Содержание

1. Профилактика преступлений на воздушном  транспорте. 3

2. Практическое задание. 8

Список литературы.. 15

1. Профилактика преступлений на воздушном  транспорте



      Профилактика любых  преступлений,  в   том  числе  преступлений   и   на   воздушном   транспорте   – одно из   наиболее   важных    направлений    борьбы   с   преступностью,   когда    реализуются     целенаправленные   предупредительные     усилия [1].

    Это    деятельность   правоохранительных   органов,   общественных   организаций,   социальных   институтов   по  выявлению   и   устранению    обстоятельств,   установление   людей,   составляющих   группу    криминального    риска,  и  применение   к   ним   профилактических   мер.

    Причем  данная   профилактика  может  осуществляться   как   в   отношении   общества   в   целом   или   отдельных    социальных   групп  (например,   с помощью   средств   массовой    информации),   так  и   конкретных   лиц,   то   есть   профилактические     усилия     здесь   различны   по  своим   масштабам.

    К  воздушным судам  относятся  самолеты, вертолеты  и другие   приводимые   автономными   двигателями   в  движение   летательные  аппараты,  а  также   различные    воздухоплавательные   аппараты:  воздушные  шары,  планеры и  т. д.,  предназначенные  для  перемещения   людей  и грузов.

    По  справедливому  мнению  А. И.   Алексеева,  мероприятия   профилактики  преступлений  на   воздушном  транспорте   могут  быть   сведены   в  две    основные   группы.

    К    первой   группе  относятся  меры,  направленные  на  устранение  ситуаций, чреватых    возможностью   причинения   вреда:


            1. распространение   специальных  памяток, 

            2. извещение   граждан   о    типичных     действиях   преступников,  

            3. о   необходимых   мерах    личной   безопасности,  

            4. проведение  разъяснительных    бесед,  

            5. обеспечение   порядка   в   аэропортах   и   на   судне    авиалайнера   

                и  т. д.


    Вторую  группу  составляют  меры    воздействия   на  потенциальную  жертву,  с  тем,   чтобы   восстановить   или   активизировать   в  ней     внутренние   защитные  возможности:


1.     беседы,

2.     обучение  приемам  самообороны,

3.     оповещение  в   предстоящих   ситуациях,

4.     контроль за  поведением   потенциальной  жертвы,

5.     ориентирование  на   поддержание   постоянной  связи  с  правоохранительными  органами и др.[2]


    По  этому  пути  идет  мировая  практика,   имеется  законодательная   система  защиты  граждан,  создаются    фонды   для  оказания   им   материальной   помощи,   центры   психологической   поддержки и т. д.[3]

    К сожалению,  такая  работа   в  России  только  начинается, что  связано, прежде  всего,  с   последними  трагическими  событиями.

    Общественно опасные  последствия преступлений  на  воздушном  транспорте  можно рассматривать  в качестве  одной из  основных  характеристик  преступности  в   данной стране или   в данном  месте




(городе, регионе, районе и т. д.),  а также как показатель  состояния  профилактической   работы, борьбы  с  преступностью в целом,  возможностей  общества и государства  снизить или нейтрализовать  ущерб, наносимый преступными  действиями [4].


    Очевидно, что  своевременно  принятые   надлежащие   меры  способны   существенно  ослабить  отрицательные последствия  названных  действий.

     Никакие  расходы  государства,  связанные   с  совершенным   преступлением,  не  гарантируют  того,  что  виновный   в  его   совершении   впредь  воздержится   от   уголовно  наказуемых  действий.

    Но расходы  несет  не  только  государство. 

    Особенно  страдают   от  преступлений   отдельные  люди:   по  большей   части  преступники  не   могут   или  не  хотят  полностью   компенсировать   нанесенный   ими  материальный   ущерб;  потерпевшие   тратят   немалые   средства  на  лечение,  услуги  адвокатов,  обеспечение   собственной  безопасности  и т. д.

    Не  менее,  если  не  более,  значим  психологический  и  нравственный   ущерб,  наносимый  людям   в  результате  потери  близких людей,  причинения  вреда  здоровью   и т. д.

    У многих индивидов   психологические раны  не  заживают   до  конца  их  дней  и  становятся  причиной   психических  расстройств,  жизненных  катастроф,  крушения  планов,  суицидальных  действий,  утери  интереса  к  жизни.  

    Положение  усугубляется тем,  что  в нашей  стране, как  отмечалось  выше,    отсутствует  реальная   система  защиты и помощи   потерпевшим, в  том  числе   психотерапевтической.


    Общественное  мнение   зачастую  готово  видеть   в  них  едва     ли   не   соучастников     преступлений.

    Государство в полной  мере   не  защищает  потерпевших  от  новых   преступных  посягательств,  поэтому  многие  не  обращаются   в  правоохранительные  органы,  а  если  обратились,  то  из-за   угроз   резко   меняют   свои  показания.

    Социальные  последствия  преступлений, совершенных  и  совершаемых  на  воздушном транспорте,    для  всего  общества  зависят  от: распространенности  всей  преступности;  пораженности  ею  молодежи;  доли  в  преступности  наиболее  опасных  преступлений  против  человека;  масштабов и  безнаказанности  действий  преступных  организаций (мафии);  коррупции чиновников   разных  ветвей  и  уровней   государственной власти  и управления,   органов  (учреждений)  правосудия, степени   сращивания   чиновников  с  гангстерами   и  экономическими   преступниками;    освещения  проблем   преступности  в   средствах  массовой  информации,  в  первую  очередь  то того,  насколько   безоговорочно   она   осуждается   ими.

    Общий  уровень   общественно  опасных   последствий   данного  вида  преступности  -  результат   негативной  динамики (то  есть   роста)   отдельных   видов   преступности  и  удельного  веса  наиболее  опасных  из  них.  

    Ухудшение  экономического  состояния  страны, ослабление  общественной  нравственности, психологическое  состояние  населения   (тревожность,  вражда, напряженность) – все  это  является  виктимологическими  факторами  данных  преступлений  в  современном  обществе  и  ведет  к  уменьшению  расходов  на  общенациональные  нужды и порождает  новые  преступления  на всех видах  транспорта  и их  рост [5].


   Итак,  влияние совершаемых  преступлений  на  воздушном транспорте  на  общество   может носить  глобальный  характер   и  в  то  же  время   непрерывный:   новые  преступления   потребуют   новых  материальных  затрат,  повлекут   дальнейшее  ослабление  нравственности,  ухудшение   психологического   состояния   населения  и т. д.    

    Действия   преступника – террориста,  захватчика  воздушного судна, часто зависят не только от его личностных особенностей, наклонностей и стремлений, и от поведения  потерпевшего, который своими неосторожными, аморальными  и противоправными  поступками  может подать   «идею» преступления,  облегчить наступление  преступного результата. 





















2. Практическое задание



Вступивший в силу с 1997 года УК РФ содержит ряд принципиально новых для российского уголовного права составов преступлений, одним из которых является изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов (ст. 187 УК РФ).

В период с 1997 по 2003 год по ст. 187 УК РФ возбуждено 3350 уголовных дел, из которых 2730 направлено в суд, 101 приостановлено. Материальный ущерб от изготовления и сбыта поддельных кредитных либо расчетных карт вырос с 359 тыс. рублей в 1998 году до 43511 тыс. рублей по итогам 2003 года.

По данным ВС РФ, в период с 1997 по 2003 год по ст. 187 УК РФ осуждено всего 272 человека, из которых 53 - по дополнительной квалификации.

Приведенные цифры отражают имеющуюся проблематику в квалификации преступлений по ст. 187 УК РФ, которая в силу относительной новизны данного состава преступления выражена в отсутствии единой позиции в понимании использованных в процессе нормотворчества терминов и, как следствие, определении всех его объективных и субъективных признаков.

Преступлениям, совершенным с использованием поддельных пластиковых карт, сопутствует материальный ущерб, который в короткий срок может достичь огромных размеров.

В начале 90-х годов потери от мошенничеств с карточками в России достигали 5% общего объема банковских операций (тогда как 3% - это порог, за пределами которого данный вид деятельности для банков становится убыточным).




В сфере оборота банковских карточек увеличивается доля преступлений, совершаемых хорошо организованными группировками, оснащенными самой современной техникой и имеющими для прикрытия все необходимые документы, фиктивные предприятия и квалифицированных специалистов.

Например, летом 2003 года МВД совместно с ФСБ пресекли деятельность транснациональной преступной группировки.

У подозреваемых изъято 8 тыс. поддельных кредитных карт. Реализация изъятых поддельных карт могла нанести серьезный урон престижу России как участницы глобальных мировых платежных систем.

По данному факту возбуждено уголовное дело по ст. 187 УК РФ (изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов).

 Использование результатов ОРД в доказывании по уголовным делам - объективная необходимость.

Оно имеет важное значение в защите прав и законных интересов граждан, общества и государства от преступных посягательств. Практика свидетельствует, что такие опасные преступления, как террористические акты, так называемые заказные убийства, наркобизнес и т.п., "чисто" следственным путем раскрыть, зачастую не удается.

Опыт государств, которые столкнулись с организованными формами преступности раньше нас, и российская практика последних лет показывают, что успех борьбы с подобными преступлениями обеспечивается только совокупным использованием как процессуальных средств, которые остаются основными и составляют содержание предварительного расследования и судебного разбирательства, так и результатов ОРД.

С помощью различных ОРМ, таких, в частности, как наблюдение, прослушивание телефонных переговоров, оперативное внедрение в преступные группировки посредством применения при этом необходимых технических средств, появляется возможность проникать в преступную среду, более или менее продолжительное время поддерживать контакты с заподозренными, отслеживать и в определенной мере контролировать их деятельность.

Таким образом,  может быть получена информация о составе преступной группы, ее связях, планах и т.п.

И даже если не удастся предотвратить преступление, будет собрана важная оперативная информация ориентирующего характера о возможных источниках доказательств, а также некоторые надлежащим образом зафиксированные сведения, которые могут быть впоследствии в соответствии с законом введены в процесс в качестве доказательств.

В ходе ОРМ оперативный работник или лицо, оказывающее ему содействие, может лично наблюдать те ли иные события, действия, оказаться очевидцем обстоятельств, имеющих значение для дела.

Это происходит, например, в процессе наблюдения за поведением лиц, заподозренных в совершении преступления, при оперативном внедрении в преступные группировки и т.п.

Полученные таким образом сведения могут быть введены в процесс посредством допроса лица, которому они стали известны, в качестве свидетеля, а также подозреваемого или обвиняемого, когда речь идет об участниках преступных групп, согласившихся оказывать содействие органам, осуществляющим ОРД.

Если в материалах, представляемых оперативными службами, полученная указанными лицами информация сообщается обезличенно, без указания источника, она не может использоваться в доказывании.

Когда интересы сохранения тайны, обеспечения безопасности указанных выше лиц не позволяют назвать их, полученная ими информация вообще не должна представляться для использования в доказывании.

Правоприменительная практика знакома со многими способами сокрытия противоправного невозвращения валюты.

Здесь важно учитывать одну закономерность.

Преступники опасаются, прежде всего, не уголовной ответственности по ст. 193 УК РФ, а привлечения организации к административной ответственности по ст. 273 ТК РФ.

Эта статья предусматривает в отношении организации меры воздействия в виде штрафа от 100 до 200 процентов стоимости товаров с их конфискацией или без таковой, либо с взысканием их стоимости или без такового, либо с отзывом лицензии или квалификационного аттестата или без их отзыва.

Характерно, что столь жесткие экономические санкции в связи с невозвращением валюты предусматриваются таможенным законодательством вне зависимости от вины конкретных лиц.

То есть в отношении организации действует принцип объективного вменения.

Однако причины невозвращения, в том числе уважительные, учитываются таможенными органами при рассмотрении дела о НТП и определении вида и размера санкции.

Как уже отмечалось в начале данного исследования, еще одна криминалистически значимая особенность рассматриваемых способов заключается в том, что большинство способов совершения, а в особенности сокрытия невозвращения невозможно применить без содействия (соучастия) должностных лиц таможенных и других правоохранительных органов, а также сотрудников МВЭС, ТПП РФ.

Во многих способах преступниками привлекаются для содействия работники ВЭК России, уполномоченных банков и др.

Так, по данным правоохранительных органов, каждая седьмая преступная группировка для достижения своих замыслов использует

подкупленных чиновников.

       На эту "статью расходов" приходится от 30 до 50% преступно нажитых капиталов[6].

       Соучастие должностных лиц и управленцев указанных органов подлежит квалификации по ст. 33 и 193 УК РФ, а также по статьям Уголовного кодекса о служебных преступлениях (гл. 23 и 30 УК РФ).

       Раскрытие и расследование этих преступлений, преодоление противодействия влиятельных лиц - сложные задачи, которые сопутствуют многим делам о невозвращении валюты.

       Решение этих задач, полагаем, невозможно без активного межведомственного взаимодействия правоохранительных органов

 (принцип  1).

Однако комплекс проблем, связанных с выявлением и расследованием служебных преступлений, совершаемых в связи с таможенными (валютными) преступлениями, не является предметом настоящего исследования.

Министерство внутренних дел Российской Федерации и его подразделения были и остаются важнейшим инструментом государства в борьбе с преступностью.

Неуклонно укрепляется блок криминальной милиции.

Существенно обновляются методы оперативно - розыскной деятельности и оперативно - розыскной профилактики.

Большинство криминальных сообществ и отдельных преступников испытают на себе новые, неизвестные ранее методы выявления и пресечения уголовно наказуемых деяний.

При этом значительно укрепляется собственная безопасность органов

внутренних дел, что затруднит проникновение в милицейские коллективы случайных и криминально ориентированных лиц.



Широкий спектр новых, более эффективных мер антикриминального содержания разработан Министерством внутренних дел для борьбы с организованной преступностью и коррупцией, защиты экономики от преступного влияния, противодействия незаконному обороту оружия и наркотиков.

Значительная часть этих мер не может быть подвергнута широкому общественному обсуждению по причинам, связанным с оперативными особенностями методов, способов и приемов правоохранительной деятельности.

Следует отметить, что большинство мер борьбы с организованной преступностью и коррупцией разрабатываются и будут реализованы Министерством внутренних дел совместно с ФСБ, ГТК, ФСНП России и органами прокуратуры Российской Федерации.

Речь идет о комплексе межведомственных мероприятий по реализации информации в отношении преступных групп и сообществ, их лидеров, активных участников, пособников и контролируемых ими хозяйствующих субъектов.

При этом планируется интенсифицировать проведение специальных мероприятий, направленных на обезвреживание преступных группировок, осуществляющих давление на финансовую и народнохозяйственную сферу государственной жизни.

Уже начата масштабная работа, направленная на выявление и пресечение крупномасштабных преступлений, угрожающих экономической безопасности страны, установление жесткого правоохранительного контроля в сфере финансово - кредитных отношений, экспортно-импортных операций, особенно по сырьевым ресурсам, в обороте подакцизных товаров, в оптовой торговле и иных наиболее доходных отраслях экономики.

Внедрение усовершенствованных и вновь разрабатываемых мер борьбы с преступностью будет сопровождаться реформированием и развитием системы МВД России.

Уже начата отработка новых организационных структур, осуществляется проверка на практике правильности выбранного курса.

Очевидно, что без развития инициативы снизу, повышения роли и ответственности всех звеньев государственного устройства, в первую очередь - органов местного самоуправления, трудно добиться желаемых результатов от деятельности правоохранительных органов.

Министерство внутренних дел уделяет повышенное внимание каждому конструктивному предложению, позволяющему решить ту или иную задачу правоохранительной практики.

У нас есть все основания надеяться, что основным итогом такой работы станут реальные сдвиги в борьбе с преступностью, которые ощутит в повседневной жизни каждый гражданин.















Список литературы



1.     Аванесов Г. А. Криминология. – М., 2002.

2.     Алексеев А. И. Криминология. Курс лекций. – М.: Издательство «Щит – М», 2003. – 340 с.

3.     Готлиб Р. О борьбе  с  терроризмом //  Законность. 2003. № 3.

4.     Комментарий к Уголовному  кодексу  Российской  Федерации: Научно-практический  комментарий / Отв. ред. В. М. Лебедев. – М., 2004. –

     736 с.

5.     Материалы конференции по проблемам борьбы с организованной преступностью в г. Тверь. МИ МВД России,  2004.





[1] Готлиб Р. О борьбе  с  терроризмом //  Законность. 2003. № 3. С. 25.


[2] Алексеев А. И. Криминология. Курс лекций. – М.: Издательство «Щит – М», 2003. С. 212.

[3] Комментарий к Уголовному  кодексу  Российской  Федерации: Научно-практический  комментарий / Отв. ред. В. М. Лебедев. – М., 2004. С. 419.

[4] Алексеев А. И. Криминология. Курс лекций. – М.: Издательство «Щит – М», 2003. С. 146.

[5] Аванесов Г. А. Криминология. – М., 2002. С. 230.


[6] Материалы конференции по проблемам борьбы с организованной преступностью в г. Тверь. МИ МВД России,  2004. С. 1 - 2.