Содержание


Задание 1. 3

Задание 2. 7

Задание 3. 9

Задание 4. 10

Задание 5. 11

Задание 6. 13

Список литературы.. 15






















Вариант 18

Задание 1.


    Дайте логическую  характеристику следующих понятий: а) лжесвидетельство; б) фиктивное  банкротство; в)  хабаровский  дендрарий. 

    Произведите с этими понятиями  операции  определения,  обобщения, ограничения (определение  данных понятий проверьте по правилам  логики), дополнения  к  классу.

    Определение – логическая операция раскрытия содержания понятия или значения термина.

Правила явного определения. Ошибки, возможные в определении:

Определение должно быть не только истинным по содержанию, но и правильным по своему строению, по форме. Если истинность определения обусловливается соответствием указанных в нем признаков действительным свойствам определяемого предмета, то его правильность зависит от его структуры, которая регулируется логическими правилами. Этих правила четыре:

1) Определение должно быть соразмерным, то есть объем определяющего понятия должен быть равен объему определяемого понятия.

Это правило часто нарушается, в результате чего возникают логические ошибки в определении.

Типы ошибок:

а) широкое определение;

б) узкое определение;

в) определение в одном отношении узкое, в другом широкое.

2) Определение не должно заключать в себе круга.

    Если при определении мы прибегаем к другому понятию, которое, в свою очередь, определяется при помощи первого, то такое определение содержит в себе круг.

     Например, вращение определяется как движение вокруг оси, а ось – прямая, вокруг которой происходит вращение.  

    Разновидностью круга в определении является тавтология – ошибочное определение, в котором определяющее понятие повторяет определяемое. Например: идеалист – человек идеалистических убеждений.

3) Определение должно быть ясным, четким.

    Оно должно указывать на известные признаки, не нуждающиеся в собственном определении и не содержащие двусмысленности; не допускается подмена их метафорами, сравнениями.

4) Определение не должно быть отрицательным.

    Отрицательное определение не раскрывает определяемого понятия.  Оно указывает, чем не является предмет, не указывая, чем он является. Таково, например, выражение: «Сравнение – не доказательство». Однако на определении отрицательных понятий это правило не распространяется. «Бесхозное имущество – имущество, не имеющее собственника или собственник которого неизвестен» - пример правильного определения.


    а) Лжесвидетельство – не соответствующие действительности, искаженные сведения  о фактических данных, имеющих доказательственное значение; оно  препятствует установлению  истины по делу, вводит в заблуждение  органы дознания, предварительного следствия и суд относительно действительных обстоятельств дела.

    б) Фиктивное банкротство – заведомо ложное объявление руководителем или собственником  коммерческой организации, а равно  индивидуальным предпринимателем о своей  несостоятельности в целях  введения  в  заблуждение  кредиторов для получения отсрочки  причитающихся  кредиторам  платежей или  скидки  с долгов, а равно для  неуплаты долгов.

    в)  Хабаровский  дендрарий – участок территории, где  в  открытом  грунте  культивируются   древесные растения, размещаемые по систематическому, географическому, экологическому, декоративному признакам, расположенный в г.  Хабаровске.


    Ограничение – логическая операция  перехода  от родового  понятия к видовому.  При ограничении мы переходим от понятия с большим  объемом к понятию с меньшим  объемом.

        а) Лжесвидетельство – лжесвидетельство  гражданина Перова.

        б) Фиктивное банкротство -   фиктивное банкротство предприятия.

        в)  Хабаровский  дендрарий  - Хабаровский  дендрарий  Октябрьского 

              района.


    Обобщение - логическая операция, обратная  ограничению, когда осуществляется переход от видового понятия к родовому путем  отбрасывания от первого его видообразующего признака или признаков. При обобщении  мы переходим от понятия с меньшим  объемом к понятию с большим объемом.

         а) Лжесвидетельство – сведения.

         б) Фиктивное банкротство – банкротство.

         в)  Хабаровский  дендрарий  - дендрарий.


    Дополнением к  классу А называется класс не – А, который при сложении с А образует универсальную область – 1. чтобы образовать дополнение к классу, нужно класс А исключить из  универсального класса : 1 – А = не-А.

         а) Лжесвидетельство –  достоверные сведения.

         б) Фиктивное банкротство –  нефиктивное  банкротство.

         в)  Хабаровский  дендрарий  - нехабаровский дендрарий.


Логическая характеристика понятий

    Понятия делятся на следующие виды. По объему на:  1) единичные и общие;

2) собирательные и несобирательные; По содержанию на:  3) конкретные и абстрактные; 4) положительные и отрицательные; 5) безотносительные и соотносительные [1].


    1) Единичные и общие:

Понятие, в котором мыслится один элемент, называется единичным; понятие, в котором мыслится множество элементов, называется общим.

    2) Собирательные и несобирательные:

    Понятия, в которых мыслятся признаки некоторой совокупности элементов, составляющих единое целое, называются собирательными. Содержание собирательного понятия нельзя отнести к каждому отдельному элементу, входящему в его объем; оно относится ко всей совокупности элементов.

     Понятие, в котором мыслятся признаки, относящиеся к каждому элементу, называется несобирательным.

    В процессе рассуждения общие понятия могут употребляться в разделительном и собирательном смысле.

    3) Конкретные и абстрактные:

    Понятие, в котором мыслится предмет или множество предметов как нечто самостоятельное существующее, называется конкретным; понятие, в котором мыслится признак предмета или отношение между предметами, называется абстрактным.

    Различие между  конкретными и абстрактными понятиями основано на различии между предметом, который мыслится как целое, и свойством предмета, отвлеченным от последнего и отдельно от него не существующим.

    4) Положительные и отрицательные: 

    Понятия, содержание которых составляют свойства, присущие предмету, называются  положительными. Понятия, в содержании которых указывается на отсутствие у предмета определенных свойств, называются   отрицательными.

    5) Безотносительные и соотносительные:

    Понятия, отражающие предметы, существующие раздельно и мыслящиеся вне их отношения к другим предметам, называются безотносительными. «Адвокат», «государство», «место жительства» и т. д.  Соотносительные  содержат признаки, указывающие на отношение одного понятия к другому понятию. «Родители» (по отношению к понятию «дети»). «Начальник» - «подчиненный».

           а) Лжесвидетельство –  общее, абстрактное, безотносительное, положительное, несобирательное;

     б) Фиктивное банкротство –  общее, абстрактное, безотносительное, положительное,  несобирательное;

           в)  Хабаровский  дендрарий  -  единичное, несобирательное, конкретное, положительное, безотносительное.


Задание 2.


    Дайте  объединенную  классификацию  суждений, приведите их  схемы и принятые  в  логике  обозначения (A, E, I, O). Укажите распределение терминов и изобразите их  соотношение с помощью  круговых схем Эйлера.

    2.1. Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации.

    2.2. Некоторые суждения – модальные.

    2.3. Неверно, что все  дальневосточные  города  расположены в бассейне  крупных рек. (Некоторые дальневосточные города не расположены в бассейне крупных рек).

    2.4. Многие студенты – заочники не посещают  установочные лекции.


    2.1. А – общеутвердительное суждение. «Все S суть Р».

    2.2. I - частноутвердительное суждение. «Некоторые S суть Р».

    2.3. О- частноотрицательное «Некоторые S не суть Р».


    2.4. Е – общеотрицательное суждение. « Все S не есть Р».

    В суждениях термины S и Р могут быть либо распределены, либо не распределены. Термин считается  распределенным, если  его объем полностью включается в объем другого термина или полностью исключается из него. Термин  будет нераспределенным, если  его объем частично включается в объем другого термина или частично исключается из него.


  

Задание 3.


    Установите вид сложного суждения, укажите его составные части (простые суждения), запишите с помощью  символов, используя  пропорциональные союзы. Составьте таблицу истинности. Если сложное суждение комбинированное, приведите его  полную логическую  схему.

    3.1. Либо в стремя ногой, либо в пень головой.

    3.2. «Только тот  юмор  будет  жить, который  возник  на основе  жизненной правды» (М. Твен).


    3.1. Это разделительное (дизъюнктивное суждение0 – суждение, состоящее из нескольких простых, связанных логической  связкой «или».

    Это строгая дизъюнкция – суждение, в котором связка или употребляется в разделительном значении.

    - символ строгой дизъюнкции.

p

q

 q

И

И

Л

И

Л

И

Л

И

И

Л

Л

Л


3.2. Если юмор возник на основе жизненной правды, то только тогда он будет жить.

    Это условное (импликативное) суждение «если…, то».

юмор возник на основе жизненной правды – антецедент (предшествующее)

он будет жить – консеквент (последующее)

pq

p


q


pq


И

И

И

И

Л

Л

Л

И

И

Л

Л

И


Задание 4.


    Нарисуйте логический квадрат, напишите виды  отношений между суждениями в логическом квадрате и установите истинность  других суждений, если исходные суждения  следующие:

    А. «Культурный человек не верит в приметы» - истинно;

    Б. «Студенты юридического  факультета  любят  посещать лекции» - ложно.

    Отношения между простыми суждениями обычно  рассматриваются с помощью мнемонической  схемы, называемой  логическим квадратом.

    Его вершины символизируют простые категорические суждения – A, E, I, O.

А. Культурный человек не верит в приметы – истинно

Е– истинно;

А– ложно

I – ложно

О – истинно

Б. Студенты юридического  факультета  любят  посещать лекции – ложно

Некоторые студенты любят посещать лекции

Некоторые студенты не любят посещать лекции

Ни один студент не любит посещать лекции

А – ложно;

I - ложно;

О – истинно;

Е – истинно??;


Задание 5.


    Сделайте полный разбор силлогизма. Если заключение  с необходимостью  не следует, укажите, какие правила нарушены.

    5.1. Все предприниматели держат деньги в банке, а мой сосед не предприниматель. Следовательно, он не держит деньги в банке.

    5.2. Всем, кто работает в необогреваемых помещениях, предоставляется дополнительный перерыв для обогревания. Преподавателям  хабаровских  вузов  дополнительный перерыв не предоставляется. Значит, ни один  преподаватель  хабаровских  вузов не работает в  необогреваемых  помещениях.

    Широко распространенным видом дедуктивных умозаключений является простой категорический силлогизм, состоящий из трех категорических суждений.

    5.1. Все предприниматели (М) держат деньги в банке (Р)

           Мой сосед (S) не предприниматель (М)

_______________________________________

       Следовательно, он не держит деньги в банке

                                   S – Р

Фигура силлогизма – его разновидности, различающиеся положением среднего термина в посылках.

    Это I фигура силлогизма.  Схемы силлогистических умозаключений, отличающиеся качественно-количественными характеристиками входящих в их состав суждений, называются модусами силлогизма. I фигура имеет правильные модусы: ААА, ЕАЕ, АII, ЕIО.

    Заключение делается по I фигуре с меньшей отрицательной посылкой. Заключение не следует с необходимостью из этих посылок.


    5.2.  Всем, кто работает в необогреваемых помещениях (Р), предоставляется дополнительный перерыв для обогревания (М).

       Преподавателям  хабаровских  вузов (S)  дополнительный перерыв не предоставляется (М).

________________________________________

Значит, ни один  преподаватель  хабаровских  вузов не работает в  необогреваемых  помещениях.

                                     S – Р

II фигура имеет правильные модусы АЕЕ, АОО, ЕАЕ, ЕIО.

 

Задание 6.


    Приведите  логическую  схему, установите  истинность и логическую  корректность  следующих  умозаключений. В индуктивных умозаключениях определите степень  вероятности  логического вывода.

    6.1. «Если Эсхил примет участие в общественных увеселениях, то он будет непоследователен. Если он не примет в них участие, то окажется не патриотом.  Но он должен  либо  принять в них участие,  либо не принять. Следовательно, либо он будет непоследователен, либо окажется не патриотом» (Демосфен).

    6.2. Земля  имеет  твердую поверхность. Другие планеты Солнечной системы (Меркурий, Венера, Марс) тоже  имеют твердую поверхность. Значит, все планеты Солнечной  системы  имеют  твердую поверхность.


   6.1. Эсхил примет участие в общественных увеселениях – А

          Он будет непоследователен – В

          Окажется не патриотом – С.

1.       АВ

2.       не – А  С

3.       А не-А

____________

В С

(( АВ) ^ ( не-А С) ^ (А не-А))  С)

А

В

С

не-А

АВ

не–А  С


АВ

^ не–А  С


А не-А

3^4

В  С

56

И

И

И

Л

И

И

И

И

И

Л

Л

И

Л

И

Л

Л

И

Л

И

Л

И

И

Л

И

И

И

И

И

И

И

И

Л

Л

Л

Л

И

И

И

И

И

И

И

И

И

И

И

Л

Л

И

И

И

И

И

И

И

И

Л

Л

Л

Л

И

Л

И

Л

Л

И

Л

И

Л

И

И

Л

Л

И

Л

И

И

Л

Л

Л

И

И

Л

Л

И

Л

Л

И


Следовательно, умозаключение логически неверно.


6. 2. Земля  имеет  твердую поверхность. Другие планеты Солнечной системы (Меркурий, Венера, Марс) тоже  имеют твердую поверхность. Значит, все планеты Солнечной  системы  имеют  твердую поверхность.


Это неполная индукция – умозаключение,  в котором  вывод о принадлежности  признака  всем  предметам  класса  делается  на основании его принадлежности  некоторым предметам класса.

    Схема неполной  индукции:

S1 – P

S2 – P

………

Sn – Р

S1, S2 … Sn – cоставляют часть класса

_________________________________

Вероятно, все S – Р

    Неполная индукция дает вероятные  заключения.  Перечислены не все планеты Солнечной системы.









Список литературы



1.     Берков В. Ф.,: Учебное пособие для вузов. – Минск: НТООО «Тетра Системс», 1997, - 416 с.

2.     Войшвилло Е. К. Понятия как форма мышления. М., 1989. 321 с.

3.     Гетманова А. Д. Логика. – М.: Новая школа, 1995. 416 с.

4.     Гладкий А. В. Введение в современную логику. – М., 2001. 192 с.

5.     Иванов Е. А. Логика. – Учебник. – М.: Издательство БЕК, 1996. – 309 с.

6.     Курбатов В. И. Логика. Учебное пособие для студентов вузов. – Ростов – на- Дону: Феникс, 2001. – 320 с.

7.     Кириллов В. И. , Старченко А. А. Логика: Учебник. – М.: Высшая школа, 1982.




[1] Кириллов В. И. , Старченко А. А. Логика: Учебник. – М. : Высшая школа, 1982. С. 54.