Содержание

1. Раскройте содержание ординалистской модели потребительского выбора.  Каков критерий оптимума потребителя  в ординалистской модели? Объясните различие между внутренним и угловым равновесием потребителя. 3

2. Что такое макроэкономическая политика? С какой целью и с помощью каких инструментов она проводится?. 9

Задача №1. 12

Задача №2. 13

Тесты.. 13

Список литературы.. 15

1. Раскройте содержание ординалистской модели потребительского выбора.  Каков критерий оптимума потребителя  в ординалистской модели? Объясните различие между внутренним и угловым равновесием потребителя.

Относительно способности индивида количественно оценивать, хотя бы только для себя, полезность приобретаемых им благ высказываются сомнения. В связи с этим была разработана модель поведения потребителя, основанная на гипотезах порядкового измерения полезности (удовлетворенности) индивида. 

Гипотеза ненасыщения. При прочих равных условиях потребитель предпочитает большее количество данного блага меньшему его количеству.

Гипотеза полной упорядоченности. При наличии двух различных наборов благ потребитель всегда предпочитает один из них другому или признает их равноценными (одинаково предпочтительными).

 Гипотеза транзитивности. Если потребитель предпочитает набор A набору B, а набор B набору C, то он предпочитает набор A набору C; соответственно, если набор A для потребителя равнозначен набору B и набор B равноценен набору C, то наборы A и C тоже для него равнозначны.

Гипотеза транзитивности позволяет однозначно расставить в определенной последовательности (проранжировать) всевозможные сочетания благ независимо от очередности их попарного сравнения. 

Гипотеза рефлексивности. При наличии двух одинаковых наборов благ потребитель считает, что любой из них не хуже другого.

Полагая в целях упрощения, что потребитель осуществляет выбор из различных сочетаний количеств лишь двух благ – A и B (или двух "корзин" благ), представим область его выбора в виде рис. 1, где на осях координат откладываются количества благ.[1]

 На основе гипотез порядкового измерения полезности можно сделать некоторые предсказания относительно поведения потребителя. Из гипотезы ненасыщения следует, что потребитель предпочтет комбинацию благ, представленную точкой F, комбинации, представленной точкой G, так как точке F соответствует большее количество обоих благ. Потребитель предпочтет также комбинации, представленные точками L и K, набору благ, соответствующего точке G, потому что набор K превосходит набор G количеством блага A, а набор L –  количеством блага B. Однако для предсказания результатов выбора между точками F и K или F и L информации пока недостаточно.

Одним из основных инструментов анализа в концепции порядкового измерения полезности является кривая безразличия – совокупность точек в пространстве двух благ, представляющих равнозначные для потребителя комбинации различных количеств обоих благ.

Гипотеза выпуклости. Кривая безразличия выпукла к началу координат. 

Выпуклость кривой безразличия к началу координат означает, что в пределах заданного уровня благосостояния каждая следующая единица уменьшающегося блага равнозначна все большему количеству увеличивающегося блага. Это иллюстрирует рис. 2. (Предельная норма замещения)[2]

Чтобы сохранить данный уровень удовлетворенности (остаться на данной кривой безразличия), каждая следующая порция блага A должна компенсироваться все возрастающей порцией блага B: если индивид имеет 4 ед.  блага A и 2 ед.  блага B, то от 1 ед. блага A он согласен отказаться в обмен на 1 ед. блага B; от 2 ед. блага A он откажется взамен 3 ед. блага B, а за 3 ед. блага A ему нужно отдать 7 ед. блага B. По существу гипотеза выпуклости эквивалентна "первому закону Госсена".

Наличие множества равнозначных для потребителя сочетаний различных количеств двух благ свидетельствует о том, что для него эти блага в определенной мере взаимозаменяемы. Количественной характеристикой такой взаимозаменяемости является предельная норма замещения (замены).

 Предельная норма замещения блага A благом B (MRSBA) показывает, насколько можно сократить потребление блага A при увеличении потребления блага B на единицу, не изменяя при этом степень удовлетворенности потребителя: 

Предельная норма замещения выражает предельную полезность одного блага через определенное количество другого блага.  Из определения MRSBA следует, что графическим ее отображением является тангенс угла наклона касательной к кривой безразличия в точке, представляющей определенное сочетание двух благ. Так, в случае, изображенном на рис. 2., предельная норма замещения блага A благом B равна tgв, когда потребитель располагает тремя единицами каждого блага, и tgв, когда у потребителя 2 ед. блага A и 5 ед. блага B.[3]

Предельная норма замещения двух благ всегда отрицательна по определению. Из-за выпуклости кривой безразличия к началу координат абсолютное значение MRSBA  уменьшается по мере движения вдоль кривой безразличия слева направо. 

В концепции, основанной на количественной измеримости полезности, кривую безразличия можно получить, решая уравнение функции полезности   относительно QA или QB , где  – фиксированная величина полезности. В этом случае каждая кривая безразличия, наподобие изокванты, имеет свою количественную характеристику полезности, а предельная норма замены двух благ равняется отношению их предельных полезностей:     . Для доказательства этого утверждения запишем функцию полезности в приращениях.

 

Поскольку для определения предельной нормы замены нужны такие ∆A и ∆QB, при которых ∆U = 0, то

 

Все множество кривых безразличия в пространстве двух благ образует карту безразличия. Карта безразличия однозначно выражает предпочтения потребителя и позволяет предсказать его отношение к любым двум сочетаниям различных благ. Так, глядя на карту безразличия, изображенную на рис. 3, можно утверждать, что потребитель из двух комбинаций, представленных точками X и Y, выберет первую, поскольку по гипотезе ненасыщения он предпочитает точку X точке Z, а Z и Y для него равнозначны, так как лежат на одной и той же кривой безразличия. Следовательно, чем дальше кривая безразличия расположена от начала координат, тем большему уровню благосостояния она соответствует. 

Рис. 3. Предпочтение потребителя

Рис. 4. Изменение предпочтений потребителя по мере роста благосостояния

По определению кривые безразличия не могут пересекаться, так как точка их пересечения представляла бы комбинацию двух благ, имеющую для потребителя в данный момент различную полезность, что противоречит гипотезе рефлексивности. Но кривые безразличия могут оказаться смещенными к одной из осей координат, как показано на рис. 4, что отображает изменение предпочтений индивида с ростом его благосостояния в пользу одного из благ.

Карта безразличия в концепции порядковой измеримости полезности выполняет ту же роль, что и таблица Менгера в концепции количественной измеримости полезности. На ее основе индивид формирует план потребления, максимизирующий его удовлетворенность при заданном бюджете.

Кривые безразличия не достигают осей координат, а асимптотически приближаются к ним или к иным прямым, параллельным осям координат (рис. 4). Это означает, что сколь бы ни был велик объем потребления одного из товаров, он все же не может компенсировать полное отсутствие другого товара в наборе (иначе говоря, ни один из товаров не может быть полностью заменен другим, т. е. потребитель не может обойтись без какого-то количества каждого из товаров).

Рис. 4. Кривые безразличия не касаются осей координат

В этом случае при движении вдоль кривой безразличия норма замещения изменяется от нуля до бесконечности, и каково бы ни было соотношение цен PX/PY, точка равновесия будет отвечать условию.

Кривые безразличия имеют общие точки с одной или обеими осями координат (рис. 5), т. е. потребитель может полностью отказаться от некоторого товара, компенсируя этот отказ увеличенным потреблением другого. При этом может оказаться, что на всей кривой безразличия MRS > PX/PY или MRS < PX/PY.

Рис. 5. Кривые безразличия имеют общие точки с осями координат

Где же будет в этих случаях располагаться точка потребительского оптимума? Рассмотрим рис. 6,а.

Рис. 8. Угловые положения потребительского оптимума

Очевидно, что потребитель достигает наивысшей из доступных кривых безразличия в точке А, где MRS < PX/PY, и расходует все свои денежные средства исключительно на приобретение товара Y (х = 0). Товар Х оказывается слишком дорогим для данного потребителя. На рис. 6,б показан случай, когда потребитель расходует все денежные средства на товар X, и в точке потребительского оптимума MRS > PX/PY.

Точки А (рис. 6,а) и В (рис. 6,б) носят название углового решения задачи потребительского выбора в противоположность внутреннему решению. Отметим, что если для двухтоварного случая угловое решение является некой особой ситуацией, то для случая достаточно большого числа товаров угловое решение представляет собой скорее правило, чем исключение: ведь никто в самом деле не приобретает все те товары, которые предлагает ему рынок. Все же, оставаясь в рамках двухтоварной модели, мы будем в дальнейшем рассматривать главным образом внутреннее решение, считая выражение условием оптимума потребителя.

2. Что такое макроэкономическая политика? С какой целью и с помощью каких инструментов она проводится?

Как бы не восхваляли бы рыночную систему, она не совершенна и весьма далека от приписываемой ее гармонии и способности все и вся регулировать. У рыночной системы много недостатков, которые острее и негативнее проявляются с развитием экономики количественно и качественно.

Рыночный механизм, взятый сам по себе, безразличен к проблеме социальной справедливости и равенства, что приводит к дифференциации доходов, социальной незащищенности людей, чревато конфликтами. Свойственная для рынка тенденция к концентрации производства и монополизации подрывает свободную конкуренцию, необходимую для осуществления регулирующей функции рынка. Все это дало повод заговорить о фактическом «фиаско» рынка.

Существенные недостатки рыночного механизма требуют государственного регулирования экономики. Ставка лишь на рыночную самонастройку может нанести большой вред экономическому и социальному развитию общества, поставить под вопрос само существование системы. Это ярко проявилось в мировых экономических кризисах 1933 гг., 1937-1938 гг. и др. когда, казалось бы, процветающая экономика развитых стран была отброшена на многие годы назад. Тяжелые и разрушительные кризисы натолкнули людей на понимание того, что рыночный механизм развития экономики далеко не идеален и нуждается в серьезных мерах государственного регулирования.

Несовершенство рыночной системы вытекает из того, что она:

-       не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;

-       не имеет экономического механизма защиты окружающей среды. Только законодательные акты могут заставить предпринимателей вкладывать средства в экологически чистые производства;

-       не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству, например рыбных запасов океана;

-       игнорирует иногда потенциально отрицательные, порой разрушительные последствия принимаемых решений;

-       не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования (дороги, образование, общественный транспорт и т.д.);

-       не гарантирует права граждан на труд и доход, не обеспечивает перераспределение дохода;

-       не обеспечивает фундаментальных исследований в науке;

-       ориентирована не на производство социально необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги.[4]

За решение всех этих вопросов берется государство и это называется макроэкономическая политика.

Государство располагает определенными инструментами, которые оно использует для воздействия на макроэкономическую активность. Инструмент политики – это экономическая переменная, которая находится под контролем правительства и может повлиять на достижение одной или нескольких макроэкономических целей. Иными словами, изменяя кредитно-денежную и другие виды политики, государство может направить экономику к более благоприятному сочетанию выпуска, ценовой стабильности и занятости.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика – это совокупность средств и мероприятий государства, направленных на изменение порядка государственных расходов, налогообложения, представления льгот, субсидий, трансфертных платежей. Она реализуется с целью накопления финансовых ресурсов, достижения макроэкономической стабильности, перераспределения ресурсов и доходов, обеспечения полной занятости, снижения инфляции, а в сочетании с мерами кредитно-денежной политики – влияния на чистый экспорт товаров и услуг.

Под денежно-кредитной (монетарной) политикой понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Она является частью общей макроэкономической политики.

Операции на открытом рынке – наиболее важный инструмент, с помощью которого Центральный банк может влиять на объем имеющихся у банков свободных резервов, а значит, и на предложение денег. Цель этих операций заключается в купле-продаже государственных ценных бумаг на рынке. Например, при покупке Центральным банком ценных бумаг у коммерческих банков, первый на соответствующую сумму увеличивает обязательные резервы банков, что позволяет банкам создавать новые кредитные деньги, увеличивать предложение денег.

Изменение норм обязательных резервов – этот инструмент используется довольно редко. Это сильнодействующее средство и частое его применение может негативно отразится на денежно-кредитной сфере. Норма обязательных резервов влияет на объем избыточных резервов банка, а значит и на его возможности создания новых денег. Повышение норм ведет к недостатку избыточных резервов. В этом случае банки могут оставить прежние обязательные резервы, но это приведет к сокращению их возможности по созданию новых денег. Если банки захотят увеличить свои обязательные резервы, то это вынудит их часть денег с текущих счетов перевести в обязательные резервы, что приведет к уменьшению количества денег в обращении. Это значит, что повышение норм приведет к сокращению предложения денег. Понижение нормы переводит часть обязательных резервов в избыточные и тем самым расширить возможности банков к кредитованию, т.е. увеличивает предложение денег.

Одним из старейших методов денежно-кредитного регулирования является изменение учетной ставки. В основе этого инструмента лежит возможность выдачи Центральным банком ссуд коммерческим банкам. За ссуду коммерческий банк платит процент. Ставка процента называется учетной – и она может изменяться Центральным банком. Повышение учетной ставки приводит к меньшему заимствованию средств коммерческими банками, так как кредиты становятся менее привлекательными, что в свою очередь замедляет темпы роста денежной массы. Снижение учетной ставки побуждает коммерческие банки увеличить свои избыточные резервы за счет Центрального банка, что приводит к расширению возможностей этих банков к кредитованию и, следовательно, увеличивает предложение денег.

Социальная политика – это комплекс мер, направленных на создание условий для удовлетворения потребностей населения, повышения его благосостояния и обеспечения системы социальных гарантий.[5]

Задача №1

Функции рыночного спроса на продукцию монополии и ее издержек производства имеют вид:

Р = 1000 – 10q (руб./ед);

C = 200 + 500q + 15q2 (тыс. руб.)

Где q – объем продукции, тыс. ед. Определить объем выпуска и цену на продукцию монополии, максимизирующие ее прибыль.

Решение:

Для того, чтобы определить объем выпуска и цену на продукцию монополии, максимизирующие ее прибыль необходимо приравнять два уравнения и найти q1 и q2.

1000 – 10q = 200 + 500q + 15q2. Отсюда, 15q2 +510q – 800 = 0 q1 = - 1,5 тыс.ед. и q2 = 35,5 тыс. ед.[6]

Таким образом, подставляя в функцию спроса, получим: р1 = 1015 руб.ед.; р2 = 645 руб. ед.

Получается: Объем выпуска должен равняться и q2 = 35,5 тыс. ед. при р2 = 645 руб. ед.

Ответ: q2 = 35,5 тыс. ед. при р2 = 645 руб. ед.

Задача №2

Функция спроса на деньги имеет вид М = 0,6PQ/i. Номинальный ВВП равен 400 млрд.руб., предложение денег – 300 млрд.руб. Чему равна скорость обращения денег в кругообороте доходов при условии, что  денежный рынок находится в равновесии?

Решение:

Под скоростью обращения денег понимается среднегодовое количество оборотов, сделанных деньгами, которые находятся в обращении и используются на покупку готовых товаров и услуг. Скорость обращения денег равна отношению номинального валового национального продукта (ВНП) к массе денег в обращении: V = U/М, где V - скорость обращения денег; U - номинальный объем ВНП; М - масса денег в обращении. Под денежной массой понимается денежное предложение или общее количество денег в обращении.

Таким образом, получается, скорость обращения денег V = 400/300 = 1,3.

Ответ: скорость обращения денег = 1,3

Тесты

1. Рыночный механизм не способен обеспечить производство общественных благ:

а.     из-за несоответствия между потребностями в этих благах и доступным объемом ресурсов, необходимых для их производства;

б.     невозможности специфицировать права частной собственности на эти блага;

в.     высоких издержек производства этих благ;

г.      отрицательных внешних эффектов, сопутствующих потреблению этих благ.

Основная проблема рыночной экономики - безграничные потребности при ограниченных ресурсах, в результате чего, рыночный механизм не способен обеспечить производство общественных благ.

 

2. Что является реальным капиталом?

а.     Река Амур, используемая для транспорта;

б.     Акции коммерческого банка;

в.     Запасы сырья на предприятии;

г.      Государственные казначейские обязательства.

Капитал или «инвестиционные ресурсы», охватывает все произведенные средства производства, т.е. все виды инструментов, машины, оборудование, транспортные средства, сбытовую сеть и т.п.

3. Пусть чистый монополист устанавливает оптимальную цену 12 руб., которой соответствует предельный доход 9 руб. Можно утверждать, что:

а.     предприятие максимизирует прибыль;

б.     предприятие максимизирует свою выручку;

в.     ценовая эластичность при р = 12 руб. равна -3;

г.      выручка монополиста возрастет, если он будет снижать цену.

В условиях монополии производитель максимизирует ситуации, когда предельный доход ниже чем оптимальная цена.

4. Долгосрочная модель AD-AS предполагает, что:

а.     уровень цен в экономике фиксирован как в направлении его снижения, так и в направлении его повышения;

б.     уровень цен в экономике фиксирован как только в направлении его повышения;

в.     предложение ВВП не зависит от уровня цен;

г.      шоковые изменения совокупного спроса приводят преимущественно к объемным, а не к ценовым сдвигам в экономике.

Прежде всего, необходимо отметить, что уровень цен в экономике стремится к равновесному уровню, а масштабы производства тяготеют к равновесному уровню производства. Графически равновесный уровень цен и равновесный объем производства определяются в точке пересечения кривой совокупного спроса и кривой совокупного предложения. В этой точке покупатели готовы купить столько, сколько продавцы готовы продать.

5. Статистика национального продукта, чтобы избежать двойного счета, исключает из валового выпуска:

а.     добавленную стоимость;

б.     стоимость конечных товаров и услуг;

в.     разницу между стоимостью промежуточного потребления и трансфертными платежами;

г.      стоимость промежуточного потребления

В статистике национального продукта в валовой выпуск включаются следующие компоненты: стоимость конечных товаров и услуг; разницу между стоимостью промежуточного потребления и трансфертными платежами; стоимость промежуточного потребления и ряд других показателей. Добавленную стоимость исключают для избежания двойного счета.[7]

 

6. Если некий работник в настоящее время не работает, находясь в учебном отпуске, то его случай следует квалифицировать как:

а.     фрикционную безработицу;

б.     структурную безработицу;

в.     циклическую безработицу;

г.      естественную безработицу;

д.     не относящийся к безработице.

Работник, находящийся в учебном отпуске не признается как безработный.[8]

Список литературы

1.           Линдерт. П.Х. Мировая экономика – М.: Прогресс, 2002.

2.           Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, и проблемы и политика. – М.: ИНФРА-М, 1999.                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

3.           Рыночная экономика. Учебник. Том 1, часть 1. – Москва.: Издательство “Соминтек”. 2001.

4.           Современная экономика / под ред. Мамедова О.Ю. – РД: Феникс, 2000. 

5.           Экономика: Учебник / Под ред. А.И. Архипова и др. – М.: Проспект, 1998.

6.           Экономическая теория: Учебник // Под ред. А.И. Добрынина. – СПб.: Питер, 2003.


[1] Рыночная экономика. Учебник. Том 1, часть 1. – Москва.: Издательство “Соминтек”. 2001. – с. 64.

[2] Экономика: Учебник / Под ред. А.И. Архипова и др. – М.: Проспект, 1998. – с. 156.

[3] Экономическая теория: Учебник // Под ред. А.И. Добрынина. – СПб.: Питер, 2003. – с. 215.

[4] Линдерт. П.Х. Мировая экономика – М.: Прогресс, 2002. – с. 105.

[5] Линдерт. П.Х. Мировая экономика – М.: Прогресс, 2002. – с. 118.

[6] Экономическая теория: Учебник // Под ред. А.И. Добрынина. – СПб.: Питер, 2003. – с. 38.

[7] Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, и проблемы и политика. – М.: ИНФРА-М, 1999. – с. 674.

[8] Современная экономика / под ред. Мамедова О.Ю. – РД: Феникс, 2000.  – Сю 150.