Вариант 7

Содержание


1. Требования к содержанию и периодичности представления информации налогового учета. 2

1.1. пользователи информации налогового учета и их интересы.. 2

1.2. Элементы налогообложения, определяющие требования к содержанию и периодичности представления информации заинтересованным пользователям  4

1.3. Сопоставление требований к информации бухгалтерского (финансового) и налогового учета. 6

2. Взаимосвязь бухгалтерского (финансового) и налогового учета по кругу операций связанных с осуществлением материальных расходов. 13

Ситуационная задача 1. 18

Ситуационная задача 2. 19

Ситуационная задача 3. 20

Ситуационная задача 4. 21

Ситуационная задача 5. 22

Список литературы.. 24


1. Требования к содержанию и периодичности представления информации налогового учета

1.1. Пользователи информации налогового учета и их интересы

Участниками налоговых отношений в соответствии с законодательством о налогах и сборах являются: организации и физические лица, Государственный таможенный комитет РФ и его подразделения, органы государственных внебюджетных фондов, государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, Министерство финансов РФ, финансовые органы уровня субъектов РФ и местных муниципальных образований.

Организации и физические лица в соответствии с Налоговым кодексом РФ могут быть налогоплательщиками или плательщиками сборов, а также налоговыми агентами.

В российском законодательстве налоговая юрисдикция определяется на основе резидентства. Резидентами РФ признаются физические лица - налоговые резиденты РФ, которые фактически находятся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году.

Права и обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов определены в разд. II части первой Налогового кодекса РФ (гл.3).

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с законодательством возложена обязанность уплачивать налоги и сборы. Филиалы и территориально обособленные подразделения исполняют полномочия налогоплательщиков.

Налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет или во внебюджетный фонд налогов. Действующим законодательством установлено, что налоговыми агентами являются организации и физические лица - предприниматели в отношении:

- налога на доходы физических лиц;

- налогообложения дивидендов и доходов от долевого участия;

- налога на добавленную стоимость с оборотов по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ иностранными юридическими лицами, не состоящими на налоговом учете, и услуг по аренде федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества.

Права налогоплательщиков и налоговых агентов идентичны. Они имеют право: [3.;с.14.]

- получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах и законодательстве о налогах и сборах;

- получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения налогового законодательства;

- использовать налоговые льготы;

- получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит;

- на своевременный зачет или возврат излишне уплаченных или взысканных налогов, пени и штрафов;

- представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;

- представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

- присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

- получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов;

- требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

- не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц;

- обжаловать акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

- требовать соблюдения налоговой тайны;

- требовать возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности в отношении актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (п.7 ст.3 НК РФ). При этом налогоплательщикам гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов.

К основным обязанностям налогоплательщиков относятся обязанность уплачивать законно установленные налоги, вести учет объектов налогообложения и представлять в налоговый орган отчетность, налоговые декларации и информацию, встать на учет в налоговом органе.

Каждому налогоплательщику присваивается по всем видам налогов и сборов индивидуальный идентификационный номер (ИНН). Этот номер указывается налогоплательщиком во всех документах (декларации, отчетах, заявлении и т.п.), подаваемых в налоговый орган. В индивидуальном идентификационном номере восемь цифр. Первые две цифры идентичны номеру региона местонахождения налогоплательщика, вторые две цифры соответствуют номеру налоговой инспекции, где он поставлен на налоговый учет, остальные цифры соответствуют его регистрационному номеру. Поэтому по ИНН можно установить (идентифицировать) любого налогоплательщика.

Налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета: [5.;с.231.]

- об открытии или закрытии счетов в кредитных организациях - в десятидневный срок со дня открытия или закрытия;

- обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

- обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ - в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;

- об объявлении несостоятельности (банкротстве), о ликвидации или реорганизации - в срок не позднее трех дней со дня принятия соответствующего решения;

- об изменении своего места нахождения или места жительства - в срок не позднее десяти дней с момента такого изменения.

1.2. Элементы налогообложения, определяющие требования к содержанию и периодичности представления информации заинтересованным пользователям


Бухгалтерская отчетность организаций должна отвечать следующим основным требованиям: достоверность, целостность, последовательность, сопоставимость, всеобщность отчетного периода, соответствующее оформление и публичность.

Достоверность - полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также финансовых результатах ее хозяйственной деятельности. Достоверной считается бухгалтерская отчетность, сформированная и составленная по правилам, установленным нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.

Достоверность бухгалтерской отчетности усиливается ее целостностью, то есть она должна включать показатели финансово-хозяйственной деятельности как самого предприятия, так и его филиалов, представительств и иных структурных подразделений, в том числе выделенных на самостоятельные балансы.

Целостность отчетности позволяет принимать более обоснованные управленческие решения. С этой целью данные синтетического и аналитического учета должны быть подтверждены результатами инвентаризации и заключением независимой аудиторской организации.

Последовательность закрепляет в практике составления бухгалтерской отчетности постоянство содержания и форм бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним от одного отчетного периода к другому.

Требование сопоставимости: в бухгалтерской отчетности должны приводиться данные по конкретному показателю как за предыдущий, так и за отчетный год. В случае, когда данные за период, предшествующий отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период по ряду причин, то данные предшествующего периода подлежат корректировке по установленным правилам.

Требование общности отчетного периода устанавливает, что для всех организаций отчетным годом считается период с 1 января по 31 декабря календарного года включительно.

Оформление - следующее требование, предъявляемое к бухгалтерской отчетности. Составление отчетности, равно как и ведение бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляется на русском языке в валюте Российской Федерации - в рублях. Отчетность подписывается руководителем организации и специалистом, ведущим бухгалтерский учет. [3.;с.59.]

Публичность бухгалтерской отчетности осуществляется организациями, перечень которых регламентирован действующим законодательством. К ним отнесены открытые акционерные общества, кредитные и страховые организации, биржи, инвестиционные фонды и фонды, созданные за счет частных, общественных и государственных источников. Публикации должна предшествовать аудиторская проверка с обязательным утверждением годового отчета общим собранием акционеров.

Внутренняя бухгалтерская отчетность не подлежит публикации, так как отнесена к объектам коммерческой тайны.

Отчетным годом для всех организаций является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно.

Первым отчетным годом для вновь созданных предприятий - период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для предприятий, созданных после 1 октября, - по 31 декабря следующего года включительно.

Организация должна составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года не позднее 30 дней по окончании отчетного периода, состоящую из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках (если иное не установлено законодательством РФ или учредителями).

Организации, за исключением бюджетных и общественных организаций и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих, кроме выбывшего имущества, оборотов по реализации, обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Отчетность, кроме налоговых органов, предоставляется органу государственной статистики, а также каждому учредителю, и в другие адреса, предусмотренные законодательством РФ.

Представляемая годовая бухгалтерская отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами организации.

Бюджетные организации представляют месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность вышестоящему органу в установленные им сроки.

Датой представления бухгалтерской отчетности для организации считается день ее почтового отправления или день фактической передачи ее по принадлежности. Когда дата приходится на нерабочий (выходной) день, то сроком представления бухгалтерской отчетности считается первый следующий за ним рабочий день.

Организация, имеющая дочерние и зависимые общества, должна составлять сводную годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 25 апреля, года, следующего за отчетным и представлять ее в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации. [5.;с.232.]

Унитарному предприятию, имеющему дочерние предприятия, сроки составления и представления сводного годового бухгалтерского отчета устанавливает государственный орган или орган местного управления, уполномоченный на его создание.

В случаях, предусмотренных законодательством РФ, организации (акционерные общества открытого типа, банки и другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных средств) публикуют бухгалтерскую отчетность вместе с итоговой частью аудиторского заключения (не позднее 1 июня года, следующего за отчетным, если иное не установлено законодательством РФ).

Публичность отчетности заключается в ее опубликовании в газетах и журналах, доступных пользователям бухгалтерской отчетности, либо распространении среди них брошюр, буклетов и других изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность, а также в ее передаче территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организации для предоставления заинтересованным пользователям.

Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которыми устанавливаются конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяются элементы налога.

К ним относятся:

а) субъект налога или налогоплательщик  - лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог. Однако через механизм цен налоговое бремя может перекладываться на другое лицо поэтому рассматривают и

б) носитель налога - лицо, которое фактически уплачивает налог;

в) объект налога - доход или имуществ, с которого начисляется налог  (заработная плата, ценные бумаги, прибыль, недвижимое имущество, товары  и т.д.);

г) источник налога - доход, за счет которого уплачивается налог;

д) ставка налога - важный элемент налога, который определяет величину налога на единицу обложения (денежная единица дохода, единица земельной площади, единица измерения товара и т.д.).

 

1.3. Сопоставление требований к информации бухгалтерского (финансового) и налогового учета


Основные требования при составлении бухгалтерской отчетности:

нейтральность информации, содержащейся в ней (то есть, исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими);

должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений (включая выделенные на отдельные балансы);

информация должна основываться на данных унифицированных форм первичной учетной документации, синтетического и аналитического учета;

данные баланса вступительного должны соответствовать показателям баланса заключительного за предшествующий отчетному период. Организация должна придерживаться принятых ею содержания и формы отчетности последовательно от одного отчетного периода к другому;

по каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности (кроме отчета, составляемого за первый отчетный период) должны быть приведены данные минимум за два года - отчетный и предшествующий отчетному (если данные за предшествующий период несопоставимы с данными за отчетный период, то первые данные корректируются исходя из правил, установленных - нормативными актами по бухгалтерскому учету);

бухгалтерский баланс должен включать числовые показатели в нетто-оценке, то есть за вычетом регулирующих величин (которые должны раскрываться в пояснениях к отчетности);

изменения, относящиеся как к отчетному году, так и к предшествовавшим периодам (после ее утверждения), производятся в отчетности, составляемой за отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных;

исправление ошибок должно быть подтверждено подписью сделавших исправление лиц с указанием даты исправления;

должна быть составлена на русском языке в валюте Российской Федерации;

не допускается зачет между статьями активов и пассивов, прибылей и убытков (кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен действующим законодательством);

подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) предприятия. Если учет ведется на договорных началах специализированной организацией или бухгалтером-специалистом, то отчетность, кроме того, подписывается руководителем специализированной организации (централизованной бухгалтерии) либо специалистом, ведущим бухгалтерский учет.

Бухгалтерская отчетность (которая должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении):

формируется исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету;

позволяет установить недостаток или излишек источников средств; при этом можно определить насколько предприятие обеспечено собственными и заемными источниками. Статьи бухгалтерской отчетности, составляемой за отчетный год, должны подтверждаться результатами инвентаризации активов и обязательств;

позволяет оценить кредитоспособность предприятия (ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств предприятия его активами, срок перевода которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств);

правила оценки отдельных статей бухгалтерской отчетности устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету; при этом должно быть обеспечено соблюдение допущений и требований, предусмотренных ПБУ 1/98.

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика с момента появления обстоятельств, установленных законодательством о налогах и сборах.

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законом.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе уплатить налог или сбор досрочно. Налог может быть уплачен, если установлены все элементы налогообложения.

Элементами налогообложения являются:

- объект налогообложения: операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), иные экономические основания, с наличием которых у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога.

Товаром считается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Работой признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы.

Услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Наличие объекта обложения неразрывно связано с возникновением обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения;

- налоговая база. Она представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Налогоплательщики - организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных бухгалтерского учета, налогового учета или на основе иных документов, подтверждающих данные об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. При обнаружении ошибок в исчислении налоговой базы, относящейся к прошлым отчетным периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде пересчет налоговых обязательств производится относительно периода совершения ошибок.

Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов в хозяйственных ситуациях в порядке, определенном Министерством финансов РФ и МНС России.

Налогоплательщики - физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций, данных об облагаемых доходах, а также данных собственного учета облагаемых доходов, осуществляемого по произвольной форме;

- налоговая ставка. Это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Различают твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки.

Твердые ставки определяются в абсолютной сумме.

Пропорциональные - это ставки, действующие в едином проценте к налоговой базе.

Прогрессивные ставки - это ставки, увеличивающиеся с ростом налоговой базы. Налоговая практика выработала две шкалы прогрессии - простую и сложную. При простой возросшая ставка налога применяется ко всей налоговой базе, при сложной налоговая база делится на части (ступени), каждая из которых облагается своей ставкой, т.е. повышенные ставки применяются не ко всему объекту, а к части, превышающей предыдущую ступень. Сложная прогрессия более выгодна плательщику, поскольку она обеспечивает ему более низкое обложение, чем простая, когда весь доход подлежит обложению высокой ставкой.

Регрессивные ставки понижаются по мере роста налоговой базы; [3.;с.117.]

- налоговый период. Им является период (обычно календарный месяц, календарный квартал, календарный год), по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога применительно к определенному налогу. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

При создании организации после начала календарного года первый налоговый период начинается со дня ее создания. При этом днем создания признается день ее государственной регистрации. При ликвидации (реорганизации) до конца календарного года последним налоговым периодом для организации является период от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации);

- порядок исчисления налога. Это определенные законом методические правила расчета величины налога. Обязанность по исчислению налога возлагается на налогоплательщика, налогового агента или на налоговый орган;

- порядок и сроки уплаты налога. При обложении налогами действуют три способа взимания налогов, т.е. учета и оценки объекта налога:

1) кадастровый;

2) декларационный;

3) у источника выплаты.

Первый способ предполагает использование кадастра - реестра (описи), содержащего перечень сведений об оценке и средней доходности объекта обложения (земли, строений, сооружений), которые используются при исчислении соответствующего налога.

Декларационный способ предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы официального заявления - декларации о величине налоговой базы. В налоговую декларацию обычно включают данные о доходах и расходах плательщика, источниках доходов, налоговых льготах и вычетах.

Третий способ предполагает исчисление и изъятие у источника образования объекта обложения. Обычно он используется бухгалтерией предприятия или органом, который выплачивает доход или по закону имеет такое право.

Уплата налога может производиться в наличной или безналичной форме как разовой уплатой всей суммы, так и авансовыми платежами либо иным образом в установленные законодательством сроки применительно к каждому налогу. Конституционный Суд РФ Постановлением от 12 октября 1998 г. N 24-П признал, что конституционная обязанность налогоплательщика - юридического лица по уплате налога считается исполненной в день списания с его расчетного счета в кредитном учреждении денежных средств при наличии на этом счете достаточного денежного остатка независимо от времени зачисления сумм на соответствующий бюджетный счет.

В исключительных случаях сроки уплаты налога или сбора могут быть перенесены. Изменение сроков уплаты налогов производится в виде отсрочки, рассрочки, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита. Решение об изменении сроков уплаты принимается финансовыми органами, таможенными органами, органами соответствующих внебюджетных фондов.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) причинения лицу ущерба в результате стихийных бедствий, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

2) задержки лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного им госзаказа;

3) угрозы банкротства лица в случае единовременной выплаты им налога;

4) если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;

5) если производство и реализация товаров, работ или услуг носит сезонный характер.

Отсрочка или рассрочка предоставляется на срок от 1 до 6 месяцев с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.

Если отсрочка или рассрочка предоставляется на основании 1 и 2 пунктов, то на сумму задолженности по налогам проценты не начисляются, а если на основании 3, 4 и 5 пунктов, то начисляются проценты исходя из ставки, равной 1/2 ставки ЦБ РФ.

Налоговый кредит представляет собой изменение срока уплаты налога или нескольких налогов на срок от 3 месяцев до 1 года как с начислением процентов, так и без начисления их в зависимости от оснований предоставления налогового кредита.

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации на основании предусмотренных законодательством случаев предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Изменение срока уплаты налога (сбора) не допускается в следующих случаях: [5.;с.250.]

1) возбуждено уголовное дело против налогоплательщика;

2) проводится производство по делу о налоговом правонарушении или по делу об административном правонарушении, связанном с нарушением налоговых законов;

3) есть достаточные основания полагать, что налогоплательщик воспользуется таким изменением для сокрытия денежных средств или имущества от налогообложения.

При неуплате налога (сбора) в срок налогоплательщику направляется извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и пени. Требование об уплате налога направляется налоговым органом по месту учета налогоплательщика при наличии у него недоимки.

Такие требования должны быть высланы налогоплательщику не позднее 3 месяцев после наступления срока уплаты налога. В случае уклонения налогоплательщика или его представителя от получения требования об уплате налогов указанное требование считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма, независимо от фактического получения налогоплательщиком (его представителем) требования, направленного заказным письмом.

Особое место в элементах налогообложения занимают налоговые льготы, поскольку налог может считаться установленным и при отсутствии налоговых льгот. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

По налогам и сборам предоставляются следующие виды льгот:

- необлагаемый минимум объекта налога, т.е. минимальная часть объекта исключается из обложения;

- изъятие из обложения определенных элементов объекта обложения;

- освобождение от уплаты налогов отдельных категорий плательщиков;

- понижение налоговых ставок;

- целевые налоговые льготы.

Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами:

- залог имущества. Залог имущества оформляется договором между налоговым органом и залогодателем. Залогодателем может быть как сам налогоплательщик или плательщик сбора, так и третье лицо;

- поручительство. Поручитель принимает обязанность перед налоговыми органами по исполнению в полном объеме обязанности налогоплательщика по уплате налогов и пени. Поручительство оформляется договором между налоговым органом и поручителем. При неисполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, обеспеченных поручительством, поручитель и налогоплательщик несут солидарную ответственность. Принудительное взыскание налога и пени с поручителя производится налоговым органом в судебном порядке;

- пеня. Пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты ими причитающихся сумм налогов и сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение налогового законодательства. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога и сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ;

- приостановление операций по счетам налогоплательщика - организации, налогового агента - организации, плательщика сбора - организации и налогоплательщика - индивидуального предпринимателя. Приостановление операций по счету в банке означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету. Указанное ограничение не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов (например, выплаты по решению суда имеют более раннюю очередность).

Прекращение обязанности по уплате налога (сбора) возникает:

1) при уплате налога (сбора) налогоплательщиком;

2) в случае отмены налога (сбора) при отсутствии задолженности у плательщика по его уплате;

3) при освобождении от уплаты налога (сбора) при вступлении в действие соответствующего закона;

4) в связи со смертью налогоплательщика или с признанием его умершим в соответствии с порядком, установленным гражданским законодательством РФ или ликвидацией юридического лица.

Особые процедуры исполнения налогового обязательства складываются у ликвидируемой организации. Указанные обязательства исполняются ликвидационной комиссией за счет денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества. Если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пени и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленных законодательством РФ. Очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством РФ.

Ликвидируемая организация может иметь и излишне уплаченные налоги, сборы, пени, штрафы. Эти суммы засчитываются в счет погашения задолженности ликвидируемой организации по налогам, сборам (пени, штрафам) налоговым органом не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика - организации. Подлежащая зачету сумма излишне уплаченных налогов и сборов (пени, штрафов) распределяется по бюджетам и (или) внебюджетным фондам пропорционально общим суммам задолженности по налогам и сборам (пени, штрафам) перед соответствующими бюджетами и (или) внебюджетными фондами.

При отсутствии у ликвидируемой организации задолженности по исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также по уплате пени и штрафов сумма излишне уплаченных этой организацией налогов и сборов (пени, штрафов) подлежит возврату этой организации не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика - организации.

В бухгалтерском и в налоговом учете применяются различные методы оценки объектов учета, отсюда возникают различия в информации. Бухгалтерская оценка прибылей и убытков оценивается в соответствии с ПБУ 9/99 и 10/99, тогда как те же доходы и расходы для целей налогового учета оцениваются в соответствии с гл.25 НК РФ.

В отличие от бухгалтерского учета порядок определения стоимости товарно-материальных ценностей, установленный пунктом 2 статьи 254 НК РФ, распространяется на ТМЦ, которые в соответствии с этой статьей относятся к материальным расходам. В составе материальных расходов отсутствуют расходы на приобретение товаров в торговле.

Если МПЗ получены безвозмездно, то в бухгалтерском учете их стоимость равна рыночной. В налоговом учете ТМЦ, полученные безвозмездно или в качестве вклада в уставный капитал, имеют нулевую стоимость.

Основной документ налоговой отчетности — налоговая деклара­ция. Налоговая декларация представляет собой письменное заявле­ние налогоплательщика о полученных доходах и произведенных рас­ходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой на­лога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщи­ком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплатель­щиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носи­теле или в электронном виде в соответствии с законодательством РФ. Бланки налоговых деклараций предоставляются налоговыми органами бесплатно.

Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщи­ком в налоговый орган лично или через его представителя, направле­на в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.

Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декла­рации и обязан по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии налоговой декларации о принятии и дату ее представления. При получении налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган обязан передать налогоплательщику квитан­цию о приемке в электронном виде.

При отправке налоговой декларации по почте днем ее представле­ния считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.

Порядок представления налоговой декларации в электронном виде определяется МНС РФ.

Формы налоговых деклараций, если они не утверждены законода­тельством о налогах и сборах, разрабатываются и утверждаются МНС РФ.

Налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщика вклю­чения в налоговую декларацию сведений, не связанных с исчислением и уплатой налогов. Налоговая декларация представляется в установлен­ные законодательством о налогах и сборах сроки. Инструкции по запол­нению налоговых деклараций по федеральным, региональным и мест­ным налогам издаются МНС РФ по согласованию с Минфином России, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Эти правила распространяются также на порядок декларирования данных, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, посту­пающих в государственные внебюджетные фонды (при этом органы государственных внебюджетных фондов, осуществляющие контроль за уплатой налогов и сборов, поступающих в эти фонды, разрабатыва­ют формы и порядок заполнения налоговых деклараций) и не распро­страняются на декларирование товаров, перемещаемых через тамо­женную границу РФ.

При обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации не отражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей упла­те, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изме­нения в налоговую декларацию. При этом:

- если заявление о дополнении и изменении налоговой деклара­ции производится до истечения срока подачи налоговой декларации, она считается поданной в день подачи заявления;

- если заявление о дополнении и изменении налоговой деклара­ции делается после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик освобожда­ется от ответственности при условии, что указанное заявление было сделано до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом не отражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, либо о назначении выездной налоговой проверки;

- если заявление о дополнении и изменении налоговой декларации де­лается после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности! условии, что указанное заявление налогоплательщик сделал до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом не отражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, либо о назначении выезд­ной налоговой проверки. Налогоплательщик освобождается от ответствен­ности при условии, что до подачи такого заявления налогоплательщик уп­латил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.

 

2. Взаимосвязь бухгалтерского (финансового) и налогового учета по кругу операций связанных с осуществлением материальных расходов

Материально-производственные запасы (МПЗ) принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.

МПЗ, приобретенные за плату, - сумма фактических затрат на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов. Фактическими затратами на приобретение МПЗ могут быть: [6.;]

- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);

- суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением МПЗ;

- таможенные пошлины и иные платежи;

- невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы материально-производственных запасов;

- вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации;

- затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов до места их использования, включая расходы по страхованию. Данные затраты включают, в частности, затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов, затраты по содержанию заготовительно-складского аппарата организации, затраты за услуги транспорта по доставке материально-производственных запасов до места их использования, если они не включены в цену на запасы, установленную договором, затраты по оплате процентов по кредитам поставщиков (коммерческий кредит) и тому подобные затраты. В состав данных затрат организации могут также относить и затраты по оплате процентов по заемным средствам, если они связаны с приобретением запасов и произведены до даты оприходования материально-производственных запасов на складах организации;

- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением материально-производственных запасов.

Не включаются в стоимость МПЗ общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением МПЗ.

Затраты по доведению материально-производственных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях, включают в себя затраты организации по доработке и улучшению технических характеристик полученных запасов, не связанные с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг.

МПЗ, изготовленные силами организации, - сумма фактических затрат, связанных с их производством.

МПЗ, внесенные в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, - их денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации.

МПЗ, полученные безвозмездно, - их рыночная стоимость на дату оприходования.

МПЗ, приобретенные по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, - стоимость товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче, устанавливается из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных товаров (ценностей).

Оценка МПЗ, стоимость которых при приобретении определена в иностранной валюте, производится в рублях путем пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка РФ, действующему на дату принятия к бухгалтерскому учету организацией запасов по договору.

Стоимость товарно-материальных ценностей (ТМЦ), включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения (без учета сумм налогов, подлежащих вычету либо включаемых в расходы в соответствии с НК РФ), включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку, хранение и иные затраты, связанные с приобретением товарно-материальных ценностей.

Если стоимость возвратной тары, принятой от поставщика с товарно-материальными ценностями, включена в цену этих ценностей, из общей суммы расходов на их приобретение исключается стоимость возвратной тары по цене ее возможного использования или реализации. Стоимость невозвратной тары и упаковки, принятых от поставщика с товарно-материальными ценностями, включается в сумму расходов на их приобретение.

Отнесение тары к возвратной или невозвратной определяется условиями договора (контракта) на приобретение товарно-материальных ценностей.

Если налогоплательщик в качестве сырья, запасных частей, комплектующих, полуфабрикатов и иных материальных расходов использует продукцию собственного производства, а также в случае, если в состав материальных расходов включает результаты работ или услуг собственного производства, оценка указанной продукции (результатов работ или услуг) собственного производства производится исходя из оценки готовой продукции (работ, услуг) в соответствии со статьей 319 НК РФ.

Сумма материальных расходов текущего месяца уменьшается на стоимость остатков ТМЦ, переданных в производство, но не использованных в производстве на конец месяца. Оценка таких товарно-материальных ценностей должна соответствовать их оценке при списании.

Перечень затрат, которые формируют стоимость товарно-материальных ценностей, используемых в процессе производства, выполнения работ и оказании услуг, примерно совпадает с порядком формирования себестоимости МПЗ в бухгалтерском учете. При этом в налоговом и бухгалтерском учете перечень расходов остается открытым. Это позволяет налогоплательщику, пользуясь положениями пункта 4 статьи 252 НК РФ, принять в учетной политике в целях налогообложения и ведения бухгалтерского учета одинаковый порядок формирования стоимости ТМЦ.

В отличие от бухгалтерского учета порядок определения стоимости товарно-материальных ценностей, установленный пунктом 2 статьи 254 НК РФ, распространяется на ТМЦ, которые в соответствии с этой статьей относятся к материальным расходам. В составе материальных расходов отсутствуют расходы на приобретение товаров в торговле.

В Налоговом кодексе нет статьи прямого действия, которая устанавливала бы порядок формирования стоимости покупных товаров, предназначенных для перепродажи. Однако по смыслу статей 268 и 320 при налогообложении товары, предназначенные для перепродажи, учитываются по стоимости приобретения. Стоимость приобретения определяется по цене, уплаченной продавцу, включая расходы по доставке, если по условиям договора эти расходы включаются в цену товара. Все остальные затраты, связанные с приобретением и доставкой товара (транспортные, складские, и др.), учитываются в составе издержек обращения и распределяются на прямые и косвенные в соответствии со статьей 320 НК РФ.

Если МПЗ получены безвозмездно, то в бухгалтерском учете их стоимость равна рыночной. При получении МПЗ будет сделана проводка:[1.;]

Дебет 10 Кредит 98 "Доходы будущих периодов".

При отпуске в производство:

Дебет 20 (23, 25, 26, 44) Кредит 10.

Одновременно делается проводка:

Дебет 98 Кредит 91.

В налоговом учете ТМЦ, полученные безвозмездно или в качестве вклада в уставный капитал, имеют нулевую стоимость.

Сырье и материалы, на которые цена в течение года снизилась либо которые морально устарели или частично потеряли свое первоначальное качество, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года по цене возможной реализации, если она ниже первоначальной стоимости заготовления (приобретения), с отнесением разницы в ценах на финансовые результаты.

НК РФ не содержит положений, допускающих переоценку ТМЦ в целях налогообложения

В первой редакции НК РФ переоценка ТМЦ учитывалась в целях налогообложения. После внесения изменений эти нормы Кодекса были исключены.

Положения бухгалтерского учета допускают проводить уценку МПЗ в случае снижения их цены или потери качества, однако в целях налогообложения такая уценка учитываться не должна.

При отпуске сырья и материалов в производство и ином выбытии их оценка производится организацией одним из следующих методов:

- по себестоимости каждой единицы;

- по средней себестоимости;

- по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (ФИФО);

- по себестоимости последних по времени приобретения материально-производственных запасов (ЛИФО).

При определении размера материальных расходов при списании сырья и материалов, используемых в производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг), в соответствии с принятой организацией учетной политикой для целей налогообложения применяется один из следующих методов оценки указанного сырья и материалов: [6;]

- метод оценки по стоимости единицы запасов;

- метод оценки по средней стоимости;

- метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);

- метод оценки по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).

В налоговом законодательстве предусмотрены те же методы оценки материалов, что и в ПБУ 5/01. Однако, указывая на способы оценки списания в производство сырья и материалов, НК РФ не устанавливает порядка их определения с целью налогообложения (то есть не дает конкретного алгоритма расчета). Поэтому налогоплательщик должен руководствоваться пунктом 1 статьи 11 первой части НК и применять эти понятия в том значении, в котором они используются при ведении бухгалтерского учета.

В настоящее время положения, касающиеся порядка оценки возвратных отходов в бухгалтерском учете, остались в отраслевых особенностях состава затрат, включаемых в себестоимость продукции.

Под возвратными отходами производства понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства продукции (работ, услуг), утратившие полностью или частично потребительские качества исходного ресурса и в силу этого используемые с повышенными затратами или вовсе не используемые по прямому назначению.

Не относятся к возвратным отходам остатки материальных ресурсов, которые в соответствии с установленной технологией передаются в другие цеха, подразделения в качестве полноценного материала для производства других видов продукции (работ, услуг). Не относится к отходам также попутная (сопряженная) продукция, перечень которой устанавливается в отраслевых методических рекомендациях (инструкциях) по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).

Возвратные отходы оцениваются в следующем порядке:

- по пониженной цене исходного материального ресурса (по цене возможного использования), если отходы могут быть использованы для основного производства, но с повышенными затратами (пониженным выходом готовой продукции), для нужд вспомогательного производства, изготовления предметов широкого потребления (товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода) или реализованы на сторону;

- по полной цене исходного материального ресурса, если отходы реализуются на сторону для использования в качестве полноценного ресурса.

Сумма материальных расходов уменьшается на стоимость возвратных отходов.

Под возвратными отходами понимаются остатки сырья (материалов), полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), частично утратившие потребительские качества исходных ресурсов (химические или физические свойства) и в силу этого используемые с повышенными расходами (пониженным выходом продукции) или не используемые по прямому назначению.

Не относятся к возвратным отходам остатки ТМЦ, которые в соответствии с технологическим процессом передаются в другие подразделения в качестве полноценного сырья (материалов) для производства других видов товаров (работ, услуг), а также попутная (сопряженная) продукция, получаемая в результате осуществления технологического процесса.

Возвратные отходы оцениваются в следующем порядке:

1) по пониженной цене исходного материального ресурса (по цене возможного использования), если эти отходы могут быть использованы для основного или вспомогательного производства, но с повышенными расходами (пониженным выходом готовой продукции);

2) по цене реализации, если эти отходы реализуются на сторону.

Товары, приобретенные организацией для продажи, оцениваются по стоимости их приобретения. Организациям, осуществляющим розничную торговлю, разрешается производить оценку приобретенных товаров по продажной (розничной) стоимости с отдельным учетом наценок (скидок).

При реализации товаров (кроме учитываемых по продажной (розничной) стоимости) и ином выбытии их оценка производится организацией, в общем, для МПЗ порядке (то есть одним из четырех методов - см. "Учет отпуска сырья и материалов").

Доходы от реализации покупных товаров уменьшаются на стоимость приобретения данных товаров, определяемую в соответствии с принятой организацией учетной политикой для целей налогообложения одним из следующих методов оценки покупных товаров: [1.;]

- по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО);

- по стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО);

- по средней стоимости;

- по стоимости единицы товара.

В новой редакции Налогового кодекса допускается использование для товаров тех же методов оценки, что и для ТМЦ. Различия бухгалтерского и налогового учета в части учета товаров следующие.

Во-первых, в бухгалтерском учете можно вести учет товаров по продажным ценам, что недопустимо в налоговом учете.

Во-вторых, в бухгалтерском учете стоимость товаров формируется так же, как и прочих материально-производственных запасов. Иными словами, суммированием фактических затрат на их приобретение, включая таможенные платежи и пошлины, оплату услуг снабженческих организаций и т.п. В налоговом учете товары в отличие от материальных затрат подлежат учету по стоимости приобретения без включения связанных с их приобретением расходов.

Разница между бухгалтерской прибылью (убытком) и налогооблагаемой прибылью (убытком) отчетного периода, образовавшаяся в результате применения различных правил признания доходов и расходов, которые установлены в нормативных правовых актах по бухгалтерскому учету и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, состоит из постоянных и временных разниц.

Для целей ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» под постоянными разницами понимаются доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) отчетного периода и исключаемые из расчета налоговой базы по налогу на прибыль как отчетного, так и последующих отчетных периодов.

Для целей ПБУ 18/02 под временными разницами понимаются доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) в одном отчетном периоде, а налоговую базу по налогу на прибыль - в другом или в других отчетных периодах.

Ситуационная задача 1

12.07.2003г. в соответствии с договором купли-продажи имущества №42 ООО "Шанс" получило от ООО "Станкосервис" холодильную витрину, договорная стоимость которой составила 96000 рублей, в том числе НДС - 20% (счет-фактура № 57 от 12.07.2003г.).

15.07.2003г. холодильная витрина введена в эксплуатацию согласно Акту о приемке-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) № 16 от 15.07.2003.

Для целей налогового учета в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы (утв. постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1) холодильная витрина отнесена к пятой амортизационной группе, при этом установленный срок полезного использования составляет 92 месяца.

Задание:

Рассчитайте сумму амортизационных отчислений по объекту основных средств холодильной витрине за август, сентябрь и октябрь 2003 года:

- если в соответствии с учетной политикой организации для целей налогового учета начисление амортизации по амортизируемым основным средствам - производится линейным методом;

- если в соответствии с учетной политикой организации для целей налогового учета начисление амортизации по амортизируемым основным средствам производится нелинейным методом.

Решение:

Первоначальная стоимость станка 80 000 руб. (96000*16,67%)

При использовании линейного метода начисления амортизации для целей налогообложения амортизация определяется как:

К = (1 / N) х 100% = (1/ 92) * 100 = 1,087% - норма процентов к первоначальной стоимости амортизируемого имущества.

80 000 * 1,087% = 869,6 руб. – сумма амортизационных отчислений.

При применении линейного метода амортизации сумма амортизации в течении всего срока эксплуатации будет равной, соответственно за август, сентябрь и октябрь 2003 года будет списана амортизация в сумме 2 608,80 руб. по 869,60 руб. каждый месяц.

При использовании нелинейного метода для целей налогообложения амортизация определяется как:

К = (2 / N) х 100% = (2 / 92) * 100 = 2,174% - норма процентов к первоначальной стоимости амортизируемого имущества.

80 000 * 2,174% = 1739,2 руб.

При применении нелинейного метода амортизации сумма амортизации в течении всего срока эксплуатации будет равной, за исключением случая когда остаточная стоимость объекта амортизируемого имущества достигнет 20% от первоначальной стоимости, соответственно за август, сентябрь и октябрь 2003 года будет списана амортизация в сумме 5 217,60 руб. по 1739,2 руб. каждый месяц.


Ситуационная задача 2

Из представленного множества выберите те виды расходов, которые принимаются к вычету при исчислении:

(а)     налога на прибыль;

(б)     единого налога.

1.  расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов)

2.  средства, перечисляемые профсоюзным организациям

3.  расходы на добровольное страхование имущества

4.  расходы на командировки

5.  расходы на оплату услуг банков

Решение:

а) при расчете налога на прибыль в соответствии со ст.270 НК РФ не учитываются следующие расходы:

1.  расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов)

2.  средства, перечисляемые профсоюзным организациям

3.  в виде взносов на добровольное страхование, кроме взносов, указанных в статьях 255 и 263 Налогового Кодекса;

4.  расходы на командировки, в части превышающей установленные нормы расхода.

    

При расчете налога на прибыль принимаются к вычету следующие расходы:

1.  расходы на командировки

2.  расходы на оплату услуг банков

3.  расходы на добровольное страхование имущества


б) при расчете единого налога к вычету принимаются следующие расходы:

1.  расходы на добровольное страхование имущества

2.  расходы на командировки

3.  расходы на оплату услуг банков


Ситуационная задача 3

ООО "Алмаз" и ЗЛО "Радуга" заключили договор аренды нежилого помещения №12 от 01.07.2003г., в соответствии с которым ООО "Алмаз" передает ЗАО "Радуга" во временное владение и пользование нежилое помещение под офис площадью 50 кв. метров по адресу ул. Новогодняя, 32.

В соответствии с условиями договора арендная плата составляет 18000 рублей в месяц (для случая, когда организация находится на обычном режиме налогообложения по правилам 25 главы НК РФ, в стоимость арендной платы в размере 18000 рублей включается сумма НДС по ставке 20%).

30.07.2003г. ООО "Алмаз" выставило ЗАО "Радуга" счет-фактуру № 28 от 30.07.2003г. на арендную плату по договору аренды нежилого помещения №12 от 01.07.2003г. за июль в размере 18000 рублей (для случая, когда организация находится на обычном режиме налогообложения по правилам 25 главы НК РФ, в стоимость арендной платы в размере 18000 рублей включается сумма НДС по ставке 20%).

31.07.2003г. на расчетный счет ООО "Алмаз" поступили денежные средства от ЗАО "Радуга" в размере 12000 рублей в счет арендной платы по счет-фактуре № 28 от 30.07.2003г.

Задание:

Рассчитайте сумму доходов ООО "Алмаз" за июль 2003 года, учитываемых для целей налогообложения:

-      по правилам главы 25 НК РФ (организация определяет доходы и расходы по методу начисления);

-      по правилам главы 26.2 НК РФ.

Решение:

А) организация определяет доходы и расходы по методу начисления.

В целях гл. 25 НК РФ доходы от сдачи имущества в аренду признаются внереализационными доходами. Налогооблагаемой базой будут являться, в соответствии с применяемым методом определения доходов, начисленные денежные средства, за минусом НДС.

18000 * 16,67% = 15 000 руб. - доходы ООО "Алмаз" за июль 2003 года, учитываемые для целей налогообложения.


Б) по правилам главы 26.2 НК РФ «Упрощенная система налогообложения»

При упрощенной системе ведения бухгалтерского учета применяется кассовый метод расчета. При этом НДС включается в состав полученного дохода.

12000 руб. - доходы ООО "Алмаз" за июль 2003 года, учитываемые для целей налогообложения.

Ситуационная задача 4

28.07.2003г. ООО "Топлекс" был безвозмездно получен от 000 "Мебельцентр" книжный шкаф, рыночная стоимость которого составила 12000 рублей.

Согласно Акту о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) № 2 от 28.07.2003г. шкаф был введен в эксплуатацию. Установленный при этом срок полезного использования для целей бухгалтерского учета составляет 72 месяца.

Задание:

1.             Рассчитайте сумму внереализационных доходов ООО "Топлекс", участвующих в формировании финансового результата за июль 2003 года.

2.             Рассчитайте сумму внереализационных доходов ООО "Топлекс", учитываемых при расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль за июль 2003 года.

Решение:


1.              В соответствии с п.10.3. ПБУ 9/99 активы, полученные безвозмездно, принимаются к бухгалтерскому учету по рыночной стоимости. Рыночная стоимость полученных безвозмездно активов определяется организацией на основе действующих на дату их принятия к бухгалтерскому учету цен на данный или аналогичный вид активов. Данные о ценах, действующих на дату принятия к бухгалтерскому учету, должны быть подтверждены документально или путем проведения экспертизы. Сумма полученного дохода относится к доходам будущих периодов и в течении 72 месяцев будет равными долями списываться в доход организации. Значит, сумма внереализационных доходов составит 166,66 руб.

2.              В случае если безвозмездно полученное имущество соответствует требованиям ст. 251 НК РФ суммой внереализационных доходов ООО "Топлекс", учитываемой при расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль за июль 2003 года будет рыночная стоимость 12 000 руб.


Ситуационная задача 5

По данным бухгалтерского финансового учета ООО "Диадема" в январе 2003 года были осуществлены представительские расходы в сумме 3000 рублей, связанные с официальным приемом представителей ООО "Юлис" с проведением обеда в ресторане и посещением выставки "Стройсиб-2003" для демонстрации образцов продукции ООО "Диадема" и установления взаимного сотрудничества.

По данным налогового учета за аналогичный период в качестве расходов отчетного периода была признана сумма представительских расходов в пределах установленного ст. 264 НК РФ норматива.

Расходы на оплату труда за отчетный период по данным налогового учета организации составили 50 000 рублей.

Сумма доходов, полученных ООО "Диадема" за июль 2003 года, по данным бухгалтерского учета и по данным налогового учета совпадает и равна 300 000 рублей.

Общая сумма расходов организации за июль 2003 года (за исключением упомянутой выше суммы представительских расходов) по данным бухгалтерского учета и по данным налогового учета совпадает и равна 180000 рублей.

Задание:

1.      Рассчитать и квалифицировать полученную ООО "Диадема" за январь 2003 года разницу в расходах по данным бухгалтерского финансового и налогового учета в  соответствии  с терминологией ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль".

2.      Рассчитать сумму расхождения условного налога на прибыль и текущего налога на прибыль за январь 2003 года.

3.      Квалифицировать рассчитанные в п. 2 расхождения как постоянное налоговое обязательство, отложенное налоговое обязательство или отложенный налоговый актив.

Решение:

1. Для целей гл. 25 НК РФ представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4 процента от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.

50 000 * 4% = 2 000 руб. – сумма представительских расходов, принимаемая для целей налогообложения.

Расходы по данным бухгалтерского (финансового) учета составят 3 000 руб.

по данным налогового учета 2 000 руб.

Разница составит (3 000 – 2 000) 1 000 руб.

В соответствии с ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», полученную разницу можно классифицировать как постоянные разницы – это доходы (расходы), формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) и не принимающие участия в формировании налоговой базы по налогу на прибыль


2. Организация по данным бухгалтерского учета в июле получила доход в размере 300 000 руб., и убыток в размере 180 000 руб., а в январе - убыток в размере 2 000 руб. Всего бухгалтерская прибыль составила 118 000 руб. (300 000 - 182 000).

На основании бухгалтерской прибыли за июль организация должна исчислить сумму условного расхода по налогу на прибыль:

Дебет 99, субсчет "Условный доход (расход) по налогу на прибыль" Кредит 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль"

- 28 800 руб. (120 000 руб. х 24%) - начислен условный расход по налогу на прибыль, возникший в прошлом отчетном периоде.

На основании бухгалтерского убытка за январь исчисляется сумма условного дохода по налогу на прибыль:

Дебет 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль" Кредит 99, субсчет "Условный доход (расход) по налогу на прибыль"

- 480 руб. (2000 руб. х 24%) - начислен условный доход по налогу на прибыль, возникший в данном отчетном периоде.

Общая величина "текущего налога на прибыль" по итогам II квартала составит 28 320 руб. [(28 800 - 480) или (118 000 руб. х 24%)]. Эта величина соответствует текущей задолженности организации в отчетном периоде перед бюджетом по налогу на прибыль.


3. Отложенное налоговое обязательство (ОНО), таким образом, - это отрицательная разница между реальным текущим налогом на прибыль и условным расходом по налогу, исчисленным с балансовой прибыли. Отложенное обязательство показывает, насколько нужно будет увеличить сумму этого "условного" налога в следующем за отчетным периоде (в последующих отчетных периодах).

Отложенный налоговый актив - это положительная разница между реальным, текущим налогом на прибыль и условным расходом по налогу, исчисленным из балансовой прибыли. Он показывает, на сколько можно будет уменьшить сумму этого "условного" налога в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах.

Постоянное налоговое обязательство (активы) образуется, когда у организации есть расходы или доходы, которые учитываются для целей бухгалтерского учета, но не включаются в расчет налога на прибыль.

Таким образом, расхождения, рассчитанные в п.2 можно классифицировать, как постоянное налоговое обязательство.



Список литературы


1.      Кударь Г.В.Себестоимость для целей налогообложения в 2002 г. – М.: Бератор – Пресс,  2002г.

2.      Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ принят ГД ФС РФ 16.07.1998 (ред. От 24.07.2002).

3.      Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: учеб. для ВУЗов. – М.: БЕК, 2001

4.      Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ принят ГД ФС РФ 16.07.1998 (ред. От 24.07.2002).

5.      Перов А.В. Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учеб. Пособие 2-е изд., перераб и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2003г.- 635с.

6.      ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов"