Содержание
1. Сметное дело в строительстве: основные понятия. 3
1.1. Цена строительства. 3
1.2. Сметная стоимость. 3
1.3. Рыночная цена. 4
1.4. Договорная цена строительства. 5
1.5. Новая концепция ценообразования в строительстве. 6
1.6. Технология формирования цены в строительстве. 11
2. Порядок формирования локальной сметы с применением новой сметно- нормативной базы в строительстве. 12
2.1. Общая характеристика локальной сметы.. 12
2.2. Использование ресурсного метода при составлении локальной сметы.. 13
2.3. Использование базисно- индексного метода при составлении локальных смет. 15
3. Пример локальной сметы по объекту строительства. 23
Список литературы.. 30
1. Сметное дело в строительстве: основные понятия
1.1. Цена строительства
В современной практике хозяйствования цена строительства определяется на основе соглашения заказчика и подрядчика. Ранее, в условиях советской плановой экономики, стоимость строительства рассчитывалась по жестким правилам, централизованным нормам и ценам. Сметная стоимость устанавливала единый и общий уровень для всех участников на весь период строительства данного объекта.
В рыночной экономике стоимость строительства может меняться как в зависимости от конкретных исполнителей, так и от времени реализации проектов. В процессе строительства разрабатываются инвесторские сметные расчеты (концептуальная и тендерная стоимость) и исполнительские сметы (укрупненные и детальные расчеты подрядчиков). На различных этапах реализации проекта формируются сметная (расчетная) стоимость, рыночная цена, договорная цена и инвентаризационная (балансовая) стоимость построенного объекта.
1.2. Сметная стоимость
Сметная стоимость устанавливает расчетный уровень будущих затрат заказчика на выполнение предусмотренных проектом строительно-монтажных работ.
Стоимость предстоящего строительства может быть определена только на основе обобщения опыта уже выполненных строительных работ и усреднения прошлых показателей затрат на строительство, т.е. сметная стоимость является средним показателем необходимых затрат[5, с. 148].
Сметная стоимость строительства определяется, как правило, затратными методами, путем калькулирования отдельных элементов текущих затрат, норм и цен, по перечню и объему запланированных строительных, ремонтно-строительных, монтажных и пусконаладочных работ.
Определение сметной стоимости, как расчетной величины, выполняется самостоятельно заказчиком или подрядчиком по правилам и формам, наиболее целесообразным в каждом случае строительства. В то же время, общий порядок сметных расчетов в строительстве действуют практически без изменений уже почти 200 лет.
В централизованной административной системе сметная стоимость (стоимость СМР) являлась основным официальным документом для решения задач планирования, управления, контроля и финансирования строительства[3, с. 48].
В рыночных условиях хозяйствования сметная (расчетная) стоимость является только начальным, отправным пунктом договорного процесса и может стать руководящим документом по организации и финансированию строительства только при условии внесения специальной оговорки в подрядный договор.
1.3. Рыночная цена
В отличие от сметной стоимости, рыночная цена строительства устанавливается по законам конъюнктуры рынка подрядной деятельности, под влиянием текущего спроса и предложения на строительную продукцию и уровня инвестиционной активности в регионе и стране в целом.
Рыночная цена может быть больше или меньше сметной расчетной стоимости и определяется экспертными методами или в процессе конкурсов, подрядных торгов, тендеров и т. д.
В практической деятельности рыночные факторы ценообразования строительства используются при рассмотрении и согласовании отдельных элементов сметной стоимости (уровень оплаты труда рабочих, накладные расходы и прочие затраты подрядчика, сметная прибыль).
Рыночная цена строительной продукции определяется как средняя, объективно обусловленная стоимость возведения или ремонта конкретного объекта на данном региональном рынке в реальный календарный период времени строительства.
Рыночная цена в строительстве является переходным элементом от сметной стоимости к договорной цене строительства и включает расчетную сметную стоимость на момент заключения контракта и затраты, учитывающие рыночные факторы изменения сметной стоимости за период строительства[9, с. 99].
В настоящий переходный период целесообразно выделение рыночной составляющей в контрактной (договорной) цене в отдельный блок сметного расчета ввиду сложности вопроса, отсутствия опыта и навыков рыночного ценообразования у большинства специалистов по сметному делу. В этом случае неизбежные ошибки влияют только на рыночную составляющую договорной цены, не затрагивая основную сметную стоимость предстоящего строительства.
1.4. Договорная цена строительства
Контрактная (договорная) цена формируется в результате договорного процесса между заказчиком и подрядчиком на основе данных о сметной стоимости и рыночной цене строительной продукции.
Договорная стоимость устанавливается с учетом детальных сметных расчетов и прогноза (дисконта) изменения уровня предстоящих затрат за расчетное время проведения строительства. Договорная цена может значительно отличаться от сметной и рыночной в зависимости от формы договора (контракты с твердой или открытой ценой), продолжительности строительства, договорной формы авансирования и порядка расчетов за выполненные работы.
Стоимость строительства, установленная в договоре строительного подряда между заказчиком и подрядчиком, в рыночных условиях является окончательной ценой, на основании которой осуществляется финансирование строительства. В бухгалтерском учете у заказчика и подрядчика (в соответствии с ПБУ 2/94 «Учет договоров на капитальное строительство» и «Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций») расчеты за объекты строительства выполняются исходя из договорной цены строительства, понятие «сметная стоимость» из официальной отчетности фактических затрат полностью исключено[2, с. 149].
Отношения между субъектами инвестиционной деятельности регулируются Законом РФ «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26 июня 1991 г. № 1488–1. В статье №7 данного закона говорится: «Основным правовым документом, регулирующим производственно-хозяйственные и другие взаимоотношения субъектов инвестиционной деятельности, является договор (контракт) между ними. Заключение договоров (контрактов), выбор партнеров, определение обязательств, любых других условий хозяйственных взаимоотношений, не противоречащих законодательству РСФСР и республик в составе РСФСР, является исключительной компетенцией субъектов инвестиционной деятельности. В осуществление договорных отношений между ними не допускается вмешательство государственных органов и должностных лиц, выходящее за пределы их компетенции».
1.5. Новая концепция ценообразования в строительстве
Основные принципы определения цены строительной продукции и взаимоотношения сторон строительного процесса в переходный период определены в «Основных положениях (концепции) ценообразования и сметного нормирования в строительстве в условиях развития рыночных отношений» (инструктивное письмо Минстроя РФ от 22 октября 1993 г. № БЕ–19–21/12). Далее цитируем:
«Действовавшая до 1 января 1991 г. система ценообразования и сметного нормирования в строительстве была основана на фиксированных (неизменных в течение достаточно длительного периода – от 5 до 15 лет) оптовых ценах, тарифах и других элементах стоимости на применяемую в строительстве промышленную продукцию. Она отвечала (хотя и не в полной мере) требованиям директивного планирования, была сориентирована на сохранение стабильного уровня сметных цен в строительстве в период между их реформированием и не требовала уточнения сметной документации вследствие текущих изменений ценовых факторов. Эти изменения учитывались через финансовые планы подрядных министерств (ведомств), а последними – по подведомственным строительно-монтажным организациям. Такие принципы определения сметной стоимости приводили к значительным искажениям истинных показателей работы непосредственных производителей строительной продукции. Совершенно очевидно, что такая система непригодна для рыночной экономики.
Происходящий в Российской Федерации процесс коренных изменений в экономической системе и ценовой политике, введение в действие нового российского законодательства, в т.ч. Закона РСФСР «ОБ инвестиционной деятельности в РСФСР», в соответствии с которым основным правовым документом, регламентирующим производственно–хозяйственные и другие взаимоотношения субъектов инвестиционной деятельности, является договор (контракт), определяют необходимость внесения принципиальных изменений в систему ценообразования и сметного нормирования в строительстве[1, 5 и др.].
Концепция отражает особенности ценообразования строительной продукции в переходный период возникновения и развития рыночных отношений в строительно-инвестиционном комплексе. Положения концепции ориентированы на предприятия и организации, осуществляющие капитальное строительство и капитальный ремонт зданий и сооружений, независимо от их форм собственности и принадлежности.
Исходя из настоящей концепции, Госстрой России ведет и предусматривает дальнейшую разработку соответствующих методических документов, более детально раскрывающих изменения, вносимые в систему ценообразования и сметного нормирования в строительстве.
Политика ценообразования и сметного нормирования в строительстве является составной частью общей ценовой политики Российской Федерации, органически вписывающейся в общую экономическую политику государства.
Основными задачами новой системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве являются[5, с. 79]:
· формирование свободных (договорных) цен на строительную продукцию, их экономическая оптимизация и государственное регулирование через цены на отдельные виды ресурсов;
· обеспечение полного набора сметных нормативов (элементных и укрупненных) и различных условий их применения при самостоятельности субъектов инвестиционной деятельности;
· определение стоимости строительства на разных этапах инвестиционного цикла.
При определении стоимости строительства необходимо обеспечивать[8,с. 66]:
· гибкий, вариантный подход к вопросам ценообразования, без жесткой регламентации и чрезмерной централизации;
· возможность выбора наиболее рационального способа исчисления величины сметной прибыли, накладных расходов других затрат, сопутствующих строительству, с освобождением от влияния конъюнктуры цен на рынке строительных материалов;
· соблюдение принципа равноправия участников инвестиционного процесса, обязательного взаимного согласия сторон по принимаемым решениям в ходе согласования свободных (договорных) цен на строительную продукцию;
· рекомендательный характер общих положений вместе с возможностью учета отраслевых и местных особенностей осуществления строительства путем отражения этих особенностей в ведомственных и региональных методических документах;
· возможность широкого выбора соответствующей нормативной базы, на основе которой производится расчет затрат.
При установлении состава и содержания предпроектной и проектно-сметной документации на строительство рекомендуется руководствоваться действующими положениями по составу, порядку разработки, согласования и утверждения указанной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений с учетом дополнительных требований, отвечающих рыночным отношениям, и, имея в виду, что стадийность (сочетаний стадий, выбор утверждаемой стадии) проектирования жестко не регламентируется и может приниматься в виде технико-экономического обоснования (ТЭО) строительства, проекта, рабочей документации, а инвестор и подрядчик имеют право принимать за основу для формирования свободной (договорной) цены на строительную продукцию стоимость, определенную на любой стадии разработки документации для строительства.
Исходя из общей экономической и единой ценовой политики Российской Федерации, а также ценовых соотношений, отражающих спрос и предложение на рынке инвестиций, основным направлением ценовой политики в строительстве становится дальнейшее расширение сферы применения свободных (договорных) цен на строительную продукцию. Формирование этих цен осуществляется как инвестором (заказчиком), так и подрядчиком на равноправной основе. Более широкое применение таких цен создает условия, при которых они наилучшим образом выполняют свои функции в рыночном регулировании воспроизводственных пропорций, а также ликвидации ценовых диспропорций.
Основным методом экономической оптимизации цены строительной продукции в новых условиях являются подрядные торги.
Проведение подрядных торгов по вновь начинаемым объектам для федеральных государственных нужд является обязательным и производится в порядке, установленном Положением о подрядных торгах в Российской Федерации.
При возникновении разногласия по уровню свободных (договорных) цен на строительную продукцию, когда у заказчика имеются предложения только от одного подрядчика, подрядные организации обосновывают свои предложения необходимыми расчетными материалами.
Разногласия между заказчиком и подрядчиком по уровню указанных цен при заключении договоров подряда подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.
Государственное воздействие на формирование цен в строительстве осуществляется, как правило, косвенными методами регулирования. Косвенные методы, т.е. влияние на уровень цен, – это предоставление льготных кредитов, дотаций, финансовая поддержка отдельных предприятий за счет бюджета и внебюджетных фондов, изменение уровня налоговых ставок и др. Прямые методы – это установление фиксированных цен (или коэффициентов их изменения) и предельных цен на отдельные виды ресурсов, применяемых в строительстве, особенно на местные материалы.
Принятые решения об инвестировании и для оценки стоимости строительства в процессе подготовки предложения по свободным (договорным) ценам на строительную продукцию рекомендуется составлять[9, с. 205]:
· при разработке предпроектной или проектно-сметной документации по заказу инвесторов – инвесторские сметы (расчеты, калькуляции издержек);
· при подготовке к заключению договора подряда на капитальное строительство подрядчиком или по его заказу проектной организацией на основании объявленной (разосланной) инвестором тендерной документации – расчеты (сметы, калькуляции издержек производства) подрядчика.
При составлении смет (расчетов) инвестора и подрядчика могут применяться различные методы и, в частности: ресурсный, ресурсно-индексный, базисно–индексный, базисно-компенсационный, на основе банка данных о стоимости ранее построенных или запроектированных объектов-аналогов и др.
Выбор метода составления смет (расчетов) осуществляется в каждом конкретном случае в зависимости от условий контракта и общей экономической ситуации.
При составлении инвесторских смет (расчетов), в особенности в предпроектных проработках и на ранних стадиях проектирования, рекомендуется использовать различные укрупненные показатели стоимости строительства, укрупненные сметные нормативы, включая и прейскуранты (в базисном уровне цен), банки данных о базисной стоимости ранее построенных или запроектированных аналогичных объектов. Приведение к текущему уровню может производиться при этом путем применения индексов, определенных расчетами на базе набора ресурсов в ресурсно-технологической модели (РТМ) и данных об индексах цен на отдельные ресурсы.
Стоимость строительства в текущем уровне цен в документации заказчика носит предварительный характер и используется при принятии решения о целесообразности данного строительства.
Окончательная цена стройки определяется соглашением между заказчиком и подрядчиком.
На основе текущего (прогнозного) уровня стоимости, определенного в составе сметной документации, заказчики (инвесторы) и подрядчики формируют свободные (договорные) цены на строительную продукцию. Эти цены могут быть открытыми, т.е. уточняемыми в соответствии с условиями договора (контракта) в ходе строительства, или твердыми (окончательными), реальное применение которых будет возможным в перспективе, по мере стабилизации рынка.
Подготовка материалов обоснования свободной (договорной) цены на строительство является обязанностью стороны, которой поручается это сделать в соответствии с достигнутой договоренностью».
1.6. Технология формирования цены в строительстве
2
7 4
8 5
6
9 10
15
1
11 14 3
12 13
Рис. 1. Схема ценообразования на строительную продукцию
Обозначения на рисунке 1:
1, 2, 3 – сырье, материалы и так далее
4 – прямые затраты
5 – накладные расходы
6 – инвесторская себестоимость СМР
7 – сметная прибыль
8 – инвесторская сметная стоимость СМР
9 – лимитные затраты
10 – сметная стоимость СМР подрядчика
11 – затраты на инфраструктуру
12 – НДС
13 – договорная цена
14 – затраты инвестора
15 – инвесторская сметная стоимость объекта ( ИССО)
Все обязательные элементы, входящие в состав цены, предопределяются СНиП.
2. Порядок формирования локальной сметы с применением новой сметно- нормативной базы в строительстве
2.1. Общая характеристика локальной сметы
Новая сметно-нормативная база ценообразования в строительстве 2001 года включает сметные нормативы и единичные расценки (в сметных ценах на 01.01. 2000 года) на:
1. строительные и специальные строительные работы;
2. ремонтно-строительные работы;
3. монтажные работы;
4. пуско-наладочные работы.
Основу сметно-нормативной базы составляют элементные сметные нормы в натуральных измерителях, а расценки являются производными от норм.
Нормы и расценки делятся также по уровню применения на[1, 7 и др.]:
1. государственные элементные сметные нормы (ГЭСН-2001):
2. федеральные единичные расценки (ФЕР-2001):
3. территориальные (региональные, местные) (ТЕР и ТЕСН):
4. отраслевые (ведомственные):
5. производственные (фирменные).
Приоритетное значение в системе ценообразования отводиться территориальным единичным расценкам, учитывающим особенности строительного производства и уровня цен на строительную продукцию в данном регионе.
К каждому уровню ценовых нормативов разработаны методические указания по их применению, которыми следует руководствоваться при составлении локальных смет.
Для определения сметной стоимости строительства зданий и сооружений составляется сметная документация, состоящая из локальных смет, локальных сметных расчетов, объектных смет, объектных сметных расчетов, сводных сметных расчетов стоимости строительства, сводок затрат и др.
Локальные сметы являются первичными сметными документами и составляются на отдельные виды работ и затрат по зданиям и сооружениям или по общеплощадочным работам на основе объемов, определившихся при разработке рабочей документации (РД), рабочих чертежей.
Локальные сметы могут быть составлены двумя способами: ресурсным методом и базисно-индексным.
2.2. Использование ресурсного метода при составлении локальной сметы
Ресурсный метод определения стоимости представляет собой калькулирование в текущих (базисных, прогнозируемых) ценах и тарифах элементов затрат (ресурсов), необходимых для реализации проекта. К ресурсам, потребляемым в процессе строительства, относятся: затраты труда рабочих основного производства и механизаторов, время эксплуатации строительных машин и механизмов, выраженный в натуральных измерителях расход материалов и энергетических ресурсов (материалы, изделия, конструкции, энергоносители на технологические нужды). Ресурсы определяются на основе сборников ГЭСН-2001 и других сметных нормативов. Применение ресурсного метода рекомендуется на всех стадиях разработки технической документации для строительства: рабочая документация (РД), рабочий проект (РП), проект (П), эскизный проект (ЭП), технико-экономические обоснования (ТЭО) инвестиций и тендерная документация (ТД). Для всех указанных стадий, кроме РД, РП и расчетов за выполненные работы, требуется разработка укрупненных сметных норм.
Ресурсный метод очень трудоемкий и, как правило, применяется при производстве строительно-монтажных работ, содержащих небольшое количество операций (например: строительство простейших дорог, без инженерных сооружений и т.п.)[5, с. 155]
Для определения сметной стоимости строительных работ ресурсным методом рекомендуется применять формы локальной ресурсной ведомости и локального сметного расчета (локальной сметы):
- форма №5 – локальная ресурсная ведомость;
- форма №4 – локальный ресурсный сметный расчет;
- совмещенная форма – локальная смета.
Ресурсы, на основе оценки которых определяется стоимость соответствующих работ, выделяются в суммарном виде по зданию (сооружению) в целом. Возможно их суммирование также и по каждому из разделов локального сметного расчета (локальной сметы). В необходимых случаях производится суммирование ресурсов и при определении стоимости работ, подлежащих выполнению соответствующим субподрядчиком.
Оценку выделенных ресурсов при определении стоимости рекомендуется производить в текущем или базисном уровнях цен. Для определения прямых затрат в локальных сметах на строительные работы рекомендуется предварительно составлять локальную ресурсную ведомость, в которой выделяются ресурсные показатели.
Все ресурсные показатели, выделяемые из сметных нормативов, применяются со всеми поправками (коэффициентами), которые приведены в соответствующих сборниках и Общих указаниях к ГЭСН.
Рекомендуется суммирование показателей фиксировать в следующей последовательности:
· Трудовые ресурсы -затраты труда рабочих-строителей, чел.-ч.;
· Средний разряд работ- затраты труда машинистов, чел.-ч.
· Строительные машины, маш.-час.
· Материальные ресурсы, натуральные показатели.
Составление ресурсных смет на крупные объекты с большой номенклатурой ресурсов возможно только с использованием компьютера и специальных программ. Наибольшее затруднение у сметчиков вызывает необходимость проставлять цены на тысячи материальных ресурсов основного и вспомогательного назначения. В ресурсных сметах затруднен учет повышенных тарифных ставок при выполнении работ с тяжелыми и вредными условиями труда, потому что приходится выделять долю таких работ, как по отдельным позициям сметы, так и в целом. Немало сложностей и при расчете среднего разряда работ по смете (или разделу), а также при расчете оплаты труда машинистов через затраты труда.
2.3. Использование базисно- индексного метода при составлении локальных смет
Составление смет по единичным расценкам базисно-индексным методом остается приоритетным и в новой системе сметного ценообразования.
Базисно-индексный метод предусматривает применение различных индексов (коэффициентов) пересчета сметной стоимости (как общей, так и отдельных элементов затрат) для пересчета из базисного (на 01.01.2000г.) в текущий или прогнозный уровень цен.
Составление смет по единичным расценкам осуществляется как в базисном, так и в текущем уровнях цен или в двух уровнях цен одновременно, когда такая необходимость установлена заказчиком сметной документации.
Стоимость материалов, изделий и конструкций, не включенных в стоимость прямых затрат по базисным единичным расценкам (т.н. “неучтенные ресурсы”) и приводимых отдельной строкой непосредственно в единичных расценках с указанием кода, наименования и расхода на измеритель расценки, принимается, как правило, в текущем уровне цен по условиям поставки (комплектации) или путем индексации базисной стоимости. В актах выполненных работ фактическая, текущая стоимость ресурсов, подтверждается соответствующими расчетно-платежными документами и данными складского и производственного учета[8, с.203].
Указанный подход является основой новой системы сметного ценообразования в строительстве и реализует ее основной принцип – контроль сметной стоимости (как со стороны заказчика), так и со стороны подрядчика (внутрифирменный контроль) через контроль стоимости основных (ценообразующих) ресурсов (строительных материалов, изделий и конструкций).
В процессе строительного производства участвуют огромное количество материальных ресурсов. Детальная выборка материалов из сметы на строительство многоквартирного жилого дома может составлять до 20-25 тысяч наименований по маркам, классам, сортаментам и т.д. Просчитать фактические цены по такой номенклатуре практически не представляется возможным. Все эти материалы делятся на две группы:
1-я группа – вспомогательные (или, как их часто называют, “прочие”) материалы. К ним относятся всевозможные метизы, мелкие металлоконструкции, электроды, добавки, лакокрасочные и битумные материалы и т.д.
2-я группа – основные (ценообразующие) материалы, конструкции и изделия. Это бетонные и железобетонные изделия, кирпич, арматура, растворы и бетоны и т.д.
Номенклатура вспомогательных материалов по сметам в несколько раз превосходит номенклатуру основных материалов, но при этом общая стоимость основных материалов составляет не менее 95% общей стоимости материалов. Влияние вспомогательных материалов составляет около 5%. Следовательно, важнейшей задачей является максимально точное определение сметной стоимости основных материалов, а вспомогательные могут быть приняты по средним ценам. Даже если при детальном расчете (как при ресурсном методе) какие-то прочие материалы окажутся дороже или дешевле среднего уровня, то в своей совокупности происходит “погашение” дешевых и высоких цен, а с учетом 5% влияния – погрешность сметных расчетов окажется ничтожной.
Система единичных расценок предусматривает, что все вспомогательные материалы просчитаны разработчиками расценок и включены по средним (средневзвешенным) базисным ценам. При составлении смет они будут проиндексированы в текущий уровень цен. Из чего следует, что составление локальных смет по единичным расценкам в новой сметно-нормативной базе предусматривает определение стоимости основных (ценообразующих) материалов. Технически такая работа хорошо знакома по сметно-нормативной базе 1984 года.
В отдельных единичных расценках (ФЕР-2001, ТЕР-2001) в графу 4 “Прямые затраты” и графу 8 “Материалы” не включена стоимость основных строительных материалов, изделий и конструкций, принимаемая исходя из проектных решений и текущих цен по условиям поставки (комплектации). Такие материалы приводятся отдельной строкой непосредственно в единичных расценках с указанием кода, наименования и расхода на измеритель расценки. Техническая характеристика принимается по проектным данным (рабочим чертежам). Такие расценки получили наименование – “открытые”.
При составлении локальной сметы и при расчетах за выполненные работы стоимость работ по таким расценкам определяется двумя строками:
· в первой строке исчисляется стоимость работ по соответствующей единичной расценке;
· во второй строке, стоимость не учтенных расценками материалов, изделий и конструкций.
По некоторым материалам, изделиям и конструкциям в расценках указаны только наименования, а расход их принимается по проектным данным (рабочим чертежам).
В случаях, когда на момент составления сметной документации отсутствуют данные о стоимости материалов, необходимо использовать данные о ценах, приводимые в Сборнике средних сметных цен на материалы, изделия и конструкции и другие справочно-информационные материалы о текущих ценах на строительные ресурсы. По материалам поставки заказчика сведения о ценах формируются по данным заказчика.
Позиции смет по открытым расценкам очень наглядны и легко контролируемы. Сразу виден основной материал, его расход и сметная стоимость. Закрытые расценки не обладают данным преимуществом, особенно когда потом стоимость будет индексироваться в текущий уровень цен. С другой стороны, по открытым расценкам значительно увеличивается трудоемкость сметных работ (от 30 до 50%), но преимущества получения объективной цены покрывают трудовые издержки[3, с. 89].
Вариантность составления локальных смет по единичным расценкам базисно-индексным методом обуславливается следующими факторами: стадией проектирования и условиями разработки смет. Это может быть предварительная смета, смета в составе проекта, смета подрядчика, акт выполненных работ и т.д.
К примеру, сметчики проектных институтов при составлении смет к проекту не в состоянии формировать стоимость ресурсов по фактическим ценам и обзванивать производителей и поставщиков строительных материалов. Сметчик подрядчика, формирующий т. н. “процентовку”, уже имеет фактическую стоимость материалов от производственных служб.
Поэтому варианты формирования локальных смет могут различаться по следующим признакам и решениям:
По общему уровню цен:
- в базисном уровне цен;
- в текущем (прогнозном) уровне цен;
- в базисном и текущем уровнях цен одновременно.
По уровню цен основных (выведенных за расценку) материалов:
- в базисном уровне цен;
- в текущем уровне цен;
(в обоих случаях основная строка расценки приводится в базисном уровне, а потом индексируется).
По методу группировки основных материалов в смете:
- основные материалы приводятся сразу под основной строкой расценки;
- основные материалы группируются в конце сметы или раздела с объединением расхода одинаковых материалов.
По методу определения цен на основные материалы:
- основные материалы принимаются по средним (средневзвешенным) ценам из специализированных сборников средних сметных цен на материалы (типа ССЦ);
- основные материалы принимаются по фактическим текущим ценам по данным поставки (комплектации);
- часть материалов принимается по средним ценам, а часть по фактическим;
- основные материалы индексируются из базисного уровня цен (редко применятся, так как ведет к большим погрешностям).
Указанные признаки могут взаимно комбинироваться.
Вариант 1. “ПО СРЕДНИМ ТЕКУЩИМ СМЕТНЫМ ЦЕНАМ”
Данный вариант наиболее применим в проектных организациях при составлении смет к проектам, финансирование строительства которых предусматривается из бюджетных источников. Он наиболее постой и привычен для сметчиков. Обязательное условие применения этого варианта – наличие в регионе постоянно обновляемых Сборников средних сметных цен (ССЦ) на материалы и широкого мониторинга цен на рынке, а у сметчика наличие информации о ценах на материалы.
Суть варианта:
- основные строки расценок приводятся в локальной смете в базисном уровне цен;
- выведенные за расценки основные материалы приводятся под строками расценок сразу в текущем уровне средних сметных цен (сами текущие цены берутся в скобки, чтобы сразу было видно, что это текущая цена);
- в конце локальной сметы (или раздела) базисные итоги затрат по оплате труда, машинам и включенным в расценки прочим материалам индексируются в текущий уровень цен. При этом общий итог по стоимости материалов в текущем уровне цен получается сложением проиндексированной в составе расценки стоимости прочих материалов и основных материалов, уже принятых в смете сразу в текущем уровне.
Указанный вариант имеет погрешность точности в зависимости от объективности данных об индексах цен и о средних сметных ценах на материалы.
Вариант 2. “ПО ФАКТИЧЕСКИМ ТЕКУЩИМ СМЕТНЫМ ЦЕНАМ”
Данный вариант можно назвать “сметой подрядчика”, а также он является основным при формировании Актов выполненных работ.
Суть варианта:
- основные строки расценок приводятся в локальной смете в базисном уровне цен;
- выведенные за расценки основные материалы приводятся под строками расценок сразу в текущем уровне фактических сметных цен. Фактические цены формируются по условиям поставки (комплектации) конкретных объектов строительства на основании данных бухгалтерского, складского и производственного учета. По материалам поставки заказчика сведения о ценах формируются по данным заказчика.
Данный вид цен рекомендуется использовать на этапе расчетов за выполненные строительно-монтажные работы, или когда в распоряжении составителя сметы имеются данные о фактической стоимости материалов.
При обосновании фактических цен могут, по просьбе заказчика, составляться калькуляции сметной стоимости материалов и калькуляции сметной стоимости транспортных расходов.
Сами текущие цены берутся в скобки, чтобы сразу было видно, что это текущая цена.
В конце локальной сметы (или раздела) базисные итоги затрат по оплате труда, машинам и включенным в расценки прочим материалам индексируются в текущий уровень цен. При этом общий итог стоимости материалов в текущем уровне цен получается сложением проиндексированной в составе расценок стоимости прочих материалов и основных материалов, уже принятых сразу в текущем уровне цен.
Указанный вариант обеспечивает наименьшую погрешность сметных расчетов, сопоставимую с составлением смет ресурсным методом.
ЛОКАЛЬНЫЕ СМЕТЫ (расчеты) составляются:
· по зданиям и сооружениям:
· на строительные работы, специальные строительные работы, внутренние санитарно-технические работы, внутреннее электроосвещение, электросиловые установки, на монтаж и приобретение технологического и других видов оборудования, контрольно-измерительных приборов (КИП) и автоматики, слаботочных устройств (связь, сигнализация и т.п.), приобретение приспособлений, мебели, инвентаря и др.;
· по общеплощадочным работам:
· на вертикальную планировку, устройство инженерных сетей, путей и дорог, благоустройство территории, малые архитектурные формы и др.
В локальных сметах производится группировка данных в разделы по отдельным конструктивным элементам здания (сооружения), видам работ и устройств. Порядок группировки должен соответствовать технологической последовательности работ и учитывать специфические особенности отдельных видов строительства. По зданиям и сооружениям может быть допущено разделение на подземную часть (работы нулевого цикла) и надземную часть.
Локальная смета может иметь разделы:
· по строительным работам – земляные работы; фундаменты и стены подземной части; стены; каркас; перекрытия; перегородки; полы и основания; покрытия и кровля; заполнение проемов; лестницы и площадки; отделочные работы; разные работы (крыльца, отмостки и прочее) и т.п.;
· по специальным строительным работам – фундаменты под оборудование; специальные основания; каналы и приямки; обмуровка, футеровка и изоляция; химические защитные покрытия и т.п.;
· по внутренним санитарно-техническим работам – водопровод, канализация, отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха и т.п.;
· по установке оборудования – приобретение и монтаж технологического оборудования; технологические трубопроводы; металлические конструкции (связанные с установкой оборудования) т.п.
Стоимость, определяемая локальными сметами, включает в себя прямые затраты, накладные расходы и сметную прибыль.
Прямые затраты учитывают стоимость оплаты труда рабочих, материалов, изделий, конструкций и эксплуатации строительных машин.
Начисление накладных расходов и сметной прибыли при составлении локальных сметных расчетов (смет) производится в конце расчета (сметы), за итогом прямых затрат, а при формировании по раздела – в конце каждого раздела и в целом по смете.
Локальные сметы составляются по форме №4ер.
Пример составленной локальной сметы по объекту строительства представлен ниже.
3. Пример локальной сметы по объекту строительства
Ниже представлен пример составления локальной сметы по строительству.
Форма № 4
ЛОКАЛЬНАЯ СМЕТА № 1
На общестроительные работы
Сметная стоимость 2153216 руб.
Смета составлена в ценах 1984 года
№ п/п |
Наименование работ и затрат |
Количество |
Стоимость единицы, руб. |
Общая стоимость, руб. |
Затраты труда рабочих, чел.- час на занятых обслуживанием машин |
||||
всего |
эксплуатация машин |
всего |
основная зарплата |
эксплуатация машин |
обслуживающие машины |
||||
основная зарплата |
в том числе зарплата |
в том числе зарплата |
на единицу |
всего |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
Раздел 1. Земляные работы |
||||||||
1. Планировка площадки механизированным способом, 100 м2 |
13,50 |
52,10 |
99,54 |
703,35 |
81,95 |
1343,79 |
16,20 |
218,70 |
|
13,50 |
6,07 |
25,70 |
|
|
346,95 |
33,15 |
447,57 |
||
2. Разработка сухого грунта 11 группы в котлованах экскаватором вместимостью ковша 0,5 м3 на транспорт, 1000 м3 |
20,70 |
131,00 |
122,99 |
2711,70 |
165,81 |
2545,89 |
15,60 |
322,92 |
|
20,70 |
8,01 |
38,40 |
|
|
794,88 |
49,54 |
1025,40 |
||
3. Обратная засыпка грунта бульдозером с перемещением на 50 м. 1000 м3 |
0,68 |
50,30 |
98,70 |
34,20 |
3,80 |
67,12 |
14,30 |
9,72 |
|
0,68 |
5,59 |
23,56 |
|
|
16,02 |
30,39 |
20,67 |
||
ИТОГО ПО разделу 1 |
3449,25 |
251,55 |
3956,80 |
551,34 |
|||||
1157,85 |
1493,63 |
||||||||
2 |
Раздел 2. Фундаменты |
||||||||
4. Устройство железобетонных фундаментов под колонны из бетона В15, м3 |
320,00 |
3,59 |
2,78 |
1148,80 |
838,40 |
889,60 |
10,20 |
3264,00 |
|
320,00 |
2,62 |
5,40 |
|
|
1728,00 |
6,97 |
2229,12 |
||
5. Укладка фундаментных балок длиной до 6 м, шт. |
82,00 |
2,78 |
3,90 |
227,96 |
145,96 |
319,80 |
9,50 |
779,00 |
|
82,00 |
1,78 |
2,80 |
|
|
229,60 |
3,61 |
296,18 |
||
6. Оклеечная гидроизоляция в два слоя рубероида, м2 |
240,00 |
4,44 |
5,69 |
1065,60 |
504,00 |
1365,60 |
9,78 |
2347,20 |
|
240,00 |
2,10 |
4,80 |
|
|
1152,00 |
6,19 |
1486,08 |
||
7. Утепление фундаментных балок песком, м3 |
24,00 |
1,80 |
2,30 |
43,20 |
24,24 |
55,20 |
9,66 |
231,84 |
|
24,00 |
1,01 |
1,98 |
|
|
47,52 |
2,55 |
61,30 |
||
8. Укладка фундаментов под колонны массой до 1.5 т, шт. |
12,00 |
4,89 |
7,80 |
58,68 |
54,00 |
93,60 |
10,25 |
123,00 |
|
12,00 |
4,50 |
6,75 |
|
|
81,00 |
8,71 |
104,49 |
||
ИТОГО по разделу 2 |
2544,24 |
1566,60 |
2723,80 |
6745,04 |
|||||
3238,12 |
4177,17 |
||||||||
3 |
Раздел 3. Каркас |
||||||||
9. Установка прямоугольных колонн в стаканы фундаментов массой до 2 т, шт. |
72,00 |
13,45 |
19,80 |
968,40 |
698,40 |
1425,60 |
3,93 |
282,96 |
|
72,00 |
9,70 |
14,65 |
|
|
1054,80 |
18,90 |
1360,69 |
||
10. Укладка ригелей с полками массой до 5 т, шт. |
36,00 |
18,97 |
23,50 |
682,92 |
525,60 |
846,00 |
4,98 |
179,28 |
|
36,00 |
14,60 |
19,99 |
|
|
719,64 |
25,79 |
928,34 |
||
ИТОГО по разделу 3 |
1651,32 |
1224,00 |
2271,60 |
462,24 |
|||||
1774,44 |
2289,03 |
||||||||
4 |
Раздел 4. Покрытие |
||||||||
11. Укладка плит покрытий длиной до 6 м, площадью до 10 м2 при высоте здания до 25 м, шт. |
540,00 |
76,90 |
93,45 |
41526,00 |
26730,00 |
50463,00 |
5,47 |
2953,80 |
|
540,00 |
49,50 |
66,50 |
|
|
35910,00 |
85,79 |
46323,90 |
||
12. Устройство теплоизоляции из керамзита В30, м2 |
5400,00 |
110,30 |
158,91 |
595620,00 |
525420,00 |
858114,00 |
10,25 |
55350,00 |
|
5400,00 |
97,30 |
121,40 |
|
|
655560,00 |
156,61 |
845672,40 |
||
ИТОГО по разделу 4 |
637146,00 |
552150,00 |
908577,00 |
58303,80 |
|||||
691470,00 |
891996,30 |
||||||||
5 |
Раздел 5. Кровля |
||||||||
13. Рулонная трехслойная на битумной мастике, м2 |
5400,00 |
78,93 |
89,92 |
426222,00 |
263412,00 |
485568,00 |
58,87 |
317898,00 |
|
5400,00 |
48,78 |
56,40 |
|
|
304560,00 |
72,76 |
392882,40 |
||
ИТОГО по разделу 5 |
426222,00 |
263412,00 |
485568,00 |
317898,00 |
|||||
304560,00 |
392882,40 |
||||||||
6 |
Раздел 6. Полы |
||||||||
14. Подстилающий слой из бетона В7,5 толщиной 50 мм, м3 |
270,00 |
44,48 |
57,96 |
12009,60 |
8526,60 |
15649,20 |
28,90 |
7803,00 |
|
270,00 |
31,58 |
47,70 |
|
|
12879,00 |
61,53 |
16613,91 |
||
15. Асфальтобетонные покрытия., м2 |
5200,00 |
87,50 |
101,30 |
455000,00 |
358280,00 |
526760,00 |
79,52 |
413504,00 |
|
5200,00 |
68,90 |
90,21 |
|
|
469092,00 |
116,37 |
605128,68 |
||
ИТОГО по разделу 6 |
467009,60 |
366806,60 |
542409,20 |
421307,00 |
|||||
481971,00 |
621742,59 |
||||||||
7 |
Раздел 7. Стены и перегородки |
||||||||
16. Кирпичные простые стены толщиной 510 мм при высоте этажа более 4 м. М3 |
1300,00 |
179,58 |
201,36 |
233454,00 |
163020,00 |
261768,00 |
145,78 |
189514,00 |
|
1300,00 |
125,40 |
197,25 |
|
|
256425,00 |
254,45 |
330788,25 |
||
17. Кирпичные перегородки толщиной 125 мм, м2 |
250,00 |
158,45 |
187,36 |
39612,50 |
30550,00 |
46840,00 |
99,56 |
24890,00 |
|
250,00 |
122,20 |
144,40 |
|
|
36100,00 |
186,28 |
46569,00 |
||
18. установка панелей наружных стен длиной до 7 м, площадью до 10 м2 при высоте здания до 25 м, шт. |
310,00 |
101,89 |
132,40 |
31585,90 |
28008,50 |
41044,00 |
104,23 |
32311,30 |
|
310,00 |
90,35 |
103,50 |
|
|
32085,00 |
133,52 |
41389,65 |
||
ИТОГО по разделу 7 |
304652,40 |
221578,50 |
349652,00 |
246715,30 |
|||||
324610,00 |
418746,90 |
||||||||
8 |
Раздел 8. Оконные и дверные конструкции |
||||||||
|
19. Заполнение ленточных оконных проемов блоками с ординарными спаренными переплетами, высотой проема 4,215 м, м2 |
1200,00 |
47,80 |
58,99 |
57360,00 |
39000,00 |
70788,00 |
23,56 |
28272,00 |
1200,00 |
32,50 |
44,46 |
|
|
53352,00 |
57,35 |
68824,08 |
||
20. Установка дверных блоков в каменных стенах площадью проема свыше 3 м2, м2 |
60,00 |
24,11 |
29,78 |
1446,60 |
1072,80 |
1786,80 |
22,12 |
1327,20 |
|
60,00 |
17,88 |
19,88 |
|
|
1192,80 |
25,65 |
1538,71 |
||
30,00 |
10,80 |
11,90 |
324,00 |
282,00 |
357,00 |
20,14 |
604,20 |
||
21. Установка ворот со стальными коробками, с раздвижными полотнами, м2 |
30,00 |
9,40 |
9,80 |
|
|
294,00 |
12,64 |
379,26 |
|
ИТОГО по разделу 8 |
59130,60 |
40354,80 |
72931,80 |
30203,40 |
|||||
54838,80 |
70742,05 |
||||||||
9 |
Раздел 9. Штукатурные работы |
||||||||
22. Оштукатуривание стен по кирпичу цементно- известковым раствором, м2 |
340,00 |
38,50 |
42,50 |
13090,00 |
9384,00 |
14450,00 |
14,56 |
4950,40 |
|
340,00 |
27,60 |
38,92 |
|
|
13232,80 |
50,21 |
17070,31 |
||
23. Отделка поверхности стеновых плит под окраску, м2 |
1500,00 |
44,58 |
56,10 |
66870,00 |
51810,00 |
84150,00 |
16,58 |
24870,00 |
|
1500,00 |
34,54 |
37,77 |
|
|
56655,00 |
48,72 |
73084,95 |
||
ИТОГО по разделу 9 |
79960,00 |
61194,00 |
98600,00 |
29820,40 |
|||||
69887,80 |
90155,26 |
||||||||
10 |
Раздел 10. Стекольные работы |
||||||||
24. Остекление переплетов оконных стеклом толщиной 36 мм, м2 |
1200,00 |
10,80 |
15,67 |
12960,00 |
8160,00 |
18804,00 |
19,87 |
23844,00 |
|
1200,00 |
6,80 |
11,23 |
|
|
13476,00 |
14,49 |
17384,04 |
||
ИТОГО по разделу 10 |
12960,00 |
8160,00 |
18804,00 |
23844,00 |
|||||
13476,00 |
17384,04 |
||||||||
11 |
Раздел 11. Малярные работы |
||||||||
25. Клеевая окраска стен, м2 |
1840,00 |
18,80 |
19,90 |
34592,00 |
26588,00 |
36616,00 |
58,90 |
108376,00 |
|
1840,00 |
14,45 |
17,45 |
|
|
32108,00 |
22,51 |
41419,32 |
||
26. Улучшенная масляная окраска окон, м2 |
2400,00 |
22,20 |
25,64 |
53280,00 |
45408,00 |
61536,00 |
60,21 |
144504,00 |
|
2400,00 |
18,92 |
20,03 |
|
|
48072,00 |
25,84 |
62012,88 |
||
27. Тоже дверей, м2 |
120,00 |
20,54 |
24,56 |
2464,80 |
2109,60 |
2947,20 |
54,82 |
6578,40 |
|
120,00 |
17,58 |
18,80 |
|
|
2256,00 |
24,25 |
2910,24 |
||
28. То же ворот, м2 |
60,00 |
24,48 |
29,77 |
1468,80 |
1206,60 |
1786,20 |
34,52 |
2071,20 |
|
60,00 |
20,11 |
22,40 |
|
|
1344,00 |
28,90 |
1733,76 |
||
ИТОГО по разделу 11 |
91805,60 |
75312,20 |
102885,40 |
261529,60 |
|||||
83780,00 |
108076,20 |
||||||||
12 |
Раздел 12. Облицовочные работы |
||||||||
|
29. Облицовка стен санузлов глазурованной плиткой , м2 |
55,00 |
13,30 |
15,56 |
731,50 |
568,15 |
855,80 |
29,90 |
1644,50 |
55,00 |
10,33 |
12,23 |
|
|
672,65 |
15,78 |
867,72 |
||
30. То же колонн, м2 |
32,00 |
12,24 |
13,36 |
391,68 |
323,20 |
427,52 |
20,15 |
644,80 |
|
32,00 |
10,10 |
11,15 |
|
|
356,80 |
14,38 |
460,27 |
||
ИТОГО по разделу 12 |
1123,18 |
891,35 |
1283,32 |
2289,30 |
|||||
1029,45 |
1327,99 |
||||||||
|
|||||||||
|
Итого затраты по смете, руб. |
1661432,19 |
1329489,60 |
2104094,92 |
1081771,42 |
||||
1727233,46 |
2228131,16 |
||||||||
|
Прямые затраты, руб. |
|
1661432,19 |
|
|
|
|
|
|
|
Накладные расходы, руб. |
|
332286,44 |
|
|
|
|
|
|
|
Плановые накопления, руб. |
|
159497,49 |
|
|
|
|
|
|
|
Всего по смете, руб. |
|
2153216,12 |
|
|
|
|
|
|
Список литературы
1. Алклычев А. Ценообразование в период перехода к рыночной экономике.- М.: Институт экономики РАН, 1995.-145с
2. Андрианов В. Государственное регулирование, механизмы саморегуляции в рыночной экономики // Вопросы экономики.-1996.-№9.-с28-39.
3. Бадокина Е. Государственное регулирование цен: Учебное пособие. -Сыктывкар: Сыктывкарский университет, 1995.-52с
4. Законодательные акты и нормативы по строительству : Сб. основных официальных материалов / Сост. Н.П. Егорова.- М.: Стройиздат,1996.- 84 с
5. Калита Н., Кожуховский И. Ценообразование в условиях рынка. -Киев: УкрНИИТИ, 1999.-57с
6. Карпюк П. Проблемы ценообразования в новом экономическом механизме. М.:МНИИПУ, 1999.-147с
7. Либерман И.Г. Цены и себестоимость в строительстве. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 356 с.
8. О государственном регулировании цен в России // Цена-дайджест.-2000.-№1-с89-90
9. Цены и рынок. Цены в III квартале 1999 года: Справочно-методическое пособие. -М.:ООО «Цены и рынок» 1999.-193с
10. Цены и рынок. О работе органов ценообразования субъектов РФ и ответы на вопросы (1998г. I полугодие). Контроль за ценами: Справочно-методическое пособие.- М.:ООО «Цены и рынок» 1999.-223с