Содержание


1.Жизненный цикл товара. 3

2.Контроль маркетинговой деятельности. 6

3.Практическая часть. 11

Список литературы.. 15

 

1.    Жизненный цикл товара

Каждый товар, запущенный в коммерческое производство, имеет жизненный цикл, однако характер и протяженность его предугадать нелегко.

  Типичный жизненный цикл товара (ЖЦТ) и характер сбыта и прибыли на протяжении (ЖЦТ) представлен кривой на рис.1.1.

  В нем выделяются следующие этапы:

·     разработки товара;

·     выведения на рынок;

·     роста спроса;

·     насыщения рынка (зрелости);

·     упадка (спада спроса);

·     реанимации.

  Одним из часто встречающихся вариантов является кривая с повторным циклом  (рис.1.2.), вызванным мероприятиями по стимулированию сбыта, модернизации товара и т.п.

  Гребешковая разновидность (рис.1.3) состоит из последовательного ряда циклов, порожденных открытием новых характеристик товара, новых способов его использования, появлением новых пользователей(нейлон и использование его:  парашюты, чулки и белье, рубашки, ковровые покрытия и т.д.).[1]

                    

 











Рис. 1.1. Жизненный цикл товара


Повторный

цикл

 

Объем продаж

 

Первый цикл

 

 




Рис.1.3. Гребешковая кривая ЖЦТ

 
 


  Различные этапы жизненного цикла товара требуют использования разных стратегий маркетинга.[2]

  Основные характеристики каждого этапа жизненного цикла товара и ответные типичные маркетинговые реакции фирмы на каждом из этапов приведены в табл. 1.1.

Таблица 1.1. Жизненный цикл товара: основные характеристики и типичные ответные реакции производителей.


Этап выведения на рынок

Этап роста

Этап зрелости

Этап упадка

Характеристика





Сбыт

Слабый

Быстрорастущий

Медленнорастущий

Падающий

Прибыль

Ничтожная

Максимальная

Падающая

Низкая (0)

Потребители

Любители нового 

Массовый рынок

Массовый рынок

Отстающие

Число конкурентов

Небольшое

Постоянно растущее

Большое

Убывающее

Ответная реакция производителей





Основные

стратегические усилия

Расширение рынка

Проникновение вглубь рынка

Отстаивание своей доли рынка

Повышение рентабельности производства

Затраты на  маркетинг

Высокие

Высокие, но несколько ниже в процентном отношении

Сокращающиеся

Низкие

Основные усилия маркетинга

Создание осведомленности о товаре

Создание предпочтения к марке

Создание приверженности к марке

Селективное воздействие

Распределение товара

Неравномерное

Интенсивное

Интенсивное

Селективное

Цена

Высокая

Несколько ниже

Самая низкая

Возрастающая

Товар

Основной вариант

Усовершенствованный

Дифференцированный

Повышенной рентабельности




2. Контроль маркетинговой деятельности

Контроль маркетинга – постоянная, систематическая и непредвзятая проверка и оценка положения и процессов в области маркетинга. Контроль маркетинга имеет обычно четыре стадии:

- установление плановых величин и стандартов (цели и нормы);

- выяснение реальных значений показателей;

- сравнение;

- анализ результатов сравнения.

Задачами и целями контроля маркетинга являются: установление степени достижения цели (анализ отклонений); выявление возможностей улучшения (обратная связь); проверка того, насколько приспособляемость предприятия к изменениям условий окружающей среды соответствует требуемой.

Значение контроля маркетинга растет с увеличением динамичности среды, величины предприятия, уровня разделения труда. Рассмотрим основные формы контроля – контроль результатов и маркетинг – аудит.

1) Задача контроля результатов заключается в проверке правильности и эффективности реализованной концепции маркетинга путем сравнения плановых и реальных величин и выяснения причин отклонений. Контроль может быть направлен на маркетинг – микс в целом или на отдельные инструменты. Различают также контроль экономических (сбыт, доля рынка) и неэкономических (отношение потребителей) результатов. При контроле используют данные системы учета (контроль сбыта, расчет прибыли и т.д.) и данные исследования рынка (анализ имиджа, уровня известности).

а) Контроль сбыта. Сбыт является классическим показателем успеха маркетинга. Анализ сбыта возможен в целом по предприятию и по различным группам и объектам (регионы, клиенты, продукты, пути сбыта и т.д.). Анализ отклонений  позволяет установить, какую роль сыграли отдельные факторы (например, цена и количество).

б) Контроль доли рынка сбыта. Доля рынка – это отношение сбыта предприятия к сбыту продукта в целом, к сбыту отраслевого лидера или нескольких важнейших конкурентов. Доля рынка отражает позицию предприятия на рынке. Однако рост сбыта еще не говорит об усилении позиции, поскольку рынок может расти еще быстрее. Было доказано, что высокая доля рынка дает предприятию преимущества по отношению к конкурентам с точки зрения возможности снижения затрат. Падение доли рынка означает, что в концепции маркетинга есть слабые места, за исключением ситуаций, когда в отрасли появилось новое предприятие; когда сбыт был уменьшен намеренно с целью увеличения прибыли; когда падение доли рынка явилось результатом случайных событий, например, в результате поступления большого заказа не в конце года, а в начале следующего.

Для расчета доли рынка необходимо иметь точные данные о собственном сбыте и объеме рынка. Точность показателя зависит от совпадения частей формулы с точки зрения продукта, пространства и времени (возникают особые проблемы с определением объемов рынка).

Маркетинговый контроль предполагает подсчет полных издержек на производство и сбыт товара, затем измеряются затраты на продажу в разбивке по отдельным составляющим (сбыт, реклама, транспортировка и т.д.), далее исчисляются издержки отдельно по каждому сбытовому каналу и определяются прибыли и убытки, чтобы выявить наиболее перспективные из них и скорректировать сбытовую политику фирмы.

Анализ соотношения между затратами на маркетинг и сбытом позволяет определить эффективность маркетинговых мер и соразмерно затрачиваемые средства и не дает расходовать необоснованно большие суммы на достижение маркетинговых целей.

Обычно анализ результатов деятельности службы сбыта осуществляется в 3 этапа:

1.     Затраты на сбыт включают все расходы, связанные с продажей товара, в том числе и те, что были произведены в других сферах деятельности предприятия.

1.                     Расчет результатов сбыта по сегментам рынка. В ходе анализа по сегментам проводится сопоставление расходов и доходов по отдельным целевым группам. В этой связи возникает необходимость правильного распределения затрат по сегментам. При распределении затрат возможен расчет по методу полных и методу частичных затрат.

2.                     Расчет по методу полных затрат учитывает и единичные и общие затраты на сбыт. Каждый сегмент имеет свою долю в общих затратах. Возможно сравнение нетто – прибыли по сегменту с результатами других сегментов, с планом и прошлыми периодами.

По крупным сегментам групп продуктов, регионам сбыта метод приносит более точные результаты. Порядок расчета обычен: вначале определяются прямые затраты на сбыт по сегменту, затем общие затраты распределяются с помощью процентов, добавок и т.д. Правомерность распределения почти всегда проблематична, поэтому лучше дополнять результаты расчетами по методу частичных затрат.

3.                     Расчет по методу частичных затрат. Применяя данный метод, в итоге получают сумму, которую сегмент приносит для покрытия общих затрат и прибыли. Точность метода повышается, если расчет ведется на основе предельных затрат (тех затрат, которые исчезают при удалении сегмента). Анализ носит прежде всего тактический характер, поскольку общие затраты на сбыт нельзя устранить за короткий промежуток времени.

2) Маркетинг аудит – это ревизия, обнаружение слабых мест в концепции маркетинга. Предметом ревизии являются как организационные, так и функциональные вопросы. Порядок ревизии обычно тот же, что и при контроле результатов: установление стандарта, выяснение реального состояния, сравнение и анализ (но порядок может быть иным).

а) Контроль информационной базы планирования. Задачей этого направления контроля является выявление и проверка всех допущений, лежащих в основе плана маркетинга.

б) Ревизия целей и стратегий направлена на своевременное обнаружение неточностей и слабых мест. Для этого ревизор должен вначале выяснить  реальное состояние, определить, какие цели и стратегии были запланированы, а затем оценить их с точки зрения операциональности, обозримости, полноты, актуальности и реализуемости.

В конце ревизии вырабатываются рекомендации по устранению недостатков.

в) Ревизия мероприятий маркетинга. Задачей ревизии комплекса инструментов маркетинга является проверка содержания маркетинг – микса, размера и распределения бюджета маркетинга. Особое внимание уделяется проверке структуры маркетинг – микса, поскольку на практике она имеет тенденцию к закреплению (что при смене условий может быть неблагоприятно). Исходный пункт контроля – выяснение реального состояния примерно по тому же стандарту, что и при ревизии целей.

г) Целью контроля организационных процессов и структур является проверка организации маркетинга и его связи с другими сферами предприятия. Цель контроля – обнаружение слабых мест, нецелесообразных организационных правил.[3]

Организация контроля зависит от величины предприятия, квалификации персонала, сложности контрольных задач и других факторов. Решение о проведении контроля собственными силами или с помощью сторонних экспертов можно принять лишь с учетом ситуации.

К преимуществам контроля с привлечением сторонних организаций относятся6 объективность, беспристрастность, большие знания и опыт, преодоление проблем с временем и персоналом.

К преимуществам собственного контроля можно отнести знание производственных проблем, сохранение тайны, простоту коммуникации.

При организации контроля маркетинга необходимо определить, кто должен контролировать маркетинг – отдел маркетинга или другая служба предприятия (например, руководство предприятия) и требуется ли создание самостоятельной организационной единицы для выполнения контрольных задач.

С ростом предприятия и расширением функций маркетинга растет потребность в специализации, и создание отдельной единицы по контролю маркетинга приобретает большой смысл. Вопрос о том, кому должна подчиняться эта единица – службе маркетинга или контрольной службе, не имеет однозначного ответа. Некоторые предприятия все же находят компромисс в двойном подчинении: по профессиональной линии – контрольной службе по дисциплинарной – отделу маркетинга.

Таким образом, маркетинговый контроль является действительным инструментом повышения эффективности маркетинговой и предпринимательской деятельности фирмы. Назначение маркетингового контроля - это получение информации о закономерностях и особенностях развития рынка, и соответствии деятельности компании запросам потребителей. Он должен распространяться не только на экономико-финансовые данные, но и на оценку качественных показателей работы и ее конкурентных позиций, на данные, формирующиеся вне самой фирмы, в ее окружающей среде.

Делая вывод о теоретическом обосновании актуальности такой темы как управление маркетинговой деятельностью, следует отметить, что маркетинг является неотъемлемой частью жизнедеятельности общества. Это процесс, в ходе которого анализируются, планируются, претворяются в жизнь и контролируются мероприятия, рассчитанные на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения определенных целей организации. Специалист по маркетингу должен хорошо уметь воздействовать на уровень, время, характер спроса, поскольку существующий спрос может не совпадать с тем, которого желает  для себя фирма. Поэтому интерес к этой деятельности усиливается по мере того, как все большее число организаций в сфере предпринимательства, в международной сфере осознают, как именно маркетинг способствует их более успешному выступлению на рынке.

В Республике Беларусь  маркетинг еще не получил достаточного распространения, но все большее число предприятий начинают успешно использовать его основные принципы в своей работе. К сожалению, маркетинговая деятельность требует больших денежных расходов, что в нашей пока нестабильной экономической ситуации практически невозможно. Однако  исследуя различные аспекты функционирования отечественных фирм и организаций, можно заключить, что маркетинговый подход к делу вскоре поможет нашим предприятиям выйти из кризиса и занять достойное место в сфере международных экономических отношений.[4]


 

3. Практическая часть

ООО «Косметикс» (зарегистрировано в Торгово-Промышленной палате РФ, номер лицензии 1897235)

Адрес: Россия, г. Новосибирска, Красный проспект, д.33, оф. 11

ООО «Косметикс» обладает  складскими площадями 500 кв. м и производственные площади 1000 кв. м

Род деятельности

Производство и реализация косметических средств по уходу за кожей.

Общая характеристика товара:

Продукция фирмы занимает заслуженное место среди косметических средств, выпускаемых в России, что подтверждается  спросом на нашу продукцию, выданными, отзывами покупателей и многочисленными сертификатами качества.

Используемые фирмой высококачественное исключительно натуральное сырье и оригинальные запатентованные технологии изготовления продукции фирмы, обеспечили нам известность и хороший сбыт.

Сегментом рынка для косметики, производимой ООО «Косметикс», с географической точки зрения будет рынок города Новосибирска и близко расположенных к нему городов и областей, в которых не существует фирм, занимающихся производством высококлассной эксклюзивной косметики.

В ассортименте продукции ООО «Косметикс» присутствуют:

-                       Кремы для лица.

-                       Тонизирующие кремы.

-                       Противовоспалительные кремы.

Отличительной особенностью продукции ООО «Косметикс»  является экологическая  чистота и высокое качество. Следовательно, позиционироваться товар ООО «Косметикс»  должна, прежде всего, по цене (потому что в этом основное преимущество фирмы перед  конкурентами).

Сегмент рынка, для которого предназначен наш товар

В качестве стратегии охвата рынка ООО «Косметикс»  изберем концентрированный маркетинг (так как ООО «Косметикс» обладает средней мощностью и средства ООО «Косметикс» ограничены). ООО «Косметикс» необходимо выбрать один, наиболее благоприятный для ООО «Косметикс»  сегмент рынка и сосредоточить на нем все усилия.

     При  сегментировании будем  рассматривать  население Москвы и близлежащих городов (@ 20 млн. человек). Для простоты расчетов поступим следующим образом. Взрослое население в возрасте от 21 года до 70 лет составляет 60%, что в абсолютных величинах составит:

20000000 чел.*0.6=12000000 человек.

Основными признаками сегментирования выберем демографические:

-уровень доходов;

-потребление кремов на душу населения (» 100 гр. в год).

Наиболее  благоприятным  сегментом  для  ООО «Косметикс»  будет  группа потребителей, недовольных существующим ассортиментом (не удовлетворены товарами  конкурентов) и со сравнительно высоким уровнем доходов и высокой заинтересованностью в высококлассной косметике. ООО «Косметикс»  выбрала его, учитывая следующие критерии:

-потенциальная емкость рынка;

-неудовлетворенность покупателей существующим предложением (»10%);

Nпотенц = 12000000 * 10% = 1200000 потребителей

Vпотенц = 1200000 * 0.100 » 120 тонн / год.

Основные конкуренты

Анализируя ситуацию на рынке сбыта косметической продукции, приходим к выводу, что основными конкурентами являются зарубежные производители косметики. Их продукция почти всегда отличается высоким качеством, широким ассортиментом, разнообразием упаковки. Основной недостаток – высокие цены и не полностью натуральное сырье.

Судя по объемам сбыта, можно  сказать,  что  эти  товары, в целом, не полностью удовлетворяют  потребности  покупателей. Стратегия конкурентов агрессивна и в охвате рынка они используют методы дифференцированного маркетинга.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что у ООО «Косметикс» есть довольно перспективная маркетинговая возможность сбыта продукции высокого качества по низким ценам.

Для вступления на рынок ООО «Косметикс»  делает основной упор в маркетинговой стратегии на активность дистрибьюторов. От этого зависит успех продвижения товара. Основной упор в рекламе делается на наличие уникальных свойств товара, тестирование его независимыми лабораториями и получения сертификата соответствия № 987120.

Реализация  рекламы:

-                       Устный индивидуальный рассказ.

-                       Проведение "ликбезов" по продукции.

Таблица 3.1. Факторы микросреды, влияющие на сбыт.

Положительные факторы

Отрицательные факторы

1. Стабильность поставок сырья

1. Нестабильность поставок сырья

2. Бесперебойность работы предприятия

2. Забастовка рабочих нашего предприятия

3. Привлечение новых распространителей

3. Потеря распространителей или прекращение вовлечения новых распространителей

4. Удовлетворенность качеством нашей продукции

4. Неудовлетворённость потребителя качеством нашей продукции

5. Увеличение числа потенциальных покупателей.

5.Уменьшение числа потенциальных покупателей.

Уменьшить отрицательное влияние вышеперечисленных факторов можно следующим образом:

1. Создать запасы сырья, наладить контакты с новыми поставщиками;

2. Постоянно контролировать настроение рабочих, свести к минимуму вероятность забастовок, повышение заработной платы.

3. Постоянный поиск новых распространителей и проведение разъяснительных и рекламационных  занятия с распространителями продукции.

4. Постоянный контроль за качеством продукции.

5. Переход на другой вид продукции, развертывание производства в других регионах.

 

Таблица Факторы  макросреды,  влияющие на сбыт.

Положительные факторы

Отрицательные факторы

1. Принятие законов, предусматривающих льготы для производителей

1. Принятие законов, ущемляющих права производителей                   

2. Спад инфляции

2. Рост инфляции

3. Удешевление энергии и сырья

3. Удорожание энергии и сырья

4. Повышение общего уровня покупательной способности

4. Снижение общего уровня покупательной способности


При отрицательном влиянии факторов макросреды ООО «Косметикс» сделать практически ни чего не может.[5]

 

Список литературы



1.                     Герчикова И.Н. Маркетинг: организация, технология. - М. Высшая школа, 2000. – 387 с.

2.                     Маркетинг /Под ред. И.К. Беляевского. - М.: МЭСИ, 2002. – 340 с.

3.                     Современный маркетинг /Под ред. Хруцкого В.Е. -  М.: ЮНИТИ, 2002. – 338 с.

4.                     Хершген Х.  Маркетинг: основы профессионального успеха. - М.: ИНФРА - М, 2000.- 334с.

5.                     Эванс Дж. Маркетинг. -  СПб Литера плюс, 2001.  – 369 с.





[1] Маркетинг /Под ред. И.К. Беляевского. - М.: МЭСИ, 2002. – С.90


[2] Эванс Дж. Маркетинг. -  СПб Литера плюс, 2001.  – С. 168


[3] Хершген Х.  Маркетинг: основы профессионального успеха. - М.: ИНФРА - М, 2000.- С. 85


[4] Герчикова И.Н. Маркетинг: организация, технология. - М. Высшая школа, 2000. – С. 141


[5] Современный маркетинг /Под ред. Хруцкого В.Е. -  М.: ЮНИТИ, 2002. – С. 263