковые интервалы, часто с ритмическими повторами жестов.

Классический пример такой композиции – рельеф из гробницы в Саккара. Слуги усопшего ведут быков, выступающих с царственной важностью. В нижнем поясе этого же фриза шествую стайками гуси и журавли. Движения слуг довольно непринужденны – они нагибаются, оглядываются назад, поглаживают быков по спине (такая вольная трактовка допускалась при изображении слуг, но никогда – при изображении хозяев). Однако равномерная повторяемость фигур, их движений и поз лишает сцену оттенка жанровости и придает ей нечто ритуально-торжественное: это не скотный двор – это вереницы живых существо движутся в вечность[1].

В эпоху Среднего царства (ок. 2050 - ок. 1700 гг. до н.э.) политический центр страны переместился в город Фивы. Здесь почитался местный бог солнца Амон, позднее отождествленный с древним богом Ра. В эпоху Среднего царства возросла самостоятельность номов (областей) и их правителей (номархов), что привело к расцвету местных художественных школ. Присвоив себе некоторые привилегии фараонов и добившись почти полной независимости, номархи строили свои усыпальницы в собственных владениях, а не у подножия царской пирамиды. Сами пирамиды утратили свою грандиозность. Теперь они строятся, главным образом, из кирпича, щебня и песка, что приводит к их быстрому разрушению.

Недостаток ровных площадок в окрестностях новой столицы - Фив - способствует развитию нового типа погребального строения – скальной гробницы, вырубленной в склонах гор, вход в которую обычно оформляется в виде портика с несколькими колоннами. Колоннады и портики играют большую роль в архитектуре поминальных храмов этого времени, которые часто отделяются от гробницы и имеют удлинённую осевую композицию (храм фараона Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри). В эпоху Среднего царства расширяется строительство ирригационных сооружений (каналы, плотины, дамбы, водохранилища в районе Файюма), усиливается рост городов.          В изобразительном искусстве Среднего царства усиливаются реалистические тенденции. В стенных росписях гробниц номархов изображения приобретают большую композиционную свободу, в них появляются попытки передачи объёма, цветовая гамма обогащается. Особой поэтической свежестью и непосредственностью отличаются изображения второстепенных бытовых сцен, а также растений, зверей и птиц. К наиболее известным произведениям этого времени относятся изображения сцен рыбной ловли и охоты в нильских зарослях (росписи гробницы Хнумхотепа, конец XX в. до н.э.). Рыбу ловят острогой, на птиц охотятся с бумерангом и сетью. Дикая кошка прячется на прогнувшемся под ее тяжестью стебле папируса, стая птиц с ярким оперением укрывается в ажурной листве деревьев, среди них выделяется красавец-удод, оранжевый, с черно-белыми крыльями.

Начиная с царствования Сенусерта I преимущественное распространение получает техника углубленного рельефа. Рельефами начинают украшать саркофаги и другие предметы погребального культа. Одним из самых утонченных образцов углубленного рельефа является рельеф саркофага принцессы и жрицы Кавит (Египетский музей, Каир). На одной из сцен изображен процесс дойки коровы, на соседнем рисунке жрица пробует молоко, в то время как служанка одевает свою госпожу.

При Сенусерте III наступил расцвет придворного ювелирного искусства. Его великолепные образцы обнаружены в погребении дочери фараона, Ситхатхор. В прямоугольном ларце для драгоценностей из эбенового дерева, инкрустированном слоновой костью и розовым сердоликом, лежали бронзовое, украшенное золотом зеркало, сосуды для благовоний из обсидиана и золота, блюдечко из серебра. В гробнице были найдены также головной убор царевны в виде золотого обруча с уреем (изображением священной кобры), пояс из золотых раковин и другие украшения. Из множества ювелирных изделий, относящихся к этой эпохе, самым изысканным является так называемая пектораль - нагрудное украшение в виде прямоугольной, слегка скошенной вверх пластины, украшенной полудрагоценными камнями и изображениями различных божеств (часто на пекторали изображался жук-скарабей - символ солнца и воскресения из мертвых). Пектораль была одним из обязательных предметов заупокойного культа, ее клали на грудь умершему. Несомненным шедевром ювелирного искусства является пектораль Сенусерта III, вырезанная из листового золота и украшенная бирюзой, лазуритом и сердоликом.          Около 1700 г. в Египет с северо-востока вторглись племена гиксосов, захвативших большую часть страны почти на 120 лет. Египет переживает второй период распада. Гиксоские цари, обосновавшиеся в Аварисе (северо-восточная часть Дельты), образовали XV и XVI династии. В Фивах удержались местные правители (XVII династия). Принадлежавшие к ним фараоны Секененра и Камос начали освободительную войну, завершенную их преемником, основателем XVIII династии Яхмосом I (Амасисом), который около 1580 г. изгнал гиксосов из Египта[2].

2. Искусство Нового царства

Новое царство - эпоха третьего, и последнего, подъема египетского государства, наступившего после победы над азиатскими племенами гиксосов. Она была плодотворной и для художественной культуры, особенно в период XVIIII - ой династии, царившей в течение двух веков - от середины XVI до середины XIV в. до нашей эры Искусство Нового царства импозантно и величественно, но в нем пробивается пламя земного чувства, размышлений, тревог. Традиционные формы как бы изнутри освещаются этим новым светом.

Впрочем, многие традиции уже изживали себя и в формах. Вместо архитектуры гробниц (гробницы в Новом царстве перестали быть наземными сооружениями - они таились в ущелье скал) расцветает архитектура храмов. Жрецы в эту эпоху стали самостоятельной политической силой, конкурирующей даже с властью царя. Поэтому не только заупокойные храмы царей, а главным образом храмы-святилища, посвященные Амону, определяли архитектурный облик Египта.

Правда, и в храмах прославлялась особа фараона, его подвиги и завоевания; эти прославления велись с еще большим размахом, чем раньше. Вообще культ грандиозного не угас, а даже возобновился с небывалой эффективностью. В течение нескольких веков строились и достраивались знаменитые фиванские храмы Амона - Ра - современные Карнакский и Луксорский. Если древняя пирамида с ее спокойной целостной формой уподоблялась горе, то эти храмы напоминают дремучий лес, где можно затеряться.

От Луксора к Карнаку вела длинная, почти в два километра, прямая магистраль, - алея сфинксов. У входа во двор храмы выселись обелиски (один из обелисков Луксора стоит ныне в Париже на площади Согласия), мощные пилоны образовывали портал, возле пилонов стояли скульптурные колоссы. Из открытого солнцу двора, обнесенного колоннадой, путь вел в сумрачный гипостильный зал, а затем в полутемное святилище.

Здесь-то и был настоящий лес: чаща колон (в одном только гипостильном зале Карнака их было 144), папирусообразных, лотосовидных, пальмовидных; такие из них таковы, что ствол колонны не могли бы охватить пять человек. Нижние части стен украшались растительным узором, а потолок расписывался золотыми звездами на темно синем фоне, - видимо, храм символически изображал нильские заросли звездной ночью.

В храме помещалось множество статуй: стены, пилоны, обелиски, иногда и колонны были покрыты вязью рельефов и испещрены иероглифами. Все эти архитектурные формы в отдельности, в том числе колонны, подражающие нильским растениям и деревьям, имеют свои прототипы и в Среднем и в Древнем царстве, но никогда прежде они не соединялись в таком внушительном, пространственно-сложном ансамбле.

Замечательным памятником Фиванской архитектуры XVIII-ой династии является заупокойный храм царицы Хатшепсут в долине Дейр - эль - Бахри. Хатшепсут, царствовавшей в конце XVI - начале XV в. до нашей эры, была женщиной - фараоном. Ей создавались все подобавшие фараонам божеские почести, ее изображали, как полагалось, с атрибутами Осириса, с привязанной под подбородком бородой. Но и на осирических статуях ясно видно: Хатшепсут - женщина, с лицом молодым и привлекательным.

После смерти царицы ее приемник Тутмос III, которого она в свое время оттеснила от престола, многое уничтожил; стремясь придать забвению, имя женщины-фараона, он разбивал ее портретные статуи, стирал надписи. Но храм и в руинах свидетельствует о высоком расцвете культуры той поры.

Здесь запечатлена память об исторических событиях: на стенах портика высечены рельефы, изображающие все этапы экспедиции в струну Пунт (находившуюся на территории современного Сомали) - страну Благовоний, откуда Хатшепсут вывозила мирровые деревья и экзотических животных. К сожалению, почти ничего не осталось от заупокойного храма Аменхотепа III, отца будущего реформатора Эхнатона, - а, по-видимому, это был шедевр архитектуры.

Сохранились, в сильно поврежденном, обезображенном состоянии, сидевшие перед храмом 21-метровые колоссы. Теперь они высятся на фоне пустыни. Когда-то одна из этих гигантских статуй обладала загадочным акустическим свойством: при восходе солнца она издавала протяжный звук, напоминающий звук человеческого голоса. Поэтому греки называли их колоссами Мемнона.

Мемнон, в греческой мифологии, сын богини утренней зари Эос; греки говорили, слыша голос египетского гиганта, что Мемнон приветствует свою мать. К тому храму, который стерегли колоссы Мемнона и которого больше не существует, вела алея сфинксов - львов с ликом Аменхотепа III. Алея тоже исчезла, но не все сфинксы погибли. Двое из них возлежат на берегу Невы, в Санкт - Петербурге, напротив здания Академии художеств. На их пьедесталах написано, что они привезены из града Фив в град Петра в 1832г.

Египетское искусство монументально по своим формообразующим принципам, и малые формы в этом смысле не отличаются от больших - крошечный детерминативный знак может быть увеличен в несколько раз и Две статуэтки из черного дерева исключительно тонкой и изящной работы, хранящиеся в московском собрании, могут многое поведать об общем характере и традициях египетского искусства, а также о тех переменах, которые в нем подспудно происходили[3].

3. Всемирно-историческая роль египетского искусства

Значение искусства Древнего Египта для истории искусства других народов очень велико, как велико значение всего культурного наследия, оставленного египетским народом.

Искусству отводилась необычайно важная роль: оно должно было дарить бессмертие, быть прямым продолжением жизни. Поэтому казалось неважным, видит ли кто-нибудь художественное произведение. Оно предназначалось не для осмотра, а представлялось чем-то само в себе сущим, само в себе заключающим жизненное начало. Поэтому, труд художников считался священнодействием.

Ведущие художники - зодчие, скульпторы, живописцы (особенно зодчие) - были высокопоставленными лицами, очень часто жрецами, их имена были известны и окружены почетом. Зодчий Хемиун, руководящий строительством пирамиды Хеопса, был племянником этого царя. До нас дошла портретная статуя Хемиуна: он изображен сидящим на кубическом постаменте в такой же неподвижной, фронтальной, строго симметричной позе, как фараон Хефрен.

Художники гордились деяниями своих рук и ума едва ли не так же, как цари своими победами. Только гимны царей начинались словами «Я разрушил», «Я покорил», а гимны художников: «Я воздвиг», «Я соорудил», «Я выполнил работы прекрасные». Но проявление индивидуальной воли художника было строго ограниченно: роль его мыслилась, как хранителя священных канонов, вершителя божественной воли.

Так как искусство считалось носителем жизни вечной, оно освобождалось от всего мгновенного, изменчивого, неустойчивого. Искусство выработало язык, отвечающий идее постоянства - язык экономного графического знака, строгой и ясной линии, четкого контура, компактных, предельно обобщенных объемов.

Даже когда изображалось самое простое, самое обыденное - пастух доит корову, или служанка подает ожерелье своей госпоже, или идет стадо гусей, - эти бесхитростные мотивы выглядят не столько изображением мимолетного действия, сколько чеканной формулой этого действия, установленной на века.

Огромная роль Древнего Египта в истории мировой культуры неоспорима. Немецкий писатель Томас Манн сказал, что Древний Египет  «это до одухотворённости, до призрачности далёкое прошлое». Однако древнеегипетское искусство дарит и совершенно другое ощущение: словно сглаживается колоссальный разрыв веков, прошлое как бы приближается к современному человеку, кажется, что древние предвосхитили и знали многое из того, что люди, утратив в течение веков, стремились открыть вновь[4].

Заключение

Наиболее самобытным в V - IV вв. до н.э. было развитие культуры Египта. При Дарий I было восстановлено высшее учебное учреждение страны – «дом жизни». Слава Египта, как сокровищницы человеческих знаний, не померкла и в V - IV вв. Греки, в том числе математик-астроном Эвдокс и философ Платон, ездили на учебу в Египет. Особенно славился высоким уровнем развития науки город Гелиополь. Но наука была сосредоточена в тесном кругу знатных избранников.

Религия и жречество по-прежнему играли главенствующую роль в области египетской идеологии. Наиболее почитаемыми общеегипетскими богами в это время становятся Осирис - бог загробного мира и его жена Исида. Храмовые прорицалища (оракулы) занимали видное место в повседневном быту. Древнее почитание священных животных достигло невероятных размеров. Почитали уже не одних избранных животных, которые считались живым воплощением божества, но и вообще всех представителей того или иного вида. Египет все больше покрывался кладбищами кошек, собак, соколов, крокодилов, ибисов.

Фараоны не располагали и в отдаленной степени теми возможностями для строительства, которые имелись у фараонов времен расцвета Египетской державы. Тем не менее строили они довольно много. При отсутствии средств на большое храмовое строительство широкое распространение получили храмики-комнаты, высеченные из цельного камня.

На некоторых памятниках как круглой, так и плоской скульптуры Египта уже ощущалось греческое влияние, хотя и творчески претворенное. Это влияние, несомненно, сказывается на золотых позднеегипетских монетах. Египетское искусство IV в. до н.э. явилось одним из ранних образцов так называемого эллинистического искусства[5].

Список литературы

1.     Введение в культурологию. / Под ред. Е.В.Попова. М.: Культура, 1999.

2.     Всемирная история. Том 1. / Под ред. Ю.П. Францева. М.: Государственное издательство политической литературы, 1953. 

3.     Гуревич П.С. Культурология. М.: «Наука», 1996.

4.     Круглова Л.К. Основы культурологии. СПб.: Издательство «Питер», 2002.

5.     Культура древних цивилизаций / Под ред. Н.Н. Никитина, Г.М. Пономарева, И.И. Абрамова и др. Кострома: «Лига», 1997.


[1] Культура древних цивилизаций / Под ред. Н.Н. Никитина, Г.М. Пономарева, И.И. Абрамова и др. Кострома: «Лига», 1997. С. 43-44.

[2] Гуревич П.С. Культурология. М.: «Наука», 1996. С. 108-111.

[3] Круглова Л.К. Основы культурологии. СПб.: Издательство «Питер», 2002. С. 154.

[4] Введение в культурологию. / Под ред. Е.В.Попова. М.: Культура, 1999. С. 200-201.

[5] Всемирная история. Том 1. / Под ред. Ю.П. Францева. М.: Государственное издательство политической литературы, 1953. С. 288.