Содержание
1. Соотношение международного и внутригосударственного права. 3
1.1. Теории соотношения международного и внутрегосударственного права. 3
1.2. Международное право и компетенция государства………………………….8
1.3. Конституция России и международное право……………………………….12
2. Консульское право. 17
2.1. Понятие консульского права. 17
2.2. Консульские отношения………………………………………………………17
2.3. Организация консульских отношений……………………………………….18
2.4. Консульские функции…………………………………………………………21
2.5. Консульские привилегии и иммунитеты…………………………………….24
Список литературы.. 26
1. Соотношение международного и внутригосударственного права
1.1. Теории соотношения международного и внутрегосударственного права
Международное право по своей природе является как бы «ничейным»: оно не может быть отнесено ни к одной из национальных правовых систем и занимает «наднациональное» положение. Вместе с тем очевидно, что формируется стойкая тенденция к внедрению общепризнанных принципов и норм международного права во внутригосударственные правовые системы. Так, в Конституции Российской Федерации (ч. 4 ст. 15) записано: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то плане защиты прав и свобод человека. Конституции ряда стран, в том числе и России (ч. 3 ст. 46), содержат норму, предоставляющую каждому право обратиться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. При этом, как отмечается в литературе, интенсивно развиваются нормы, регламентирующие порядок реализации международно-правовых санкций, - нормы международно-процессуального права применяются правила международного договора». Таким образом, данные нормы международного права не только признаются частью системы права России, но и имеют приоритет над ее внутренним законодательством.
Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом Российской Федерации 22 ноября 1991 года, провозглашает гарантию судебной защиты прав и свобод каждого. Аналогичная норма закреплена в ст. 46 Конституции Российской Федерации. Кроме того, в ней закреплено равенство всех перед законом и судом, в том числе независимо и от должностного положения[1].
Однако, ряд проектов международных договоров Российской Федерации ставит под сомнение возможность реализации этого права. В своей практике, при осуществлении правовой экспертизы законопроектов о ратификации международных договоров Российской Федерации, мы столкнулись с тем, что в них предлагается наделить должностных лиц международных организаций, независимо от гражданства, имеющих место пребывания Российскую Федерацию, иммунитетом от юрисдикции государства пребывания. То есть, граждане Российской Федерации, являясь должностными лицами международной организации, находящейся в Российской Федерации, пользуются абсолютным иммунитетом своего государства. В частности, такая ситуация сложилась в отношении Межгосударственного экономического союза, а также Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств. Причем, иммунитет от уголовной, гражданской и административной ответственности распространяется на все действия должностных лиц, совершенные ими при исполнении своих обязанностей. Такое положение вызывает серьезные возражения. Даже дипломатические и консульские должностные лица пользуются иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции государства пребывания, с определенными исключениями. Кроме того, общепризнанным считается, что привилегии и иммунитеты должностных лиц международных организаций значительно уже по объему в сравнении с дипломатическими. В основе привилегий и иммунитетов должностных лиц лежит теория функциональной необходимости. Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций устанавливает, в частности, что должностные лица Организации Объединенных Наций не подлежат судебной ответственности именно за сказанное или написанное ими и за все действия, совершенные ими в качестве должностных лиц[2].
Конституция Российской Федерации предусматривает, что некоторые граждане Российской Федерации обладают неприкосновенностью - это, согласно ст. 91 Конституции Российской Федерации, - Президент Российской Федерации, согласно ст. 98 Конституции Российской Федерации - члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы и согласно ст. 122 Конституции Российской Федерации - судьи.
Предположим такую ситуацию. Должностное лицо - гражданин Российской Федерации нарушает правила дорожного движения, в результате которого потерпевшему причиняются телесные повреждения и наносится материальный ущерб. Следовательно, согласно вышеупомянутым договорам Российской Федерации должностное лицо освобождается от какой-либо ответственности, а потерпевший лишается права на судебную защиту. Считаем, что такое положение противоречит не только законодательству Российской Федерации, но и общепризнанным нормам международного права. В 1996 году Российская Федерация вступила в Совет Европы. Являясь участником Устава Совета Европы, Российская Федерация обязалась признать принцип верховенства Права и принцип, в соответствии с которым все лица, находящиеся под юрисдикцией Члена Совета Европы, должны пользоваться правами человека и основными свободами, Одним из базовых документов, посвященных правам человека, является Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Российская Федерация ратифицировала эту Конвенцию. Построение правового государства, как известно, невозможно без наличия независимого, самостоятельного и эффективного суда. Необходимо, чтобы провозглашенные права и свободы являлись не только декларацией, но и были реально гарантированы. Суд и есть тот орган государственной власти, который призван обеспечить защиту прав и свобод каждого. Поэтому в ст. 6 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод установлено, что каждый имеет право при определении его гражданских прав на справедливое публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Кроме того, в этой Конвенции особо подчеркивается, что средства правовой защиты должны быть эффективными и в том случае, когда нарушение прав и свобод человека было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве (ст. 13).
Поэтому, не подвергая сомнению необходимость заключения договоров с Межпарламентской Ассамблеей государств - участников Содружества Независимых Государств и с Межгосударственным экономическим комитетом Экономического Союза, мы исходим из того понимания, что должностным лицам международных организаций - гражданам государства пребывания должны предоставляться ограниченные иммунитеты и привилегии, необходимые для выполнения своих функций. При разработке международных договоров необходимо учитывать стандарты Совета Европы и положения Конституции Российской Федерации[3].
Если исходить из дуалистической теории соотношения международного и внутригосударственного права, то соответствующие права и свободы предоставляются государствами отдельным лицам и их группам (коллективам) посредством внутреннего права. Иными словами, прямо от международного сообщества индивиды и их группы никаких прав не получают.
Принцип уважения прав человека утвердился в качестве одного из основных принципов международного права в 1945 году с принятием Устава ООН. В Уставе он не назван среди принципов международного права. Однако считается, что, поскольку в ст. 1 (п. 3) Устава указывается, что одной из целей ООН является осуществление международного сотрудничества «в поощрении уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии», Устав косвенно закрепил этот принцип. Это подтверждается ст. 55 Устава, где говорится о том, что ООН содействует «всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии». В Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) 1975 года уже прямо говорится о принципе уважения прав человека.
Для того чтобы содержание любого принципа международного права воплощалось в жизнь, необходима его конкретизация в договорных и обычных нормах международного права. Международно-правовые обязательства, развивающие и конкретизирующие принцип уважения прав человека, часто называют международными стандартами в области прав человека. Это обязательства государств не только предоставлять лицам, находящимся под их юрисдикцией, какие-либо определенные права и свободы, но и не посягать на такие права и свободы (например, не допускать расовой, национальной и другой дискриминации, применения пыток и т. п.). Стандарты могут быть универсальными, то есть признанными во всем мире, и региональными. Региональные стандарты, имея особенности, вытекающие из традиций, уровня развития какой-либо группы стран, могут идти дальше универсальных, быть более широкими, конкретными (например, стандарты, принятые в рамках общеевропейского процесса).
В некоторых случаях допускаются те или иные ограничения прав и свобод, о которых идет речь в отдельных стандартах. Так, в ряде положений Международного пакта о гражданских и политических правах предусматривается, что соответствующие права и свободы могут быть подвергнуты только таким ограничениям, которые установлены
Выводы:
Международное право представляет собой систему юридических принципов и норм, выражающих согласованную волю участников международных отношений и регулирующих их взаимное общение. Институты международного права возникли уже в древности, и уже тогда сложился основной принцип их формирования - путем согласования воль участников межгосударственного общения. Поэтому основным источником международного права является нормативно-правовой договор.
1.2. Международное право и компетенция органов государства
Ст. 212 АПК РФ определяет компетенцию арбитражных судов в Российской Федерации по делам с участием иностранных лиц. Арбитражные суды в Российской Федерации рассматривают дела с участием иностранных лиц, если ответчик находится, а гражданин имеет место жительства на территории Российской Федерации.
Помимо этого арбитражные суды в Российской Федерации вправе рассматривать дела с участием иностранных лиц:
· если филиал или представительство иностранного лица находится на территории Российской Федерации;
· если ответчик имеет имущество на территории Российской Федерации; если иск вытекает из договора, по которому исполнение должно иметь место или имело место на территории Российской Федерации; если по делу о возмещении вреда, причиненного имуществу, действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для предъявления требования о возмещении вреда, имело место на территории Российской Федерации;
· если иск вытекает из неосновательного обогащения, имевшего место на территории Российской Федерации;
· если по делу о защите чести, достоинства и деловой репутации истец находится в Российской Федерации.
Международное право специально не устанавливает правил, разграничивающих компетенцию судебных органов различных государств. Это внутреннее дело каждого государства. В каждом государстве используются свои критерии определения компетенции учреждений юстиции.
Поскольку международное право не содержит каких-либо положений, разграничивающих компетенцию судебных органов различных государств, каждое государство самостоятельно, используя те или иные критерии, определяет пределы компетенции своих учреждений юстиции. В Законодательстве РФ устанавливается компетенция российских судов по делам, в которых участвуют иностранные граждане и юридические лица, лица без гражданства, а также по спорам, в которых хотя бы одна из сторон, независимо от гражданства, проживает за границей.
Международная подсудность определяется прежде всего российским законодательством. В случаях, когда в законодательстве вопросы международной подсудности не получают разрешения, должны применяться общие правила о подсудности.
Так, Законодательство РФ устанавливает общее правило международной подсудности: российские суды рассматривают дела по искам, предъявляемым к лицам (независимо от их гражданства), которые имеют место жительства на территории РФ. Российским судам также подсудны дела по искам к юридическим лицам, имеющим в России место нахождения или имущество.
Отметим, что в соответствии с ч. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства гражданина (физического лица) признается место, где он постоянно или преимущественно проживает.
Согласно ч. 2 ст. 54 ГК РФ, место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законодательством в его учредительных документах не установлено иное. Другие нормы главы 11, устанавливающие общие правила о подсудности, также применяются к решению вопросов подсудности международной. Так, на основе ч. 2 ст. 118 ГК РФ следует сделать вывод о том, что российские суды компетентны рассматривать иски к ответчику, который имеет место жительства за пределами России, если он имеет на территории России имущество или ранее проживал в РФ - иск в данном случае будет рассматриваться российским судом по месту нахождения имущества или по последнему известному месту жительства ответчика в России.
Согласно ст. 119 ГК РФ, исключительно российским судам подсудны дела по искам о праве на строение, об освобождении имущества от ареста, об установлении порядка пользования земельным участком, если строения, имущество, земельные участки находятся на территории России.
Изменение международной подсудности соглашением сторон возможно в случаях, когда это предусмотрено законом (например, ст. 16 Кодекса торгового мореплавания), либо когда спор вытекает из внешнеторговой сделки, что позволяет применять принцип «автономии воли сторон» при определении подсудности.
Различия в подходах к определению международной подсудности, содержащиеся в процессуальном законодательстве разных государств, легко могут привести к «конфликтам юрисдикции».
Наиболее эффективным способом их предотвращения является разграничение компетенции органов, рассматривающих споры в различных государствах, в международных договорах.
Так, например, согласно Договору о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенному между Российской Федерацией и Республикой Кыргызстан (ст. 21), если самим Договором не установлено иное, суды каждой из Договаривающихся Сторон компетентны рассматривать гражданские и семейные дела, если ответчик имеет на ее территории место жительства. По искам к юридическим лицам они компетентны, если на территории данной Стороны находится орган управления, представительство либо филиал юридического лица. Кроме того, суды Договаривающихся Сторон рассматривают дела и в других случаях, если об этом имеется письменное соглашение Сторон.
При этом в случае наличия такого соглашения суд прекращает производство по делу по заявлению ответчика, если такое заявление сделано до представления возражений по существу иска.
Вместе с тем отмечается, что исключительная компетенция судов (то есть исключительная подсудность) не может быть изменена соглашением Сторон.
Важным является вопрос о том, влечет ли за собой последствия для российского гражданского судопроизводства рассмотрение судом иностранного государства дела по тождественному иску.
В арбитражном процессуальном законодательстве РФ указанный вопрос получил свое разрешение.
Согласно ст. 214 АПК РФ, арбитражный суд должен оставить иск без рассмотрения или прекратить производство по делу, если компетентный суд иностранного государства, принявший дело к рассмотрению до предъявления иска в суд в РФ, рассматривает дело по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям или принял по этому делу решение, вступившее в законную силу.
Однако такие последствия не должны наступать, если будущее или принятое судом иностранного государства решение не подлежит признанию или исполнению на территории РФ либо соответствующее дело относится к исключительной компетенции арбитражного суда РФ.
ГПК аналогичной нормы не содержит.
Но это не означает, что ведение процесса за границей не должно учитываться в российском гражданском судопроизводстве.
Суд в РФ должен учитывать факт ведения процесса за границей (и соответственно прекращать производство по делу либо оставлять иск без рассмотрения), когда речь идет о судах государств, в отношениях с которыми взаимно признаются и исполняются судебные решения, в частности, на основе заключенных договоров о правовой помощи.
Некоторые договоры о правовой помощи прямо разрешают указанный выше вопрос.
Так, уже упомянутый Договор между Российской Федерацией и Республикой Кыргызстан о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам устанавливает (ст. 21), что в случае возбуждения производства по делу между теми же Сторонами, о том же предмете и по тому же основанию в судах обеих Договаривающихся Сторон, компетентных в соответствии с настоящим Договором, суд, который возбудил дело позднее, прекращает производство.
Международное право не содержит каких-либо норм, разграничивающих компетенцию судебных органов различных государств, по разрешению дел с участием иностранных юридических лиц.
Поэтому каждое государство самостоятельно, используя те или иные критерии, определяет пределы компетенции своих судебных органов[4].
Выводы:
Поскольку международное право не содержит каких-либо положений, разграничивающих компетенцию судебных органов различных государств, каждое государство самостоятельно, используя те или иные критерии, определяет пределы компетенции своих юридических учреждений.
1.3. Конституция России и международной право
В связи с десятилетним юбилеем Конституции Российской Федерации заметно оживились дискуссии по поводу тех ее положений, которые явно нуждаются в совершенствовании.
Существенные изменения в обозримом будущем представляются нереальными, поскольку поправки и особенно пересмотр определенных глав обусловлены вряд ли поддающимися процедурами.
Однако не только по этой причине, но и по принципиальным соображениям постановка вопроса о пересмотре представляется конъюнктурной и бесперспективной. Противоборство разнополярных сил не обеспечит необходимого консенсуса, породит больше вопросов, чем согласованных решений.
Более конструктивны сегодня поиски методов взаимоприемлемого толкования существующего текста Конституции - от доктринального до официального, в том числе в виде правовых позиций Конституционного Суда РФ.
В перечне основных проблем заметное место занимают нетрадиционные вопросы соотношения норм Конституции и норм международного права.
Не вполне согласованные формулировки можно обнаружить в самом тексте Конституции РФ.
Составной частью правовой системы Российской Федерации провозглашаются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).
Однако норма о признании и гарантировании прав и свобод человека и гражданина включает ссылку только на общепризнанные принципы и нормы международного права (ч. 1 ст. 17 Конституции РФ).
При этом не учтены международные договоры РФ, в которых могут закрепляться как универсальные, так и региональные нормы, а именно они занимают существенное место в регламентации прав и свобод.
Так, в Конвенции о защите прав человека и основных свобод, принятой в рамках Совета Европы, общепризнанные принципы и нормы дополнены европейскими стандартами и особыми механизмами правовой защиты, не имеющими пока универсального характера.
Преодоление несогласованности двух конституционных формулировок достижимо лишь посредством устранения отмеченного пробела.
Вполне действенным средством кажется внутриконституционное сопоставление, подразумевающее интерпретацию нормы ч. 1 ст. 17 Конституции РФ в контексте нормы ч. 4 ст. 15 Конституции РФ.
В условиях, когда текст однозначных по предмету регулирования норм Конституции РФ и норм международно-правовых актов не вполне адекватны, решение возникающих проблем целесообразно искать в согласованном толковании и совмещенном применении таких норм.
Пример, который вошел в учебники международного права и другие публикации, касается понимания ч. 2 ст. 37 Конституции РФ, где сказано:
«Принудительный труд запрещен»
Здесь нет пояснений, уточняющих смысл этого запрета.
Между тем, международно-правовые акты, начиная с Конвенции Международной организации труда, включая Международный пакт о гражданских и политических правах, Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод и Конвенцию СНГ о правах и основных свободах человека, содержат перечень видов работы или службы, не включаемых в категорию принудительного труда.
Можно считать очевидным, что конституционное предписание должно применяться только в комплексе с положениями названных международных договоров.
Сегодня эта задача облегчается, поскольку в новый Трудовой кодекс РФ, принципы которого основаны на международном праве, включена ст. 4 «Запрещение принудительного труда», дополняющая запрет характеристиками, воспроизводящими либо конкретизирующими международные оговорки.
В несколько иных комментариях нуждается предписание ч. 1 ст. 50 Конституции РФ:
«Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление»
Толкование этой нормы не может не учитывать положения Международного пакта о гражданских и политических правах (п. 7 ст. 14) и Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст. 4 Протокола № 7).
Таким образом, при согласованном толковании и применении указанных норм следует исходить из невозможности не только повторного осуждения, но и привлечения к судебной ответственности, причем и в ситуациях первоначального оправдания.
Заслуживает внимания практика Конституционного Суда РФ, около 200 постановлений и определений которого включают ссылки на общепризнанные принципы и нормы международного права, на международные договоры РФ и иные международно-правовые акты.
При этом могут возникать трудности в совмещении положений, содержащихся в Конституции и международных договорах.
Такая проблема возникла при выработке правовой позиции в деле о проверке конституционности статей 1 и 21 Закона РФ «О государственной тайне».
Конституция РФ гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи, включая право каждого задержанного, заключенного под стражу, обвиняемого в совершении преступления пользоваться помощью адвоката (защитника), не оговаривая, однако, свободу выбора (ч. 1 и 2 ст. 48 Конституции РФ).
Традиционным для международно-правовой регламентации является право каждого обвиняемого в совершении уголовного преступления пользоваться помощью «выбранного им самим защитника» (п. 3 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, п. 3 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод). В постановлении от 27 марта 1996 г. Конституционный Суд РФ квалифицировал указанные предписания в комплексе, обосновав свою правовую позицию ссылками одновременно на ст. 48 Конституции РФ и на ст. 14 Международного пакта (в то время Российская Федерация еще не участвовала в Европейской конвенции). Такой метод совмещения конституционной и договорной регламентации представляется юридически обоснованным, соответствующим формулировке ч. 4 ст. 15 Конституции РФ о составных частях российской правовой системы.
Можно, однако, отметить и такие случаи, когда подобное совмещение кажется сомнительным.
Вот один из новейших примеров - постановление Суда от 30 октября 2003 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Здесь Суд также прибег к комплексному использованию Конституции РФ и двух международных актов.
Фрагмент постановления: «Исходя из того, что пользование свободой массовой информации - по смыслу ст. 29 Конституции Российской Федерации, п. 2 ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и п. 3 ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах - налагает на организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, особые обязанности и особую ответственность…»[5].
Конституция обеспечивает открытость внутригосударственной правовой системы РФ по отношению к международному праву. Более того, международное право, действующее в России непосредственно и имеющее приоритет перед внутренними законами, признается ориентиром внутреннего правового развития. Следует уделить несколько слов правовому статусу самой нормы ч. 4 ст. 15 Конституции РФ в иерархии норм правовой системы РФ. Дело в том, что ст. 15 Конституции РФ входит в «основы конституционного строя» и принадлежит, таким образом, к особым положениям конституционного права РФ, которые не могут быть пересмотрены Федеральным собранием РФ. Это означает, что норма ч. 4 ст. 15 Конституции РФ обладает высшей юридической силой и ни одно положение российского права, даже положения самой Конституции РФ, не могут противоречить ей как одной из основ конституционного строя (ч. 2 ст. 16 Конституции РФ).
Выводы:
В перечне проблем совершенствования Основного закона России заметное место занимают нетрадиционные вопросы соотношения норм Конституции и норм международного права.
В условиях, когда текст однозначных по предмету регулирования норм Конституции РФ и норм международно-правовых актов не вполне адекватны, решение возникающих проблем целесообразно искать в согласованном толковании и совмещенном применении таких норм.
2. Консульское право
2.1. Понятие консульского права
Исторически консульские отношения развивались как отношения, связанные прежде всего с международной торговлей и торговым мореплаванием. Консулы долгое время рассматривались как выборные или назначенные государством советники и помощники, призванные оказывать на территории иностранного государства помощь и содействие отечественным купцам и другим частным лицам и организациям. За ними практически не признавалось какое-либо качество представительства интересов своего государства как такового.
С течением времени круг вопросов, входящих в компетенцию консульских учреждений, неуклонно расширялся, функции их приобретали все более многогранный характер. В настоящее время консульские учреждения призваны содействовать развитию не только экономических, торговых, но и научно-технических, культурных и туристских, а в некоторых случаях и политических связей между государствами. Тем не менее исторические особенности развития консульских отношений и в настоящее время продолжают определять их специфику и отличие от дипломатических.
Выводы:
Консульское право можно охарактеризовать как совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих деятельность консульских учреждений и членов их персонала и определяющих их статус, функции, права и обязанности.
2.2. Консульские отношения
Консульские отношения могут устанавливаться и поддерживаться и при отсутствии дипломатических отношений. Разрыв дипломатических отношений не влечет за собой автоматически разрыва консульских отношений.
В настоящее время консульская практика знает два вида консульских учреждений: консульские отделы дипломатических представительств и самостоятельные (отдельные) консульские учреждения.
СССР в середине 20-х годов стал инициатором введения в международную практику института «отдельских консульств», то есть создания консульских отделов в составе дипломатических представительств.
Выводы:
Государства устанавливают консульские отношения на основе взаимного согласия. Установление дипломатических отношений означает и согласие на установление консульских отношений, если не оговорено иное.
2.3. Организация консульских отношений
Консул и любое другое консульское должностное лицо считаются приступившими к исполнению своей миссии с момента вступления в должность. Для этого необходимо, чтобы лицо было назначено компетентными органами представляемого государства и признано властями государства пребывания.
Во многих государствах, в том числе и в России, вопросы назначения своих и приема иностранных консулов входят в компетенцию ведомств иностранных дел.
Консульское право не предусматривает обязательного получения предварительного согласия принимающего государства. Однако в двусторонние консульские договоры и конвенции многие государства включают положения, предусматривающие получение предварительного согласия на назначение главы консульского учреждения.
Для выполнения консулом своей миссии необходимо получение консульского патента и экзекватуры.
Консульский патент - это документ, выдаваемый компетентными органами представляемого государства и подтверждающий факт назначения соответствующего лица главой самостоятельного консульского учреждения. В нем указываются полное имя назначаемого лица, его гражданство, ранг, занимаемая должность, консульский округ и местонахождение консульства. Этот документ направляется правительству государства пребывания.
По получении консульского патента власти принимающего государства решают вопрос о выдаче лицу, назначенному консулом, экзекватуры, то есть разрешения на выполнение своих функций в консульском округе. Получив экзекватуру, консул может приступать к выполнению своей миссии; порядок и форма выдачи экзекватуры регулируются законодательством принимающего государства. Экзекватура может представлять собой отдельный документ либо выдаваться в форме разрешительной надписи на консульском патенте. До получения экзекватуры может быть выдано временное разрешение на выполнение консульских функций. В выдаче экзекватуры может быть отказано без объяснения мотивов.
В зависимости от времени выдачи экзекватуры, а также от ранга определяется старшинство консула по отношению к другим членам консульского корпуса, то есть другим главам консульских учреждений в данном пункте государства пребывания. В более широком смысле консульский корпус включает в себя всех находящихся в данном пункте консульских должностных лиц, членов их семей, нештатных (почетных) консулов и сотрудников консульских отделов дипломатических представительств.
Консульский корпус возглавляется дуайеном, то есть старшим по рангу и времени получения экзекватуры главой консульского представительства, который выполняет в основном церемониальные функции. В государстве пребывания может быть несколько консульских корпусов в зависимости от количества пунктов, где имеются консульские представительства.
Для заведующих консульскими отделами дипломатических представительств, как правило, не требуется направления консульского патента и получения экзекватуры. Они, как и другие сотрудники этих отделов, продолжают оставаться членами персонала дипломатического представительства и сохраняют статус таковых. Об их назначении извещаются власти государства пребывания.
При изменении пределов консульского округа или класса главы самостоятельного консульского учреждения от него требуется получение новых патента и экзекватуры. Для других членов персонала консульства этого не требуется. Власти государства пребывания информируются об их назначении на соответствующую должность.
Свои консульские сношения государства могут осуществлять и через посредство так называемых нештатных (почетных) консулов. Нештатный консул - это лицо, не состоящее на государственной службе представляемого государства, но выполняющее по его поручению и с согласия государства пребывания консульские функции. Нештатными консулами могут быть граждане представляемого государства, государства пребывания или какого-либо третьего государства. За выполнение консульских функций нештатный консул жалованья не получает, но может обращать в свою пользу консульские сборы.
Окончание миссии консула может иметь место в следующих случаях: 1) отозвание консула представляемым государством; 2) аннулирование экзекватуры государством пребывания; 3) истечение срока консульского патента; 4) закрытие консульского учреждения в данном пункте; 5) прекращение консульских отношений в целом; 6) война между государством пребывания и представляемым государством; 7) смерть консула; 8) выход территории, где находится консульский округ, из-под суверенитета государства пребывания.
Первый из вышеперечисленных случаев наиболее распространен и в основном имеет место при нормальной смене консулов в каком-либо пункте государства пребывания. При этом государство пребывания извещается, желательно заблаговременно, о факте отозвания консула, а для его преемника испрашивается экзекватура.
Аннулирование экзекватуры происходит гораздо реже, как правило, в результате нарушения консулом законов государства пребывания. При этом, согласно ст. 23 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года, консул может быть объявлен persona non grata и перед представляемым государством может быть поставлен вопрос о его отзыве. Государство пребывания в этом случае не обязано мотивировать причины аннулирования экзекватуры.
В случае войны прекращающий свою миссию консул может поручить защиту интересов своих соотечественников в государстве пребывания консулу третьего государства.
Выводы:
Между установлением консульских отношений и фактическим открытием отдельного консульского учреждения может быть разрыв во времени, поскольку по согласованию между сторонами решаются не только вопросы об установлении консульских отношений, но и для каждого конкретного случая - об открытии соответствующего консульского учреждения, его местонахождении, классе, территориальных пределах его деятельности в государстве пребывания.
2.4. Консульские функции
Специальные функции консульских учреждений весьма разнообразны. К ним относятся:
— информирование властей представляемого государства об экономической, торговой, социальной, культурной, научной и политической жизни страны и округа пребывания;
— информирование находящихся на территории консульского округа соотечественников о законах и обычаях государства пребывания;
— учет соотечественников, находящихся на территории консульского округа;
— консультационная деятельность и практическая помощь находящимся в консульском округе гражданам представляемого государства, представителям его органов и организаций, а также его военно-морским кораблям, морским и воздушным судам и членам их экипажей;
— паспортно-визовая работа, то есть выдача, возобновление, аннулирование паспортов соотечественников и оформление виз лицам, направляющимся в представляемое государство;
— выполнение функций органов записи актов гражданского состояния, совершение нотариальных действий;
— консульская легализация, то есть установление и засвидетельствование подлинности подписей на документах, исходящих от властей государства пребывания, и соответствия этих документов его законам и правилам;
— выполнение соответствующих действий по истребованию докуметов;
— охрана в государстве пребывания прав и интересов несовершеннолетних или лиц, не обладающих полной дееспособностью, которые являются гражданами представляемого государства, в особенности когда над ними требуется установление опеки или попечительства;
— совершение необходимых действий по представительству или обеспечению представительства соотечественников в судебных или иных учреждениях государства пребывания;
— выполнение поручений следственных или судебных органов представляемого государства.
Допускается также выполнение консулом других функций, возложенных на него представляемым государством, которые не противоречат законодательству государства пребывания или против их выполнения не имеется возражений, или они предусмотрены договорами между обеими сторонами.
Стало общепризнанным, что в отсутствие дипломатического представительства выполнение дипломатических функций с согласия государства пребывания может быть возложено на консульское учреждение.
Международное право допускает также возможность выполнения консулом функций от имени и в интересах третьего государства.
Консульские учреждения имеют право взимать на территории государства пребывания так называемые консульские сборы за совершение соответствующих актов.
Для выполнения своих функций консульские представительства располагают определенными средствами.
Весьма важное значение имеет свобода сношений консульского учреждения с центральными органами внешних сношений представляемого государства, а также с другими дипломатическими и консульскими представительствами своей страны. Свобода сношений предполагает невмешательство и отсутствие какой-либо проверки властями государства пребывания всей информации консульского учреждения и ее источников. Технически свобода сношений достигается с помощью специальных средств связи, в частности дипломатических и консульских курьеров и вализ, и обычных средств связи (телеграф, телефон) с допустимым применением шифра или кода. Однако установить радиопередатчик и пользоваться им консульское учреждение может лишь с разрешения властей государства пребывания.
Работники консульского учреждения пользуются свободой передвижения в пределах консульского округа в той мере, в какой это не противоречит правилам государства пребывания о зонах, въезд в которые запрещается или регулируется по соображениям государственной безопасности.
В ходе осуществления своей деятельности консульские учреждения обязаны не допускать вмешательства во внутренние дела государства пребывания, уважать и соблюдать его законы и правила.
Государство пребывания, в свою очередь, должно обеспечить консульскому учреждению и членам его персонала должное уважение и нормальные условия работы, приняв все необходимые меры для соблюдения иммунитетов и привилегий и для предупреждения каких-либо посягательств на личность, свободу или достоинство консульских должностных лиц.
Выводы:
Основными функциями консульского учреждения являются защита в государстве пребывания интересов представляемого государства, его граждан и организаций, а также развитие дружественных связей, в частности, в таких областях, как экономика, торговля, наука и техника, культура и др.
2.5. Консульские привилегии и иммунитеты
Для успешного выполнения своих функций консульские учреждения и члены их персонала наделяются консульскими иммунитетами и привилегиями.
История развития консульского института во многом объясняет существующие различия в консульских иммунитетах и привилегиях по сравнению с дипломатическими. Дипломатические представительства действуют и на функциональной, и на представительной основе. А вот за консульскими учреждениями нередко отрицается представительньй характер, и считается, что они действуют только на функциональной основе. В то же время наблюдается и тенденция к должному учету представительных аспектов деятельности консульских учреждений. Тем не менее определяющим в отношении консульских иммунитетов и привилегий во многом еще сохраняется функциональный подход.
Из числа иммунитетов и привилегий консульских учреждений наибольшее значение имеет неприкосновенность консульских помещений. В Венской конвенции о консульских сношениях содержится положение о предполагаемом согласии главы консульского учреждения на доступ в помещения представителей властей государства пребывания «в случае пожара или другого стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер защиты». Это отличает консульские учреждения от дипломатических представительств, на доступ в которые требуется явно выраженное согласие его главы.
Неприкосновенностью пользуются также архивы и документация консульского учреждения в любое время и независимо от их местонахождения.
Венская конвенция о консульских сношениях допускает возможность выдвижения со стороны властей государства пребывания требования о вскрытии консульской вализы при наличии подозрения, что в ней содержится что-либо другое, кроме разрешенных к провозу предметов или служебной переписки консульства.
Иммунитетом от реквизиции пользуются как сами консульские помещения, так и предметы их обстановки, средства передвижения и все имущество.
К числу привилегий консульского учреждения относятся: налоговые льготы (кроме оплаты конкретных видов услуг); таможенные привилегии, аналогичные дипломатическим; право пользоваться консульским щитом (эмблемой с изображением герба своей страны и наименованием консульства на языке представляемого государства и государства пребывания) и устанавливать флаг своей страны на здании консульства.
Иммунитеты и привилегии членов персонала консульского учреждения носят функциональный характер. Они не могут быть подвергнуты аресту или предварительному заключению иначе, как на основании постановлений компетентных властей за совершение тяжких преступлений[6].
Выводы:
Консульские привилегии и иммунитеты предоставляются, как это зафиксировано в преамбуле Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года, «не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления консульскими учреждениями функций от имени их государств».
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации. 1993.
2. Блохин Ю.П. Некоторые особенности рассмотрения хозяйственных споров с участием иностранных лиц // Законность. 1999. № 9.
3. Игнатенко Г.В. Конституция и международное право: как упорядочить неадекватные нормы // Юридический вестник. № 4. 2004.
4. Международное право / Под ред. С.И. Любимова. М.: Гордарики, 2000.
5. Орлова Т.О. Некоторые вопросы соотношения международного права и внутригосударственного права российской федерации (в области защиты прав человека) // Юридический вестник. № 1. 2004.
[1] См. ст. 19 Конституции Российской Федерации. 1993.
[2] Международное право / Под ред. С.И. Любимова. М.: Гордарики, 2000. С. 199.
[3] Орлова Т.О. Некоторые вопросы соотношения международного права и внутригосударственного права российской федерации (в области защиты прав человека) // Юридический вестник. № 1. 2004. С. 5-6.
[4] Блохин Ю.П. Некоторые особенности рассмотрения хозяйственных споров с участием иностранных лиц // Законность. 1999. № 9. С. 55.
[5] Игнатенко Г.В. Конституция и международное право: как упорядочить неадекватные нормы // Юридический вестник. № 4. 2004. С. 5.
[6] Международное право / Под ред. С.И. Любимова. М.: Гордарики, 2000. С. 355-362.