Зачет №1  «Россия во второй половине XIX века»

I. Реформы 1860 – 1870 гг. в России, их последствия, значение.

Шестидесятые годы XIX века были для России време­нем крупных и глубоких по своим последствиям реформ. Они охватывали не только экономику, но и социально-поли­тическую структуру общества.

Развитие капитализма в России сдерживалось сущест­вовавшими феодально-крепостническими отношениями, от­сутствием рынка свободной рабочей силы. Крепостничество с его атрибутами (оброком, барщиной и малоземельем) вызывало острое недовольство, что нахо­дило свое выражение в росте крестьянских выступлений. Таким обра­зом, необходимость реформ была вызвана потребностями экономического развития страны, и законами развития капи­тализма. Были причины и политического характера: пора­жение России в Крымской войне (1853—56 гг.), показавшей гнилость и слабость феодально-крепостнической системы, рост недовольства в широких кругах российской общест­венности.

Самодержавие было поставлено перед выбором: или реформы сверху, или непрерывная война с крестьянством. Не дожидаясь, пока крестьяне освободят себя снизу, Алек­сандр II встал на путь реформ. 19 февраля 1861 года он подписал Манифест об освобождении крестьян («О милости­вейшем даровании крепостным людям прав и состояния сво­бодных сельских обывателей и обустройства их быта»), а также специальное «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».

1. В чем заключалась суть земельной реформы? Согласно Манифесту крестьяне объявлялись юридически свободными людьми, т. е. получали право торговать, владеть движимым и недвижимым имуществом, заключать сделки и т. д. Но от провозглашения свободы до ее реального экономического обеспечения была еще немалая дистанция. Дело в том, что земля по-прежнему оставалась собст­венностью помещиков. По соглашению между помещиками и крестьянами (так называемые уставные грамоты) крестья­не получали наделы земли. Их размеры колебались в зави­симости от местных условий от 3 до 12 десятин. Если земе­льные участки крестьян были более предусмотренных норм, то помещик имел право отрезать у них излишки. Именно эти земли, отнятые у крестьян в период реформы, и получи­ли название «отрезков».

Не­редки были случаи, когда помещики отбирали лучшую зем­лю, а крестьянам выделяли неудобья. Крестьяне с согласия помещиков могли выкупать - уса­дебную и надельную землю. Только выкупившие землю ста­новились крестьянами-собственниками, а остальные до вы­купа назывались временнообязанными. Они были обязаны или платить оброк, или отбывать барщину. Временнообязанное состояние определялось в 9 лет, фактически же оно рас­тянулось до 20 лет.

Крестьянская реформа, разорвав путы крепостничества и открыв путь к свободному рынку рабочей силы, тем самым создала предпосылки для быстрого промышленного прогрес­са. Но, несмотря на, безусловно, прогрессивный характер, она не уничтожила основного социального противоречия между крестьянами и помещиками. Помещичье землевладение со­хранялось, а это значит, что оставалась и объективная осно­ва для социальных конфликтов и потрясений в будущем.

2. Земская реформа («Положение о губернских и уездных земских учреждениях») начала проводиться с января 1864 года. Она предусматривала введение новых органов местно­го самоуправления—выборных уездных и губернских земств. Согласно «Положению» земские учреждения должны были состоять из представителей всех сословий. Однако вы­боры в земства не были равными, всеобщими и прямыми. Избирательное право обусловливалось имущественным цен­зом. Гласные земств (представители от сословий) избира­лись на три группы. В первой группе были представлены крупные землевла­дельцы, а, также собственники крупных торгово-промышлен­ных предприятий. В городах избирательное право получали представите­ли крупной и средней буржуазии. Мелкая буржуазия, ре­месленники, рабочие в выборах гласных не участвовали.

Недостатки земской реформы были очевидны: незавершенность структуры земских органов (отсутствие высшего центрального органа), искусственное создание численного преимущества для поместного дворянства, ограниченность сферы деятельности. Важен был сам факт появления в России системы самоуправления, в корне отличной от господствующей бюрократической системы. Однако политика правительства по отношению к земству во второй половине 1860 — 1870-х гг. была направлена как раз на лишение его всякой самостоятельности. Губернаторы получили право отказывать в утверждении в должности любому лицу, избранному земством; земских врачей, учителей, статистиков по малейшему поводу изгоняли из земства. Губернатор и министр могли отме­нить решения, земских собраний, что обеспечивало полный контроль: правительства. Центральная и местная власти целенаправленно пресекали любое поползновение земств к независимой деятельности.

3. Второй реформой местного самоуправления стало вве­дение «Городового положения 16 июня 1870 г». В соответствии с «Положением» в городах избирались город­ские Думы. Они являлись контрольно-распорядительными органами. Функции исполнительной власти выполняли изби­раемые Думой городские управы и городские головы, утвер­ждавшиеся министром внутренних дел или губернатором. В компетенцию городского самоуправления входили все вопросы жизни города: благоустройство, торговля, проти­вопожарная безопасность, медицинское обслуживание, на­родное образование и проч. Городская реформа носила буржуазный характер, способст­вовала формированию капиталистических общественных от­ношений, была шагом вперед по сравнению с сословной го­родской Думой, существовавшей со времен Екатерины II.

4. В ноябре 1864 года Александр II подписал Указ и «Но­вые судебные уставы», которые вносили изменения в судеб­ную систему и судопроизводство.

В соответствии с Указом суд и судопроизводство строи­лись на основных принципах буржуазного права: равенства всех сословий перед законом, открытости и гласности суда, независимости судей, состязательности обвинения и защиты, присутствия присяжных заседателей.

Судебная реформа имела огромное значение уже потому, что обеспечивая существенную степень защиты подданных Российской империи в гражданских и, меньшей стопчи, в уголовных делах она способствовала самому процессу выработки понятий прав человека как гражданина России.

5. В 60—70 годы по инициативе военного министра Д. А. Милютина была проведена и военная реформа. Сво­ей основной целью она ставила создание кадровой армии буржуазного типа и предусматривала не только перевоору­жение армии, но и изменение ее структуры, принципа комп­лектования и подготовки кадров. Прежде всего, было реор­ганизовано военное министерство, страна делилась на воен­ные округа, для подготовки офицерских кадров создавалась сеть военных гимназий, училищ, академий. В результате военной реформы значительно была повышена боеспособность русской армии, значительно сокращалась её численность в мирное время. При этом хорошо подготовленный резерв на случай войны позволял при необходимости быстро создать сильную армию.

6. С 1864 г. начала проводиться реформа народного образования. Реформа регламентировалась рядом законодательных актов, принятых в 60—70 годы XIX века. Согласно «Поло­жению» 1864 г. общественным организациям и частным ли­цам разрешалось открывать начальные народные училища. В среднем звене образования (средняя школа) сущест­вовали платные гимназии, они делились на классические и реальные. Реальные гимназии затем были преобразованы в реальные училища. Формально в гимназии был открыт доступ для детей всех сословий. Но высокая плата за обучение являлась серь­езной преградой для детей простых людей, особенно кре­стьянских. В 60-е годы было положено начало женскому образо­ванию.

Значение реформ. Отмена крепостного права и буржуазные реформы, проведённые в правление Александра II, являются знаменательным событием в истории России. За отмену крепостного права народ прозвал Александр II Освободителем. Россия в значительной степени приблизилась к европейской социально - политической модели. Был сделан первый шаг по расширению роли общественности в жизни страны и превращения России в буржуазную монархию. Был открыт путь мирной модернизации русского общества. Начался бурный рост экономики и культуры страны.  В российскую историю буржуазные реформы Александра II вошли как "великие реформы".

Но у всеобъемлющих реформ Александра II была и обратная сторона. Получение личной свободы 25 млн. русским крестьянством, демократические свободы, создание новой структуры местного управления, изменение судопроизводства, возникновение новой социальной структуры общества и др. привели к изменению многовекового уклада русской жизни. Вскоре обнаружилось, что, помимо благотворных результатов, одним из результатов реформ стал рост напряженности в обществе. Внутренняя жизнь государства оказалась расстроенной, казна пуста, росли иностранные займы. Оживление торгово-промышленной деятельности сопровождалось широким распространением финансового мошенничества, разорением. В город из деревни хлынули крестьяне, но город оказался не готов к приёму такого количества неквалифицированной рабочей силы. Крестьяне повсеместно проявляли недовольство реформой. В обществе стремительно росли имущественное неравенство, бедность, преступность.

II. Консервативное, либеральное, радикальное течения в общественном движении России во второй половине XIX века.

А). Либерализм -  1. Идеологическое и политическое течение, объединяющее сторонников демократических свобод и свободного предпринимательства. 2. Излишняя терпимость, снисходительность, вредное попустительство.

Радикализм - 1. Политическое течение, ориентирующееся на проведение демократических реформ в рамках существующего строя. 2. Решительный образ действий.

Консерватизм – Политическое течение, отстаивающее неизменность политического строя, быта, противящийся каким-нибудь нововведениям.

Б). Консерваторов представляла значительная часть дво­рянства, главным образом его аристократическое крыло, а также высшая чиновная бюрократия. Эти силы выступали против реформ, которые, на их взгляд, были слишком ради­кальными. Московское дворянство, например, вообще высту­пало за сохранение жалованной грамоты Екатерины II 1785 года, по которой дворянству устанавливались сословные привилегии. Представители этого течения отстаивали незыблемость так называемой триады — самодержавия, православия и народности. Эти фундаментальные устои государства, по их мнению, были основой стабильности, мощи и величия России.

Либералы — это те представители дворянства, либера­льно-монархической буржуазии, разночинной интеллиген­ции, которые признавали необходимость реформ, не затра­гивающих основ самодержавной власти. Их социальная про­грамма — освобождение крестьян при сохранении помещи­чьего землевладения и обязательном выкупе крестьянских наделов — преследовала и политическую цель: предотвра­тить возможные революционные потрясения. Как политическое течение либерализм делился на два крыла — правое и левое. Лидеры правых либералов — Кавелин К. Д., Милютин Н. А., Чечерин Б. Н., Катков М. Н. (позднее консерватор) выступали за сделку с «верха­ми» на основе сохранения и частичного реформирования аб­солютной монархии.                      

Представители левого крыла выступали за отмену со­словных привилегий и созыв Земского собора, за расшире­ние прав органов местного самоуправления и установление в России буржуазных свобод — свободы слова, печати, со­вести и т. д.

Радикалы. К началу 60-х годов сложилось и революционно-демо­кратическое течение, родоначальником которого был В. Г. Белинский. Социальной основой этого течения была так на­зываемая разночинная интеллигенция. Вы­дающимися идеологами революционеров-демократов были А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев и др. Обще­признанным вождем нового поколения революционеров был Н. Г. Чернышевский — человек необычайно широкой эруди­ции, беспредельно веривший в идеалы революции.

Программа требований  революционной демократии предусматривала установление республиканского строя, пе­редачу земли крестьянам, расширение прав органов местно­го самоуправления, равноправие женщин. Идейной основой деятельности революционных демо­кратов была теория общинного крестьянского социализма, родоначальником которой был А. И. Герцен.

Революционные демократы настойчиво и целеустрем­ленно искали пути и средства борьбы с самодержавием. К революционно-демократическому лагерю примыкали и народники 70-х годов. Народниче­ство — это мелкобуржуазное, крестьянское направление в революционном российском движении. Социально-экономиче­ской основой народничества являлась незрелость обществен­ных отношений России, слабость пролетариата и преоблада­ние в стране крестьянства.

Идейной основой народничества была также теория крестьянского социализма. Как и революционные демокра­ты, они верили в самобытность развития России, идеализи­ровали крестьянство, недооценивали революционную роль пролетариата, а общину считали ячейкой будущего социализма. Но в отличие от революционных демократов они от­рицали роль народа как главного творца истории и чрезмер­но преувеличивали роль личности.

По своим тактическим взглядам и взглядам на револю­цию народничество не было однородным. Оно делилось на три основные группы: пропагандистов, анархистов-бунтарей и террористов.

Пропагандисты, общепризнанным лидером которых был П. Лавров (1823—1900 гг.) выступали за ведение длитель­ной социалистической пропаганды среди крестьянства в це­лях подготовки его к революции.

Большим влиянием в народническом движении пользо­валось анархистско-бунтарское направление во главе с М. А. Бакуниным (1814—1876 гг.). Прежде всего, рассматривался вопрос о самоуправлении народа, идущего снизу вверх, о роли автономии в решении национального вопроса, о коопе­рации и др.

  Часть народников во главе с П. Ткачевым (1844— 1885 гг.) отстаивала тактику заговора и террора. Они счита­ли, что царизм не имеет опоры в массах и поэтому достаточ­но уничтожить правящую верхушку, чтобы решить все вопросы революции. Как и все народники, террористы связывали будущее страны с крестьянством, но в отличие от остальных отрица­ли его решающую роль в революции. Они считали, что исто­рический переворот может совершить только интеллигенция, организованная в партию.

Одним из направлений народничества в конце 60-х — начале 70-х годов была так называемая нечаевщина. Лидер этого движения С. Нечаев (1847—1882 гг.) выступал как анархист-бунтарь крайнего направления. Принцип: для достижения своих целей хороши все спосо­бы и средства. Нечаевщина, как политическое явление, была ничем иным, как смесью революционного фанатизма, поли­тического авантюризма и иезуитства.

 

III. Термины.

Временнообязанные отношения – это отношения между крестьянами и помещиками, когда крестьяне с согласия помещиков могли выкупать - уса­дебную и надельную землю. Только выкупившие землю ста­новились крестьянами-собственниками, а остальные до вы­купа назывались временнообязанными. Они были обязаны или платить оброк, или отбывать барщину. Временнообязанное состояние определялось в 9 лет, фактически же оно рас­тянулось до 20 лет.

Отрезки. По соглашению между помещиками и крестьянами (так называемые уставные грамоты) крестья­не получали наделы земли. Их размеры колебались в зави­симости от местных условий от 3 до 12 десятин. Если земе­льные участки крестьян были более предусмотренных норм, то помещик имел право отрезать у них излишки. Именно эти земли, отнятые у крестьян в период реформы, и получи­ли название «отрезков».

Гласность и состязательность судов. Гласность – введение суда присяжных и его регламентация для определения в уголовных делах вины или невиновности подсудимых. Но политические преступления при этом были изъяты из подсудности суда присяжных.

Принцип состязательности в судебном процессе. Наряду с присяжными поверенными в коллегиях при судах, в процессе (по разрешению суда и по доверенности одной из сторон) могли участвовать частные поверенные. Руководящим органом коллегии адвокатов стал Совет присяжных поверенных. Этот орган совмещал обязанности административного и судебного характера. Действуя под контролем судебной палаты, совет осуществлял наблюдение за точным исполнением присяжными поверенными своих обязанностей, исполнением ими законов, "установленных правил и всего прочего... сообразно с пользой их доверителей".

Народниче­ство — это мелкобуржуазное, крестьянское направление в революционном российском движении. Идейной основой народничества была теория крестьянского социализма, они верили в самобытность развития России, идеализи­ровали крестьянство, недооценивали революционную роль пролетариата, а общину считали ячейкой будущего социализма, от­рицали роль народа как главного творца истории и чрезмер­но преувеличивали роль личности.

Восточный вопрос - условное, принятое в дипломатии и исторической литературе обозначение международных противоречий в 18 — начале 20 вв., связанных с наметившимся распадом Османской империи (султанской Турции), ширившимся национально-освободительным движением населявших империю народов и борьбой европейских великих держав [Австрии (с 1867 — Австро-Венгрии), Великобритании, Пруссии (с 1871 — Германии), России, Франции, Италии, а впоследствии и США] за раздел её владений, в первую очередь — европейских. 

Империализм - Высшая стадия капитализма, характеризующаяся господством крупных монополий во всех сферах жизни, борьбой между капиталистическими странами за источники сырья и рынки сбыта, за чужие территории.

Политический террор - Устрашение своих политических противников, выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтожения.

Промышленный переворот - процесс перехода от мануфактурного, основанного на ручном труде производства к производству фабричному, связанному с широким применением машин,

Зачет №2 «Россия в начале XX века»

1.     Социально – экономическое развитие России в начале XX века.

После депрессии и событий, связанных с революцией 1905 – 1907 гг., начался новый подъем, продолжавшийся до 1914г. В этот период  производство увеличились в полтора раза. Среди главных причин – активное вмешательство государства в экономику. «Во многом это связанно с деятельностью С.Ю. Витте, министра финансов(1892 – 1903). При помощи государственных рычагов управления он стремился осуществить форсированную капиталистическую индустриализацию страны»6.

Витте стабилизировал русский рубль реформой 1897, – «введены золотое денежное обращение и свободный обмен бумажных денег на золото». Это привлекло иностранный капитал. Их привлечение облегчало широкое использование технико-экономического опыта развитых стран.

  Россия занимала первое место в мире по концентрации производства. А концентрация, в свою очередь, приводила к росту монопольных объединений. В нач. ХХ века в России насчитывалось до 50 крупных монополий, главным образом сбытовых картелей и синдикатов. Также быстро создавались монополии в банковском деле.

  Но в целом, несмотря на очень высокие темпы роста, Россия в нач. ХХ в. оставалась страной со среднеслабым развитием капитализма. И главным тормозом капиталистического развития было сельское хозяйство – там почти ничего не изменилось, и все было наполнено крепостническими пережитками: нищета крестьянства не позволяла расширять внутренний рынок, что мешало прогрессу в промышленности. И именно это стало основой будущих революций.

  Кризис 1900 – 1903гг. и голодовки крестьян, недовольство властью, бесправие привели к третьей за последние полвека революционной ситуации.  Главными проблемами по-прежнему были решение аграрного вопроса и свержение самодержавия. Второй пункт новый и связан с тем, что самодержавие упорно не хотело развиваться вместе с капитализмом, ведь новая этап – новые права и свободы, но ничего не менялось в самой системе, и люди, естественно, были недовольны этим. Витте понимал, что без всеобщего избирательного права, без нормированного рабочего дня, без парламента, без конституции самодержавию долго не продержаться, что этого требует тот этап, на котором находиться Россия, дальше тьма. Царь подумал и согласился. 17-го октября был издан манифест, который формально означал конец существования в России неограниченной монархии.

2. Царствование Николая II. Время царствования Николая II явилось периодом самых высоких в истории России темпов экономического роста. За 1880-1910 г.г. темпы роста продукции российской промышленности превышали 9% в год. По этому показателю Россия вышла на первое место в мире, опередив даже стремительно развивающиеся Соединенные Штаты Америки. По производству главнейших сельскохозяйственных культур Россия вышла на 1 место в мире, выращивая более половины производимой в мире ржи, более четверти пшеницы, овса и ячменя, более трети картофеля. Россия стала главным экспортером сельхозпродукции, первой "житницей Европы". На ее долю приходилось 2/5 всего мирового экспорта крестьянской продукции. Успехи в сельскохозяйственном производстве явились результатом исторических событий: отмены крепостного права в 1861 году Александром II и Столыпинской земельной реформы в годы правления Николая II, в результате которой в руках крестьян оказалось более 80% пахотных земель, а в азиатской части - почти вся. Площадь же помещичьих земель неуклонно сокращалась. Дарование крестьянам права свободно распоряжаться своею землей и упразднение общин имело огромное государственное значение, пользу которого, в первую очередь, сознавали сами крестьяне. Самодержавная форма правления не препятствовала экономическому прогрессу России. По манифесту 17 октября 1905 г. население России получило право на неприкосновенность личности, свободу слова, печати, собраний, союзов. В стране росли политические партии, издавались тысячи периодических изданий. Свободным волеизъявлением был избран Парламент - Государственная Дума. Россия становилась правовым государством - судебная власть была практически отделена от исполнительной. Быстрое развитие уровня промышленного и сельскохозяйственного производства и положительный торговый баланс позволили России иметь устойчивую золотую конвертируемую валюту. Император придавал большое значение развитию железных дорог. Еще в юности он участвовал в закладке знаменитой Сибирской дороги. В годы правления Николая II в России было создано самое лучшее по тем временам рабочее законодательство, обеспечивающее нормирование рабочего времени, выбор рабочих старост, вознаграждение при несчастных случаях на производстве, обязательное страхование рабочих от болезней, по инвалидности и старости. Император активно содействовал развитию русской культуры, искусства, науки, реформам армии и флота. Все эти достижения экономического и социального развития России являются итогом естественного исторического процесса развития России и объективно связаны с 300-летием правления Дома Романовых.

Царствование Николая II совпало с началом бурного развития капитализма и одновременного роста революционного движения в России. Чтобы сохранить самодержавие и, главное, обеспечить дальнейшее развитие и процветание России, императором были приняты меры, обеспечивающие укрепление союза с нарождающимся буржуазным классом и перевода страны на рельсы буржуазной монархии при сохранении политического всевластия самодержавия: учреждена Государственная Дума, проведена аграрная реформа.

3. Реформатор С.Ю. Витте

Главное внимание С. Ю. Витте уделял укреплению финансов, а также развитию промышленности и железнодорожного транспорта. За время пребывания Витте во главе финансового ведомства государственный бюджет возрос более чем в два раза. Рост бюджета обеспечивался главным образом за счет повышения доходов от государственной собственности, увеличения косвенных налогов и более широкого использования прогрессивного налога с прибыли предприятий вместо прежней системы промыслового обложения в виде сборов за право торговли и промыслов.

Самой доходной статьей бюджета стала введенная при Витте винная монополия. Согласно этой мере производство сырого спирта оставалось частным делом, его очистка, изготовление водки и крепких вин также производились на частных заводах, но только по заказу казны и под строгим наблюдением акцизного надзора. Продажа же этих напитков становилась государственной монополией. С помощью винной монополии государство получало возможность повышать питейные доходы не только распространением ее на новые районы и за счет увеличения продажи крепких напитков, но и повышением цен на эти напитки.

В ряду мер, принимавшихся Витте по укреплению финансовой системы страны, большую роль сыграла осуществленная им денежная реформа. Суть ее сводилась к введению свободного обмена бумажных денег на золотую валюту. Реформа, предполагавшая девальвацию на 1/3 кредитного рубля, затрагивала интересы широких слоев населения, но прежде всего интересы аграриев, экспортировавших зерно. Реформа понижала золотое содержание рубля на 1/3. Кредитный рубль приравнивался к 66 2/3 коп. золотом. На 1/3 уменьшался вес золотого рубля. Существовавшие до реформы 10-рублевые золотые монеты превращались в 15-рублевые империалы, а 5-рублевые - в 7,5-рублевые полуимпериалы. Впоследствии в обращение вновь были выпущены 10-рублевые и 5-рублевые золотые монеты, но с соответственно пониженным весом.

Денежная реформа имела очень большое значение. Она поставила Россию в финансовом отношении в один ряд с развитыми европейскими странами, в большинстве которых к концу XIX в. господствовала система золотого монометаллизма, и создавала более благоприятные условия для развития российского капитализма и для притока в страну иностранных капиталов.

Политика Витте в области промышленности и торговли была намечена в программе деятельности Министерства финансов, утвержденной главой Министерства осенью 1893 г. В ней говорилось, прежде всего, об обеспечении благоприятных внешних условий для развития отечественной промышленности, ограждении ее от конкуренции со стороны иноземных товаров на внутреннем рынке. Основная идея программы сводилась к дальнейшему усилению руководящей роли правительства в развитии промышленности и торговли. Для активизации частного предпринимательства настоятельно необходимым признавался пересмотр промышленного и торгового законодательства.

Изменились приоритеты в правительственной промышленной политике. Если раньше основное внимание уделялось устранению препятствий на пути развития промышленности, то теперь ей оказывается прямая поддержка. Витте отдавал предпочтение созданию совместных чиновничье-предпринимательских органов в центре и на местах - они должны были проявлять инициативу и вырабатывать предварительные решения по важным торгово-промышленным вопросам. Таким образом, правительство, стимулируя активность торгово-промышленных кругов, вместе с тем не шло далее предоставления этим кругам консультативных функций в выработке своей торгово-промышленной политики.

Стремление государства руководить экономическим развитием страны еще более ярко проявлялось в его железнодорожной политике, Она сводилась к трем основным направлениям: расширению сети железных дорог; сосредоточению важнейшей ее части в руках казны и подчинению частных железных дорог руководству государства. При Витте протяженность железных дорог увеличилась на 25 тыс. верст, с 29 до 54 тыс. При этом казной строились железные дороги, не обещавшие дохода в ближайшем будущем, главным образом, в азиатской части страны (Транссибирская железная дорога) и те, которые имели стратегическое значение. Частное железнодорожное строительство велось в основном там, где железные дороги могли приносить доходы уже в ближайшее время. Правительство поощряло железнодорожное строительство, поскольку оно содействовало развитию тех отраслей промышленности, которые обслуживали железнодорожное хозяйство, а также создавало более благоприятные условия для втягивания помещичьих хозяйств в рыночные отношения.

Широко практиковался выкуп казной частных железных дорог. При Витте число частных железнодорожных обществ сократилось более чем втрое. Своей тарифной политикой государство имело возможность регулировать торговые потоки, стимулировать экспорт с целью пополнения казны валютой, необходимой для поддержания стабильности курса рубля. Витте к тому же не ограничивался регулированием товарных тарифов. Чтобы повысить доходность железных дорог и облегчить условия подвижности населения, он понизил пассажирский тариф, особенно на дальних расстояниях.

Одним из важных аспектов торгово-промышленной политики Витте являлось значительное расширение сети коммерческого и технического образования. До 1894 г. в России было всего лишь восемь коммерческих училищ, а с 1896 по 1902 г. было открыто 147 таких училищ и три коммерческих института - в Петербурге, Киеве и Варшаве. Витте добился того, что заведование этими учебными заведениями было возложено на Министерство финансов.

Россия в начале XX века оставалась аграрно-крестьянской страной. Доход от сельского хозяйства составлял 2/3 национального дохода. В этой отрасли народного хозяйства было занято подавляющее большинство населения страны. Положение крестьянства оставалось крайне тяжелым. Оно страдало от малоземелья, налогового бремени, выкупных платежей, аграрного перенаселения, сословной неполноправности. Витте - один из немногих в правящих сферах, кто в поисках решений крестьянского вопроса исходил не из идеологических соображений, а с позиций экономического прогресса.

По мнению Витте, ключом к решению крестьянской проблемы могло быть только уравнение крестьян в правах с другими сословиями. Необходимо, утверждал он, сделать из крестьянина "полуперсоны" "персону". Это позволило бы ему встать в ногу со временем, развить в себе черты, отвечающие требованиям рыночного хозяйства: личную инициативу и дух предпринимательства. Под уравнением крестьян в правах с другими сословиями Витте имел в виду также замену общинной надельной собственности частной крестьянской собственностью и предоставление крестьянам права по своему желанию выходить из общины и свободно перемещаться по стране. План виттевской реформы востребован не был.

4. Внешняя политика России в начале XX века (до 1917 года). На рубеже XIX—XX вв. Россия играла все более заметную роль в международных отношениях. Она принимала непосредственное участие в формировании двух военно-политических блоков — Тройственного союза (Германия, Австро-Венгрия, Италия) и Антанты (Англия, Франция, Россия). Одним из основных направлений ее внешней политики стала борьба за утверждение своего влияния на Балканах. На южном направлении шло соперничество с Турцией, Ираном за черноморские проливы, за влияние в Азии. На Дальнем Востоке интересы России сталкивались с интересами Китая и Японии (КВЖД, сдача Китаем в аренду России Порт-Артура и Дальнего).

Борьба России и Японии за влияние в Северном Китае и Корее привела к русско-японской войне 1904—1905 гг. Ход военных действий: нападение Японии на порт-артурскую эскадру и крейсер “Варяг” у мыса Чемульпо; сражение под Ляояном и на реке Шахэ (командующий — генерал А. Н. Куропаткин); оборона Порт-Артура; Мукденское сражение; поражение русского флота в Цусимском проливе. Заключение мирного договора (Портсмут, США, август 1905 г.). Япония получила Порт-Артур и Южный Сахалин. Причины поражения России: неподготовленность к войне, ее военно-техническая отсталость, ошибки и просчеты высшего военного командования; помощь Японии со стороны Англии и США. Русско-японская война показала неспособность царя и его окружения эффективна управлять страной, выявила необходимость проведения в стране экономических и социально-политических преобразований, ускорила революционный взрыв.

Причины революции: нерешенность сложных проблем, стоявших перед страной в начале века; ухудшение материального положения населения города и деревни в результате мировой войны и вызванной ею экономической разрухи; рост недовольства в армии поражениями в войне, бездарным военным руководством, плохим обеспечением вооружением и продовольствием; быстрое революционизирование армии. Кризис “верхов” был налицо (невозможность справиться с ситуацией, рост коррупции и произвола чиновников, заговор и убийство Григория Распутина и т. д. События нарастали стремительно. В январе усилилось забастовочное движение. Начавшаяся 18 февраля забастовка рабочих Путиловского завода 25 февраля переросла во всеобщую. Наряду с экономическими стали выдвигаться политические лозунги. 25—26 февраля произошли кровавые столкновения с войсками, началось вооруженное восстание. Государственная дума была распущена (указ от 26 февраля). 27 февраля столица оказалась во власти восставших, деятельность органов власти оказалась парализована. Был создан Временный Исполком Петроградского Совета рабочих депутатов (Н. С. Чхеидзе, М. И. Скобелев, А. Ф. Керенский) и одновременно сформирован Временный комитет членов Государственной думы, а затем и Временное правительство во главе с Г. Е. Львовым. В стране сложилось двоевластие. Были обнародованы программы обоих органов власти, провозглашавшие ряд демократических прав и свобод. Приказ № 1 по Петроградскому гарнизону содержал положения о демократизации армии. Николай II отрекся от престола. Однозначно определить характер февральской революции нельзя. В ней одновременно действовал ряд потоков: пролетарский, крестьянский, национально-освободительный, антивоенный (в армии). В ходе революции решались антифеодальные, антикапиталистические, общедемократические и узкоклассовые задачи. Важнейший итог событий февраля 1917 г. — свержение под давлением левых сил самодержавной власти, появление возможности демократического развития страны.

II. Термины:

Самодержавие - Форма правления, при которой верховная власть принадлежит единоличному (обычно наследственному) правителю, а также государство во главе с таким правителем.

Индустриализация – перевод промышленности на машинную, индустриальную технику; внедрение техники.

Золотой рубль - Витте стабилизировал русский рубль реформой 1897, ввел золотое денежное обращение, обеспечив стране твердую  валюту вплоть до первой  мировой войны и приток иностранных капиталов. Царский указ "О чеканке и выпуске в обращение золотых монет" вышел 3 января 1897 года. Рубль был фактически на треть девальвирован. Новые деньги менялись на "старые" с разницей 1 к 1,5. Был введен свободный размен золота на кредитные билеты.

Монополия - 1. Исключительное право на производство или на продажу чего-нибудь, а также исключительное пользование чем-нибудь. 2. Крупное объединение, возникшее на основе концентрации производства и капитала с целью установления господства в какой-нибудь области хозяйства и получения максимальной прибыли.

Унитарное государство — одна из форм государственного устройства. Административно-территориальные единицы внутри страны подчиняются непосредственно центральному правительству (унитарно - от лат. unitas - единство) - государство, в составе которого отсутствуют самостоятельные государственные образования и которое имеет только административно-территориальное деление.

Буржуазия - класс собственников средств производства, существующий за счёт прибавочной стоимости, получаемой в результате применения наёмного труда.

Рабочий класс - класс наёмных работников, занятых производительным или подсобным трудом на фабрично-заводском, строительном, сельскохозяйственном или другом специализированном предприятии.