Зачет №1 «Россия во второй половине XIX века»
Шестидесятые годы XIX века были для России временем крупных и глубоких по своим последствиям реформ. Они охватывали не только экономику, но и социально-политическую структуру общества.
Развитие капитализма в России сдерживалось существовавшими феодально-крепостническими отношениями, отсутствием рынка свободной рабочей силы. Крепостничество с его атрибутами (оброком, барщиной и малоземельем) вызывало острое недовольство, что находило свое выражение в росте крестьянских выступлений. Таким образом, необходимость реформ была вызвана потребностями экономического развития страны, и законами развития капитализма. Были причины и политического характера: поражение России в Крымской войне (1853—56 гг.), показавшей гнилость и слабость феодально-крепостнической системы, рост недовольства в широких кругах российской общественности.
Самодержавие было поставлено перед выбором: или реформы сверху, или непрерывная война с крестьянством. Не дожидаясь, пока крестьяне освободят себя снизу, Александр II встал на путь реформ. 19 февраля 1861 года он подписал Манифест об освобождении крестьян («О милостивейшем даровании крепостным людям прав и состояния свободных сельских обывателей и обустройства их быта»), а также специальное «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».
1. В чем заключалась суть земельной реформы? Согласно Манифесту крестьяне объявлялись юридически свободными людьми, т. е. получали право торговать, владеть движимым и недвижимым имуществом, заключать сделки и т. д. Но от провозглашения свободы до ее реального экономического обеспечения была еще немалая дистанция. Дело в том, что земля по-прежнему оставалась собственностью помещиков. По соглашению между помещиками и крестьянами (так называемые уставные грамоты) крестьяне получали наделы земли. Их размеры колебались в зависимости от местных условий от 3 до 12 десятин. Если земельные участки крестьян были более предусмотренных норм, то помещик имел право отрезать у них излишки. Именно эти земли, отнятые у крестьян в период реформы, и получили название «отрезков».
Нередки были случаи, когда помещики отбирали лучшую землю, а крестьянам выделяли неудобья. Крестьяне с согласия помещиков могли выкупать - усадебную и надельную землю. Только выкупившие землю становились крестьянами-собственниками, а остальные до выкупа назывались временнообязанными. Они были обязаны или платить оброк, или отбывать барщину. Временнообязанное состояние определялось в 9 лет, фактически же оно растянулось до 20 лет.
Крестьянская реформа, разорвав путы крепостничества и открыв путь к свободному рынку рабочей силы, тем самым создала предпосылки для быстрого промышленного прогресса. Но, несмотря на, безусловно, прогрессивный характер, она не уничтожила основного социального противоречия между крестьянами и помещиками. Помещичье землевладение сохранялось, а это значит, что оставалась и объективная основа для социальных конфликтов и потрясений в будущем.
2. Земская реформа («Положение о губернских и уездных земских учреждениях») начала проводиться с января 1864 года. Она предусматривала введение новых органов местного самоуправления—выборных уездных и губернских земств. Согласно «Положению» земские учреждения должны были состоять из представителей всех сословий. Однако выборы в земства не были равными, всеобщими и прямыми. Избирательное право обусловливалось имущественным цензом. Гласные земств (представители от сословий) избирались на три группы. В первой группе были представлены крупные землевладельцы, а, также собственники крупных торгово-промышленных предприятий. В городах избирательное право получали представители крупной и средней буржуазии. Мелкая буржуазия, ремесленники, рабочие в выборах гласных не участвовали.
Недостатки земской реформы были очевидны: незавершенность структуры земских органов (отсутствие высшего центрального органа), искусственное создание численного преимущества для поместного дворянства, ограниченность сферы деятельности. Важен был сам факт появления в России системы самоуправления, в корне отличной от господствующей бюрократической системы. Однако политика правительства по отношению к земству во второй половине 1860 — 1870-х гг. была направлена как раз на лишение его всякой самостоятельности. Губернаторы получили право отказывать в утверждении в должности любому лицу, избранному земством; земских врачей, учителей, статистиков по малейшему поводу изгоняли из земства. Губернатор и министр могли отменить решения, земских собраний, что обеспечивало полный контроль: правительства. Центральная и местная власти целенаправленно пресекали любое поползновение земств к независимой деятельности.
3. Второй реформой местного самоуправления стало введение «Городового положения 16 июня 1870 г». В соответствии с «Положением» в городах избирались городские Думы. Они являлись контрольно-распорядительными органами. Функции исполнительной власти выполняли избираемые Думой городские управы и городские головы, утверждавшиеся министром внутренних дел или губернатором. В компетенцию городского самоуправления входили все вопросы жизни города: благоустройство, торговля, противопожарная безопасность, медицинское обслуживание, народное образование и проч. Городская реформа носила буржуазный характер, способствовала формированию капиталистических общественных отношений, была шагом вперед по сравнению с сословной городской Думой, существовавшей со времен Екатерины II.
4. В ноябре 1864 года Александр II подписал Указ и «Новые судебные уставы», которые вносили изменения в судебную систему и судопроизводство.
В соответствии с Указом суд и судопроизводство строились на основных принципах буржуазного права: равенства всех сословий перед законом, открытости и гласности суда, независимости судей, состязательности обвинения и защиты, присутствия присяжных заседателей.
Судебная реформа имела огромное значение уже потому, что обеспечивая существенную степень защиты подданных Российской империи в гражданских и, меньшей стопчи, в уголовных делах она способствовала самому процессу выработки понятий прав человека как гражданина России.
5. В 60—70 годы по инициативе военного министра Д. А. Милютина была проведена и военная реформа. Своей основной целью она ставила создание кадровой армии буржуазного типа и предусматривала не только перевооружение армии, но и изменение ее структуры, принципа комплектования и подготовки кадров. Прежде всего, было реорганизовано военное министерство, страна делилась на военные округа, для подготовки офицерских кадров создавалась сеть военных гимназий, училищ, академий. В результате военной реформы значительно была повышена боеспособность русской армии, значительно сокращалась её численность в мирное время. При этом хорошо подготовленный резерв на случай войны позволял при необходимости быстро создать сильную армию.
6. С
Значение реформ. Отмена крепостного права и буржуазные реформы, проведённые в правление Александра II, являются знаменательным событием в истории России. За отмену крепостного права народ прозвал Александр II Освободителем. Россия в значительной степени приблизилась к европейской социально - политической модели. Был сделан первый шаг по расширению роли общественности в жизни страны и превращения России в буржуазную монархию. Был открыт путь мирной модернизации русского общества. Начался бурный рост экономики и культуры страны. В российскую историю буржуазные реформы Александра II вошли как "великие реформы".
Но у всеобъемлющих реформ Александра II была и обратная сторона. Получение личной свободы 25 млн. русским крестьянством, демократические свободы, создание новой структуры местного управления, изменение судопроизводства, возникновение новой социальной структуры общества и др. привели к изменению многовекового уклада русской жизни. Вскоре обнаружилось, что, помимо благотворных результатов, одним из результатов реформ стал рост напряженности в обществе. Внутренняя жизнь государства оказалась расстроенной, казна пуста, росли иностранные займы. Оживление торгово-промышленной деятельности сопровождалось широким распространением финансового мошенничества, разорением. В город из деревни хлынули крестьяне, но город оказался не готов к приёму такого количества неквалифицированной рабочей силы. Крестьяне повсеместно проявляли недовольство реформой. В обществе стремительно росли имущественное неравенство, бедность, преступность.
II. Консервативное, либеральное, радикальное течения в общественном движении России во второй половине XIX века.
А). Либерализм - 1. Идеологическое и политическое течение, объединяющее сторонников демократических свобод и свободного предпринимательства. 2. Излишняя терпимость, снисходительность, вредное попустительство.
Радикализм - 1. Политическое течение, ориентирующееся на проведение демократических реформ в рамках существующего строя. 2. Решительный образ действий.
Консерватизм – Политическое течение, отстаивающее неизменность политического строя, быта, противящийся каким-нибудь нововведениям.
Б). Консерваторов представляла значительная часть дворянства, главным образом его аристократическое крыло, а также высшая чиновная бюрократия. Эти силы выступали против реформ, которые, на их взгляд, были слишком радикальными. Московское дворянство, например, вообще выступало за сохранение жалованной грамоты Екатерины II 1785 года, по которой дворянству устанавливались сословные привилегии. Представители этого течения отстаивали незыблемость так называемой триады — самодержавия, православия и народности. Эти фундаментальные устои государства, по их мнению, были основой стабильности, мощи и величия России.
Либералы — это те представители дворянства, либерально-монархической буржуазии, разночинной интеллигенции, которые признавали необходимость реформ, не затрагивающих основ самодержавной власти. Их социальная программа — освобождение крестьян при сохранении помещичьего землевладения и обязательном выкупе крестьянских наделов — преследовала и политическую цель: предотвратить возможные революционные потрясения. Как политическое течение либерализм делился на два крыла — правое и левое. Лидеры правых либералов — Кавелин К. Д., Милютин Н. А., Чечерин Б. Н., Катков М. Н. (позднее консерватор) выступали за сделку с «верхами» на основе сохранения и частичного реформирования абсолютной монархии.
Представители левого крыла выступали за отмену сословных привилегий и созыв Земского собора, за расширение прав органов местного самоуправления и установление в России буржуазных свобод — свободы слова, печати, совести и т. д.
Радикалы. К началу 60-х годов сложилось и революционно-демократическое течение, родоначальником которого был В. Г. Белинский. Социальной основой этого течения была так называемая разночинная интеллигенция. Выдающимися идеологами революционеров-демократов были А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев и др. Общепризнанным вождем нового поколения революционеров был Н. Г. Чернышевский — человек необычайно широкой эрудиции, беспредельно веривший в идеалы революции.
Программа требований революционной демократии предусматривала установление республиканского строя, передачу земли крестьянам, расширение прав органов местного самоуправления, равноправие женщин. Идейной основой деятельности революционных демократов была теория общинного крестьянского социализма, родоначальником которой был А. И. Герцен.
Революционные демократы настойчиво и целеустремленно искали пути и средства борьбы с самодержавием. К революционно-демократическому лагерю примыкали и народники 70-х годов. Народничество — это мелкобуржуазное, крестьянское направление в революционном российском движении. Социально-экономической основой народничества являлась незрелость общественных отношений России, слабость пролетариата и преобладание в стране крестьянства.
Идейной основой народничества была также теория крестьянского социализма. Как и революционные демократы, они верили в самобытность развития России, идеализировали крестьянство, недооценивали революционную роль пролетариата, а общину считали ячейкой будущего социализма. Но в отличие от революционных демократов они отрицали роль народа как главного творца истории и чрезмерно преувеличивали роль личности.
По своим тактическим взглядам и взглядам на революцию народничество не было однородным. Оно делилось на три основные группы: пропагандистов, анархистов-бунтарей и террористов.
Пропагандисты, общепризнанным лидером которых был П. Лавров (1823—1900 гг.) выступали за ведение длительной социалистической пропаганды среди крестьянства в целях подготовки его к революции.
Большим влиянием в народническом движении пользовалось анархистско-бунтарское направление во главе с М. А. Бакуниным (1814—1876 гг.). Прежде всего, рассматривался вопрос о самоуправлении народа, идущего снизу вверх, о роли автономии в решении национального вопроса, о кооперации и др.
Часть народников во главе с П. Ткачевым (1844— 1885 гг.) отстаивала тактику заговора и террора. Они считали, что царизм не имеет опоры в массах и поэтому достаточно уничтожить правящую верхушку, чтобы решить все вопросы революции. Как и все народники, террористы связывали будущее страны с крестьянством, но в отличие от остальных отрицали его решающую роль в революции. Они считали, что исторический переворот может совершить только интеллигенция, организованная в партию.
Одним из направлений народничества в конце 60-х — начале 70-х годов была так называемая нечаевщина. Лидер этого движения С. Нечаев (1847—1882 гг.) выступал как анархист-бунтарь крайнего направления. Принцип: для достижения своих целей хороши все способы и средства. Нечаевщина, как политическое явление, была ничем иным, как смесью революционного фанатизма, политического авантюризма и иезуитства.
III. Термины.
Временнообязанные отношения – это отношения между крестьянами и помещиками, когда крестьяне с согласия помещиков могли выкупать - усадебную и надельную землю. Только выкупившие землю становились крестьянами-собственниками, а остальные до выкупа назывались временнообязанными. Они были обязаны или платить оброк, или отбывать барщину. Временнообязанное состояние определялось в 9 лет, фактически же оно растянулось до 20 лет.
Отрезки. По соглашению между помещиками и крестьянами (так называемые уставные грамоты) крестьяне получали наделы земли. Их размеры колебались в зависимости от местных условий от 3 до 12 десятин. Если земельные участки крестьян были более предусмотренных норм, то помещик имел право отрезать у них излишки. Именно эти земли, отнятые у крестьян в период реформы, и получили название «отрезков».
Гласность и состязательность судов. Гласность – введение суда присяжных и его регламентация для определения в уголовных делах вины или невиновности подсудимых. Но политические преступления при этом были изъяты из подсудности суда присяжных.
Принцип состязательности в судебном процессе. Наряду с присяжными поверенными в коллегиях при судах, в процессе (по разрешению суда и по доверенности одной из сторон) могли участвовать частные поверенные. Руководящим органом коллегии адвокатов стал Совет присяжных поверенных. Этот орган совмещал обязанности административного и судебного характера. Действуя под контролем судебной палаты, совет осуществлял наблюдение за точным исполнением присяжными поверенными своих обязанностей, исполнением ими законов, "установленных правил и всего прочего... сообразно с пользой их доверителей".
Народничество — это мелкобуржуазное, крестьянское направление в революционном российском движении. Идейной основой народничества была теория крестьянского социализма, они верили в самобытность развития России, идеализировали крестьянство, недооценивали революционную роль пролетариата, а общину считали ячейкой будущего социализма, отрицали роль народа как главного творца истории и чрезмерно преувеличивали роль личности.
Восточный вопрос - условное, принятое в дипломатии и исторической литературе обозначение международных противоречий в 18 — начале 20 вв., связанных с наметившимся распадом Османской империи (султанской Турции), ширившимся национально-освободительным движением населявших империю народов и борьбой европейских великих держав [Австрии (с 1867 — Австро-Венгрии), Великобритании, Пруссии (с 1871 — Германии), России, Франции, Италии, а впоследствии и США] за раздел её владений, в первую очередь — европейских.
Империализм - Высшая стадия капитализма, характеризующаяся господством крупных монополий во всех сферах жизни, борьбой между капиталистическими странами за источники сырья и рынки сбыта, за чужие территории.
Политический террор - Устрашение своих политических противников, выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтожения.
Промышленный переворот - процесс перехода от мануфактурного, основанного на ручном труде производства к производству фабричному, связанному с широким применением машин,
Зачет №2 «Россия в начале XX века»
1. Социально – экономическое развитие России в начале XX века.
После депрессии и событий, связанных с революцией 1905 – 1907 гг., начался новый подъем, продолжавшийся до 1914г. В этот период производство увеличились в полтора раза. Среди главных причин – активное вмешательство государства в экономику. «Во многом это связанно с деятельностью С.Ю. Витте, министра финансов(1892 – 1903). При помощи государственных рычагов управления он стремился осуществить форсированную капиталистическую индустриализацию страны»6.
Витте стабилизировал русский рубль реформой 1897, – «введены золотое денежное обращение и свободный обмен бумажных денег на золото». Это привлекло иностранный капитал. Их привлечение облегчало широкое использование технико-экономического опыта развитых стран.
Россия занимала первое место в мире по концентрации производства. А концентрация, в свою очередь, приводила к росту монопольных объединений. В нач. ХХ века в России насчитывалось до 50 крупных монополий, главным образом сбытовых картелей и синдикатов. Также быстро создавались монополии в банковском деле.
Но в целом, несмотря на очень высокие темпы роста, Россия в нач. ХХ в. оставалась страной со среднеслабым развитием капитализма. И главным тормозом капиталистического развития было сельское хозяйство – там почти ничего не изменилось, и все было наполнено крепостническими пережитками: нищета крестьянства не позволяла расширять внутренний рынок, что мешало прогрессу в промышленности. И именно это стало основой будущих революций.
Кризис 1900 – 1903гг. и голодовки крестьян, недовольство властью, бесправие привели к третьей за последние полвека революционной ситуации. Главными проблемами по-прежнему были решение аграрного вопроса и свержение самодержавия. Второй пункт новый и связан с тем, что самодержавие упорно не хотело развиваться вместе с капитализмом, ведь новая этап – новые права и свободы, но ничего не менялось в самой системе, и люди, естественно, были недовольны этим. Витте понимал, что без всеобщего избирательного права, без нормированного рабочего дня, без парламента, без конституции самодержавию долго не продержаться, что этого требует тот этап, на котором находиться Россия, дальше тьма. Царь подумал и согласился. 17-го октября был издан манифест, который формально означал конец существования в России неограниченной монархии.
2. Царствование Николая II. Время царствования Николая
II явилось периодом самых высоких в истории России темпов экономического роста.
За 1880-
Царствование Николая II совпало с началом бурного развития капитализма и одновременного роста революционного движения в России. Чтобы сохранить самодержавие и, главное, обеспечить дальнейшее развитие и процветание России, императором были приняты меры, обеспечивающие укрепление союза с нарождающимся буржуазным классом и перевода страны на рельсы буржуазной монархии при сохранении политического всевластия самодержавия: учреждена Государственная Дума, проведена аграрная реформа.
3. Реформатор С.Ю. Витте
Главное внимание С. Ю. Витте уделял укреплению финансов, а также развитию промышленности и железнодорожного транспорта. За время пребывания Витте во главе финансового ведомства государственный бюджет возрос более чем в два раза. Рост бюджета обеспечивался главным образом за счет повышения доходов от государственной собственности, увеличения косвенных налогов и более широкого использования прогрессивного налога с прибыли предприятий вместо прежней системы промыслового обложения в виде сборов за право торговли и промыслов.
Самой доходной статьей бюджета стала введенная при Витте винная монополия. Согласно этой мере производство сырого спирта оставалось частным делом, его очистка, изготовление водки и крепких вин также производились на частных заводах, но только по заказу казны и под строгим наблюдением акцизного надзора. Продажа же этих напитков становилась государственной монополией. С помощью винной монополии государство получало возможность повышать питейные доходы не только распространением ее на новые районы и за счет увеличения продажи крепких напитков, но и повышением цен на эти напитки.
В ряду мер, принимавшихся Витте по укреплению финансовой системы страны, большую роль сыграла осуществленная им денежная реформа. Суть ее сводилась к введению свободного обмена бумажных денег на золотую валюту. Реформа, предполагавшая девальвацию на 1/3 кредитного рубля, затрагивала интересы широких слоев населения, но прежде всего интересы аграриев, экспортировавших зерно. Реформа понижала золотое содержание рубля на 1/3. Кредитный рубль приравнивался к 66 2/3 коп. золотом. На 1/3 уменьшался вес золотого рубля. Существовавшие до реформы 10-рублевые золотые монеты превращались в 15-рублевые империалы, а 5-рублевые - в 7,5-рублевые полуимпериалы. Впоследствии в обращение вновь были выпущены 10-рублевые и 5-рублевые золотые монеты, но с соответственно пониженным весом.
Денежная реформа имела очень большое значение. Она поставила Россию в финансовом отношении в один ряд с развитыми европейскими странами, в большинстве которых к концу XIX в. господствовала система золотого монометаллизма, и создавала более благоприятные условия для развития российского капитализма и для притока в страну иностранных капиталов.
Политика Витте в области
промышленности и торговли была намечена в программе деятельности Министерства
финансов, утвержденной главой Министерства осенью
Изменились приоритеты в правительственной промышленной политике. Если раньше основное внимание уделялось устранению препятствий на пути развития промышленности, то теперь ей оказывается прямая поддержка. Витте отдавал предпочтение созданию совместных чиновничье-предпринимательских органов в центре и на местах - они должны были проявлять инициативу и вырабатывать предварительные решения по важным торгово-промышленным вопросам. Таким образом, правительство, стимулируя активность торгово-промышленных кругов, вместе с тем не шло далее предоставления этим кругам консультативных функций в выработке своей торгово-промышленной политики.
Стремление государства руководить экономическим развитием страны еще более ярко проявлялось в его железнодорожной политике, Она сводилась к трем основным направлениям: расширению сети железных дорог; сосредоточению важнейшей ее части в руках казны и подчинению частных железных дорог руководству государства. При Витте протяженность железных дорог увеличилась на 25 тыс. верст, с 29 до 54 тыс. При этом казной строились железные дороги, не обещавшие дохода в ближайшем будущем, главным образом, в азиатской части страны (Транссибирская железная дорога) и те, которые имели стратегическое значение. Частное железнодорожное строительство велось в основном там, где железные дороги могли приносить доходы уже в ближайшее время. Правительство поощряло железнодорожное строительство, поскольку оно содействовало развитию тех отраслей промышленности, которые обслуживали железнодорожное хозяйство, а также создавало более благоприятные условия для втягивания помещичьих хозяйств в рыночные отношения.
Широко практиковался выкуп казной частных железных дорог. При Витте число частных железнодорожных обществ сократилось более чем втрое. Своей тарифной политикой государство имело возможность регулировать торговые потоки, стимулировать экспорт с целью пополнения казны валютой, необходимой для поддержания стабильности курса рубля. Витте к тому же не ограничивался регулированием товарных тарифов. Чтобы повысить доходность железных дорог и облегчить условия подвижности населения, он понизил пассажирский тариф, особенно на дальних расстояниях.
Одним из важных аспектов
торгово-промышленной политики Витте являлось значительное расширение сети
коммерческого и технического образования. До
Россия в начале XX века оставалась аграрно-крестьянской страной. Доход от сельского хозяйства составлял 2/3 национального дохода. В этой отрасли народного хозяйства было занято подавляющее большинство населения страны. Положение крестьянства оставалось крайне тяжелым. Оно страдало от малоземелья, налогового бремени, выкупных платежей, аграрного перенаселения, сословной неполноправности. Витте - один из немногих в правящих сферах, кто в поисках решений крестьянского вопроса исходил не из идеологических соображений, а с позиций экономического прогресса.
По мнению Витте, ключом к решению крестьянской проблемы могло быть только уравнение крестьян в правах с другими сословиями. Необходимо, утверждал он, сделать из крестьянина "полуперсоны" "персону". Это позволило бы ему встать в ногу со временем, развить в себе черты, отвечающие требованиям рыночного хозяйства: личную инициативу и дух предпринимательства. Под уравнением крестьян в правах с другими сословиями Витте имел в виду также замену общинной надельной собственности частной крестьянской собственностью и предоставление крестьянам права по своему желанию выходить из общины и свободно перемещаться по стране. План виттевской реформы востребован не был.
4. Внешняя политика России в начале XX века (до 1917 года). На рубеже XIX—XX вв. Россия играла все более заметную роль в международных отношениях. Она принимала непосредственное участие в формировании двух военно-политических блоков — Тройственного союза (Германия, Австро-Венгрия, Италия) и Антанты (Англия, Франция, Россия). Одним из основных направлений ее внешней политики стала борьба за утверждение своего влияния на Балканах. На южном направлении шло соперничество с Турцией, Ираном за черноморские проливы, за влияние в Азии. На Дальнем Востоке интересы России сталкивались с интересами Китая и Японии (КВЖД, сдача Китаем в аренду России Порт-Артура и Дальнего).
Борьба России и Японии за
влияние в Северном Китае и Корее привела к русско-японской войне 1904—1905 гг.
Ход военных действий: нападение Японии на порт-артурскую эскадру и крейсер
“Варяг” у мыса Чемульпо; сражение под Ляояном и на реке Шахэ (командующий —
генерал А. Н. Куропаткин); оборона Порт-Артура; Мукденское сражение; поражение
русского флота в Цусимском проливе. Заключение мирного договора (Портсмут, США,
август
Причины революции:
нерешенность сложных проблем, стоявших перед страной в начале века; ухудшение
материального положения населения города и деревни в результате мировой войны и
вызванной ею экономической разрухи; рост недовольства в армии поражениями в
войне, бездарным военным руководством, плохим обеспечением вооружением и
продовольствием; быстрое революционизирование армии. Кризис “верхов” был налицо
(невозможность справиться с ситуацией, рост коррупции и произвола чиновников,
заговор и убийство Григория Распутина и т. д. События нарастали стремительно. В
январе усилилось забастовочное движение. Начавшаяся 18 февраля забастовка
рабочих Путиловского завода 25 февраля переросла во всеобщую. Наряду с
экономическими стали выдвигаться политические лозунги. 25—26 февраля произошли
кровавые столкновения с войсками, началось вооруженное восстание.
Государственная дума была распущена (указ от 26 февраля). 27 февраля столица
оказалась во власти восставших, деятельность органов власти оказалась
парализована. Был создан Временный Исполком Петроградского Совета рабочих
депутатов (Н. С. Чхеидзе, М. И. Скобелев, А. Ф. Керенский) и одновременно
сформирован Временный комитет членов Государственной думы, а затем и Временное
правительство во главе с Г. Е. Львовым. В стране сложилось двоевластие. Были
обнародованы программы обоих органов власти, провозглашавшие ряд
демократических прав и свобод. Приказ № 1 по Петроградскому гарнизону содержал
положения о демократизации армии. Николай II отрекся от престола. Однозначно
определить характер февральской революции нельзя. В ней одновременно действовал
ряд потоков: пролетарский, крестьянский, национально-освободительный,
антивоенный (в армии). В ходе революции решались антифеодальные, антикапиталистические,
общедемократические и узкоклассовые задачи. Важнейший итог событий февраля
II. Термины:
Самодержавие - Форма правления, при которой верховная власть принадлежит единоличному (обычно наследственному) правителю, а также государство во главе с таким правителем.
Индустриализация – перевод промышленности на машинную, индустриальную технику; внедрение техники.
Золотой рубль - Витте стабилизировал русский рубль реформой 1897, ввел золотое денежное обращение, обеспечив стране твердую валюту вплоть до первой мировой войны и приток иностранных капиталов. Царский указ "О чеканке и выпуске в обращение золотых монет" вышел 3 января 1897 года. Рубль был фактически на треть девальвирован. Новые деньги менялись на "старые" с разницей 1 к 1,5. Был введен свободный размен золота на кредитные билеты.
Монополия - 1. Исключительное право на производство или на продажу чего-нибудь, а также исключительное пользование чем-нибудь. 2. Крупное объединение, возникшее на основе концентрации производства и капитала с целью установления господства в какой-нибудь области хозяйства и получения максимальной прибыли.
Унитарное государство — одна из форм государственного устройства. Административно-территориальные единицы внутри страны подчиняются непосредственно центральному правительству (унитарно - от лат. unitas - единство) - государство, в составе которого отсутствуют самостоятельные государственные образования и которое имеет только административно-территориальное деление.
Буржуазия - класс собственников средств производства, существующий за счёт прибавочной стоимости, получаемой в результате применения наёмного труда.
Рабочий класс - класс наёмных работников, занятых производительным или подсобным трудом на фабрично-заводском, строительном, сельскохозяйственном или другом специализированном предприятии.