Содержание

Введение. 3

Основные принципы учета  внешнеэкономической деятельности. 4

Задача №2. 9

Заключение. 13

Список используемой литературы.. 14

Введение

По мере интеграции России в мировое хозяйство внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) становится все более важным и результирующим фактором ее экономической жизни. Формируется принципиально новая сфера предпринимательства, направленная на самостоятельное освоение внешнего рынка и подчиняющаяся в своей деятельности законам мировой экономики.

Если раньше сфера внешнеэкономических связей была, по существу, уделом лишь десятков специализированных внешнеторговых организаций, то теперь внешнеторговыми операциями занимаются многие тысячи производственных и торговых структур. Появление на внешних рынках российских деловых людей, часто профессионально слабо подготовленных, мало знакомых с государственным регулированием ВЭД, нередко приводит к непредвиденным результатам. Поэтому так важно знать физическим и юридическим лицам все тонкости государственного регулирования этого вида бизнеса.

Задачей настоящей работы является знакомство с государственным регулированием внешнеэкономической деятельности и самое важное с принципами государственного регулирования ВЭД, раскрытием их методов и особенностей. Как известно, квалифицированный участник ВЭД должен не только видеть текущее состояние дел, но и понимать, в каком направлении идут процессы, чтобы правильно решать стратегические задачи.

Рассматривается роль государства, его органов и структур в развитии организационной системы регулирования и стимулирования ВЭД.








Основные принципы учета  внешнеэкономической деятельности.


В настоящее время в России действует весьма сложная система регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и рассмотрение ее является достаточно трудным, так как в специальной литературе освещаются, как правило, лишь отдельные вопросы, связанные с регулированием ВЭД.

Провозглашенный Россией курс на формирование открытой экономики был призван способствовать росту эффективности производства. Вместе с тем с учетом многолетнего мирового опыта открывать российский внутренний рынок, на котором к тому же большинство производителей не выдерживает пока конкуренции с иностранными компаниями, можно только постепенно и поэтапно. Полностью открытой экономики не существует нигде в мире и поэтому России проводить данный курс следует с большой осторожностью.

В сложившихся условиях государство начинает все активнее регулировать ВЭД в национальных интересах. Рыночной системе хозяйства в принципе больше соответствуют экономические инструменты регулирования ВЭД, прежде всего таможенные пошлины, налоги и т.д. 

Формирование ВЭП должно осуществляться на основе глубокого анализа и максимально полного учета целого ряда важнейших факторов: блока внутренних социальных, экономических и правовых факторов, а также блока внешних факторов.

К группе основных внутренних факторов следует отнести:

·       уровень развития и структуру производительных сил страны;

·       состояние природных ресурсов и климатические условия;

·       количественный и структурный баланс внутреннего производства и потребления;

·       валютно-финансовое положение страны;

·       количественный и профессиональный состав экономически активного населения.

Анализ перечисленных внутренних факторов дает необходимые основания и исходные данные для формирования для самых общих принципов по следующим структурным направлениям:

1)                экспортная политика, включающая нормы, включая нормы, регулирующие экономическое и техническое сотрудничество;

2)                импортная политика;

3)                валютное регулирование;

4)                принципы внутреннего финансирования экспортных и импортных операций;

5)                регулирование внешнего финансирования экспортных и импортных операций;

6)                регулирование российских инвестиций за рубежом.

Принципы ВЭП, сформированные на основе анализа ранее перечисленных внутренних факторов, обусловлены общенациональными интересами страны и представляют собой ВЭП самого общего уровня. Можно выделить ВЭП государства еще двух уровней:

·                   ВЭП регионального уровня, когда общие принципы ВЭП корректируются и дополняются с учетом конкретных правовых и экономических условий взаимодействия РФ с региональными политическими и экономическими интеграционными группами или экономическими союзами стран СНГ, ЕС, АТЭС и др. Разработка ВЭП регионального уровня должна вестись с учетом международной политической и экономической ситуации, а также обязательств государств, вытекающих из участия его в международных соглашениях и договорах.

·                   ВЭП странового уровня, учитывающая особенности всего комплекса взаимоотношений с каждой конкретной страной, т.е. всю совокупность внешних факторов, а именно:

-                     взаимодополняемость экономики РФ и экономики рассматриваемой страны;

-                     уровень развития производительных сил страны и их структуру;

-                     экономическую и социально-политическую ситуацию в стране;

-                     объем и структуру внутреннего производства и потребления;

-                     состояние платежного баланса рассматриваемой страны;

-                     особенности финансово-кредитных отношений РФ с этой страной;

-                     особенности правового регулирования ВЭД страны, включая наличие обязательств, вытекающих из ее участия в международных соглашениях и договорах.

Результаты поиска всех перечисленных факторов дают объективное основание для формирования реально обоснованной внешнеэкономической политики по отношению к рассматриваемой стране, т.е. позволяют адаптировать общие принципы ВЭП к условиям взаимодействия РФ с конкретной страной.

Регулирование внешнеэкономических связей производится на основании двухсторонних правительственных соглашений и законодательных актов по внешнеторговой деятельности Российской Федерации.

Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности в РФ являются:

·                   внешнеторговая политика – составная часть внешней политики РФ;

·                   единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением;

·                   единство политики экспортного контроля, осуществляемой в целях реализации государственных задач обеспечения национальной безопасности, политических, экономических и военных интересов, а также выполнение международных обязательств РФ по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия;

·                   единство таможенной территории РФ;

·                   приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности и их недискриминация;

·                   защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;

·                   исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесение ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации в целом.

Регулирование внешнеэкономической деятельности, в частности международного инвестиционного сотрудничества, производственной кооперации, валютных и финансово-кредитных операций осуществляется соответствующими федеральными законами и иными правовыми актами РФ.

Государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством применения экономического и административного методов регулирования внешнеторговой деятельности.

К ним относятся методы:

-                     таможенно-тарифного регулирования, т.е. применения импортных и экспортных тарифов;

-                     нетарифного регулирования, т.е. использования квотирования, лицензирования и т.п.

Таможенный тариф - это систематизированный перечень таможенных пошлин, взимаемых при пересечении товаром таможенной границы государства. Одним из видов таможенного тарифа являются экспортные пошлины.

В мире существуют две основные методики установления уровня пошлин. Согласно первой, величина пошлины определяется в виде фиксированной суммы с единицы измерения товара (вес, объем, площадь). Такие пошлины называются специфическими. Специфическими пошлинами обкладываются сырьевые товары (стандартные, большие по объему товарной массы). Экспортные пошлины, как правило, являются специфическими, которыми облагаются, главным образом, сырьевые товары.

Вторая методика основывается на следующем: пошлина устанавливается в виде процента от декларируемой продавцом стоимости товара. В результате чего, такая пошлина называется адвалорной. Данный вид пошлины применяется к товарам, которым присуще дифференциация производимой продукции (машинотехнические изделия).

Наряду с двумя упомянутыми методиками установления уровня таможенных пошлин, существует третья (промежуточная), смысл которой заключается в том, что таможенный орган, непосредственно применяющий ставки таможенных пошлин в виде их наложения на товар, имеет право самостоятельно выбирать между специфической и адвалорной пошлинами в зависимости от того, какая из них выше. В результате чего, данный вид пошлины получил название комбинированной (альтернативной).

Указанные пошлины, с учетом их устанавливающих методик нашли свое отражение в ст.4 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе".[1] При этом законом провозглашается, что ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу Российской Федерации.

Ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством Российской Федерации и являются исключительно мерами оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности на территории Российской Федерации.

Цель экспортной пошлины - обеспечить или увеличить дополнительное количество валюты для пополнения государственной казны. Специфика экспортной пошлины заключается в удорожании стоимости товара на мировом рынке, где конкуренция может быть значительной. Как правило, экспортные пошлины применяются для сырьевых товаров, по которым страна обладает монопольным преимуществом или в случаях, когда государство стремится ограничить вывоз такого товара. С другой стороны применение экспортных пошлин вызвано в связи с ограничением поставок на мировой рынок сырьевых товаров, по которым государство обладает монопольным природным преимуществом, что влечет за собой увеличение  на такие товары и повышение доходов в бюджете государства и прибыли национальных производителей

Задача №2

Российское предприятие поставляет белорусской фирме товар «А». Фактическая себестоимость этого товара составляет 600000 руб. Цена, по которой в сравнимых обстоятельствах российская организация обычно определяет стоимость аналогичных  товаров равна 22000$. Белорусская фирма в обмен поставляет российской стороне товар «Б». В договоре стоимость обмениваемого имущества определена в 22000$. Транспортные расходы составляют 2400 руб., в том числе НДС – 400 руб. Первой товар отгружает белорусская сторона 21 января.

Российская сторона получила товар через пять дней. Курс доллара на дату получения товара 29,10 рублей. Товар «А» отгружен 28 января. Курс доллара на дату отгрузки товара «А» 29,0 рублей.

Операции за январь:

Содержание операции

Сумма

Вал.

Курс ЦБ

Проводка

Дт

Кт

1

10 января получено от иностранного покупателя в счет погашения задолженности

430500

15000

28,70

52

62

2

12 января поручено банку обязательная продажа валюты

200900

7000

28,70

52

52

3

14 января продана валюта

200900

7000

28,70

57

52

4

14 января начислены комиссионные банку за продажу валюты в размере 0,5% от проданной валюты

1004,50

35

28,70

91/2

76

5

14 января зачислен остаток валюты на текущий валютный счет

229600

8000

28,70

52

62

6

18 января закуплена валюта для выдачи аванса иностранному поставщику по межбанковскому курсу

348000

12000

29,0

52

76

7

20 января перечислен аванс иностранному поставщику

348000

12000

29,0

60

52

8

23 января получены импортные товары  по контрактной стоимости

331200

11500

28,80

41

60

9

23 января отражена задолженность перед таможней; таможенная пошлина 11%

36432

1265

28,80

44

60

10

23 января отражена задолженность перед таможней; таможенные сборы за оформление груза:

а)0,1% в рублях

б) 0,05% в валюте

331

5,75

28,80

90/5

68

11

24 января отражается сумма НДС по приобретенным товарам по ставке 18%

50522

1754

28,80

19

60

12

25 января отражены расходы по доставке товаров со склада экспортера, включая расходы по страхованию

74787

2570

29,10

44

60

13

25 января определена и оприходована фактическая стоимость импортного товара

442747

15215

29,10

41

60

Заключение


При многочисленных особенностях ведения внешнеторговых операций, бухгалтерский учет базируется на применении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н) и Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями от 23 июля 1998 г.).

Бухгалтерский учет валютных ценностей и операций должен обеспечивать полную и объективную картину внешнеэкономической деятельности организации. Для этого, с одной стороны, необходимо приведение всех денежных измерителей к единой валюте, ибо систематизация, накопление и обобщение информации о фактах хозяйственной деятельности возможно лишь в едином измерителе. С другой стороны, предполагается наряду с использованием единой валюты ведение учета параллельно в реальной валюте расчетов и платежей, что позволяет контролировать и принимать решения по дебиторской и кредиторской задолженности.


















Список используемой литературы


1.                1.Макарьева В.И. Учёт в условиях рынка. - М.: Финансы и статистика, 1999.

2.                Козлова Е.П. и др. Бухгалтерский учёт. - М.: Финансы и статистика, 1999.

3.                Новый план счетов бухгалтерского учёта. - М.: Инфра-М, 2003.

4.                Кондраков Н.П. Бухгалтерский учёт. - М.: Инфра-М, 2002.

5.                Кирьянова З.В. Теория бухгалтерского учета. - М.: Финансы

a.                и статистика ,2000

6.                Б.Нидлз, Х.Андерсон, Д.Колдуэлл. Принципы бухгалтерского учета - М.: Финансы и статистика, 2003.