Содержание
Основные причины, характер и особенности первой революции в России 3
Создание политических партий , их программы, положения и тактика в революции_____________________________________________________ 5
Спад революции, ее итоги и историческое значение________________ 10
Список литературы____________________________________________ 14
Основные причины, характер и особенности первой революции в России
Первая русская революция происходила в условиях когда мировой капитализм, в т. ч. и российский, вступил в свою высшую стадию. В стране были налицо все противоречия, присущие империализму, и прежде всего острейший социальный конфликт между пролетариатом и буржуазией. Однако главным оставалось противоречие между потребностями социально-экономического развития страны и остатками крепостничества, на страже которых стояла устаревшая полуфеодальная политическая надстройка - самодержавие. В экономике России сложилось острое несоответствие между высокоразвитым промышленным и значительно развитым аграрным капитализмом и полукрепосническим земледелием. 10, 5 млн. крестьянских дворов имели почти столько же земли, сколько 30 тыс. помещиков, применявших отработки и другие полуфеодальные методы эксплуатации крестьян.
Характеризуя основное противоречие экономического и социального положения в России, Ленин писал: "... Самое отсталое землевладение, самая дикая деревня - самый передовой промышленный и финансовый капитализм!" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 16, с. 417). Аграрный вопрос был наиболее острым в русской революции, одной из основных задач которой являлась ликвидация помещичьего землевладения.
Революция 1905-07 в России была буржуазной крестьянской революцией: вся масса крестьянства выступала за переход земли в руки народа. Решение этой проблемы прямо зависело от осуществления главной, первоочередной задачи революции - свержения царизма и установления демократической республики. Необходимо было также покончить с великодержавной шовинистической политикой в отношении угнетенных царизмом нерусских национальностей и предоставить всем народам Российской империи равные права и демократические свободы (35% населения страны составляли народы нерусской национальности, покоренные русскими).
Многообразие и острота социально-экономического, политического и национального конфликтов обусловили превращение России в узловой пункт всех противоречий мирового империализма, его наиболее слабое звено.
Одна и, может быть главная причина нашей революции 1905-07гг. - это запоздание в развитии принципа индивидуальности, а следовательно, и сознания собственности и потребности гражданственности, в том числе и гражданской свободы. Всему этому не давали развиваться естественно, а так как жизнь шла своим чередом, то народу пришлось "или давиться, или силою растопыривать оболочку; так пар взрывает дурно устроенный котел-или не увеличивай пара, значит, остывай, или совершенствуй машину по мере развития движения". Принципом индивидуальной собственности ныне слагаются все экономические, на нем держится весь мир.
Создание политических партий , их программы, положения и тактика в революции
После поражения декабрьского вооруженного восстания многие возлагали надежды на мирный путь решения насущных проблем через Думу.
Дума - это первый опыт представительного (т. е. путем избрания представителей различных слоев общества) правления в России. С ней связывали переход России на путь буржуазного парламентаризма и конституционного строя. Дума мыслилась как законодательный орган с подчинением ей исполнительной власти. Она должна была юридически закрепить разнообразные права и свободы граждан. наконец, по мнению многих, Дума должна была стать средством недопущения революционного движения.
Споры о том, стала ли Россия конституционной монархией начались сразу же после опубликования манифеста 17 октября 1905 г. Русские либеральные юристы склонны были именно так рассматривать новый политический порядок. Большинство из них считало, что законодательная власть была разделена между царем и Думой, любой закон мог вступить в силу лишь в случае одобрения его последней, для кадетов вопрос заключался лишь в том, когда конституция появилась и обрела реальный характер. расходясь в некоторых юридических вопросах, либералы в принципе не сомневались, что Россия стала конституционно-монархическим государством. Тем не менее, в современной науке нет единого взгляда на российскую государственность рассматриваемого периода.
Развернувшаяся в октябре 1905г. всеобщая политическая забастовка стала признаком неудовлетворенности общества уступками правительства.
Вторая фаза реформ - высшее достижение в области конституционных ограничений царской власти. Она приходится на время наибольшего подьема революционного движения и представляет собой во многом вынужденную со стороны монарха меру. Речь идет о манифесте 17 октября 1905г. и законодательных актах, изданных в его развитие в конце 1905 - начале 1906 гг.: Законе об изменении положения о выборах в Государственную Думу (от 11 декабря 1905г.); Манифесте об изменении Учреждения Государственного совета и о пересмотре Учреждения Государственной думы, а также новом Учреждении Государственной думы (20 февраля 1906г.).
Манифест 17 октября 1905г., будучи типичным актом октроированного конституционализма, сформулировал "непреклонную волю" царя в решении следующих вопросов: "1) Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы, слова, собраний и союзов. 2) Не останавливая предназначенных выборов в Государственную Думу, привлечь теперь же к участию в Думе, по мере возможности, соответствующей краткости остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив за сим дальнейшее расширение избирательного права вновь установленному законодательному порядку. 3) Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу одобрения Государственной Думы, и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей".
Расширение избирательного права проводилось именным указом Сенату от 11 декабря 1905г. - "Об изменении Положения о выборах в государственную Думу". В нем декларировалось снижение имущественного ценза, что позволяло привлечь к участию в выборах ряд новых категорий городского населения (в частности, фабричных рабочих). Ведущим инструментом, наблюдающим за законностью выборов стала сама Дума.
Изменение статуса Государственной Думы и Государственного совета в соответствии с положениями манифеста 17 октября было закреплено манифестом 20 февраля 1906г. "Об изменении Учреждения Государственного совета и о пересмотре Учреждения Государственной Думы". В нем провозглашалось, что со времени созыва Думы и Государственного совета закон может получить юридическую силу лишь в случае их согласия. В соответствии с этим менялся статус и структура обоих учреждений, а также характер отношений между ними и с монархической властью.
Эти акты дают возможность говорить о движении российской политической системы в направлении двухпалатного парламента конституционных монархий, в которых законодательная власть формально осуществляется на дуалистической основе (двумя палатами парламента и монархом). Однако, движение это имело весьма непоследовательный характер.
Исполнительная власть оказывалась вне постоянного действенного парламентского контроля по таким важным направлениям, как утверждение бюджета, содержание армии и флота, руководство администрацией.
Согласно буквальному смыслу основного законодательства, Российское государство являлось самодержавной монархией. Это положение зафиксировано в первой главе Свода законов - " О существе верховной самодержавной власти". Некоторым принципиальным ограничением власти монарха явилось принятие принципа контрассигнации его указов - подтверждение воли монарха подписью представителя исполнительной власти, однако положение о совместном участии царя и Думы в принятии законов само по себе не означает ограничения его законодательных прерогатив: если с одной стороны законопроект не может стать законом без утверждения его государственной думой и Государственным соетом, то с другой стороны, справедливо и обратное - закон должен для его вступления в силу быть утвержден императором. К этому следует добавить право императора издавать в соответствии с законом указы "для устройства и приведения в действие различных частей государственного управления, а равно повеления, необходимые для исполнения законов".
В области исполнительной власти отсутствовало даже подобие общественного контроля. " Власть управления, -констатировал закон, - во всем ее объеме принадлежит государю императору в пределах всего государства Российского". Среди важных атрибутов самодержавной власти можно указать на право царя жаловать титулы и другие отличия, распоряжаться непосредственно государственными, удельными и личными имуществами, осуществлять право помилования и наказания. Судебная власть осуществлялась от имени императора. Такой ход развития ставил под сомнение возможность эволюционной трансформации самодержавия в правовое государство.
Конституционная монархия в России стала особым типом монархического конституционализма, возникшем на переломном этапе перехода от абсолютизма к тоталитарному государству - фактически будучи по форме правления дуалистической монархией, царский режим после революции 1905г. представлял собой мнимый конституционализм, занимая промежуточное положение между более или менее развитыми формами монархического конституционализма западных стран и однозначно традиционалистическими режимами Востока.
Манифест 17-го октября создал возможность образования в России открытых политических партий. Партии социал-демократов (у меньшевиков лидер Мартов, у большевиков - Ленин) и эсеров (лидер Чернов) продолжали существовать на нелегальном положении (хотя имели свою легальную печать), партии, не ставившие своей целью революционный переворот, могли организовываться открыто.
В своих программах партии формулируют требования и пути политического преобразования строя. Все они в те годы действовали вполне легально. Численность их вместе с ранее возникшими нелегально партиями к исходу революции достигла свыше 50-ти. Они представляли собой очень широкий спектр социальных, национальных и даже религиозных интересов, выраженных в их программах. Все политические партии можно свести к трем основным классификационным группам:
1) революционно-демократические партии (социал-демократические и неонароднические),
2) либерально-оппозиционные (в основном партии русской и национальной либеральной буржуазии, а также либеральной интеллигенции)
3) консервативно-охранительные (правые буржуазно-помещичьи и клерикально-монархические, черносотенные).
Наиболее крупными политическими партиями, имеющие общероссийское значение являлись: Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП), Партия социалистов-революционеров (эсеры), Радикальная партия, Партия свободомыслящих, Конституционных демократов(кадеты),, Умеренно-прогрессистская, Торгово-промышленный союз, «Союз 17 октября», Партия правового порядка. Монархистов-конституционалистов, Союз русского народа, Союз Михаила-архангела и др.
Спад революции, ее итоги и историческое значение
С поражением восстания началось медленное отступление революции, растянувшееся на полтора года. Пролетариат дважды пытался перейти в новое наступление. Но ни весенне-летний (апрель-июль) 1906 ни весенний 1907 подъемы революции не смогли дорасти до уровня 1905г. Всего в 1905г. был зарегистрировано около 14 тысяч стачек и 2, 86 млн. забастовщиков (60% пролетариата), в 1906 свыше 6100 стачек с 1, 1 млн. участников (до 38% рабочих), а в 1907 - свыше 3570 стачек и 0, 74 млн. стачечников (32, 8% рабочих). Наибольший спад движения в 1906г. был среди металлистов - авангарда борьбы 1905г., нуждавшихся в передышке для накопления новых сил (в 1907 г. металлисты вновь усилили борьбу).
Текстильщики, в массе своей втянулись в движение металлистов, дали в 1906г. наибольшее число стачечников. В обстановке увольнений и локаутов, с помощью которых буржуазия стремилась избавиться от наиболее активных рабочих и запугать пролетариат, широкие размеры приняло в 1906г. движение безработных под лозунгом "Работы и хлеба!" Поддержанные всем пролетариатом, безработные создали в ряде городов Советы безработных. Политические стачки пролетариата значительно преобладали в этот период над экономическими, а в непромышленных губерниях (архангельской, Вологодской, Курской, Симбирской и др.) 1906г. дал даже увеличение общего числа забастовщиков по сравнению с 1905г.
Революционный подъем летом 1906 сопровождаля воссозданием Советов рабочих депутатов (июль), формированием новых боевых дружин, развитием партизанской войны, ростом числа профсоюзов (к 1907 они обьединяли около 245 тысяч рабочих). Особенно большой размах получило в 1906-07 партизанское движение (нападения на полицейские участки и тюрьмы, освобождение политзаключенных, захват оружия, экспроприация денежных средств на нужды революции и т. д.). Наиболее сильным это движение было в Латвии, Грузии, на Урале. Уровень крестьянского движения летом 1906 приближался к уровню осени 1905г. всего в апреле-августе 1906 было зарегистрировано около 1850 крестьянских выступлений. Главными районами крестьянского движения 1906г. были Поволжье, черноземный Центр, Украина, Польша. Крестьяне переходили к борьбе против царской администрации, особенно полиции. Развернулись забастовки сельско-хозяйственных рабочих. Революционное брожение в войсках вылилось летом 1906г. в вооруженное восстание на Балтике (Кронштадское восстание в 1905 и 1906 гг., восстание в Свеаборге в 1906г.), которые возглавляли большевики А. П. Емельянов, Е. Л. Кохановский, Д. З. Мануильский, И. Ф. Дубровинский. На крейсере "Память Азова", стоявшем в районе Ревеля, восстанием руководили большевики Н. Лобадин и А. И. Коптюх.
Проводя линию на подготовку нового всенародного восстания, большевики связывали его успех с единством действий всех революционных сил, и прежде всего самого пролетариата.
Как и в 1905г., правительство в борьбе с революцией действовало не только репрессиями. Стремясь расколоть и ослабить народное движение, отвлечь от революции мелкобуржуазные слои населения, прежде всего крестьянство, оформить союз с буржуазией и успокоить "общественное мнение" внутри страны царизм созвал в апреле 1906г. "законодательную" Государственную думу, предварительно сделав все возможное, чтобы превратить ее в безвластный орган. Принятый еще в разгар декабрьского восстания 1905г. избирательный закон расширил круг избирателей, допустив к выборам в Думу часть рабочих.
По стране прокатилась новая волна репрессий. 19 августа были введены военно-полевые суды. За 6 месяцев их существования были приговорены к смертной казни около 950 человек.
К осени 1906г. борьба рабочих стала постепенно затухать. Вместе с тем правительство пыталось успокоить крестьянство, создать себе новую массовую опору в лице кулачества. Последовали указы о продаже крестьянам части удельных и казенных земель, о содействиии крестьянскому переселению в восточные районы страны, об отмене некоторых правовых ограничений крестьян. 9 ноября 1906г. был издан указ о свободном выходе крестьян из общины, положивший начало Столыпинской аграрной реформы.
К началу 1907г. состоялись выборы во 2-ю Государственную думу, в которых участвовали и большевики, решившие использовать думскую трибуну в целях революционной агитации, разоблачения либералов.
Вопреки расчетам реакции, состав 2-й Думы оказался более левым, чем 1-й. Кадеты потеряли в ней руководящее влияние. 3 июня царизм разогнал 2-ю Государственную думу; социал-демократическая фракция была арестована. правительство издало новый избирательный закон, по которому права трудящихся были еще более урезаны. Третьеиюньский государственный переворот 1907г. означил конец революции.
Ознакомление с историческими фактами, касающимися первой русской революции 1905-07гг. позволяет сделать следующие умозаключения: причиной революции явились противоречия между самодержавной формой правления и капиталистической формой производства, сдерживающие дальнейшее развитие страны, приведшие к военным поражениям в войне с Японией, к экономическому неблагополучию, обнищанию и неустроенности большей части населения России.
Отсутствие конституционных прав и свобод, стремление к правовому государству, - вопросы во многом актуальные и по сей день для России, - вызвали к жизни либеральные, демократические, социалистические и прочие партии вдохновившие мелкую буржуазию, рабочих и крестьянство России на революцию. Однако ее запоздалость относительно аналогичных революционных процессов, вызванная консерватизмом и реакцией в России, позволяет говорить о ней как о новом типе буржуазно-демократической революции, шедшей в своем развитии дальше создания только представительских органов законодательной власти и с гегемоном в лице рабочего класса. Роль буржуазии как гегемона - очерчивается в основном событиями 17 октября 1905 - принятием известного манифеста. Примечательно активное участие в революции крестьянства, считавшегося оплотом самодержавия. Незавершенность революции в смысле перехода от абсолютизма к конституционной монархии, а не к парламентской республике вообще, возможно обусловили в дальнейшем слабость Думы как органа представительной власти и ее поражение в 1917г.
Экономическими завоеваниями революции явилось то, что революция все-таки подтолкнула монархию и правительство к либерализации политики в крестьянском вопросе - впоследствии в 1907-1910гг. в России были проведены столыпинские реформы, тем самым был дан импульс ко все большей капитализации российской экономики. Революция показала, что в обществе сформировался новый сильный класс - пролетариат, способный влиять на внутриполитическую ситуация в городах и в стране в целом. Начал формироваться институт собственности, в особенности на землю.
В области политики - образованные в ходе революции 1 и 2 Государственные Думы дали первые уроки буржуазного парламентаризма; в стране закладывались основы становления многопартийной системы, что свидетельствовало о наличии в обществе ярко выраженных (и осознанных) социально-экономических интересов и служило показателем возрастания политической грамотности населения.
Тем не менее революция 1905-07гг. не ликвидировала, а смягчила диспрпорции социально-экономического и политического развития России. Более того, добавились новые противоречия.
Список литературы
Верт Н., История Советского государства. 1900-1991, М., Издательская группа «Прогресс», Прогресс-Академия, 1992;
История России XIX - начала XX в. Учебник для исторических факультетов университетов. /Под ред. В.А. Федорова - М.: ЗЕРЦАЛО, 1998.
Русско-японская война 1904-1905 Большая Советская Энциклопедия. Москва. издательство " Советская энциклопедия", 1975 Т. 22
Революция 1905-07 в России, Большая Советская Энциклопедия, Москва. издательство "Советское энциклопедия", 1975 Т. 21
Ананьич Б. В. Россия и международный капитал 1897-1914 очерки истории финансовых отношений, Наука, Ленинград, 1970
Витте С. Ю. Избранные воспоминания 1849-1911гг., Москва, "Мысль", 1991
Медушевский А. Н. Конституционная монархия в России, Вопросы истории N 8, 1994 с. 30-46
Искандеров А. А. российская монархия, реформы и революция, Вопросы истории, N 5 1993 c. 89-106, N 7 1993 с. 111-132
Милюков П. Н. Воспоминания. - М.; Политиздат, 1991.