Содержание



1.           Введение……………………………………………………………………………3

2.           §1. Социально – экономическое развитие России в начале XX века…………..4

3.           §2. Социальные доктрины политических партий России начала XX века…….8

4.           Заключение………………………………………………………………………..15

5.           Список литературы……………………………………………………………….16























Введение

Социальная политика – это целенаправленная деятельность государства, направленная на развитие социальной сферы повышение благосостояния, улучшение условий жизни отдельных граждан. Основной задачей социальной политики является создание условий для удовлетворения социальных потребностей и интересов незащищённых слоёв населения, их поддержка, реабилитация и защита.

Изучение социальной политики сегодня представляет большой интерес. В настоящее время её проведение связано с существованием социальной напряжённости в постсоветском обществе, и как следствия - постоянной миграцией населения и демографическим спадом. Поэтому осуществление целенаправленной политики государства в решении насущных проблем общества является необходимым. И в этом смысле, опыт, накопленный предыдущими поколениями, неоценим.

Ситуация в социальной сфере в конце XIX – начале XX вв. имеет много общего  с современной: конец XX – начало XXI. Эти периоды можно охарактеризовать как переходные. Промышленный переворот в первом случае, и информационный во втором, привели к изменениям в обществе, а именно: к появлению новых социальных процессов и групп, нуждающихся в особом внимании государства. Особенно эта проблема актуализируется, когда речь заходит о зрелости государственных институтов.  Зрелость определяется не только развитым законодательством, защищающим права отдельного гражданина, но и наличием организаций, чья деятельность направлена на решение насущных социальных проблем.

Данная проблематика широко исследовалась в трудах ученых, таких как Туган-Барановский М.И., Ильин И.А., Милявский И.Л. и многие другие.







§1. Социально – экономическое развитие России в начале XX века.

В начале XX века Россия являлась страной со средним уровнем развития капитализма. Сохранение в экономике пережитков феодализма, ее многоукладность, развитие капитализма в рамках старой политической системы (самодержавной монархии) обусловливали противоречивое, нестабильное развитие общества. Велось много споров о дальнейшем развитии страны — надо ли стараться догнать передовые западные страны или у России свой, самобытный путь развития.

Социальная структура населения России (126 миллионов человек) в начале XX в. состояла из замкнутых сословий: дворянство (потомственное и личное), именитые граждане — горожане, духовенство, купечество, крестьянство, казачество. Капитализация страны способствовала складыванию новых классов — буржуазии и рабочего класса; росла прослойка интеллигенции. Отличительной особенностью страны была многоконфессиональность. Межнациональные отношения также порождали ряд проблем (50% населения составляли “инородцы”).

Таким образом, наряду с существовавшими противоречиями между дворянством и крестьянством возникали противоречия между дворянством и буржуазией, буржуазией и рабочими, интеллигенцией и властью: обострялись межнациональные проблемы. Все более нарастало противоречие между властью и большей частью народа. Необходимы были решительные действия правительства России в области социальной политики.

После депрессии и событий, связанных с революцией 1905 – 1907 гг., начался подъем развития России, продолжавшийся до 1914г. В этот период  производство увеличилось в полтора раза. Среди главных причин – активное вмешательство государства в экономику. Во многом это связанно с деятельностью С.Ю. Витте, министра финансов(1892 – 1903). При помощи государственных рычагов управления он стремился осуществить форсированную капиталистическую индустриализацию страны. Витте стабилизировал русский рубль реформой 1897, – «введены золотое денежное обращение и свободный обмен бумажных денег на золото». Это привлекло иностранный капитал. Их привлечение облегчало широкое использование технико-экономического опыта развитых стран.

  Россия занимала первое место в мире по концентрации производства. А концентрация, в свою очередь, приводила к росту монопольных объединений. В нач. ХХ века в России насчитывалось до 50 крупных монополий, главным образом сбытовых картелей и синдикатов. Также быстро создавались монополии в банковском деле.

  Но в целом, несмотря на очень высокие темпы роста, Россия в нач. ХХ в. оставалась страной со среднеслабым развитием капитализма. И главным тормозом капиталистического развития было сельское хозяйство – там почти ничего не изменилось, и все было наполнено крепостническими пережитками: нищета крестьянства не позволяла расширять внутренний рынок, что мешало прогрессу в промышленности. И именно это стало основой будущих революций.

  Кризис 1900 – 1903гг. и голодовки крестьян, недовольство властью, бесправие привели к третьей за последние полвека революционной ситуации.  Главными проблемами по-прежнему были решение аграрного вопроса и свержение самодержавия. Второй пункт новый и связан с тем, что самодержавие упорно не хотело развиваться вместе с капитализмом, ведь новая этап – новые права и свободы, но ничего не менялось в самой системе, и люди, естественно, были недовольны этим. Витте понимал, что без всеобщего избирательного права, без нормированного рабочего дня, без парламента, без конституции самодержавию долго не продержаться, что этого требует тот этап, на котором находиться Россия, дальше тьма. Царь подумал и согласился. 17-го октября был издан манифест, который формально означал конец существования в России неограниченной монархии. [1; с. 70 - 71]

Таким образом, Российская империя входила в XX век с тяжелым грузом пережитков крепостничества, тормозивших социально-экономическую и политическую модернизацию страны. Развиваясь быстрыми темпами, капитализм отличался тяжелыми формами эксплуатации труда наемных рабочих, сохраняя низкий уровень жизни подавляющего большинства населения города и деревни.

Социально незащищенными оказались фабрично-заводские рабочие. Быстрый рост рабочего класса, преимущественно за счет разоряющейся части крестьянства, обусловил его социальную неоднородность, тесную связь с деревней (рабочие с наделами, "отходники", надомники и др.). Заработная плата наемных работников не покрывала их минимальных потребностей. Рабочий день фактически продолжался 13-15 часов, на многих фабриках и заводах отсутствовали элементарные жилищные условия. "Мужчины, женщины, дети, - писали в фабричных отчетах инспекторы, - спали вповалку на нарах, без различия пола и возраста, в сырых, тесных и душных казармах, иногда в подвалах". [3; с. 381 - 382]

Отсталое сельское хозяйство, неурожаи и голодные годы, низкая доходность мелкокрестьянских хозяйств, растущая нищета бедняцкой части деревни (до 50% сельское населения) усиливали социальную напряженность в российском обществе.

О глубоком кризисе социальной сферы, необходимости преодоления растущей нищеты, невежества обездоленных сословий многократно писали в своих публикациях революционные демократы, деятели либерально-демократического и социалистического направлений, прогрессивно настроенная интеллигенция. Например, С.П.Боткин и его коллеги по Петербургскому обществу русских врачей, изучив статистику средней продолжительности жизни в стране (27 лет для мужчин, 29 лет для женщин), пришли в 1885 г. к тревожному выводу: "Чрезмерная смертность среди российского населения снижает его рабочую способность и доводит народное хозяйство до убыточности. Повышение рабочей способности населения, а вместе с тем благосостояние просвещения в нашем отечестве невозможно без уменьшения смертности, а потому уменьшение смертности и ближайшее к тому средство - оздоровление - составляет нашу государственную потребность". [7; с. 163]

Размышляя о причинах обостряющегося социального кризиса, земский врач А.И.Шингарев (будущий министр земледелия в первом составе Временного правительства в 1917 г.) в работе "Вымирающая деревня" отмечал в 1901 г., что "низкий культурный уровень населения и его ужасающая материальная обеспеченность и безземелье стоят в непосредственной зависимости... от общих условий русской жизни". [4; с. 226]

Нарастающий социальный взрыв следовало предотвратить, приняв срочные меры в сфере социальной амортизации. Однако самодержавие, структуры власти в Центре и на местах проявляли полное безразличие к тяжелому материальному положению и охране здоровья наемных работников и их семей, правовому беспределу предпринимателей.

При всем желании не могли решить проблемы социальной защиты людей труда и обездоленных благотворительные общества и заведения, численность которых в январе 1899 г. составляла всего 14 854, в том числе благотворительных обществ 7349 и благотворительных заведений 7505. Формы и характер деятельности социальной помощи зависели от их типа. Если благотворительные общества содействовали лицам, которые обращались к ним за помощью в момент посещения, то благотворительные заведения помимо разовой помощи нуждающимся давали приют и пропитание тем, кто в них проживал на постоянной основе. В 1898 г. в них постоянно проживали 461,4 тыс. человек, различного рода услугами воспользовалось более 7 млн. чел. Число разовых обращений составило около 20 млн.









§2. Социальные доктрины политических партий России начала XX века

Накануне и в годы первой русской революции 1905-1907 гг. поиск путей социального обновления России, справедливого решения рабочего и крестьянского вопросов, социальной защиты нуждающихся слоев населения развернули политические партии и движения. По мере организационного оформления ведущие партии различной политической ориентации изложили свои взгляды на решение социальных проблем в программных документах, принятых на соответствующих съездах.

РСДРП. В числе первых, широкий спектр требований о предоставлении наемным работникам социальных и экономических прав, сформулировала в своей Программе Российская социал-демократическая рабочая партия (1903 г.). Наряду с общеполитическими задачами (о революционном свержении самодержавия и замене его демократической республикой, введением всеобщего равного и прямого избирательного права, местного самоуправления, о свободе совести, слова, печати, собраний, стачек и союзов и др.) в 16 пунктах излагались меры по; организации социальной защиты людей труда. [6; с. 59-66]

В интересах охраны рабочего класса от физического и нравственного вырождения социал-демократы выдвинули требования ограничить рабочий день 8-ю часами в сутки, запретить сверхурочные работы, установить еженедельный отдых продолжительностью до 42 часов, воспретить ночной труд во всех отраслях народного хозяйства, за исключением производства с непрерывным циклом. В программе содержались требования, предусматривающие защиту детей от эксплуатации на производстве: воспрещение предпринимателям пользоваться трудом детей, не достигших возраста 16 лет, ограничение рабочего дня подростков (16-18 лет) шестью часами. Предусматривалось исключение женского труда в тех отраслях, где он был вреден для женского организма, защита материнства и детства. В качестве практических мер предлагалось освобождать женщин в течение четырех недель и до шести недель после родов с сохранением заработной платы в обычном размере за все это время, устраивать на всех предприятиях, где работают женщины, ясли для грудных и малолетних детей; освобождать женщин, кормящих ребенка, от работы не реже чем через три часа на время не менее чем на полчаса.

Важный элемент социальной защиты - государственного страхования рабочих на случай старости и полной или частичной потери трудоспособности "за счет специального фонда, составленного путем особого налога на капиталистов".

Социал-демократы выступили против выдачи заработной платы товарами, за запрещение денежных штрафов из заработной платы наемных работников, которые широко использовали предприниматели в своих корыстных целях. Выдвигались требования установления уголовной ответственности нанимателей за нарушение правил охраны труда, санитарного надзора на предприятиях и в казенных жилых помещениях, участия рабочих в органах самоуправления, определении порядка найма рабочей силы. Программа РСДРП требовала введения "бесплатной медицинской помощи для рабочих за счет предпринимателей, с сохранением содержания во время болезни".

Более сжато, в целях "устранения остатков крепостного порядка", излагалась в 5 пунктах Программа РСДРП ее аграрная часть. В качестве неотложных шагов рассматривались: отмена выкупных оброчных платежей, повинностей; законов, "стесняющих крестьянина в распоряжении его землей"; возвращение крестьянам денежных сумм, взятых с них в форме выкупных и оброчных платежей, создание народного фонда для культурных и благотворительных нужд сельских обществ.

Добиваясь на этапе буржуазно-демократической революции союза рабочего класса и всего крестьянства, РСДРП включила в свою Программу пункт об учреждении крестьянских комитетов для возвращения сельским обществам тех земель, которые были отрезаны у крестьян при уничтожении крепостного права и служили в руках помещиков орудием их закабаления. Таким образом, решение социальных проблем крестьян РСДРП напрямую связывало с их участием в революции под руководством рабочего класса. В интересах социального и культурного прогресса страны РСДРП выдвинула требование о бесплатном общем и профессиональном образовании для детей обоего пола до 16 лет, снабжении бедных детей одеждой и учебными пособиями за счет государства.

Партия социалистов - революционеров. Главной целью ПСР объявила революционное свержение самодержавия, переход от демократизма к социализму как главное условие решения резко обострившегося в России "социального вопроса". Ключевые задачами социального переворота: обобществление труда, собственности и хозяйства; уничтожение вместе с частной собственностью самого деления на классы; уничтожение классового, репрессивно-принудительного характера общественных учреждений при сохранении и развитии их нормальных культурных функций, то есть планомерной организации всеобщего труда на всеобщую пользу. Посредством реализации этих задач предполагалось решение назревших проблем в социальной сфере. ПСР намерена была добиваться реализации прав человека и гражданина; свободы совести, печати, собраний, союзов, неприкосновенности личности и жилища, всеобщего равного избирательного права народного законодательства (референдумы и инициатива) и др.

В области социальной модернизации аграрных отношений позиции эсеров опирались на общинные и трудовые воззрения, традиции и формы жизни русского крестьянства, в особенности - на глубоко укоренившиеся в их массе убеждения: "земля ничья", "земля божья", право пользоваться ею дает лишь труд и только труд. В фокусе аграрной части Программы ПСР было требование "социализации земли". Социализация земли предполагала "изъятие ее из товарного оборота и обращение из частной собственности отдельных лиц и групп в общенародное достояние", передачу земли в распоряжение - демократически организованных бессословных общин (органы народного самоуправления в Центре и на местах) и распределение ее среди крестьян на основе принципов уравнительного землепользования.

Основными нормами землепользования устанавливались: потребительная (минимальная) - выделение в пользование одной семье определенного количества земли, в результате обработки которой семья могла покрыть свои потребности, необходимые для поддержания жизнедеятельности; трудовая (максимальная) - выделение такого количества земли, которое семья была способна обработать самостоятельно, без найма рабочей силы.

С целью решения текущих вопросов общинного, муниципального и земского хозяйства предлагалось развитие социальных служб и предприятий: бесплатная врачебная помощь, земско-агрономические и продовольственные структуры, кредитование развивающихся трудовых хозяйств (преимущественно кооперативных), создание системы водоснабжения, дорог, смягчения жилищной нужды и др.

В вопросах рабочего законодательства ПСР ставила целью охрану духовных и физических сил рабочего класса, увеличение его способности к дальнейшей освободительной борьбе. Эсеры поддерживали идеи государственного страхования (от несчастных случаев, от безработицы, на случай болезни, старости и др.), требовали разработки законов об охране труда, о минимуме заработной платы, запрещения детского и женского труда на сложных производствах, работы детей до 16 лет.

Программа ПСР имела насыщенную социальную направленность и отличалась от программ других ведущих политических партий оригинальным теоретическим открытием - требованием "социализации земли".

Конституционно-демократическая партия (партия народной свободы). Изложила свои программные положения перевода революции на рельсы "закономерных социальных реформ". Обосновывала возможность эволюционного развития России в рамках конституционной монархии при условии гарантии равных прав граждан и проведения назревших реформ. [8;  с. 34 - 35] Была выдвинута идея пересмотра государственного расходного бюджета в целях снижения непроизводительных расходов и соответствующего увеличения затрат государства на действительные нужды народа. Предполагалась реформа прямых налогов на основе прогрессивного подоходного и поимущественного обложения, введение прогрессивного налога на наследство, удешевление предметов народного потребления.

Свое видение решения аграрного вопроса кадеты изложили в части VII Программы "Аграрное законодательство". Смысл требований сводился к скорейшему очищению аграрного строя России от пережитков крепостничества, подтягиванию сельского хозяйства до уровня развития промышленности. Радикально звучало предложение о принудительном отчуждении за справедливое вознаграждение той части помещичьих земель, которые обрабатывались на основе полукрепостнической отработочной системы или сдавались крестьянам в кабальную аренду. Отчуждаемые земли предлагалось передавать в государственный земельный фонд с последующей передачей их нуждающемуся населению с учетом особенностей землевладения и землепользования в различных областях России. Кадеты поддерживали идею организации помощи для переселения, расселения и устройства хозяйственного быта крестьян, упорядочения законом арендных отношений. Вместе с тем кадеты были противниками национализации земли, усматривая в этом безбрежную монополию властных структур.

Социальные аспекты нашли свое отражение и в разделе VII "Рабочее законодательство". Однако их трактовка носила несколько общий характер. Так, ключевое требование о введении 8-часовой рабочей "нормы" ограничивалось теми производствами, где "она в данное время возможна". Это откладывало решение вопроса на неопределенное время.

Кадеты поддержали предложения социалистов об обязательном, при посредстве государства, страховании работников от болезни, несчастных случаев и профессиональных заболеваний, с отнесением расходов за счет предпринимателей. Поддерживались предложения о введении государственного страхования на случай старости и неспособности к труду для всех лиц, живущих личным трудом, о развитии охраны труда женщин и детей, установлении мер охраны труда мужчин на вредных производствах. Заключительная часть Программы была посвящена вопросам народного просвещения. Кадеты высказывались за введение всеобщего, бесплатного и обязательного обучения в начальной школе, устройстве "элементарных школ для взрослых", народных библиотек и университетов, за развитие профессионального обучения в частности, образования в целом.

"Союз 17 октября". Отражал интересы крупных помещиков и торгово-промышленной буржуазии, привержена конституционной монархии, непримиримости к революционным действиям. Ограниченно классовый характер носили взгляды октябристов на решение острых проблем в социально-экономической сфере. Аграрная часть программы октябристов заняла несколько строк и содержала общие пожелания. Например, в качестве мер "поднятия производительности земледелия", подъема "крестьянского благополучия" были названы: регулирование мелкой земельной аренды; преобразование деятельности крестьянского поземельного банка; содействие расселению и переселению крестьян; признание государственных и удельных земель фондом для удовлетворения земельной нужды бывших крестьян и других разрядов мелких земледельцев. Признавая остроту рабочего вопроса, октябристы ограничились пожеланиями усовершенствования рабочего законодательства с учетом местных особенностей, выработки мер по обеспечению рабочих и их семей в случае болезни, инвалидности и смерти, страхования рабочих и ограничения рабочего времени для женщин. Не нашло отражения в Программе требование 8-часового рабочего времени.

Монархические партии: Монархическая партия, Союз русского народа, Союз Михаила Архангела эти партии в большей степени заботили политические охранительные функции, стремление всеми доступными средствами отстоять исторически изживший себя, самодержавный полукрепостнический строй, нанести поражение революции. Основными целями реформы Монархическая партия считала укрепление неограниченной самодержавной власти на Руси; возвеличивание единой Православной Церкви в истинно-христианском и апостольском ее призвании; создание единой и неделимой Российской Империи. Социальные проблемы монархисты обещали решать путем неустанного попечения о материальном и в особенности духовном благе крестьянского и рабочего сословия, о добром воспитании его в правилах религиозной нравственности, любви к Царю и Отечеству, законного гражданского общежития. Провозглашая незыблемость и нерушимость права собственности как земледельцев, так и землевладельцев, монархисты высказывались за возможность увеличения крестьянского землевладения путем рациональной организации переселенческого дела.

В плане социально-экономических прав людей Союз русского народа свою точку зрения не высказал. Дело ограничилось обещанием поддержать строительство церквей, больниц, приютов, домов трудолюбия, расширение сети просвещения и воспитания молодежи, детей и подростков на основе деполитизации школы.

Признавая факт тяжелого положения рабочих, Союз обратил внимание на "необходимость нормировать отношения между рабочими и работодателями законодательным порядком, но примеряясь к условиям местности и характеру производства". В области "улучшения крестьянского быта" высказывалось обещание содействовать увеличению наделов малоземельных крестьян, их переселению, переходу земельных имуществ в руки крестьян на основании добровольных сделок. О крайней остроте аграрного вопроса, который стал одной из главных причин социального взрыва 1905-1907 гг., монархисты предпочли умолчать.

Можно сделать вывод, что первая российская революция резко обострила антагонистические противоречия, стала ускорителем формирования многочисленных политических партий и движений, которые заняли позиции, отражающие интересы различных классов и социальных групп. Свое отношение к существующему строю, перспективам развития России, модернизации ее политической системы, экономики, культуры политические партии излагали в своих программных документах.

Заключение

В результате капиталистического развития России, ускоренной монополизации ее экономики в сложных условиях многоукладности и искусственного сдерживания государственной властью развития рыночных отношений в стране обострились старые проблемы и возникли новые. Тяжелое положение рабочего класса, нерешенность аграрного и национального вопросов, неоднородность и относительная слабость российской буржуазии, ее зависимость от государства, нежелание и невозможность власти изменить существующие порядки, реформировать страну — все это породило невиданное обострение общественных противоречий в начале XX в. В стране росла численность рабочих (13 млн человек); концентрация их на предприятиях способствовала консолидации рабочего класса, выдвигавшего ряд требований (8-часовой рабочий день, введение государственного страхования и др.). Неуклонно росло число митингов, демонстраций, забастовок. Попытка введения “зубатовского. социализма” (разрешение создавать рабочие организации, социальная поддержка рабочих) не принесла результатов. Правительство вернулось к силовым методам. В стране начали возникать социал-демократические организации.

Экономические, социальные и политические противоречия привели к общему кризису в стране (кризис “верхов”, борьба реформаторской и охранительной линий в правительстве, активизация левых сил, “полевение” части либералов, размах стачечного движения). Основные задачи революции: свержение самодержавия, установление демократической республики, ликвидация сословного строя и помещичьего землевладения. [2; с. 186]





Список литературы:

1. Ильин И.А.Почему сокрушился в России монархический строй. – Журнал «Социологические исследования». №4, 1992.

 

2. Милявский И.Л. Падение двуглавого орла. – М.,1962

3. Туган-Барановский М.И. Русская фабрика в прошлом и настоящем. - М., 1991.

4. Шингарев А.И. Вымирающая деревня. Вестник финансов. Т. 2, 1994, № 45.

5. Благотворительные учреждения Российской Империи. Т. 1. - Спб., 1983. С. 1-5, 14, 19.

6. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 9-е изд. - М., 1983.

7. О международной санитарной конференции в Риме: Доклад врача В.В.Экка. - Спб., 1985.

8. Сборник программ политических партий в России. Вып. 1. - Спб., 1996. С. 34-49.