Уважаемый председатель государственной комиссии, уважаемые члены комиссии!

Вашему вниманию представляется дипломное исследование на тему «Формирование ценовой политики предприятия».

Целью настоящей дипломной работы является анализ процесса формирования ценовой политики коммерческого предприятия на примере предприятия ООО «Крузарус», занимающегося производством и реализацией кондитерских изделий.

Для достижения этой цели в дипломной работе решаются следующие задачи:

1) ввести понятие ценовой политики предприятия, обозначить цели ценовой политики предприятия;

2) описать ценовые стратегии и методы ценообразования;

3) охарактеризовать предприятие ООО «Крузарус», выполнив анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

4) проанализировать ценовую политику, использующуюся на ООО Крузарус»;

5) выдвинуть рекомендации по совершенствованию ценовой политики предприятия ООО Крузарус».

Объектом исследования в настоящей дипломной работе является предприятие ООО «Крузарус», занимающееся производством и реализацией кондитерских изделий.

Предметом исследования является ценовая политика предприятия ООО «Крузарус».

Первая глава дипломной работы – теоретическая – посвящена изучению научной и учебно-методической литературы по теме исследования. В первой главе вводится основная терминология, связанная с процессом ценообразования, описываются цели и методы ценовой политики предприятия.

Так, под ценовой политикой предприятия понимаются общие принципы, которыми компания собирается придерживаться в сфере установления цен на свои товары или услуги. Тогда как ценовая стратегия – это набор методов, с помощью которых ценовая политика реализуется на практике.

Вторая глава дипломной работы посвящена характеристике деятельности предприятия ООО «Крузарус» и анализу его ценовой политики.

В качестве объекта исследования в данной работе выступает кондитерская организация Общество с ограниченной ответственность  «Крузарус», которое было основано и зарегистрировано в Новосибирской городской регистрационной палате 8 июня 1995 года (свидетельство № 15763).

Основной целью создания организации является получение прибыли, а также наиболее полное удовлетворение рынка потребителей в кондитерских товарах.

Как прописано в Уставе ООО «Крузарус», основной вид деятельности – производство сахаристых кондитерских изделий (конфет, шоколада, ириса, восточных сладостей). Организация является универсальным кондитерским предприятием.

Уставной капитал организации составляет 20000 рублей. Общая численность работающих в организации 205 человек.

На листе 1 раздаточного материала изображена организационная структура предприятия

 










Коммерческий отдел занимается вопросами реализации товаров, налаживании связей с потребителями. В функции бухгалтерии входят задачи ведения бухгалтерского учета в организации. Производственный отдел занимается вопросами производственного характера, ведением складского хозяйства. Сметно-плановый отдел занимается калькулированием себестоимости продукции.

В 2003 году на предприятии было выработано почти 86 тонн кондитерских изделий на сумму 161 млн. руб., что составляет приблизительно 4% рынка г. Новосибирска. На листе 1 раздаточного материала приведены диаграммы, иллюстрирующие динамику объемов производства и выручки от продаж.

 








Как можно видеть из диаграмм, за три года объем производства вырос с 70 до 86 тонн кондитерских изделий в год, тогда как выручка от реализации уменьшилась со 162 до 162 млн. руб. в год.

Было бы некорректно утверждать, что такая динамика порождена ценовой политикой предприятия – здесь совокупное влияние многих факторов, исследование которых осталось за рамками данной дипломной работы. Тем не менее, в работе был проведен анализ финансового состояния предприятия по данным периодической бухгалтерской отчетности, который дал следующие результаты:

1.                Структура баланса неудовлетворительная

2.                Предприятие испытывает недостаток собственных оборотных средств

3.                Предприятие зависимо от заемных источников

Предприятие не платежноспособно и находится в неустойчивом финансовом состоянии.

Охарактеризуем ценовую политику предприятия, которой фирма придерживается в настоящее время.

1)    в организации используется метод ценообразования «издержки плюс прибыль» – метод предполагает расчет цены продажи посредством прибавления к цене производства и к цене закупки и хранения материалов и сырья фиксированной дополнительной величины – прибыли; этот метод ценообразования активно используется при формировании цены по товарам самого широкого круга отраслей. Главная трудность его применения – сложность определения уровня добавочной суммы, поскольку нет точного способа или формы ее расчета.

2)    наряду с прочими на предприятии применяется зональный метод установления цены, который  предусматривает установление цены по географическому принципу; в организации этот метод применяется крайне редко из-за неразвитости дилерской сети;

3)    стратегия ценообразования ООО «Крузарус» заключается в следовании за лидером. Предприятие следует за волгоградской фирмой «Конфи», поскольку эта фирма выпускает те же изделия и занимает значительную долю на рынке кондитерских изделий; также она следует за общеизвестной фирмой «Сладко» в области установления цен на шоколадные конфеты.

Так, на листе 2 раздаточного материала приведена диаграмма, иллюстрирующая соотношение цен нескольких производителей на аналогичные виды продукции.

Соотношение цен на кондитерские изделия, руб./кг


Таким образом, предприятие ООО «Крузарус» придерживается пассивной ценовой политики, при которой цена не является важной частью маркетинга предприятия. Предприятие опасается реакции конкурентов на свое изменение цен, поэтому в отношении цен следует исключительно за ценовым лидером. Предприятие готово согласиться на длительное время со своей долей рынка.

В целях совершенствования политики ценообразования в настоящей дипломной работе выдвигаются следующие рекомендации:

Во-первых, необходимо устранить такой недостаток политики ценообразования ООО «Крузарус», как фиксированные оптовые цены. Фиксированные оптовые цены значительно ограничивает возможность варьирования диапазоном цен, тем более что предприятие действует на рынке эластичной продукции.

Во-вторых, опять же в силу высокой эластичности спроса на кондитерские изделия, при окончательной установке цены на продукцию предприятию необходимо придерживаться метода ценообразования, ориентированного на конкуренцию и спрос, тогда как в настоящее время предприятие ООО «Крузарус» при установлении цены придерживается метода следования за лидером – фирмами «Конфи» и «Сладко».

В-третьих, при установлении цены на продукцию предприятию ООО «Крузарус» рекомендуется учитывать сегментированность рынка. Так, для состоятельных людей предприятие должно направить свои усилия на производство дорогих шоколадных конфет с установлением высокого уровня цен. Для людей среднего класса необходимо наладить выпуск зефира и карамели по доступным ценам при обеспечении высокого качества.

И, наконец, в четвертых, предприятию ООО «Крузарус» рекомендуется прибегнуть к пакетному ценообразованию. В настоящее время пакетное ценообразование на предприятии выражено слабо, тогда как за счет мероприятий по пакетному ценообразованию, можно не только равномерно распределить объемы реализации по всем видам продукции, но и существенно поднять спрос на всю продукцию за счет снижения цены и красочного оформления, а также широкого ассортимента в наборе. Пакетное ценообразование позволяет организации также реализовывать остающуюся продукцию и получить дополнительную прибыль от нереализованной продукции.

В заключении скажем, что за счет одной только ценовой политики невозможно вывести предприятие из финансового кризиса, однако, ценообразование – один из мощнейших инструментов достижения коммерческого успеха.


Спасибо за внимание.


Лист 1 (раздаточный материал)


 











Организационная структура предприятия


 










Динамика объемов производства и выручки от реализации ООО «Крузарус» в 2001-2003 годах


Лист 2  (раздаточный материал)



Соотношение цен на кондитерские изделия, руб./кг