Содержание

1.  Сметное  дело в строительстве: основные понятия. 3

1.1. Цена строительства. 3

1.2. Сметная стоимость. 3

1.3. Рыночная цена. 4

1.4. Договорная цена строительства. 5

1.5. Новая концепция ценообразования в строительстве. 6

1.6. Технология формирования цены в строительстве. 11

2. Порядок формирования локальной сметы с применением новой сметно- нормативной базы в строительстве. 12

2.1. Общая характеристика локальной сметы.. 12

2.2. Использование ресурсного метода при составлении локальной сметы.. 13

2.3. Использование базисно- индексного метода при составлении локальных  смет. 15

3. Пример  локальной сметы по объекту строительства. 23

Список литературы.. 30















1.  Сметное  дело в строительстве: основные понятия

1.1. Цена строительства

В современной практике хозяйствования цена строительства определяется на основе соглашения заказчика и подрядчика. Ранее, в условиях советской плановой экономики, стоимость строительства рассчитывалась по жестким правилам, централизованным нормам и ценам. Сметная стоимость устанавливала единый и общий уровень для всех участников на весь период строительства данного объекта.

В рыночной экономике стоимость строительства может меняться как в зависимости от конкретных исполнителей, так и от времени реализации проектов. В процессе строительства разрабатываются инвесторские сметные расчеты (концептуальная и тендерная стоимость) и исполнительские сметы (укрупненные и детальные расчеты подрядчиков). На различных этапах реализации проекта формируются сметная (расчетная) стоимость, рыночная цена, договорная цена и инвентаризационная (балансовая) стоимость построенного объекта.

1.2. Сметная стоимость

Сметная стоимость устанавливает расчетный уровень будущих затрат заказчика на выполнение предусмотренных проектом строительно-монтажных работ.

Стоимость предстоящего строительства может быть определена только на основе обобщения опыта уже выполненных строительных работ и усреднения прошлых показателей затрат на строительство, т.е. сметная стоимость является средним показателем необходимых затрат[5, с. 148].

Сметная стоимость строительства определяется, как правило, затратными методами, путем калькулирования отдельных элементов текущих затрат, норм и цен, по перечню и объему запланированных строительных, ремонтно-строительных, монтажных и пусконаладочных работ.

Определение сметной стоимости, как расчетной величины, выполняется самостоятельно заказчиком или подрядчиком по правилам и формам, наиболее целесообразным в каждом случае строительства. В то же время, общий порядок сметных расчетов в строительстве действуют практически без изменений уже почти 200 лет.

В централизованной административной системе сметная стоимость (стоимость СМР) являлась основным официальным документом для решения задач планирования, управления, контроля и финансирования строительства[3, с. 48].

В рыночных условиях хозяйствования сметная (расчетная) стоимость является только начальным, отправным пунктом договорного процесса и может стать руководящим документом по организации и финансированию строительства только при условии внесения специальной оговорки в подрядный договор.

1.3. Рыночная цена

В отличие от сметной стоимости, рыночная цена строительства устанавливается по законам конъюнктуры рынка подрядной деятельности, под влиянием текущего спроса и предложения на строительную продукцию и уровня инвестиционной активности в регионе и стране в целом.

Рыночная цена может быть больше или меньше сметной расчетной стоимости и определяется экспертными методами или в процессе конкурсов, подрядных торгов, тендеров и т. д.

В практической деятельности рыночные факторы ценообразования строительства используются при рассмотрении и согласовании отдельных элементов сметной стоимости (уровень оплаты труда рабочих, накладные расходы и прочие затраты подрядчика, сметная прибыль).

Рыночная цена строительной продукции определяется как средняя, объективно обусловленная стоимость возведения или ремонта конкретного объекта на данном региональном рынке в реальный календарный период времени строительства.

Рыночная цена в строительстве является переходным элементом от сметной стоимости к договорной цене строительства и включает расчетную сметную стоимость на момент заключения контракта и затраты, учитывающие рыночные факторы изменения сметной стоимости за период строительства[9, с. 99].

В настоящий переходный период целесообразно выделение рыночной составляющей в контрактной (договорной) цене в отдельный блок сметного расчета ввиду сложности вопроса, отсутствия опыта и навыков рыночного ценообразования у большинства специалистов по сметному делу. В этом случае неизбежные ошибки влияют только на рыночную составляющую договорной цены, не затрагивая основную сметную стоимость предстоящего строительства.

1.4. Договорная цена строительства

Контрактная (договорная) цена формируется в результате договорного процесса между заказчиком и подрядчиком на основе данных о сметной стоимости и рыночной цене строительной продукции.

Договорная стоимость устанавливается с учетом детальных сметных расчетов и прогноза (дисконта) изменения уровня предстоящих затрат за расчетное время проведения строительства. Договорная цена может значительно отличаться от сметной и рыночной в зависимости от формы договора (контракты с твердой или открытой ценой), продолжительности строительства, договорной формы авансирования и порядка расчетов за выполненные работы.

Стоимость строительства, установленная в договоре строительного подряда между заказчиком и подрядчиком, в рыночных условиях является окончательной ценой, на основании которой осуществляется финансирование строительства. В бухгалтерском учете у заказчика и подрядчика (в соответствии с ПБУ 2/94 «Учет договоров на капитальное строительство» и «Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций») расчеты за объекты строительства выполняются исходя из договорной цены строительства, понятие «сметная стоимость» из официальной отчетности фактических затрат полностью исключено[2, с. 149].

Отношения между субъектами инвестиционной деятельности регулируются Законом РФ «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26 июня 1991 г. № 1488–1. В статье №7 данного закона говорится: «Основным правовым документом, регулирующим производственно-хозяйственные и другие взаимоотношения субъектов инвестиционной деятельности, является договор (контракт) между ними. Заключение договоров (контрактов), выбор партнеров, определение обязательств, любых других условий хозяйственных взаимоотношений, не противоречащих законодательству РСФСР и республик в составе РСФСР, является исключительной компетенцией субъектов инвестиционной деятельности. В осуществление договорных отношений между ними не допускается вмешательство государственных органов и должностных лиц, выходящее за пределы их компетенции».

1.5. Новая концепция ценообразования в строительстве

Основные принципы определения цены строительной продукции и взаимоотношения сторон строительного процесса в переходный период определены в «Основных положениях (концепции) ценообразования и сметного нормирования в строительстве в условиях развития рыночных отношений» (инструктивное письмо Минстроя РФ от 22 октября 1993 г. № БЕ–19–21/12). Далее цитируем:

«Действовавшая до 1 января 1991 г. система ценообразования и сметного нормирования в строительстве была основана на фиксированных (неизменных в течение достаточно длительного периода – от 5 до 15 лет) оптовых ценах, тарифах и других элементах стоимости на применяемую в строительстве промышленную продукцию. Она отвечала (хотя и не в полной мере) требованиям директивного планирования, была сориентирована на сохранение стабильного уровня сметных цен в строительстве в период между их реформированием и не требовала уточнения сметной документации вследствие текущих изменений ценовых факторов. Эти изменения учитывались через финансовые планы подрядных министерств (ведомств), а последними – по подведомственным строительно-монтажным организациям. Такие принципы определения сметной стоимости приводили к значительным искажениям истинных показателей работы непосредственных производителей строительной продукции. Совершенно очевидно, что такая система непригодна для рыночной экономики.

Происходящий в Российской Федерации процесс коренных изменений в экономической системе и ценовой политике, введение в действие нового российского законодательства, в т.ч. Закона РСФСР «ОБ инвестиционной деятельности в РСФСР», в соответствии с которым основным правовым документом, регламентирующим производственно–хозяйственные и другие взаимоотношения субъектов инвестиционной деятельности, является договор (контракт), определяют необходимость внесения принципиальных изменений в систему ценообразования и сметного нормирования в строительстве[1, 5 и  др.].

Концепция отражает особенности ценообразования строительной продукции в переходный период возникновения и развития рыночных отношений в строительно-инвестиционном комплексе. Положения концепции ориентированы на предприятия и организации, осуществляющие капитальное строительство и капитальный ремонт зданий и сооружений, независимо от их форм собственности и принадлежности.

Исходя из настоящей концепции, Госстрой России ведет и предусматривает дальнейшую разработку соответствующих методических документов, более детально раскрывающих изменения, вносимые в систему ценообразования и сметного нормирования в строительстве.

 Политика ценообразования и сметного нормирования в строительстве является составной частью общей ценовой политики Российской Федерации, органически вписывающейся в общую экономическую политику государства.

Основными задачами новой системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве являются[5, с. 79]:

·        формирование свободных (договорных) цен на строительную продукцию, их экономическая оптимизация и государственное регулирование через цены на отдельные виды ресурсов;

·        обеспечение полного набора сметных нормативов (элементных и укрупненных) и различных условий их применения при самостоятельности субъектов инвестиционной деятельности;

·        определение стоимости строительства на разных этапах инвестиционного цикла.

При определении стоимости строительства необходимо обеспечивать[8,с. 66]:

·        гибкий, вариантный подход к вопросам ценообразования, без жесткой регламентации и чрезмерной централизации;

·        возможность выбора наиболее рационального способа исчисления величины сметной прибыли, накладных расходов других затрат, сопутствующих строительству, с освобождением от влияния конъюнктуры цен на рынке строительных материалов;

·        соблюдение принципа равноправия участников инвестиционного процесса, обязательного взаимного согласия сторон по принимаемым решениям в ходе согласования свободных (договорных) цен на строительную продукцию;

·        рекомендательный характер общих положений вместе с возможностью учета отраслевых и местных особенностей осуществления строительства путем отражения этих особенностей в ведомственных и региональных методических документах;

·        возможность широкого выбора соответствующей нормативной базы, на основе которой производится расчет затрат.

При установлении состава и содержания предпроектной и проектно-сметной документации на строительство рекомендуется руководствоваться действующими положениями по составу, порядку разработки, согласования и утверждения указанной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений с учетом дополнительных требований, отвечающих рыночным отношениям, и, имея в виду, что стадийность (сочетаний стадий, выбор утверждаемой стадии) проектирования жестко не регламентируется и может приниматься в виде технико-экономического обоснования (ТЭО) строительства, проекта, рабочей документации, а инвестор и подрядчик имеют право принимать за основу для формирования свободной (договорной) цены на строительную продукцию стоимость, определенную на любой стадии разработки документации для строительства.

 Исходя из общей экономической и единой ценовой политики Российской Федерации, а также ценовых соотношений, отражающих спрос и предложение на рынке инвестиций, основным направлением ценовой политики в строительстве становится дальнейшее расширение сферы применения свободных (договорных) цен на строительную продукцию. Формирование этих цен осуществляется как инвестором (заказчиком), так и подрядчиком на равноправной основе. Более широкое применение таких цен создает условия, при которых они наилучшим образом выполняют свои функции в рыночном регулировании воспроизводственных пропорций, а также ликвидации ценовых диспропорций.

Основным методом экономической оптимизации цены строительной продукции в новых условиях являются подрядные торги.

Проведение подрядных торгов по вновь начинаемым объектам для федеральных государственных нужд является обязательным и производится в порядке, установленном Положением о подрядных торгах в Российской Федерации.

При возникновении разногласия по уровню свободных (договорных) цен на строительную продукцию, когда у заказчика имеются предложения только от одного подрядчика, подрядные организации обосновывают свои предложения необходимыми расчетными материалами.

Разногласия между заказчиком и подрядчиком по уровню указанных цен при заключении договоров подряда подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.

Государственное воздействие на формирование цен в строительстве осуществляется, как правило, косвенными методами регулирования. Косвенные методы, т.е. влияние на уровень цен, – это предоставление льготных кредитов, дотаций, финансовая поддержка отдельных предприятий за счет бюджета и внебюджетных фондов, изменение уровня налоговых ставок и др. Прямые методы – это установление фиксированных цен (или коэффициентов их изменения) и предельных цен на отдельные виды ресурсов, применяемых в строительстве, особенно на местные материалы.

Принятые решения об инвестировании и для оценки стоимости строительства в процессе подготовки предложения по свободным (договорным) ценам на строительную продукцию рекомендуется составлять[9, с. 205]:

·        при разработке предпроектной или проектно-сметной документации по заказу инвесторов – инвесторские сметы (расчеты, калькуляции издержек);

·        при подготовке к заключению договора подряда на капитальное строительство подрядчиком или по его заказу проектной организацией на основании объявленной (разосланной) инвестором тендерной документации – расчеты (сметы, калькуляции издержек производства) подрядчика.

При составлении смет (расчетов) инвестора и подрядчика могут применяться различные методы и, в частности: ресурсный, ресурсно-индексный, базисно–индексный, базисно-компенсационный, на основе банка данных о стоимости ранее построенных или запроектированных объектов-аналогов и др.

Выбор метода составления смет (расчетов) осуществляется в каждом конкретном случае в зависимости от условий контракта и общей экономической ситуации.

При составлении инвесторских смет (расчетов), в особенности в предпроектных проработках и на ранних стадиях проектирования, рекомендуется использовать различные укрупненные показатели стоимости строительства, укрупненные сметные нормативы, включая и прейскуранты (в базисном уровне цен), банки данных о базисной стоимости ранее построенных или запроектированных аналогичных объектов. Приведение к текущему уровню может производиться при этом путем применения индексов, определенных расчетами на базе набора ресурсов в ресурсно-технологической модели (РТМ) и данных об индексах цен на отдельные ресурсы.

Стоимость строительства в текущем уровне цен в документации заказчика носит предварительный характер и используется при принятии решения о целесообразности данного строительства.

Окончательная цена стройки определяется соглашением между заказчиком и подрядчиком.

На основе текущего (прогнозного) уровня стоимости, определенного в составе сметной документации, заказчики (инвесторы) и подрядчики формируют свободные (договорные) цены на строительную продукцию. Эти цены могут быть открытыми, т.е. уточняемыми в соответствии с условиями договора (контракта) в ходе строительства, или твердыми (окончательными), реальное применение которых будет возможным в перспективе, по мере стабилизации рынка.

Подготовка материалов обоснования свободной (договорной) цены на строительство является обязанностью стороны, которой поручается это сделать в соответствии с достигнутой договоренностью».

1.6. Технология формирования цены в строительстве



                                                                                             2

    7                                                                                       4

 

8                                                                                                        5

                                                                                                     6

 

9        10

                                                                                                     15

1

                        11                                                        14          3

                               12                                         13

Рис. 1. Схема ценообразования на строительную продукцию


         Обозначения на рисунке 1:

1, 2, 3  – сырье, материалы и так  далее

4 – прямые затраты

5 – накладные расходы

6 – инвесторская себестоимость СМР

7 – сметная прибыль

8 – инвесторская сметная стоимость СМР

9 – лимитные затраты

10 – сметная стоимость СМР подрядчика

11 – затраты на инфраструктуру

12 – НДС

13 – договорная цена

14 – затраты инвестора

15 – инвесторская сметная стоимость объекта ( ИССО)

         Все обязательные элементы, входящие в состав  цены, предопределяются СНиП.

2. Порядок формирования локальной сметы с применением новой сметно- нормативной базы в строительстве

2.1. Общая характеристика локальной сметы

Новая сметно-нормативная база ценообразования в строительстве 2001 года включает сметные нормативы и единичные расценки (в сметных ценах на 01.01. 2000 года) на:

1.     строительные и специальные строительные работы;

2.     ремонтно-строительные работы;

3.     монтажные работы;

4.     пуско-наладочные работы.

Основу сметно-нормативной базы составляют элементные сметные нормы в натуральных измерителях, а расценки являются производными от норм.

Нормы и расценки делятся также по уровню применения на[1, 7 и др.]:

1.     государственные элементные сметные нормы (ГЭСН-2001):

2.     федеральные единичные расценки (ФЕР-2001):

3.     территориальные (региональные, местные) (ТЕР и ТЕСН):

4.     отраслевые (ведомственные):

5.     производственные (фирменные).

Приоритетное значение в системе ценообразования отводиться территориальным единичным расценкам, учитывающим особенности строительного производства и уровня цен на строительную продукцию в данном регионе.

К каждому уровню ценовых нормативов разработаны методические указания по их применению, которыми следует руководствоваться при составлении локальных смет.

Для определения сметной стоимости строительства зданий и сооружений составляется сметная документация, состоящая из локальных смет, локальных сметных расчетов, объектных смет, объектных сметных расчетов, сводных сметных расчетов стоимости строительства, сводок затрат и др.

Локальные сметы являются первичными сметными документами и составляются на отдельные виды работ и затрат по зданиям и сооружениям или по общеплощадочным работам на основе объемов, определившихся при разработке рабочей документации (РД), рабочих чертежей.

Локальные сметы могут быть составлены двумя способами: ресурсным методом и базисно-индексным.

2.2. Использование ресурсного метода при составлении локальной сметы

Ресурсный метод определения стоимости представляет собой калькулирование в текущих (базисных, прогнозируемых) ценах и тарифах элементов затрат (ресурсов), необходимых для реализации проекта. К ресурсам, потребляемым в процессе строительства, относятся: затраты труда рабочих основного производства и механизаторов, время эксплуатации строительных машин и механизмов, выраженный в натуральных измерителях расход материалов и энергетических ресурсов (материалы, изделия, конструкции, энергоносители на технологические нужды). Ресурсы определяются на основе сборников ГЭСН-2001 и других сметных нормативов. Применение ресурсного метода рекомендуется на всех стадиях разработки технической документации для строительства: рабочая документация (РД), рабочий проект (РП), проект (П), эскизный проект (ЭП), технико-экономические обоснования (ТЭО) инвестиций и тендерная документация (ТД). Для всех указанных стадий, кроме РД, РП и расчетов за выполненные работы, требуется разработка укрупненных сметных норм.

Ресурсный метод очень трудоемкий и, как правило, применяется при производстве строительно-монтажных работ, содержащих небольшое количество операций (например: строительство простейших дорог, без инженерных сооружений и т.п.)[5, с. 155]

Для определения сметной стоимости строительных работ ресурсным методом рекомендуется применять формы локальной ресурсной ведомости и локального сметного расчета (локальной сметы):

- форма №5 – локальная ресурсная ведомость;

- форма №4 – локальный ресурсный сметный расчет;

- совмещенная форма – локальная смета.

 Ресурсы, на основе оценки которых определяется стоимость соответствующих работ, выделяются в суммарном виде по зданию (сооружению) в целом. Возможно их суммирование также и по каждому из разделов локального сметного расчета (локальной сметы). В необходимых случаях производится суммирование ресурсов и при определении стоимости работ, подлежащих выполнению соответствующим субподрядчиком.

Оценку выделенных ресурсов при определении стоимости рекомендуется производить в текущем или базисном уровнях цен. Для определения прямых затрат в локальных сметах на строительные работы рекомендуется предварительно составлять локальную ресурсную ведомость, в которой выделяются ресурсные показатели.

Все ресурсные показатели, выделяемые из сметных нормативов, применяются со всеми поправками (коэффициентами), которые приведены в соответствующих сборниках и Общих указаниях к ГЭСН.

Рекомендуется суммирование показателей фиксировать в следующей последовательности:

·        Трудовые ресурсы -затраты труда рабочих-строителей, чел.-ч.;

·        Средний разряд работ- затраты труда машинистов, чел.-ч.

·        Строительные машины, маш.-час.

·        Материальные ресурсы, натуральные показатели.

Составление ресурсных смет на крупные объекты с большой номенклатурой ресурсов возможно только с использованием компьютера и специальных программ. Наибольшее затруднение у сметчиков вызывает необходимость проставлять цены на тысячи материальных ресурсов основного и вспомогательного назначения. В ресурсных сметах затруднен учет повышенных тарифных ставок при выполнении работ с тяжелыми и вредными условиями труда, потому что приходится выделять долю таких работ, как по отдельным позициям сметы, так и в целом. Немало сложностей и при расчете среднего разряда работ по смете (или разделу), а также при расчете оплаты труда машинистов через затраты труда.

2.3. Использование базисно- индексного метода при составлении локальных  смет

Составление смет по единичным расценкам базисно-индексным методом остается приоритетным и в новой системе сметного ценообразования.

Базисно-индексный метод предусматривает применение различных индексов (коэффициентов) пересчета сметной стоимости (как общей, так и отдельных элементов затрат) для пересчета из базисного (на 01.01.2000г.) в текущий или прогнозный уровень цен.

Составление смет по единичным расценкам осуществляется как в базисном, так и в текущем уровнях цен или в двух уровнях цен одновременно, когда такая необходимость установлена заказчиком сметной документации.

Стоимость материалов, изделий и конструкций, не включенных в стоимость прямых затрат по базисным единичным расценкам (т.н. “неучтенные ресурсы”) и приводимых отдельной строкой непосредственно в единичных расценках с указанием кода, наименования и расхода на измеритель расценки, принимается, как правило, в текущем уровне цен по условиям поставки (комплектации) или путем индексации базисной стоимости. В актах выполненных работ фактическая, текущая стоимость ресурсов, подтверждается соответствующими расчетно-платежными документами и данными складского и производственного учета[8, с.203].

Указанный подход является основой новой системы сметного ценообразования в строительстве и реализует ее основной принцип – контроль сметной стоимости (как со стороны заказчика), так и со стороны подрядчика (внутрифирменный контроль) через контроль стоимости основных (ценообразующих) ресурсов (строительных материалов, изделий и конструкций).

В процессе строительного производства участвуют огромное количество материальных ресурсов. Детальная выборка материалов из сметы на строительство многоквартирного жилого дома может составлять до 20-25 тысяч наименований по маркам, классам, сортаментам и т.д. Просчитать фактические цены по такой номенклатуре практически не представляется возможным. Все эти материалы делятся на две группы:

1-я группа – вспомогательные (или, как их часто называют, “прочие”) материалы. К ним относятся всевозможные метизы, мелкие металлоконструкции, электроды, добавки, лакокрасочные и битумные материалы и т.д.

2-я группа – основные (ценообразующие) материалы, конструкции и изделия. Это бетонные и железобетонные изделия, кирпич, арматура, растворы и бетоны и т.д.

Номенклатура вспомогательных материалов по сметам в несколько раз превосходит номенклатуру основных материалов, но при этом общая стоимость основных материалов составляет не менее 95% общей стоимости материалов. Влияние вспомогательных материалов составляет около 5%. Следовательно, важнейшей задачей является максимально точное определение сметной стоимости основных материалов, а вспомогательные могут быть приняты по средним ценам. Даже если при детальном расчете (как при ресурсном методе) какие-то прочие материалы окажутся дороже или дешевле среднего уровня, то в своей совокупности происходит “погашение” дешевых и высоких цен, а с учетом 5% влияния – погрешность сметных расчетов окажется ничтожной.

Система единичных расценок предусматривает, что все вспомогательные материалы просчитаны разработчиками расценок и включены по средним (средневзвешенным) базисным ценам. При составлении смет они будут проиндексированы в текущий уровень цен. Из чего следует, что составление локальных смет по единичным расценкам в новой сметно-нормативной базе предусматривает определение стоимости основных (ценообразующих) материалов. Технически такая работа хорошо знакома по сметно-нормативной базе 1984 года.

В отдельных единичных расценках (ФЕР-2001, ТЕР-2001) в графу 4 “Прямые затраты” и графу 8 “Материалы” не включена стоимость основных строительных материалов, изделий и конструкций, принимаемая исходя из проектных решений и текущих цен по условиям поставки (комплектации). Такие материалы приводятся отдельной строкой непосредственно в единичных расценках с указанием кода, наименования и расхода на измеритель расценки. Техническая характеристика принимается по проектным данным (рабочим чертежам). Такие расценки получили наименование – “открытые”.

При составлении локальной сметы и при расчетах за выполненные работы стоимость работ по таким расценкам определяется двумя строками:

·        в первой строке исчисляется стоимость работ по соответствующей единичной расценке;

·        во второй строке, стоимость не учтенных расценками материалов, изделий и конструкций.

По некоторым материалам, изделиям и конструкциям в расценках указаны только наименования, а расход их принимается по проектным данным (рабочим чертежам).

В случаях, когда на момент составления сметной документации отсутствуют данные о стоимости материалов, необходимо использовать данные о ценах, приводимые в Сборнике средних сметных цен на материалы, изделия и конструкции и другие справочно-информационные материалы о текущих ценах на строительные ресурсы. По материалам поставки заказчика сведения о ценах формируются по данным заказчика.

Позиции смет по открытым расценкам очень наглядны и легко контролируемы. Сразу виден основной материал, его расход и сметная стоимость. Закрытые расценки не обладают данным преимуществом, особенно когда потом стоимость будет индексироваться в текущий уровень цен. С другой стороны, по открытым расценкам значительно увеличивается трудоемкость сметных работ (от 30 до 50%), но преимущества получения объективной цены покрывают трудовые издержки[3, с. 89].

Вариантность составления локальных смет по единичным расценкам базисно-индексным методом обуславливается следующими факторами: стадией проектирования и условиями разработки смет. Это может быть предварительная смета, смета в составе проекта, смета подрядчика, акт выполненных работ и т.д.

К примеру, сметчики проектных институтов при составлении смет к проекту не в состоянии формировать стоимость ресурсов по фактическим ценам и обзванивать производителей и поставщиков строительных материалов. Сметчик подрядчика, формирующий т. н. “процентовку”, уже имеет фактическую стоимость материалов от производственных служб.

Поэтому варианты формирования локальных смет могут различаться по следующим признакам и решениям:

По общему уровню цен:

- в базисном уровне цен;

- в текущем (прогнозном) уровне цен;

- в базисном и текущем уровнях цен одновременно.

По уровню цен основных (выведенных за расценку) материалов:

- в базисном уровне цен;

- в текущем уровне цен;

(в обоих случаях основная строка расценки приводится в базисном уровне, а потом индексируется).

По методу группировки основных материалов в смете:

- основные материалы приводятся сразу под основной строкой расценки;

- основные материалы группируются в конце сметы или раздела с объединением расхода одинаковых материалов.

По методу определения цен на основные материалы:

- основные материалы принимаются по средним (средневзвешенным) ценам из специализированных сборников средних сметных цен на материалы (типа ССЦ);

- основные материалы принимаются по фактическим текущим ценам по данным поставки (комплектации);

- часть материалов принимается по средним ценам, а часть по фактическим;

- основные материалы индексируются из базисного уровня цен (редко применятся, так как ведет к большим погрешностям).

Указанные признаки могут взаимно комбинироваться.

Вариант 1. “ПО СРЕДНИМ ТЕКУЩИМ СМЕТНЫМ ЦЕНАМ”

Данный вариант наиболее применим в проектных организациях при составлении смет к проектам, финансирование строительства которых предусматривается из бюджетных источников. Он наиболее постой и привычен для сметчиков. Обязательное условие применения этого варианта – наличие в регионе постоянно обновляемых Сборников средних сметных цен (ССЦ) на материалы и широкого мониторинга цен на рынке, а у сметчика наличие информации о ценах на материалы.

Суть варианта:

- основные строки расценок приводятся в локальной смете в базисном уровне цен;

- выведенные за расценки основные материалы приводятся под строками расценок сразу в текущем уровне средних сметных цен (сами текущие цены берутся в скобки, чтобы сразу было видно, что это текущая цена);

- в конце локальной сметы (или раздела) базисные итоги затрат по оплате труда, машинам и включенным в расценки прочим материалам индексируются в текущий уровень цен. При этом общий итог по стоимости материалов в текущем уровне цен получается сложением проиндексированной в составе расценки стоимости прочих материалов и основных материалов, уже принятых в смете сразу в текущем уровне.

Указанный вариант имеет погрешность точности в зависимости от объективности данных об индексах цен и о средних сметных ценах на материалы.

Вариант 2. “ПО ФАКТИЧЕСКИМ ТЕКУЩИМ СМЕТНЫМ ЦЕНАМ”

Данный вариант можно назвать “сметой подрядчика”, а также он является основным при формировании Актов выполненных работ.

Суть варианта:

- основные строки расценок приводятся в локальной смете в базисном уровне цен;

- выведенные за расценки основные материалы приводятся под строками расценок сразу в текущем уровне фактических сметных цен. Фактические цены формируются по условиям поставки (комплектации) конкретных объектов строительства на основании данных бухгалтерского, складского и производственного учета. По материалам поставки заказчика сведения о ценах формируются по данным заказчика.

Данный вид цен рекомендуется использовать на этапе расчетов за выполненные строительно-монтажные работы, или когда в распоряжении составителя сметы имеются данные о фактической стоимости материалов.

При обосновании фактических цен могут, по просьбе заказчика, составляться калькуляции сметной стоимости материалов и калькуляции сметной стоимости транспортных расходов.

Сами текущие цены берутся в скобки, чтобы сразу было видно, что это текущая цена.

В конце локальной сметы (или раздела) базисные итоги затрат по оплате труда, машинам и включенным в расценки прочим материалам индексируются в текущий уровень цен. При этом общий итог стоимости материалов в текущем уровне цен получается сложением проиндексированной в составе расценок стоимости прочих материалов и основных материалов, уже принятых сразу в текущем уровне цен.

Указанный вариант обеспечивает наименьшую погрешность сметных расчетов, сопоставимую с составлением смет ресурсным методом.

ЛОКАЛЬНЫЕ СМЕТЫ (расчеты) составляются:

·        по зданиям и сооружениям:

·        на строительные работы, специальные строительные работы, внутренние санитарно-технические работы, внутреннее электроосвещение, электросиловые установки, на монтаж и приобретение технологического и других видов оборудования, контрольно-измерительных приборов (КИП) и автоматики, слаботочных устройств (связь, сигнализация и т.п.), приобретение приспособлений, мебели, инвентаря и др.;

·        по общеплощадочным работам:

·        на вертикальную планировку, устройство инженерных сетей, путей и дорог, благоустройство территории, малые архитектурные формы и др.

В локальных сметах производится группировка данных в разделы по отдельным конструктивным элементам здания (сооружения), видам работ и устройств. Порядок группировки должен соответствовать технологической последовательности работ и учитывать специфические особенности отдельных видов строительства. По зданиям и сооружениям может быть допущено разделение на подземную часть (работы нулевого цикла) и надземную часть.

Локальная смета может иметь разделы:

·        по строительным работам – земляные работы; фундаменты и стены подземной части; стены; каркас; перекрытия; перегородки; полы и основания; покрытия и кровля; заполнение проемов; лестницы и площадки; отделочные работы; разные работы (крыльца, отмостки и прочее) и т.п.;

·        по специальным строительным работам – фундаменты под оборудование; специальные основания; каналы и приямки; обмуровка, футеровка и изоляция; химические защитные покрытия и т.п.;

·        по внутренним санитарно-техническим работам – водопровод, канализация, отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха и т.п.;

·        по установке оборудования – приобретение и монтаж технологического оборудования; технологические трубопроводы; металлические конструкции (связанные с установкой оборудования) т.п.

Стоимость, определяемая локальными сметами, включает в себя прямые затраты, накладные расходы и сметную прибыль.

Прямые затраты учитывают стоимость оплаты труда рабочих, материалов, изделий, конструкций и эксплуатации строительных машин.

Начисление накладных расходов и сметной прибыли при составлении локальных сметных расчетов (смет) производится в конце расчета (сметы), за итогом прямых затрат, а при формировании по раздела – в конце каждого раздела и в целом по смете.

Локальные сметы составляются по форме №4ер.

Пример составленной  локальной сметы по объекту строительства представлен ниже.

3. Пример  локальной сметы по объекту строительства

         Ниже  представлен пример составления локальной сметы по строительству.





Форма № 4

ЛОКАЛЬНАЯ СМЕТА № 1

На общестроительные работы

Сметная стоимость 2153216 руб.

Смета составлена в ценах 1984 года

№ п/п

Наименование работ и затрат

Количество

Стоимость единицы, руб.

Общая стоимость, руб.

Затраты труда рабочих, чел.- час на занятых обслуживанием машин

всего

эксплуатация машин

всего

основная зарплата

эксплуатация машин

обслуживающие машины

основная зарплата

в том числе зарплата

в том числе зарплата

на единицу

всего

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Раздел 1. Земляные работы

1. Планировка площадки механизированным способом, 100 м2

13,50

52,10

99,54

703,35

81,95

1343,79

16,20

218,70

13,50

6,07

25,70



346,95

33,15

447,57

2. Разработка сухого грунта 11 группы в котлованах экскаватором вместимостью ковша 0,5 м3 на транспорт, 1000 м3

20,70

131,00

122,99

2711,70

165,81

2545,89

15,60

322,92

20,70

8,01

38,40



794,88

49,54

1025,40

3. Обратная засыпка грунта бульдозером с перемещением на 50 м. 1000 м3

0,68

50,30

98,70

34,20

3,80

67,12

14,30

9,72

0,68

5,59

23,56



16,02

30,39

20,67

ИТОГО ПО разделу 1

3449,25

251,55

3956,80

551,34

1157,85

1493,63

2

Раздел 2. Фундаменты

4. Устройство  железобетонных  фундаментов под колонны из бетона В15, м3

320,00

3,59

2,78

1148,80

838,40

889,60

10,20

3264,00

320,00

2,62

5,40



1728,00

6,97

2229,12

5. Укладка фундаментных балок длиной до 6 м, шт.

82,00

2,78

3,90

227,96

145,96

319,80

9,50

779,00

82,00

1,78

2,80



229,60

3,61

296,18

6. Оклеечная  гидроизоляция в два слоя рубероида, м2

240,00

4,44

5,69

1065,60

504,00

1365,60

9,78

2347,20

240,00

2,10

4,80



1152,00

6,19

1486,08

7. Утепление фундаментных балок песком, м3

24,00

1,80

2,30

43,20

24,24

55,20

9,66

231,84

24,00

1,01

1,98



47,52

2,55

61,30

8. Укладка фундаментов под колонны массой до 1.5 т, шт.

12,00

4,89

7,80

58,68

54,00

93,60

10,25

123,00

12,00

4,50

6,75



81,00

8,71

104,49

ИТОГО по разделу 2

2544,24

1566,60

2723,80

6745,04

3238,12

4177,17

3

Раздел 3. Каркас

9. Установка  прямоугольных колонн в стаканы фундаментов массой до 2 т, шт.

72,00

13,45

19,80

968,40

698,40

1425,60

3,93

282,96

72,00

9,70

14,65



1054,80

18,90

1360,69

10. Укладка ригелей с полками массой до 5 т, шт.

36,00

18,97

23,50

682,92

525,60

846,00

4,98

179,28

36,00

14,60

19,99



719,64

25,79

928,34

ИТОГО по разделу 3

1651,32

1224,00

2271,60

462,24

1774,44

2289,03

4

Раздел 4. Покрытие

11. Укладка  плит покрытий длиной до 6 м, площадью  до 10 м2 при высоте здания до 25 м, шт.

540,00

76,90

93,45

41526,00

26730,00

50463,00

5,47

2953,80

540,00

49,50

66,50



35910,00

85,79

46323,90

12. Устройство теплоизоляции из керамзита В30, м2

5400,00

110,30

158,91

595620,00

525420,00

858114,00

10,25

55350,00

5400,00

97,30

121,40



655560,00

156,61

845672,40

ИТОГО по разделу 4

637146,00

552150,00

908577,00

58303,80

691470,00

891996,30

5

Раздел 5. Кровля

13. Рулонная трехслойная на битумной мастике, м2

5400,00

78,93

89,92

426222,00

263412,00

485568,00

58,87

317898,00

5400,00

48,78

56,40



304560,00

72,76

392882,40

ИТОГО по разделу 5

426222,00

263412,00

485568,00

317898,00

304560,00

392882,40

6

Раздел 6. Полы

14. Подстилающий слой из бетона В7,5 толщиной 50 мм, м3

270,00

44,48

57,96

12009,60

8526,60

15649,20

28,90

7803,00

270,00

31,58

47,70



12879,00

61,53

16613,91

15. Асфальтобетонные покрытия., м2

5200,00

87,50

101,30

455000,00

358280,00

526760,00

79,52

413504,00

5200,00

68,90

90,21



469092,00

116,37

605128,68

ИТОГО по разделу 6

467009,60

366806,60

542409,20

421307,00

481971,00

621742,59

7

Раздел 7. Стены и перегородки

16. Кирпичные простые стены толщиной 510 мм при высоте этажа более 4 м. М3

1300,00

179,58

201,36

233454,00

163020,00

261768,00

145,78

189514,00

1300,00

125,40

197,25



256425,00

254,45

330788,25

17. Кирпичные перегородки толщиной 125 мм, м2

250,00

158,45

187,36

39612,50

30550,00

46840,00

99,56

24890,00

250,00

122,20

144,40



36100,00

186,28

46569,00

18. установка панелей наружных стен длиной до 7 м, площадью до 10 м2 при высоте здания до 25 м, шт.

310,00

101,89

132,40

31585,90

28008,50

41044,00

104,23

32311,30

310,00

90,35

103,50



32085,00

133,52

41389,65

ИТОГО по разделу 7

304652,40

221578,50

349652,00

246715,30

324610,00

418746,90

8

Раздел 8. Оконные и дверные конструкции


19. Заполнение ленточных оконных проемов блоками с ординарными спаренными переплетами, высотой проема 4,215 м, м2

1200,00

47,80

58,99

57360,00

39000,00

70788,00

23,56

28272,00

1200,00

32,50

44,46



53352,00

57,35

68824,08

20. Установка дверных блоков в каменных стенах площадью проема свыше 3 м2, м2

60,00

24,11

29,78

1446,60

1072,80

1786,80

22,12

1327,20

60,00

17,88

19,88



1192,80

25,65

1538,71

30,00

10,80

11,90

324,00

282,00

357,00

20,14

604,20

21. Установка ворот со стальными коробками, с раздвижными полотнами, м2

30,00

9,40

9,80



294,00

12,64

379,26

ИТОГО по разделу 8

59130,60

40354,80

72931,80

30203,40

54838,80

70742,05

9

Раздел 9. Штукатурные работы

22. Оштукатуривание стен по кирпичу цементно- известковым раствором, м2

340,00

38,50

42,50

13090,00

9384,00

14450,00

14,56

4950,40

340,00

27,60

38,92



13232,80

50,21

17070,31

23. Отделка поверхности стеновых плит под окраску, м2

1500,00

44,58

56,10

66870,00

51810,00

84150,00

16,58

24870,00

1500,00

34,54

37,77



56655,00

48,72

73084,95

ИТОГО по разделу 9

79960,00

61194,00

98600,00

29820,40

69887,80

90155,26

10

Раздел 10. Стекольные работы

24. Остекление переплетов оконных стеклом толщиной 36 мм, м2

1200,00

10,80

15,67

12960,00

8160,00

18804,00

19,87

23844,00

1200,00

6,80

11,23



13476,00

14,49

17384,04

ИТОГО по разделу 10

12960,00

8160,00

18804,00

23844,00

13476,00

17384,04

11

Раздел 11. Малярные работы

25. Клеевая окраска стен, м2

1840,00

18,80

19,90

34592,00

26588,00

36616,00

58,90

108376,00

1840,00

14,45

17,45



32108,00

22,51

41419,32

26. Улучшенная  масляная окраска окон, м2

2400,00

22,20

25,64

53280,00

45408,00

61536,00

60,21

144504,00

2400,00

18,92

20,03



48072,00

25,84

62012,88

27. Тоже дверей, м2

120,00

20,54

24,56

2464,80

2109,60

2947,20

54,82

6578,40

120,00

17,58

18,80



2256,00

24,25

2910,24

28. То же ворот, м2

60,00

24,48

29,77

1468,80

1206,60

1786,20

34,52

2071,20

60,00

20,11

22,40



1344,00

28,90

1733,76

ИТОГО по разделу 11

91805,60

75312,20

102885,40

261529,60

83780,00

108076,20

12

Раздел 12. Облицовочные работы


29. Облицовка стен санузлов глазурованной плиткой , м2

55,00

13,30

15,56

731,50

568,15

855,80

29,90

1644,50

55,00

10,33

12,23



672,65

15,78

867,72

30. То же колонн, м2

32,00

12,24

13,36

391,68

323,20

427,52

20,15

644,80

32,00

10,10

11,15



356,80

14,38

460,27

ИТОГО по разделу 12

1123,18

891,35

1283,32

2289,30

1029,45

1327,99



Итого  затраты по смете, руб.

1661432,19

1329489,60

2104094,92

1081771,42

1727233,46

2228131,16


Прямые затраты, руб.


1661432,19








Накладные расходы, руб.


332286,44








Плановые накопления, руб.


159497,49








Всего по смете, руб.


2153216,12



















Список литературы

1.     Алклычев А. Ценообразование в период перехода к рыночной экономике.- М.: Институт экономики РАН, 1995.-145с

2.     Андрианов В. Государственное регулирование, механизмы саморегуляции в рыночной экономики // Вопросы экономики.-1996.-№9.-с28-39.

3.     Бадокина Е. Государственное регулирование цен: Учебное пособие. -Сыктывкар: Сыктывкарский университет, 1995.-52с

4.     Законодательные акты и нормативы по строительству : Сб. основных официальных материалов / Сост. Н.П. Егорова.- М.: Стройиздат,1996.- 84 с

5.     Калита Н., Кожуховский И. Ценообразование в условиях рынка. -Киев: УкрНИИТИ, 1999.-57с

6.     Карпюк П. Проблемы ценообразования в новом экономическом механизме. М.:МНИИПУ, 1999.-147с

7.     Либерман И.Г. Цены и себестоимость в строительстве. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 356 с.

8.     О государственном регулировании цен в России // Цена-дайджест.-2000.-№1-с89-90

9.     Цены и рынок. Цены в III квартале 1999 года: Справочно-методическое пособие. -М.:ООО «Цены и рынок» 1999.-193с

10.                       Цены и рынок. О работе органов ценообразования субъектов РФ и ответы на вопросы (1998г. I полугодие). Контроль за ценами: Справочно-методическое пособие.- М.:ООО «Цены и рынок» 1999.-223с