Гражданское общество

(Версия В.И.Зоркальцева)

Гражданское общество - это устойчивая система социальных отношений и определяющих их общественных интересов, отражающих эти интересы идей и реализующих их организаций, возникающая на определенном, исторически обусловленном этапе развития социума и инкорпорированных в нем индивидов.

Западная общественная мысль связывает становление гражданского общества с формированием свободного рынка, обеспечивающего экономическую независимость всех субъектов социума и их гражданскую суверенность в обществе, освобождающемся от феодально-тоталитарных запретов и ограничений.

Но возможна и модель, основанная на признании ведущей роли духовных факторов возвышения человеческой личности и становления социальных отношений, обеспечивающих свободу индивидуума.

По мнению большинства исследователей развитого, полноценного гражданского общества, гарантирующего суверенитет личности и целостность справедливо устроенного социума, нет ни в одной из стран.

В СССР предпринималась попытка создания такого общества, но она была сорвана необходимостью создания мобилизационной экономики, отражения внешней угрозы и, как следствие, сохранением господствовавших в дореволюционной России авторитарно-бюрократических тенденций, порождавших отчуждение личности от реализации не только общественно-осознанных, но нередко и частных интересов.

Этатические искажения социалистической доктрины порождали выдвижение на первый план в дихотомии "гражданское общество - государство" именно второго элемента, хотя, как известно, общество возникло на десятки тысяч, а то и сотни тысяч лет ранее, чем государство.

Гражданское общество - это система самоограничения всевластия государства, способного, по выражению Т.Гоббса, стать Левиафаном, не замечающим индивидуальные интересы. В то же время гражданское общество не противостоит государству, как, например, анархия, а взаимодействует с ним. К.Маркс в своих ранних оценках гражданского общества отождествлял его с базисом (не только экономическим, но и всем общественным). Государство же всегда рассматривалось им как важнейшая составная часть надстройки, создаваемой базисом и влияющей на него.

Нынешняя правящая элита России сводит роль государства к надзорно-регулирующим функциям, предполагая сделать главным гарантом реализации частных интересов именно гражданское общество, которое еще только формируется. Но только во взаимодействии с правовым, демократическим, социальным государством, существование которого провозглашено в Конституции РФ, такое общество в состоянии развернуться и реализовать свою главную цель - обеспечить народный суверенитет во всех сферах общественной жизни.

Именно в этом взаимодействии гражданское общество способно выполнить свои функции, связанные с осуществлением как общегражданских, так и частных интересов, посредством объединения усилий всех социальных слоев и развития творческой энергии народа (или хотя бы его большинства).

Этим функциям соответствуют разнообразные институты гражданского общества, устойчивые связи между которыми обеспечиваются целостностью и тождественностью его структуры.

Наличие устойчивой структуры гражданского общества создает его новые качества, формирует его дополнительные институты. Возникают и новый уровень самосознания людей, и их новые возможности  в осуществлении своего общественного суверенитета.

Гражданское общество, обладающее определенным гармонизирующим началом, противостоит открытому обществу, как симфония противостоит какофонии. Здесь проходит водораздел между либеральными и подлинно научными трактовками гражданского общества. В России осуществляемое властями гибкое, планомерное укрепление существующего государства возможно лишь через всемерное развитие гражданского общества, а становление и оптимизация последнего требуют устойчивого взаимодействия с государством, сохраняющим и укрепляющим свой правовой, демократический характер.

I. Место гражданского общества в структуре современного  мегасоциума

При этом экономика охватывает все стороны материальной жизни, в том числе регулируемые государством или управляемые институтами гражданского общества (например, монастырская экономика). Государство - это политическая и правовая система, охватывающая сферу публичных отношений. Гражданское общество - сфера частных отношений и их взаимодействия с публичными. Семейные отношения относятся к этой же сфере, но существуют они независимо от гражданских отношений и поэтому в настоящей схеме не рассматриваются (хотя некоторые ученые включают современную семью в состав институтов гражданского обществ). И, наконец, сфера духовности и культуры. Духовность - отражение всех общественных отношений в сознании. Культура подразделяется на две мощных подсистемы: материальную культуру и духовную культуру. Первая теснее всего связана со вторым сектором (экономикой). Вторая - с остальными. Притом политическая культура, рождаемая первым сектором (государством), неотделима и от третьего сектора, а гражданская культура, формируемая третьим сектором (гражданским обществом), пронизывает и первый сектор. Поэтому духовность, образование, культура в самостоятельные сектора не выделяются, как и наука, относящаяся различными своими сторонами к каждому из них. Религия, идеология, нравственность также внесекторальны. Они одинаково проявляют себя во всех секторах современного мегасоциума.

II. Типология гражданского общества

Ростки гражданского общества в докапиталистическую эпоху


Гражданское общество утверждающегося капитализма


Гражданское общество классического капитализма

Зарождение и развитие идеи гражданского общества. Возникновение его предпосылок. Формирование первых институтов гражданского общества. Культурно-цивилизационное многообразие его типов и первый опыт их взаимодействия.


Основные черты западного типа гражданского общества и этапы его становления. Революционная роль гражданского общества. Свободный рынок, суверенность личности, демократия как важнейшие постулаты гражданственности, противостоящей феодальному подданичеству и деспотизму.


Торжество третьего сословия. Апофеоз частно-собственнических инстинктов. Классовые антагонизмы в гражданском обществе классического типа. Его историческая ограниченность. Ускорение цивилизационных процессов. Формально-юридическая институциализация гражданских отношений.


Гражданское общество эпохи общего кризиса капитализма


Зарождение гражданского общества народно-демократического типа


Ростки трудового коллективистского гражданского общества в СССР и странах народной демократии

Эпоха общего кризиса капитализма. Монополии вместо свободной конкуренции. Искажение демократических моделей. Рост тоталитарных тенденций. Фашизм - античеловеческий вызов гражданскому обществу.


Массовые народные движения за волю, равенство и братство. Идея гражданского общества в социалистических доктринах. Классовая борьба - от разрушения к созиданию. Устремленность к коммуналистскому устройству. Парижская Коммуна, Советы 1905-1917 гг. , поземельная община, рабочие артели, народные кооперативы,. профсоюзы, ассоциации товарищеской взаимопомощи, культурно-просветительные общества, религиозные общины.


Самая народная революция в истории человечества. Советская власть как политическая форма народоправства. Через диктатуру трудовых слоев к бесклассовому обществу. Мобилизационная система и ее тоталитарные издержки. Своеобразие гражданского общества в европейских странах народной демократии. Причины его краха.


Социал-демократический тип гражданского общества


Специфические модели гражданского общества в странах Востока


Евразийский тип гражданского общества

Симбиоз либерально-демократического и народно-демократического типов гражданского общества. Социал-демократические модели открытого общества, общества всеобщего благоденствия, смешанной экономики, плюралистического

политического устройства, деидеологизации. Переплетение неолибералистских и социал-реформистских тенденций как отражение реальных жизненных процессов современного западного гражданского общества.


Восточный деспотизм - разновидность тоталитарного устройства. Своеобразие общинных и других трудовых коллективистских отношений в условиях восточной деспотии. Застойный характер общественного развития. Народные движения. Появление просвещенной интеллектуальной элиты . Гражданского общество религиозной окраски. Традиционалистский уклад. Либерально-традиционалистские модели. Попытки совмещения элементов гражданского общества с военной диктатурой. Народно-демократический тип в  условиях Востока.


Выравнивание уровней развития восточных и западных стран - условие устойчивости современной мировой цивилизации. Попытки Запада насадить свои модели гражданского общества в регионах  Востока и Африканского Юга. Стремление народов этих регионов сохранить свою самобытность. Евразийский тип гражданского общества как рождающийся феномен, свидетельствующий о возможности взаимоприемлемой и для Запада, и для Востока социально-политической и духовно-идеологической интеграции. Гражданское общество в странах Востока против международного терроризма.


Модели гражданского общества в эпоху глобализации





Коренное изменение направлений и механизмов общественного развития в глобализируемых государствах. Опасность неоимпериализма. Конвергенция как способ выработки общих моделей гражданского устройства. Общество будущее как глобальное содружество всех народов, взаимодействующих на основе принципов равноправия, суверенности и взаимного доверия. Роль ООН в создании всемирного гражданского общества демократического и ненасильственного типа.






III. Структура гражданского общества

Гражданские отношения


Духовно-нравственные основы гражданского общества


Традиции и глобальные влияния

Гражданские отношения как результат взаимодействия частных и публичных (общезначимых) интересов. Корпоративные интересы и механизмы их состыковки с гражданскими и частными интересами. Система гражданских отношений и ее влияние на политические, экономические и духовно-идеологические отношения. Патриотизм как образ жизни и высшее духовное качество гражданина. Негражданское в гражданском обществе.





Духовность и нравственность - составная часть гражданского общества, важнейшая ее основа и скрепа. Духовно-нравственная деградация в условиях ослабления гражданского общества. Возрождение духовно-нравственных основ - столбовая дорога в благодатное будущее России.


Неотделимость традиций и глобальных влияний от духовно-нравственных основ гражданского общества. Отказ от прогрессивных традиций, забвение или поругание их, как и автаркия, самоизоляция - источник гражданских кризисов и потрясений. Обновление гражданского общества с учетом достижений других народов и сохранение сокровенного, родового - защитный экран от асоциальных и других проявлений антиобщественного экстремизма.

Экономические основы


Классовый состав населения и социальная стратификация в гражданском обществе


Лидерство

Свободная рыночная экономика - исходная точка формирования полноценного гражданского общества. Плановое регулирование как отражение воли и устремлений его субъектов. Гибельное воздействие на гражданское общество монополии частной собственности и подчинения всей экономики административному диктату государства. ГМК  и ТНК против полноценного гражданского общества. Экономическая интеграция на основе роста гражданского взаимопонимания и солидарной помощи каждому нуждающемуся в ней индивиду. Возрастание роли духовного фактора развития экономики в условиях информационной революции и глобализации.


Граждане - полноправные субъекты гражданского общества. Их социальная организация в условиях его плюралистического устройства. Общественная гомогенность - цель гражданского развития в современных условиях. Социальная стратификация как объективный процесс структуризации общества, преодолевающего сословную или классовую разобщенность. Средний класс и его перспективы в России.


Несовместимость гражданских отношений с превращением социальных верхов в устойчивую обособленную элиту. Гражданское лидерство как социальный и политический феномен. Подвижность граней, выделяющих лидеров в авангардную часть общества. Система прямых и обратных связей между лидерами и ведомыми. Смена поколений и обновление лидерских эшелонов.


Демократические механизмы


Правовые гарантии и ограничения


Способы взаимодействия с государством

Демократия как решающий фактор устройства гражданского общества. Распространение ее на всю систему гражданских отношений, на образ жизни людей. Несостоятельность предположений об отмирании демократии, как и гражданского общества, в безгосударственную эпоху. Демократизация - способ передачи функций управления гражданским обществом его институтам.


Право как инструмент регулирования гражданского общества со стороны государства. Выражение воли народа в законодательных актах - высшее проявление демократической природы государства, его неотделимости от гражданского общества любого типа. Взаимодействие правовых и духовно-нравственных норм в гражданских отношениях.


Конституция как основной закон, регулирующий взаимоотношения между государством и гражданским обществом. Парламент, другие представительные органы власти - инструмент, обеспечивающий их взаимодействие. Воля народа, обязательная как для государства, так и гражданского общества, - главный механизм направления усилий того и другого к достижению общих целей. Личность, индивид, выступающий как субъект и политических, и гражданских отношений.


Механизмы инкорпорирования личности в систему гражданских отношений


Политическая культура гражданского общества



Гражданское общество - творение личности, а не абстрактной мысли или юридической системы. Преодоление отчуждения личности от общественных дел в гражданском обществе. Состыковка частных и публичных интересов индивида. Формирование гражданских качеств у тех, кто еще не прошел достаточно успешно школу гражданского воспитания. Подчинение интересам личности деятельности всех гражданских и политических институтов, воздействие на экономику во имя обеспечения ее социальной ориентации.


Гражданская культура - решающий фактор, обеспечивающий устойчивость и самосовершенствование гражданского общества. Политическая культура как составная часть гражданской культуры. Опосредованное воздействие гражданского общества на политику и политические институты через политическую культуру. "Политическое животное" Аристотеля - это и есть современный просвещенный человек, обладающий всеми свойственными гражданину качествами: от любви к Родине до высокой нравственности, трудолюбия и профессионализма.




IV. Институты гражданского общества

Система прав и свобод человека и гражданина


Представительные

органы власти


Выборы и референдумы

Система прав и свобод человека и гражданина - главный институт гражданского общества, отражающий его важнейшую функцию: обеспечивать народоправство и суверенность личности. Взаимодействие с этой системой всех остальных институтов гражданского общества. Незавершенность их институциализации до полного развертывания этой системы.


Эти органы являются либо государственными, либо фактически не отделимыми от государственных структур органами местного самоуправления. Но, будучи представительными, они в наибольшей степени, чем остальные органы власти, зависят от гражданского общества. Потому их также можно рассматривать как каналы воздействия  последнего на государство.



Это решающий способ воздействия гражданского общества на государство. По Конституции РФ выборы и референдумы - высшее проявление демократизма государственного устройства, народовластия. Через них народ осуществляет свое волеизъявление

Политические партии


Оппозиция как феномен гражданского общества


Общественные объединения

Политические партии - ведущая политическая сила гражданского общества, способные быть и общегражданскими лидерами, даже народными авангардами. Одновременно партии - связующее звено между гражданским обществом и властью. Партийная система и ее особенности в России. Неразвитость партийных отношений при наличии формально-юридической многопартийности.



Оппозиция - тень власти. Российское законодательство о механизмах функционирования легитимной оппозиции. Типы оппозиционных объединений. Оппозиция конструктивная и экстремистско-разрушительная. Положение в оппозиционном лагере и перспективы оппозиции в России.


Общественные объединения - основная ячейка гражданского общества. Их деятельность обеспечивает интеграцию гражданских устремлений всего населения страны. Типы общественных объединений и правовые механизмы регулирования их усилий по развитию гражданских отношений, удовлетворению частных и публичных интересов граждан.

Профсоюзы


Кооперация


Трудовые коллективы

Самые массовые общественные объединения, защищающие профессиональные интересы граждан, помогающие им бороться за создание благоприятных условий труда и быта при исполнении ими профессиональных обязанностей или в связи с таким исполнением.


Кооперация - добровольное объединение граждан, занимающихся определенными видами экономической деятельности. Будучи независимой от государственных и частных коммерческих организаций, она входит в систему институтов гражданского общества, обеспечивая его соединение со вторым сектором общего мегасоциума.



При Советской власти трудовые коллективы были важнейшими ячейками политической и социальной структуры общества. В настоящее время их роль ограничена. Но без их возрождения невозможно достижения достаточно высоких рубежей в строительстве гражданского общества.


Религиозные объединения


Благотворительные организации


Ассоциации вкладчиков

Религиозные организации социализируют верующее население страны. И общество, и государство заинтересованы в том, чтобы эти организации формировали гражданские качества у своей паствы. Подавляющее большинство действующих в России конфессий (за исключением отдельных сект) озабочено необходимостью духовно-нравственного оздоровления населения, что способствует укреплению духовно-нравственных основ гражданского общества.


Благотворительные организации помогают нуждающимся, в первую очередь, социально не защищенным людям, а также объединяют тех граждан, которые готовы пожертвовать своим временем, имуществом и средствами для улучшения жизни обездоленных. Это способствует формированию гражданских качеств и у тех, кому помогают, и у тех, кто помогает.


Ассоциации вкладчиков сами взялись за восстановление нарушенной справедливости, когда российское государство в эпоху либеральных реформ обесценило их вклады и не выплатило им даже минимальной компенсации за утраченные трудовые сбережения. Попытки государственных структур хотя бы частично решить эту наболевшую проблему необходимого эффекта не дают, и сами пострадавшие граждане объединяются, чтобы сообща отстоять свои права. По типу этих ассоциаций возможно создание и других объединений жертв совершенного при попустительстве властей обмана и других противоправных махинаций.


Женские движения


Другие некоммерческие организации


Культурно-просветительные и спортивные общества

Женщины являются лучшей и большей частью человечества. Но их общественная активность скована устаревшими семейными отношениями. Развитие самосознания женщин, их гражданской суверенности и творческой энергии - цель гендерного движения, которое развертывается и в России.


Спектр существующих в России НКО чрезвычайно широк. Они объединяют граждан, главным образом, по их частным интересам, обеспечивая взаимодействие таких интересов с публичными и помогая людям проявить свои творческие способности в самых различных сферах общественной жизнедеятельности.


Одной из разновидностей НКО являются культурно-просветительные и спортивные общества. Их задача - добиться не только самореализации частных интересов граждан, но и вовлечь в культурно-просветительную и спортивную деятельность массы людей, а также денежные и иные средства, необходимые для развития этой деятельности в общефедеральном и региональном  масштабах.


Воспитательно-педагогические организации


Оборонно-патриотические и правоохранительные общественные организации


Детские и молодежные общественные организации

Воспитательно-педагогические организации привлекают внимание общества и всех его структур к проблемам воспитания молодого поколения, инициировать усилия в этой области и общественности, и государственных органов.


Этот тип общественных объединений наиболее тесно связан с деятельностью государственных структур. В них готовятся профессионально подготовленные защитники Отечества и правового порядка в стране. Работа данных объединений пользуется большой популярностью у населения, особенно среди молодежи.


Детские и молодежные организации, продолжая традиции комсомола и пионерии, ставят перед собой цель формирования активной гражданской позиции у молодого поколения, от усилий и способностей которого будет в конечном счете зависеть исход всей работы по строительству гражданского общества в нашей стране.




Ветеранские организации


Общественные организации здравоохранения


Независимые СМИ

В цивилизованном обществе по положению стариков судят об уровне гражданских отношений. В России этот уровень низок. Поэтому как нигде велика роль ветеранских организаций, решающих не только проблемы старшего поколения, но и активно участвующих в демократизации страны, формировании в ней гражданского общества.


Общественные организации здравоохранения призваны способствовать формированию здорового образа жизни граждан, освобождению общества от таких опаснейших социальных болезней как наркомания, алкоголизм, табакокурение, половая распущенность и т.д.


СМИ по праву считаются четвертой ветвью власти. И когда они являются независимыми от государства, общество получает мощное оружие борьбы за реализацию своих интересов, ограничение административно-бюрократического и

криминального давления на него. К сожалению, в РФ деятельность независимых СМИ не защищена в достаточной мере правовыми механизмами от чиновничьего произвола.

Автономные университеты и другие учебные заведения


Академические учреждения и научно-исследовательские центры


Научные и научно-технические общества

Высшие учебные заведения в дореволюционной России пользовались широкой автономией. Эта их роль восстанавливается в современных условиях. Во всем мире университеты и другие влиятельные учебные заведения активно воздействуют на формирование гражданского общества.


При Советской власти Академия наук и отраслевые академии превратились, по сути дела, в государственные органы, хотя по своему юридическому статусу они относились к числу учреждений, занимавших промежуточное положение между гражданским обществом и государством. Сейчас традиционная роль академических учреждений как ячеек гражданского общества восстановлена. К ним примыкают различные аналитические и информационные фонды и ассоциации, не являющиеся государственными, но оказывающими значительное влияние на процессы формирования и государственной политики, и структур гражданского общества.



Объединениями ученых различных отраслей знаний являются научные и научно-технические общества. Они направляют усилия научной и технической интеллигенции на решение перспективных задач развития всех общественных институтов, в том числе и институтов гражданского общества.




Творческие союзы и ассоциации работников культуры


Фонды


Общественные объединения предпринимателей

Большое влияние на формирование гражданского общества оказывает творческая интеллигенция: писатели, публицисты, артисты, музыканты, художники и т.д. Их называют властителями душ народа. Потому традиционно творческие объединения мастеров литературы и художественного творчества шли в авангарде строителей и защитников гражданского общества. Их голос становится все более слышимым и в современной России.


Фонды создают возможность общественного контроля за расходованием средств, идущих на нужды гражданского общества, группируют вокруг своих структур граждан, помогают им проявлять творческую активность в различных сферах общественно-полезной деятельности.


Общественные объединения предпринимателей, не преследующие коммерческие цели, также активно воздействуют на процесс формирования и функционирования гражданского общества. В данной схеме и они выделены в самостоятельный общественный институт.






Землячества и национальные диаспоры


Объединения граждан по месту жительства и общественные органы местного самоуправления


Общественные клубы и самодеятельные ассоциации

Землячества и национальные диаспоры укрепляют федералистские отношения, скрепляющие единство региональных субъектов Федерации. Но эти отношения не только государственно-политические, но и общественно-гражданственные, обеспечивающие общность гражданства всего населения России. К тому же строят они свою работу, по преимуществу, на общественных началах, что также превращает их в один из общественных институтов.


Пока слабо проявляют себя, особенно в крупных городах, общественные объединения граждан по месту жительства. В сельской местности ряда регионов сохранились еще спорадические остатки общинных отношений. В городах же соседи зачастую живут изолированно. Но жизнь заставляет тянуться друг к другу. И в этом случае частные интересы, став публичными, приобретут общезначимый характер.

Общественные органы местного самоуправления также объединяют граждан по месту жительства. Их роль была велика и при Советской власти. Сейчас эта роль возрождается.


Это большая группа НКО. Политическая составляющая их деятельности в основном невелика, ибо политические клубы, скорее всего, относятся к протопартиям. Некоторые из них действительно стали зародышами новых политических партий. Объединяют людей данные клубы и ассоциации главным образом по их интересам (филателисты, коллекционеры, путешественники и т.д.). Но и в этом случае устойчивость созданного объединения, размах и эффективность проделанной работы, рост численности превращают частные интересы их членов в общественно значимые.



Группы давления


Правозащитные объединения


Природоохранные общественные организации

Лоббистские группы уже фактически официально действуют в представительных органах власти. Есть, конечно, они и при исполнительных, а, не исключено, и при судебных органах. Однако деятельность их сплошь и рядом является подковерной, что разлагающе влияет на соучастников того или иного процесса в гражданском обществе. Вывести группы давления из удобной для полукриминальных элементов тени - актуальная задача, решаемая российскими законодателями.


Пока еще малочисленные, но очень влиятельные и авторитетные правозащитные объединения активно воздействуют на процесс формирования гражданского общества, вовлекают другие общественные объединения и неорганизованную часть общественности в правозащитные акции. К сожалению, как показал опыт, строить оказалось труднее, чем разрушать. И в последнее время активность правозащитных объединений стала спадать, что, несомненно, отвлекло внимание определенных групп населения от решения проблем строительства гражданского общества и укрепления его институтов.


Природоохранные общественные организации также пока еще не являются заметными . Тревога же населения из-за ухудшения экологической ситуации растет. А ведь именно в деятельности по охране окружающей среды и возможна наиболее  быстрая и полная состыковка частных и публичных интересов.

Общества культурного сотрудничества и связи с зарубежными странами


Российские зарубежные диаспоры


Система таких обществ существует во всем мировом сообществе. Цель этих обществ - установление прямых контактов общественности с зарубежными  коллегами, друзьями и партнерами в интересах укрепления начал гражданского общества во всех странах.


Миллионы соотечественников живут за рубежом. Российские зарубежные диаспоры объединяют их и организуют вокруг задачи построения гражданского общества в России и оптимизации гражданских отношений в странах проживания российских соотечественников.





Предлагаемые схемы носят условный характер. В действительности, и система взаимодействия гражданского общества со всеми элементами мега-социума, и типология этого общества, и его структура, и механизм реализации его функций через общественные институты намного сложнее и многообразнее. Гражданское общество - это живой организм, создаваемый самими людьми в соответствии со своими интересами и представлениями о доминантах жизненного мира. Оно находится в постоянном развитии, подвергается воздействию самых разнообразных факторов. В силу этого очень трудно провести четкую грань между гражданскими отношениями и другими элементами (компонентами) социума. Последний вполне можно назвать мега-социумом, так как употребляемое в науке выражение "социентальная общность (сообщество)" не совсем точно, потому что, по признанию большинства ученых, понятие "общность " не является тождественным слову "общество". Общность, сообщество - это совокупность связанных общими интересами, традициями, идеологическими ориентациями людей, а общество - система отношений между его ячейками и отдельными индивидами.

Личность, рассматриваемая как отражение тенденций общественного развития, рождается всей совокупностью таких отношений и потому справедливо рассматривается как важнейший, определяющий субъект гражданского общества, непосредственно объединяющий его с жизненным миром.

Государство же как система объединяется с жизненным миром в первую очередь через административно-правовые нормы, сплошь и рядом являющиеся формальными, не отражающими подлинных жизненных интересов людей. Отсюда и первичность гражданского общества по отношению к государству. Хотя, казалось бы, последнее возникло намного раньше, чем гражданское общество, но современное демократическое государство создано именно  гражданским обществом и на него такое государство опирается, стремясь быть органом волеизъявления народа.

Три отмеченных в схеме I общественных сектора тесно взаимодействуют друг с другом, даже взаимопроникают один в другой. Ведь субъектами этих секторов являются, по сути дела, одни и те же граждане, в первую очередь, социально активные. И сплошь и рядом в реальной жизни они не разделяют свою деятельность на гражданскую, государственно-публичную и экономико-рыночную или производительную.

Так же обстоит дело и с типами гражданского общества. В реальной жизни их элементы переплетены, дополняют друг друга. В России, например, в настоящее время есть ростки большинства из отмеченных в таблице II типов гражданского общества.

В таблице  III раскрыта структура самого гражданского общества. Отражена и иерархическая зависимость отдельных компонентов структуры. Главное, конечно, это гражданские отношения, формируемые интересами и отражающиеся в идеях и доктринах. "Китами", на которых стоит гражданское общество, являются экономика, духовно-нравственные основы, традиции и глобальные влияния, социальные страты, воздействующие на гражданские отношения.

В основе организационных механизмов, действующих в рамках гражданского общества, лежат демократические  принципы и система гражданского лидерства, формируемого субъектами гражданских отношений. Это общество не может существовать вне правовой системы, которая закрепляет способы взаимодействия гражданского общества с государством, властные функции первого, способы его воспроизводства и защиты, механизмы инкорпорирования личности в систему гражданских отношений.

Неотделима от гражданского общества и политическая культура, являющаяся важной составной частью гражданской культуры, охватывающей и скрепляющей все элементы структуры гражданского общества. Именно культура придает социуму цивилизованный характер, а рождение и утверждение гражданского общества - это свидетельство достижения социумом высших этапов цивилизации, отделяющей его от первобытной дикости.

В таблице IV представлены институты гражданского общества. Самый главный из них - система прав и свобод человека и гражданина, закрепленная в РФ на конституционном уровне. Деятельность ряда институтов регулируется специальными законодательными актами (политические партии, общественные объединения, профсоюзы, кооперация, религиозные объединения, благотворительные организации, ассоциации вкладчиков, творческие союзы, представительные органы власти, общественные органы местного самоуправления и некоторые другие). Разработаны, но так и не введены в действие законы о правах оппозиции, о трудовых коллективах, о фондах, о лоббистских группах. Принят и действует закон о некоммерческих организациях. К их числу относятся большинство существующих в стране общественных объединений (375 тысяч).

Но есть некоммерческие общественные структуры, которые в известных пределах занимаются коммерческой деятельностью. Это  культурно-просветительные и спортивные общества, независимые СМИ, учебные заведения, академические учреждения, научно-технические общества, общественные организации здравоохранения, общественные объединения предпринимателей. Для регулирования их работы также нужны специальные законы. Воспитательные общественные организации, детские и молодежные объединения, оборонно-патриотические и правоохранительные общественные организации, общественные клубы и самодеятельные ассоциации также связывают свою деятельность с осуществлением некоторых коммерческих акций.

 И, наконец, землячества, национальные диаспоры, объединения граждан по месту жительства, природоохранные организации, правозащитные объединения, хотя и являются чисто общественными организациями, но тоже нуждаются в специальном правовом регулировании  из-за особенностей их деятельности по сравнению с другими общественными объединениями.

Опыт показывает, что правовая институциализация всех социальных институтов необходима для обеспечения их устойчивости и результативности. В этой связи хотелось бы отметить работу в области формирования правовых основ деятельности этих институтов членов и экспертов Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций депутатов Госдумы В.В.Борщева, И.Б.Зубкевич, В.А.Лепехина, Г.П.Старовойтовой, известных ученых А.С.Автономова, Н.Ю.Беляевой, С.А. Боголюбова, сотрудников аппарата Комитета Г.П.Бодренковой, В.В.Воробьева, З.К.Заббаровой, М.Э.Иванян, В.Ф.Кульчицкого, В.С.Полосина, Е.А.Санниковой и других. При их активном участии подготовлены  очень важные для становления гражданского общества законопроекты "Об общественных объединениях", "О профессиональных союзах", "О свободе совести и религиозных объединениях", "О некоммерческих организациях", "О творческих союзах", "О политических партиях", "О благотворительных организациях", "О гарантиях прав оппозиции", "О фондах", "О трудовых коллективах", об ассоциациях вкладчиков (5 законодательных актов), "О лоббистских группах", об участии правозащитных организаций в контроле за работой пеницентиарных учреждений, "О запрещении пропаганды фашизма в Российской Федерации", "Об обращениях граждан", "О собраниях, митингах, демонстрациях и пикетировании" и ряд других, большинство которых приняты Государственной Думой, поддержаны Советом Федерации  и после необходимой доработки подписаны Президентом РФ.

Различные аспекты теории и истории гражданского общества раскрыты в сотнях капитальных трудов, созданных мыслителями разных стран.

Европейская традиция заложена великими философами и правоведами, начиная от Аристотеля и кончая Марксом и Энгельсом. Российская политико-правовая мысль не только следовала этой традиции, но и вырабатывала собственные представления об оптимальных типах, механизмах и институтах гражданского общества. При Советской власти исследование данной проблемы фактически прекратилось, так как согласно марксистской доктрине и государство, и гражданское общество - всего лишь кратковременные этапы на пути созидания всемирного бесклассового и безгосударственного коммунистического общества, которое начинается после победы социальной революции рабочих и крестьян. Однако сначала был признан длительный характер сохранения государства при социализме, а затем все отчетливее выдвигалась проблема теоретического осмысления проблем гражданского общества, мощные ростки и устойчивые элементы которого существовали в СССР, особенно в условиях демократического реформирования его политической системы.

В настоящее время российские исследователи активно изучают эти проблемы. Научная работа в данной области ведется многими философами, социологами, политологами, юристами, экономистами, историками. В готовящемся сайте будет дана характеристика первых результатов этой работы.

Предложенные на данном сайте схемы призваны стать предметом обсуждения в Интернете с целью определения оптимальных параметров и структур гражданского общества, формируемого в Российской Федерации. Они предназначены также для того, чтобы помочь интеграции усилий различных институтов гражданского общества, особенно некоммерческих организаций (НКО), по созданию корпоративной системы, способной взять на себя ведущую роль в оптимизации процесса гражданского строительства. Причем в условиях перехода от постиндустриального к информационному обществу, охватившего весь мир, именно Интернет в состоянии объединить и сгруппировать все накопленное общечеловеческим опытом становления и функционирования институтов гражданского общества, способных стать самостоятельными сотовыми ячейками всемирной информационной паутины, делающей человечество, наконец-то, единым социумом.

Портал "Россия: институты гражданского общества" позволяет вести накопление материала, раскрывающего реальный опыт, не жертвуя при этом итогами ни одного заседания "круглого стола", ни одной научной конференции. Любая мысль, прозвучавшая на них, станет доступной для самой широкой аудитории. Сделаются доступными для любого читателя публикации СМИ. Станет возможным вывести диалог власти и общества на новый технологический и психологический уровень, рационализировать взаимодействие разных ветвей и рангов власти между собой, обеспечить общественный контроль за деятельностью власти.

Посредством широкого экспертного опроса актуализируется научно-исследовательская деятельность.

Обеспечится накопление, переработка и анализ информации в рамках гражданского общества, а также прямой канал взаимодействия с его институтами. Станет возможным получение формально-объективной информации, владение потоком позитивных предложений и негативных сигналов; свободный обмен мнениями (всероссийский мозговой штурм) по широкому спектру проблем, представляющих интерес для общества и для власти.

Для институтов гражданского общества будет облегчен доступ к информации и инструментам влияния на принимаемые решения:

формально-объективной информации; электронным голосованиям и рейтингам представителей власти, участию в анализе независимых экспертных оценок; прямому диалогу с лицами, принимающими решения.

В конечном итоге возникнут новые предпосылки интеллектуализации общества, без чего невозможна его информатизация.