Содержание



1. Что такое естественные монополии? Приведите примеры российских естественных монополий. Какие процедуры регулирования в отношении естественных монополий может предпринимать государственная власть?  3

2. Объясните теоретические подходы к измерению денежной массы. Какие агрегаты денежной массы определяет Банк России?. 8

Задача №1. 12

Задача №2. 13

Тесты.. 13

Список литературы.. 16


1. Что такое естественные монополии? Приведите примеры российских естественных монополий. Какие процедуры регулирования в отношении естественных монополий может предпринимать государственная власть?

Как известно, наиболее эффективной организацией экономики, многими крупными учеными и политиками признается конкурентный рынок. Однако, в силу большого числа разнородных социально-экономических факторов совершенная конкуренция не является естественным состоянием рынков. Более того, функционирование ряда отраслей общественного производства на конкурентной основе невозможно или не эффективно, то есть естественной для них становится высокая степень монополизации.

Классическими примерами естественных монополий на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки, а также отдельные подотрасли связи, а на региональном уровне - коммунальные услуги, включая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и т.д. Следует заметить, что во многих странах в последние годы сфера и масштабы государственного регулирования существенно сократились как в связи с технологическими нововведениями, так и в результате появления новых подходов к формированию и регулированию соответствующих рынков.[1]

Естественная монополия в промышленном производстве представляет собой случай, когда для общества в целом монополистическая организация производства и реализации продукции экономически более предпочтительна, чем создание конкурирующих между собой предприятий. Основной причиной возникновения и сохранения естественных монополий в сфере производственной деятельности является наличие в ряде отраслей исключительно высокой отдачи от масштаба производства одним предприятием вследствие определенных технологических особенностей.

Отличительная черта таких отраслей - использование сетевых структур (трубопроводный транспорт, системы водоснабжения, линии электропередачи, железнодорожные пути и т.д.). Подобная организация производства требует больших капитальных вложений, не доступных для мелких и средних инвесторов, и предусматривает значительные постоянные издержки. Поэтому необходимым условием их существования является возможность экономии на масштабах, достижение таких объемов производства, при которых происходит достаточное снижение удельных издержек на единицу продукции. Кроме того, активы воплощенные в проложенных железных дорогах, телефонных линиях связи, трубопроводах и т.п. исключительно специфичны, имеют ограниченные рамки применимости и не могут быть легко переориентированы на другие рынки. Это определяет эффективность сосредоточения выпуска у единственного производителя.

В случае рынка электрической и тепловой энергии это подразумевает, что энергоснабжение потребителей обеспечивается с достаточной степенью надежности. В электроэнергетике высокая отдача от масштабов производства связана с высокой фондоемкостью, уровнем концентрации мощностей и централизации управления технологическими процессами.

В странах с развитыми рыночными экономиками современная концепция регулирования естественных монополий предполагает, что применение государственного регулирования считается оправданным в тех случаях, когда определенный товар (услуга) производятся единственным экономическим субъектом при условии, что конкуренция между аналогичными предприятиями невозможна по технологическим и или экономическим причинам, и рост объема производства единственного субъекта сопровождается снижением удельных издержек (экономия на масштабах).

В экономике СССР все цены устанавливались в плановом порядке, а ресурсы распределялись централизованно, поэтому практически не производилось специальное выделение отраслей, относящихся к естественным монополиям. Переход к рыночной экономике обусловил необходимость применения определенных методов регулирования естественных монополий. Эта необходимость вызвана рядом причин.

Несмотря на наличие технической эффективности концентрации производства в руках одного предприятия, практика рынка выявляет немало фактов злоупотребления монопольным положением в форме завышения издержек или вздувания прибыли, что сводит на нет социальный эффект от экономии на масштабе из-за диктата неоправданно высоких цен. При этом подобные злоупотребления зачастую чрезвычайно трудно распознать извне в силу того, что реальное положение дел монополиста является, как правило, тщательно скрываемой информацией.

Ввиду того, что естественные монополии, как правило, производят продукцию, необходимую для нормального функционирования большинства предприятий и составляющую значительную часть потребляемых ими ресурсов, неплатежи за продукцию естественных монополий выливаются в кризис неплатежей в масштабах экономики государства. Распространение неплатежей - результат ценовой дискриминации естественных монополий и других экономических структур, обладающих влиянием на рынке и не стесненных в своей деятельности регулирующим воздействием государства.

Необходимость регулирования цен в естественных монополиях обусловлена не только отрицательными последствиями монопольного поведения. Существует и обратная сторона медали: разумная дифференциация цен на продукцию естественных монополий может служить мощным инструментом экономической политики государства, позволяющим регулировать хозяйственную активность различных отраслей и сглаживать ее сезонные колебания. Иными словами, механизм воздействия на экономику через систему регулируемых цен является эффективным дополнением к фискальной макроэкономической политике.

Россия не избежала негативного воздействия отраслей-естественных монополий в условиях рынка.

С общим сокращением производства в России спрос на продукцию и услуги отраслей - естественных монополий, за исключением отраслей связи, постоянно снижался. Эти отрасли являются чрезвычайно капиталоемкими, значительная часть их издержек носит постоянный характер. В результате росла доля постоянных издержек в цене единицы продукции. Кроме того, до последнего времени субъекты естественных монополий финансировали инвестиции в значительной мере за счет внутренних источников (инвестиционные и стабилизационные фонды, формируемые за счет себестоимости и прибыль), что определило чрезмерную нагрузку на тарифы.

Практически во всех отраслях сохранялось перекрестное субсидирование одних групп потребителей за счет других. Низкие тарифы для населения и бюджетных организаций субсидировались за счет промышленных и коммерческих потребителей. Например, на железнодорожном транспорте убытки по пассажирским перевозкам покрываются за счет грузовых тарифов.

С 1993 - 2003 гг. отраслевые цены российских естественных монополий росли более быстрыми темпами, чем в других отраслях экономики (см. Табл. 1). Они приблизились к уровню мировых, а в некоторых случаях (например, международные телефонные тарифы) превзошли их. Потребители стали оказывать давление на правительство вплоть до выдвижения требования замораживания цен.

Таблица 1

Рост цен на продукцию естественных монополий в 1993 - 2003 гг., раз.[2]


1993 год

1997 год

2000 год

2003 год

Газ

9

3,38

3,49

1,12

Электроэнергия

13,6

3,0

2,87

1,39

Ж/д перевозки

18,5

4,2

2,71

1,22

цены производителей (промышленность)

10

3,3

2,8

1,24

Потребительские цены

9,4

3,15

2,31

1,18

Быстрый и значительный рост цен в электроэнергетике, газовой промышленности, отраслях связи и на железнодорожном транспорте обусловил необходимость постановки вопроса об обоснованности издержек (расходы на заработную плату, социальные выплаты, инвестиционную деятельность) и о соответствии качества предлагаемых продукции и услуг уровню цен. Во всех отраслях, содержащих естественно-монопольные сегменты, заработная плата превышала среднюю по экономике и их работники пользовались большими социальными льготами по сравнению с другими отраслями.

Учитывая основообразующую сущность этих отраслей, очевидно, что рост цен на производимую ими продукцию явился мощнейшим фактором макроэкономической инфляции, которая справедливо охарактеризована экономистами как инфляция издержек.

Однако, нельзя однозначно утверждать, что отрасли-естественные монополии за годы перехода к рынку обеспечили себе процветание за счет всей остальной экономики. Следствие ценовой дискриминации - катастрофические неплатежи - больнее всего ударило именно по собственному источнику.

Как итог данного раздела можно выделить следующие основные задачи государственного регулирования цен в естественных монополиях:

-       обеспечение баланса интересов потребителей (доступные цены) и регулируемых предприятий (финансовые результаты, привлекательные для кредиторов и инвесторов);

-       определение структуры тарифов на основе принципов справедливого и эффективного отнесения издержек на тарифы для различных типов потребителей;

-       стимулирования предприятий отраслей-естественных монополий к сокращению издержек и излишней занятости, улучшению качества обслуживания, повышению эффективности инвестиций и т.д.

-       использование возможностей ценовых механизмов регулирования при проведении стабилизирующей макроэкономической политики.

-       управление развитием экономики в регионах.


2. Объясните теоретические подходы к измерению денежной массы. Какие агрегаты денежной массы определяет Банк России?

Важнейшим количественным показателем денежного обращения является денежная масса, представляющая собой совокупный объем покупательных и платежных средств, обслуживающих хозяйственный оборот и принадлежащих частным лицам, предприятиям и государству.

Денежная масса - это совокупность наличных и безналичных покупательных и платежных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг в народном хозяйстве, которым располагают частные лица, институциональные собственники и государство. В структуре денежной массы выделяется активная часть, к которой относятся денежные средства, реально обслуживающие хозяйственный оборот, и пассивная часть, включающая денежные накопления, остатки на счетах, которые потенциально могут служить расчетными средствами.

Таким образом, структура денежной массы достаточно сложна и не совпадает со стереотипом, который сложился в сознании рядового потребителя, считающего деньгами прежде всего наличные средства - бумажные деньги и мелкую разменочную монету. На деле доля бумажных денег в денежной массе весьма низка (менее 25%), а основная часть сделок между предпринимателями и организациями, даже в розничной торговле, совершается в развитой рыночной экономике путем использования банковских счетов. В результате наступила эра банковских денег-чеков, кредитных карточек, чеков для путешественников и т. п. Эти инструменты расчетов позволяют распоряжаться денежными депозитами, т. е. безналичными деньгами. При оплате товара и услуги покупатель, используя чек или кредитную карточку, приказывает банку перевести сумму покупки со своего депозита на счет продавца или выдать ему наличные.

Вместе с тем в структуру денежной массы включаются и такие компоненты, которые нельзя непосредственно использовать как покупательное или платежное средство. Речь идет о денежных средствах на срочных счетах, сберегательных вкладах в коммерческих банках, других кредитно-финансовых учреждениях, депозитных сертификатах, акциях инвестиционных фондов, которые вкладывают средства только в краткосрочные денежные обязательства и т. п. Перечисленные компоненты денежного обращения получили общее название “квази-деньги”. Квази-деньги представляют собой наиболее весомую и быстро растущую часть в структуре денежного обращения.

Экономисты называют квази-деньги ликвидными активами. Под ликвидностью какого-либо имущества или активов понимается их легкореализуемость, возможность их обращения в денежную форму без потери стоимости. Следовательно, самым ликвидным видом активов являются деньги. К высоколиквидным видам имущества относятся золото, другие драгоценные металлы, драгоценные камни, нефть, произведения искусства. Меньшей ликвидностью обладают здания, оборудование.

Для анализа количественных изменений денежного обращения на определенную дату и за определенный период, а также для разработки мероприятий по регулированию темпов роста и объем денежной массы используются различные показатели (денежные агрегаты).

В финансовой статистике промышленно развитых стран для определения денежной массы применяется следующий набор основных денежных агрегатов:

-       агрегат М-1 - включает наличные деньги в обращении (банкноты, монеты) и средства на текущих банковских счетах;

-       агрегат М-2 - состоит из агрегата М-1 плюс срочные и сберегательные вклады в коммерческих банках (до четырех лет);

-       агрегат М-3 - содержит агрегат М-2 плюс сберегательные вклады в специализированных кредитных учреждениях;

-       агрегат М-4 - состоит из агрегата М-3 плюс депозитные сертификаты крупных коммерческих банков.

Основой государственного регулирования экономики является кредитно-денежная политика, проводником которой выступает Банк России. Центральная проблема денежно-кредитной политики — определение количества денег, необходимых в обращении, для чего используются показатели «денежная масса» и «денежная база».

 Денежная масса представляет собой совокупность наличных денег и денег безналичного оборота. Для измерения количества денег применяют специальные денежные показатели — денежные агрегаты, которые утверждаются в законодательном порядке. В Российской Федерации используются денежные агрегаты, принятые в мировой практике: МО, М1, M2. Однако применение этих показателей в России имеет свою  специфику (табл. 2).

                  Таблица 2.

Денежные агрегаты в России США[3]

              США

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

MO = Наличные деньги у населения + Остатки наличных денег в кассах юридических лиц

M l = МО + Вклады до востребования + Другие чековые вклады

М2 = Ml + Мелкие срочные вклады (до 100 тыс. долл.) +  Бесчековые сберегательные счета + Однодневные соглашения об обратном выкупе и т. п.

M3 = М2 + Крупные срочные вклады + Срочные соглашения об обратном выкупе и др.

L = M3 + Коммерческие бумаги, казначейские векселя, сберегательные облигации и др.

Ml = МО + Средства юридических лиц на расчетных и текущих счетах + Вклады до востребования физических лиц в коммерческих банках

М2 = М1 + Срочные вклады населения в коммерческих банках + Срочные вклады юридических лиц в ком- мерческих банках

M3 = М2 + Сертификаты коммерческих банков + Облигации свободно обращающихся займов и др.

                                              

Сравнение денежных агрегатов США и РФ показывает, что денежные агрегаты в России менее ликвидны, чем в странах с развитой рыночной экономикой. Существенно отличается и структура денежных агрегатов. Тем не менее, российские денежные агрегаты аналогичны агрегатам стран с развитой рыночной экономикой по степени убывания ликвидности при переходе от одного агрегата к другому.

Для расчета совокупной денежной массы в обращении в Российской Федерации предусмотрены следующие денежные агрегаты:

-       агрегат М-0 - наличные деньги;

-       агрегат М-1 - равен агрегату М-0 плюс расчетные текущие и прочие счета (расчетные счета, специальные счета, счета капитальных вложений, аккредитивы и чековые счета, счета местных бюджетов, счета бюджетных, профсоюзных, общественных и других организаций, средства Госстраха, фонд долгосрочного кредитования); плюс вклады в коммерческих банках; плюс депозиты до востребования в Сбербанке;

-       агрегат М-2 - равен агрегату М-1 плюс срочные вклады в Сбербанке;

-       агрегат М-3 - равен агрегату М-2 плюс депозитные сертификаты и облигации государственных займов.

Использование различных показателей денежной массы позволяет дифференцированно подойти к анализу состояния денежного обращения.

В РФ используется также денежный агрегат М2Х - «широкие деньги», который равен сумме М2 и всех видов депозитов в иностранной валюте.

Использование денежных агрегатов зависит от цели, с которой они рассчитываются. Если нужно определить количество денег, находящихся вне коммерческих банков, то используется показатель МО, для измерения количества платежных средств — М1, для измерения функции денег как средства накопления — М2. Динамику изменения денежной массы М2 за 2003 г.(по октябрь) можно увидеть в таблице 3.

Таблица 3

Динамика денежной массы[4]


Денежная масса (М2)

Темпы прироста денежной массы, %

Всего

в том числе:

к предыдущему месяцу

к началу года

наличные деньги (М0)

безналичные средства

1.01.2003

2 119,6

763,3

1 356,2

9,8

1.02.2003

2 026,5

709,0

1 317,5

-4,4

-4,4

1.03.2003

2 108,0

730,9

1 377,1

4,0

-0,5

1.04.2003

2 208,5

749,5

1 459,0

4,8

4,2

1.05.2003

2 311,2

822,4

1 488,8

4,7

9,0

1.06.2003

2 432,4

855,6

1 576,8

5,2

14,8

1.07.2003

2 604,5

917,1

1 687,4

7,1

22,9

1.08.2003

2 625,4

940,9

1 684,4

0,8

23,9

1.09.2003

2 683,2

966,3

1 716,8

2,2

26,6

1.10.2003

2 732,1

957,1

1 774,9

1,8

28,9


Для измерения количества денег в обращении используется также «денежная база». В ее состав входят:

-       суммы наличных денег в обращении и в кассах коммерческих банков;

-       средства в фонде обязательных резервов банков;

-       остатки на корреспондентских счетах коммерческих банков в Банке России.


Задача №1

Спрос и предложение на рынке некоторого товара описываются уравнениями q = 400 – р; q = - 50 + 2р. Найти уровень рыночной цены, которой соответствует избыток спроса в размере 60 единиц товара. Дать графическую иллюстрацию.

Решение:

Построим кривые спроса (D) и предложения (S). (рис.1.) Найдем точку на прямой спроса (D), где Q = 60. Определим цену при таком количестве товара.

Таким образом, получаем: кривая спроса D: q = 400 – p. Подставляя Q = 60 ед. получим: Р = 340 у.е.




Ответ: Р = 340 у.е.


Задача №2

Пусть первоначально размер национального капитала составляет 100 ден.ед. в течение первого года осуществляются чистые инвестиции в размере +3 ден.ед., во втором году - -2 ден.ед. Найти величину валовых инвестиций во втором году, если годовая норма потребления капитала равна 10%.

Величина валовых инвестиций в первом году равна: (100 + 3) + 103*0,1 = 113,3 ден. Ед.

Величина валовых инвестиций во втором году равна: (113,3 – 2) + 111,3*0,1 = 122,63 ден. Ед.

Ответ: Величина валовых инвестиций во втором году = 122,63 ден. Ед.


Тесты

1. Что неверно для конкурентного предприятия, находящегося в состоянии долгосрочного равновесия?

а.     P = AFC;

б.     Р = АС;

в.     МС = АС;

г.      Р = МС.

(где Р – цена товара, АС – средние общие издержки; AFC – средние постоянные издержки; МС – предельные издержки).

AFC – средние постоянные издержки, которые определяются по формуле: совокупные постоянные издержки к количеству товара. На графике AFC постепенно снижается с увеличением объема производства, а значит в долгосрочном периоде AFC не может равняться Р.

2. Предельная норма замещения (субституции) измеряет:

а.     Величину эффекта субституции благ;

б.     Общую полезность, получаемую потребителем в равновесии;

в.     Дополнительную полезность, которую потребитель получает от  последующих единиц благ;

г.      Желание потребителя замещать одно благо другим так, чтобы общая полезность оставалось неизменной.

Предельная норма замещения блага А благом В (MRSB,A) показывает, насколько можно сократить потребление блага А при увеличении потребления блага В на единицу, не изменяя при этом степень удовлетворенности потребителя.[5]

3. Если Х – нормальный товар, то рост денежных доходов потребителя сместит:

а.     Кривую предложения Х влево;

б.     Кривую предложения Х вправо;

в.     Кривую спроса на Х влево;

г.      Кривую спроса на Х вправо.

Увеличение повышает спрос на такие нормальные товары как сливочное масло, омары, филе, и снижает спрос на такие товары низшей категории, капуста, репа, восстановленные шины, поношенная одежда и т.п.[6]

4. Для ситуации «ликвидной ловушки» характерны:

а.     Полное отсутствие эффекта вытеснения негосударственных расходов;

б.     Неспособность денежно-кредитной политики влиять на размер денежной базы;

в.     Неспособность бюджетной политики влиять на макроэкономическую конъюнктуру;

г.      Ответы а) и б) верны;

д.     Ответы б) и в) верны.

Если экономика находится в ликвидной ловушке, при которой кривая LM горизонтальна, рост государственных расходов имеет максимальное влияние на равновесный уровень дохода. Ставка процента не меняется, следовательно, нет тормозящего действия роста госрасходов на национальный доход.

Классический случай и эффект вытеснения частных инвестиций. Сначала рассмотрим, что собой представляет эффект вытеснения. Эффект вытеснения возникает тогда, когда в результате экспансионистской фискальной политики ставка процента повышается до такого размера, что уменьшаются частные расходы, особенно инвестиции. Если кривая LM проходит вертикально, то рост госрасходов не увеличивает равновесный уровень дохода, а лишь увеличивает ставку процента.

 Рост госдоходов сдвигает кривую IS до положения IS', но не оказывает влияния на доход. Если спрос на деньги не восприимчив к изменению ставки  процента (как подразумевает вертикальная LM), то существует единственный уровень дохода, при котором денежный рынок находится в равновесии. Та­ким образом, рост правительственных расходов не изменяет равновесный  уровень дохода, а только увеличивает равновесную ставку процента. Но если госрасходы увеличиваются, а уровень доходов неизменен, то это должно  компенсироваться снижением личных доходов. Рост ставки процента вытесняет частные инвестиции. Эффект вытеснения, точно определяя значение этого термина, означает снижение частных расходов (особенно инвестиций), в соответствии с ростом ставки процента в случае фискальной экспансии. Когда  кривая LM вертикальна, эффект вытеснения будет максимальным. График инвестиций показывает это. Если положительный наклон графика кривой сильнее, чем вертикальный, ставка процента при воздействии фискальной политики увеличивается медленно, и как результат, инвестиции снижаются незначительно. Размеры эффекта вытеснения, таким образом, зависят от на­клона кривой LM и, следовательно, от процентной зависимости спроса на деньги. Если в экономике наблюдается полная занятость, то рост товаров и услуг, закупаемых государством, должен означать, что любые другие сектора покупают меньше товаров и услуг в размере, равном наиболее высокому уровню госрасходов.[7]

 

5. Бюджетная политика окажет стабилизирующее воздействие на макроэкономическую динамику, если она сократит бюджетный дефицит в ситуации:

а.     Углубляющегося рецессионного разрыва ВВП;

б.     Углубляющегося инфляционного разрыва ВВП;

в.     Роста сбережений частного сектора;

г.      Ухудшения торгового баланса страны.

Одно из направлений бюджетной политики государства – сокращение инфляционного разрыва ВВП. В этом случае государство также позитивно воздействует на макроэкономическую динамику.[8]

6. Какое определение потенциального ВВП неверно?

а.     Потенциальный ВВП – это такой реальный ВВП, при котором:

б.     Достигается полная занятость населения в экономике;

в.     Циклическая безработица равна нулю;

г.      Естественная безработица превышает фактическую безработицу;

д.     Фактическая безработица представлена только структурным и  фрикционным компонентами.

Потенциальный ВВП - это тенденция реального ВВП на длительных временных интервалах, представляющая собой долгосрочные производственные возможности экономики или максимальный объем выпуска, который экономика может обеспечить при стабильных ценах. Потенциальный выпуск иногда также называют уровнем выпуска при высокой занятости. Когда экономика полностью использует свой потенциал, уровень безработицы низок, а уровень производства высок. [9]

Список литературы

1.           Линдерт. П.Х. Мировая экономика – М.: Прогресс, 2002.

2.           Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, и проблемы и политика. – М.: ИНФРА-М, 1999.                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

3.           Рыночная экономика. Учебник. Том 1, часть 1. – Москва.: Издательство “Соминтек”. 2001.

4.           Современная экономика / под ред. Мамедова О.Ю. – РД: Феникс, 2000. 

5.           Экономика: Учебник / Под ред. А.И. Архипова и др. – М.: Проспект, 1998.

6.           Экономическая теория: Учебник // Под ред. А.И. Добрынина. – СПб.: Питер, 2003.



[1] Рыночная экономика. Учебник. Том 1, часть 1. – Москва.: Издательство “Соминтек”. 2001. – с. 148.

[2] Экономика: Учебник / Под ред. А.И. Архипова и др. – М.: Проспект, 1998. – с. 194.

[3] Экономическая теория: Учебник // Под ред. А.И. Добрынина. – СПб.: Питер, 2003. – с. 218.

[4] Экономическая теория: Учебник // Под ред. А.И. Добрынина. – СПб.: Питер, 2003. – с. 211.

[5] Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, и проблемы и политика. – М.: ИНФРА-М, 1999.  – с. 138.

[6] Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, и проблемы и политика. – М.: ИНФРА-М, 1999. – с. 51.

[7] Рыночная экономика. Учебник. Том 1, часть 1. – Москва.: Издательство “Соминтек”. 2001. – с. 310.

[8] Там же. – 329.

[9] Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, и проблемы и политика. – М.: ИНФРА-М, 1999. – с. 138.