Содержание

1.Анализ издержек обращения в торговле. 3

2. Оценка кредитоспособности предприятия. 8

Задача 1. 16

Задача 2. 18

Задачи 3. 20

Задача 4. 23

Задача 5. 24

Список использованной литературы. 26






















1.Анализ издержек обращения в торговле.

Величина издержек обращения характеризуется абсолютной суммой и уровнем.

Уровень издержек обращения, рассчитанный как процентное отношение суммы издержек обращения к объему товарооборота, является одним из важнейших оценочных показателей результатов деятельности торгового предприятия. Он служит ориентиром для установления размера торговой надбавки к цене реализуемого товара.

Издержками обращения называются выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда по планомерному доведению и реализации товаров потребителям. Они включают расходы на оплату труда работников торговли, транспортирование, хранение, упаковку, подсортировку и подготовку товаров к продаже, а также расходы на организацию закупки и реализации, на управление торговлей, ведение учета и контроля за выполне­нием планов торгово-финансовой деятельности.

Текущие расходы авансируются ежегодно как по стоимости, так и в натурально-вещественной форме в виде средств и предметов труда, а также фонда потребления работников торговли.

В общую сумму общественных затрат на обращение товаров включаются и издержки обращения в сфере потребления, связанные с нахождением, покупкой и доставкой покупателями товаров на дом. Издержки потребления составляют примерно половину всех издержек сферы обращения и почти в полтора раза превосходят величину текущих затрат торговли.

Однако не все затраты торговли можно относить на издержки обращения. Так, затраты и потери, возникающие в результате небрежного отношения к собственности, убытки, образующиеся по причине наличия дебиторской задолженно­сти, не востребованной в срок, штрафы и пени, уплачиваемые вследствие невыполнения хозяйственных договоров, и прочие по­добные потери не должны учитываться как издержки обраще­ния. Указанные расходы необходимо взыскивать с виновных лиц, либо списывать на результаты хозяйственной деятельности.

Издержки торговли составляют более 40% общих издержек обращения по товарам личного потребления, в том числе около 65% приходится на розничную торговую сеть. Соотношение различных звеньев торговли в издержках обращения не является постоянным. Доля издержек розничного и оптового звеньев снижается, соответственно растет доля общественного питания и организаций, осуществляющих завоз, хранение и оптовую реализацию картофеля, овощей и фруктов.

К дополнительным издержкам обращения относятся расходы по транспортированию, подработке, сортировке и фасовке товаров, хранению товарных запасов и другие производственные издержки. Источником возмещения этих издержек является труд, затрачиваемый на производственные процессы и участвующий в создании стоимости товаров.

Чистые издержки обращения — это расходы, связанные со сменой формы стоимости в процессе купли-продажи товаров (ведение учета, осуществление денежных и кредитных расчетов, организация рекламы и т. п.).

В отличие от дополнительных чистые издержки обращения не увеличивают стоимости товаров и возмещаются за счет чистого дохода, созданного в отраслях материального производства (включая производственные процессы в торговле). Деление издержек  торговли на дополнительные и чистые позволяет точнее установить границы сферы материального производства, правильнее исчислить величину общественного продукта и национального дохода, глубже понимать процессы, происходящие в торговле, и целенаправленно управлять ими, выявлять пути разумной экономии средств.

Помимо структуры и объема товарооборота, на уровень затрат предприятий влияет много других факторов. Так, неравномерное размещение предприятий-производителей товаров, определяет различие в транспортных расходах торговых предприятий; из-за сезонности производства и потребления ряда товаров приходится создавать запасы, что приводит к увеличению расходов по их хранению.

Издержки обращения торгового предприятия могут быть выражены как абсолютной суммой, так и относительным показателем – уровнем издержек обращения, выраженном в % к розничному товарообороту. Абсолютный показатель характеризует общую сумму расходов предприятия за определенный период. Однако этот показатель не дает представления о результате, полученном на каждый рубль затрат, то есть не дает представления об эффективности произведенных расходов. Для характеристики результативности затрат и эффективности применяются такие относительные показатели, как уровень издержек обращения, издержкоотдача и рентабельность издержек обращения.

Таблица 1.

Наименование показателя

Формула расчета

 

Экономический смысл показателя

Уровень издержек обращения (издержкоемкость реализации товаров)

Уи.=И/РТО

Сумма затрат, приходящаяся на рубль розничного товарооборота

 

Издержкоотдача

Иотд=РТО/И

Объем товарооборота, полученного на рубль произведенных затрат

Рентабельность издержек обращения

Ирент=П/И

Сумма прибыли, полученной на рубль произведенных затрат

 

Уровень издержек обращения характеризует издержкоемкость осуществления торговой деятельности. Он может быть рассчитан, как на весь объем товарооборота предприятия, так и по отдельным товарным группам. Анализ издержек обращения необходимо проводить, как по абсолютному, так и по относительным показателям. Анализ осуществляется для решения следующих задач:

Ø  изучение объема, структуры и динамики затрат;

Ø  оценка эффективности затрат;

Ø  исследование факторов, влияющих на издержки обращения;

Ø  выявление резервов экономических затрат.

Анализ начинается с определения абсолютной суммы экономии (перерасхода) издержек обращения.


Аэк.пер10


где Аэк.пер – сумма абсолютной экономии (перерасхода) издержек обращения,  тыс. руб.

        И1 – фактическая сумма издержек обращения отчетного года, тыс. руб.

        И0 – плановая сумма издержек обращения отчетного года или фактическая сумма базисного года, тыс. руб.

Расчет абсолютной суммы экономии (перерасхода) издержек обращения должен быть дополнен расчетом относительной экономии (перерасхода). Для определения относительного отклонения следует скорректировать базисное значение издержек обращения на фактический объем товарооборота отчетного года. При этом следует учитывать условное деление издержек обращения на переменные и постоянные:


Искор0пост0+РТО1пер0/100

где Ипост0 – условно-постоянные издержки обращения базисного года, в тыс. руб.

       Искор0 – базисная сумма издержек обращения скорректированная на фактический товарооборот отчетного года, тыс. руб.

Упер0 – уровень условно переменных издержек обращения базисного года, %.

РТО1 – фактический объем розничного товарооборота отчетного года.

Сумма относительной экономии (перерасхода) издержек обращения представляет собой разницу между фактическими издержками отчетного года и базисными скорректированными издержками.


Оэк.пер1скор0

При проведении анализа издержек обращения определяется размер и темп изменения их уровня:


ии1и0

и – размер изменения уровня издержек обращения, %.

Уи1 и Уи0 – соответственно отчетный и базисный уровни издержек обращения, %.

Ти=DУи/DУи0*100

где Ти – темп изменения уровня издержек обращения

Изменение розничных цен влияет, прежде всего, на изменение уровня издержек обращения. Изменение розничных цен на сумму затрат по некоторым статьям издержек обращения не оказывает влияния, но их уровень снижается с ростом цен. Скорректированный на индекс цен уровень издержек обращения торгового предприятия за отчетный год можно рассчитать:


Ускор.1н1+(Изав1*100)/(РТО1р)

где Ускор1 – скорректированный отчетный уровень издержек обращения, %.

        Изав1 – сумма зависимых от изменения цен издержек обращения отчетного года, руб.

        Ир – индекс цен.

        РТО1 – фактический объем розничного товарооборота.

Стратегическая модель управления издержками, направленная на их оптимизацию, предусматривает необходимость обеспечения следующей пропорции в темпах роста прибыли, товарооборота и затрат.

Iп>Iрто>Iи





















2. Оценка кредитоспособности предприятия

Внешние источники информации.

Для получения такого рода данных банку, разумеется потребуется информация характеризующая финансовое состояние фирмы. Это обуславливает необходимость изучения финансовых отчетов, возможности появления непредвиденных обстоятельств и положения со страхованием. Источниками информации о кредитоспособности предприятия могут служить:

- переговоры с Заявителями;

- инспекция на месте;

- анализ финансовых отчетов.

- внешние источники;

Иногда банки сверяют свою информацию с данными других банков, имевших отношения с подателем кредитной заявки. Они могут также проверить данные у различных поставщиков и покупателей данной фирмы. Поставщики могут снабдить информацией об оплате ею счетов, предоставленных скидках, максимальной и минимальной сумме коммерческого кредита, необоснованных претензиях и удержаниях со стороны интересующей банк фирмы. Контакты с покупателями фирмы позволяют получить информацию о качестве ее продукции, надежности обслуживания и количестве рекламаций на ее товары. Такая сверка информации с контрагентами фирмы и другими банками позволяет также выявить репутацию и возможности фирмы, обратившейся за кредитом, и ее руководящих работников.

Еще одним источником сведений является Служба взаимного обмена кредитной информацией при национальной ассоциации управления кредитом - организация, снабжающая сведениями о кредитах, полученных фирмой у поставщиков по всей стране. Члены организации получают ответ на вопрос: как аккуратно платит фирма? Однако в информации содержаться только факты, но отсутствует анализ, объяснение или какие - либо рекомендации. Другими источниками информации о фирмах, особенно крупных, служат коммерческие журналы, газеты, справочники, государственная отчетность и т. д. Некоторые банки обращаются даже к конкурентам данной фирмы. Такую информацию следует использовать крайне осторожно, но она может оказаться весьма полезной.

Источники сведений, необходимых для расчета показателей кредитоспособности.

Первым источником информации для оценки кредитоспособности хозяйственных организаций должен служить их баланс с объяснительной запиской к нему. Анализ баланса позволяет определить, какими средствами располагает предприятие, и какой по величине кредит эти средства обеспечивают. Однако для обоснованного и всестороннего заключения о кредитоспособности клиентов банка балансовых сведений недостаточно. Это вытекает из состава показателей. Анализ баланса дает лишь общее суждение о кредитоспособности, в то время, как для выводов о степени кредитоспособности необходимо рассчитать и качественные показатели, оценивающие перспективы развития предприятий, их жизнеспособность. Поэтому в качестве источника сведений, необходимых для расчета показателей кредитоспособности, следует использовать: данные оперативного учета, техпромфинплан, сведения, накапливаемые в банках, сведения статистических органов, данные анкеты клиентов, информацию поставщиков, результаты обработки данных обследования по специальным программам, сведения специализированных бюро по оценке кредитоспособности хозяйственных организаций.

Данная методика (принятая почти во всех коммерческих банках России, занимающихся кредитованием предприятий и организаций) оценки целесообразности предоставления банковского кредита, разработана для определения банками платежеспособности предприятий, наделяемых заемными средствами, оценки допустимых размеров кредитов и сроков их погашения.

Для начала рассматриваются документы Заемщика. Основная цель анализа документов на получение кредита - определить способность и готовность заемщика вернуть испрашиваемую ссуду в установленный срок и в полном объеме.

Анализ данных о заемщике.

Заемщик представляет в банк следующие документы:

1. Юридические документы:

а) регистрационные документы: устав организации; учредительный договор; решение (свидетельство) о регистрации (нотариально заверенные копии);

б) карточка образцов подписей и печати, заверенная нотариально (первый экземпляр);

в) документ о назначении на должность лица, имеющего право действовать от имени организации при ведении переговоров и подписании договоров, или соответствующая доверенность (нотариально заверенная копия);

г) справка о паспортных данных, прописке и местожительстве руководителя и главного бухгалтера организации-заемщика.

2. Бухгалтерская отчетность в полном объеме, заверенная налоговой инспекцией, по состоянию на две последние отчетные даты, с расшифровками следующих статей баланса (на последнюю отчетную дату): основные средства, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы и затраты, дебиторы и кредиторы (по наиболее крупным суммам);

3. За последние три месяца - копии выписок из расчетного и валютных счетов на месячные даты и по крупнейшим поступлениям в течение указанных месяцев.

4. По состоянию на дату поступления запроса на кредит: справка о полученных кредитах с приложением копий кредитных договоров.

5. Письмо - ходатайство о предоставлении кредита (на бланке организации с исходящим номером) с краткой информацией об организации и ее деятельности, основных партнерах и перспективах развития..

Регистрационные документы подтверждают состоятельность заемщика как юридического лица. Принципиальным моментом является определение прав лица, ведущего переговоры и подписывающего кредитный договор с банком, на совершение действий от имени организации. Эти права устанавливаются на основании соответствующего положения устава заемщика и документа о назначении на должность согласно процедуре, изложенной в уставе.

Бухгалтерская отчетность дает возможность проанализировать финансовое состояние заемщика на конкретную дату.

Анализ бухгалтерского баланса.

Важнейшей информационной базой анализа является бухгалтерский баланс. При работе с активом баланса необходимо обратить на следующее: в случае оформления залога основных средств (здания, оборудование и др.), производственных запасов, готовой продукции, товаров, прочих запасов и затрат право собственности залогодателя на указанные ценности должно подтверждаться включением их стоимости в состав соответствующих балансовых статей.

Остаток средств на расчетном счете должен соответствовать данным банковской выписки на отчетную дату.

При анализе дебиторской задолженности необходимо обратить внимание на сроки ее погашения, поскольку поступление долгов может стать для заемщика одним из источников возврата испрашиваемого кредита.

При рассмотрении пассивной части баланса самое пристальное внимание должно быть уделено изучению разделам, где отражаются кредиты и прочие заемные средства: необходимо потребовать кредитные договора по тем ссудам, задолженность по которым отражена в балансе и не погашена на дату запроса о кредите, и убедиться, что она не является просроченной. Наличие просроченной задолженности по кредитам других банков является негативным фактором и свидетельствует о явных просчетах и срывах в деятельности заемщика, которые, возможно, планируется временно компенсировать при помощи кредита. Если задолженность не является просроченной, необходимо по возможности обеспечить, чтобы срок погашения кредита наступал раньше погашений других кредитов. Кроме того необходимо проконтролировать, чтобы предлагаемый в качестве обеспечения залог по испрашиваемому кредиту не заложен другому банку.

При оценке состояния кредиторской задолженности необходимо убедиться, что заемщик в состоянии вовремя расплатиться с теми, чьими средствами в том или ином виде пользуется: в виде товаров или услуг, авансов и т. д. В данном разделе отражаются также средства, полученные заемщиком от партнеров по договорам займов; эти договора должны быть рассмотрены аналогично кредитным договорам заемщика с банками.

В том случае, если дата поступления запроса на кредит не совпадает с датой составления финансовой отчетности, фактическая задолженность заемщика по банковским кредитам, как правило, отличается от отраженной в последнем балансе. Для точного определения задолженности требуется справка обо всех непогашенных на момент запроса банковских кредитах с приложением копии кредитных договоров.

Важным позитивным фактором является имеющийся опыт кредитования данного заемщика банком, на основании которого возможно судить о перспективах погашения запрашиваемого в настоящий момент кредита. В том случае, если запрашиваемый кредит является очередным в ряде предыдущих, своевременно погашенных кредитов, то при приеме заявки от данного заемщика он может не представлять в банк свои юридические документы, но с обязательным уведомлением банка о всех внесенных в них изменениях.

При анализе кредитоспособности используют кэффициенты платежеспособности:

·                коэффициент текущей платежеспособности;

·                коэффициент быстрой платежеспособности;

·                коэффициент абсолютной платежеспособности.

Коэффициент текущей платежеспособности дает оценку возможности предприятия погашать свои долги, показывая сколько рублей оборотных средств приходится на один рубль краткосрочной кредиторской задолженности.

Данный коэффициент рассчитывается по формуле:

где А - оборотные активы фирмы;

K - краткосрочная кредиторская задолженность.

Этот коэффициент демонстрирует, насколько текущие долги фирмы покрываются ее оборотными активами.

Обычно приводится критическое нижнее значение показателя текущей платежеспособности, равное 2; однако это лишь ориентировочные параметры, указывающие на порядок показателя, но не на его точное нормативное значение.

При расчете коэффициента быстрой платежеспособности, из числителя исключается такой показатель как запасы, то есть материалы, полуфабрикаты, готовая продукция и товары. Коэффициент принимает следующий вид:

где ДЗ - сумма дебиторской задолженности, показанной в активе баланса предприятия,

ДC - денежные средства фирмы и их эквиваленты (краткосрочные финансовые вложения).

ДЗ определяется как сумма строки "Дебиторская задолженность" (платежи по которой ожидаются в течение двенадцати месяцев после отчетной даты), а ДC - как сумма строк: "Краткосрочные финансовые вложения", "Касса", "Расчетные счета", "Валютные счета" и "Прочие денежные средства".

Коэффициент абсолютной платежеспособности имеет следующий вид:

Обычно приводимое в литературе по финансовому менеджменту нижнее значение коэффициента абсолютной платежеспособности составляет 0,25.

Показатели ликвидности, используемые подавляющим большинством методик, представляют собой соотношение различных статей актива и пассива баланса. По сути своей показатели ликвидности демонстрируют способность активов предприятия превращаться в денежные средства - максимально ликвидную форму активов. Чем выше скорость превращения активов в денежные средства, тем более ликвидным считается данная группа активов. В соответствии с принятыми методиками оценки ликвидности производится сравнение расчетных значений с нормативными, а также с фактически достигнутыми ранее, с плановыми, с уровнем данных показателей других предприятий, имеющих аналогичные параметры деятельности. Подобные сравнения в динамике дают возможность оценить реальное финансовое состояние предприятия и его потенциальную платежеспособность. В методиках анализа платежеспособности используются следующие показатели ликвидности:

1. Общий показатель ликвидности норматив более 1:

2. Коэффициент абсолютной ликвидности норматив более 0,2-0,4:

3. Коэффициент "критической оценки" норматив 0,7-0,8:

4. Коэффициент текущей ликвидности норматив более 1:

5. Коэффициент маневренности:

6. Доля оборотных средств в активах

7. Коэффициент обеспеченности собственными средствам:

где А1 наиболее ликвидные активы (денежные средства и краткосрочные вложения);

А2 быстрореализуемые активы (готовая продукция, товары отчуждения, дебиторская задолженность со сроком погашения в течение 12-и месяцев и прочие быстрореализуемые оборотные активы;

А3 медленно реализуемые активы – запасы из раздела 2 актива – РБП – налоги – долгосрочные финансовые вложения (актив);

А4 труднореализуемые активы – статьи раздела 1 актива – статьи включаются в предварительную группу.

Пассивы баланса группируются по степени срочности и оплаты:

П1 наиболее срочные обязательства – кредитная задолженность, срок оплаты которой наступил;

П2 краткосрочные пассивы – краткосрочные кредиты и займы;

П3 долгосрочные пассивы –долгосрочные кредиты и заемные средства;

П4 постоянные пассивы – статьи раздела 3 баланса

 

Ограничения при данном методе анализа.

Вместе с тем данная методика не всегда приемлема для банка в качестве основы для решения о предоставлении кредитных ресурсов предприятию по целому ряду причин.

Разработанная Методика отражает сложившиеся подходы к кредитованию и специфику работы Управления кредитования и кредитных служб филиалов банка. Представляется, что методику после ее доработки (предложения и замечания Управления проектного финансирования и гарантий по иностранным инвестициям могут быть представлены в рабочем порядке) целесообразно использовать в практической работе кредитных подразделений банка по следующим основным направлениям:

- для учета при принятии решений по кредитным заявкам наряду с проработкой собственно сделки и возможностей возврата кредита;

- для текущей оценки качества и структуры имеющегося кредитного портфеля банка, в т. ч. для решения вопросов о целесообразности принятия мер кредитного воздействия к заемщику и создания необходимых резервов под сомнительную задолженность (ряд параметров должен быть скорректирован с учетом специфики инвестиционного финансирования).

Вместе с тем, по мнению г-на Смирнова, Методика не может быть использована при принятии решений о целесообразности и условиях участия банка в реализации инвестиционных проектов (в качестве кредитора, участника банковского консорциума, гаранта и т. д.) по следующим причинам:

1. Финансовое положение Заемщика в большинстве случаев не является определяющим фактором при оценке инвестиционных проектов. Как известно, наряду с номинальным получателем кредитных ресурсов в число основных участников инвестиционных проектов, определяющих успех реализации последних входят: спонсор (организатор) проекта, подрядчики, поставщики оборудования, эксплуатирующая организация (оператор), поставщики сырья и материалов, покупатели продукции и целый ряд других участников. Более того по ряду схем официальным Заемщиком является специально вновь созданная структура, заведомо имеющая "нулевой баланс" и отсутствие каких-либо оборотов по счетам.

2. В соответствии с международной практикой началу финансирования инвестиционных проектов обязательно предшествует подготовка квалифицированного ТЭО проекта, его техническая и финансовая экспертиза с использованием международной методики с обязательным анализом движения потоков наличности при различных, в т. ч. при заведомо "пессимистических" сценариях реализации проекта (Предложенная Методика этого не предусматривает).

3. При привлечении иностранных кредитов на цели инвестиционного финансирования для иностранного кредитора (инвестора) определяющее значение имеют такие факторы как: юридический и организационно-правовой статус Заемщика, наличие приемлемых гарантий (от признанных российских банков, правительственные гарантии и др.), наличие необходимых заключений международных аудиторов, благоприятные результаты анализа движения потоков наличности и финансовой устойчивости проекта, а не банковский кредитный рейтинг потенциального Заемщика, что предлагает данная Методика.

4. Для признания банка в международных банковских кругах и повышения его рейтинга необходимо внедрять в практику общепризнанные международные стандарты (прежде всего UNIDO - COMFAR), а не сертифицированные Методики, даже хорошо продуманные.

5. Из предложенной Методики выпадает целый ряд важных показателей, таких как: "кредитная история" Заемщика, репутация и квалификация руководителей Заемщика, "арбитражная" история Заемщика, наличие и результаты аудиторских проверок и др.





















Задача 1.

Используя средние остатки за предыдущий и отчетный периоды, определите период оборота в днях по дебиторской и кредиторской задолженности на основе общего оборота (выручки от продаж). Укажите причины и последствия замедления или ускорения оборачиваемости. Средняя стоимость дебиторской задолженности в предыдущем году - 80 тыс. руб., кредиторская задолженности в предыдущем году - 240 тыс. руб.


Решение

Рассчитаем коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности:

,


где КОдз- коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности.

      ОР - общая сумма оборота по реализации.

      ДЗ - дебиторская задолженность.

Сумма реализации средняя:


Один оборот по дебиторской задолженности в базисном периоде составляет 7,29 дней.

Один оборот по дебиторской задолженности в отчетном периоде составляет 9,95 дней.


Рассчитаем коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности:

,


где КОкз- коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности.

      ОР - общая сумма оборота по реализации.

      КЗ - кредиторская задолженность.


Один оборот по кредиторской задолженности в базисном периоде составляет 25,89 дней.


Один оборот по кредиторской задолженности в отчетном периоде составляет 34,82  дней.

В отчетном году произошло увеличение длительности оборота, как дебиторской задолженности, так и кредиторской.

Это произошло вследствие того, что произошло увеличение дебиторской, кредиторской задолженностей и уменьшение выручки от реализации.

Увеличение дебиторской задолженности приводит к омертвлению средств, предприятию нужно проводить мероприятия по снижению дебиторской задолженности.

Увеличение заемных средств может привести к снижению финансовой устойчивости предприятия.





Задача 2.

На основе данных формы №2 проанализировать динамику показателей прибыли и сделать вывод о причинах и виновниках отклонений. Разработайте варианты управленческих решений. Расчеты выполните в таблице следующей формы.

Решение

Показатели

Абсолютные значения

Отклонения

Год

В абсолютной форме

В %

Прошлый

Отчетный

Выручка

3947

2894

-1053

-36,38

Себестоимость

2947

1994

-953

-47,79

Валовая прибыль

998

900

-98

-10,89

Коммерческие расходы

137

104

-33

-31,73

Управленческие расходы

244

323

79

24,46

Прибыль от продаж

617

473

-144

-30,44

Операционные доходы

34

49

15

30,61

Операционные расходы

20

28

8

28,57

Внереализационные доходы

16

12

-4

-33,33

Внереализационные расходы

8

14

6

42,86

Прибыль до налогообложения

639

492

-147

-29,88

В отчетный период произошло снижение прибыли на 29,88%.

Это связано с уменьшением объемов производства, которое повлекло уменьшение прибыли от продаж, причем снижение себестоимости связано не только с уменьшением объемов производства, и с интенсивным фактором.

На снижение прибыли от продаж так же повлияло увеличение управленческих расходов на 31,73%.

Рост операционных доходов и расходов произошел практически в одинаковых долях

Внереализационные доходы уменьшились на 33,33%, когда расходы увеличились на 42,86%.

Предприятию следует увеличивать объемы производства, так как рентабельность продаж имеет тенденцию к увеличению.

При этом для снижения себестоимости предприятия следует:

Более экономно использовать ресурсы.

Совершенствовать логистику закупок.

Совершенствовать логистику сбыта.

Использовать те же мощности при увеличении объемов производства.

Так же следует провести контроль за ростом управленческих расходов, выявить причины их увеличения, принять необходимые действия.




















Задачи 3.

На основании данных финансовой отчетности рассчитайте обобщающие показатели эффективности: затраты на рубль проданной продукции и рентабельность продаж. Осуществите факторный анализ, сделайте проверку, выводы и варианты управленческих решений.

Решение

Рассчитаем затраты на рубль проданной продукции:



где З1руб. - затраты на один рубль проданной продукции.

      Зобщ - общие затраты.

      В - выручка.

Расчет предельных затрат:

Прошлый год: 2949+137+244=3330

Отчетный год: 1994+104+323=2421




За отчетный год произошло снижение себестоимости 1 рубля проданной продукции, это положительно сказывается на финансовом состоянии предприятия.


Рассчитаем рентабельность продаж:

где Рпр - рентабельность продаж,

      Ппр - прибыль от продаж,

      В - выручка



В отчетном году произошло увеличение рентабельности продаж, что подтверждает повышение эффективности основной деятельности.

Факторный анализ прибыли

Изменение прибыли: 473 – 617 = - 144

1. За счет изменения объема выручки

0,1562 * (2894 – 3949) = - 164,79

2. Счет изменения рентабельности продаж:

(0,1634-0,1562)*2894 = 20,84

Проверка: 20,84 – 164,79 = - 144

Для увеличения прибыли необходимо

1.                               увеличить объем выпуска продукции при тех же производственных мощностях

2.                               увеличить производительность труда.

3.                               улучшить использование основных фондов.








Задача 4.

Проведите горизонтальный и вертикальный анализ оборотных активов по материально - вещественному содержанию.


Решение


Показатель

Базисный период

Отчетный

период

абс. изм

относ изм

Доля в ОА в баз пер. %

Доля в ОА в отч.

пер. %

изменения

Запасы

820

984

164

16,67

76,28

73,43

-2,85

НДС

97

144

47

32,64

9,02

10,75

1,72

Дебиторская  задолженность

112

140

28

20

10,42

10,45

0,03

КФВ

17

24

7

29,17

1,58

1,79

0,21

Денежные средства 

29

48

19

39,58

2,69

3,58

0,88

Оборотные активы

1075

1340

265

19,78

100

100

0


В отчетном периоде в структуре оборотных активов существенных изменений не произошло. В общем, увеличились все статьи оборотных активов.

В структуре уменьшилась доля запасов, что свидетельствует о высвобождении средств, но в тоже время наметилась тенденция увеличения дебиторской задолженности, что приводит к омертвлению денежных средств.

Увеличилась доля денежных средств, это благоприятно сказывается на финансовом состоянии предприятия.





Задача 5.

Оцените структуру баланса на основе коэффициента текущей ликвидности и обеспеченности оборотных средств собственными источниками. Рассчитать прогнозную платежеспособность на основе коэффициента утраты или восстановления платежеспособности.


Решение

Рассчитаем коэффициент текущей ликвидности:



где Ктек.лик. - коэффициент текущей ликвидности.

      АТ - текущие активы - вся сумма оборотных средств: запасы, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства, прочие оборотные активы.

      ОТ - текущие обязательства - кредиторская задолженность, краткосрочные финансовые обязательства.


  руб./руб. ≤ 2


Рассчитаем коэффициент обеспеченности собственными средствами:



   руб./руб.

Размер текущих обязательств превышает размер текущих активов, что свидетельствует о  неплатежеспособности предприятия.

Рассчитаем коэффициент восстановления платежеспособности:


,


где Т - год в месяцах.



Так как Квосстан. ≤ 1, предприятие не восстановит платежеспособность в течение года.

















Список использованной литературы.

Абрютина Н.С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. М.: «Дело и сервис», 2002г.

2. Бочаров В.В. Финансовый анализ. С-Пб.: «Питер», 2001г.

3. Ермолович Л.Л., Сивчик Л.Г. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Мн.: Экоперспектива, 2001г.

4. Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. М.: «Центр экономики и маркетинга», 2003 г.

5. Кренина М.Н. Финансовый менеджмент. М.: «Дело», 2001г.