Стр19в1


Логика Аристотеля существовала до начала XX века и носит название традиционной формальной логики. Таким образом, ядром логики является формы, законы и операции правильного мышления


Стр19в2


Гегель отрицал формальную логику и критиковал многие ее положения, так как он считает, что нельзя отвлекаться от развития знания, чего формальная логика не предусматривала.


Стр20в1


Логическая форма – структура мысли, выявляемая в результате отвлечения от смыслов и значений нелогических терминов. (Ивлев). Формализация осуществляется следующим образом: мысли слагаются из некоторых содержательных частей. Данные части определенным образом связывается друг с другом. Чтобы формализовать мышление, сделать его логичным можно, к примеру:

-опускать нелогические термины в словосочетаниях и ставить вместо них многоточия или чертить линии. При этом вместо одного и того же термина чертить одинаковые линии, а вместо вхождений разных терминов – различные линии. По типу линий восстанавливается тип нелогичных терминов. Пример: В результате замены нелогических терминов многоточием и пунктиров из предложения «Все металлы – теплопроводные вещества» получим выражение: «Все… суть _ _ _»

-замена нелогических терминов символами переменными. При том вместо терминов различных типов ставятся и переменные различных типов. Пример:

фразу «Некоторые физики не являются философами. Следовательно, некоторые философы не являются физиками» можно записать как «Некоторые S не суть P.Следовательно, некоторые P не суть S».


Стр20в2


Основной принцип формальной логики: правильность рассуждения зависит только от формы этого рассуждения. Основной принцип предполагает, что каждое наше рассуждение, каждая мысль, выраженная в языке, имеет не только определенное содержание, но и определенную форму. Предполагается, что содержание и форма отличаются друг от друга и могут быть разделены.


Стр22в1


Логика изучает мышление, закономерности и развитие мыслей. Наличие и правильность суждений человека зависит от того, как и какими способами человек познает мир. Соответственно, чтобы в полной мере определить все аспекты мыслительного процесса, одной из основных задач логики является анализ познания.


Стр22в2


Человеческое познание начинается с чувственного восприятия. Чувственный опыт – источник и конечная опора знания. Чувственное познание дает нам лишь рудиментарное знание (типа «Эта роза красная»). Таким образом, чувственное познание как таковое не может дать нам знания в причинной зависимости между явлениями. Для того, чтобы получить такое знание, необходимо использовать мышление. Без понятий и примеси рассуждений человек не способен даже просто выразить какое-то наблюдение.


Стр23в1


Логосфера- сфера деятельности человека, связанная с протеканием внутри человека мыслительных процессов. Логическая культура зависит от степени интенсивности и способности мышления. То есть логосфера – опора логической культуры и оказывает на нее непосредственное влияние.


Стр24в1


Своеобразие подхода логики к анализу мышления состоит в том, что оно интересует ее с точки зрения своего содержания и в особенности той формы, в которой выступает это содержание. Все физические и химические процессы, протекающие в коре головного мозга в процессе мышления, при этом, остаются в стороне.


Стр24в2


Язык – необходимое условие существования абстрактного мышления. Логический анализ мышления всегда имеет форму  исследования языка, в котором оно протекает и без которого оно не является возможным. Язык участвует не только в выражении мысли, но и в самом ее формировании.


Стр26в1


1)да, т.к. правильный треугольник всегда равносторонний (р       р)

2)нет, т.к. книга не всегда учебник

3)нет, т.к. понятие «ядро» может употребляться и в иных смыслах

4)да, т.к. понятия имеют один и тот же смысл

5)да, т.к. в других смыслах ни одно из понятий не возможно применить


Стр26в2


1)Закон не нарушен, так как мы говорим об искрах из глаза как о средстве воспламенения

2)Закон нарушен, так как начало суждения не соответствует концу. В конце подразумевается иной смысл

3)Закон нарушен, так как ответ, хотя и содержит понятие «волосы», но рассматривает его совершенно в ином смысле, чего по данному Закону делать не следует


Стр27в1


1)Противоречий нет, так как человек может быть беден духовно, но богат материально, и наоборот.

2)Противоречие заключается в буквальном использовании однозначного термина в суждении

3)Противоречий нет, так как можно говорить, что обнаженная женщина может иметь какие то наряды, например, цепочку


Стр28в1


1)Закон выполнен, так как экзамен можно сдать или не сдать, что не противоречит закону

2)Закон выполнен, так как одно из высказываний, противоречащих друг другу в вопросе, оказалось истинным


Стр29в1


1)Закон не выполнен, так как высказывания обоих не являются обоснованными.

2)Закон выполнен, поскольку дается достаточно полное обоснование сомнений.


Стр31в1


1)одинаковая логическая форма

2)разная логическая форма

3)одинаковая логическая форма

4)одинаковая логическая форма

5)одинаковая логическая форма

6)разная логическая форма

7)одинаковая логическая форма

8)одинаковая логическая форма


Стр32в1

1)а наверно, что b

2)Если S…, то S…

3)P… и …

4)Если a, то b, c, d

5)Если M…, то M a и b

6)Если K…, то K…M или же D

7)Если S…, то A…

8)S a и b, но не с

9)a либо С, либо K

10)Если и только если S a, то S b

11)S a, да с

12)T a, если T b

13)Либо S a, либо с

14)Если S a, S с


Стр34в1


Содержательные символы – содержательные выражения, Логические – бессодержательные. Пример:

«Письмо отправлено»=a

«Письмо сожжено»=b

Если a, то b (если письмо отправлено, то оно сожжено)

К логическому символу можно подобрать другие содержательные:

Если конь заржал, то змея уже подкралась.


Стр34в2


1)               Засветило солнце, и снег оттаял и пришла весна

2)               Либо засветило солнце, либо оттаял снег, либо пришла весна

3)               Если засветило солнце, и пришла весна, то снег сойдет с рек и где-то зачирикает кукушка

4)               Если снег сошел с рек, и где-то зачирикала кукушка, то или засветило солнце или пришла весна

5)               Если засветило солнце или пришла весна, то зима кончилась

6)               Либо засветило солнце, и пришла весна, либо солнце не засветило


Стр40в1


Между двумя понятиями нет четкой грани, однако понятие «лово» может входить в понятие «понятие». То есть «понятие» может представлять собой совокупность слов.


Стр40в2


1)Четырехугольник

2)Животное

3)Планета

4)Юрист

5)Оружие

6)Дерево

7)Документ

8)Учащийся

9)Книга

10)Трудящийся

11)Населенный пункт

12)Химический элемент


Стр41в1


1)Знак

2)Религия

3)Игра

4)Средство связи

5)Учащийся

6)Книга

7)Периодическое издание

8)Статья закона

9)Литературное произведение

10)Столица

11)Треугольник

12)Полководец


Стр43в1


1)               Да

2)               Да

3)               Нет

4)               Да

5)               Нет

6)               Да

7)               Нет

8)               Да

9)               Да

10)          Нет


Стр43в2


1)               Да

2)               Да

3)               Да

4)               Да

5)               Да

6)               Да

7)               Да

8)               Да

9)               Да

10)          Да


Стр44в1


1)               способный ученик – ученик – учащийся

способный ученик – ученик школы №10 – ученик 5 класса школы №10

2)               кинофильм – искусство – сфера деятельности

кинофильм – комедия – семейная комедия

3)               пистолет – оружие – огнестрельное оружие

пистолет – кольт – кольт Иванова

4)               опера – искусство – сфера деятельности

опера – опера «Аида» - опера «Аида», проходящая в Большом театре

5)               газета – печатное издание – СМИ

газета – полоса – абзац

6)               работник прокуратуры – юрист – правозащитник

работник прокуратуры – работник прокуратуры СФО – прокурор СФО

7)               живописец – художник – творец

живописец – российский живописец – российский живописец из города Новосибирск

8)               учебник физики – учебник – книга

учебник физики – учебник ядерной физики – библиотечный учебник ядерной физики

9)               студент – учащийся – человек

студент – студент НГИ – студент 2 курса НГИ

10)          Письменный стол – стол – мебель

Письменный стол – письменный стол из бамбука – офисный письменный стол из бамбука

11)          дерево – лесополоса – лес

дерево – хвойное дерево – кедр

12)          здание – строение – объект собственности

здание – жилое здание – жилой дом


Стр47в1


Социальное демократическое федеративное государство, объединяющее 88 субъектов федерации, президентская республика.


Стр47в2


1)               общее

2)               пустое

3)               пустое

4)               пустое

5)               пустое

6)               общее

7)               общее

8)               общее

9)               единичное

10)          единичное

11)          единичное

12)          общее

13)          общее

14)          общее

15)          единичное


Стр50в1


1)               равнозначность

 



2)               Исключение

В

 

А

 
 



3)               Равнозначность

А  В

 
 



4)               Пересечение

А

 

В

 
 



5)               Подчинение

А

 

В

 
 


6)              

А  В

 
равнозначность



7)               исключение

 


8)               исключение

 


9)              

В

 

А

 
пересечение




10)          равнозначность

А  В

 
 


11)          равнозначность

А  В

 
 


12)         

В

 

А

 
пересечение



13)          исключение

 


14)         

А  В

 
равнозначность



15)         

В

 

А

 
исключение



16)         

В

 

А

 
подчинение



17)          исключение

 


18)          подчинение

 


19)          исключение

 


20)          подчинение

 




Стр52в1


1)               Олимпийский чемпион, чемпион мира, бегун

2)               Дед, отец, сын

3)               Отец, сын, родственник

4)               Отец, сын, покойник


Стр53в1

 

1

 


2

 




3


 






4

 





5

 



Стр55в1


1)               номинальное

2)               реальное

3)               реальное

4)               реальное

5)               реальное

6)               реальное

7)               реальное


Стр56в1


1)               содержит отрицание

2)               неясно

3)               неясно

4)               нет ошибок

5)               содержит отрицание

6)               нет ошибок

7)               содержит круг

8)               неясно, несоразмерно


Стр58в1


1)               нет

2)               есть

3)               есть

4)               нет

5)               есть

6)               есть

7)               нет


Стр59в1


1)              неправильно - два основания

2)              неправильно - два основания

3)              правильно

4)              неправильно, не исчерпывающее

5)              неправильно – не исчерпывающее

6)              неправильно – разные основания

7)              правильно


Стр63в1


Функция описательного – описание действительности. Оно является истинным или ложным

Пример: «Снег бел», «Солнце – планета»

Оценочное устанавливает абсолютную или сравнительную ценность объекта, дает ему оценку

Пример: «Лето лучше зимы», «Вода кипит»


Стр64в1


1)               да

2)               нет

3)               нет

4)               да

5)               нет

6)               да

7)               да

8)               нет

9)               да

10)          нет

11)          да

12)          нет

13)          нет

14)          да

15)          нет


Стр65в1


1)               атрибутивное

2)               реляционное

3)               атрибутивное

4)               экзистенциальное

5)               реляционное

6)               экзистенциальное

7)               атрибутивное

8)               экзистенциальное

9)               реляционное

10)          атрибутивное


Стр68в1


Выделяющие суждения определяют объект суждения

Исключающие – содержат 2 взаимоисключающих признака


Стр68в2


1)               частноутвердительное

2)               общеутвердительное

3)               частноотрицательное

4)               общеотрицательное

5)               общеотрицательное

6)               общеутвердительное

7)               частноутвердительное

8)               частноотрицательное

9)               общеотрицательное

10)          частноутвердительное

11)          общеотрицательное

12)          частноутвердительное

13)          общеутвердительное

14)          частноутвердительное

15)          общеутвердительное


Стр72в1


1)               a ® b

2)               a & b

3)               a & b

4)               a Ñb

5)               a ¬b

6)               a & b & с

7)               a ®b

8)               a ®b

9)               a «b

10)          a ®b

11)          a ® (b Úc)

12)          a®b

13)          a® (bÚc)

14)          a«b

15)          a®(bÚc)


Стр74в1


1)               Я работаю в библиотеке, и я люблю свою профессию, и еще учусь в институте

2)               Если я работаю в библиотеке, и я люблю свою профессию, то я учусь в институте

3)               Я работаю в библиотеке, и не люблю свою профессию, и еще не учусь в институте

4)               Если я работаю в библиотеке, и я учусь в институте, то я люблю свою профессию

5)               Если я учусь в институте, то я работаю в библиотеке, и я люблю свою профессию

6)               Я не работаю в библиотеке или не учусь в институте, но я люблю свою профессию

7)               Если я не работаю в библиотеке, и я не люблю свою профессию, то я не учусь в институте


Стр75в1


1)               Если теория Дарвина является научной, то теория Дарвина может быть подтверждена опытными данными или может быть опровергнута опытными данными

2)               Если теория Дарвина может быть подтверждена опытными данными или может быть опровергнута опытными данными, то теория Дарвина является научной

3)               Если теория Дарвина не может быть подтверждена опытными данными и может быть опровергнута опытными данными, то теория Дарвина не является научной

4)               Если теория Дарвина может быть подтверждена опытными данными или не может быть опровергнута опытными данными, то теория Дарвина не является научной

5)               Если теория Дарвина не является научной, то теория Дарвина не может быть подтверждена опытными данными и не может быть опровергнута опытными данными

6)               Если теория Дарвина не может быть подтверждена опытными данными и не может быть опровергнута опытными данными то теория Дарвина не является научной


Стр78в1


Да, могут.

Пример: - Все рыбы дышат жабрами

-                   Нет, некоторые рыбы не дышат жабрами

Допустим 2 этих высказывания из дискуссии. Одно ложно, одно истинно! Оба суждения являются и противоречивыми и противоположными.


Стр78в2


В некоторых случаях следует. Пример опровержения:

-                   Наполеон ничтожный человек, и все дела его шли от мании величия и были направлены на истребление нравственности.


Стр80в1


Эпистемические (теоретико–модальные) понятия определить невозможно. К ним относятся ряд групп:

-                   понятие доказуемости (« Доказуемо, что на Луне нет воздуха»)

-                   понятия убеждения («Убежден, что жизнь бессмысленна»)


Стр80в2


Аподиктические суждения – направлены на необходимость действия

Проблематические суждения – направлены на разрешение проблемы

Ассерторические суждения – направлены и подчеркивают невозможность действия


Стр85в1


1)               да

2)               нет

3)               нет

4)               да

5)               да

6)               нет

7)               да

8)               нет

9)               нет

10)          нет


Стр86в1


1)               да

2)               нет

3)               нет

4)               да

5)               нет

6)               нет

7)               да

8)               нет

9)               да

10)          нет


Стр87в1


1)               нет

2)               нет

3)               нет

4)               да

5)               да

6)               да

7)               нет

8)               нет

9)               да

10)          да


Стр89в1


1)               некоторые государства не суть проводят независимую внешнюю политику

2)               Некоторые многолетние растения не суть не цветут один раз в жизни

3)               Некоторые не насекомые – пауки

4)               Некоторые дети не суть не хорошо рисуют

5)               Некоторые изучающие логику – студенты юридических вузов

6)               Некоторые математики не суть не пытались решить проблему квадратуры круга

7)               Ни один себе враг не будет человеком


Стр90в1


1)               Ни одно, имеющее более 3 пар ног не насекомое

2)               Некоторые слова, изменяющиеся по падежам – существительные

3)               Не все пленяет воображение, что исследовано

4)               Некоторые успевающие студенты нашей группы

5)               Некоторые играющие в шахматы – школьники

6)               Некоторые позвоночные животные – млекопитающие

7)               Некоторые нормативно-правовые акты являются законами


Стр91в1


1)               Нерастворимые в воде – не металлы

2)               Коническое сечение не является квадратом

3)               Смертные не суть не люди

4)               Некоторые курильщики не суть не люди

5)               Все благородные не суть не справедливые

6)               Некоторые простые тела не суть не электропроводники

7)               Приятное – не лекарство


Стр93в1


1)               1фигура, правильный, AII

2)               2фигура, правильный, AOO

3)               4фигура, неправильный, AEE

4)               1фигура, правильный, AAA

5)               3фигура, правильный, OAO

6)               1фигура, неправильный, EIO

7)               2фигура, правильный, AEE

8)               2фигура, неправильный, AOO

9)               3фигура, неправильный, EAO

10)          3 фигура, правильный, AAI


СТР95В1


1)               1 фигура. Всякая кража – наказуемое деяние

2)               4 фигура. Все цветы любят некоторые писатели

3)               1 фигура. Некоторые солдаты умеют маршировать

4)               3 фигура. Всякое наказуемое – уголовное преступление

5)               2 фигура. Все окружающие являются некоторыми эгоистами

6)               3 фигура. Некоторые источники информации являются интересными

7)               1 фигура. Некоторые мастера спорта выступают на соревнованиях

8)               4 фигура. Некоторые молодые люди – студенты

9)               4 фигура. Всякая форма имеет всякую мысль

10)          3 фигура. Все юристы знают законы


Стр98в1


1)               условно-категорическое

2)               условное

3)               разделительно-категорическое

4)               условно-разделительное

5)               условно-категорическое

6)               разделительно – категорическое

7)               разделительно-категорическое

8)               условное

9)               условное

10)          условно-категорическое


Стр100в1


Сорит - это умозаключение из нескольких посылок, в котором каждая последующая посылка является заключением для двух предыдущих. В классической силлогистике для сорита выводится лишь одно заключение. Посылки в сорите являются общеутвердительными или общеотрицательными суждениями. На самом деле реально посылки могут быть как общего, так и частного характера. Полисиллогизм - это умозаключение с произвольным соотношением посылок и терминов. Таким образом, сорит - частный и наиболее примитивный вид полисиллогизма. Пример:  Не бывает котенка, который любит рыбу и которого нельзя научить всяким забавным штукам.

Не бывает котенка без хвоста, который будет играть с гориллой.

Котята с усами всегда любят рыбу.

Не бывает котенка с зелеными глазами, которого можно научить забавным штукам.

Не бывает котят с хвостами, но без усов.

После длительных преобразований ("Энциклопедия-Россия-Он-Лайн") получается единственное заключение Eef, т.е. "Не бывает котенка с зелеными глазами, который будет играть с гориллой. При этом утверждается, что заключение не очевидно.


Стр101в1


Энтимема (греч. в уме) - в традиционной формальной логике такое дедуктивное умозаключение, в к-ром не выражена в явной форме к.-л. часть: либо одна из посылок, либо заключение. Так, в Э. «все марксисты - материалисты, следовательно, и этот человек - материалист» пропущена меньшая посылка силлогизма: «этот человек - марксист».

А) Все люди которые делают эти вещи порочны следовательно этот человек - человек

Этот человек делает подобные вещи, следовательно, этот человек порочен

Б) Ни один невменяемый не наказуем, следовательно, некоторые преступники не наказуемы

Некоторые преступники невменяемы, следовательно, они не наказуемы


Стр103в1


В индуктивном умозаключении связь посылок и заключения не опирается на логический закон, и заключение вытекает из принятых посылок с некоторой вероятностью.


Стр103в2


В отличие от полной индукции общий вывод обо всем классе предметов делается на основании знания лишь некоторых предметов данного класса, а не всей совокупности.


Стр103в3


-требует богатого воображения

-не дает твердого знания

-часто вводит в заблуждение

-умозаключения просты по логической структуре, по ходу мысли.


Стр104в1


Аналогия играет огромную роль, так как это более простой индуктивный метод научного познания, не требующий особых усилий. Часто данный метод работает


Стр105в1


Для выявления серийных убийц нередко используют данный метод, по аналогии с прошлыми убийствами выявляется или не выявляется почерк, по которому уже делаются выводы в отношении дальнейших следственных действий


Стр105в2


-когда трудно установить, какие объекты необходимо сравнивать между собой

-когда умозаключения опирается на веру, приметы, обряды, традиции

-при сравнении объекта с человеком



Стр110в1


«Ли-вопросы» отражают некоторую неуверенность и предполагают, как правило, различные варианты ответов.

«Что-вопросы» подразумевают одновариатность ответов.


 Стр110в2


Потому, что вопрос влияет на процесс мышления, заставляя тем самым человека решить поставленную задачу с точки зрения законов логики.


Стр112в1


Подобные споры не являются спорами ради истины. Следовательно, не всегда вырабатывается общее поле аргументации. Таким образом, точность ответа зависит от формулировки вопроса, от его однозначности, так как участники полемики по-своему понимают различные понятия


Стр112в2


-не явно сформулированный вопрос приводит к снижению эффективности ответа

-нечеткий и неясный вопрос приводит к бесполезному расплывчатому ответу

Пример: Вопрос крестьянину: Что такое великорусский шовинизм? Ответ на него получен не будет

-неверная логика вопросов. При следовании, например вопросов в различном порядке и на разные темы результат достигнут не будет


Стр114в1


Цель софизма – выдать ложь за истину. Софизмы – зарождение логики. Именно Аристотель, опровергая софизм, открыл и породил логику.


Стр114в2


Данные апории были написаны против движения и существования многих вещей. Суть их – доказательство того, что мир – одна единственная и неподвижная вещь. В современности, к примеру, софизм «Медимн зерна» толкуется как первое неясное указание на существование только что открытых порогов восприятия


Стр115в1


Логика – наука абстрактная. Она исходит из анализа реального мышления. На практике обычно наблюдается явление, а не анализ. Данное расхождение нередко обнаруживается в формах логических парадоксов, говорящих о внутренней противоречивости теории. Этим и объясняется значение парадоксов для логики.


Стр115в2


Понятие истины относительно и может быть отнесено к любому языку

Различие языка и метаязыка позволяет разрешить парадокс. Истина – есть действительность


Стр118в1


Доказательство может содержать убеждение, а вот убеждение не в любом случае содержит доказательство. Доказательство основано на определенной последовательности фактов. Убеждение же может идти и без фактов, за счет иных факторов, например, харизмы


Стр118в2


Деструктивная – разубеждение людей в обоснованности того или иного положения и убеждение их в ложности суждения

Конструктивная – установление низкой степени правдоподобия, не преследует целью полностью доказать ложность убеждения


Стр121в1


Данные аргументы ошибочны, так как идет ссылка, например на силу, что заставляет соперника либо бояться вас, либо еще более укреплять свою аргументацию


Стр121в2


Аргументация основной способ основания утверждений. Роль ее в научном познании – процесс формирования убеждения или мнения относительно истинности какого – либо объекта. Данный процесс является неотъемлемой составляющей научного познания.


Стр123в1


Отношения частичной совместимости заключаются в «пунктах согласия сторон».

Исходя из схемы:

Позиция 1 – существуют некие общие тезисы полей аргументации оппонента и пропонента, в которых у них найдено общее решение

Позиция 2 - существуют некие общие тезисы полей аргументации пропонента и аудитории, в которых у них найдено общее решение

Позиция 3 - существуют некие общие тезисы полей аргументации оппонента и аудитории, в которых у них найдено общее решение

Позиция 4 – найден единый «пункт согласия» всех сторон


Стр123в2

Высказывания будут проходить в форме критики и опровержения, а сама беседа будет проходить в форме полемики

Стр 124. Задачи


1)Б – брусок

К – кубик

Ц – цилиндр

По условию задачи

Б+К=2Ц

Б=К+Ц

Подставим второе уравнение в первое

К+Ц+К=2Ц или

Ц=2К

Однако по условию 3Ц=2Б. При подстановке

3*2К=2Б.

Разделим обе части на 2 итого

Ответ: чтобы уравновесить один брусок необходимо 3 кубика


2) вынув один только шар можно определить в каких ящиках остальные, в том случае если  ошибка на ящике с белым и черным шаром, то вытащив, например, белый можно сразу догадаться, что в другом только белые шары и в другой.


3)Пусть х – количество фаворитов, тогда (30-х). Тогда уравнение будет выглядеть так:

4х+3(30-х)=100

4х+90-х=100

х=100-90

х=10

Ответ: фаворитов было 10





Стр 125 Задачи-шутки

1) вместимость лодки не означает, что она не может выдержать двух человек. Таким образом, они могли переплыть, один лежал на дне лодки, а другой сидел на нем.


2)Католик не может жениться на сестре соей вдовы, так как он является умершим.


3) Не вижу белый желток. В случае, если бы перед «желтком» стояло отрицание «ни», падеж был бы родительным


4) Продавец не лгал, так как попугай просто не слышал и потому не мог повторить, услышанные слова.