Содержание

1. Обязанности  грузоотправителя по договору перевозки. 3

2. Дайте развернутое определение понятий: подъездной путь, ветвевладелец, контрагент. 4

3. Права железной дороги  по перевозке  пассажиров, багажа и грузобагажа. 6

4. Описать основания, виды и пределы ответственности по перевозкам. 7

5. Основания для   предъявления иска. 14

Список литературы.. 17

1. Обязанности  грузоотправителя по договору перевозки


      Согласно ст. 785 ГК РФ по договору перевозки  груза  грузоотправитель  обязуется  уплатить  за перевозку  груза  установленную  плату. При этом  заключение  договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей  отправителю  груза транспортной накладной.

В Уставе, исходя из рыночных отношений, не предусматривается государственное планирование перевозок грузов. В нем установлено, что перевозки грузов по железным дорогам осуществляются в соответствии с заявками грузоотправителей, что, несомненно, свидетельствует о расширении их прав. Принятая железной дорогой заявка создает для нее обязанность подавать перевозочные средства, а для грузоотправителя - предъявлять грузы к перевозке.

По сравнению с ранее действующим уставом новым является введение почасовой платы за пользование вагонами, контейнерами за время нахождения их у грузоотправителей, грузополучателей либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от последних.

В Устав, исходя из основных начал гражданского законодательства, введены диспозитивные нормы, дающие возможность железным дорогам и участникам железнодорожной перевозки решать вопросы по взаимной договоренности, что создает основу для развития равноправных партнерских отношений.

Так, железные дороги и грузоотправители при систематическом осуществлении перевозок могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок.

По просьбе грузоотправителя железная дорога может принимать в соответствии с договором участие в проверке состояния груза, массы, количества мест, когда такое участие для нее не является обязательным.

2. Дайте развернутое определение понятий: подъездной путь, ветвевладелец, контрагент


        К железнодорожным подъездным путям относятся пути, не включенные в общую сеть железных дорог Российской Федерации, но связанные с ней непрерывной рельсовой колеей и предназначенные для обслуживания отдельных ветвевладельцев. Ветвевладелец – владелец  железнодорожного подъездного пути, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования.  Только с разрешения МПС или по его поручению начальником соответствующей железной дороги допускается примыкание железнодорожных подъездных путей к железнодорожным путям общего пользования.

Для согласования вопроса о примыкании железнодорожных подъездных путей железной дороге представляется проектное задание на строительство железнодорожных подъездных путей, обосновывающее техническую возможность и необходимость такого строительства.

Строительство и реконструкция железнодорожных подъездных путей, а также устройств, предназначенных для погрузки и выгрузки вагонов или осуществления других операций, связанных с доставкой грузов, проводятся либо по согласованию с железной дорогой, к которой примыкают эти железнодорожные подъездные пути, либо, если объем перевозимых грузов составляет 5 миллионов тонн и более в год, - по согласованию с МПС. Конструкция и состояние путевых устройств и технических сооружений железнодорожных подъездных путей должны обеспечивать пропуск большегрузных вагонов, а при обслуживании железнодорожного подъездного пути локомотивами железной дороги - пропуск локомотивов, выделенных для этого железной дорогой.

Строительство новых железнодорожных подъездных путей осуществляется по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления.

Каждый железнодорожный подъездной путь должен иметь обустройства и технические средства, обеспечивающие выполнение коммерческих и технических операций в объеме, соответствующем размерам грузооборота. Организация работы на железнодорожном подъездном пути должна обеспечивать бесперебойную погрузку и выгрузку грузов. Принадлежащие владельцам железнодорожных подъездных путей локомотивы и вагоны, выходящие на железнодорожные пути общего пользования, должны во всем соответствовать требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог.

Для обеспечения бесперебойной работы железнодорожные подъездные пути должны иметь необходимое транспортное хозяйство (путевое развитие, технические сооружения, склады, средства механизации погрузочно-разгрузочных работ, устройства освещения для нормальной грузовой работы и т.п.), соответствующее требованиям и нормам, принятым на железнодорожном транспорте.

Железнодорожные подъездные пути, которые не принадлежат железным дорогам, могут быть переданы железным дорогам в соответствии с договором, в т.ч. для технического обслуживания.

На практике нередко возникают ситуации, когда вновь построенные подъездные пути, не связанные с технологическими перевозками, передаются в ведение железных дорог.

В соответствии с Инструкцией МПС от 16 декабря 1968 г. передача таких путей осуществляется их владельцами после выполнения всех строительных работ, предусмотренных проектом, и приема ими подъездного пути в постоянную эксплуатацию от строительной организации. По указанию начальника железной дороги производится обследование подъездного пути специальной комиссией из представителей железной дороги и организации, заявившей о передаче подъездного пути. Прием каждого подъездного пути оформляется в соответствии с Правилами обслуживания железнодорожных подъездных путей актом, составленным на основе данных инвентаризации всех основных средств и материальных ценностей, относящихся к эксплуатации и ремонту подъездных путей, а также технических паспортов и всей технической документации передаваемых объектов.

    Контрагент -  грузоотправитель  или грузополучатель, которые в пределах железнодорожного подъездного пути, принадлежащего другому грузоотправителю или грузополучателю, имеют свои склады либо примыкающие к указанному железнодорожному пути свои железнодорожные подъездные пути.  Отношения между контрагентом и железной дорогой при обслуживании железнодорожного подъездного пути локомотивом, принадлежащим организации железнодорожного транспорта, регулируются заключенным между ними договором подачи и уборки вагонов.

Обязанности и ответственность владельца железнодорожного подъездного пути и контрагентов такого владельца в части организации перевозок грузов одинаковы.

3. Права железной дороги  по перевозке  пассажиров, багажа и грузобагажа

В Гражданском  кодексе  закреплены императивные нормы, касающиеся обязанностей  перевозчика – железной дороги. Права перевозчика прямо не предусмотрены.

Так, например, истечение сроков хранения, в период которых грузополучателем не произведены выгрузка и вывоз груза с железнодорожной станции, дает право железной дороге на его реализацию в порядке, установленном ст. 51 ТУЖД. Учитывая возникновение у железной дороги такого права, сбор за хранение начисляется только за время, установленное для хранения груза на станции.

В статье 139 Устава предусмотрены сроки предъявления претензий к железным дорогам (6 месяцев, а в отношении штрафов и пени - в течение 45 дней). Момент, с которого начинается течение сроков предъявления претензий, определяется статьей 139 Устава. Нарушение установленных сроков дает право железной дороге возвратить претензию без рассмотрения. Такой вывод можно сделать из статьи 139 Устава, предоставляющей право железной дороге принять претензию по истечении установленных сроков, если она признает уважительной причину пропуска срока предъявления претензии.

Имущество, закрепленное за железными дорогами как за государственными унитарными предприятиями, принадлежит последним на праве хозяйственного ведения. Помимо того, что продажа, передача в аренду недвижимого имущества или распоряжение им иным способом требуют традиционного согласия органа, управомоченного собственником (для сделок с недвижимым имуществом железных дорог таковым является федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, т.е. Министерство путей сообщения РФ), специальным образом регулируется и порядок распоряжения таким имуществом, как подвижной состав и контейнеры. В частности, продажа, обмен, сдача в аренду или в ссуду этого имущества федеральным государственным предприятиям и организациям может осуществляться не непосредственно железными дорогами, а федеральным органом исполнительной власти или по его поручению и в порядке, им установленном, железными дорогами.

Средства, получаемые от имущественных сделок государственных унитарных предприятий, полежат зачислению в их доходы, но могут использоваться только на определенные цели, а именно: приобретение подвижного состава и контейнеров, развитие производственных мощностей и строительство объектов социальной сферы указанных предприятий.

В соответствии со ст. 39 ТУЖД МПС  железная дорога имеет право  предусмотреть в договорах об организации перевозок иной срок доставки.


4. Описать основания, виды и пределы ответственности по перевозкам


 Согласно статье 111 Устава за просрочку доставки груза, а также порожних вагонов, принадлежащих грузоотправителю, грузополучателю или арендованных ими, железная дорога назначения либо в прямом смешанном сообщении сторона, по вине которой допущена просрочка доставки груза, уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку груза за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данного груза, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных статьей 35 Устава обстоятельств, устранения угрожающей жизни и здоровью людей неисправности транспортных средств или иных не зависящих от железной дороги обстоятельств.

Статья 105. За невыполнение принятой заявки на перевозку грузов железная дорога при неподаче вагонов, контейнеров либо грузоотправитель при непредъявлении грузов, неиспользовании поданных вагонов, контейнеров или отказе от предусмотренных заявкой вагонов, контейнеров несут имущественную ответственность в виде штрафа в следующих размерах:

в отношении грузов, перевозка которых установлена в вагонах и тоннах, - 0,1 размера минимального размера оплаты труда за каждую тонну груза;

в отношении грузов, перевозка которых установлена в контейнерах, - 0,5 размера минимального размера оплаты труда за каждый контейнер массой брутто до 5 тонн включительно, минимального размера оплаты труда за каждый контейнер массой брутто от 5 до 10 тонн включительно, двух размеров минимального размера оплаты труда за каждый контейнер массой брутто свыше 10 тонн;

в отношении грузов, перевозка которых установлена только в вагонах, за исключением рефрижераторных вагонов и транспортеров, - пяти размеров минимального размера оплаты труда за каждый вагон независимо от рода и количества осей.

За неподачу железной дорогой рефрижераторных вагонов, транспортеров в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов либо за неиспользование грузоотправителем поданных рефрижераторных вагонов, транспортеров или за отказ грузоотправителя от выделенных в установленном порядке таких вагонов, транспортеров с железной дороги либо с грузоотправителя взыскивается штраф в следующих размерах:

0,2 размера минимального размера оплаты труда за каждую тонну в отношении грузов, перевозка которых установлена в вагонах и тоннах;

семи размеров минимального размера оплаты труда за каждый вагон в отношении грузов, перевозка которых установлена в вагонах независимо от рода и количества осей.

Железная дорога несет имущественную ответственность за неподачу вагонов, контейнеров для выполнения заявки на перевозку грузов, за исключением случаев, если неподача вагонов, контейнеров допущена по вине грузоотправителя.

Грузоотправитель также уплачивает железной дороге сбор за непредъявление грузов в соответствии с назначением на указанную в заявке железную дорогу назначения (в местном сообщении железнодорожную станцию), в том числе в случае, если данная заявка в целом выполнена.

Штраф за невыполнение принятой заявки на перевозку грузов по железнодорожным линиям, имеющим узкую колею, в отношении грузов, перевозка которых установлена только в вагонах, взыскивается в размере 50 процентов штрафа, размер которого предусмотрен настоящей статьей.

Штраф за невыполнение принятой заявки на перевозку грузов взимается независимо от платы за пользование вагонами, контейнерами.

 В статье 108 говорится, что железная дорога несет имущественную ответственность за несохранность груза после принятия его для перевозки и до выдачи его грузополучателю, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые железная дорога не могла предотвратить и устранение которых от нее не зависело.

Статья 110. Железная дорога возмещает ущерб, причиненный при перевозке груза, в следующих размерах:

в размере стоимости утраченного или недостающего груза в случае его утраты или недостачи;

в размере суммы, на которую понизилась стоимость груза, в случае его повреждения (порчи) или в размере его стоимости при невозможности восстановить поврежденный груз;

в размере объявленной стоимости груза или в размере доли его объявленной стоимости, соответствующей утраченной, недостающей или поврежденной (испорченной) части груза, в случае утраты груза, сданного для перевозки с объявлением его ценности.

Наряду с возмещением ущерба в размерах, установленных настоящей статьей, железная дорога возвращает взысканную за такой груз плату за перевозку груза и иные причитающиеся железной дороге платежи пропорционально количеству утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если данная плата не входит в стоимость такого груза.

       Статья 115. За задержку вагонов с грузоотправителя, грузополучателя железной дорогой за каждый час простоя каждого вагона взыскивается штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда.

За задержку по вине железной дороги подачи вагонов под погрузку и выгрузку грузов, а также за задержку уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки на железнодорожных подъездных путях в случае, если уборка вагонов проводится локомотивом, принадлежащим организации железнодорожного транспорта, вследствие нарушения сроков, предусмотренных договором эксплуатации железнодорожного подъездного пути, договором подачи и уборки вагонов, либо за задержку по вине железной дороги приема вагонов с железнодорожных подъездных путей грузоотправителем, грузополучателем взыскивается с железной дороги штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда за каждый вагон в час. Штраф начисляется за все время задержки с момента нарушения сроков подачи, уборки вагонов, предусмотренных указанными договорами.

За задержку цистерн, цементовозов, бункерных полувагонов, минераловозов и других специализированных вагонов размер штрафа, предусмотренный в настоящей статье, увеличивается в два раза, за задержку рефрижераторных вагонов и транспортеров - в три раза.

Задержка вагонов менее чем на 15 минут в расчет не принимается, задержка вагонов от 15 минут до одного часа принимается за полный час.

Статья 116. В случае простоя самоходного судна у причала сверх сроков, установленных узловым соглашением, в связи с неподачей железной дорогой вагонов в количестве, установленном узловым соглашением для перевалки грузов с данного судна непосредственно в вагоны, железная дорога уплачивает штраф в размере 0,06 размера минимального размера оплаты труда за каждую тонну не перегруженного с указанного судна груза за каждые сутки в отдельности.

Размер указанного штрафа за сверхнормативный простой несамоходного судна снижается в два раза, рефрижераторного судна увеличивается в два раза.

Статья 117. За каждый час задержки универсального контейнера в случаях, предусмотренных статьями 50, 84 и 114 Устава, грузоотправители, грузополучатели уплачивают железной дороге штраф.

       Статья 120 отмечает, что  за превышение грузоподъемности (перегруз) вагона, контейнера грузоотправитель уплачивает штраф в размере пятикратной платы за перевозку данного груза.

В случаях аварийных ситуаций, возникших вследствие перегруза вагона, контейнера, грузоотправитель возмещает железной дороге также причиненный ущерб.

      Статья 121. В случае, если железной дорогой поданы с согласия грузоотправителя под погрузку порожние неочищенные вагоны, контейнеры с открытыми люками, дверьми, неснятыми приспособлениями для крепления, железная дорога должна возместить грузоотправителю затраты на проведенные им соответствующие работы, на которые грузоотправителю предоставляется железной дорогой время, определенное соглашением сторон.

В случае нарушения грузополучателем требований, установленных статьей 48 настоящего Устава, грузополучатель уплачивает железной дороге штраф в размере 45 и 15 размеров минимального размера оплаты труда соответственно за вагон и контейнер, если иное не предусмотрено договором. Имущественную ответственность в установленных настоящей статьей размерах несет железная дорога в случае подачи грузоотправителю без его согласия под погрузку порожних неочищенных вагонов, контейнеров.

Статья 122. При повреждении или утрате предоставленных железной дорогой вагонов, контейнеров грузоотправители, грузополучатели, другие организации обязаны их отремонтировать либо уплатить железной дороге штраф в размере пятикратной стоимости поврежденных или утраченных вагонов, контейнеров по их ценам на момент повреждения или утраты. При этом грузоотправители, грузополучатели, другие организации возмещают железной дороге убытки, понесенные железной дорогой вследствие повреждения или утраты вагонов, контейнеров, в части, не покрытой штрафом.

Порядок замены поврежденных или утраченных железной дорогой вагонов, контейнеров, переданных железной дорогой в аренду, предусматривается договором аренды.

Статья 123. При повреждении железной дорогой вагонов, контейнеров, принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, другим организациям, железная дорога обязана такие вагоны, контейнеры отремонтировать или уплатить их владельцам штраф в размере пятикратной стоимости повреждения вагонов, контейнеров, а также возместить убытки, понесенные владельцами вагонов, контейнеров вследствие их повреждения, в части, не покрытой штрафом.

За утраченные железной дорогой вагоны, контейнеры, принадлежащие грузоотправителям, грузополучателям, другим организациям, железная дорога по их требованию обязана предоставить соответствующие вагоны, контейнеры во временное бесплатное пользование и в случае невозвращения владельцам утраченных вагонов, контейнеров по истечении трех месяцев передать временно переданные вагоны, контейнеры в собственность грузоотправителей, грузополучателей, других организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Порядок замены поврежденных или утраченных железной дорогой вагонов, контейнеров, переданных железной дорогой в аренду, предусматривается договором аренды.

Статья 126. Железная дорога несет имущественную ответственность за несохранность багажа после принятия его для перевозки и до выдачи его получателю багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) багажа произошли вследствие обстоятельств, которые железная дорога не могла предотвратить и устранение которых от нее не зависело.

Железная дорога наряду с возмещением ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) багажа, возвращает получателю багажа плату за перевозку багажа, а также иные причитающиеся получателю багажа платежи, взысканные за перевозку утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) багажа.

Статья 127. За просрочку доставки багажа железная дорога назначения уплачивает получателю багажа при его выдаче на основании акта, составленного по требованию получателя багажа, пени в размере 3 процентов платы за перевозку багажа за каждые сутки просрочки. Просрочка доставки багажа исчисляется с 24 часов суток, в которые должен прибыть багаж.

Статья 130. За задержку отправления поезда или за опоздание поезда на железнодорожную станцию назначения  железная дорога уплачивает пассажиру штраф в размере трех процентов стоимости проезда за каждый час задержки, но не более чем в размере стоимости проезда, если не докажет, что задержка или опоздание поезда имели место вследствие непреодолимой силы, устранения угрожающей жизни и здоровью пассажира неисправности транспортных средств или иных не зависящих от железной дороги обстоятельств.

Порядок уплаты штрафа определяется правилами оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на железнодорожном транспорте.

Статья 131. При обнаружении в сданном для перевозки багаже предметов, перевозка которых в качестве багажа запрещена, отправитель багажа уплачивает штраф в размере десятикратной стоимости платы за перевозку багажа, если в соответствии с законодательством Российской Федерации перевозка таких предметов не влечет за собой административную или уголовную ответственность.

Статья 132. Железная дорога несет имущественную ответственность за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира, в соответствии с законодательством Российской Федерации.


5. Основания для   предъявления иска

     Иски к железной дороге могут быть предъявлены в случае полного или частичного отказа удовлетворить претензию либо в случае неполучения от нее ответа в срок, предусмотренный ст. 140 ТУЖД.

     Перевозчик, удовлетворяя претензию полностью или частично, должен перечислить заявителю признанную сумму. В противном случае заявитель должен обратиться в органы, совершающие нотариальные действия для получения исполнительной надписи. Она проставляется на подлинном извещении управления железной дороги, посланном клиенту с указанием суммы претензии, признанной железной дорогой  [1].

Исполнительная надпись может быть предъявлена к принудительному исполнению в течение трех лет со дня ее совершения, если взыскателем является гражданин, или в течение одного года, если взыскателем является юридическое лицо. Взыскание по исполнительной надписи осуществляется в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации для исполнения судебных решений [2].

Несоблюдение претензионного порядка разрешения спора, вытекающего из перевозки груза, лишает организацию возможности взыскания с перевозчика ущерба, штрафа.

Поскольку иск по существу не рассматривался, истец может предъявить претензию к перевозчику и в случае отказа в ее удовлетворении вновь обратиться в арбитражный суд с иском (см. п. 4 ст. 88 АПК).

Под несоблюдением претензионного порядка понимается не только непредъявление претензии, но и нарушение порядка и сроков ее предъявления, которые предоставляют железной дороге право не рассматривать претензию по существу. Однако истец может не согласиться с отказом железной дороги рассмотреть претензию по существу по мотиву нарушения претензионного порядка. В этом случае при предъявлении иска он вправе оспаривать правомерность отказа в рассмотрении претензии. При наличии таких обстоятельств арбитражный суд обязан возникшие разногласия между сторонами разрешить в судебном заседании [3].

 Недопустимо предъявление иска ранее сроков, установленных ст. 140 ТУЖД для рассмотрения претензии железной дорогой, т.к. арбитражный суд вправе оставить иск без рассмотрения. Чтобы не предъявлять иск преждевременно, необходимо правильно исчислять срок на рассмотрение претензии, который исчисляется с момента ее получения железной дорогой.

Иски предъявляются в соответствии с установленной подведомственностью в суд общей юрисдикции или арбитражный суд.

Иски в соответствии с подведомственностью предъявляются в суд общей юрисдикции, в арбитражный суд только по месту нахождения управления железной дороги, к которой предъявлена претензия. Это правило применяется и в том случае, когда иск предъявляется одновременно к железной дороге и грузоотправителю (грузополучателю)[4].

По требованиям, вытекающим из перевозок в прямом смешанном сообщении с участием разных видов транспорта, иск следует предъявлять по месту нахождения транспортной организации, к которой в установленном порядке была заявлена претензия, т.е. к тому перевозчику, в ведении которого находится конечный пункт перевозки [5].

Заявление претензии к железной дороге в связи с осуществлением перевозки пассажиров или багажа является правом, а не обязанностью управомоченного лица (ст. 136 ТУЖД). Причем эти претензии могут быть предъявлены к железной дороге отправления или назначения по усмотрению заявителя (ст. 137 ТУЖД). Исходя из этого, управомоченное лицо в случае непредъявления претензии к перевозчику вправе обратиться с иском к железной дороге отправления или назначения. Однако если это лицо предъявило претензию, то иск может быть предъявлен только к железной дороге, к которой оно обратилось с претензией.

Иски к железной дороге, вытекающие из перевозки, могут быть предъявлены в течение одного года со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии.

Суды при рассмотрении исков оценивать документы о причинах несохранности перевозок (коммерческий акт, акт общей формы, иные акты), составленные железной дорогой в одностороннем порядке, наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут послужить основаниями для имущественной ответственности участников перевозки.

Список литературы


1.     Гражданский кодекс РФ. Часть 2. Текст, комментарии, алфавитно-предметный указатель /под ред. О. М. Козарь, А. Л. Маковского, С. А. Хохлова. – М.: 1996. – 704 с.

2.     Ершова И. В., Иванова Т. М. Предпринимательское право: Учебное пособие. – М.: Юриспруденция, 1999. 432 с.

3.     Новиков В. М., Иваницкий Н. М. Основы транспортного права (железнодорожный транспорт): Учеб. Для  вузов Ж. – т. М.: Транспорт, 1995. – 192 с.

4.     Перечень документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей органов, совершающих нотариальные действия, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 11 марта 1976 г. N 171 - СП РСФСР, 1976, N 7.

5.     Предпринимательское право: Учебник для вузов/ Под. ред. Н. М. Коршунова, Н. Д. Эриашвили. – М.: 2000. – 234 с.

6.     Устав железнодорожного транспорта. Принят ГД 24 декабря 2002 г. Одобрен Советом Федерации 27 декабря 2002 г. 10 января № 18 ФЗ.


[1] П. 12 Перечня документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей органов, совершающих нотариальные действия, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 11 марта 1976 г. N 171 - СП РСФСР, 1976, N 7, ст. 56.

[2] Гл. XVI Основ законодательства Российской Федерации о нотариате.

[3] П. 4 инструктивных указаний Госарбитража СССР от 29 марта 1968 г. N И-1-9 и от 30 июля 1976 г. N И-1-23.

[4] П. 2 инструктивных указаний Госарбитража СССР от 29 марта 1968 г. N И-1-9, Постановление Пленума Верховного Суда СССР N 7 от 27 ноября 1981 г.

[5] П. 7 инструктивных указаний Госарбитража СССР от 30 июня 1976 г. N И-1-23.