Содержание
Введение. 3
Глава 1. Группы лиц подверженные алкогольной зависимости и работа с ними 5
1.1. Лица без определенного места жительства. 5
1.2. Дети, как категория алкогольной зависимости. 7
Глава 2. Технология социальной работы.. 14
2.1. Методы распознание алкогольной зависимости. 14
2.2.Отечественный и опыт социальной работы с лицо подверженное алкогольной зависимости. 20
Заключение. 24
Список литературы.. 25
Введение
Проблема алкоголизма в настоящее время вызывает особую тревогу. В первую очередь от злоупотребления спиртными страдают близкие люди. Негативные последствия имеет зачатие в состоянии опьянения, прием алкоголя матерью во время беременности- все это приводит к разнообразным нежелательным последствиям. Особенно часто отмечаются нарушения центральной нервной системы. Кроме того, при семейном алкоголизме умственная отсталость нередко сочетается с тяжелыми нарушениями внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы.
В свою очередь, социальная дезодаптация является мощным неблагоприятным фактором, утяжеляющим личные и поведенческие нарушения. Она способствует формированию стойких психопатических состояний, асоциальных форм поведения. В связи с этим особую важность приобретает своевременная и целенаправленная работа с такими детьми. К сожалению, опыт показывает, что педагоги, как массовых школ, так и ^ специализированных недостаточно осведомлены о специфических трудностях воспитания и обучения детей из алкогольных семей. Поэтому представляется необходимым более детальное изучение характерных нарушений психического и личностного развития детей алкоголиков с целью дальнейшего использования полученных результатов для улучшения методов коррекции и воспитания таких детей.
Цель работы – рассмотрение вопроса, связанного с технологией социальной работы с лицами подверженными алкогольной зависимости.
Задачи:
1. Рассмотреть осиновые группы лиц подверженных алкогольной зависимости
2. Рассмотреть основные методы распознавания алкогольной зависимости и дальнейшую работу с алкогольно-зависящими.
Предмет исследования: психические и личностные у лиц подверженных алкогольной зависимости и их изменения под влиянием социально-реабилитационных воздействий.
Объект исследования: лица подверженные алкогольной зависимости, включенные в социально-реабилитационный процесс.
Данная проблема на сегодняшний день разработана не в полной мере и требует дальнейшего совершенствования и развития.
Глава 1. Группы лиц подверженные алкогольной зависимости и работа с ними
1.1. Лица без определенного места жительства
Одним из основных аспектов проблемы работы с людьми без определенного места жительства является алкоголизм. С одной стороны – это источник пополнения данной категории населения («пропил» квартиру и т.п.), а с другой – это еще и фактор, который усложняет и усугубляет существующее положение дел. Негативное влияние сказывается на жизни людей, пристрастившихся к алкоголю различными способами, но наиболее распространенным из них является так называемое «перераспределение доходов». Т.е. когда человек с алкогольной зависимостью даже свои мизерные доходы тратит не на обеспечение жизненно важных потребностей организма, а на удовлетворение пагубной тяги к «зеленому змию».
Важным моментом в работе практикующего социального работника является профилактика алкоголизма. К сожалению, сейчас нельзя говорить о более-менее доступных средствах профилактики алкоголизма именно среди бездомных, однако при помощи широкой антиалкогольной пропаганды можно оказать некоторое влияние на сложившуюся ситуацию в целом.
Профилактика алкоголизма в конечном счете сводится к вопросу о воспитании, формировании и функционировании здоровой, гармоничной личности. Лечение и последующая реабилитация больных алкоголизмом также в итоге ведут к проблеме личности, однако речь идет уже не о воспитании в прямом смысле, а о реконструкции личности, ресоциализации, восстановлении ее психологических и социальных функций. "Психологизация" - это выделение в качестве основного механизма той или иной патологии человека какого-либо конкретного психологического процесса: эмоционального, когнитивного (познавательного) и др. В понятие "личность" мы вкладываем гораздо большее содержание, чем это имеет место при таком подходе. Личность - это совокупность всех социальных отношений человека, системное понятие, интегрирующее в себе не только социальный облик, но и социальные роли, взаимоотношения с другими людьми и группами, социальную позицию. Говоря о социальной позиции необходимо отметить, что у людей без определенного места жительства она крайне негативна, их отношение к действительности крайне редко бывает оптимистичным. В связи с безысходностью своего положения, с постоянными стрессами, которые под силу преодолеть далеко не каждому, безобразность межличностных отношений, упадок культуры общения, отсутствие возможности самореализации – все это толкает человека оптимальному, как ему кажется, выходу из сложившегося положения – это уход от реальности, алкоголь. Как свидетельствует опыт психотерапии и консультирования по вопросам алкоголизма, неврозов и других по граничных нервно-психических заболеваний, собственная судьба, возможность изменить свою жизнь в лучшую сторону, сделать ее полнокровнее интересует всех пациентов. В общении с людьми разочарованными, пессимистичными, унылыми, а поэтому цепляющимися за разного рода пагубные привычки (злоупотребление алкоголем), единственной опорой остается апелляция к их личности, нереализованным планам и мечтам, потенции к различным видам деятельности и творчеству, не нашедшим еще своего воплощения духовным ресурсам, способностям. К сожалению, в современной обществе так называемый «метод отвлечения», применяемый психотерапевтами по отношению к «благополучным» алкоголикам (небомжам) неэффективен с бездомными. Положительная мотивация в методе отвлечения является основным фактором в достижении положительного результат в терапии (например, «в жизни есть еще много интересного, помимо алкоголя» и т.п.). Но в случае бездомных положительную мотивацию создать практически невозможно, т.к. она неразрывно связана с объективными факторами (внешняя среда, образ жизни, культура быта и т.п.).
Разрешение проблем кроется в изменении социального статуса людей без определенного места жительства, в ликвидации такой прослойки современного общества как бездомные.[1]
1.2. Дети, как категория алкогольной зависимости.
Выше отмечалось, что очень часто алкоголизм и прочие аддиктивные проблемы становятся семейной традицией. Более пятидесяти процентов сегодняшних алкоголиков являются детьми алкоголиков, кроме того, у миллионов людей имеются иные серьёзные проблемы. Очень важно уберечь детей от мучительных лет молчания, стыда, страданий. Социальные работники могут сыграть важную роль в этом процессе посредством эффективных профилактических мер. И индивидуально, и коллективно социальные работники должны стать голосом и твёрдой силой для детей, которые не всегда могут высказаться в собственную защиту. В этом процессе можно использовать методы, которыми пользуются врачи-психологи, такие как: точная информация, подходящая для детей данного возраста, обучение навыкам, установление связей и привязанностей, вытекающих из здоровых отношений.
В семьях алкоголиков царит правило, сводящееся к отказу, обману чувств, принципу “никаких разговоров”. Таким образом, дети алкоголиков часто не понимают, что происходит у них в семье. Поэтому не удивительно, что они во всём обвиняют себя. Преобладающее у многих детей чувство – это не страх, гнев или обида; это – постоянное непреодолимое замешательство.
Детям алкоголиков нужна точная информация об алкоголе, о прочих наркотиках, а также об алкоголизме как о болезни. Узнав об отрицании, провалах памяти, рецидивах и исцелении, дети могут не только понять, что происходит у них в семье, а также понять, что они не должны себя за это винить, и что они не могут всё изменить к лучшему. Крайне важно преподнести эти важные факты детям, учитывая их возраст, чтобы они не были более потрясены, отягощены и не испытывали бы замешательство.
Вот то, что важно слышать детям алкоголиков:
- Алкоголизм-– это болезнь.
- Ты не можешь улучшить создавшегося положения.
- Ты достоин того, чтобы тебе помогли.
- Ты не один.
- Есть надёжные люди и организации, которые могут помочь.
- Есть надежда.
Дети алкоголиков попадают в группу повышенного риска в отношении поведенческих и эмоциональных проблем. Давая детям возможность приобрести разнообразные жизненные навыки, вы помогаете им справляться со многими проблемами. Например, некоторые дети сталкиваются с тяжёлыми ситуациями, связанными с избиениями в семье, с заброшенностью и прочими проблемами. Эти дети могут обучиться разнообразным методам преодоления тяжёлой ситуации и уходу за собой. Другие дети алкоголиков могут позволить своим отрицательным эмоциям накопляться внутри до тех пор, пока дети не будут готовы разразиться гневом, или у них не разболится голова и живот. Психолог может научить их, как выражать свои чувства здоровым образом, особенно надёжным людям, которым они могут доверять. У других детей может не хватать уверенности и чувства собственного достоинства. Эти дети могут научиться любить и уважать себя через жизненные ситуации, которые дают им возможности преуспеть и расцвести.
Обследования эластичности подтвердили важность мероприятий по обучению навыкам и бросили свет и на прочие важные навыки. Обследование эластичности рассматривает несколько защитных факторов, позволяющих частным лицам преодолеть препятствия и оправиться от неблагоприятной обстановки. Доктор Эмми Вернер провела продольное обследование и обнаружила многие аспекты, которые позволят детям углубить свои силы и гибкость. Примером служат:
- Автономия и независимость
- Прочная социальная ориентация и социальные навыки
- Способность участвовать в действиях, требующих проявления услужливости
- Методы, позволяющие справляться с эмоционально опасными жизненными ситуациями
- Способность конструктивно воспринимать собственные жизненные ситуации
- Способность заслужить положительное внимание со стороны других
- Способность сохранять оптимистичный взгляд на жизнь
- Установление близкой связи с другими людьми.
Даже если они вернутся в семьи с активной аддикцией, дети алкоголиков, получившие вышеописанную помощь, будут лучше готовы реагировать на всевозможные проблемы, с которыми им придётся сталкиваться.
Несмотря на то, что точная, подходящая для конкретного детского возраста информация и обучение навыкам безгранично помогают детям, самым важным даром являются те установленные связи и привязанность, которые они приобретают через здоровые отношения с другими людьми. Из-за нарушенных обещаний, грубых слов и угроз жестокого отношения к ним дети, растущие во многих семьях алкоголиков, слишком хорошо выучивают правило “Не верь”; молчание и изоляция могут стать их постоянными спутниками.
Создание доверия – это процесс, а не событие. Ключом к нему является время. При лечении у психолога этот процесс может стать критически важным событием в жизни ребёнка из семьи алкоголика. По мере развития терапевтического процесса слова психолога начинают приобретать дополнительное значение и важность, поскольку ребёнок начинает глубоко анализировать источник произносимых слов. Может оказаться, что ребёнок будет впервые слышать точную информацию об алкоголизме в совершенно новом свете. Более того, ребёнок может укрепить собственные сильные стороны и собственную гибкость в результате сознательного моделирования поведения заботливого взрослого.
Психологи, работающие с детьми алкоголиков, особенно должны заботиться о том, чтобы их клиенты смогли установить положительные взаимоотношения с другими людьми и чтобы они были уверены в собственных способностях и в собственной ценности. Чтобы помочь клиентам, имеющим родителя-алкоголика, преодолеть личные чувства неполноценности, следует учитывать два важных аспекта: условия, позволяющие установить положительные отношения с другими, и способы снижения чувства беспомощности.
Особенно важной для психолога должна быть способность ребёнка развивать и поддерживать хорошие основные отношения с другими. Вполне вероятно, что у многих детей и подростков, лечащихся у психологов, отсутствуют желательные взаимоотношения с их сверстниками или с взрослыми. У многих детей алкоголиков имеется то, что психологи именуют проблемой “социальной отчуждённости”. Их отношения с другими людьми являются поверхностными, а число и интенсивность их контактов с другими людьми ограничены. Работая с такой проблемой, психолог должен быть особенно чувствителен в вопросах оценки сильных и слабых сторон общения детей алкоголиков с другими людьми. Психологи должны опираться на уже существующие отношения, чтобы содействовать созданию более прочных, а также новых социальных связей для своих клиентов.
Психологи имеют много стратегий для оценки природы взаимоотношения человека с другими людьми. Например, один метод оценки уровня влияния других людей на детей алкоголиков - это социограмма. Социограмма - это ряд окружностей, в которых субъект - или клиент - представлен в центральной окружности, или “яблоке мишени”. Следующий крупный круг представляет “близких людей” клиента - людей, наиболее эмоциально близких и важных клиенту. В этот круг обычно входят члены семьи и близкие друзья. По мере добавления других кругов, каждый последующий круг будет оказывать на клиента всё меньшее влияние. Заполняя имёна людей в каждом круге с помощью клиента, психолог в состоянии получить информацию о том, в какой степени разные люди влияют на клиента.
Хотя психолог подчеркивает важность развития новых связей, обычно необходимо проанализировать текущие и прошлые отношения с родителями. Например, клиент может перейти от отношений, характеризовавшихся крайним волнением и любовью, к отношениям, характеризуемым отчаянием и горечью. Крайне важно помочь детям алкоголиков правильно относиться к родителям. Это - то отношение, избежать которого они могут очень редко, вне зависимости от их возраста или от того, покинули ли они дом.
Однако психолог не должен стремиться к достижению родителями клиента трезвости и не должен сосредотачивать внимания на том, чтобы изменить родителей. Психолог, работающий только с клиентом, а не с семьёй клиента, должен заботиться о физическом и эмоциальном выживании клиента. Определённая работа психолога в такой ситуации должна сосредоточиться на том, чтобы обучить клиента, “как выжить, имея родителя-алкоголика”. В связи с этим, психолог должен способствовать тому, чтобы клиент обсуждал свои чувства о данной ситуации и о себе лично, а не сосредотачивал обсуждение на своих родителях-алкоголиках. Важным является стремление психолога помочь ребёнку обзавестись большим количеством полезных и здоровых взаимоотношений в семье со своими родителями, братьями и сёстрами, а также с другими людьми вне семьи. Другими словами, не достаточно выживания только в домашней среде.
Взаимоотношения с людьми вне семьи могут также создать структуру для выживания клиента и для роста клиента как личности. Дружба со сверстниками сыграет важную роль в здоровом личном развитии ребёнка. Поэтому психолог должен уделить значительное внимание тому, чтобы помочь детям алкоголиков развить отношения с их сверстниками.
При работе с клиентами, у которых мало здоровых отношений со сверстниками, психолог может сосредоточиться на развитии у них различных социальных навыков. Например, некоторые психологи могут поощрять посещение клиентом различных общественных мероприятий, где он или она может познакомиться с новыми людьми. Клиенты из семей алкоголиков, у которых плохо развито чувство собственного достоинства, явно видят себя как людей неинтересных и считают, что никому не нравится с ними разговаривать. Если психолог в состоянии помочь клиенту развить положительное представление о себе в своих отношениях с другими людьми, с которыми он или она входит в контакт, психолог сделает важный шаг, помогая клиенту делать надстройки на данном фундаменте для установления эффективных важнейших взаимоотношений, необходимых для его роста в семье и вне семьи.
Дети, растущие в семье алкоголика, часто убеждены, что они не обладают ресурсами или методами для уменьшения пьянок или драк своего родителя. Эта ощущаемая потеря чувства контроля может перейти в другие аспекты жизни, включая учёбу в школе. Более того, это чувство беспомощности может проникнуть во все аспекты их жизни.
Когда клиент испытывает чувство беспомощности во всех своих отношениях, психолог сталкивается с его отношением “я ничего не могу поделать”. Большинство подобных чувств возникает у клиента ввиду отсутствия у него или у неё ценной для него или её самобытности. Часто дети алкоголиков не в состоянии видеть собственных достижений отдельно от достижений своего родителя-алкоголика, и они недоумевают, не зная как помочь себе. Психологи должны убедиться, что их клиенты приобрели чувство собственного достоинства и способность оценивать свои достижения, вне зависимости от их личностей как детей алкоголиков. Для этого их разговоры с клиентами должны не касаться обстановки в семье, а больше сосредотачиваться на стремлениях и ожиданиях клиента вне ощущаемых семейных нужд.
Одна из стратегий при работе с детьми алкоголиков заключается в том, чтобы помочь им понять, что они не могут изменить чужое поведение, воздействие которого им может придётся переносить. Однако они могут научиться сдерживать своё личное поведение, достижения и чувства. Если психолог поможет клиенту развить чувство самообладания над собственной жизнью, он будет способствовать открытию клиентом того, что он или она - это личность с правильными и ценными чувствами, качествами и способностями. При работе над чувством беспомощности, развитие у клиента чувства ценной самобытности может привести к нахождению клиентом внутренних ресурсов. Эти ресурсы могут улучшить способности клиента определять результаты поведения своих родителей-алкоголиков, хотя они не могут сдерживать поведения своих родителей.
Другими словами, важно, чтобы дети алкоголиков, подобно другим, развили чувство личной ответственности за многое, что с ними произойдёт. К сожалению, довольно часто дети алкоголиков делают вывод, что их несчастье или счастье - это результат чужого поведения. Довольные или недовольные, они осознают неспособность распоряжаться собственной жизнью. Работая с такими клиентами, психолог не должен допускать того, чтобы клиент вместо того, чтобы по-прежнему возлагать всю ответственность за свои проблемы на родителей, теперь бы стал возлагать ответственность за своё счастье на психолога.
Помощь детям алкоголиков в том, чтобы разобраться в своих чувствах и установить эффективные отношения с другими людьми, будет очень полезна для преодоления воздействия родителя-алкоголика. Более того, психолог сможет помочь, если он или она поможет таким детям развить чувство уверенности в самих себе. Клиенты должны верить в то, что они в состоянии контролировать чувства, вызываемые происходящими в их жизни событиями. Они должны знать, что они в состоянии повлиять на то, что должно произойти. Если психологу удастся развить у своих пациентов такую самоуверенность, то успех психолога превзойдёт просто помощь клиенту в том, как выжить в семье алкоголика. В таком случае, помощь психолога может означать, что клиент не станет одним из 25-30% детей алкоголиков, кто сами стали алкоголиками.[2]
Глава 2. Технология социальной работы
2.1. Методы распознание алкогольной зависимости
Опасное потребление алкоголя – установившийся тип потребления, несущий с собой высокий риск будущего ущерба здоровью, физическому или психическому, который еще не привел в результате к физическому или психическому заболеванию.
Вредное потребление алкоголя – тип потребления, который уже наносит ущерб здоровью, физическому или психическому. Основным типом воздействия на данную категорию пациентов является установление связи между возникшей проблемой (соматической, социальной или психической) и типом потребления.
Алкогольная зависимость – комплекс симптомов и типов поведения, свидетельствующие, что алкоголь занял центральное место в жизни пациента с явлениями физической и психической зависимости. У него краткие консультации ВОП неэффективны, необходима консультация нарколога.
Стандартная доза потребления – это обычная порция алкогольных напитков, содержащая 8-12 г чистого спирта. Стандартная доза соответствует приблизительно стандартному бокалу пива (250 мл), маленькой рюмке водки (25 мл), фужеру столового вина (125 мл).
Безопасное потребление алкоголя – риск возникновения проблем со здоровьем минимален, если пациент потребляет не более 2 стандартных доз в день. Это ограничение разработано на основе уровней потребления для взрослых мужчин среднего телосложения и хорошего здоровья. Должны полностью отказаться от потребления алкоголя лица, работающие на транспорте или с техникой, принимающие психотропные препараты, беременные женщины.
Основные элементы консультирования:
- возникновение и укрепление подозрений о злоупотреблении алкоголем;
- подтверждение подозрений при целенаправленной беседе с пациентом;
- мотивирование пациента к изменению поведения в отношении употребления алкоголя;
- оказание поддержки (курирование) пациенту на этапе изменения поведения.[3]
Возникновение подозрений в отношении злоупотребления алкоголя.
Учитывая тот факт, что пациент крайне редко самостоятельно выносит проблему злоупотребления алкоголем на первый план, чрезвычайно важно, чтобы ВОП мог заподозрить у пациента проблему злоупотребления алкоголем по косвенным признакам.
При наличии одного из основных следующих сигналов ВОП должен иметь в виду проблемы, связанные со злоупотреблением алкоголя.
Таблица 1. Критерии подозрения на злоупотребление алкоголя
Проблемы пациента |
- социальные проблемы (семейные проблемы, сложности на работе, долги); - психические проблемы (бессонница, депрессии); - проблемы ЖКТ (гастриты, панкреатиты, язвенная болезнь, рефлюкс-эзофагит); - изменчивый и необъяснимый характер жалоб. |
Сигналы, которые может заметить врач |
- запах алкоголя, тремор, внешние кожные проявления; - просьба выписать снотворные препараты; - частые бытовые травмы; - повышение АД. |
Другие признаки |
- злостное курение; - указание других лиц на факты злоупотребления алкоголем этим пациентом. |
Усиление подозрения путем целенаправленного исследования:
- в биохимическом анализе крови: увеличение гамма-глютамил-транспептидазы (норма женщины – до 580 нмоль/(с л) или до 35 МЕ; норма мужчины – до 800 нмоль/(с л) или до 48 МЕ);
- в общем анализе крови: увеличения среднего объема эритроцитов (MCV) (норма MCV 75-96 мкм. куб);
- медицинский анамнез: по жалобам определяется группа риска.
Таблица 2. Группы риска злоупотребления алкоголем
Пол |
Мужской |
Семейное положение |
Неженатые, разведенные пациенты |
Социальное положение |
Безработные |
Профессии |
Работники сельского хозяйства, строительные специальности, персонал ресторанов, рабочие заводов спиртных напитков, менеджеры, бизнесмены, представители фирм, журналисты, моряки, актеры, военные, врачи |
Семья |
Злоупотребление алкоголем в семье |
Подтверждение подозрений.
Беседа с пациентом о наличии опасного и вредного типа потребления алкоголя и признание этого факта пациентом являются важнейшими условиями для коррекции поведения. Это возможно только при личной беседе с пациентом.
Примеры вопросов пациенту:
“Замечали ли вы когда-нибудь, что появление ваших жалоб зависит от приема алкоголя?”
“У пациентов со сходными жалобами, как у вас, часто проявляется
связь между приемом алкоголем и появлением симптомов. Как вы оцениваете ваше потребление алкоголя?”
Непрямое подтверждение:
Во время сбора анамнеза задавать вопросы о привычках питания, курении, приеме алкоголя с использованием вопросника АУДИТ (Таблица 3).
Мотивирование с целью изменить поведение.
В случае, когда пациент подтверждает у себя наличие опасного либо вредного типа потребления алкоголя возможно мотивирование пациента с целью изменения поведения. С этой целью необходимы:
1. нацеленное на предъявленные пациентом соматические жалобы просвещение, подчеркивание взаимосвязи жалоб и типа потребления алкоголя;
2. общее просвещение, диапазон безвредного употребления алкоголя;
3. мотивирующие беседы:
- анализ положительных и отрицательных сторон приема алкоголя с перспективы пациента;
- подчеркнуть вред и отрицательные свойства алкоголя;
- оценить, как можно достигнуть положительных сторон без приема
- спиртного;
4. выработать конкретное решение в отношении прекращения приема алкоголя в будущем, письменно устанавливать договоренности с пациентом;
5. при необходимости подключить специализированную наркологическую помощь.
Курирование пациента с целью изменения потребления алкоголя.
Для достижения желаемого изменения поведения существуют следующие основные подходы:
- Немедленное снижение уровня потребления алкоголя. Вырабатываются конкретные договоренности о поводах для потребления алкоголя, количество потребления алкоголя, время потребления алкоголя (не ранее 18 часов).
- Прекратить потребление алкоголя на определенный промежуток времени и перейти затем к тактике, описанной выше.
- Немедленное прекращение приема алкоголя сразу и навсегда. Обсудить возможность обращения к врачу при рецидиве.
Купирование абстинентного синдрома.
- Легкие симптомы абстиненции после полного прекращения алкоголя не требуют медикаментозной терапии.
- При средне выраженных симптомах абстиненции у пациентов возможно назначение кратковременно (в течение 3 дней) бензодиазепинов, например, элениум по 10 г 3 раза в день.
- При выраженных симптомах абстиненции (бессонница, возбуждение, тремор) необходимо направление на этап специализированной наркологической помощи.
Повторные консультации.
- Для закрепления изменения типа поведения необходимо предоставить пациенту возможность повторных консультаций для оценки степени выполнения поставленных совместных целей по уменьшению характера потребления.
- Для объективизации степени изменения типа потребления алкоголя можно использовать лабораторные показатели при их исходном повышении при полном воздержании от потребления алкоголя в течение 2 недель возможно двухкратное снижение уровня гамма-глютамилтранспептидазы (биохимический анализ крови) и нормализация показателя при условии воздержания от приема алкоголя в течение 5 недель. Показатель среднего объема эритроцитов (MCV) уменьшается более медленно (нормализуется в течение 5-6 месяцев после полного прекращения алкоголя).
- Ведение пациентом дневника потребления алкоголя, в котором пациент отмечает: когда, сколько и при каких обстоятельствах он употреблял алкоголь в течение последнего времени.
Условия:
- четкое оформление на бумаге поставленных задач и предположений;
- адекватная манера беседы: объяснять, почему задаются вопросы;
- не морализировать, избегать дискуссий, является ли пациент алкоголиком;
- обеспечить конфиденциальность консультаций и доверительность отношений.
Направление к наркологу.
- Возможно на любом этапе при согласии пациента.
- При частых срывах и возвращению к исходному типу потребления алкоголя.
- Пациенты с алкогольной зависимостью.
- Тяжелый абстинентный синдром.
- Алкогольный делирий - показание для неотложной госпитализации в профильное учреждение.[4]
Таблица 3. Вопросник
1) Как часто вы пьете напитки, содержащие алкоголь? (0) Никогда. (1) Раз в месяц или реже. (2) От 2 до 4 раз в месяц. (3) 2-3 раза в неделю. (4) 4 или более раз в неделю.
2) Сколько доз алкоголя вы выпиваете обычно в день, когда пьете (число стандартных доз алкогольных напитков)? (0) 1 или 2, (1) 3 или 4, (2) 5 или 6, (3) 7 или 8, (4) 10 и более.
3) Как часто вы выпиваете 6 или более доз за один раз? (0)Никогда. (1) Реже 1 раза в месяц. (2) 1 раз в месяц. (3) 1 раз в неделю. (4) Почти ежедневно.
4) Как часто в прошлом году вы не могли прекратить пить, если уже начали? (0) Никогда. (1) Реже 1 раза в месяц. (2) 1 раз в месяц. (3) 1 раз в неделю. (4) Почти ежедневно.
5) Как часто в прошлом году вы не могли выполнить то, что было необходимо, из-за выпивки? (0) Никогда. (1) Реже 1 раза в месяц. (2) 1 раз в месяц. (3) 1 раз в неделю. (4) Почти ежедневно.
6) Как часто в прошлом году вам необходимо было выпить, чтобы начать день после сильной выпивки накануне? (0) Никогда. (1) Реже 1 раза в месяц. (2) 1 раз в месяц. (3) 1 раз в неделю. (4) Почти ежедневно.
7) Как часто в прошлом году у вас возникало чувство раскаяния или вины после выпивки? (0) Никогда. (1) Реже 1 раза в месяц. (2) 1 раз в месяц. (3) 1 раз в неделю. (4) Почти ежедневно.
8) Как часто в прошлом году вы были не в состоянии вспомнить из-за выпивки, что случилось в предыдущий вечер? (0) Никогда. (1) Реже 1 раза в месяц. (2) 1 раз в месяц. (3) 1 раз в неделю. (4) Почти ежедневно.
9) Были ли вы или кто-то травмирован в результате вашей выпивки? (0) Нет. (2) Да, но не в прошлом году. (4) Да, в прошлом году.
10) Вызывала ли тревогу ваша выпивка у родственников, друзей, врача или другого медработника или предлагали ли вам не пить так много? (0) Нет. (2) Да, но не в прошлом году. (4) Да, в прошлом году.
Оценка анкетирования. Общий счет 8 баллов и более: могут возникать проблемы с типом потребления алкоголя. Высокие показатели по вопросам 7-10: наличие вредного потребления алкоголя, так как пациент уже столкнулся с проблемами со здоровьем. Высокие показатели по вопросам 4-6: начало возникновения алкогольной зависимости.
2.2.Отечественный и опыт социальной работы с лицо подверженное алкогольной зависимости
Сегодня накоплен значительный отечественный опыт организации помощи лицам подверженным алкогольной зависимости. Основная проблема – ведомственная разобщенность: органы здравоохранения, милиции, социальная служба, судебные органы пытаются решать эту проблему в пределах своей компетенции, в то время как решение этой проблемы должно носить комплексный характер. Главной причиной дезадаптированности является, в первую очередь, всестороннее нарушение их прав, подтверждением чему служат многочисленные статистические данные.
Одновременно с созданием социальной службы на базе наркологического центра, были осуществлены социально-психологические реабилитационные программы.
Реабилитационные программы – структуры (они могут быть как длительно существующими, так и временными мероприятиями). Их задача - восстановление психологического (а так же социального, физиологического) здоровья человека, направляемых в них.
За период с 2002 - 2003 год специалистами различных реабилитационных программ была проведена следующая работа: более 600 лиц подверженных алкогольной зависимости в длительные реабилитационные программы; в процедуре социальной реабилитации процессе приняли участие 79 семей; психологи провели более 140 консультаций; по информационно-справочному телефону помощи проведены беседы с более чем 1000 человек; были организованы 10 постоянно действующих групп, в них было проведено более 200 занятий.
Этапы реабилитации
Первичный контакт устанавливается уличным социальным работником, если лицо подверженное алкогольной зависимости впервые попадает в поле зрения служб реабилитационного пространства именно на улице, во время мониторинга социальными работниками данной территории. Если же неблагополучие в судьбе обнаруживается при других обстоятельствах (в милиции, учреждениях здравоохранения и т.д.), то началом его реабилитации также должно быть знакомство с социальным работником, задействованным в этих структурах или в социальной службе района. Правда, для этого необходимо, чтобы у всех структур, так или иначе имеющих отношение к группы риска, были налажены рабочие взаимосвязи с социальной службой, работающей на данной территории.
2. Взаимодействие социального работника и лица подверженного алкогольной зависимости, результатом которого должна стать разработка программы реабилитации. Как правило, лицо подверженное алкогольной зависимости не сразу идет на такое сотрудничество. Поэтому социальный работник какое-то время просто поддерживает контакт с лицо подверженное алкогольной зависимости и в трудные для него моменты предлагает доверительный разговор на темы: хочет ли он меняться, как он хочет меняться, какую помощь социального работника он хотел бы получить в этом и т.д.
3. Дальнейшая коммуникация, в ходе которой происходит реализация составленной программы реабилитации.
В таком доверительном диалоге рождается понимание того, что может помочь этому человеку, составляется некоторый план реабилитации. На этом этапе социальный работник может уже привлекать дополнительную помощь для подбора наиболее адекватных средств социальной и психологической помощи человеку (консультации психолога социальной службы, сбор консилиумов).
4. Привлечение к реализации программы реабилитации ресурсных средств: территориальные органы власти (если это необходимо), досуговые организации, реабилитационные программы. На этом этапе происходит наполнение программы реабилитации набором конкретных мероприятий, программ, предназначенных выполнять реабилитационную функцию
5. Завершение программы реабилитации. Этап завершения иногда можно достаточно четко обозначить, иногда – вообще нереально. Процесс личностного развития и становления продолжается "пожизненно", а завершать или продолжать сотрудничество лица подверженного алкогольной зависимости и социального работника в рамках Реабилитационного пространства – выбор, который в первую очередь делает сам человек.
Наряду с созданием новых структур, составляющих организационный аспект РП, для полноценного функционирования реализуемой модели было налажено взаимодействие с уже существующими на территории округа структурами и учреждениями, работающими с лицами подверженных алкогольной зависимости.
Для координации деятельности всех структур Реабилитационного пространства, а также для формирования единой информационной базы данных был создан Информационно-координационный центр (ИКЦ), который выполняет следующие функции:
- сбор и обработка информации, поступающая от всех участников деятельности РП;
- создание социально-демографической и социо-культурной карты города (территории, обслуживаемые РП, зоны риска);
- накопление базы данных по проблематике дезадаптированности лиц подверженных алкогольной зависимости;
- организация банка данных по учреждениям и организациям – участникам деятельности РП;
Важнейшей перспективой развития модели реабилитационного пространства является формирование общегородской базы данных по группам риска, собранных на основании различных критериев дисфункциональности
Важнейшим направлением функционирования РП является распространение методологии и технологий работы, трансляция опыта организации и координации деятельности всех структур РП. В рамках развития правового аспекта РП были проведены методические семинары и тренинги по актуальным темам социальной работы и восстановительного правосудия.
Серьезное внимание в ходе реализации всех направлений деятельности уделяется работе со средствами массовой информации с целью освещения алкоголизма в нашем обществе и пропаганды здорового образа жизни.
Таким образом, на сегодняшний день эффективность модели Реабилитационного пространства как системы помощи группы риска подтверждена практическим опытом. Дальнейшая перспектива развития рассмотренной модели связана с внедрением ее технологий на общегородском, впоследствии – на общероссийском уровне.[5]
Заключение
Подводя итог работы, хотелось бы отметь, что значительна роль государства в решении проблем алкогольной зависимости. По состоянию на 1 января 2001 года в ведении органов социальной защиты населения функционировало 2415 учреждений социального обслуживания людей различных типов, на 1 января 2003 года – около 3100.
Все большее распространение получают территориальные центры социальной помощи - базовые многопрофильные учреждения (действует 220 центров в 65 субъектах РФ). Необходимо отметить отчетливую тенденцию развития районных и городских учреждений этого типа.
Динамика развития центров социальной помощи лицам подвергнутых алкогольной зависимости в последние годы свидетельствует о растущем авторитете этих учреждений в различных регионах России, их значимости в решении безотлагательных проблем. Именно эти учреждения социального обслуживания способны оказать действенную комплексную помощь по широкому кругу вопросов, предупредить многие негативные проявления, касающиеся выполнения семьей ее функций.
Степень решенности поставленных задач была решена в полной мере. Это можно сказать, что с поставленными задачами в начале работы удалось справиться.
Основной путь оказания помощи лицам подверженным алкогольной зависимости, включенных в социально-реабилитационный процесс, является: во-первых, разработка и реализация психолого-педагогических программ, направленных на снижение и устранение названных и других отклонений и организацию психотерапевтической работы, и, во-вторых, на создание условий для проведения последовательной социальной интеграции таких людей в нормально развивающуюся социальную среду сверстников.
Список литературы
1. Бернер Г., Юнссон Л. Теория социально-психологической работы. М.: Юристъ,2000. – 348 с.
2. Виноградов В.В. Экономика России. – М.: Юристъ, 2002.- 437 с.
3. Григорьеа С.И. Социальная работа в России:// Проблемы семьи и детства в современной России / Под ред. О.И. Волжиной, 2002, №8. – С. 12-19
4. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Формы и методы медико-социальной реабилитации граждан – М.: ЦИЭТИН, 2001. -235с.
5. Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни. Очерки теории./ Под ред. А.Г. Анагбегяна. - Новосибирск: Наука, 1999. – 368 с.
6. Игнатьев А. П. . Социальная реабилитация. – Новосибирск: регион, 2002. –140с.
7. Кернер Г.. Юнссон Л. Теория социально-психологической работы. М.: ИНФРА-М, 2002. -390 с.
8. Немчин Т.А., Цицерев С. В. Личность и алкоголизм.- М.: ЮНИТИ, 2003. -350 с.
9. Основы социальной работы./ Отв. Ред. П. Д. Павленок,- М.: Логос, 2002. – 318 с.
10. Проблема алкоголизма в России / Программа развития ООН, 2003. – 73 с.
11. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Основы экономической теории. - М.: Норма, 2002. – 396 с.
12. Сведнер X. Об организации социальной работы// Социальная работа: Теория и практика деятельности социальных работников и их подготовка в системе высшего образования. М.: ИНФРА-М, 2002. - 429 с.
13. Социальная работа. - М.: Институт социальной работы 2002. – 334с.
14. Социальная работа с лицами подверженными алкогольной зависимости./ Под ред. Е.И.Холостовой. М.: ИСР, 2004. -394 с.
15. Среда обитания людей/ Под ред. В.К. Степанова. - М.: Логос, 1999.- 341 с.
16. Социальные ресурсы и социальная политика / Под ред. Г.Г. Шаталина, В.Г. Гребенникова. М.: Бизнес, 2001. – 381 с.
17. Староверов В.И., Рощин Ю.Р. Социальная реабилитация лиц подверженным алкогольной зависимости. – М.: ИНФРА-М, 2003. -429 с.
18. Теория и методика социальной работы./ Под ред. П.Д. Павленка. - М.: ГАСБУ, 2002. – 385 с.
19. Теория и методика социальной работы./Под ред. В. И. Жукова. – М.: Аспект – Пресс, 2002. - 240с.
20. Теория и практика деятельности социальных работников. - М.: Логос, 2003. – 376 с.
21. Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт / Под ред. Т.Ф. Яркиной, В.Г. Бочаровой. - М.: ЮНИТИ, 2001. -359 с.
22. Технологии социальной работы./ Под. ред. проф. Е. И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2002. - 400с.
23. Фирсов М.В. Социальная работа в России. – М.: Дело, 2004. -461 с.
24. Холостова Е.И. Человек и общество. - М.: Социально-технологический институт, 1999.-320с.
25. Холостова Е.И. Социальная работа. – М.: Дашков и К, 2002. – 296с.
26. Черносвитов Е.В. Социальная работа. – М.: ВЛАДОС, 2000. -304с.
[1] Староверов В.И., Рощин Ю.Р. Социальная реабилитация лиц подверженным алкогольной зависимости. – М.: ИНФРА-М, 2003. – С.84
[2] Социальная работа с лицами подверженными алкогольной зависимости./ Под ред. Е.И.Холостовой. М.: ИСР, 2004. – С. 62
[3] Теория и методика социальной работы./ Под ред. П.Д. Павленка. - М.: ГАСБУ, 2002. – С. 73
[4] Немчин Т.А., Цицерев С. В. Личность и алкоголизм.- М.: ЮНИТИ, 2003. – С. 207
[5] Фирсов М.В. Социальная работа в России. – М.: Дело, 2004. – С. 142