СОДЕРЖАНИЕ



Исходные данные  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .


3

1.      

Учет расходов на продажу   .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .


4

2.      

Организация учета и списание расходов на продажу ООО «Веста»   .  .  .


8

3.      

Основные направления проверки для подтверждения

достоверности учета расходов на продажу   .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .


11


Выводы .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .


12


Список используемой литературы  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

14







Задание:

В ходе аудиторской проверки было установлено, что в ф.№2 «Отчет о прибылях и убытках» списана сумма по строке «Коммерческие расходы».

Необходимо:

·        определить какие виды расходов относятся к расходам на продажу и отражаются в форме №2 по статье «Коммерческие расходы»;

·        определить, как организуется учет и списание этих расходов;

·        определить основные направления проверки для подтверждения достоверности этого показателя.

Необходимо привести системы бухгалтерских записей и комментарии к ним.


 

1.Учет расходов на продажу

Расходы на продажу (коммерческие расходы) представляют собой расходы поставщика по продаже продукции, не компенсируемые покупателями сверх отпускной (договорной) цены, планируемые и учитываемые в составе полной себестоимости.[1]

В состав расходов на продажу включают:

·        расходы на тару и упаковку изделий на складах готовой продукции (стоимость услуг своих вспомогательных цехов, занятых изготовлением тары и упаковки, стоимость тары, приобретенной на стороне, оплата затаривания и упаковки изделий сторонними организациями);

·        расходы на транспортировку продукции (расходы на доставку продукции на станцию или пристань отправления, погрузку в вагоны, суда, автомобили и т.п., оплата услуг специализированных транспортно-экспецидионных контор);

·        комиссионные сборы и отчисления, уплачиваемые сбытовым и посредническим организациям, в соответствии с договорами;

·        затраты на рекламу, включающие расходы на объявления в печати и по телевидению, проспекты, каталоги, буклеты, на участие в выставках, ярмарках, стоимость образцов товаров, переданных в соответствии с контрактами, соглашениями и иными документами покупателям или посредническим организациям бесплатно, и другие аналогичные затраты;

·        прочие расходы по сбыту (расходы по хранению, подработке и т.п.).

Отдельные расходы для целей налогообложения лимитируются. Их размер поставлен в прямую зависимость от объема выручки, полученной от продажи продукции (работ, услуг), включая налог на добавленную стоимость.

Так, предельные размеры представительских расходов, принимаемых при налогообложении, дифференцированы в размере 1% при объеме указанной выручки до 30 млн.руб., а свыше 30 млн.руб. – 300 тыс.руб. + 0,5 % с объема, превышающего 30 млн.руб.

Предельные размеры расходов на рекламу, принимаемых при налогообложении прибыли, установлены  с 1 апреля 2001г. в 7,5% от объема выручки до 30 млн.руб. включительно; от 30 до 300 млн.руб. - 2,25 млн.руб. + 3,75% с объема, превышающего 30 млн.руб.; если объем выручки свыше 300 млн.руб., размер расходов на рекламу определен в 12,375 млн.руб. + 1,5% с объема, превышающего 300 млн.руб.[2]

В организациях, осуществляющих торговую деятельность, базой для исчисления таких расходов является показатель валовой прибыли.

Многообразие расходов на продажу создает и различную основу в качестве базы для включения их в объем реализованной продукции.

Так, расходы на упаковку и транспортировку включаются в себестоимость продукции в разрезе отдельных ее наименований, как правило, прямым путем. Если такая возможность отсутствует, они могут распределяться между отдельными видами проданной продукции, исходя из ее объемных количественных показателей или производственной себестоимости.

Конкретная методика распределения расходов на продажу регулируется отраслевыми инструкциями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг).

Для учета коммерческих расходов используют активный счет 44 «Расходы на продажу». По дебету счета учитывают расходы на продажу с кредита соответствующих материальных, расчетных и денежных счетов:

·        счета 10 «Материалы» – стоимость израсходованной тары;

·        счета 23 «Вспомогательные производства» – на стоимость услуг по отправке продукции со склада на станцию (пристань, аэропорт) отправления или на склад покупателя автотранспортом предприятия;

·        счета 51 «Расчетный счет» – на размер оплаты расходов на рекламу;

·        счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – на стоимость услуг по отправке продукции покупателю, оказанных сторонними организациями;

·        счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» – на оплату труда работников, сопровождающих продукцию, и других счетов.

Организации в качестве варианта учетной политики имеют право на формирование резервов на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание.

Резервы на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание создаются в случае, когда товаропроизводитель выпускает продукцию с гарантией. При получении от покупателя рекламации на некачественную продукцию, выявленную до истечения гарантийного срока, он обязан устранить выявленные недостатки, отнеся затраты по их устранению в уменьшение суммы начисленного резерва на эти цели.

Формирование этих резервов осуществляется за счет текущих издержек на продажу организации: Дт 44 «Расходы на продажу» – Кт 96 «Резервы предстоящих расходов»: субсчет «Резервы на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание».

Неиспользованные в течение года суммы резервов на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание остаются на конец года в балансе, но в целях налогообложения на эту сумму следует увеличить налогооблагаемую прибыль, так как в действительности фактические расходы на указанные цели организация осуществила в меньшем размере.

В целях анализа формирования прибыли коммерческие расходы должны быть разграничены на переменные (транспортные расходы, расходы на тару, упаковку и пр.) и постоянные (оплата сотрудников отдела маркетинга, расходы на рекламу и др.).

Такой подход, распространенный и на подразделение производственных затрат, позволяет представить в графическом виде зависимость между объемом производства, его себестоимостью и прибылью от продажи. В конечном счете становится возможным определить тот критический объем, ниже которого затраты на производство и продажу не будут возмещаться выручкой от продажи продукции.

В составе расходов на продажу значительный удельный вес занимают расходы на транспортировку готовой продукции до покупателя, которые по условиям договора берет на себя продавец. В договоре участники сделки устанавливают, на каких условиях франко (franko - свободный) покупатель освобождается от возмещения отдельных транспортных расходов.Так, на условиях франко – пункт отправления продавец относит на свой счет расходы по доставке продукции до пункта отправления (станции, пристани, порта).[3]

Остальные расходы с указанного момента (по погрузке, железнодорожный тариф и пр.) до склада покупателя последний оплачивает сверх договорной стоимости продукции, в том числе, когда покупатель в порядке самовывоза осуществляет доставку продукции непосредственно со склада поставщика, он берет на себя все расходы по отгрузке, транспортировке и выгрузке, начиная с указанного пункта.

Аналитический учет по счету 44 ведут в ведомости учета общехозяйственных расходов, расходов будущих периодов и расходов на продажу по указанным выше статьям расходов.

По истечении каждого месяца расходы на продажу списывают на себестоимость проданной продукции. На отдельные виды продукции они относятся прямым путем, а при невозможности распределяются пропорционально их производственной себестоимости, объему проданной продукции по оптовым ценам организации или другим способом.

Списание расходов на продажу оформляют следующей бухгалтерской записью: Дт 90 «Продажи» – Кт 44 «Расходы на продажу»

Если в отчетном месяце продается только часть выпущенной продукции, то сумму расходов по продаже распределяют между проданной и непроданной продукцией пропорционально их производственной себестоимости или другими способом.

2.Организация учета и списание расходов на продажу

ООО «Веста»


Журнал хозяйственных операций

№ п/п

Наименование операции

Сумма, т.р.

Кор.счет

Дебет

Кредит

1.

Отгружена со клада готовая продукция иногородним покупателям по фактической себестоимости

А  (58,22*24900 = 1449678,00)

Б  (57,07*14300 = 816101,00)

Итого:




1449678,00

816101,00

2265779,00




90-А

90-Б

90




43-А

43-Б

43

2.

Поступила на расчетный счет выручка за реализованную продукцию по ценам

А  (80*24900 = 1992000,00)

Б  (100*14300 = 1430000,00)

Итого:




1992000,00

1430000,00

3422000,00




51

51

51




90-А

90-Б

90

3.

Начислено транспортной организации за погрузку реализованной продукции

Итого:

29075,20

16354,80

45430,00

44-А

44-Б

44

60

60

60

4.

Начислено транспортной организации за перевозку реализованной продукции

Итого:


26167,68

14719,32

40887,00


44-А

44-Б

44


60

60

60

5.

Списываются на счет 90-Продажи внепроизводственные расходы по сбыту готовой продукции пропорционально ее фактической себестоимости:

А (86317 * 0,64 = 55242,88)

Б (86317 * 0,36 = 31074,12)

Итого:






55242,88

31074,12

86317,00






90-А

90-Б

90






44-А

44-Б

44

6.

Перечислено с расчетного счета транспортной организации в погашение задолженности

86317,00

60

51

7.

Выявлен и списан финансовый результат от реализации готовой продукции

А

Б

Итого:




487079,12

582824,88

1069904,00




90-А

90-Б

90




99

99

99

Распределение внепроизводственные расходы по сбыту готовой продукции пропорционально ее фактической себестоимости.

Сумма фактической себестоимости составляет 2265779,00 т.р.

dA = 1449678 / 2265779 = 0,64

dБ = 816101 / 2265779 = 0,36

Сумма внепроизводственных расходов:   45430 + 40887 = 86317,00 т.р.

Следовательно, на фактическую себестоимость продукции А и Б относим  внепроизводственные расходы в соответствии с долей А и Б:

А = 86317 * 0,64 = 55242,88

Б = 86317 * 0,36 = 31074,12



Синтетические счета


51-Расчетный счет


44-Расходы на продажу

Дт

Кт

Дт

Кт

2)3422000,00


6)86317,00


3)45430,00

4)40887,00

5)86317,00

Об = 3422000,00

86317,00


Об = 86317,00

86317,00

Ск = 3335683,00



-

-



43-Готовая продукция


60-Расчеты с поставщиками и подрядчиками

Дт

Кт

Дт
Кт

Сн= 2633787,00


1)2265779,00


6)86317,00

3)454430,00

4)40887,00

Об = -

2265779,00


Об = 86317,00

86317,00

Ск = 368008,00



-

-



90-Продажи


99-Прибыль и убытки

Дт

Кт

Дт

Кт

1)2265779,00

5)86317,00

2)3422000,00





7)1069904,00

Об = 2352096,00

3422000,00


Об = -

1069904,00

7)1069904,00




Ск = 1069904,00

Об = 3422000,00





-

-






Аналитические счета



43-А


43-Б

Дт

Кт

Дт

Кт

Сн = 1589406,00

1)1449678,00


Сн =1044381,00

1)816101,00


Об = -

1449678,00


Об = -

816101,00

Ск = 139728,00



Ск = 228280,00




44-А


44-Б

Дт

Кт

Дт

Кт

3)29075,20

4)26167,68

5)55242,88


3)16354,80

4)14719,32

5)31074,12


Об = 55242,88

55242,88


Об = 31074,12

31074,12

Ск = -



Ск = -




90-А


90-Б

Дт

Кт

Дт

Кт

1)1449678,00

5)55242,88

2)1992000,00


1)816101,00

5)31074,12

2)1430000,00


Об = 1504920,88



Об = 847175,12


7)487079,12



7)582824,88


Об = 1992000,00

Об= 1992000,00


Об =1430000,00

Об=1430000,00

-

-


-

-



Оборотная ведомость по аналитическим счетам к синтетическому счету 44 «Расходы на продажу»

п/п

Наимено-вание аналитичес-ких счетов

Остаток на 01.01.2003

Оборот за
январь 2003г.

Остаток на 31.01.2003

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

1.

44-А

-

-

55242,88

55242,88

-

-

2.

44-Б

-


31074,12

31074,12

-



Итого:

-

-

86317,00

86317,00

-

-





Оборотная ведомость по синтетическим счетам

за январь 2003г.

№ счета

Остаток на 01.01.2003

Оборот за
январь 2003г.

Остаток на 31.01.2003

43

2633787,0

-

-

2265779,0

368008,0

-

44

-

-

86317,0

86317,0

-

-

51

-

-

3422000,0

86317,0

3335683,0

-

60

-

-

86317,0

86317,0

-

-

90

-

-

3422000,0

3422000,0

-

-

99

-

-

-

1069904,0

-

1069904,0



3.Основные направления проверки для подтверждения достоверности учета расходов на продажу

Аудит является независимым контролем, который обеспечивает пользователей бухгалтерской отчетности экономических субъектов информацией о ее достоверности.

По составу и объему проверяемой документации аудит подразделяется на:

·        аудит годовой бухгалтерской отчетности;

·        специальный аудит.

Специальный аудит - это проверка интересующих экономического субъекта конкретных вопросов, касающихся его деятельности.

Специальный аудит может быть направлен на подтверждение законности совершенных хозяйственных операций; подтверждение правильности исчисления налогов; проверка правильности организации производства и т.д.[4]

В данной работе проводится аудит учета и списания расходов на продажу с использованием аналитических процедур.

Основной целью применения аналитических процедур является выявление наличия или отсутствия необычных или неверно отраженных фактов и результатов хозяйственной деятельности, определяющих области потенциального риска и требующих особого внимания аудитора.

При проведении аудиторской проверки расходов на продажу аудитору необходимо проверить:

·        правильность включения затрат в состав расходов на продажу;

·        соблюдение основных положений по учету тары на предприятиях, а именно: правильное и своевременное документальное отражение операций по заготовлению, поступлению и отпуску тары на складах, в цехах, участках и других местах ее хранения;

·        правильность ведения аналитического учета по счету 44 «Расходы на продажу» и ведомости;

·        правильность составления бухгалтерских проводок;

·        правильность отражения в бухгалтерском учете товарообменных операций или операций, осуществляемых на бартерной основе;

·        соответствие записей синтетического и аналитического учета записям в Главной книге (при журнально-ордерной форме учета) и балансе.[5]



Выводы:

·        В организации в соответствии с действующим законодательством к расходам на продажу отнесены транспортные расходы (за погрузку и перевозку реализованной продукции).

·        Учет расходов на продажу ведется на счете 44 «Расходы на продажу» согласно установленному порядку ведения бухгалтерских счетов.

·        Расходы по сбыту готовой продукции списываются на счет 90 «Продажи» пропорционально фактической себестоимости реализуемой продукции в соответствии с учетной политикой организации.

·        Бухгалтерские проводки по учету и списанию расходов на продажу составлены правильно.

·        Данные аналитического и синтетического учета по счету 44 соответствуют показателю строки 030 «Коммерческие расходы» в отчете о прибылях и убытках ф.№2, где отражена сумма списания расходов на продажу (в соответствии с операцией 5 журнала хозяйственных операций: Дт 90 – Кт44 на общую сумму 86317,00 руб.)

·        Таким образом, по результатам аудиторской проверки ошибок по учету и списанию расходов на продажу не обнаружено.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.     Агеева Ю.Б., Агеева А.Б. Аудиторская проверка: практическое пособие для аудитора и бухгалтера. – М.: Бератор-Пресс, 2003. – 160с.

2.     Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет: Учебное пособие. Серия «Экономика и управление». Ростов р/Д.: Издательский центр «МарТ», 2003. – 832с.

3.     Барышников Н.П. Практикум внутреннего и внешнего аудита. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2002. – 616с.

4.     Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 640с.

5.     Кочинев Ю.Ю. Аудит. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 304с.



[1] Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет: Учебное пособие. Серия «Экономика и управление». Ростов н/Д.: Издательский центр «МарТ», 2003. – с.695.

[2] Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002. – с.335.

[3] Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет: Учебное пособие. Серия «Экономика и управление». Ростов н/Д.: Издательский центр «МарТ», 2003. – с.697.

[4] Кочинев Ю.Ю. Аудит. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – с.125.

[5] Агеева Ю.Б., Агеева А.Б. Аудиторская проверка: практическое пособие для аудитора и бухгалтера. – М.: Бератор-Пресс, 2003. – с.131.