маг, а если пооедит в., то снизят налоги, иднако на выоорах может победить только один из двух (А. или В). Следовательно, или понизится курс ценных бумаг, или снизят налоги.
4. Если К. виновен, то П. дал ложные показания, а если П. дал ложные показания, то он будет наказан. Значит, если К. виновен, то П. будет наказан.
5. Если приговор вынесен при строгом соблюдении процессуальных норм, то он признается законным. Приговор по делу Р. вынесен с нарушением процессуальных норм. Следовательно, он не законен.
6. Если В. победит, то Г. займет второе место, а если В. не победит, то Г. займет третье место. Но В. может или победить, или проиграть. Значит, Г. займет второе или третье место.
Задание 12. Законспектируйте тему «Индуктивные умозаключения». (См., например: Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика. М., 2000. С. 162-182 или воспользуйтесь любым другим учебником по логике, содержащим данный раздел.)
Вариант 4 ^ П-Т
Задание 1. Укажите, какие пары понятий представляют собой
отношение:
А — подчинения (первое понятие родовое);
В - подчинения (первое понятие видовое);
С—пересечения;
^ — соподчинения;
Е - противоречия.
1) а — турист, побывавший в Париже, б — турист, побывавший во Франции;
2) а - турист, не бывавший в Париже, б - турист, не бывавший во Франции;
3) а - человек, не имеющий права принимать участие в выборах органов государственной власти РФ, б - студент, не принимавший участия в выборах органов государственной власти;
4) а - медведь, участвовавший в цирковых представлениях,
/) а - человек, не имеющий права принимать участие в выоорах органов государственной власти РФ, б - студент вуза, получающий впервые образование этой ступени;
8) а - студент, соблюдающий правила проведения экзамена, б - студент, пользующийся шпаргалками во время экзамена; [Студент].
Задание 2. Найдите круги Эйлера, соответствующие перечню понятий: студент; студент первого курса, студент очной формы обучения, совершеннолетний гражданин РФ.
Задание 3. Установите, какие перечни понятий соответствуют кругам Эйлера
1) писатель, американец, автор детективных романов, американец, живший в XX веке;
2) медведь, обитатель зоопарка, медведь, живущий на воле, страус из Лондонского зоопарка;
3) учащийся, студент, учащийся вуза, учащийся государственного учебного заведения;
4) норма, запрещающая норма, обязывающая норма, норма уголовного права;
5) депутат Государственной думы РФ, председатель Государственной думы РФ, депутат представительного органа государственной власти,писатель.
дификации и теории гражданского права.
3. Кикимора - существо женского пола.
4. Охра-минеральная краска желтого или красного цвета.
5. Самоучитель - учебник для обучения чему-либо. Задание 5*. Перечислите, какие деления понятий нарушают правила:
А - соразмерности;
В - проведения деления по одному основанию;
С - взаимоисключения членов деления.
1. Студенты первого курса делятся на добросовестно дежуривших в столовой и уклонившихся от дежурства.
2. Вузы делятся на институты и университеты.
3. Студенты делятся на успешно сдавших сессионные зачеты и подлежащих отчислению.
4. Федеральное собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной думы.
5. Государственная власть в Российской Федерации делится на законодательную и исполнительную.
Задание 6. Пусть А - Арнольд проголосовал за законопроект, В - Билл проголосовал за законопроект, С - Саймон проголосовал за законопроект. Формализуйте приведенные ниже суждения. Для получившихся формул постройте таблицы истинности и укажите:
А - какие из них соответствуют приведенной ниже таблице;
В - какие являются тавтологиями (логическими законами).
А |
я |
с |
Результат |
И |
и |
и |
Л |
И |
и |
л |
Л |
И |
л |
и |
и |
И |
л |
л |
и |
л |
и |
и |
и |
л |
и |
л |
и |
л |
л |
и |
и |
л |
л |
л |
и |
1 Пп к-пяйнрй мрпр Сяймпн ипи Кипп ппогопосовапи за законо-
01 ЦЕЛОСТНОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ К ЦЕЛОСТНОЙ КУЛЬТУРЕ
Коэволюция общественных и природных систем, сочетание экологического и нравственного императивов. Антропный принцип и место человека в иерархической Вселенной.
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Контрольную работу, состоящую из четырех заданий, вы должны сдать на проверку за две недели до зачета. При получении неудовлетворительной оценки вас не допустят к зачету.
Контрольная должна быть выполнена в стандартной ученической тетради, написана грамотно и разборчиво, иметь список использованной литературы (8-10 источников).
1.Заполните таблицу.
Основные открытия в естествознании
Область науки |
Античность |
Средние века |
Х1У-Х1Х вв. |
XX в. |
Фичика (асгрономия) |
|
|
|
|
Химия |
|
|
|
|
Биология |
|
|
|
|
География |
|
|
|
|
Ппилючание. Поедлагаемая таблица отражает лишь форму и по-
на каждом из четырех главных этапов развития естествознания.
Порядковый номер этана и его название (но имени ученого) |
Его основной научный итог |
|
|
|
|
|
|
|
3. Сформулируйте по одному вопросу, касающемуся каждого этапа развития естествознания, и дайте на него ответ.
Номер этапа развития естествознания |
Вопрос |
Ответ |
I |
|
|
II |
|
|
III |
|
|
IV |
|
|
4. Кратко изложите (3-4 с.) одну из следующих тем:
«Гелиоцентрическая система мира и Аристотель»;
«Геоцентрическая система мира и Н. Коперник»;
«А. Эйнштейн и теория относительности»;
«Современные модели Вселенной и попытки построения единой физической теории».
ЛИТЕРАТУРА
Основная
(с грифом Министерства образования РФ)
Горбачев В. В. Концепции современного естествознания. М., 2003. Суханов А. Д., Голубева О. Н. Концепции современного естествознания. М.,2000.
Г"',.„„/,„ /"• А 11А .--/.-,„--...•-. Г> X/ ГУ-.-,-, /"> П /"1^,.„„,. „„.^„„„,„„„..„