Тема: Рынок российских государственных ценных рынок бумаг



Содержание

Введение. 3

1. История развития рынка ценных бумаг в России. 5

2. Роль и значение и нормативное регулирование  государственных ценных бумаг  6

3. Виды государственных ценных бумаг. 9

4. Проблемы российского рынка ценных бумаг. 15

Заключение. 18

Список литературы.. 20







Введение

К ценным бумагам относятся такие денежные и  товарные  документы, объединяемые общим признаком - необходимостью  предъявления    для     реализации    выраженных   в   них имущественных прав   (чеки,   коносаменты).  В мировой практике выпуск государственных ценных бумаг является наиболее экономически целесообразным методом финансирования бюджетного дефицита по сравнению с заимствованием средств в  центральном банке и привлечением средств за счет эмиссии денег. Общепринятая во всех странах практика ограничения доступа правительства к ссудному фонду страны через кредиты, получаемые в центральном банке, в Российской Федерации впервые нашла воплощение в федеральном бюджете на 1995 г.

Переход нашей страны к рыночной экономике определил собой начало нового этапа в развитии рынка ценных бумаг. Обобщив накопленный опыт предыдущих периодов, дореволюционный и годы НЭПа, и приняв во внимание современные особенности развития общества, мы получаем современный российский рынок ценных бумаг.

Цель моей работы – показать рынок ценных бумаг с экономической стороны, рассмотреть его структуру и особенности в нашей стране.

До кризиса 17 августа Государственная политика в отношении рынка ценных бумаг была следующей. Условно все реформы можно разделить на три этапа:

На первом этапе, а он проходил с 1990-1992 год, происходило создание предпосылок для развития фондового рынка:  образование фондовых бирж и рынка акций коммерческих банков, товарных и фондовых бирж. Началось формирование законодательной базы российского рынка ценных бумаг.

На втором этапе, это с 1993 – первая половина 1994 года  фондовый рынок существовал в форме приватизационных чеков. Это было начало, расцвет  и закрытие рынка приватизационных чеков, которые были выпущены государством в большом количестве и выдавались гражданам Российской  федерации бесплатно. А люди обменивали приватизационные чеки на акции приватизируемых предприятий или продавали на биржевом и внебиржевом рынке. Надо отметить, что на этом этапе было слабо развита нормативная база по ценным бумагам, что привело к появлению финансовых пирамид.

На третьем этапе, со второй половины 1994 и до сегодняшних дней начался складываться новый фондовый рынок, на котором торговля ведется уже акциями  существующих российских акционерных обществ. Происходит формирование основной нормативной базы, создаются  органы по регулированию рынка ценных бумаг ФКЦБ, принимаются основополагающие законы, «О рынке ценных бумаг», «Положение  об  акционерных обществах».  И также реформы направлены на улучшение законодательства. И создание целостной системы  регулирования фондового рынка. В настоящий момент можно охарактеризовать как переломный: происходит смена приоритетов. Практически решены задачи переходного периода, решение организационных вопросов по созданию центрального аппарата, создание нормативной базы, проведение лицензирования и перелицензирование  профессиональны участников рынка. Самое главное сейчас – это активно приступать к созданию систем мониторинга, контроля, раскрытия информации и обеспечения исполнения законодательства Российской федерации по рынку ценных бумаг и защита прав инвесторов. Необходимо активизировать совместную деятельность с законодательными органами, профильными министерствами и ведомствами по принятию новых законов и внесению необходимых, продиктованных практикой поправок в действующее законодательство. В связи с кризисом 17 августа когда ввели мораторий на выплаты по ГКО направленность реформ  слегка поменялась.

В 1996 г. вышел Федеральный Закон РФ «О рынке ценных бумаг[1].              С     2002 г. в РФ действует новый закон «О рынке ценных бумаг» », в который внесены дополнения и изменения.

1. История развития рынка ценных бумаг в России

 Говорят, что новое - это хорошо забытое старое.  Поэтому следует вспомнить, что акции, акционерные компании  и  банки, финансовые рынки и фондовые биржи для России дело неновое. Обращение к истории развития финансового рынка  необходимо еще и потому, что путь этот не был гладким. И сегодня  мы  можем извлечь из него ряд уроков, которые, возможно,  помогут  избежать ошибок при переходе к нормальной экономике[2].

Известно, что первая  акционерная  компания  возникла  в России в Петербурге в  1782  году.  Это  была  Акционерная  для строения кораблей компания. До 1836 года в России  было  учреждено 58 компаний, среди которых первыми были крупные железнодорожные, пароходные, страховые.

Это стало причиной значительного роста цен на  ценные бумаги, развития рыночной торговли ими. Не имея опыта, вкладчики покупали акции без разбора, не задумываясь о видах деятельности компаний и доходности. Это, а также несколько крупных банкротств привели к тому, что в 1836 году в России разразился первый в истории рынка капиталов биржевой крах.  Доверие  к акциям сменилось полным к ним отвращением.

Однако все это послужило толчком к более активной разработке государственных актов, призванных регулировать порядок создания акционерных компаний, выпуск, торговлю ценными бумагами, деятельность фондовых бирж. И  надо  отметить,  что  Россия приступила к решению этих задач одной из первых в мире. 

Только с 1857 года возобновился активный процесс  создания акционерных компаний. До 1914 года в  России  было  несколько периодов спада и подъема акционерного учредительства. Но  в  целом происходил рост акционерного капитала. К 1914  году  по  величине общего оборота ценных бумаг в Фондовом отделе Петербургская  биржа вышла на пятое место в мире - вслед за фондовыми биржами  Лондона, Парижа, Нью-Йорка и Рима.

уровня.

2. Роль и значение и нормативное регулирование  государственных ценных бумаг


В современной рыночной экономике одним из основных эмитентов ценных бумаг становится государство. Во всем мире централизованный выпуск ценных бумаг используется в широком плане в качестве инструмента государственного регулирования экономики, а в плане более узком – как рычаг воздействия на денежное обращение и управление объемом денежной массы, средство неэмиссионного покрытия дефицита государственного и местных бюджетов, способ привлечения денежных средств предприятий и населения для решения тех или иных конкретных задач.

В нормативных документах под государственными ценными бумагами понимаются такие, которые выпускаются или гарантированны Правительством.

Под государственными долговыми обязательствами понимаются любые ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа, в которых должником выступают государство, органы государственной власти или управления.

В основе рынка государственных ценных бумаг экономически развитых стран лежат следующие функциональные составляющие:

-           мобилизация временно свободных денежных средств коммерческих банков, различных организаций, предприятий, небанковских кредитно-финансовых учреждений и населения (сосредоточение посредством государственных ценных бумаг на уровне государства денежных ресурсов главным образом способствует снижению дефицита бюджета);

-           использование государственных ценных бумаг в качестве активного регулятора денежно-кредитных отношений (в частности, центральные банки на их основе формируют денежно-кредитную политику, координируют денежное обращение);

-           обеспечение ликвидности балансов кредитно-финансовых институтов за счет эффективной реализации потенциала, заложенного в государственные ценные бумаги.

Целевая направленность потенциала государственных ценных бумаг, как показывает опыт зарубежной практики, охватывает:

-         инвестирование государственных целевых программ развития экономики;

-         достижение обеспечения ликвидности активов коммерческих банков и других кредитно-финансовых институтов;

-         покрытие дефицитов государственных и местных бюджетов;

-         погашение задолженностей по государственным займам.

В настоящее время в экономически развитых странах государственные ценные бумаги являются главным источником формирования и реализации внутренней государственной задолженности.

Зарубежная практика показывает, что выпуск государственных ценных бумаг для покрытия дефицитов бюджетов является наиболее приоритетным направление по отношению к другим, применяемым в эмиссионных системах развитых стран, так как способствует снижению темпов роста инфляции, росту текущих резервов, создаваемых в центральных банках для регулирования рынков ссудных капиталов и ценных бумаг, финансирования развития различных отраслей экономики[3].

Рациональное функционирование рынка государственных ценных бумаг требует разработки соответствующей документации, охватывающей правовые основы и юридические отношения его участников, технологию применения и обращения государственных ценных бумаг, формирование информационной базы для осуществления необходимых расчетов, ведение депозитария.

В настоящее время в странах с развитой экономикой от результативности функционирования рынков государственных ценных бумаг во многом зависит формирование государственных бюджетов, обеспечение эффективности денежно-кредитной политики, поддержание активности работы всех сфер экономики. Сегодня уже накоплен и широко используется опыт управления источниками погашения государственных финансовых инструментов, отражающих интересы многих слоев населения, а также различных промышленных и торговых фирм, кредитно-финансовых учреждений.

В настоящее время в РФ действует Федеральный Закон РФ «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ (с изменениями от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 7 августа 2001 г., 28 декабря 2002 г.)[4].

Данным Законом регулируются отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, при обращении иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных федеральными законами, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.



3. Виды государственных ценных бумаг


Динамичное развитие рынка ценных бумаг в России ведет не только к увеличению его объема, но и к расширению перечня долговых обязательств. Это в полной мере относится к рынку государственных ценных бумаг, отличающихся высокой надежностью, ликвидностью и налоговыми льготами.

До сих пор государственные ценные бумаги по своим масштабам преобладают на фондовом рынке в России. На их долю приходится более 80% рынка ценных бумаг.

Активно использовать рынок ценных бумаг для привлечения средств в государственную казну заставило то обстоятельство, что дефицит государственного бюджета не должен покрываться путем дополнительной денежной эмиссией, ибо только на этом пути стало возможно постепенное снижение инфляционных процессов в российской экономике первой половины 90-х годов.

С 1992 года с целью привлечения денежных ресурсов и покрытия растущего дефицита федерального бюджета были выпущены следующие государственные ценные бумаги:

-         государственные долгосрочные бескупонные облигации (ГДО);

-         государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО);

-         государственные среднесрочные облигации;

-         государственные казначейские векселя и казначейские обязательства;

-         облигации государственного внутреннего валютного займа (ОВВЗ);

-         сберегательная бумага для населения (СБН);

-         другие государственные ценные бумаги.

В 1991г. Центральный банк России приступил к размещению облигаций государственного внутреннего займа сроком на 30 лет исходя из условий его выпуска, утвержденных Постановлением Президента Верховного Совета РСФСР от 30 сентября 1991г. №1697-1. Общая величина займа составляет 80 млрд. рублей. Он разделен на несколько частей с различными условиями обращения на рынке ценных бумаг: разные цены погашения при едином купонном доходе, различные плавающие цены выкупа и реализации. Согласно последующим измененным условиям обращения государственных долгосрочных облигаций они размещаются под 15% годовых с ежегодной выплатой процентов; доход по ним освобожден от налогов.

Инвестор может погасить облигации досрочно по фиксированной цене, объявленной заранее, что позволяет  исчислить доходность и выбрать любой срок инвестирования, не дожидаясь официального 30-летнего срока погашения. Инвесторами могут быть только физические лица, которые имеют право переуступать или продавать свои бумаги юридическим лицам. При этом должна быть проведена регистрация сделки в том учреждении банка, где облигации были первоначально приобретены, так как они являются именными.

Банкам предоставлена право получить в Центральном банке ссуду под залог приобретенных ими облигаций. Причем ссуда выдается на срок до 3 месяцев в размере до 90% от нарицательной стоимости принятых в залог ценных бумаг.

Погашение ГДО начинается с 1 июля 2006г. в течение последующих 15 лет ежегодными тиражами. Облигации, не вошедшие в тиражи погашения, выкупаются только до 31 декабря 2021 года.

В условиях высокой инфляции и растущего дефицита федерального бюджета Правительством РФ было принято Постановление «О выпуске государственных краткосрочных бескупонных облигаций» (от 8 февраля 1993г. № 107).

Эмитентом именных государственных краткосрочных облигаций является Министерство финансов. Номинальная стоимость ценных бумаг составляет 1 млн. рублей. Они выпускаются в безбумажной форме, каждый выпуск оформляется глобальным сертификатом, который хранится в Центральном банке, являющемся генеральным агентом по обслуживанию выпуска ГКО.

Размещение ГКО осуществляется с дисконтом, который  является видом дохода (процента), получаемого эмитентом. По срокам обращения ГКО делятся на трехмесячные, полугодовые и рассчитанные на один год. Размещаются они на аукционе, который проводит Центральный банк. Обращение облигации на вторичном рынке происходит только в форме совершения сделок купли-продажи через фондовую биржу.

ГКО – высоколиквидные ценные бумаги, сроки их обращения в денежных средствах минимальны. Это позволяет официальным дилерам и их клиентам быстро и надежно инвестировать находящиеся в их распоряжении временно свободные средства. Дополнительное преимущество инвестиции в ГКО состоит в том, что все виды доходов от операций с  этими ценными бумагами освобождены от налога на прибыль.

Наметившаяся в 1995 году тенденция стабилизации финансового рынка позволила приступить к выпуску новой государственной среднесрочной ценной бумаги – облигации федерального займа (ОФЗ) с переменным купоном. Выпуск этих среднесрочных ценных бумаг необходим для увеличения сроков государственной задолженности.

Эмитентом облигации федеральных займов от имени государства выступает Министерство финансов РФ. Порядок выпуска и обращения ценных бумаг определен Постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995г. № 458 «О генеральных условиях выпуска и обращения облигаций федеральных займов». Эмиссия ОФЗ осуществляется в виде отдельных выпусков. Общий объем эмиссии определяется Министерством финансов в переделах лимита государственного внутреннего долга. Инвесторами могут быть юридические и физические лица. Генеральным агентом по обслуживанию выпусков облигаций является Центральный банк РФ. Все сделки с облигациями федеральных займов заключаются и исполняются в порядке, установленном Центральным банком по соглашению с Министерством финансов.

ОФЗ – первые среднесрочные ценные бумаги, которые появились в России. Они выпущены сроком на один год и две недели, что объясняется особенностями российского законодательства (нужен срок более года, чтобы бумага считалась среднесрочной), так и удобством начисления доходности (плюс две недели). По этой бумаге доходы выплачиваются раз в квартал, причем доход привязан к доходу на рынке ГКО: берут четыре последних выпуска ГКО, исчисляется средняя взвешенная и по этой величине ОФЗ продается (в безбумажном виде) на аукционе на ММВБ. Цены на ОФЗ ставят инвесторы, а Минфин определяет устраивает ли министерство цена или нет.

Министерство финансов выпустило в 1996 году векселя для восстановления взамен централизованных кредитов погашенных с их корреспондентских счетов. Срок обращения векселей – 8 лет, они погашаются ежегодно равными долями с 31 августа 1998 года с уплатой 10% годовых. Векселедержатели имеют право быть Центральный банк РФ, коммерческие банки и юридические лица.

Государственные казначейские обязательства являются финансовым инструментом переходного периода. Их выпуск обусловлен жестким правительственным курсом, направленным на снижение инфляции и планомерное сокращение доходности по основным финансовым инструментам.

Начало выпуска казначейских обязательств (КО) – август 1994 г., эмитентом является Министерство финансов. КО выпускаются сериями в бездокументарной форме в виде записи в уполномоченном депозитарии (банках-агентах Минфина). Каждая серия имеет  единые даты выпуска обязательств, даты погашения, номинальную стоимость, процентную ставку, то есть представляет собой самостоятельный выпуск и оформляется глобальным сертификатом. Ставка процентного дохода по обязательствам устанавливается в зависимости от срока начала погашения. Процентный доход выплачивается Минфином (Главным управлением федерального казначейства) одновременно с погашением казначейских обязательств. Владельцами КО могут быть юридические и физические лица. КО могут приниматься в качестве оплаты за реализованные товары и предоставляемые услуги без ограничений или выступать в качестве залога. КО могут обмениваться на налоговые освобождения в целях зачета по неплатежам в государственный бюджет. В результате банкротства Банка внешнеэкономической деятельности СССР на его счетах остались «замороженными» средства юридических и физических лиц. Указом президента РФ о мерах регулирования внутреннего долга бывшего СССР было определено, что погашение задолженности физическим лицам происходит с 1 июля 1993г. в полном объеме, а задолженность перед юридическими лицами покрывается облигациями внутреннего валютного займа (ОВВЗ) со сроком погашения от 1 до 15 лет. Эмитентом облигаций выступает Министерство финансов РФ валюта займа – доллары США, процентная ставка – 3 %. 

Общий объем займа составил 7885 млн. долларов США. Номинал облигации – одна, десять и сто тысяч долларов. Они были выпущены пятью сериями со сроком погашения 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет. Датой выпуска займа является 14 мая 1993 года. Купонная ставка 3% годовых – выплачивается 14 мая каждого года[5].

Сберегательная бумага для населения (СБН) внешне похожа на облигацию №% займа, но с купонами на получение каждые три месяца (бумага выпускается на год), при этом доход по купонам будет привязан к ОФЗ, но поскольку это будет для населения, прибавляется еще один процент.

Эта бумага была выпущена в сентябре 1995 г. раньше ее не было смысла выпускать, так как доходность по ГКО и ОФЗ шла резко вниз. На рынке денег было очень много, а предложений со стороны  Минфина – значительно меньше. В таких условиях население мало что получило бы. А если бы была выпущена долларовая бумага, то в связи с понижением курса был бы чистый убыток для инвестора.

При подготовке СБН Министерство финансов руководствовалось тем, что  по бумагам для населения должна существовать прибыль, пусть не самая большая, но близкая к реальному проценту по вкладам в банке плюс еще какой-нибудь процент. В крайнем случае доход должен полностью компенсировать потер от инфляции.



4. Проблемы российского рынка ценных бумаг


В России выбрана смешанная модель фондового рынка, на котором одновременно и с равными правами присутствуют и коммерческие банки, имеющие все права на операции с ценными бумагами, и небанковские инвестиционные институты.

Рынок ценных бумаг в России - это молодой, динамичный рынок с быстро нарастающими объемами операций, с все более изощренными финансовыми инструментами и диверсифицированной регулятивной и информационной структурой.

 Обобщим вышесказанное и выявим ключевые проблемы российского рынка ценных бумаг:

 1. Преодоление негативно влияющих внешних факторов, сдерживающих развитие рынка ценных бумаг в России, в частности высокая социальная и политическая нестабильность, а также инфляция, которая оказывает влияние даже при своем невысоком уровне.

 2. Целевая переориентация рынка ценных бумаг. Вместо обслуживания быстро растущих финансовых запросов государства, перераспределения крупных портфелей акций и спекулятивного бума, вокруг новых торгово-финансовых  компаний, не имевших ранее реальных активов, - вместо выполнения этих задач, имеющих вторичное значение, рынок ценных бумаг должен быть направлен на выполнение своей главной функции - на преодоление инвестиционного  кризиса, аккумуляцию свободных денежных ресурсов для направления их на цели восстановления и последующего роста производства в  России.

 3. Выбор модели рынка, т.е. выбор ориентации на североамериканскую или европейскую практику. Этот выбор должен произойти в острейшей конкуренции  банков и финансовых инвестиционных институтов. Учитывая, что российский рынок ценных бумаг использует опыт других стран, необходимо отметить общемировую тенденцию уменьшения доли банков в финансовых активах и увеличение доли коллективных инвесторов.

 4. Наращивание объемов и переход в категорию классифицируемых рынков ценных бумаг. 

5. Долгосрочное, перспективное  управление. Необходимо учитывать, что большой и ликвидный вторичный рынок будет вести себя по-другому, чем полупустой российский рынок образца. Большой рынок нуждается в более профессиональном регулировании, в предупреждении крупного падения рынка ценных бумаг. Очевидна необходимость введения уже сейчас элементов долгосрочного, стратегического управления в структуры рынка ценных бумаг на микро - и макроуровне.

 6. Укрупнение и рекапитализация структур фондового рынка. 

7. Отсутствие вторых эмиссий приватизированных предприятий. Необходимо осуществлять эмиссии данного рода для преодоления инвестиционного кризиса.

 8.  Суррогаты ценных бумаг, незаконная профессиональная деятельность на рынке. Государством введены регистрация, лицензирование, аттестация. Государственные органы имеют право квалифицировать финансовые инструменты в качестве ценных бумаг. Уже выпущены несколько сот нормативных актов по ценным бумагам. Государство создает систему надзора за рынком.

  9. Беззащитность инвесторов.

 10. Повышение роли государства на рынке ценных бумаг. Речь идет не об опережающем развитии рынка государственных ценных бумаг, это могло бы означать переключение все большей части денежных ресурсов на обслуживание непроизводительных расходов государства. Наоборот, эта тенденция должна быть преодолена.

11. Создание депозитарной и клиринговой сети, агентской сети для регистрации движения ценных бумаг в интересах эмитентов и выполнения других технических функций. Если этого не произойдет, рынок захлебнется по мере массового поступления акций приватизированных предприятий и наращивания их вторичного обращения. Технические факторы способны быть не только тормозом развития, но и причиной падения рынка.

 12. Широкая реализация принципа открытости информации

13. Широкая реализация принципа представительства и консолидации интересов.

14. Получение крупных размеров международной помощи.

 15. Восстановление системы образования в данной области, российской научной школы и просто рыночной культуры инвесторов и профессиональных участников рынка.

Несмотря на все отрицательные характеристики, современный российский фондовый рынок - это динамичный рынок, развивающийся на основе: масштабной приватизации и связанного с ней массового выпуска ценных бумаг; быстро расширяющейся практики покрытия дефицитов федерального и местного бюджетов за счет выпуска долговых ценных бумаг; объявления первых крупных инвестиционных проектов производственного характера; расширяющегося выпуска предприятиями и регионами облигационных займов; быстрого улучшения технологической базы рынка; открывшегося доступа на международные рынки капитала; быстрого становления масштабной сети институтов - профессиональных участников рынка ценных бумаг и других факторов.


 

Заключение

Итак, российский рынок ценных бумаг на данный момент имеет большое количество проблем, требующих немедленного решения. Среди них основными можно выделить следующие:  преодоление негативно влияющих внешних факторов, сдерживающих развитие рынка ценных бумаг в России; целевая переориентация рынка ценных бумаг; выбор модели рынка; наращивание объемов и переход в категорию классифицируемых рынков ценных бумаг; необходимость введения долгосрочного, перспективного  управления; укрупнение и рекапитализация структур фондового рынка; отсутствие вторых эмиссий приватизированных предприятий; суррогаты ценных бумаг, незаконная профессиональная деятельность на рынке; беззащитность инвесторов; повышение роли государства на рынке ценных бумаг; создание депозитарной и клиринговой сети, агентской сети для регистрации движения ценных бумаг; широкая реализация принципа открытости информации; широкая реализация принципа представительства и консолиданции интересов; получение крупных размеров международной помощи; восстановление системы образования в данной области[6].

В работе рассмотрен новый Закон «О рынке ценных бумаг», приведены его основные положения.

На рынке ценных бумаг осуществляются следующие виды деятельности:

брокерская, дилерская, деятельность по управлению ценными бумагами, деятельность по определению взаимных обязательств (клиринг), депозитарная деятельность, деятельность по ведению реестра ценных бумаг и деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется путем: установления обязательных требований к деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов; государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них;

лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг; создания системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;

запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии.

Представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления устанавливают предельные объемы эмиссии ценных бумаг, эмитируемых органами власти соответствующего уровня.

 


Список литературы

1. Витин А. Мобилизация финансовых ресурсов для инвестиций// Вопросы экономики, 1994, №10. – с. 5- 8.

2. Зайцев Д. Бурный и трудный рост // Журнал для акционеров, 1995, №3.  – с. 9- 12.

3. Федеральный Закон «О рынке ценных бумаг»  ФЗ № 185-ФЗ от 28.12.2002 / Собрание законодательства Российской Федерации, 2002.

4. Федеральный Закон от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» / Собрание законодательства Российской Федерации, 1996.

5. Кандрацков Н.В. Лекции по курсу ценных бумаг. – М.: МЭСИ, 2000.

6. Рынок ценных бумаг: Учебник / Под ред. В. А. Галанова, А. И. Басова. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 352 с.: ил.

7. Рынок ценных бумаг и биржевое дело: Учеб. для вузов / Под ред. О.И. Дегтяревой и др. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 502с.




 




[1] Федеральный Закон от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» / Собрание законодательства Российской Федерации, 1996.


[2] Витин А. Мобилизация финансовых ресурсов для инвестиций// Вопросы экономики, 1994, №10. – с. 5- 8.


[3] Рынок ценных бумаг: Учебник / Под ред. В. А. Галанова, А. И. Басова. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 352 с.: ил.

[4] Федеральный Закон «О рынке ценных бумаг»  ФЗ № 185-ФЗ от 28.12.2002 / Собрание законодательства Российской Федерации, 2002.


[5] Рынок ценных бумаг и биржевое дело: Учеб. для вузов / Под ред. О.И. Дегтяревой и др. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 502с.

[6] . Кандрацков Н.В. Лекции по курсу ценных бумаг. – М.: МЭСИ, 2000.