ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ




 

Контрольная работа   

по дисциплине:

Деловое общение

 

Вариант № 1

 

 



























План:

1. Характеристика науки «Деловое общение».

2. Методы и функции науки «Деловое общение».

3. Практическое задание…………..…………..…………………………….…8

4. Список использованной литературы……………………………………...10

1. Характеристика науки «Деловое общение».

Деловое общение - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Деловое общение сегодня проникает во все сферы общественной жизни. Компетентность в сфере делового общения непосредственно связана с успехом или неудачей в любом деле: науке, искусстве, производстве, торговле.

    Особенности делового общения:

·  Обращающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела.

·  Основная задача делового общения – продуктивное сотрудничество.

·  взаимодействие экономических интересов и социальное регулирование осуществляются в правовых рамках.

·  регламентированность, т.е. подчиненность установленным правилам и ограничениям (протокола (делового, дипломатического), общепринятые нормы социального поведения, этикетных требований).

·  строгое соблюдение его участниками ролевого амплуа. Соблюдение ролевого амплуа в деловом общении упорядочивает, стабилизирует рабочий процесс и тем самым обеспечивает его эффективность.

·  повышенная ответственность участников за его результат.

1.     Поскольку психология делового общения — составная часть комплекса психологических наук, то она опирается на основные категории и принципы общей психологией:

2.     принцип причинности, детерминизма, т.е. признание взаимосвязи, заимообусловленности психических явлений как с другими, так и с материальными явлениями;

3.     принцип системности, т.е. трактовки отдельных психических явлений как элементов целостной психической организации;

4.     принцип развития, признание преобразования, изменения психических процессов, их динамики, перехода от одного уровня к другому.

В деловом общении основным элементом является – психология личности. Ведь именно знания психологии личности помогут бизнесмену понять степень надежности своего партнера, то есть позволит определить, насколько эффективными могут быть деловые отношения с конкретным человеком. Так же руководителем нужно учитывать, что в процессе общения между партнерами и коллегами может возникнуть напряженность, конфликтная ситуация. Чтобы этого не случилось используют специальные технологии общения (деловой разговор, беседа, обсуждение, спор, переговоры, торги, и т.п.). Современная деловая деятельность невозможна без кооперации, которая возможна лишь при условии принятия правил поведения, общих для всех участников трудового процесса.

Этика делового общения основывается на правилах и нормах поведения партнеров, которые в способствуют развитию сотрудничества (кодексов чести предпринимателя, профессиональных кодексов банкира и т.п.).

2. Методы и функции науки «Деловое общение».

Интерактивная функция - это характеристика тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Есть два типа взаимодействий – кооперация и конкуренция. Кооперативное взаимодействие означает координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности, порождается самой ее природой. Одной из наиболее ярких форм конкуренции является конфликт.

Перцептивная функция общения - это процесс восприятия и понимания людьми друг друга.

Коммуникативная функция общения. Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами – субъектами общения. Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена. В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер.

Тест - это метод изучения глубинных процессов деятельности человека посредством его высказываний или оценок факторов функционирования системы управления. Ошибочно бытует представление, что тестирование используется главным образом в изучении психологических проблем. Действительно, в психологии тестирование является наиболее эффективным методом изучения человека. Но сфера использования тестирования не ограничивается только психологической проблематикой. Большую роль в исследовании при помощи тестирования играет конструкция теста. Тест включает набор высказываний и оценок по определенной проблеме или ситуации. Оценки могут быть упрощенные (типа «согласен» - «не согласен») или шкалированные (типа «совершенно верно», «верно», «скорее верно, чем неверно», «трудно сказать», «скорее неверно, чем верно», «неверно», «совсем неверно»). Шкала может иметь цифровые оценки в виде рейтинговых коэффициентов или выбора степени согласия. Конструкция теста должна предполагать возможность обработки его результатов по определенным статистическим программам. Каждый тест имеет ключ, позволяющий обработать полученную информацию в соответствии с целями тестирования. Надежность - одна из главных и важнейших характеристик. Ее связывают с точностью, определяющей возможность измерения, перевода в количественные показатели. Надежность определяется целью, задачами и характером тестового исследования, качеством высказываний. Существуют приемы проверки надежности тестов. Они включают повторное тестирование, параллельное тестирование, прием раздельного коррелирования, использование дисперсионного анализа, факторный анализ. В управлении при помощи тестирования можно исследовать проблемы использования ресурсов, уровень квалификации персонала, распределение функций управления, сочетание формального и неформального управления, стиль управления и пр.

Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе. Модели могут быть:

·        Математическая модель представляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении

·        Логическое моделирование широко используется при изучении мышления человека и его сравнении с решением задач вычислительной машиной. С множеством разнообразных примеров технического моделирования мы встречаемся в научных исследованиях, посвященных изучению восприятия и памяти человека.

Одним из эффективных методов исследования управления является также метод экспериментирования. Он заключается в создании необходимых для исследования условий деятельности и установлении на этой основе факторов, причин, свойств тех или иных явлений, в учете их в последующей деятельности. Но использование этого метода имеет ряд серьезных ограничений. Исследование управления - это изучение деятельности человека, с которым следует экспериментировать очень осторожно и совершенно открыто. Виды эксперимента должны соответствовать нормам этики, и масштабы эксперимента могут быть ограниченными. Существуют сложности и в использовании результатов, полученных в ходе эксперимента. Не всегда возможно их распространение на большие масштабы управления. В управлении могут быть эксперименты по распределению функций управления, системам мотивирования производительности, формам повышения квалификации персонала. При разработке эксперимента следует особое внимание уделять концепции исследования, которая должна обосновывать масштабы его проведения, цели, методическое и информационное обеспечение, ограничения и ожидаемый результат. Все это определяет качество эксперимента.

Применение этих методов помогает определить проблемы и найти пути их решения.  Сделать прогноз будущего развития и постараться устранить все недочеты, неполадки и тд. Так же они помогают лучше организовать работу в коллективе.

3. Практическое задание.

Классификация:

По способу обмена информацией различают

·  Устное

·  письменное деловое общение.

По содержанию общение может быть разделено на:

·  Материальное - обмен предметами и продуктами деятельности;

·  Когнитивное - обмен знаниями;

·  Мотивационное - обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями;

·  Деятельностное  - обмен действиями, операциями, умениями, навыками.

По средствам общения возможно деление на такие четыре вида:

·  Непосредственное - с помощью естественных органов, данных живому существу: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.;

·  Опосредованное - связанное с использованием специальных средств и орудий;

·  Прямое - предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения;

·  Косвенное - осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.

 Структура делового общения:

·  Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

·  Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).

·  Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.













Список использованной литературы

1.                 Бабаева А.В. Мамина Р.И. Маркова О.Ю. Деловое общение

2.                 Колтунова М.В. Язык и деловое общение: нормы, риторика, этикет. М.: Экономическая литература, 2002.

3.                 Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения.