маг, а если пооедит в., то снизят налоги, иднако на выоорах может победить только один из двух (А. или В). Следовательно, или пони­зится курс ценных бумаг, или снизят налоги.

4. Если К. виновен, то П. дал ложные показания, а если П. дал ложные показания, то он будет наказан. Значит, если К. виновен, то П. будет наказан.

5. Если приговор вынесен при строгом соблюдении процессу­альных норм, то он признается законным. Приговор по делу Р. вы­несен с нарушением процессуальных норм. Следовательно, он не законен.

6. Если В. победит, то Г. займет второе место, а если В. не побе­дит, то Г. займет третье место. Но В. может или победить, или про­играть. Значит, Г. займет второе или третье место.

Задание 12. Законспектируйте тему «Индуктивные умозаклю­чения». (См., например: Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика. М., 2000. С. 162-182 или воспользуйтесь любым другим учебником по логике, содержащим данный раздел.)

Вариант 4 ^                          П-Т

Задание 1. Укажите, какие пары понятий представляют собой

отношение:

А — подчинения (первое понятие родовое);

В - подчинения (первое понятие видовое);

С—пересечения;

^ — соподчинения;

Е - противоречия.

1) а — турист, побывавший в Париже, б — турист, побывавший во Франции;

2) а - турист, не бывавший в Париже, б - турист, не бывавший во Франции;

3) а - человек, не имеющий права принимать участие в выборах органов государственной власти РФ, б - студент, не принимавший участия в выборах органов государственной власти;

4) а - медведь, участвовавший в цирковых представлениях,

/) а - человек, не имеющий права принимать участие в выоорах органов государственной власти РФ, б - студент вуза, получающий впервые образование этой ступени;

8) а - студент, соблюдающий правила проведения экзамена, б - студент, пользующийся шпаргалками во время экзамена; [Сту­дент].

Задание 2. Найдите круги Эйлера, соответствующие перечню понятий: студент; студент первого курса, студент очной формы обучения, совершеннолетний гражданин РФ.


Задание 3. Установите, какие перечни понятий соответствуют кругам Эйлера

1) писатель, американец, автор детективных романов, америка­нец, живший в XX веке;

2) медведь, обитатель зоопарка, медведь, живущий на воле, страус из Лондонского зоопарка;

3) учащийся, студент, учащийся вуза, учащийся государствен­ного учебного заведения;

4) норма, запрещающая норма, обязывающая норма, норма уго­ловного права;

5) депутат Государственной думы РФ, председатель Государ­ственной думы РФ, депутат представительного органа государ­ственной власти,писатель.

дификации и теории гражданского права.

3. Кикимора - существо женского пола.

4. Охра-минеральная краска желтого или красного цвета.

5. Самоучитель - учебник для обучения чему-либо. Задание 5*. Перечислите, какие деления понятий нарушают правила:

А - соразмерности;

В - проведения деления по одному основанию;

С - взаимоисключения членов деления.

1. Студенты первого курса делятся на добросовестно дежурив­ших в столовой и уклонившихся от дежурства.

2. Вузы делятся на институты и университеты.

3. Студенты делятся на успешно сдавших сессионные зачеты и подлежащих отчислению.

4. Федеральное собрание состоит из двух палат - Совета Феде­рации и Государственной думы.

5. Государственная власть в Российской Федерации делится на законодательную и исполнительную.

Задание 6. Пусть А - Арнольд проголосовал за законопроект, В - Билл проголосовал за законопроект, С - Саймон проголосовал за законопроект. Формализуйте приведенные ниже суждения. Для получившихся формул постройте таблицы истинности и укажите:

А - какие из них соответствуют приведенной ниже таблице;

В - какие являются тавтологиями (логическими законами).

А


я


с


Результат


И


и


и


Л


И


и


л


Л


И


л


и


и


И


л


л


и


л


и


и


и


л


и


л


и


л


л


и


и


л


л


л


и



1 Пп к-пяйнрй мрпр Сяймпн ипи Кипп ппогопосовапи за законо-

01 ЦЕЛОСТНОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ К ЦЕЛОСТНОЙ КУЛЬТУРЕ

Коэволюция общественных и природных систем, сочетание экологического и нравственного императивов. Антропный принцип и место человека в иерархической Вселенной.

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Контрольную работу, состоящую из четырех заданий, вы долж­ны сдать на проверку за две недели до зачета. При получении не­удовлетворительной оценки вас не допустят к зачету.

Контрольная должна быть выполнена в стандартной учениче­ской тетради, написана грамотно и разборчиво, иметь список ис­пользованной литературы (8-10 источников).

1.Заполните таблицу.

Основные открытия в естествознании

Область науки


Античность


Средние

века


Х1У-Х1Х вв.


XX в.


Фичика (асгрономия)










Химия










Биология










География











Ппилючание. Поедлагаемая таблица отражает лишь форму и по-

на каждом из четырех главных этапов развития естествознания.

Порядковый номер этана и его название (но имени ученого)


Его основной научный итог











3. Сформулируйте по одному вопросу, касающемуся каждого этапа развития естествознания, и дайте на него ответ.

Номер этапа развития естествознания


Вопрос


Ответ


I






II






III






IV







4. Кратко изложите (3-4 с.) одну из следующих тем:

«Гелиоцентрическая система мира и Аристотель»;

«Геоцентрическая система мира и Н. Коперник»;

«А. Эйнштейн и теория относительности»;

«Современные модели Вселенной и попытки построения единой физической теории».

ЛИТЕРАТУРА

Основная

(с грифом Министерства образования РФ)

Горбачев В. В. Концепции современного естествознания. М., 2003. Суханов А. Д., Голубева О. Н. Концепции современного естест­вознания. М.,2000.

Г"',.„„/,„ /"•   А    11А .--/.-,„--...•-. Г>  X/   ГУ-.-,-, /">  П /"1^,.„„,. „„.^„„„,„„„..„