Содержание
Теоретическая часть. 3
1. Естественные монополии. Примеры российских естественных монополий. Государственное регулирование естественных монополий. 3
1.1. Понятие естественной монополии. 3
1.2. Государство естественные монополии. 4
1.3. Государственное регулирование естественных монополий. 6
2. Теоретические подходы к измерению денежной массы. Денежные агрегаты 8
2.1. Измерение денежной массы.. 8
2.2. Денежные агрегаты и их измерение. 11
Практическая часть. 16
Задача 1. 16
Задача 2. 17
Тесты.. 18
Список литературы.. 21
Теоретическая часть
1. Естественные монополии. Примеры российских естественных монополий. Государственное регулирование естественных монополий
1.1. Понятие естественной монополии
Естественная монополия-это отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают фирма обслуживает весь рынок целиком. Примером естественной монополии может являться почта в пределах какого-либо отдельного региона. Следует особо отметить, что в подобных отраслях особенно ярко выражена экономия, обусловленная ростом масштаба производства, и в то же время конкуренция неосуществима. Попытаемся объяснить, почему же генераторы, насосное и очистное оборудование, водопроводы и линии высоковольтной передачи. Такого все равно не будут покрыты доходами от производства, так как присутствие нескольких поставщиков воды или свое постоянное оборудование, в результате чего издержки на единицу продукции ,следовательно, и тарифы на электроэнергию и воду становятся средств производства, и в сфере сбыта. В результате конкуренции между отдельными фирмами слабые фирмы становятся банкротами, более сильные (для того, чтобы выдержать дальнейшую конкуренцию) сливаются, образуя чистую монополию. Развиваясь, чистая монополия может своим новым монопольным может существовать и успешно развиваться, не нанося при этом никого вреда отрасли[11, с. 149]. Примером таких монополий могут являться монополии в автомобилестроении или же в сфере производства бытовых товаров. Однако в отрасли, которая крайне необходима монополия не только не эффективна, но и ущербна. Поэтому для того, чтобы не допустить образования чистой монополии водоснабжение или электроэнергетика правительство обычно предоставляет исключительную привилегию одной и контролирует цены, которые он может назначить. Итак, образуется регулируемая или государственно-организованная монополия.
1.2. Государство естественные монополии
В разных странах перечень естественных монополий и интенсивность государственного вмешательства неодинаковы. Но, как правило, это иных коммунальных услуг. Формы деятельностью этих отраслей варьируют от всеобъемлющего руководства (например, в рамках национальных аспектов деятельности частных в этих отраслях (определение важнейших ориентиров их развития).
ВСША национализация в силу исторических причин не приобрел существенных регулирование применялось в отраслях общественного пользования. Это прежде всего газо-, электро- и водоснабжение, также различные отрасли одного и того же региона в этих отраслях ведет к дублированию значительных капитальных вложений, что с точки зрения общества было бы чрезмерно укрепление масштабов производств, что способствовало росту объемов операций внутри одного и того же района, снижению единичных задержек, улучшению обслуживания потребителей. В обмен на ряд привилегий, в том числе финансовых, которые предоставлялись государством отраслям общественного пользования, последние ним за услугами. Государственное воздействие на экономику этих отраслей проявлялось прежде всего в их регулировании в области финансов, заработной платы, цен, также качества продукции и предоставляемых услуг. природного газа, возложены на специальные комиссии штатов и Федеральную энергетическую комиссию. Регулирующая деятельность специальных комиссий ограничена операциями в пределах отдельных штатов. Сфера переходили от комиссий штатов к Федеральной энергетической комиссии. Правительственное регулирование цен в отраслях общественного пользования преследовало двойную цель. Во-первых, оно должно было стимулировать расширение производств общественного пользования, способствуя привлечению в эти отрасли новых капиталов. В области ценообразования такое регулирование осуществлялось, как правило, путем установления издержек плюс "разумная" прибыль. Под "разумной" прибылью понимается такая норма прибыли, которая выше процента, получаемого по правительственным облигациям, но ниже средней нормы прибыли во всей обрабатывающей промышленности. Допустимые нормы прибыли время от времени пересматриваются. В зависимости от экономической конъюнктуры они варьируют по различным штатам. В межштатной торговле чуть выше, но не больше 12% (средний уровень прибыли в обрабатывающей промышленности). Норм прибыли в отраслях общественного пользования чаще всего рассчитывается по отношению к остаточной стоимости основного капитала (за вычетом амортизационных отчислений). Вместе с тем, разрешенная норма прибыли не гарантируется. Ее фактическая величин Ограничение размеров прибыли определенным нормативом нередко отрасли общественного Государственное регулирование оказывает существенное влияние регулирование цен на природный газ и электроэнергию осуществлялось только в пределах отдельных штатов местными властями или специальными комиссиями. Все поставки за пределы штата, имевшие в то время небольшой объем оставались вне контроля. К середине 40-х годов благодаря достижениям в области передачи электроэнергии и роль стала столь существенной, что в 1935г. газа из одного штата в другой. Цены производителей (добытчиков) газа находились вне контроля со стороны Федеральной энергетической компании, что закрепляло их монопольное положение при снабжении газопроводных компаний и установлении цен. Такое положение сохранялось в течении почти двух десятилетий, и только в 1954г.под давлением газопроводных и распределительных компаний, также крупных промышленных потребителей, Верховный суд США принял решение, изменившее эту ситуацию. Федеральная электрическая компания получила право регулирования газ продавался газопроводным компаниям, должен был предварительно получить разрешение компании. Основным направлением государственного регулирования в промышленности природного газа долгое время являлось сдерживание роста цен, что имело и положительные (значительный рост потребления природного газа ), и отрицательные последствия. В частности, расценки внутри штата не регулировались, шло расширение поставок газа внутри штата в ущерб межштатной торговле. Кроме того, заниженные цены ослабляли у компаний- производителей стимулы к расширению поисковых и разведочных работ, что вело к сокращению обеспеченности добычи разведываемых запасов. В попытке преодолеть нежелательные последствия регулирования была введена система двойных цен на старые и новые месторождения. От практики установления Федеральной энергетической комиссией дифференцированных цен для крупнейших газодобывающих районов начали переходить к системе единых цен для торговли между штатами. Уровни цен были повышены. Но все эти меры оказались недостаточными, что породило настойчивые требования ослабить или снять ценовой контроль. В 80-е годы в США наметилась тенденция к де регуляции; сокращению вмешательства экономической деятельности в отраслях общественного пользования сохраняется фиксирование уровня дохода предприятий. При этом главенствует идея определения "справедливой цены",которая лишает компанию-монополиста извлекать сверхприбыль, но позволяет ей обеспечить ее покрытие расходов на производство и "справедливую"прибыль.
1.3. Государственное регулирование естественных монополий
Говоря о распределении ресурсов, следует отметить, что наиболее эффективно ресурсы распределяются на конкурентных рынках. Принимая во внимание этот факт, можно утверждать, что работникам органов регулирования следует сымитировать работу конкурентных рынков в тех секторах, где существует естественная монополия. Как и в случае конкурентных рынков, издержки должны минимизироваться, цены должны определяться на основе предельных издержек. Кроме того, органы регулирования должны соблюдать баланс между интересами потребителей, которые желают низких цен, и экономической основных правил регулирования деятельности естественных монополий[15, с. 149].
Цены должны быть максимально приближены к предельным издержкам. Прибыль правила.
Прежде, чем давать какие-либо установления цен на продукцию фирмы- монополиста.
Кривые предельных и средних издержек (LRMC и LRAC соответственно) для естественной получает экономические прибыли, поскольку Pm>LRAC, то есть показывает предельный товара. Чтобы продать количество Q*, равное эффективному выпуску, цена должна быть установлен на уровне P*, что равняется долгосрочным предельным издержкам выпуска этого количества товара. Пока LRMC постоянно уменьшается прежде, чем пересечь кривую спроса, фирма не может покрыть свои издержки при столь низкой цене. Когда достигается Qm, LRAC (то есть средние издержки) превосходят LRMC (предельные издержки). Устанавливая P*=LRMC для достижения выпуска продукции объёмом Q*, фирма сталкивается с убытками. Итак, если бы монополия принуждена была устанавливать цену, равную предельным издержкам, то для продолжения деятельности ей потребовались правительственные субсидии.
Таким образом, работники регулирующих служб должны пытаться устанавливать цены, максимально приближенные к предельным издержкам, но вместе с тем обеспечивать получение дохода, достаточного для возмещения издержек. Один из способов, с помощью которого можно было бы этого добиться, заключается в использовании двухкомпонентного тарифа[13, с. 109].
Двухкомпонентный тариф представляет собой фиксированную сумму за фиксированная плата, скажем, в 4 доллара в месяц за подключение к муниципальной электрической сети, затем-отдельно измеряемая по счетчику плата за каждый киловатт-час электроэнергии. Доход от фиксированной составляющей платы за услугу давал бы компании возможность возместить свои издержки даже в том случае, если переменная составляющая была бы установлена равной предельным издержкам. Некоторые предприятия коммунального обслуживания используют модифицированную систему, при которой несколько первых отпускаются по более средних издержек(LRAC) имеет место нулевая прибыль. При этой цене объем потребительского спроса составит Qr. Заметим, что Рr есть минимальная работать самостоятельно, без субсидий. Пусть цена Pr одобряется регулирующей службой, тогда монополия может продать всё количество до величины выпуска убыткам. Отсюда следует, что фирма максимизирует прибыли при установлении комиссией цене(Pr), производя Qr единиц в месяц при этой цене, даже если Pr>LRMC при таком уровне выпуска.
Однако необходимо упомянуть, что существуют две проблемы, связанные с ценообразованием в том, что при объёме выпуска Qr, то есть при объёме ценообразованию на основе средних издержек, велика величина социальных потерь. В основу второй причины положен тот факт, что предельные издержки предприятий сферы коммунального обслуживания имеют тенденцию к изменению во время, когда работают только эффективные предприятия, чем в на полную мощность. Цены должны отражать изменение величины предельных издержек во времени; цены, базирующиеся на средних издержках, обычно не могут это сделать должным образом.
2. Теоретические подходы к измерению денежной массы. Денежные агрегаты
2.1. Измерение денежной массы
Хотя деньги в их широком понимании являются наиболее ликвидной формой активов, ликвидность отдельных компонентов денежной массы различна. Очевидно, что наличные деньги и остатки средств на текущих счетах предприятий или сберегательных счетах до востребования более ликвидны, чем остатки средств на срочных счетах или сберегательные сертификаты. Поэтому в разработках центральных банков большинства стран и в статистических публикациях денежная масса обычно структурируется по степени ликвидности ее компонентов. По мере снижения ликвидности в число компонентов денежной массы последовательно включаются активы, все в меньшей мере способные выполнять функцию средства платежа и все в большей степени пригодные служить средством сохранения ценности, так что само понятие денег приобретает все более широкий смысл, а объем денежной массы увеличивается
Не существует, однако, какой-либо единой, принятой всеми номенклатуры агрегатов денежной массы. Ее состав и структура различны в разных странах и определяются прежде всего уровнем развития и характером денежного рынка в каждой стране, а также особенностями политики, проводимой ее Центральным банком[7, с. 77].
Чаще всего в денежной массе выделяют четыре следующих агрегата: М0 - банкноты и монеты, находящиеся в обращении вне банковской системы (наличные деньги);
Ml — наличные деньги плюс вклады в коммерческих банках до востребования без депозитов органов государственного управления; М2 — сумма Ml и среднесрочных (до 4-х лет) вкладов в коммерческих банках; M3 — сумма М2 и долгосрочных вкладов в коммерческих банках. В денежной статистике России в агрегат М2 включается объем наличных денег в обращении и остатков средств в национальной валюте на расчетных, текущих счетах и депозитах нефинансовых предприятий, организаций и физических лиц, являющихся гражданами Российской Федерации. Кроме того, используются понятия «квазиденьги» и «широкие деньги». Агрегат квазиденьги включает срочные и сберегательные депозиты и депозиты в иностранной валюте. Квазиденьги представляют собой ликвидные депозиты банковской системы, которые непосредственно не используются как средство платежа и обычно имеют меньшую скорость обращения, чем Ml. Совокупность агрегатов Ml и квазиденьги образует агрегат широкие деньги.
Измерение количества денег, циркулирующих в экономической системе, может оказывать весьма существенное воздействие на реальный выпуск продукта, уровень цен, занятость и многие другие экономические переменные.
Однако, измерение количества денег – весьма непростое дело. Проблема состоит в том, что в современной экономике различные виды активов одновременно в той или иной степени выполняют все три функции денег.
Сколько же необходимо денег для обслуживания обращения товаров? Принципиальную формулу, выражающие количество денег, мы уже определили:
, (1)
В нее необходимо внести одно дополнение. Ведь одни и те же деньги могут обслужить множеств о активов купли- продажи. Следовательно, наша формула буде выглядеть теперь таким образом:
, (2)
где n – число оборотов денег.
С развитием рыночных отношений изменяются и условия обращения денег. Например, при продаже товаров в кредит непосредственно денег не нужно. Следовательно, на сумму товаров, проданных товаров, необходимо уменьшить количество денег, в то же время к количеству товаров, проданных в кредит, по которым срок уплаты наступил. Кроме того, очень много обращаться товаров между предприятиями, регионами и так далее, по которым их стоимости взаимно погашаются. Таким образом, формула, определяющая количеств денег в обращении, окончательно выглядит так[6, с. 147]:
Это уравнение, определяющее количество денег в обращении, выведено классической школой.
Интересно и другое уравнение, определяющее количество денег, необходимых в обращении. Оно вроде бы ничем особенным не отличается от вышеприведенного:
MV=PQ, (3)
M = PQ/V, (4)
Где М – количество денег
V - скорость обращения денег
P – средний уровень цен на товары
Q – совокупный объем товаров услуг
Сумма цен товаров в первом уравнении заменена на средний уровень товарных цен во втором. И если в первом уравнении сумма цен товаров легко просчитывается на основе элементарных статистических показателей, то уровень цен на товары во втором случае есть величина весьма спорная. Однако имнно последнее уравнение- уравнение И. Фишера- легло в фундамент современного монетаризма. У него есть ряд достоинств, отсутствующих в современном уравнении К. Маркса, - все составляющие уравнения легко выводятся друг из друга, что говорит об их тесной взаимозависимости.
2.2. Денежные агрегаты и их измерение
Измерение количества денег, циркулирующих в экономической системе, может оказывать весьма существенное воздействие на реальный выпуск продукта, уровень цен, занятость и многие другие экономические переменные.
Однако, измерение количества денег – весьма непростое дело. Проблема состоит в том, что в современной экономике различные виды активов одновременно в той или иной степени выполняют все три функции денег. Поэтому мы не имеем чётких оснований для того, чтобы провести границу между собственно деньгами и другими ликвидными активами. В этом разделе мы рассмотрим денежные агрегаты.
Денежный агрегат – любая из нескольких специфических группировок ликвидных активов, служащих альтернативными измерителями денежной массы.
Деньги как средство обращения
Наличные деньги – металлические монеты и бумажные деньги.
Трансакционные вклады – депозиты, средства с которых могут быть переведены другим лицам в виде платежей по сделкам, осуществляемым с помощью чеков или электронных денежных переводов.
Параметр М1 – денежный параметр, в который включаются наличные деньги и трансакционные депозиты.
Вклады до востребования – не приносящие процента вклады, владельцы которых обладают правами на пользование чеками и электронными переводами.
Прочие чековые депозиты (вклады) - приносящие процент вклады, владельцы которых обладают правами на пользование чеками и электронными переводами.
Трансакционные вклады принимаются как коммерческими банками, так и сберегательными институтами – двумя тесно связанными типами финансовых посредников, в совокупности носящих название депозитные институты. Обычно все депозитные институты обозначаются одним словом “банки”[14, с. 100].
Деньги как ликвидное средство накопления
Второй денежный агрегат, рассматриваемый нами, основан на способности денег быть ликвидным средством накопления покупательной способности. Этот агрегат включает в себя ряд активов, имеющих фиксированную номинальную стоимость и способность превращаться для совершения платежей в наличные деньги или трансакционные депозиты; однако, в большинстве случаев эти активы не могут непосредственно переводиться от одного лица другому (как способом электронного перевода, так и посредством чека). В этот денежный агрегат входят следующие активы:
Взаимные фонды денежного рынка – независимые финансовые посредники, которые продают паи населению и используют полученные деньги для покупки краткосрочных ценных бумаг с фиксированным процентом. Почти вся прибыль от этих ценных бумаг (за вычетом небольшой платы за услуги) переходит к владельцам титулов собственности. Поскольку покупаемые ценные бумаги имеют очень устойчивую номинальную стоимость, фонды могут гарантировать, что стоимость одного титула собственности будет постоянной (и равной 1 доллару). Взаимные фонды денежного рынка предоставляют их акционерам ограниченные возможности для пользования чеками и электронными переводами, но на практике эти фонды гораздо реже используются для совершения платежей, чем обычные трансакционные депозиты[9, с. 89].
Депозитные счета денежного рынка – специальные вклады в депозитных институтах, сходные со взаимными фондами денежного рынка.
Сберегательные вклады – приносящие процент вклады в депозитных институтах, средства из которых могут быть изъяты без штрафа в любой момент. Однако эти вклады не дают их владельцам права на пользование чеками. Появление в последние годы специальных банковских автоматов, позволяющих иметь круглосуточный доступ к депозитным средствам, помещённым на сберегательные вклады, повысило ликвидность этих активов.
Срочные вклады – приносящие процент вклады в депозитных институтах, средства из которых могут быть изъяты без штрафа только по истечении установленного в договоре периода времени. На практике, штрафы за преждевременное изъятие вклада не очень велики, что делает эти вклады почти такими же ликвидными как сберегательные.
Однодневные соглашения об обратном выкупе – краткосрочные ликвидные активы, представляющие собой договоры о согласии фирмы или частного лица купить у финансового учреждения ценные бумаги, с тем, чтобы перепродать их обратно на следующий же день по заранее оговоренной цене. Разность цены продажи и цены перепродажи эквивалентна процентным выплатам за использование денежных средств. Её величина определяется в ходе заключения соглашения. Однодневные соглашения об обратном выкупе обычно имеют номинал, равный 10000 долларов, или более; эти активы в основном используются фирмами и финансовыми посредниками[9, с. 204].
Однодневные займы в евродолларах – краткосрочные ликвидные активы, аналогичные соглашениям об обратном выкупе, и служащие для операций с долларовыми фондами, находящимися на балансах депозитных институтов вне США. Широко используются в международном бизнесе. В совокупности с наличными деньгами и трансакционными депозитами эти активы представляют собой параметр М2. Как следует из данных, приведённых в таблице 1, параметр М2 по объёму в четыре раза больше, чем М1.
Другие денежные агрегаты
Кроме активов, входящих в параметр М2, существуют и другие несколько менее ликвидные активы. Например, многие депозитные институты продают депозитные сертификаты – сертификаты крупных срочных вкладов, продаваемые в основном единицами по 100000 долларов и более; основными покупателями этих активов являются фирмы. Депозитные сертификаты могут быть проданы их владельцам до наступления даты погашения. Владелец же обыкновенного срочного вклада может получить свои средства, только погасив счёт в банке-эмитенте. Поскольку цена, по которой продаётся депозитный сертификат, подвержена некоторым изменениям, его номинальная стоимость до погашения не является полностью фиксированной. В этом смысле депозитные сертификаты по своей сущности ближе к ценным бумагам, чем к вкладам.
Кроме однодневных соглашений об обратном выкупе и займах в евродолларах, существуют также срочные соглашения об обратном выкупе и займы в евродолларах. Эти активы отличаются от однодневных тем, что срок их действия обычно превышает 24 часа, и иногда составляет даже несколько месяцев.
Сумма параметра М2, депозитных сертификатов, срочных соглашений об обратном выкупе, срочных займов в евродолларах и титулов собственности взаимных фондов денежного рынка, принадлежащих различным институтам, представляют собой денежный агрегат, который называется параметр М3.
Активами, включаемыми в параметр М3, не исчерпывается список всех ликвидных активов. Некоторые виды ценных бумаг, такие, как банковские акцепты, коммерческие бумаги, краткосрочные ценные бумаги и облигации Казначейства США, также считаются довольно ликвидными. Сумма этих активов и параметра М3 обозначается термином параметр L; это – самый широкий из всех используемых на сегодняшний день денежных агрегатов.
Какой из денежных агрегатов лучше?
Если ставится задача измерения статического количества активов, используемых в качестве платёжного средства, то лучшим является параметр М1. Хотя титулы собственности взаимных фондов и депозитные счета денежного рынка технически возможно использовать для совершения сделок, эти активы используются в подобных целях гораздо реже, чем обычные трансакционные вклады. Большинство владельцев акций взаимных фондов денежного рынка пользуется ими как средством краткосрочного накопления стоимости[4, 6 и др.].
Относительное сходство параметра М1 с традиционным определением денег сделало этот параметр доминирующим денежным агрегатом на долгие годы. Однако, существует и другой подход, сторонники которого оспаривают первенство М1. Истоки такой точки зрения – в уравнении обмена MV=Py, где М – это статическое количество денег (или денежная масса); V - скорость обращения (среднегодовое количество, которое каждый доллар денежной массы расходуется на приобретение готовых услуг); P – уровень цен (среднее взвешенное значение цен готовых товаров и услуг, выраженное относительно базового годового показателя, равного 1.0); y – реальный национальный продукт (совокупная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведённых в экономической системе, рассчитанный с учётом инфляционных влияний). Авторы этого подхода задались вопросом: какое именно “М” находится в наиболее устойчивом и предсказуемом отношении к другим переменным того уравнения? Денежный агрегат, наиболее тесно связанный с остальными переменными, является и наиболее полезным в качестве для формулирования экономической теории и проведения экономической политики[3, с. 279].
Организационные и политические изменения начала 1980-х привели к росту стабильности зависимости М2 от остальных переменных и к снижению стабильности подобной зависимости для параметра М1. К концу 1980-х годов Федеральная Резервная Система также заняла эту позицию и в проведении своей политики начала подчёркивать значение параметра М2.
Практическая часть
Задача 1
УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ
Спрос и предложение на рынке некоторого товара описываются уравнениями q = 400-p, q= -50+2p. Найти уровень рыночной цены, которому соответствует избыток спроса в размере 60 единиц товара. Дать графическую интерпретацию.
РЕШЕНИЕ
Приведем к равенству уравнение спроса и предложения, при условии, что на рынке спрос превышает предложение на 60 единиц товара:
400-р+60=-50+2р,
-р-2р=-400-60-50,
-3р=-510,
Отсюда, р = 170 (ден. ед.)
Рис. 1. Графическая иллюстрация задачи
ОТВЕТ
Уровень рыночной цены равен 170 ден. ед.
Задача 2
УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ
Пусть первоначально размер национального капитала составляет 100 ден. Ед. В течение первого года осуществляются чистые инвестиции в размере + 3 ден. Ед., во втором году- -2 ден. Ед. Найти величину валовых инвестиций во втором году, если годовая норма потребления капитала равна 10 %.
РЕШЕНИЕ
Валовые инвестиции определяются по формуле:
I = j +d K, (5)
j - чистые инвестиции
d – норма амортизации каптала
K – наличный капитала
Тогда, j = +3-2 = 1 (ден. ед.)
I = 1+0,1*100 = 11 (ден. ед.)
ОТВЕТ
Сумма валовых инвестиций равна 11 ден. ед.
Тесты
1. Что неверно для конкурентного предприятия, находящегося в стоянии долгосрочного равновесия?
А) р = AFC
Б) р =AC
В) MC=AC
Г)p=MC
2. Предельная норма замещения (субституции) измеряет:
А) величину эффекта субституции благ;
Б) общую полезность, получаемую потребителем в равновесии;
В) дополнительную полезность, которую потребитель получает от последующих единиц благ;
Г) желание потребителя замещать одно благо другим так, чтобы общая полезность оставалась неизменной.
3. Если Х – нормальный товар, то рост денежных доходов потребителей сместит: А) кривую предложения Х влево;
Б) кривую предложения Х вправо;
В) кривую спроса Х вправо;
Г) кривую спроса Х влево.
4. Для ситуации «ликвидной ловушки» характерны:
А) полное отсутствие эффекта вытеснения негосударственных расходов;
Б) неспособность денежно- кредитной политики влиять на размер денежной базы; В) неспособность бюджетной политики влиять на макроэкономическую конъюнктуру;
Г) ответы А) и Б) верны
Д) ответы Б) и В) верны
5. Бюджетная политика окажет стабилизирующее воздействие на макроэкономическую динамику, если она сократит бюджетный дефицит в ситуации:
А) углубляющегося рецессионного разрыва ВВП;
Б)углубляющегося инфляционного разрыва ВВП;
В)роста сбережений частного сектора;
Г)ухудшения торгового баланса страны
6. Какое определение потенциального ВВП неверно?
Потенциальный ВВП – это такой реальный ВВП, при котором:
А) достигается полная занятость населения в экономике;
Б) циклическая безработица равна 0;
В) естественная безработица превышает фактическую безработицу;
Г) фактическая безработица представлена только структурным и фрикционным компонентами.
ОТВЕТЫ НА ТЕСТЫ
1. А)
В долгосрочном периоде исчезает кривая постоянных издержек, так как в долгосрочном периоде все издержки переменные. Ведь период потому называется долгосрочным, что фирма может менять и величину постоянных факторов производства.
2. Г)
Предельная норма замещения говорит о том, от скольких единиц одного товара потребитель должен отказаться ради приобретения дополнительной единицы другого товара так, чтобы общая полезность оставалась неизменной.
3. Г)
Рост денежных доходов потребителей вызовет рост спроса на товар Х, кривая спроса смещается вправо.
4. Д)
Для ситуации «ликвидной ловушки» характерна неспособность денежно- кредитной политики влиять на размер денежной базы. А также неспособность бюджетной политики влиять на макроэкономическую конъюнктуру.
5. Г)
Бюджетная политика окажет стабилизирующее воздействие на макроэкономическую динамику, если она сократит бюджетный дефицит в ситуации ухудшения торгового баланса страны.
6. Г)
Потенциальный ВВП- это максимально возможный выпуск благ при полном использовании ресурсов имеющегося качества. Использование ресурсосв будет неполным, если фактическая безработица представлена только структурным и фрикционным элементом.
Список литературы
1. Баликоев В.З. Общая экономическая теория: Учеб. пособ.- Новосибирск: Лада, 2000
2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Вопросы – ответы. Ключевые понятия. Логика курса: Учеб. пособ.- М.: Контракт, Инфра-М, 2000
3. Вильсон Дж, В.Цапелик. «Естественные монополии России» //Вопросы экономики 1995 год № 11.
4. Государственно-монополистическая политика в сфере науки и техники. М., 1989 год.
5. Гукасьян Г.М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учеб. пособ/ Под ред. А.И. Добрынина. – М. : инфра- М, 2000
6. Ершов В.В. О пользе неконкретности антимонопольного законодательства // Независимая газета 1994 год 1 февраля.
7. Добрынин А.И., Журавлева Г.П. Общая экономическая теория. – Спб.: Питер, 2000. – Серия «Краткий курс»
8. Курс экономической теории: Учебник/ Под общ ред. М.Н. Чепурина, Е. А. Кисилевой. – Киров: АСА, 2000
9. Миронов В. А.,. Зимогляд А.А. , А.Яковлев «Российский монополизм и приватизация»// Экономист 1995 год № 6.
10. Обуздаем ли монополии// Российская газета 1994 года 9 июля
11. Экономическая теория: Учебник/ Под ред. В.Д. Камева. – М.: ВЛАДОС, 2001
12. Экономическая теория: Учебник/ Под общ. Ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина и др. – М.: Инфра- М, 2000
13. Экономическая теория: Учебник для вузов/ Под ред. А. И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – СПб.: СПб УЭФ; Питер, 2000
14. Экономическая теория: Курс лекций/ Под ред. А.Ю. Шарипова, Л.Ю. Руди. В 2 частях. – Новосибирск: НГАЭ и У, 2000
15. Экономика: Учебник/ Под ред. А. Булатова. – М., 1997