Содержание
Введение. 2
1. Понятие банкротства и несостоятельности. 4
3. Прогнозирование банкротства предприятия. 20
На начало периода: А2-П2 = 71481 > 0. 24
Заключение. 30
Список литературы.. 31
Список литературы.. 31
Введение
Основой устойчивого роста и финансовой стабильности экономики России в рыночных условиях является финансовая устойчивость коммерческой организации как наиболее значимого структурного элемента экономической системы страны. Финансовая устойчивость служит основой прочного положения коммерческой организации. Чем выше устойчивость предприятия, тем более оно независимо от неожиданного изменения рыночной конъюнктуры и, следовательно, тем меньше риск оказаться на грани банкротства.
Рыночная экономика предполагает становление и развитие предприятий различных организационно - правовых форм, основанных на разных видах частной собственности, появление новых собственников - как отдельных граждан, так и трудовых коллективов предприятий. Появился такой вид экономической деятельности, как предпринимательство - это хозяйственная деятельность, т.е. деятельность, связанная с производством и реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг или же продажей товаров, необходимых потребителю. Она имеет регулярный характер и отличается, во-первых, свободой в выборе направлений и методов деятельности, самостоятельностью в принятии решений (разумеется, в рамках законов и нравственных норм), во-вторых, ответственностью за принимаемые решения и их последствия. В-третьих, этот вид деятельности не исключает риска, убытков и банкротств.
В случае образования убытков, неспособности предприятия удовлетворять требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг) и обеспечивать финансирование производственного процесса, т.е. при наступлении банкротства предприятия, реализуется принцип ответственности предприятий за результаты своей финансово - хозяйственной деятельности.
Процесс неравномерного развития экономики и тем более отдельных ее частей. Колебания объемов производства и сбыта, возникновения значительных спадов производства характеризуется как кризисная ситуация, которую следует рассматривать не как стечение неблагоприятных ситуаций, а как некую общую закономерность, свойственную рыночной экономике. Кризисные ситуации, для преодоления которых не было принято соответствующих профилактических мер, могут привести к чрезмерному разбалансированию экономического организма предприятия с соответствующей неспособностью продолжения финансового обеспечения производственного процесса, что квалифицируется как банкротство предприятия. Преодоление этого состояния требует применения специальных мер (процедур) либо прекращения деятельности предприятия и его ликвидацию.
Другим обстоятельством, также связанным с закономерностями рыночной экономики и характеризующим процессы возникновения кризисных ситуаций и банкротств, является определенный характер жизненного цикла предприятия, тенденции существования и развития которого на практике связаны с возникновением кризисных ситуаций и банкротств.
Это представляется естественным и целесообразным в условиях развитой рыночной экономики, предполагает создание и функционирование отлаженного механизма и процедуры банкротства. Вместе с тем, убыточность многих предприятий обусловлена объективными причинами, а их ликвидация может привести к массовой безработице и серьезным социальным потрясениям. Поэтому столь актуальным является своевременное выявление негативных тенденций в финансово-хозяйственной деятельности предприятий и принятие соответствующих мер, чтобы не допустить полного краха предприятия.
Цель данной работы - рассмотреть современные модели регулирования несостоятельности и провести их сравнительный анализ. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд промежуточных задач:
- определить сущность банкротства и несостоятельности;
- рассмотреть национальные модели регулирования несостоятельности;
- провести диагностику предприятия на предмет финансовой устойчивости.
1. Понятие банкротства и несостоятельности
Банкротство является следствием разбалансированности экономического механизма воспроизводства капитала предприятия, результатом его неэффективной ценовой, инвестиционной и финансовой политики. Массовое банкротство предприятий может вызвать серьезные негативные социальные последствия, поэтому в странах с рыночной экономикой выработан определенный механизм упреждения и защиты предприятий от полного краха. Основные элементы этого механизма:
- правовое регулирование банкротства;
- организационное, экономическое и нормативно-методическое обеспечение принятия решений о несостоятельности (банкротстве) предприятий;
- меры государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям в целях сохранения перспективных товаропроизводителей;
- финансирование реорганизационных и ликвидационных мероприятий;
- экономическая защита интересов всех участников процедуры банкротства;
- ведение реестра неплатежеспособных предприятий, гласность и доступность информации о банкротах для широкой общественности.
Несостоятельность (банкротство) является категорией рыночного хозяйствования. В современной России в ходе рыночного преобразования банкротства хозяйствующих субъектов становятся реальностью, в связи с чем возникает необходимость нормативно-правового и государственного регулирования механизма банкротства предприятий.
Несостоятельность (банкротство) предприятия – это неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая невозможность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над стоимостью его имущества или в силу неудовлетворительной структуры его баланса.[1]
Внешним признаком несостоятельности (банкротства) предприятия является приостановление его текущих платежей и неспособность обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения.
Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения.[2]
Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на момент подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Для определения наличия признаков банкротства должника принимается во внимание размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником. Подлежащие уплате за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежного обязательства неустойки (штрафы, пеня) не учитываются при определении размера денежных обязательств
Для определения наличия признаков банкротства должника принимается во внимание размер обязательных платежей без учета установленных законодательством Российской Федерации штрафов (пени) и иных финансовых (экономических) санкций. Размер денежных обязательств по требованиям кредиторов считается установленным, если он подтвержден вступившим в законную силу решением суда или документами, свидетельствующими о признании должником этих требований.
Основанием для признания структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а предприятия - неплатежеспособным является выполнение одного из следующих условий:[3]
· коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода имеет значение менее 2;
· коэффициент обеспеченности собственными средствами на конец отчетного периода имеет значение менее 0,1.
При наличии установленных оснований для признания структуры баланса неудовлетворительной, в случае, если коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности, определенный исходя из значения периода восстановления платежеспособности, равного шести месяцам, и установленного значения коэффициента текущей ликвидности, равного двум, имеет значение больше единицы, может быть принято решение о наличии реальной возможности у предприятия восстановить свою платежеспособность.
При отсутствии установленных оснований для признания структуры баланса неудовлетворительной, в случае, если коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности, определенный исходя из значения периода утраты платежеспособности, равного трем месяцам, и установленного значения коэффициента текущей ликвидности, равного двум, имеет значение меньше единицы, может быть принято решение о том, что предприятие в ближайшее время не сможет выполнить свои обязательства перед кредиторами (об утрате платежеспособности предприятия).
Анализ баланса предприятия производится на основании:[4]
· баланса за последний отчетный период;
· баланса на первое число текущего месяца (если дата составления этого баланса не совпадает с датой окончания последнего отчетного периода);
· баланса предприятия за последний отчетный период.
Информация, содержащаяся в полученных в указанном порядке документах, является достаточной для принятия решения по определению неудовлетворительной структуры баланса предприятия.
Обоснованием наличия (отсутствия) неправомерных действий в отношении организации-должника и его кредиторов является заключение проведенной экспертизы о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства.
Источниками информации для проведения экспертизы и подготовки заключения являются:
а) документы, свидетельствующие об учреждении и регистрации должника и внесении изменений и дополнений в учредительные документы;
б) бухгалтерская отчетность должника за последний отчетный период, предшествующий дате подачи заявления в арбитражный суд о признании должника несостоятельным (банкротом) и дате проведения экспертизы, а также за период продолжительностью не менее 12 месяцев, предшествующий дате подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), с аналитической расшифровкой активов;
в) договора и иные документы, на основании которых производилось отчуждение или приобретение имущества должника, изменение в структуре активов, увеличение или уменьшение кредиторской задолженности, а также другие документы по сделкам или действиям, повлекшим изменения в финансово-хозяйственном положении должника;
г) документы, содержащие сведения о составе руководства организации-должника за весь период проверки, а также лицах, имеющих право давать обязательные для организации-должника указания либо имеющих возможность иным образом определять действия организации-должника.
Источниками информации для проведения экспертизы и подготовки заключения могут являться:[5]
а) перечень имущества должника на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), а также за период продолжительностью не менее 12 месяцев, предшествующий дате подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом);
б) список дебиторов (за исключением организаций с суммой долга менее 1% от величины дебиторской задолженности) с указанием величины дебиторской задолженности по каждому дебитору на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), а также за период продолжительностью не менее 12 месяцев, предшествующий дате подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом); документы, подтверждающие осуществление мер по истребованию дебиторской задолженности;
в) справка о задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами с раздельным указанием сумм основной задолженности, штрафов, пеней и иных финансовых (экономических) санкций на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), а также за период продолжительностью не менее 12 месяцев, предшествующий дате подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом);
г) перечень кредиторов (за исключением организаций с суммой долга менее 1% от величины кредиторской задолженности) должника с указанием основной суммы задолженности, штрафов, пеней и иных финансовых (экономических) санкций за ненадлежащее выполнение обязательств по каждому кредитору и сроков наступления их исполнения на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), а также за период продолжительностью не менее 12 месяцев, предшествующий дате подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом);
д) отчеты по оценке бизнеса, имущества должника, соответствующие требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»;
е) отчет временного управляющего о проведении процедуры наблюдения.
Выводы экспертизы основываются на документах, являющихся оригиналами или копиями, заверенными в установленном порядке, и официально представляемых в Федеральную службу России по финансовому оздоровлению и банкротству (далее - ФСФО России) или ее территориальные органы.
Банкротом предприятие может быть объявлено по решению арбитражного суда или добровольно.[6] Следует учитывать, что банкротство, кроме реального, может быть умышленным или фиктивным. Умышленное банкротство проявляется в том, что руководитель или собственник в личных чьих-либо интересах преднамеренно делает предприятие неплатежеспособным. Фиктивное банкротство – это заведомо ложное объявление о несостоятельности предприятия с целью получения от кредиторов отсрочки (рассрочки) платежей или скидки с долгов.
Процесс объявления предприятия банкротом заключает в себя три основные стадии:
1) Предприятие признается неплатежеспособным на основе выявления неудовлетворительной структуры его баланса. Об этом оно получает уведомление от федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве). Директор предприятия отстраняется от работы по решению органа, уполномоченного принимать такое решение. При смещении директора назначается управляющий, имеющий четкие права и обязанности. Санкция не применяется, если причиной неплатежеспособности является выполненный предприятием, но не оплаченный госзаказ.
2) К должнику – предприятию могут быть применены реорганизационные или ликвидационные процедуры, а также мировое соглашение. Реорганизационные процедуры включают внешнее управление имуществом должника арбитражным управляющим и санацию, то есть оздоровление предприятия – должника в результате оказания ему финансовой помощи собственником, кредиторами и иными лицами. Мировое соглашение между должником и кредиторами может быть достигнуто по поводу отсрочки (рассрочки) причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов.
На этой стадии проводится углубленный анализ финансового и экономического положения предприятия, по результатам которого федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) принимает одно из следующих решений:
- оказать предприятию государственную финансовую поддержку;
- приватизировать его в обязательном порядке с особыми, индивидуальными для каждого предприятия условиями;
- преобразовать предприятие в казенное, то есть фактически в бюджетное;
- продать предприятие или с сохранением юридического лица, или его паев, или имущества.
3) Предприятие объявляется банкротом после признания факта о несостоятельности арбитражным судом или в связи с официальным объявлении о банкротстве должником при его добровольной ликвидации.
Согласно статьи 65 Гражданского кодекса несостоятельность (банкротство) юридического лица, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, может быть признано несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов по решению суда. Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию.
Основания признания судом юридического лица банкротом либо объявления им о своем банкротстве, а также порядок ликвидации такого юридического лица устанавливаются Федеральным законом от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
2. Анализ национальных моделей регулирования несостоятельности
История социально-экономического развития многих стран мира свидетельствует о том, что им приходилось переживать глубокие спады производства, финансовые потрясения, массовую безработицу, острые социальные и политические конфликты.
Выход из кризиса американской экономики в конце 20-х – начале 30-х годов 20-го столетия был осуществлен с помощью серий реформ, известных как «новый курс», предложенных Рузвельтом Ф.Д., теоретическую основу которых составили воззрения английского экономиста Дж.М.Кейнса о необходимости государственного регулирования капиталистической экономики в сочетании с развитием рыночных отношений.
Выход в свет книги Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» (1936) явился, как известно, наиболее важным событием в истории экономической мысли Запада межвоенных лет. «Общая теория» Кейнса породила обширную литературу. Он сам и его многочисленные сторонники образовали целое направление, объединенное идеей относительной нестабильности капиталистической экономики и необходимости ее государственного регулирования. Кейнс пришел к выводу о том, что капиталистическую экономику необходимо регулировать. Он выявил те параметры экономической системы, которые должны стать объектом такого регулирования, и выдвинул способы этого регулирования, основанные на теории, которую изложил в работе "Общая теория занятости, процента и денег". Книга Кейнса буквально перевернула современную ему теорию и вошла в историю экономической мысли под названием "Кейнсианская революция". Вот суть фундаментальной идеи этой революции: зрелая капиталистическая экономика не имеет склонности автоматически достигать экономического равновесия, то есть использовать все имеющиеся у нее ресурсы - производственные мощности, рабочую силу, сбережения, - а потому подвержена периодическим кризисам, а нередко и хронической безработице.
Кейнс явился основателем макроэкономики. Макроэкономическая модель Кейнса устанавливает функциональную зависимость между инвестициями, занятостью, потреблением и доходом. Важная роль в этой модели отводится государству.
Государство должно делать все возможное, чтобы поднять предельную эффективность капитальных вложений за счет дотаций, государственных закупок и т.п. В свою очередь Центральный банк должен понижать ставку ссудного процента и проводить умеренную инфляцию. Последняя должна обеспечить систематический умеренный рост цен, который будет стимулировать рост капиталовложений. В результате будут созданы новые рабочие места. Это приведет к достижению полной занятости.
По инициативе Рузвельта 16 июня 1933 г. был принят закон о банковской деятельности, по которому разделялись депозитные и инвестиционные функции банков, была создана Федеральная корпорация страхования депозитов. Особое место в системе реформ «нового курса» занимало учреждение Гражданского корпуса сохранения ресурсов. По предложению Рузвельта Конгресс принял закон о направлении безработных городских юношей на работу в лесные районы. По мнению президента это давало возможность улучшить естественные ресурсы страны, укрепить здоровье молодежи.
Важным законом, способствующим выходом из экономического кризиса, стал Закон о восстановлении промышленности, в соответствии с которым предпринимателям в каждой отрасли промышленности предлагалось добровольно объединиться и выработать «кодексы честной конкуренции», которые устанавливали бы размер производства, определяли уровень заработной платы и продолжительности рабочего дня, распределяли рынки сбыта между отдельными конкурентами. Для проведения закона в жизнь создавалась Национальная администрация по оздоровлению промышленности во главе с генералом Х.Джонсоном.
Закон о восстановлении промышленности затронул и трудовые отношения. Он предоставил рабочим право участия в коллективных договорах и профсоюзах. В законе определялось три основных условия труда:
- минимальная заработная плата в размере 12-15 долларов в неделю;
- максимальная продолжительность рабочего дня 8 часов;
- запрещение детского труда.
Закон действовал два года и был отменен Верховным судом США под предлогом того, что он противоречил Конституции США, так как вмешивался в права частных собственников. Но за это время удалось ликвидировать полный хаос в промышленности и поднять индекс производства на 10%.
«Новый курс» охватил и сферу аграрных отношений. В целях восстановления покупательной способности фермеров и поддержания цен на сельскохозяйственные продукты правительство предложило фермерам сокращать посевные площади и поголовье скота, но при этом гарантировало выплату процентов с фермерской задолженности на сумму не свыше 2 млрд долл.
В результате применения мер, направленных на оздоровление аграрного сектора, процесс разорения ферм затормозился, ипотечная задолженность уменьшилась, денежные доходы фермеров, включая государственные премиальные платежи, выросли почти вдвое.
Методология, стратегия и тактика реформ в рамках «нового курса» продемонстрировали особую роль государственного регулирования в системе капиталистического хозяйства и показали, что гибкое и умеренное регулирование экономики, социальной и политической сфер, особенно в трудные периоды развития страны, является жизненно необходимым.
Концепция французской системы регулирования заключается в следующем (перечисление по принципу приоритетности):
- сохранение действующего предприятия;
- сохранение рабочих мест;
- удовлетворение требований кредиторов.
Таким образом, французское законодательство делает выбор в пользу сохранения предприятия. Основной закон Франции, регулирующий несостоятельность, так и называется — «О финансовом оздоровлении предприятия».
Отличительной особенностью французского законодательства является то, что представители суда стремятся инициировать переговоры должника с кредиторами при первых признаках неплатежеспособности. Для оценки текущего финансового состояния предприятий создана схема обязательной и постоянной отчетности перед Торговым Судом. Когда предоставленная предприятием финансовая информация свидетельствует о надвигающихся проблемах, президент Торгового Суда предлагает руководителю предприятия начать переговоры с кредиторами. Для ведения переговоров, на которые отведено три месяца, президент может назначить специальное лицо. Несмотря на то, что официальные процедуры несостоятельности на этом этапе еще не открыты, суд может ввести мораторий на определенные действия кредиторов в отношении имущества должника.
Если предприятие имеет возможность продолжать работу, суд может открыть процедуру реструктуризации. Это означает, что в сравнительно короткие сроки руководство должника обязано предложить либо план продолжения деятельности предприятия, предусматривающий удовлетворение требований кредиторов в обозримые сроки, либо продать предприятие на условиях продолжения его деятельности.
Если кредиторы не соглашаются на предложенную должником схему выплат по долгу, начинаются судебные процедуры банкротства. Сначала вводится процедура наблюдения. Для ее проведения суд назначает специального судью и двух уполномоченных — администратора и представителя кредиторов. В течение периода наблюдения прекращаются выплаты по обязательствам, предприятие продолжает свою деятельность. Администратор должен подготовить отчет об экономическом положении предприятия, а также представить план восстановления платежеспособности.
На судебном заседании с участием должника, администратора, представителя кредиторов и представителей работников предприятия принимается решение о продолжении деятельности или ликвидации предприятия. Также на основании отчета суд может принять решение о переуступке предприятия (полной или частичной). Предметом уступки может быть только целостный технологический комплекс. Цена определяется в соответствии с рыночной стоимостью комплекса, и покупателю передаются активы, свободные от обязательств перед кредиторами.
После того как все вышеперечисленные возможности для сохранения предприятия оказались исчерпанными, суд принимает решение об открытии конкурсного производства: распродаже активов должника и распределении выручки среди кредиторов. Самый высокий приоритет — у требований по зарплате и по судебным издержкам. Затем погашаются требования из обязательств, возникающих вследствие продолжения деятельности предприятия (займы кредитно-финансового учреждения, которые санкционируются специально назначенным судьей). После этого погашаются требования кредиторов.
Французское законодательство является жестким по отношению к кредиторам, в том числе обеспеченным. По обеспеченным обязательствам не начисляются никакие проценты после открытия процедур банкротства. Права обеспечения значительно ослабляются тем, что за счет предметов обеспечения могут погашаться расходы на управление несостоятельным должником, поскольку, как отмечалось выше, они имеют более высокий приоритет.
Таким образом, в основании французской системы регулирования несостоятельности лежит идея защиты и сохранения инфраструктуры предприятия-должника за счет урезания прав кредиторов. На первый взгляд этот вариант может способствовать увеличению шансов по сохранению действующих предприятий и укреплению экономической системы. Устанавливается жесткое для кредиторов правило, в любом случае лучше поддерживать деятельность предприятия, уменьшая при этом долю активов, на которые могли бы рассчитывать кредиторы при ликвидации должника. Однако последнее обстоятельство ослабляет кредиторов, заставляя их более внимательно выбирать объекты инвестиций и повышая в конечном итоге стоимость кредита.
В отличие от французской системы регулирования несостоятельности в германском законодательстве основное внимание уделяется защите имущественных интересов кредиторов, а не судьбе несостоятельного лица — реорганизация не является более предпочтительной, чем ликвидация, и должник не имеет возможности использовать для своей выгоды начало процедур банкротства.
В новом германском законе о несостоятельности, вступившем в силу в начале 2004 года, используется принцип единой процедуры независимо от того, будет должник впоследствии реорганизован или ликвидирован. Все дела начинаются сразу открытием конкурсного производства, должник отстраняется от управления бизнесом, и суд назначает конкурсного управляющего. В отношении имущества должника начинает применяться специальный режим, и это имущество приобретает название “конкурсная масса”. На заседании по рассмотрению отчета, подготовленного конкурсным управляющим, собрание кредиторов должно решить, следует ли закрыть предприятие сейчас или разрешить ему временно функционировать (до утверждения плана восстановления платежеспособности).
По сравнению с французским законодательством германский закон достаточно хорошо защищает права кредиторов. В первую очередь из конкурсной массы погашаются обеспеченные обязательства, причем на вытекающие из предметов залога требований начисляются проценты и издержки. Затем компенсируются издержки банкротства: судебные издержки, расходы на временных управляющих (согласно французскому закону, напротив, погашение расходов по управлению должником приоритетнее удовлетворения обеспеченных обязательств). Далее удовлетворяются прочие требования кредиторов.
Как и германская, английская система регулирования несостоятельности базируется на защите интересов кредиторов. При этом основным способом урегулирования несостоятельности является не конкурсное производство в виде распродажи имущества по частям, а продажа всего предприятия с целью сохранения его технологической целостности. Для этого используется схема предоставления полного контроля судьбы предприятия обладателю так называемого “плавающего” обеспечения, который действует в интересах кредиторов. Эта процедура называется administrative receivership.
Одним из нововведений английского законодательства является процедура управления, основная функция которой — возможное оздоровление должника. Проблема в том, что эту процедуру легко блокировать обладателю “плавающего обеспечения”, поэтому на практике она редко применяется.
Согласно российскому Федеральному закону “О несостоятельности (банкротстве)” при рассмотрении дела о банкротстве должника применяются следующие процедуры: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение. Для проведения процедур банкротства арбитражным судом назначается арбитражный управляющий из числа кандидатур, предложенных кредиторами.
Наблюдение вводится с момента принятия заявления о признании предприятия банкротом. Одной из основных функций этой процедуры является обеспечение сохранности активов должника. При открытии наблюдения существенно ограничиваются полномочия руководителя предприятия. Заслушав отчет арбитражного управляющего, собрание кредиторов принимает решение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства, или вводит внешнее управление, или утверждает мировое соглашение.
Внешнее управление применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности. Полномочия по управлению должником передаются внешнему управляющему, и объявляется мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Внешнее управление может завершиться как погашением требований кредиторов, так и признанием должника банкротом.
В ходе конкурсного производства конкурсный управляющий осуществляет оценку имущества должника, формирует конкурсную массу. При удовлетворении требований кредиторов используется механизм очередности. Хотя в законе указаны лишь пять уровней приоритета, фактически их больше. Так, например, как отдельную строку в очередности платежей можно рассматривать внеочередную компенсацию судебных расходов, выплату зарплаты управляющему. Такая же ситуация и с выплатой штрафов и неустоек (эти выплаты производятся после удовлетворения всех требований).
На любой стадии рассмотрения дела о банкротстве должник и кредиторы могут заключить мировое соглашение. Оно может содержать условия об отсрочке исполнения обязательств должника, о прощении долга, об обмене требований на акции.
Итак, российский закон о банкротстве, безусловно, предоставляет должнику реальные возможности финансового оздоровления — как путем осуществления мер по восстановлению его платежеспособности (внешнее управление), так и путем заключения мирового соглашения. Однако имеется целый ряд положений, которые не позволяют его отнести к “продолжниковскому” типу.
Во-первых, сама по себе процедура возбуждения дела арбитражным судом является нейтральной: должник, обращаясь с заявлением в арбитражный суд, не может навязать суду рассмотрение дела с точки зрения процедур, направленных на восстановление платежеспособности.
Во-вторых, согласно российскому закону собранию кредиторов предоставлена возможность принять решение относительно процедур (внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение), которые следует применить к должнику.
Наконец, закон исключает возможность осуществления мер по восстановлению платежеспособности старым руководством должника. В рамках внешнего управления арбитражный суд должен назначить внешнего управляющего, действующего под контролем кредиторов.
Задачи законодательства о банкротстве в стране с переходной экономикой, могут отличаться от задач, характерных для развитых рыночных экономик. Наследие советского стиля руководства состоит в излишнем уповании на нерушимость предприятий, и поэтому законодательство о банкротстве должно продемонстрировать абсолютную реалистичность банкротства. Кроме того, переходный период характеризуется переориентацией экономики на конечного потребителя, в силу чего предприятия остро нуждаются в кредите. Чтобы кредиты были доступны, необходимы прозрачные механизмы их возврата, в том числе и в случае несостоятельности. Таким образом, на наш взгляд, законодательство о банкротстве должно защищать скорее кредиторов, чем неэффективные предприятия.
3. Прогнозирование банкротства предприятия
Основой устойчивого роста и финансовой стабильности экономики России в Рыночных условиях является финансовая устойчивость коммерческой организации как наиболее значимого структурного элемента экономической системы страны. Финансовая устойчивость служит основой прочного положения коммерческой организации. Чем выше устойчивость предприятия, тем более оно независимо от неожиданного изменения рыночной конъюнктуры и, следовательно, тем меньше риск оказаться на грани банкротства. Оценка финансовой устойчивости в краткосрочном плане связана с ликвидностью баланса и платежеспособностью организации.
Под ликвидностью какого-либо актива понимают способность его обращаться в денежную форму без потери своей балансовой стоимости. Степень ликвидности определяется продолжительностью временного периода, в течение которого эта трансформация может быть осуществлена.[7]
Платежеспособность означает наличие у предприятия денежных средств и их эквивалентов, достаточных для расчетов по кредиторской задолженности, требующей немедленного погашения. Таким образом, основными признаками платежеспособности являются:[8]
- наличие в достаточном объеме средств на расчетном счете;
- отсутствие просроченной кредиторской задолженности.
По уровню ликвидности все активы предприятия можно разделить на четыре группы в порядке убывания уровня ликвидности (таблица 1)[9]
Таблица 1
Характеристика активов по уровню ликвидности
Группа активов |
Состав статей баланса |
Формула расчета по бухгалтерскому балансу (форма №1) |
Характеристика уровня ликвидности |
Наиболее ликвидные активы (А1) |
Денежные средства, краткосрочные финансовые вложения |
А1=стр.260+стр.250 |
Легко реализуемые активы |
Быстрореализуемые активы (А2) |
Дебиторская задолженность, прочие оборотные активы |
А2 = стр.230+240+270 |
Высоко ликвидные активы |
Медленно реализуемые активы (А3) |
Производственные запасы |
А3=стр.210+стр.220 |
Ликвидные активы |
Трудно реализуемые активы (А4) |
Внеоборотные активы |
А4=стр.190 |
Неликвидные активы |
Итого активы (А) |
Оборотные активы (раздел I), внеоборотные активы (раздел II) |
А=А1+А2+А3+А4=стр.300
|
Активы организации |
Определим активы по уровню их ликвидности:
На начало года На конец года
А1 3976+7569 = 11545 11237+22295=33532
А2 75128 70246
А3 88272+4941 = 93213 143319+3834=147153
А4 160767 166940
Пассивы бухгалтерского баланса группируются по степени срочности их оплаты (таблица 2).
Таблица 2.
Характеристика пассивов баланса по степени срочности их оплаты
Группа пассивов |
Состав статей баланса |
Формула расчета по бухгалтерскому балансу |
Наиболее срочные обязательства (П1) |
Кредиторская задолженность |
П1=стр.620 |
Краткосрочные обязательства (П2) |
Краткосрочные кредиты и займы, задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов, прочие краткосрочные обязательства |
П2=стр.610+630+660 |
Долгосрочные обязательства (П3) |
Долгосрочные обязательства |
П3=стр.590 |
Собственный капитал и другие постоянные пассивы (П4) |
Капитал и резервы, доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов |
П4=стр.490+640+650 |
Итого пассивы (П) |
Раздел V, раздел IV, раздел III |
П=П1+П2+П3=стр.700 |
Определим пассивы по степени срочности их оплаты:
На начало года На конец года
П1 124106 165866
П2 2266+1381=3647 2164+1706=3870
П3 0 0
П4 212020+874=212894 227718+1411=229129
Ликвидность баланса можно определить по существующим рациональным балансовым пропорциям, соблюдение которых способствует финансовой устойчивости предприятия. Баланс считается абсолютно ликвидным, если абсолютные финансовые показатели ликвидности соответствуют тенденциям согласно таблице 3.
Таблица 3
Значения абсолютных финансовых показателей ликвидности баланса
Показатель |
Экономическое содержание |
Формула расчета |
Значение |
Разность наиболее ликвидных активов и наиболее краткосрочных обязательств |
Сопоставление итогов первой группы по активу и пассиву, т.е. А1 и П1, отражает соотношение текущих платежей и поступлений |
А1-П1 |
Рекомендуемое > = 0 |
Разность быстрореализуемых активов и краткосрочных обязательств |
Сравнение итогов второй группы по активу и пассиву, т.е. А2 и П2, показывает тенденцию увеличения или уменьшения текущей ликвидности |
А2 – П2 |
Рекомендуемое > = 0 |
Разность медленно реализуемых активов и долгосрочных обязательств |
Сопоставление итогов по активу и пассиву для третьей группы, т.е. А3 и П3, отражает соотношение платежей и поступлений в отдаленном будущем |
А3 – П3 |
Рекомендуемое > = 0 |
Разность собственного капитала и других видов постоянных активов |
Означает, что собственных средств должно быть достаточно для покрытия потребности в оборотных активах |
П4 – А4 |
Рекомендуемое > = 0 |
Далее определим значения абсолютных финансовых показателей ликвидности баланса:
На начало года На конец года
А1-П1 11 545-124106= -112561 33532 – 165866 = - 132334
А2-П2 75128 – 3647 = 71481 70246 – 3870 = 66376
А3-П3 93223 – 0 = 93213 147153 – 0 = 147153
П4-А4 212894-160767 = 52127 229129-166940 = 62189
Из четырех неравенств, характеризующих ликвидность баланса, не соблюдается лишь первое неравенство как на начало так и на конец года, которое отражает соотношение текущих платежей и поступлений, что свидетельствует об острой нехватке наиболее ликвидных активов, то есть денежных средств.
Разность быстрореализуемых активов и краткосрочных обязательств соответствует рекомендуемому значению:
На начало периода: А2-П2 = 71481 > 0
На конец периода: А2-П2 = 66376 > 0
Это свидетельствует о достаточности быстрореализуемых активов для покрытия краткосрочных обязательств.
Последние два показателя определяют возможность поступления платежей в отдаленном будущем:
На начало периода: А3-П3 =93213 > 0
На конец периода: А3-П3= 147153 > 0
Динамика, как видно, положительная, тем не менее, медленно реализуемые активы не могут заменить наиболее ликвидные активы, поэтому можно сказать, что предприятие не очень финансово устойчиво.
Наличие у предприятия собственного капитала и других постоянных пассивов в достаточном количестве для обеспечения потребности в оборотных активах определяется следующим неравенством:
На начало периода: П4-А4 = 52127 > 0
На конец периода: П4–А4 = 62189 > 0
Динамика, положительная, но как уже говорилось медленно реализуемые активы не могут заменить наиболее ликвидные активы.
Из всего изложенного можно сделать вывод, что предприятие финансово устойчивое на перспективу, но в настоящее время сумма текущих платежей превышает сумму поступлений, то есть предприятие испытывает недостаток денежных средств, а, следовательно, становится неплатежеспособным по наиболее срочным обязательствам.
При анализе показателей платежеспособности и ликвидности важно проследить их динамику. Состав анализируемых коэффициентов может быть различным. Ограничимся коэффициентами, рекомендованными для аналитической работы в Методических рекомендациях по реформе предприятий (организаций), которые утверждены 01.10.1997 г. №118 Министерством экономики РФ.
Таблица 4
Коэффициенты платежеспособности и ликвидности[10]
Показатель |
Экономическое содержание |
Формула расчета по данным бухгалтерского баланса |
Коэффициент текущей ликвидности (Кл1) |
Характеризует, в какой степени все краткосрочные обязательства обеспечены оборотными активами |
Оборотные активы стр.290-244-252 Кл1 = = П1 + П2 стр.610+620+630+660 |
Коэффициент срочной ликвидности (Кл2) |
Характеризует прогнозируемые платежные возможности предприятия при условии своевременных расчетов с дебиторами |
А1 стр.260+250 Кл2 = = П1 + Краткосрочные стр.620 + 610 кредиты и займы |
Коэффициент абсолютной ликвидности (Кл3) |
Характеризует какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена имеющимися денежными средствами и краткосрочными финансовыми вложениями |
А1 стр.210 + 250 Кл3 = = П1 + П2 стр.610+620+630+660 |
Коэффициент ликвидности при мобилизации средств (Кл4) |
Характеризует степень зависимости платежеспособности предприятия от запасов при мобилизации средств от их конверсии в деньги для покрытия краткосрочных обязательств |
Запасы стр. 210 Кл4 = = П1 + П2 стр.610+620+630+660 |
Коэф. |
Рекомендованное значение |
На начало года |
На конец года |
Кл1 |
От 1 до 2 |
179862/(2266+124106+1381) =1,4 |
250906/(21164+165866+1706)=1,3 |
Кл2 |
1 и выше |
(3976+7569)/(124106+2266)=0,1 |
(11237+22295)/(165866+21164)=0,1 |
Кл3 |
От 0,2 до 0,5 |
(88272+7569)/(2266+124106+1381) =0,8 |
(143319+22295)/(21164+165866+1706) =0,9 |
Кл4 |
От 0,5 до 0,7 |
88274/(2268+124108+1383)=0,7 |
143319/(21162+165866+1706)=0,8 |
Анализ расчетных значений коэффициентов текущей ликвидности (Кл1) показывает соответствие расчетного значения на начало и конец года рекомендованным значениям и равенство оборотных активов и краткосрочных обязательств, что свидетельствует об эффективном вложении средств в оборотные активы.
Расчетные значения коэффициента срочной ликвидности (Кл2) на начало и конец года меньше рекомендованного значения, динамика отсутствует. Руководству организации следует активизировать работу с дебиторами, чтобы обеспечить возможность обращения части оборотных средств в денежную форму для расчетов со своими поставщиками.
Расчетные значения коэффициента абсолютной ликвидности (Кл3) на начало и конец года показывают наличие у организации достаточного количества активов для погашения краткосрочных обязательств. Но из предыдущих расчетов нам известно, что предприятие испытывает дефицит денежных средств, значит, деньги отвлечены на финансовые вложения, что мы и видим в строке 140 баланса предприятия. То есть, деньги изъяты из оборота на долгосрочную перспективу, это может привести к негативным последствиям в виде неплатежей по срочным обязательствам.
Значение коэффициента ликвидности мобилизации средств (Кл4) находится в границах допустимого значения, это означает. Что запасов достаточно для конверсии в денежные средства в случае их мобилизации.
В группе показателей финансовой устойчивости объединены такие показатели, которые помогают предприятию планировать будущую финансовую политику, а кредиторам – принимать решения о предоставлении предприятию дополнительных займов.
Показатели финансовой устойчивости предприятия характеризуют структуру его капитала с позиций платежеспособности и финансовой стабильности развития. Эти показатели позволяют оценить степень защищенности инвесторов и кредиторов, так как отражают способность предприятия погасить долгосрочные обязательства. Данную группу показателей еще называют показателями структуры капитала и платежеспособности либо коэффициентами управления источниками средств
Таблица 5
Показатели финансовой устойчивости[11]
Показатель |
Экономическое содержание |
Формула расчета по данным бухгалтерского баланса |
Коэффициент автономии (Кфу1) |
Характеризует, в какой степени активы предприятия сформированы за счет собственных средств |
Собственный капитал стр.490+640+650 Кфу1 = = Активы стр.300 |
Коэффициент финансовой зависимости (Кфу2) |
Характеризует, в какой степени предприятие зависит от внешних источников финансирования, т.е. сколько заемных средств привлекло предприятие на 1 руб. собственного капитала. Показывает также меру способности предприятия, ликвидировав свои активы, полностью погасить кредиторскую задолженность |
Кредиты, займы, стр.590+620+610+ кредиторская задолж. +630+660 Кфу2 = = Собственный стр.490+640+650 капитал |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (Кфу3) |
Характеризует наличие собственных оборотных средств, необходимых для финансовой устойчивости предприятия |
Собственные оборотные средства Кфу3 = = Оборотные активы Стр. 490+640+650-190 = стр. 290 |
Коэффициент маневренности собственных оборотных средств (Кфу4) |
Характеризует, какую долю занимает собственный капитал, инвестированный в оборотные средства, в общей сумме собственного капитала предприятия |
Собственные оборотные средства Кфу4 = = Собственный капитал Стр.490+640+650-190 = стр.490+640+650 |
Коэф. |
Рекомендованное значение |
На начало года |
На конец года |
Кфу1 |
>=0,5 |
(212020+874)/340625=0,6 |
(227718+1411)/417841=0,6 |
Кфу2 |
< 0,7 |
(124106+2266)/(212020+874)=0,6 |
(165862+21164)/(227718+1411)=0,8 |
Кфу3 |
От 0,1 до 0,5 и выше |
(212020+874-160767)/179862=0,3 |
(227718+1411-166940)/250907=0,2 |
Кфу4 |
От 0,2 до 0,5 |
52127/(212020+874)=0,2 |
62189/(227718+1411)=0,3 |
Коэффициент автономии (Кфу1) характеризует роль собственного капитала в формировании активов организации. Данные расчета показали фактическое превышение нормативного значения коэффициента автономии, что характеризуется положительно.
Коэффициент финансовой зависимости (Кфу2) как на начало года соответствовал рекомендуемому значению, а на конец года превысил его. Динамику этого показателя можно оценить не благоприятную, так как его снижение увеличение с 0,6 до 0,8 свидетельствует о зависимости от внешних источниках на конец года.
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (Кфу3) находится в границах рекомендованного интервала и на начало, и на конец года, что означает устойчивое финансовое состояние организации.
Значение коэффициента маневренности собственных оборотных средств (Кфу4) на начало и конец года и его динамика свидетельствуют о наличии у предприятия возможностей финансового маневра, причем к концу года тенденции этого показателя улучшились
Проанализировав значения вышеуказанных коэффициентов финансовой устойчивости, можно сделать вывод об устойчивом финансовом состоянии рассматриваемой организации.
Заключение
В данной работе рассмотрены современные модели регулирования несостоятельности и проведен их сравнительный анализ, что являлось цель работы. При этом были решены следующие промежуточные задачи:
- определена сущность банкротства и несостоятельности;
- рассмотрены национальные модели регулирования несостоятельности;
- проведена диагностика предприятия на предмет финансовой устойчивости.
Нами установлено, что банкротство является следствием разбалансированности экономического механизма воспроизводства капитала предприятия, результатом его неэффективной ценовой, инвестиционной и финансовой политики. Массовое банкротство предприятий может вызвать серьезные негативные социальные последствия, поэтому в странах с рыночной экономикой выработан определенный механизм упреждения и защиты предприятий от полного краха. Поэтому государственное регулирование в данном случае просто необходимо. В этом мы убедились, рассматривая стратегию выхода из кризиса США. Методология, стратегия и тактика реформ в рамках «нового курса» продемонстрировали особую роль государственного регулирования в системе капиталистического хозяйства и показали, что гибкое и умеренное регулирование экономики, социальной и политической сфер, особенно в трудные периоды развития страны, является жизненно необходимым.
Концепция французской системы регулирования заключается в следующем (перечисление по принципу приоритетности):
- сохранение действующего предприятия;
- сохранение рабочих мест;
- удовлетворение требований кредиторов.
В новом германском законе о несостоятельности, вступившем в силу в начале 2004 года, используется принцип единой процедуры независимо от того, будет должник впоследствии реорганизован или ликвидирован. Все дела начинаются сразу открытием конкурсного производства.
Как и германская, английская система регулирования несостоятельности базируется на защите интересов кредиторов. При этом основным способом урегулирования несостоятельности является не конкурсное производство в виде распродажи имущества по частям, а продажа всего предприятия с целью сохранения его технологической целостности. Одним из нововведений английского законодательства является процедура управления.
Согласно российскому Федеральному закону “О несостоятельности (банкротстве)” при рассмотрении дела о банкротстве должника применяются следующие процедуры: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение. Основной упор делается на защите разорившихся предприятий, и в этом просматривается схожесть с концепция французской системы регулирования
Список литературы
1. Гражданский кодекс РФ.
2. Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (с изменениями от 21 марта, 25 апреля 2002 г.)
3. Постановление Правительства РФ от 20 мая 1994 г. N 498 "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий" (с изменениями от 27 июля 1998 г., 27 августа 1999 г., 27 ноября 2000 г., 7 июня 2001 г.)
4. Постановление Правительства РФ от 3 сентября 1999 г. №1002 «О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом» (ред. от 29.09.2003)
5. Постановление Правительства РФ от 22 мая 1998 г. N 476 "О мерах по повышению эффективности применения процедур банкротства"
6. Методические рекомендации по проведению экспертизы о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства (утв. ФСДН РФ от 8 октября 1999 г. N 33-р)
7. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник. – М.: Проспект, 2004
8. Коротков Э. Антикризисное управление. Учебник. М.: ИНФРА-М, 2000.
9. Савельева М.Ю. Экономика оздоровления предприятия. Учебно-методический комплекс. – Новосибирск: НГАЭиУ, 2003.
10.Справочник финансиста предприятия. 3-е изд., доп. и перераб. ИНФРА-М, 2001.
11.Федорова Г.В. Финансовый анализ предприятий при угрозе банкротства. – М.: ОМЕГА-Л, 2003
12. Финансы. Учебное пособие//Под ред. д.э.н., проф. Ковалевой А.М. М.: Финансы и статистика, 1996.
[1] Гражданский кодекс РФ
[2] Федеральный закон от от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»
[3] Приказ Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству от 23.01.2001 г. №16 «Методические указания по проведению анализа финансового состояния предприятия»
[4] Приказ Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству от 23.01.2001 г. №16 «Методические указания по проведению анализа финансового состояния предприятия»
[5] Приказ Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству от 23.01.2001 г. №16 «Методические указания по проведению анализа финансового состояния предприятия»
[6] Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (с изменениями от 21 марта, 25 апреля 2002 г.)
[7] Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник. – М.: Проспект, 2004. – с. 240
[8] Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник. – М.: Проспект, 2004. – с. 240
[9] Федорова Г.В. Финансовый анализ предприятий при угрозе банкротства. – М.: ОМЕГА-Л, 2003. – с. 43
[10] Министерством экономики РФ от 01.10.1997 г. №118. Методические рекомендации по реформе предприятий (организаций)
[11] Федорова Г.В. Финансовый анализ предприятий при угрозе банкротства. – М.: Омега, 2003. – с. 59-60