Содержание

Хозяйственный механизм природопользования. 3

Экономический ущерб и его виды. 10

Задача. 1. 13

Задача 2. 15

Задача 3. 16

Список литературы. 17

Хозяйственный механизм природопользования.

В нашей стране сформировалась к настоящему времени определенная система природопользования, представленная совокупной деятельностью специальных организаций, отраслевых, ведомственных учреждений и направленная на реализацию мероприятий по охране, использованию, воспроизводству природных ресурсов и объектов. Эта система выполняет специфические функции, имеет свои особенности.

1) Процесс непосредственного использования природных ресурсов связан с получением продукции и это представляет собой сферу материального производства.

2) Одновременно народнохозяйственная система природопользования выполняет социальные, экологические функции (улучшение условий труда, быта, проживания людей, развития личности).

3) Основой функционирования народнохозяйственной системы природопользования является государственный план экономического и социального развития страны. Начиная с 1975 г. в системе государственного плана экономического и социального развития планируется специальный раздел "Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов".

Существующая система природопользования объединяет следующие 5 интегрированных государственных подсистем:

1) Наблюдение и контроль за состоянием природной среды;

2) Информационная и технико-экономическая подсистема, связанная с обработкой и анализом данных (мониторинга);

3) Использование, охрана, воспроизводство природных ресурсов (производственная и непроизводственная сферы народного хозяйства);

4) Исследований взаимосвязей в системе "общественное производство - природная среда";

5) Планирование и управление природопользованием.

Сама система природопользования постоянно совершенствуется, развивается и происходит этот процесс в соответствии с законами по природопользованию (Конституция, законы и законодательные акты, постановления, решения).[1]

Элементы народнохозяйственной системы природопользования взаимосвязаны, взаимообусловлены, дополняют друг друга, но в то же время каждое звено, каждая подсистема выполняют специфические функции и решают свой круг задач.

Основные функции специальных органов народнохозяйственной системы рационального природопользования обусловлены задачами, на решение которых ориентирована их специфическая деятельность. Параллельно осуществляется наблюдение санитарной службой Минздрава и на этой основе совершенствуются санитарно-гигиенические нормы.

Центральным органом государственного управления и контроля в области рационального использования природных ресурсов является Министерство экологии и природных ресурсов. Основной задачей Минприроды является проведение единой научно-технической политики в области экологии и природопользования.

Функция Минприроды заключается в осуществлении государственного контроля за состоянием природной среды и ее использованием. На Госкомприроду возлагается вся полнота ответственности за охрану природы, организацию рационального использования и воспроизводства природных ресурсов в стране и соответственно его подразделениями на местах, в то же время не подменяя министерства, ведомства. В соответствии с этим на Минприроду возлагаются функции по: - осуществлению комплексного управления природоохранной деятельностью в стране, разработке и проведению единой научно-технической политики в охране природы и рациональном использовании природных ресурсов, координации деятельности министерств, ведомств в этой области;

- государственному контролю за использованием и охраной земель, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, растительного (в том числе лесов) и животного мира (в том числе рыбных запасов), морской среды и природных ресурсов территориальных вод, континентального шельфа и экономической зоны, а также общераспространенных полезных ископаемых;

- подготовке и представлению предложений по вопросам охраны природы и рациональному использованию природных ресурсов для включения их В проекты Концепции и Основных направлений экономического и социального развития, планов экономического и социального развития регионов. Министерство организует контроль за выполнением соответствующих заданий, предусмотренных в Основных направлениях и планах;

- разработке предложений по совершенствованию экономического механизма природопользования, экологических нормативов, правил и стандартов по регулированию использования природных ресурсов и охране природной среды от загрязнения и других вредных воздействий. Министерство утверждает указанные нормативы, правила и стандарты;

- осуществлению государственной экологической экспертизы генеральных схем развития и размещения производительных сил страны и отраслей народного хозяйства, контроля за соблюдением экологических норм при разработке новой техники, технологии, материалов и веществ, а также проектов на строительство (реконструкцию) предприятий и иных объектов, оказывающих воздействие на состояние окружающей среды и природных ресурсов. При этом Министерство должно ориентироваться прежде всего на такой решающий фактор улучшения деятельности по охране природы, как широкое применение во всех отраслях народного хозяйства малоотходных и безотходных технологий и других достижений научно-технического прогресса, обеспечивающих рациональное природопользование;

- выдаче в установленном порядке разрешений на захоронение (складирование) промышленных, бытовых и иных отходов, выбросы вредных веществ в окружающую среду, на специальное водопользование, на пользование животным миром и потребление атмосферного воздуха для производственных нужд; предоставление недр в пользование для проведения геологоразведочных работ, утверждение расчетной лесосеки и контроль за отводом земель под все виды хозяйственной деятельности;

- руководству заповедным делом и осуществлению государственного контроля за ведением охотничьего хозяйства в стране, также ведение государственного кадастра животного мира;

- организации распространения знаний о природе среди широких слоев населения, работы по воспитанию граждан, и особенно молодежи, в духе бережного отношения и любви к природе;

- планированию и осуществлению сотрудничества по вопросам охраны природы с зарубежными странами и международными организациями, координации работы министерств и ведомств по выполнению обязательств страны, вытекающих из международных договоров по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, изучение, обобщение и распространение международного опыта в этой области.

Госстандарт по согласованию с Минприродой, Минздравом и др. разрабатывает единые экологические нормы, нормативы и требования по рациональному природопользованию, следит за метрологическим обеспечением контроля загрязнения атмосферы, гидросферы.

Госстрой обеспечивает проверку соблюдения в проектно-сметной документации требований по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;

- осуществляет руководство разработкой и просмотром нормативных документов по проектированию и застройке городов и населенных пунктов (а также по проектированию и строительству сооружений для водопровода и канализации), сооружений для очистки вредных выбросов в атмосферу при одновременном снижении стоимости производства;

- при участии Минприроды разрабатывает методические указания по составлению территориальных комплексных схем охраны окружающей среды;

- предусматривает наличие в проектах по строительству и реконструкции предприятий и сооружений широкое применение малоотходной технологии, безводных технологий, оборотного, бессточного водоснабжения, других прогрессивных методов защиты природы;

- обобщает опыт проектирования, строительства и эксплуатации газоочистных, пылеулавливающих установок, очистных сооружений с учетом достижений передовой отечественной, зарубежной техники и технологии;

- осуществляет НИОКР по защите жилых районов от шумов промышленности и транспорта.

Минздрав (совместно с Минприродой):

- осуществляет государственный контроль за проведением мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию загрязнения природной среды (воздуха, почв, воды, используемой для пищевых, бытовых и рекреационных целей);

- систематически изучает влияние ядохимикатов на водные организмы и почву, человеческий организм, определяет ПДС, ПДВ, ПДК;

- осуществляет государственный контроль за рациональным использованием водных ресурсов, за проведением мероприятий по ох-

ране водоемов от загрязнения, контролирует работу очистных сооружений. Мингеология обеспечивает:

- проведение гидрогеологических исследований, разработку гидродинамических моделей основных регионов страны с целью управления ресурсами подземных вод.

Министерством геологии создан межотраслевой комплекс НТ "Геос" для выявления, изучения и рационального использования месторождений.

Госкомстат:

- утверждает по согласованию с Минприродой формы и инструкции по проведению на предприятиях, организациях инвентаризации источников выбросов вредных веществ и отходов;

- обеспечивает разработку и представление соответствующим государственным органам статистической отчетности, характеризующей выполнение заданий по рациональному использованию природных ресурсов, предусмотренных планом экономического и социального развития;

- устанавливает порядок организации проведения учета отходов, которые в дальнейшем могут быть использованы в качестве вторичных материальных ресурсов.

Банк информации в настоящее время дополняется данными путем инвентаризации источников образования, путей использования вторичных ресурсов образования, путей использования вторичных ресурсов в народном хозяйстве. В настоящее время статистическая отчетность не охватывает учет всех отходов.

Государственное планирование и управление - одно из центральных звеньев в народнохозяйственной системе по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов. Руководство и координацию деятельности этой подсистемы осуществляет правительство по следующим направлениям:

- разработка и утверждение показателей и формы планирования;

- рассмотрение предложений местных органов управления;

- утверждение схем комплексного использования и охраны природных ресурсов;

- обеспечение разработки схемы развития и размещения производительных сил (РПС), мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов;

- осуществление единой научно-технической политики в области рационального использования природных ресурсов;

- увеличение производства природоохранного оборудования, аппаратуры;

- рассмотрение крупных проблем преобразования природной среды;

- соблюдение экологических требований при РПС, строительстве и реконструкции предприятий.

Совокупность правовых средств, используемых для достижения указанных целей, составляет правовую основу охраны природных ресурсов. Эти средства включают создание и применение соответствующих законов и других правовых актов, установление запретов и дозволений, всестороннее обеспечение исполнения правовых требований охраны и рационального использования природных ресурсов, контроль за их соблюдением и осуществление юридических санкций в случае их нарушения.[2]

Так как охрана природных ресурсов обусловлена взаимосвязью природных ресурсов (вспомним определение объекта природопользования), так и обеспечение правовой охраны их обусловлено взаимодействием, взаимообусловленностью законов и правил о рациональном использовании отдельных природных ресурсов (примеры: лес, почва, вода, воздух.).

Экономический ущерб и его виды.

В соответствии с «Временной типовой методикой определе­ния экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей среды», экономический ущерб представляет собой стоимостное выражение негативного антропогенного воздействия на окружающею среду. Он равен сумме затрат на предотвращение воздействия загрязненной окружающей среды на реципиентов и затрат, связанных с воздействием на реципиентов. В состав реципиентов входят: население, объекты жилищно-коммунального хозяйства, сельскохозяйственные угодья, лесные ресурсы, элементы основных фондов промышленности и транспорта, трудовые ресурсы, рекреационные ресурсы.

При снижении негативного антропогенного воздействия на окружающую среду достигаются экологические, социальные и экономические результаты. В соответствии с методикой экологический результат природоохранной деятельности выражается в уменьшении выброса вредных веществ в окружающую среду и уровня ее загрязнения, увеличении и улучшении качества пригодных к использованию земельных, лесных, водных ресурсов и атмосферного воздуха. Социальный результат проявляется; в улучшении физиологических, культурных, творческих и рекреационных условий жизни человека. Экономический результат выражается в экономии или предотвращении потерь природных ресурсов, живого и овеществленного труда во всех сферах народного хозяйства и личного потребления.

Под экономическим ущербом отдельного хозяйствующего субъекта (предприятия) понимают те потери (затраты), которые несет предприятие вследствие негативного воздействия вредных веществ, попадающих в окружающую среду с выбросами собственного производства. Исходя из этого экономический ущерб от негативного воздействия вредных веществ представляет собой часть издержек предприятия, связанных с компенсацией этого воздействия на ресурсы предприятия. Это воздействие выражается в повышенном износе основных фондов, потерях продукции и полуфабрикатов с отходящи­ми газами и сточными водами, недополучении готовой продукции вследствие повышенной заболеваемости работников, а также расходов на предотвращение воздействия загрязненной окружающей среды.[3]

Экономический ущерб является первой составляющей издержек предприятия на природоохранную деятельность. Второй составляющей выступают текущие затраты на природоохранную деятельность, которые зависят от уровня негативного воздействия вредных веществ технологических процессов на предприятии на окружающую среду.[4]

Таким образом, общие издержки предприятия на охрану окружающей среды складываются из текущих затрат на природоохранную деятельность и экологического ущерба.

Текущие затраты на природоохранную деятельность складываются из затрат:

- на содержание и обслуживание основных фондов природоохранной деятельности;

- на мероприятия природоохранной деятельности;

- на эксплуатацию основных производственных фондов по основной деятельности и обусловленные совершенствованием производственной технологии для снижения экономического ущерба (дополнительные затраты);

- на оплату услуг, связанных с охраной окружающей среды (например, очистка сточных вод на других предприятиях).

Экономический ущерб предприятию представляет собой:

1. Затраты, вызываемые воздействием загрязненной окружающей среды на предприятие:

- компенсации потерь продукции (стоимость потерь про­дукции) из-за снижения производительности труда и невыходов на работу работников из-за повышенной заболеваемости от воздействия конкретного вредного вещества;

- компенсации потерь продукции, сырья, полуфабрикатов, отходящих в виде выбросов (с отходящими газами или сточными водами);

- возмещение потерь продукции вследствие воздействия загрязненной окружающей среды на основные фонды (внеплановый ремонт и простой оборудования);

- компенсации повышенного износа фондов технологического назначения вследствие воздействия загрязненной окружающей среды (увеличение затрат на текущий и капитальный ремонты).

2. Затраты на предотвращение воздействия загрязненной окружающей среды:

- разбавление сточных вод и предварительная очистка воды для технических целей;

- перенос водозабора к более чистым источникам;

- эксплуатацию систем очистки воздуха для производствен­ных помещений и производственных нужд;

- создание санитарно-защитных зон;

- обеспечение приспособляемости основных фондов к воздействию химически активных веществ (антикоррозионные покрытия и т.п.).[5]


Задача. 1

Определить экономическую эффективность от внедрения природоохранных мероприятий на шпалопропиточном заводе.

Наименование

Показатели

Годовой объем сброса сточных вод

95

Константа для различных водохозяйственных участков

2,33

Капитальные вложения в систему частичной водоочистки

0,95

Капитальные вложения в бессточную систему водопользования

1,42

Эксплуатационные расходы при частичной системе очистных сооружений

0,152

Эксплуатационные расходы при бессточной системе водопользования

0,189


Решение:

Название вещества

Концентрация вещества

Общая масса годового сброса веществ при V=95м.

Показатель относительной опасности

Приведенная масса годового сброса

1

2

1

2

1

2

Взвешенные вещества

200

150

19

14,25

0,05

8,8825

2,30375

Нефтепродукты

1070

40

101,65

3,8

20

3553

921,5

Фенолы

100

15

9,5

1,425

1000

177650

46075

БПК

500

280

47,5

26,6

0,33

58,6245

15,20475

Итого

 

 

177,65

46,075

 

181270,51

47014,01


У1=400*2,33*181270,51= 168944115,32

У2=400*2,33*47014,01= 43817057,32

П1= У1- У2= 125127058

П21- У3=168944115,32

З1=0,152+0,15*0,95=0,2945

З2=0,189+0,15*1,42=0,402

Э= П1- З1= 125127057,7055

Э= П2- З2= 168944114,918

Вывод: Приведенные расчеты показывают, что на шпалопропиточном заводе для очистки воды выгоднее внедрение системы ее полной очистки, чем использование частичной очистки, поскольку достигается не только общий по величине предотвращенный ущерб (168944114,918 против 125127057,7055).

Задача 2.

Определить влияние сокращения вредных выбросов от тепловозов в атмосферу в районе ж/д. станции:

Тип тепловоза(двигателя)

Вредное вещество

Холостой ход

0,25Р

0,50Р

0,75Р

Макс.Скорость

4МЭ2(310ДР)

СО

0,6

0,53

2,06

4,3

6,37

NO2

3,9

9,8

10,6

12,4

11,7

SO2

0,27

1,18

2,76

3,11

3,17

C

0,01

0,1

0,31

0,31

0,36


Тип тепловоза

(двигателя)

Вредное вещество

Холостой ход

0,25Р

0,50Р

0,75Р

Макс.

Скорость

Мj

4МЭ2(310ДР)

СО

0,6

0,53

2,06

4,3

6,37

65854,4

NO2

3,9

9,8

10,6

12,4

11,7

590889,4

SO2

0,27

1,18

2,76

3,11

3,17

80985,11

C

0,01

0,1

0,31

0,31

0,36

7232,749

Итого

 

 

 

 

 

 

744961,6


Наименование вредного вещества

Величина Аj

Мj

М

СО

1

65854,4

65854,4

NO2

41,1

590889,4

24285554

SO2

22

80985,11

1781672

C

41,5

7232,749

300159,1

Итого

 

 

26433240


У1=2,4*4*3,7(1*65854,4+41,1*590889,4+22*80985,11+41,5*7232,749)= 938908693,4

У2= 938908693,4*(1-0,7)= 281672608,02

З=12+0,15*30=165

Э=938908693,4-281672608,02-165= 657235920,38

Задача 3.

Планируйте природоохранных мероприятий

Эксперты

Номер мероприятия и присвоенный ему ранг

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

2

8

7

4

1

5

3

6

9

11

10

2

1

10

9

5

4

2

6

3

11

8

7

3

3

10

5

6

1

7

2

11

8

9

4

4

2

9

5

4

1

6

11

10

7

8

3

5

2

7

10

11

4

1

6

3

5

8

9

6

2

7

11

4

3

6

1

5

9

8

10

7

1

7

6

3

2

11

4

5

10

8

9

8

1

7

11

2

3

8

4

6

5

10

9

9

1

11

6

4

2

7

3

5

8

9

10

10

2

11

7

3

1

5

4

6

10

9

8


Решение:

Эксперты

Номер мероприятия и присвоенный ему ранг

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

2

8

7

4

1

5

3

6

9

11

10

2

1

10

9

5

4

2

6

3

11

8

7

3

3

10

5

6

1

7

2

11

8

9

4

4

2

9

5

4

1

6

11

10

7

8

3

5

2

7

10

11

4

1

6

3

5

8

9

6

2

7

11

4

3

6

1

5

9

8

10

7

1

7

6

3

2

11

4

5

10

8

9

8

1

7

11

2

3

8

4

6

5

10

9

9

1

11

6

4

2

7

3

5

8

9

10

10

2

11

7

3

1

5

4

6

10

9

8

∑R

17

87

77

46

22

58

44

60

82

88

79

d

43

27

17

14

38

2

16

0

22

28

19

d2

1849

729

289

196

1444

4

256

0

484

784

361


Список литературы.

1.     И.П. Николаева. Экономическая теория. Учебник. – М. ПРОСПЕКТ, 1998, - 448 с.

2.     Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер с англ. Со 2-го изд. – М.: ДЕЛО ЛТД, 1993. – 864 с.

3.     Экономика природопользования: Учебное пособие. ЧастьII / Н.М, Ломова, О.Н. Петрушенко. – Новосибирск, 2001. – 212 с.

4.     Борисов Е.Ф. Лесное хозяйство: Учебник. – М.: ЮРИСТ, 2002. – 568 с.

5.     Теория и история кооперативного движения.: Учебник, - М, ИНФРА М 2002 – 325 с.

6.     Макконел М. Экономикс – М.: Экономика, 1992 - 947 с.



[1] И.П. Николаева. Экономическая теория. Учебник. – М. ПРОСПЕКТ, 1998, - 448 с.


[2] Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер с англ. Со 2-го изд. – М.: ДЕЛО ЛТД, 1993. – 864 с.


[3] Экономика природопользования: Учебное пособие. ЧастьII / Н.М, Ломова, О.Н. Петрушенко. – Новосибирск, 2001. – 212 с.


[4] Борисов Е.Ф. Лесное хозяйство: Учебник. – М.: ЮРИСТ, 2002. – 568 с.


[5] Экономика природопользования: Учебное пособие. ЧастьII / Н.М, Ломова, О.Н. Петрушенко. – Новосибирск, 2001. – 212 с.